Долго собиралась и наконец посмотрела фильм, который мне порекомендовал папа. Он всегда смотрит хорошие фильмы (не знаю, как у него это получается) и советует мне, а я откладываю их на, так называемое “особое настроение”. Итак, “Игра в имитацию”. И знаете, я скажу.. это больше чем гениальный фильм! Он просто невероятен, начиная со съемки, где каждый кадр выхолощен и смотрится как отдельное произведение искусства. То, как оператор ведёт внимание зрителя к нужным деталям, ничего лишнего. Эти прекрасно проработанные образы, этот план, будто стоишь за спиной главного героя, являясь его другом и соратником, эти указывающие направление невидимые линии. Я бы пересмотрела этот фильм ещё раз только ради эстетического наслаждения. Актёрский состав. Спасибо всем богам за существование этого прекрасного актёра Бенедикта Камбербэтча. Его игра просто неподражаема. Он успел покорить меня ещё когда играл Шерлока в сериале всего за пару серий, которые я мельком видела по телевизору. Благодаря его происхождению (смотрите в вики) его внешность очень аристократична. Всё это прекрасно смотрится в фильме и он выглядит как истинный англичанин. Но образ гения - это ещё лучше! Ему так идёт быть логичным, прямолинейным и, в тоже время, непонятым, одержимым идеей, уникальным. Теперь перейдём к любимым моментам. Время Второй мировой войны, наверное, мой самый любимый период. Вся эта красота передана очень похоже и не могут не радовать кадры из хроник (вторая обожаемая мною вещь), которые передают дух того времени. И конечно же шпионаж! Что можно любить больше чем шифры, тайны, работа на правительство и всякое подобное? (это был даже не вопрос). Все эти загадки, недомолвки, двойные игры. Вах! Но всё это лишь мелочи на фоне сюжета. Взять за основу историю отвергнутого гения - это всегда беспроигрышный вариант. Я уверена, что каждый зритель прочувствовал вместе с героями эти разочарование, радость, грусть, смятение. Я была просто поражена узнав эту историю и то, как в фильме всё точно отобразили. А этот момент первого испытания машины! Звуки издаваемые ею сливались с шагами тысяч солдат, а поворот колесиков плавно переходил в движение гусениц танка, показывая всю реальность войны, которая происходила в тот самый момент. Или же тот момент, когда он узнал правду про своего друга. Что может быть хуже, чем такая новость о человеке, который был тебе так дорог. В этом фильме невероятно много фраз, которые стоит запомнить, а лучше записать. Его уже можно разбирать на цитаты! В конце я, конечно, плакала. Событие очень грустные и от того весьма волнующие. Гениев всегда не принимали и в истории можно приводить до бесконечности много таких примеров. Но самое грустное то, что, возможно, где-то прямо сейчас есть такой вот гений, которого не понимают. Посмотрите этот фильм, не пожалеете.
О ФИЛЬМЕ История Алана Тьюринга — математика и логика, который помог правительству Великобритании взломать секретный немецкий код Enigma во время Второй мировой войны. МНЕНИЕ Алан Тьюринг — безусловно, интересная личность, про которую просто необходимо было снять фильм. Вся его жизнь располагает к этому. Тем более, что на одну из особенностей этого человека сейчас смотрят уже не так, как смотрели в его времена. Сыграть данного ученого предложили не похожему ни на кого, но играющему всех Бенедикту Камбербэтчу, который и в этот раз внешне сильно отличается от реального человека, которого играет. Фильм можно условно разделить на три части: В первой мы знакомимся с ученым и понимаем, что он гений, который не такой, как все. Во второй он пытается следовать своим гениальным идеям, создавая свою знаменитую машину, которая должна по его мнению очень сильно испортить жизнь немцам. Кроме того, здесь он ругается с власть имущими, тусит со своими коллегами, воспроизводя на свет разные интересные диалоги, знакомится с девушкой. В третьей части фильма перед героями фильма — учеными, работающими вместе с Аланом — встает нравственный выбор о том, как лучше поступить, где каждое их решение повлечет за собой масштабные последствия. Здесь же мы сталкиваемся с... Надеюсь, это не будет спойлером, ведь все мы образованные люди и знаем, кто такой Алан Тьюринг... так вот, здесь мы сталкиваемся с гомосексуальностью главного героя, которая в те времена считалась преступлением. В общем и целом, «Игра в имитацию» — это почти стандартный фильм про гения. Нет, серьезно, когда я вижу в начале картины, как главный герой чего-то там делает, а все смотрят на него с отрытыми ртами, я сразу вспоминаю «Умницу Уилла Хантинга» или «Игры разума», где все это было. Но с другой стороны, а как здесь избежать штампов и снять по-другому? Я не знаю, честно. Мне фильм показался в некоторые свои моменты немного монотонным и скучноватым. По-моему, ему не хватает еще нескольких ярких «кассовых» моментов, т. е. тех, которые запоминаются, и про которые потом говоришь «Хэй! А ты помнишь как в «Терминаторе» Арнольд себе кожу с руки снял?! Круто было!». В «Игре в имитацию» того, что можно вспомнить и что быстро не сотрется из памяти, не так уж и много. ВЕРДИКТ По-моему, фильм все-таки не так хорош, как его вывеска. Он, конечно, неплох и смотрибелен и посмотреть его стоит, но я бы не стал ждать от него чего-то грандиозного на вашем месте перед просмотром. 6,5 из 10
