«Тварь из Черной Лагуны» – это просто настоящий культ для жителей Америки. Этот фильм даже попал в список пятидесяти самых важных фильмов для жанра научной фантастики и хоррора. На первый взгляд совсем не примечательный фильм, абсолютно не выделяющийся из толпы конкурентов, но это только на первый взгляд. Если капнуть глубже, то можно заметить и то, откуда растут ноги у множества современных слэшеров. Как вам идея одинокого монстра, потихоньку убивающего главных героев фильма? На этой идее позже выросли такие мастодонты жанра, как «Чужой», «Хищник» и многие другие. У картины есть стиль. Его наличие не сразу замечаешь – первые минут двадцать смотреть кино не шибко интересно, но когда начинается само действие, то ты буквально замираешь в предвкушении будущего действия. Невероятно впечатляющая развязка – вот одна из причин популярности этого фильма, да, пожалуй, и основная причина. Что характерно для пятидесятых, фильм просто изобилует разнообразными штампами и клише. Это и абсурдность действий персонажей, и малобюджетные костюмы, и главная героиня, которая всегда спотыкается в самый ненужный момент. Но это даже не раздражает, а умиляет. Такого мы уже никогда не увидим, а жаль, ведь это приносит особую атмосферу в картину, передает тот настрой, который заставляет зрителя досмотреть фильм до конца. Актеры играют очень наивно, но, в то же время, хорошо передают те эмоции, мысли и чувства, которыми их наделили создатели. Диалоги весьма неплохи, нет глупой отрешенности от общего действия, как в некоторых других подобных картинах. Присутствует здесь несколько интересных сцен, которые вызывают стойкое чувство дежавю. Когда подводный монстр наблюдает за купающейся девушкой, то уже и четко вспоминаешь, что схожая сцена была в знаменитых «Челюстях». Теперь каждый поймет, чем вдохновлялся Спилберг при создании оного шедевра. Тот самый случай, когда возраст фильма пошел ему только на пользу. Смотреть стоит в обязательном порядке - классика, как она есть. 9 из 10
Есть в старых добрых фильмах какая-то магия: как нас ни оглушают, ослепляют и ошарашивают современные спецэффекты, где-то в глубине души живет теплое, нежное чувство к этим камерным, незамысловатым, во многом наивным, но таким привлекательным в своей простоте сказочкам о разных там чудищах-страшилищах самого разного калибра, выползающих, выплывающих и выходящих на экраны со времен появления приснопамятной и незбавенной обезьянки по имени Кинг Конг, грозно рыкнувшей на зрителя в далеком 1933 году. 'Тварь из Черной лагуны' недаром носит гордое звание образца жанра, ибо фильм по сюжетной композиции, смысловой и логической составляющей, актерской игре и, наконец, по степени эмоционального воздействия выдержан в лучших традициях кинематографа. Когда речь идет о качественном кино, то мы говорим о традициях, в случае с низкопробными поделками - о шаблонах и банальностях. Так вот, традиционный пролог уже цепляет не по-детски, а когда перед нами во всей красе предстает собственно тварь, то - не поверите - становится по-настоящему страшно. Чем же может напугать нас, уже пуганых зверушками и покрупнее, и позубастее, Хищниками и, не к ночи будь помянутми Чужими, рослый мужик в маскарадном костюме? Во-первых, жму руку гримерам и костюмерам - морда у него действительно пугающая, прежде всего, полным отсутствием какого-либо выражения. Во-вторых - кровожадность и манера впезапно вырастать как из-под земли - то бишь, из-под воды. Хорошо, жестко и убедительно. Ну, и в третьих - опять же следуя традициям - непреодолимая тяга в прекрасному полу. Представьте себя на месте купающейся героини, которую под водой хватают за ноги - и вы поймете, как это жутко. И как точно. Впрочем, монстра можно понять. Во всех до единого фильмах этого жанра 40-60 годов все до единой барышни - стройные красавицы с безупречным макияжем и прической, словно сошедшие с обложек журналов мод. При этом неважно, в джунглях они спасаются он чудовища или в лаборатории колдуют над микроскопом. А как они умеют кричать и падать в обморок! Не иначе их этому специально обучали в киноакадемиях. Нынче это искусство безвозвратно утеряно... Вот из Черной лагуны появляется тварь. Героиня: 1. оборачивается, видит объект; 2. широко открывает глаза; 3. делает глубокий вдох; 4. открывает рот и, наконец, 5. издает великолепное ультразвуковое а-а-а! А когда она грациозно и мягко опускается на землю без чувств - нет ничего удивительного в том, что монстр, который до этого рвал в куски мужиков, нежно подхватывает героиню и бережно несет ее в свое логово. Разве сравнить эти романтические экзерсисы с современными ужастиками, где растрепанные, неуклюжие девахи безобразно верещат и столь же безобразно плюхаются на ровном месте. Естественно, что монстр их тут же сжирает. Или насилует, а потом сжирает... Мда... Потому так и приятно взглянуть на отношения красавицы и чудовища в старом кино, гда за красивым, порой возвышенным занавесом кроется волнующий эротический подтекст. Вот за эту незамутненность, это обманчивое целомудрие и любим мы фильмы, подобные этому. Как человек требовательный я бы ко многому могла бы здесь придраться, но не хочу. Классика жанра, ей и 10 из 10