В прошлом году биографическая лента норвежского режиссёра Мортена Тильдума «Игра в имитацию» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли была удостоена главной награды на 39-ом ежегодном кинофестивале в Торонто, что и побудило меня к просмотру этого фильма. Ежегодно в декабре, начиная с 2004 года, в Голливуде публикуется «Черный список» сценариев. В этот список попадают лучшие не запущенные в производство голливудские проекты, которые пока что существуют только на бумаге. В 2011 году этот список возглавил сценарий Грэма Мура «Игра в имитацию», основанный на биографическом романе Эндрю Ходжеса «Алан Тьюринг: Энигма». Как для режиссёра, так и сценариста, сей проект является дебютным, а именно в плане того, что Мортен Тильдум никогда ранее не снимал фильм на английском языке, а сценарии Грэма Мура не воплощались на большом экране. Перед просмотром киноленты эти факты вызывали у меня некоторые опасения. Сюжет картины строится вокруг британского математика и криптографа военного времени Алана Тьюринга. Он возглавлял так называемую группу «Hut 8» в Блетчли-Парке, сумевшую взломать одну из самых сильных шифровальных устройств «Энигма» времён Второй мировой войны, которое активно использовала нацистская Германия. Многие историки считают, что взлом кода «Энигмы» сократил войну более, чем на два года и спас больше 14 миллионов жизней. Более 50-ти лет это оставалось государственной тайной. Но фильм, скорей всего, не о войне, а о невероятной, но в то же время несправедливой и трагической судьбе Алана Тьюринга. Он сумел пройти несчастные юношеские годы в школе-интернате, взломал немецкую шифровальную машину «Энигма», что казалось в то время невозможным, и вдохновил поколение учёных на изучение так называемых «Машин Тьюринга», которые сегодня мы зовём «компьютерами». Мои опасения касательно режиссёра Мортена Тильдума и сценариста Грэма Мура были напрасными. Я даже представить не мог, что люди, которые, можно сказать, далеки от британской культуры, сумели безупречно передать атмосферу Англии середины XX века и мастерски показать драматическую историю жизни непревзойденного Алана Тьюринга. Что касается актёрского ансамбля фильма, то он так и притягивает зрителя к экрану, ведь в нём снялись харизматичный Бенедикт Камбербэтч и очаровательная Кира Найтли, но и так же не менее прекрасные актёры, среди которых Мэттью Гуд, Марк Стронг, Рори Киннир, Чарльз Дэнс, Аллен Лич и Алекс Лоутер, сыгравший молодого Тьюринга. Но я всё же хотел отдать должное исполнителю главной роли, который сыграл просто блестяще и великолепно, его персонаж так и заставлял меня сопереживать и чувствовать. Ну и не могу я не упомянуть маэстро своего дела -- Александра Депла, волшебная и захватывающая музыка которого сопровождала на протяжении всего фильма. В общем, подводя итоги, это кино отправляется прямиком в список моих самых любимых фильмов! 10 из 10
Как я и полагал, фильм схож со 'Вселенной Стивена Хокинга'. Такая же приторная, идеализированная история, которая подобна полированному камню -- каким бы тот не был грубым и небрежным, в руках мастера он заблестит. Многие, обычно, жалуются на то, что все в фильме идеально. Не правдоподобно. Здесь прикопались к излишней сентиментальности главного героя. Ну вот не фонтан. Однако, могу сказать лишь одно: на то это и художественная картина. Черт возьми, этот фильм имеет в себе массу клише, но они работают. История настолько затягивает, что тебе интересно видеть и слышать историю, прожить ее, а ни придираться к тем мелочам, которые присущи каждому фильму, на которые из раза в раз идут нескончаемые тонны однотипной критики. Сама история тронула и поразила. Так грамотно и интересно рассказать ее сможет не каждый. За такую интересную подачу типичной трехактной структуры хочется сказать спасибо режиссеру данной картины Мортену Тильдуму. Написать сценарий -- это одно, совсем другое, его визуализировать. Замечательная постановка. Замечательная операторская работа, тут уже лавры Оскару Фауру. Что мне и нравится, так это то, что в картине нет прямого 'ура-патриотизма', который, как правило, лезет из всех щелей в любой картине о второй мировой российского производства. Почему-то, не увидел я на каждом шагу флаги Великобритании и не услышал нескончаемый ряд пафосных лозунгов аля 'За матушку Англию!', 'Во имя королевы!' и т.п. Однако, нам показывают, что Англия так же причастна к военным действиям против Гитлера. Вся страна точно так же заинтересована в победе над общим врагом, более того, пускай и подпольно, она так же готова сотрудничать и с другими странами. Приятно видеть картину, которая не заявляет 'Это все мы! Если б не мы, то все, не видать вам победы! А вот мы взяли, да надавали им, а остальные страны... ну... где-то там были...'. Да, расшифрованные послания действительно решали исход всей войны. Да, именно от одной громоздкой машины в ангаре провинциальной деревушки, которая гудит днями и ночами, зависила судьба всего мира. Это действительно так. Глупо отрицать. Однако, лента ведь не сообщает зрителю, что победа над фашизмом была осуществлена только лишь благодаря расшифровке данных и все. Нет, расшифровка -- это лишь инструмент, который добавлял преимущества, но не являлся им в чистом виде. Были и другие страны, и их военный потенциал так же являлся преимуществом. Это была война каждого. Возвращаясь ко взгляду на картину от третьего лица, так же нельзя не отметить замечательные актерские работы. Да, персонажи в чем-то прямолинейны, уж больно плоские, но... это никак не препятствует ходу событий. Все смотрится так, будто именно в таком виде и состоянии все и должно быть. Подсюжетная история. Их две: первая про действия до главных событий, а вторая после. Первая шедевральна. Великолепно отыграна. Великолепно поставлена. Великолепно прописана. Ничего лишнего. Вторая несколько слабее, но только лишь благодаря тому, что она еще и является вводящей и подводящей. Только лишь ее концовка чувствуется как самостоятельный сюжет. В общем и целом, картина меня поразила, рассказала и показала столь увлекательную историю, которую, пускай и немного, приукрасили. Такими отметками я, отнюдь, не разбрасываюсь на право и налево, картина действительно произвела на меня впечатление, что происходит достаточно редко.