По хронологии не сильно получается знакомиться со вселенной монстров Universal, проектов много, сюжетных арок для каждого чудовища несколько, поэтому пойдём в хаотичном порядке. На очереди знакомство с подводным обитателем Чёрной Лагуны. Построенный по классической схеме ужастиков данный проект навивает экспозицией созданием планеты Земля. Зарождение жизни везде, разные флора и фауна, поэтому с научной точки зрения режиссёр развивает неизведанные земли Амазонки. Картина вводит интригу нахождением доказательств существования странного существа, чтобы вскоре собрать команду и отправиться его на поиски. Фильм знакомит зрителя с Тварью раньше, чем этого ожидаешь. И для интриги, и для интереса. Сейчас, конечно, подобные костюмы Твари смотрятся комично, но на 1954 год это выглядело действительно пугающим. Саспенс в картине держится за счёт незначительной детали нашего чудовища, избегая в самый последний момент контакта с людьми. Команда на лодке сохраняет противостояние и дух соперничества, именно поэтому включена любовная линия и наличие женского персонажа. Хотя Джули Адамс подготовлена для ключевого элемента – дама в беде. Сюжет играется со зрителем, постоянно показывая мельком Тварь под зловещий саундтрек, но при этом оставляя членов экспедиции искать останки необычных обитателей. Картина сразу помещает героев в фантастический мир Амазонки, только на словах передаётся странность этой локации. Зато великолепно нагнетают напряжение подводные сьёмки, когда ты понимаешь угрозу, а люди ничего не подозревают. Стоит отметить разлад в команде, чтобы отвлечь и людей, и зрителей от Твари. Фантастическая Тварь и где она обитает! Споры и ссоры позволяют ужасающему компоненту картины ворваться и напугать. Охота на Тварь рождает интересные способы поимки, изобретения методов борьбы и постоянной неожиданности под водой. Обхаживая женский персонаж, режиссёр играет с напряжением: то женщина одна купается в Лагуне, то не замечает тянущейся из-под воды руки. Такие приёмы всё-таки выводят Тварь на одну площадь с людьми, чтобы показать: человек не в силах справиться с нечистью. Местами картина выдаёт глупости: ныряния без костюма с обычным аквалангом, погружение в только что отравленную воду, но эти все детали направлены только на одно – дать как можно больше сцен схваток и силы Твари. В этом и заключается введение монстров, чтобы сравнить их обычными людьми и показать преимущества. Ключевые события развиваются под конец, оставляя залог на сиквел. А так в целом – это просто костюмированный злодей, на территорию которого вторглись люди. Нельзя сравнивать Тварь с Дракулой, Франкенштейном или Мумией, так как Бела Лугоши и Борис Карлофф вызывали «мурашки» от грима и мастерства, а Тварь – это костюм, который надевали Рику Браунинг и Бен Чэпман для сьёмок в воде и на земле. Тем не менее, это часть Вселенной Монстров, и она действительно пугает, завораживает и впечатляет. Особенно интересными кадрами параллельного плавания: под водой монстр, на воде девушка. Конфликт учёных, доказывающих спор: выживание или научные открытия, тоже даёт интересный посыл.
Классика увы иногда на один раз. Как и все хорошее сделанное когда-то в Голливуде было хорошо на момент снятия тех картин. Я не большой любитель самых олдскульных ужастиков на трилогию наткнулся лишь из-за Клинта Иствуда кой снялся в одной из частей в эпизоде. Все как обычно человекоподобная амфибия с первых минут высовывает свои щупальца в кадре. Убивает как то неестественно нет какой, то борьбы все быстро и сразу. Игра актеров отвага и ну вы поняли сейчас там рука лицо должно быть. Бравые парни один хочет доказать чего он стоит в этом мире второй просто влюблен и едет со своей девушкой чтобы показать что он бесстрашный парень (так же он заинтересован по сценарию) ну и собственно самый обычный ученый которому не нужна слава дай только покопаться в реликвиях древности. Амфибия не страшная ни сколько однако все в этом мире субъективно и на момент снятия картины наверно смотрелось страшнее и правдоподобнее. Они едут в ту самую черную лагуну где оно и обитает. И конечно сразу же почти его обнаруживают. Не понятно то ли убить хотят, то ли сохранить для исследований, но пара смертей все расставляет по своим местам. Разве что тот самый бравый ученый который хочет доказать миру что он первооткрыватель идет за собственной смертью. В фильме нет особого драматизма лишь героиня играет как то напыщенно по сравнению с остальными особенно ее эмоциональная часть. Чудовище и девушка с самого начала фильма режиссер как бы намекает что есть какая-то связь между ужасом и красотой, как и во многих до и после фильмах монстры тянутся к прекрасному словно позиция не справедливости во вселенной должна быть нивелирована. Как и подавляющее большинство фильмов ужасов тех лет кино на один раз. А то что Голливуд сумел в те далекие времена снять в 3д респект правда потом все это пропало на многие годы.
«Мы только начали исследовать воду и её обитателей. Точно так же, как мы лишь приоткрыли окно в космос. Мы ещё не исключили возможность существования какой-либо формы жизни на других планетах. Почему же не допустить существование какой-либо иной формы жизни в нашем мире, который, как нам уже известно, населён миллионами живых организмов». «Создание» – это первый фильм из цикла работ о жабролюдях/ человеко-амфибиях/ рыболюдях/ антропоморфных ихтиандрах или можно выбрать какой-нибудь другой синоним. Фильм входит во Вселенную классических кино-монстров студии Universal и, если бы не какие-то постоянные промахи с запуском Dark Universal, мы могли бы (или ещё не всё потеряно?) увидеть современную версию картины, как-то связанной с Франкенштейном, Человеком-невидимкой, мистической организацией Prodigium и т. д и т.п., что могло бы быть весьма интересным. Хотя, что-то уже не уверена, что хочу это видеть… Впрочем, не будем о грустном. Сюжет довольно прост: Экспедиция занимается поисками древних окаменелостей на берегах Амазонки и, в стремлении обнаружить что-то действительно стоящее, заплывает в некую таинственную лагуну. Люди реагируют на встречу агрессивно, и доисторическая антропоморфная рептилия отвечает им взаимностью, забаррикадировав выход и приступив к методичному уничтожению обидчиков. В команде есть все стандартные для того времени персонажи: благородный герой-мужчина (в данном случае, ещё и обаятельный учёный), что будет спасать как вообще всех, так и яркую красавицу (с точёной фигуркой, выразительными глазами, идеальной причёской и макияжем) в частности; последняя, в свою очередь, будет оень эффектно закатывать глаза, кричать и практически падать в обморок от вида неизвестного существа; авантюрист, охочий до славы и наживы, который, собственно, и вынудил монстра сопротивляться; умудрённый опытом профессор, а, по совместительству, ещё и отец красавицы; колоритный, с юморком, капитан корабля; плюс ещё несколько дополнительных персонажей, которые были введены чисто для фона и ‘мяса’ (убийства, само собой, будут). И вроде всё избито, насыщенно штаммами (чудовище будет уносить красотку на руках – как вам эта прелесть?) и банальностями, но здесь такая приятная подача, что как-то вовсе не обращаешь на огрехи внимания, и всё, что в современном фильме бы раздражало, здесь вызывает что-то типа умиления. Актёры хорошо отыграли свои довольно наивные, но весьма органично вписывающиеся в постановку, роли, удачно передав эмоции и чувства, которые от них и требовались (на порядок ‘мощнее’, чем в половине нынешних хорроров). Диалоги вполне адекватные, хотя размышления о далёком космосе и о жителях глубин кажутся сейчас совсем неактуальными. В киноленте хорошо передана атмосфера экзотических джунглей Амазонки. У картины есть свой стиль – тот самый, который так цепляет в старых фильмах. А какие здесь прекрасные подводные съёмки, которые, учитывая год создания, можно смело назвать и вовсе превосходными! Настоящий водный мир реки, с её тенями и бликами, а не какой-то там ‘гладкий’ бассейн. Сцены, где Создание наблюдает за купающейся героиней, плывёт незамеченным рядом с нею, а потом пытается прикоснуться к её ноге – весьма переживательно и даже в какой-то мере жутковато выглядят. Сам потревоженный житель лагуны в резиновом костюме и без графики, с его безэмоциональной и достаточно пугающей мордой лица, реалистичными плавучими способностями и классическим появлением из внезапного ниоткуда, сейчас напугает разве что ребёнка (на мой взгляд, клоуны больше жути нагоняют), но смотрится при этом весьма достойно и целостно. И, конечно, столь любимый лёгкая эротическая мотивация в стиле непреодолимого влечения чудовища к красавице (правда, в отличие от всевозможных новых фильмов, без малейшего энтузиазма этой самой красавицы). Так что эмоционально картина выдержана в лучших традициях своего жанра и эпохи. «– Нам нужны фотографии, а не трофеи. Это живое существо находится в своей естественной среде. – Зачем ограничиваться снимками, когда можно получить реального зверя? – Вы говорите не как учёный, а как охотник». Чёрно-белая картинка только добавляет по ощущениям реалистичности и создаёт эффект просмотра документалки, а показ в 3D – это не шутка и не ошибка: кинокартину именно так и снимали, просто раньше это называлось стерео (эффекты до сих пор отлично смотрятся, а местами и вовсе круче, чем в некоторых современных работах). Поэтому рекомендую, ожидающим «Форму воды», обратить внимание на «Создание из Чёрной лагуны». Не из этого, но из очень мною любимого и тянущего корни из той же Вселенной, кинофильма: «Его убили не самолёты, чудовище убила красота».