Что общего между ботинком и карандашом? Трудно придумать правильный или весёлый ответ. Понятно, что ответ такого рода может родиться, если у двух несхожих объектов будет выявлена общая черта. Что общего между математикой и гомосексуализмом? Думаю, ответ найти ещё труднее. Создатели фильма считают, что ответ на второй вопрос ими найден. Вот он: обсуждаемый фильм. Зрителю демонстрируется байопик, но происходит незаметная подмена особых, интересных аспектов личности рядовыми, но интересующими создателей и целевую аудиторию. Рассказывая часто муссирующийся сюжет о Блетчли-парке, авторы подают его, как историю Тьюринга-гомосексуалиста, а не как историю Тьюринга-кибернетика. Ход, во-первых, выигрышный, ибо что такое математика, 99% зрителей не понимают, а что такое гомосексуализм - по крайней мере, догадываются, а во-вторых - пропагандисткий, ибо Путь Гомосексуалиста тернист и к вершинам мысли и успеха приводит лишь в меру случая. Тем не менее, авторы фильма молчат о криптографии и кибернетике, которые, собственно, обессмертили имя Тьюринга, но смакуют его гендерные проблемы. Для сравнения можно взглянуть, как эта же история подается в романе Н. Стивенсона 'Криптономикон', где о гендерном лишь упомянуто, а вот кто такие Алиса и Боб и чем особенны остатки от деления простого числа, объяснено подробно. Такое впечатление, что фильм создавался для рекламы полового психического расстройства, а не для того, чтобы хоть как-то донести до никак не желающего образовываться зрителя, что же такое логическая машина и тест Тьюринга. С этой точки зрения вполне можно ожидать и других лент, призванных сделать гениев ближе к народу. Например, снять драму о том, как Набоков болел чесоткой, делая упор на эпикриз и терапию. Таким образом небольшая зрительская ниша (чесоточные) почувствуют некоторую близость к сложному писателю. Конвейер, кстати, уже запущен - вспоминается фильм 'копеечка', повествующий о невменяемо пьяном В. С. Высоцком, хотя великим он был поэтом, а алкоголиком, думаю, рядовым. Сомневаюсь, чтобы Тьюринг был кумиром миллионов голубых. Заглавная роль сыграна отлично, всё остальное не имеет особых нареканий. То есть после неверной, с моей точки зрения, постановки задачи снять такой вот фильм, киномашинка закрутилась и свою задачу выполнила хорошо. Но что каксается вопроса, вынесенного в заголовок, то обсуждаются весь фильм именно шашечки, а не 'ехать'. Кстати, если кто-то задумался об ответе на вопрос в первой фразе, то мой вариант - 'оба оставляют след'. Другое дело, что с моей точки зрения, Тьюринг более подобен карандашу, а некто режиссер Мортен Тильдум - ботинку. +1 за само имя А. Тьюгинга, +3 - за игру Камбербэтча. Итого - 4 из 10
По причине высокого рейтинга, наличия известных актеров и хвалебных отзывов, довелось мне посмотреть этот фильм. И вот какое дело - видно, что многие люди оценивают его высоко. Можно сказать, превозносят его. И тут даже дело не в том, заслуженно это или нет, а в том, что они верят тому, что показано на экране. Объясню подробней. Все, что мы наблюдаем в фильме до определенного момента – это предыстория, так сказать, подготовка нашего сознания для внедрения в него определенной информации. Первую часть фильма нам показывают жизнь талантливого математика Алана Тьюринга, взлом немецкого шифратора Энигмы. Нам показывают его тяжелое детство, в котором заложились предпосылки его нетрадиционной ориентации, показывают его неимоверные стремления помочь своей стране выиграть войну, принеся немалый вклад в развитие науки. Итак, когда мы уже в достаточной степени привязались к нашему герою, и к происходящим на экране событиям, нас ошарашивают новостью – оказывается, МЫ (Англичане) выиграли войну, благодаря НАМ она закончилась двумя годами ранее, благодаря ТЕБЕ (Алан Тьюринг) мы можем поговорить с человеком, который мог погибнуть, если бы не ТЫ. «Был ли я богом? Нет. Потому что не бог выиграл войну – это сделали мы. Это сделали мы». Вы понимаете, нам с экрана заявляют о том, что Англия выиграла войну! Вот где-то с этого момента и стало понятно, зачем, собственно, создавался этот фильм. Хотелось что-нибудь кинуть в экран, чтобы заткнуть эти пропитанные духом патриотизма речи. Нет, я понимаю, что эта война была не только между Германией и СССР, в ней участвовало много стран. Но вклад в победу, согласитесь, был неравнозначный. И главная заслуга в победе над фашистской Германией принадлежит именно нашей стране. Меня пугает, что такие фильмы смотрит наше младшее поколение, и думает «Да, действительно, так все и было, Англия спасла весь мир и если бы не она, война бы была проиграна». Ну что за бред, ребят! Вы не задумывались, почему этот фильм вышел именно сейчас, наряду с левиафаном? Почему у «Игры …» 8 номинаций на Оскар, а у последнего – золотой глобус? Да потому, что награды раздаются Америкой. Почему вся эта история была правительственной тайной более 50 лет, как говорится в фильме, и только сейчас она «открылась»? Может, это кому-то выгодно? Известный факт из истории - 8 мая 1945 года Вильгельм Кейтель подписал акт о капитуляции Германии. Когда Кейтель подписывал капитуляцию, её принимали представители СССР, США и Франции. Кейтель передал бумаги Жукову и, показывая на американского и французского представителей, с иронией спросил: «А эти, что, тоже нас победили?» Мы начинаем забывать свою историю. Нам показывают пропаганду, и мы ей верим. Миллионы солдат, наших дедов воевали за свободу, а вы смотрите подобные фильмы и умиляетесь несчастному гею-математику, БЛАГОДАРЯ КОТОРОМУ война-таки закончилась на два года раньше. А вы не думали, что война закончилась на эти два года раньше потому, что люди ВОЕВАЛИ? Действительно воевали, стояли с оружием в руках, жертвовали своими жизнями – за нас с вами. Грустно, что это забывается. Люди. Просто думайте.
«Игра в имитацию» - достойный фильм о непростой судьбе миллионов и одного человека в частности. Человека великого, безгранично талантливого и невероятно мужественного, чего, однако, нельзя сказать с первых кадров. Речь идет об Алане Тьюринге, так проникновенно и тонко воплощенном потрясающим Бенедиктом Камбербэтчем. За Тьюрингом в его исполнении хочется наблюдать не только как за гениальным ученым, а, в первую очередь, как за простым человеком - неловким, угловатым, порой нелепым, немного сумасшедшим, помешанным, не лишенным пороков, иногда смешным, временами очень грустным, а по сути - одиноким и бесконечно несчастным. Гениальный математик предстает настолько реальным, что создается впечатление, что мы много лет с ним знакомы. Скажем честно, этот фильм производит впечатление моноспектакля, с Камбербэтчем на сцене, где остальные актеры - простой антураж. К слову, однако, Кира Найтли в этом фильме словно луч света, словно софит, освещающий сцену. Фильм будто делает глубокий вдох с ее появлением в кадре и может дальше жить до новой встречи с ней. Замечательная актерская игра, качественная, но чрезмерно традиционная режиссерская работа, грамотный сценарий и сложная реальная история, лежащая в основе, - это простой рецепт этого непростого фильма. И музыка - тихая, порой почти незаметная, но такая невероятная - за нее отдельное спасибо создателям. Однако, необходимо понимать, что фильм, основанный на реальных событиях, может и должен вызывать противоречивые чувства. Чему-то веришь, что-то отвергаешь - и это нормально. Это и наше прошлое, и как его описывают, как о нем отзываются не может нас не трогать. Так, при просмотре вы точно подумаете о том, как развивалась история, что есть сегодня, а что могло бы быть при иных обстоятельствах, где правда, а где вымысел, что важно, а что условно. Надо быть готовым, что фильм может показаться скучным или вызвать неоднозначную реакцию. Но при всем этом вы осознаете, что порой переключаетесь с общей картины на частную - на судьбу главного героя - а об этом уже упоминалось ранее! Стоит ли смотреть этот фильм? Определенно. Расшифрую свое мнение... Если я трачу хотя бы 30 минут своей жизни, чтобы поделиться своими мыслями о фильме, значит действительно зацепило, значит он стоит моего времени. Этот фильм стоит и вашего времени... Если звучит убедительно, тогда Приятного просмотра!
Рецепт победы в Оскаре в этом году предельно прост. Думаю, это всем очевидно. Надо восхвалять США в чём-то и задеть тему сексуальных меньшинств. Здесь, конечно, говорится о том, что 'Британцы выиграли войну' (Ой, как пафосно), но, думаю, кинокритики Оскара и это оценят по достоинству (главное, про СССР так не говорить, а то даже за лучший звук премии не видать), тем более, со вторым условием победы всё в порядке. Бенедикт Камбербэтч, ставший любимцем девочек благодаря успешному сериалу 'Шерлок', на самом деле замечательный актёр. Уверен, он может сыграть абсолютно разные роли, но все киноделы нещадно эксплуатируют его образ интеллигентного, умного и немного социопатичного персонажа. Так и здесь. Ничего нового Камбербэтч нам не демонстрирует, ну да ладно, это не его вина. Герой шаблонен, развитие событий предсказуемо с самого начала. Эти два факта не позволяют проникнуться фильмом, сопереживать персонажам. Всё происходит по накатанной. Алана не любят, Джоан сказала угостить коллег яблоками - и всё, они полностью на его стороне (Можно ещё продолжать, но могут дать красный свет за спойлеры). Да и вообще, обидно, что все остальные люди в команде картонные статисты. А от банальностей 'ты не такой, как все' хочется блевать. Хотя, стоит признать, на самом деле Тьюринг личность на самом деле незаурядная, и о нём на самом деле можно так сказать, в отличие от персонажей дешёвых подростковых драм. В общем, перед нами стандартный байопик, в котором нам предлагают восхититься великим математиком, преподнося его только с одной положительной стороны. (Недостатки вроде социопатии - мейнстрим, который так же в последнее время является залогом симпатии зрителя персонажу). Короче, до того, что сделал Финчер в биографической 'Социальной сети' этому фильму как до Луны. Что же... Перед нами серьёзный претендент на Оскара, друзья. Соперников, пожалуй, нет. Куда там великолепному, душевному, эмоциональному Бёрдмэну? Там же совсем нет политики, и даже секс-меньшинств. 7 из 10
И вновь Бенедикт Камбербетч умело кокетничает со зрителем; безумная манерность его героя, даже жеманство, чередуются с необыкновенной кротостью. Алан Тьюринг моргает настолько же часто, насколько и не моргает вовсе. Проницательный и высокомерный, он пристально смотрит на своего собеседника, даже ни разу не прищурившись. А не машина ли ты часом?