Это кино можно рассматривать как явление в современном кинематографе (по крайней мере, в российском). Классический американский фильм ужасов 50-х годов явился к нам в объемном изображении. Сюжет фильма достаточно кошмарен и предчувствие/ужас происходящего не отпускает зрителя до последней минуты. Вообще, черно-белые ужастики все-таки имели преимущество перед современными красочными картинами. Черно-белые тона придавали картинам ощущение документальности, т.е. - большей реальности происходящего. Однако, увиденное в объемном изображении, утроило ощущение ужаса, создало потрясающий эффект присутствия. Самое главное, фильм снимался в 1954 году! Для большинства из нас было полным откровением узнать о существовании фильма 3D в 50-х годах, причем качество объемного изображения столь высокое, что даст фору любым современным фильмам. Для меня все-таки остается загадкой, чем объясняется пауза в 50 лет в производстве 3D фильмов. Получается, что одно из самых последних, принципиально новых достижений в масс-медиа было изобретено давным давно, а мы ничего не знали об этом. (За исключением объемных фотографий, которые были популярны даже в СССР). По всей видимости проблема заключалась не в изготовлении таких фильмов, а в средствах их воспроизведения. И, поэтому только с появлением современных 3D телевизоров, они стали доступны широкому зрителю. Очевидно стоит ждать очередных 'новинок' пятидесятилетней давности. Остается только в очередной раз снять шляпу перед Голливудом за создание подобных шедевров. 10 из 10
Великолепный пример фильма ужасов вроде «Чужого», «Нечто», «Море дьявола» и других фильмов, где неизвестный монстр методично расправляется с группой людей находящихся в полной изоляции. Вот только «Тварь из черной лагуны» вышла раньше их всех, так что его можно бесспорно считать родоначальником этого жанра, за исключением более ранних экземпляров. О фильме можно сказать немного. По тем временам смотрится довольно наивно, в особенности то, что большинство сказанного главными героями касательно науки, океанологии и изучении космоса, теперь давно пересмотрено и переосмыслено. Однако фильм бесспорно стоит посмотреть всем фанатам жанра. Спецэффектов не так много, да и герои играют получше чем во многих теперешних ужастиках. Эх, умели раньше снимать настоящие мировые шедевры.
Интереснейший исторический артефакт кинематографа. В первую очередь, надо сказать, что этой ленте добрых шестьдесят четыре года. И, кстати, этот фильм входит в список классических фильмов студии Universal, а также именно в этом фильме появился монстр-ихтиандр впервые в истории кино. Безусловно, сейчас данную картину интересно смотреть исключительно с точки зрения кино. Данная лента до отказа наполнена клише, к которым мы привыкли. Другое дело, что тогда, в далеком 1954 году, всё это выглядело натурально и интересно. Тогда зритель не так реагировал на странные и, практически всегда, нелогичные поступки героев, которые в сложной опасной ситуации действуют именно так, как этого делать не надо. Примерно с этого фильма, жанр ужасов и стал наполняться подобными сюжетными решениями. Но, тогда всё это было в новинку. И да, посмотрев эту ленту, понимаешь, что создатели 'Чужого' или 'Нечто', признанных мировых хитов, которыми, они безусловно являются, по сути своей не создали ничего нового. Основоположником жанра, жанра хоррора, в котором человек борется с каким-то неизвестным существом, с монстром, является эта лента. Для историков кино или людей, которые интересуются историей кинематографа эта лента, на мой взгляд, обязательна к просмотру. Так как это всё-таки один из основоположников жанра хоррора на экране. Но, честно говоря, у меня есть подозрение, что этот фильм, в общем, подойдёт для просмотра в компании друзей с попкорном, когда все привычные ныне ленты со спецэффектами уже надоели и хочется чего-то необычного.