- в первый раз приходит на ум. Рефлекс моргания проявляется позже, когда математик отвлечен от внешнего мира и поглощен разработкой невероятного устройства, умеющего считать код самой совершенной на тот момент шифровальной машины 'Энигма',а в глобальных масштабах, способного изменить ход войны. ' Я нужен вам куда больше, чем вы нужны мне. Я люблю решать задачи, а Энигма- самая сложная задача в мире',- утверждает он. Как бесчеловечно помогать правительству победить врага только ради амбиций и решать, кто будет жить, а кто умирать, исключительно для подтверждения своей гениальности, не так ли? Таким предстает Алан Тьюринг в самом начале, но сюжет продолжает закручивать свои шестеренки, и 'спесивый нарцисс', оказывается, называет свою работу в честь любимого человека и единственного друга детства, а судьбы людей ему вовсе не безразличны. Его друг, Кристофер, неожиданно умер еще в годы учебы в университете. Эту смерть нельзя было вычислить или предотвратить, она не поддавалась математическим расчетам. Именно поэтому Алан ставит своей целью подчинить суровый механизм войны, вставить палки в колеса равнодушной колесницы времени, задавливающей под собой тысячи людей. Именно поэтому он хочет сделать то, чего не удалось ему в молодости, - дерзнуть решить задачу, ответом к которой стала жизнь, спасение жизни. 'Был ли я Богом? Нет, потому что не Бог выиграл эту войну, а мы', - невероятные усилия человека в этом фильме перенесены с полей битв в головы нескольких работников радиозавода, где основная борьба происходит с сомнениями самого себя и с невежеством и чопорностью других. Фронтовая линия здесь в почти осязаемом и физическом понимании совпадает с гранью дозволенного и недозволенного человеческому разуму. На этой 'земле' решалось, может ли быть жертва оправданной, и окупается ли ее цена победой. С такими вопросами самое время притвориться машиной, именно это и совершают герои, подвергнув человеческие потери жестокой, но необходимой статистике. Они играют в имитацию машины. Огорчило в фильме снижение роли Советского Союза, граничащее с полным ее отрицанием, в победе над фашизмом. Посоветовала бы создателям заглянуть в книги Толстого и Достоевского: как бы ни был гениален человек, а история вершится не его фигурой, а фигурой тысяч героев, безмолвных, но великодушных. И еще: Тьюринга помиловали и простили его непристойность спустя 60 лет после смерти. Знаете, ему от этого весьма полегчало. Ставлю фильму 8 из 10
Это прекрасно. Неофициальное (пока что) звание «лучшего британского фильма 2014 года» заслужено, как никогда. «Игра в имитацию» - один из тех фильмов, после просмотра которых хочется молчать. Потому что сказать что-либо трудно. И смотреть их лучше не в кинотеатрах, под улюлюканье обывателей, а в полной тишине. «Игру в имитацию» я ждал долго и жадно. И, наверно, я в числе тех немногих, кто ждал ее не из-за Камбербэтча, а из-за Тьюринга. Нет, Камбербэтч – конечно, талант, но… История Алана Тьюринга – а он известен в широких кругах как один из изобретателей компьютера – прочитанная мною однажды (мне было лет 18-19), сильно отпечаталась внутри. «Произвела впечатление» – было бы слишком пошло, поэтому напишу «отпечаталась». Поэтому известие о том, что о Тьюринге снимается байопик, превратило меня в оголённое ожидание. И вот теперь… Надо признать, что фигура Камбербэтча идеальна для экранного воплощения гениального английского математика. Верно и обратное: эта роль, как никогда, типична и характерна для актера. Известный большинству, прежде всего, по «Шерлоку», квинтэссенцию своего творчества Бенедикт выразил в постановке «Франкенштейна» по Шелли, в одной из версий которой сыграл Существо, которое трагически не может стать человеком и в конце концов обретает свою гордость (а не муку) во фразе «Я – другой!». В «Игре в имитацию» мы имеем все то же самое. Несчастное создание Франкенштейна, где вместо доктора – Природа ли, Бог ли. Но почему несчастно, может быть, счастливое, больше, чем кто либо? Кто разгадает шифр природы? Поднимая проблему инаковости, «ненормальности» (в глазах навязанной обществу «нормы»), создатели фильма вовлекают зрителя в круг вопросов, на которые ответить придется после. А если отвечать не хочется – не за чем и смотреть. Насколько широка природа в своей сущности? Быть может, настолько широка, чтобы выходить за все те рамки, которые ей пытаются навязать идеологии, религии, обывательская мораль? А быть может, фильм – еще одно подтверждение, что историей и цивилизацией двигают не массы, не толпы, а одиночки, личности, меньшинства? Толпы лишь ведомы вслед за отверженными ими. Пластов у фильма очень много, «Игра…» словно слоеный пирог, где проблемы, сюжеты, темы наслаиваются друг на друга и резонируют. Даже сама композиция к тому располагает. Действие картины развивается сразу в трех временных пластах, которые очень талантливо сплетены друг с другом в нелинейном, гипертекстовом единстве. В результате этого нелинейного повествования перед зрителем возникает шифр, все ячейки которого сойдутся внезапно. И станет – да, больно. Есть момент, который переворачивает все с ног на голову, и превращает историю ученого в историю мальчика, который все время пытался «воскресить»… (а вот что или кого – смотрите сами). Фильм, повторюсь, невероятной силы. Вплоть до внезапно возникшей в уголке глаза не контролируемой слезы. Об «Игре в имитацию» не нужно много говорить, а тем более анализировать. Смотреть, а потом молчать. И оставаться наедине с вопросами. И вглядываться пристальней в человеческую природу, которая, быть может, совсем не то, что вбивали в голову с детства.
Сразу начать с того, что мы получили шедевр времен и народов, наверное будет глупым действием с моей стороны. Конечно под сомнения игру великого мастера, а его можно назвать уже таковым, я не ставлю, ибо наш Бенедикт, как оказалось очень умный и талантливый человек, бакалавр драматического искусства. Но вровень этому факту, и суматохе по поводу того, что фильм выйдет в российский прокат или нет, нам говорят о том, что все же, мы можем смело и без опаски ждать шедевр, ибо таким нам его обещают преподнести. Пишу я позже оригинальной премьеры только потому, что фильм заставил меня на самом деле его переварить, задуматься, и конкретнее обсудить впечатления с самим же собой. И вот, когда я это сделал, то непременно уже готов к тому, чтобы поделиться своими впечатлениями с вами. Как бы не старались нас завлечь на этот фильм с тех странах, где он уже вышел, а центром является, кстати, Великобритания, то чего не вышло, того, к сожалению, не вышло. Не было столь сильного порыва у зрителей к тому, чтобы создать вокруг этого фильма столь знойный ажиотаж, и столь яро желать насладиться этой картиной. Конечно, можно высказать пару предположений в эту сторону, и я даже скажу то, что думаю конкретно. Мне кажется, что люди не совсем любят такое кино. Есть преданные жанру, непременно желающие увидеть этот фильм, а кто-то, столь сильному кино предпочтет лучше два фильма, но более легких, так сказать, «попкрорновых кинца». В конечном итоге, этот вопрос уходит на второй план, когда мы понимаем, что фильм получился куда более, чем хорошим. Как могло показаться, централизация сюжета завязана на том, что зрителям будет показана война. Это и так, и по другому, одновременно. Не смотря на сложившуюся ситуацию, фильм всячески старается показать иную сторону, просто закрывая себя же от этой темы. Нам больше показывают пищу эстетическую, даже чем на вкус тех, кто хочет посмотреть войну изнутри. И в этот момент, становится ясно, что все держится отнюдь не на столь сложной эмоциональной теме, а на теме жизни одного очень известно и умного изобретателя, ну а война в это время, само собой просто становится планом, или фоном, который умело способствует основному действу главного героя. Мы узнаем историю персонажа, его жизнь, прелести и сложности бытия, и в конечном итоге все остальное. Чтобы вам было понятнее, я уделю целый абзац, для деталей, без всякой воды. Это историческая драма, и к этому надо быть готовым. Она в первую очередь на самом деле о человеке, ученом, который занимается обеспечением конфиденциальности для своей страны во время войны. Его главная задача: сделать так, чтобы никто из врагов не смог прочесть сообщения, предоставляемые исключительно для союзников. Этот человек сделает огромный вклад для страны, ведь ни для кого не секрет, что он взломал секретный код третьего рейха. Очень правдоподобно показали работу команды этого ученого, все их труды, в то время, когда они получили поручение, как раз на то, чтобы взломать эту систему нацистов. Конечно это действительно историческая драма, этому есть подтверждение. Фильм покажет плохие и хорошие стороны многих людей, что будет отнюдь не лишним, для того, чтобы намного проще и легче воспринять картину. Драматическая линия, известная, острая, затрагивает тему толерантности. Человек сделал все для своего народа, а его собираются судить за какой-то пустяк. Кто-то понимает о чем я говорю, кто-то нет, для этого нужно ознакомиться с фильмом, или хотя бы с его исторической линией. Я сейчас пишу 'эту' рецензию, поверх 'этой же', с изменениями и дополнительными вставками, чтобы избежать и спойлеров и ненужного текста, который ничего не дает, и надеюсь что мне удалось. Ну да ладно, опять отвлекаюсь... Впрочем, мое мнение относительно оценки довольно высокое, как я и планировал изначально. Очень сложная тема возможно не дала абсолютно точно и главное красиво, с умом, раскрыть смысл этой картины, но тем не менее, сделать хорошее кино, даже отличное, у создателей получилось. Разумеется, я говорю огромное спасибо за шикарную игру Бенедикту Кемпбербетчу, хотя вряд ли мое «спасибо» что-то вообще значит. Кино получилось очень хорошим, очень насыщенным событиями, и мне было приятно ознакомиться с ним в кинотеатре. Острая тема, как всегда, и я думаю, так будет еще долго, что говорит о том, что непременно, этот фильм будет актуален, пусть и не очень популярен. В конечном же итоге, не зря фильм назвали лучшим фильмом в Великобритании за 2014-й год. Я хочу посоветовать вам тоже ознакомиться с этим кино. 9 из 10
По началу просмотра фильма из моей головы никак не выходила мысль о том, что это очередной фильм, повествующий о ведущей роли союзников в победе над фашизмом. Мол, Великобритания больше всех остальных стран страдала, недоедала, бедствовала. Однако же эта страна сделала что-то великое если и не стратегическим путем, то обходным. Не в дверь, так в окно: англичане добыли такой необходимый путь к информации о планах огромной немецкой машины. Война не есть исключительно что-то техническое, конкретное, как я предполагала ранее. Мировая война может идти не на уровне физической силы и милитаристической мощи, но на уровне величайших умов, находящихся по разные стороны баррикад. И кто знает, какой эта война была, не вмешайся туда гений Алан Тьюринг. Ранние годы Алана были тяжелыми, травмирующими. Смерть лучшего друга, к которому тот испытывал романтические чувства, отсутствие родителей и элементарного понимания среди сверстников сделали его аутсайдером. В мечте возродить свою первую любовь делом всей своей жизни он назначает Кристофера (названного в чью честь, догадайтесь сами): машину-дешифратор немецкой Энигмы, кодирующей расположения немецких вооружений. Пожалуй, тяжелее поиска алгоритма для работы машины оказалось сохранение в тайне этого открытия в то время как гибнут тысячи людей: чтобы немцы ничего не заподозрили. Подход не гуманный, но логический. Жертвовать тысячами, спасая миллионы. Народный герой, не иначе. Но, к величайшему несчастью, Алан оказался гомосексуалистом. И для консервативной Англии 50-х годов его заслуги не значили ровным счетом ничего: они были засекречены, вычеркнуты. Далее следовали позор, осуждение, лекарственная терапия, которые стали для него непосильными. Прощение и реабилитация были ему дарованы. Но произошло это лишь спустя 60 лет после его смерти. И когда вы в очередной раз посмотрите на свой ноутбук, домашний компьютер или что еще – скажите спасибо Алану Тьюрингу, такому гениальному и такому несчастному математику, на основе открытий которого и был создана модель компьютера. Воистину, иногда обычные люди делают удивительные вещи. Игра Камбербетча восхитительна, убедительно, так и хочется воскликнуть: «Верю»!