Классические монстры Universal уже отгремели по всем кинотеатрам, подарив миру всеобщую тягу к новому жанру и новому слову в кино под названием фильма ужасов, и уже после «Человека-волка» все уже думали, что двери пантеона киночудовищ чёрно-белого кино уже закрыты, но осталось ещё одно создание. Создание из чёрной лагуны, если переводить дословно, стало последним из той серии фильмов Universal, что подарила миру мини-серию, где центом фильма был именно монстр. Монстр с самыми кассовыми на тот момент характеристиками: он становился в основу сюжета, хотя и не занимал много экранного времени, показывался зрителю как минимум в середине фильма и, да, он отлично справлялся со своей задачей по ужасанью зрителей. Конечно, в 20.. году это выглядит уже не страшно, а кое у кого нетактичного даже вызывает смех при виде замка на костюме твари или плохо сидящей каучуковой маски. Но не стоит забывать, что в 1954 зритель был ещё не так осведомлён в страхах, которые ему готовились и ещё не так пуган. «Создание из черной лагуны» несколько выбивается из хоррора 50-х. Ужасы этих годов, как и каждое другое десятилетие, имело свои характеристики и особенности. И особенно сильно повлияли на них события войны, атомная опасность и резкий скачок встречи с НЛО. Киноделы быстро смекнули, что это приносит неплохие деньги, и уже вскоре с экранов кинотеатров под открытым небом (ещё одна характерная черта пятидесятых, кстати) стали наступать самые настоящие армады Годзил, гигантских пауков и летающих тарелок. Все эти существа стремительно вытесняли классических монстров. Видоизменение входило в норму, мутации и гигантомания стали новыми трендами производства. Аристократический плащ графа Дракулы блекнул на фоне атомного гриба. Данные изменения затронули и новое чудовище. Меньше схожести с человеком, больше жестокости, перепонок и чешуи. Доисторическая рептилия представляется осколком прошлого, мутантом, доселе неизвестным. Фильм выхолодил на экраны кинотеатров в новомодном формате 3D или, как оно называлось, стереокино. По всем критериям, это был тогдашний блокбастер. А так же это один из примеров, так сказать, прото-слэшера. Разве нет? Некоторые персонажи по всей видимости только и введены, чтобы в самый напряженный момент погибнуть от рук чудовища, причём в строгой прогрессии “значимость персонажа – время смерти”. И даже несмотря на все эти приметы, классики всё-таки здесь больше, чем современности. Главная героиня, которой полагается томно охать и закатывать глаза, вызывает множество ассоциаций, а штамп, где тварь из чёрной лагуны уносит на руках девушку, так и вовсе прямая ссылка на более ранние фильмы. Сама история киноленты все же одерживает верх над чудовищем, закручиваясь и петляя, чтобы в конце превратиться в сплошную прямую и тем самым оставить зазор для будущих ремейков. В Америке этот фильм считается культовым. В силу многих причин, главной из которых была настоящая массовая любовь зрителей к подобного рода монстрам: страшным и человекоподобным, к сюжетам, где как бы все не выглядело мрачно, в конце все равно будет свет. Эти фильмы оказали значительнейшее влияние на последующее кино и уже стали историей. «Creature from the Black Lagoon» стал предпоследней страницей этой эры, а само существо из этого фильма – квинтэссенцией 20-летней истории. А через 2 года умер Бела Лугоши и на этой ноте классический хоррор умер. Как известно, есть на данный момент один многолетний долгострой. С 2003 года с переменной частотой идёт слухи о ремейке «Твари из Чёрной Лагуны». И как показывает практика, этому фильму всё-таки быть. «Призрак оперы» потерял Лона Чейни и всю свою импозантность и элегантную привлекательность, «Человек-волк» и «Мумия» стали экшн-блокбастерами. Все же я считаю, что несмотря на всю свою финансовую выгоду и «осовременивание», привлекательность оригиналов всё-таки выше.