Нам рассказывают историю о небольшом отрезке времени времен второй мировой войны, когда математик Алан Тьюринг и его коллеги приступили в расшифровке кода шифровальных машин 'Энигма'. Весь фильм выстроен вокруг главного героя Алана Тьюринга (Бенедикт Камбербэтч). Биографическая история одного человека, чьи знания в математике и криптографии помогли во вкладе Великобритании в победу во время WWll. Основной упор сделан на периоде второй мировой войны и работе команды по дешифровке в Блетчли-парке. Когда группа человек, обладающими выдающимися интеллектуальными навыками пробует найти наилучший путь, способный изменить процесс дешифровки немецких шифров. Лучшее, что у них получается это создать машину, способную анализировать код других машин. Как и подобает хорошему историческому фильму необходимы внутренние конфликты, которые двигают сюжет и раскрывают черты главных героев. Поэтому Тьюринг встречает постоянное сопротивление окружающих, временами саботаж и сомнения, что его проект способен помочь в поставленной цели. Иногда мы отправляемся в прошлое, чтобы проследить за юностью Алана Тьюринга, посмотреть какие события повлияли на его жизнь и его становление. Фильм не вносит неожиданных сюжетных поворотов, потому что мы прекрасно знаем, что Тьюринг найдет необходимое решение. В тоже время наблюдать за такой понятной, простой и точно выверенной историей интересно. Насколько аутентичной соответствует получившийся образ в исполнении Бенедикта Камбербэтча сравнить нам не удастся ввиду малого количества информации. Но Камбербэтч максимально точно исполнил человека, с очень непростым характером, судьбой и рьяным желанием решить поставленную задачу. Его версии Тьюринга веришь и вопросов по поведенческому мотиву не возникает. Мы наблюдаем за человеком, который многое понимает, но многое для него остается загадкой, особенно в вопросах коммуникациями между людьми. Фильм очень условный в плане реализма. Для искушенного зрителя история может показаться слишком правильной и выверенной, когда сюжет идет по четким канонам классического кино. Есть определенные условности окружающего мира военного времени которые нарушаются в угоду сюжета. Красивая картинка и чуть меньше реализма, чем ожидаешь. Но на удивление в таком кино описанная формула прекрасно работает. Сюжет подробно раскрывает главных героев, их дело и взаимоотношения. Камбербэтч прекрасно отыгрывает роль. Особое слово хочется выделить про режиссера монтажа. Все сцены настолько хорошо подогнаны друг про друга, что даже временные переходы прекрасно сохраняют все элементы сюжета. Как и в любом биографическом фильме присутствует элементы жизни, способные бросить тень на главного героя, но являющиеся обязательным сюжетом. В частности преподносится сложность карьерной и личной жизни из-за того, что Тьюринг был гомосексуалом. В тоже время нет никакой лишний сцены, который бы выделяли данную особенность между другими. В то время в Великобритании узнав, что человек гомосексуал его могли шантажировать или даже отправить в тюрьму. Именно об этом рассказывает режиссер. Сложности, которые непосредственно повлияли на жизнь Тьюринга. Но при этом режиссер не делает на этом акцент и не вводит дополнительные сцены, необходимые для усиления эффектности. 'Игра в имитацию' получилась хорошей красивой историей, способной передать как период событий, так и часть жизни Алана Тьюринга. В своей простоте повествования фильм только выигрывает и позволяет зрителю увидеть всю картину целиком. 9 из 10
Фильм был просмотрен больше недели назад, но я до сих пор не могу описать своё отношение к нему, поэтому цвет рецензии будет серым. Эта картина не зацепила меня, скорее зацепила игра Бенедикта Камбербэтча (вот уж кто выложился на все 100% и заслужил Оскар, так это он), но вот история гениального математика не зацепила нисколько. Не знаю почему так. Попробую разобраться прямо во время написания данной рецензии. Критиковать сюжет нет смысла, т. к. фильм основан на реальных событиях, на ДЕЙСТВИТЕЛЬНО реальных событиях, а не так как обычно бывает. Это очень продуманных фильм, с великолепными декорациями, хорошими, продуманными диалогами и шикарной игрой актеров. Но он не цепляет, несмотря на то что это драма и несмотря на то что я должен был пустить скупую мужскую слезу в конце фильма, я просто остался равнодушен ко всему происходящему. Равнодушие пришло в тот момент когда я узнал что главный герой - гей. Хотя, по большому счету, тут можно увидеть антипропаганду гомосексуализму. Почему? Да потому что весь фильм пропитан страданиями главного героя. БЕСПРИЧИННЫМИ страданиями. Режиссер как бы намекает - будь нормальным и всё у тебя будет хорошо. Да вот только люди с нетрадиционной ориентацией, настолько слепы что даже в таких фильмах видят подтверждение правильности сделанного выбора. Почему моё вступление содержит столько упоминаний о гомосексуализме? Неужели Вы думаете, что будь математик геторосексуалом (с нормальной ориентацией), фильм собрал бы столько наград? Пора привыкнуть что любой фильм о нелегкой жизни геев, автоматически становится восхваляем и почитаем. Нам нет смысла пылать от гнева, нужно просто принять это. И как бы не печально это прозвучало - быть гомосексуалистом, по крайней мере на западе, модно. Что касается самого фильма - довольно интересное начало, шикарные декорации. Поначалу, Алан кажется нам жизнерадостным, хоть и чудаковатым человеком. Его страсть разгадывать головоломки, становится причиной по которой он хочет расшифровать Енигму. Далее знакомство с Джоан и понимание того что его не тянет к девушкам. С этого момента, фильм приобретает