В районе Амазонки группа исследователей нашла окаменелую конечность некоего существа. Ученые фрахтуют судно и занялись поиском на глубине. Следы ведут в некую Черную Лагуну. А тем временем начинаются таинственные нападения человека-амфибии, который не в восторге от вмешательства пришельцев и количество трупов участников экспедиции растет. Да еще местный Ихтиандр оказался неравнодушен к прелестям блондинистой ученой студентки Кей. Тварь из Черной Лагуны последний в линейке классических юниверсаловских монстров. Не такой известный, особенно у нас, как Дракула, Франкенштейн или Мумия. Да и за ним нет внятной предыстории и как персонаж он не особо интересен по-моему. Хотя в Штатах весьма сильно повлиял на массовую культуру и фильмы о нем считаются культовыми. Первую картину снял Джек Арнольд, мастер B-movies 50-х ('Тарантул', 'Невероятно съежившийся человек'). Режиссер использовал стандартный сюжет о красавице и чудовище, типичный страх человека перед водной стихией. Подводными съемками, весьма сложными для тех лет, тоже нехило заморочились. Тварь играли два человека в резиновом костюме: под водой профессиональный дайвер и участник водных шоу тех лет Рико Браунинг, в земных Бен Чепмен, взятый из-за двухметрового роста бывший морпех. Картина была снята к тому же в 3-D (хотя не совсем понятно, что тогда под этим имели в виду). Об актерской игре сложно говорить, особо известных имен в касте нет. Разве что Джули Адамс, актриса и фотомодель, играющая блондинку-ученую, предмет вожделения нашего Ихтиандра. Актриса она посредственная, хотя, безусловно, симпатична в своем белом купальнике. Но ее истошные крики и нарочитые позы при появлении Твари больше раздражают. Сейчас это смотрится скорее забавно. Ляпов, небрежностей в постановке и алогичности хватает. Хотя Арнольд умеет нагнать саспенса, а многие приемы из этой ленты заимствованы многими режиссерами. Среди них Гильермо Дель Торо, который в детстве очень любил данную картину. Образ человека-амфибии у него присутствует и в обоих 'Хэллбоях'. а оскароносная 'Форма воды' и вовсе вариация на тему, где роман жаброчеловека и героини стал возможным (в 50-х Арнольд показывал его образ сочувственно, допускал легкие эротические обертона в духе своего времени, но не более). 6 из 10
Человек может только уничтожить природу, укротить её нам не удастся. Перед нами картина относящаяся к позднему периоду фильмов ужасов студии Universal, отличительной чертой которого, является постепенное удаление от мистической тематики, и переход к фантастическим сюжетам. Одним из таких фильмов является и «Существо из Чёрной лагуны», положивший начало трилогии объединенной чудовищным антропоморфным ихтиандром. Нужно сказать, что наиболее сильным и интересным фильмом этой серии является первая картина, потому именно о ней и пойдет речь. С сюжетом можно ознакомиться в описании фильма, потому остановлю внимание на атмосфере и некоторых интересных особенностях. Первое что бросается в глаза – прекрасные подводные съемки. Учитывая несовершенство оборудования для их реализации, в сравнении с нынешним временем, подводные виды и ракурсы заслуживают отдельной похвалы. Сам сюжет, показывающий нам борьбу группы людей с природой, представителем которой выступает монстр-амфибия, в дальнейшем будет не раз появляться в фильмах ужасов в различных вариациях. Влияние данной картины явно прослеживается в таких классических лентах будущих лет, как «Челюсти» Спилберга (купание героев, не подозревающих о смертельной угрозе, следящей за ними из глубины), «Пираньи» и «Анаконда» (команда небольшой баржи сражающаяся с чудовищем, раненый товарищ, лежащий в каюте) и так далее. Атмосфера экзотических джунглей, полных тайн и опасности, показана превосходно. Расстановка ролей традиционна для фильмов тех лет: сильный и благородный герой-учёный; красавица, которую ему придется всячески оберегать и спасать; её умудрённый годами отец-профессор; алчный до денег и славы авантюрист, которому нет дела ни до чего, кроме наживы, и который, по сути, и является главным антагонистом фильма; капитан судна – персонаж с легким комическим налетом; ну и еще пара-тройка статистов разной степени значимости. Ну и венчает всё это великолепие, разумеется, сам чудовищный житель глубин. Страха у современного зрителя он, разумеется, не вызывает, но в целом, костюм монстра выглядит вполне реалистично и пристойно даже по сегодняшним меркам (в некоторых современных фильмах категории «B» бывает и похуже). Профессиональный пловец, облаченный в костюм монстра, хорошо справился со своей задачей. Он отлично плавает, превосходно ныряет и достойно справляется с задачей доставления серьезных проблем главным героям. В итоге, мы имеем, несомненно, классический фильм ужасов. Интересный, в первую очередь, своей инновационностью во многих аспектах. Демонстрирующий нам борьбу человека с силами природы, и последствия к этой самой природе неуважительного и потребительского отношения. Рекомендую всем любителям ретро-хорроров. 10 из 10
Рассуждая о пагубности воздействия человека на окружающую среду, чаще всего упоминают озоновые дыры либо парниковый эффект. В то время как практически ежедневное истребление растительных и животных видов воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Однако существуют девственные места на нашей планете, куда ноге человеческой ступать исключительно сложно по объективным причинам. Следовательно, нет возможности для опустошения. Бассейн реки Амазонки с ее бесчисленными притоками, заливами и лагунами – место, где и поныне обитают диковинные создания, неизвестные даже крупнейшим биологам мира. Сельва крупнейшей реки Южной Америки хранит в своих краях обитателей, многие из которых в почти неизменном виде дожили до наших дней с доисторической эпохи. В одну из лагун Амазонки руководители компании Universal поселили существо, которому в будущем судьба уготовит место в пантеоне легендарных монстров, порожденных человеческой мыслью. Одна из не теряющих популярность тем для фильмов ужасов – некое чудовище, зачастую инопланетного происхождения, целенаправленно истребляющее группу людей, запертую в ограниченном пространстве. Легендарные хиты мирового экрана, вроде «Чужого» Ридли Скотта, покорившие многие поколения зрителей, на самом деле не изобретали чего-то невиданного прежде. Одна из последних достойных картин классической серии Universal представляет собой хорошо знакомый стандарт хоррора, который можно назвать основополагающим. В удивительно красивой амазонской лагуне, прозванной местными рыбаками Черной, обитало таинственное существо, которое не поддавалось классификации животных видов. Создание, одинаково свободно дышащее как в воде, так и на суше. Вероятно, оно питалось крупной рыбой и с людьми имело дело впервые. Эта тварь и дальше спокойно бы плавала по своей заводи, если бы невольно не стала причиной ученого интереса. Хорошо знакомый по гениальной картине Александра Беляева «Человек-амфибия» Ихтиандр являлся результатом эксперимента и был очень далек от хищнического образа жизни. Жаброчеловек из фильма Джека Арнольда также не выглядит кровожадной нечистью. У этого существа обнаруживаются зачатки интеллекта, ибо у него была возможность сразу же наброситься на любопытных ученых, прибывших в лагуну на поиски ископаемых останков. И по сей день впечатляющие своим качеством съемки, открывают удивительную картину подводной жизни. В своей заводи гигантское существо ощущает себя полновластным хозяином, но видя на поверхности безмятежно плавающую девушку, испытывает любопытство, смешанное с возбуждением. Тварь не способна говорить, но в недоумевающих глазах читается страх к неизведанным видам, отдаленно напоминающим ее саму. Мотивация ученых, заплывших в тихую лагуну, предельно ясна. Исследование окаменелых останков неопознанного существа привело к трагедии: за время отсутствия руководителя, некто или нечто жестоко расправилось с двумя участниками группы. Таким образом, молодые биологи заранее были готовы к столкновению с неведомой напастью. По хорошо знакомой схеме в группе обязательно найдется амбициозный любитель раритетной живности, готовый во что бы то ни стало ее истребить. Непременно окажется и смазливая девушка, чье истинное предназначение сводится к истерическим возгласам, кстати, довольно наигранным. В картине Джека Арнольда люди объединены общей целью: разгадать загадку найденных останков и уплыть из страшного места. Но даже опасность столкновения с неведомым зверем не способна заглушить вполне естественную тягу к наживе. Жаброчеловек неплохо обороняет свою свободу, в воде с ним сладить невозможно, и даже мощная стрела гарпуна не причиняет серьезного вреда. Отчего же просто не оставить создание наедине с его лагуной, если путешествие уже омрачено несколькими смертями? В процессе обоюдной охоты как-то незаметно пролетело нежелание существа проявлять тотальную агрессию. Не раз и не два тварь могла растерзать очаровательную Кей, но вместо этого норовила утащить девушку в грот. Поведение лагунного создания могло бы дать ответ на вопрос о его собственной природе. Люди вторглись на чужую территорию с гарпунными ружьями и одурманивающим порошком в придачу. Вправе ли после этого ученые срывать ярость на существе, сотню лет обитавшего в своей заводи и не чинившему никому при этом зла? Полудикая тварь не причинила вреда девушке, но на мужчин набрасывалась сама - следовательно, хорошо понимала источник угрозы. Образованные и не обделенные интеллектом люди, увы, убедительно продемонстрировали, почему на нашей планете нет конца истреблению животных. Все, что несет потенциальную угрозу, должно быть уничтожено – главная догма доминирующего организма. Стоит ли удивляться, что тварь учится такой модели поведения на ходу и с каждой жертвой все сильнее напоминает именно разъяренное животное? Разговоры о нравственности в классическом хорроре в конце концов уходят на второй план. Куда интереснее отдать должное искусно исполненному созданию, которое логично вливается в группу чудовищ, без малого век пугающих зрителей всех возрастов. В конце концов, и монстр Франкенштейна не был рожден для несения зла роду людскому. Тварь из Черной Лагуны во многом создана теми людьми, что не пожелали оставить ее в покое, а решили любой ценой изловить. «Зло всегда возвращается к тому, кто его производит на свет» - справедливость этой истины не нуждается в дополнительных подтверждениях. Дьявольский вариант человека-амфибии, безусловно, проигрывает в эффекте легендарным Дракуле, детищу Франкенштейна или Мумии Имхотепа, зато у него есть не перебиваемый козырь: создание из Черной Лагуны – дитя самой природы, пугающее подтверждение тому, что сельва Амазонки может скрывать сотни неведомых организмов, которые отнюдь не склонны покоряться людской агрессии. Самый известный кинематографический выходец из влажных лесов с полным правом может считаться монстром, заложившим основы методичного истребления самонадеянных ученых, которые, невзирая на свой интеллект, остаются гостями на планете Земля. 7,5 из 10
'Тварь из Чёрной лагуны' - о многих смыслах примечательный фильм. Это последний по-настоящему успешный из классических хорроров Universal, один из самых популярных фильмов первой волны 3D, в этом фильме появляется единственный из 'юниверосоловских' монстров, у котрого вовсе не было реплик... В этот момент у жанра уже был ряд канонов, и создатели 'Твари...' попытались соединить традиции хорроров Universal и таких начавших набирать популярность научно-фантастических ужасов, как 'Нечто из иного мира'. Гибрид был создан добротно и со знанием дела, но, как и Жабро-человек, он едва ли жизнеспособен и в обеих средах обитания чужой. Сюжет - слабое место 'Твари...' - он не плох, но слаб и невыразителен, темпоритм заставляет зрителя скучать на вроде бы наполненном саспенсом и экшном фильме, и картина едва ли может задеть эмоционально (чем и славились прежние творения Universal). Многие сюжетные элементы (романтика, соперничество алчного Марка и идеалистичного Дэвида, научные идеалы) включены туда будто 'для галочки'. Во многом проблема именно в чудовище. Мы не знаем, в какой степени оно разумно, что им движет, но и сыграть на этой принципиальной чуждости (как делал Лавкрафт, которого нельзя не вспомнить при взгляде на жутковатого человека-рыбу) ни Дженк Арнольд, ни сценаристы не захотели. В итоге поступки чудовища выглядят немотивированно скорее в глупом, чем в загадочном ключе. Зачем оно приплыло к захоронению своего далёкого предка и убило помощников археолога? А главное - зачем ему Кей (Джули Адамс)? Этот сюжетный ход, напрямую позаимствованный из более ранних фильмов, пожалуй, главная проблема сюжета. С чего бы древней амфибии находить человеческую женщину прекрасной и настойчиво её похищать - совершенно неясно, идея эта явно нелепа, а отсутствие у Жабро-человека реплик мешает эту нелепость замаскировать. Ещё одним недостатком, как я уже отметил, является темпоритм. Если в 'It Came from Outer Space' того же Арнольда затянутой и монотонной была первая часть, то тут режиссёр неоправданно растянул вторую. Самым мощным моментом фильма явно является битва двух человек и монстра под водой, но после неё картина длится ещё почти двадцать минут. Проходы в грот и из грота, подходы Жабро-человека к визжащей Адамс повторяются с минимумом изменений, и вместо страха начинают вызывать зевоту. Но всё, чего не хватает сценарию, 'Тварь...' компенсирует визуальной выразительностью и качеством постановки. Да, сюжет не вызывает никаких эмоций, но то, как ряд сцен срежиссирован, вызывает сильный эмоциональный отклик (это в особенности касается уже упомянутой битвы, ночного появления Жабро-человека на лодке и финала). За это надо поблагодарить и композиторов - Сэлтер, Стайн и Манчини создали выразительный саундтрек, от которого в очень многих сценах и зависит накал саспенса или трагизма. Очень красивы подводные съёмки. К этой непростой задаче авторы подошли со всей ответственностью - это относится как к качеству съёмки (а ведь работа при плохом освещении, с громоздкой подводной камерой - это вызов), так и к эстетике. 'Тварь...' в полной мере воспроизводит ту водолазную романтику, которой формально в сюжете уделено мало внимания, и наблюдать даже просто за подводными вылазками героев приятно и увлекательно. А уж когда появляется Жабро-человек... Время выразить своё восхищение Миллисент Патрик и Баду Вестмору, которые придумали замечательный образ и костюм чудовища, выразительные, очень эффектные и, что важно, адекватные техническим возможностям времени, благодаря чему Жабро-человек и посейчас смотрится в кадре органично. Также нельзя обойти игравшего монстра под водой Рику Браунинга, чьи движения завораживают. В его исполнении Тварь из Чёрной Лагуны представляется не столько ужасной, сколько красивой - хотя в то же время и грозной природной силой. На суши монстр заметно менее интересен. Что до остальных актёров, никто из них не запоминается. Во многом потому, что сценарий просто не даёт им работы, поэтому я поостерегусь критиковать их. Разве что Нестор Пайва в роли несколько буфонного, вечно улыбающегося капитана оставляет определенное впечатление. Джули Адамс поначалу нравилась мне, но её роль быстро свелась к тому, чтоб раз за разом без малейших вариаций повторять одну и ту же сцену испуга (серьёзно, она даже руки вскидывает одним заученным движением), так что остаётся лишь похвалить более чем привлекательную попку в белом купальнике - но и её в кадре было маловато. 'Тварь из Чёрной Лагуны' - красивый, но скучноватый фильм. Он заметно лучше многих 'ниверсоловских' ужастиков и стал достойным прощальным поклоном, но не стоит ожидать от него слишком многого. 6 из 10