некий депрессивный характер, который усугубляется до самого финала. Внутреннее состояние главного героя ставится выше чем другая шокирующая правда. Шифровальщики знали ГДЕ и КОГДА будет нанесен удар, но позволяли этому происходить чтоб не выдать себя. Акцент в фильме нужно было ставить на состоянии всей команды и того как из дня в день они меняются под грузом собственных решений. Нужно было раскрыть КАЖДОГО, и показать как он менялся, а я уверен что груз таких решений не проходит бесследно. И тогда бы они, не с улыбкой на лице, а со слезами на глазах жгли все свои труды. Вместо этого нам показали другую историю, историю не гениального математика, а историю запутавшегося в себе человека, который не видит выхода из того состояния в которое он сам себя, ввиду своей слабости загнал. Хочу отдельно остановится на номинациях. Оскар заслужил только Камбербэтч (кстати Мэттью Гуд сыграл не хуже) и художник постановщик. Кира Найтли сыграла посредственно. Лучшей режиссурой, монтажем а тем более саундтреком тут и не пахнет. Исходник не читал - поэтому про адаптированный сценарий судить не берусь. Возможно и заслужил. Что касается меня, то меня история гениального математика оставила равнодушной. Моя оценка 5 из 10
После просмотра «Игры в имитацию» возник единственный вопрос: о чем именно режиссер Мортен Тильдум хотел снять картину – о взломе кода фашисткой Энигмы или о жизни Алана Тьюрига? Если о первом, то получилось невероятно наивно, если о втором, то получилось преступно неполно, если о том и о другом, то не получилось вообще. В последнем случае, картину можно воспринять как длинный тизер, который должен (и это вполне реально) заставить зрителей рвануть читать биографию ученого или хотя бы Википедию. В целом, если иметь полустерильные знания о биопиках, то «Игру в имитацию» можно воспринять как вполне себе неплохую картину. Но нас же здесь мало таких, не правда ли? И тогда все мы помним, например, великолепную ленту Рона Ховарда «Игры разума», в которой Рассел Кроу сумел замечательно показать нам жизнь нобелевского лауреата Джона Нэша. Именно этим сравнением и был для меня «отравлен» просмотр «Игры в имитацию». Итак. Линия историческая. Забавно видеть, как британцы (и не только они) пытаются присвоить себе победу во Второй мировой войне. Оказывается, победа бы не состоялась, не создай Алан Тьюринг способ расшифровать немецкие коды. Оказывается, английские интеллектуалы, в обход Черчиллю, помогали Советам бороться с фашизмом. Кто знает, как там было на самом деле? Но поверить в то, что это было именно так, как нам показано в «Игре» просто невозможно. И опять советские шпионы… Линия с внедренными шпионами из Союза была зачаточной и нераскрытой, но, видимо, призванной еще больше подчеркнуть значительность вклада европейцев в победу над фашизмом. Линия биографическая. Даже Википедия рассказывает о жизни Алана Тьюринга более трагично, чем «Игра в имитацию». Ученый преподносится нам как замкнутый, высокомерный человек, лишенный представления о том, как нужно вести себя в обществе (в исполнении Бенедикта Камбербэтча это выглядит как гротеск, вызывая при просмотре ненужные, но стойкие ассоциации с его Шерлоком), имеющий «секреты», главным из которых является гомосексуальность. Мазками, буквально импрессионистки, Тильдум показывает нам откуда «ноги растут»: линия детства Тьюринга, где он, гонимый своими однокашниками, нашел единственного друга, отнесшегося к нему с добротой и пониманием. Первая сильная любовь к мальчику и стала «проклятием» жизни ученого. Трагичность сексуальных «предпочтений», которых общество не прощало и не собирается, ужасна: она ломала семьи, карьеры, жизни. Но Тьюрингу не удалось показать этот трагизм, он просто констатирует факты. И только очень тонкочувствующие люди, просмотрев картину, начнут в нужном градусе сопереживать главному герою и возненавидят снобское, отсталое общество, отвергающее любого, кто, с его точки зрения, не похож на общую массу. Почему Тильдум не показал последние годы Алана Тьюринга? Ведь даже обычный человек, далекий от режиссуры, с ужасом представляет себе кошмары такого глубокого одиночества, ужасы химической кастрации, решение на самоубийство. А нам о смерти Тьюринга просто дают знать субтитровой строкой. Биографическая линия «Игры в имитацию» сильно напомнила замечательную ленту Брайана Гилберта «Уальд», где трагичность жизни великого писателя-гомосексуала Оскара Уальда передана более психологично. Актеры. Конечно, выбор на роль Алана Тьюринга Бенедикта Камбербэтча во много оправдан. Актер очень талантлив, отлично умеет перевоплощаться в своего персонажа, «страдать» на экране. Однако эта способность к перевоплощению сыграла с Камбербэтчем злую шутку: как ни старайся, мы видим на экране Шерлока. И это минус. Совсем не являюсь поклонницей Киры Найтли, сыгравшей «возлюбленную» Тьюригна. Ну, совсем. Но даже если отбросить это, актриса совершенно, на мой взгляд, не подходит на данную роль. Время 40-х годов прошлого столетия не для нее. Она не смотрится в нем органично. Женщины тех времен были достаточно типичны и этот тип очень далек от того, который представила нам Найтли. Не стоит говорить, что и образ интеллектуалки-дешифровальщицы идей актрисе «как Соеву пенсне». Отлично справился с ролью Мэттью Гуд. Он мне весьма симпатичен еще со времен «Возвращения в Брайдсхед». Актер всегда убедителен на экране. Была рада посмотреть на него снова. Ну и в заключении об антураже картины. Все было стерильно. Вроде идет война, а в «городке на юге Англии» все спокойно, чистенько. Даже если и появляются раненые солдаты, то как будто уже после десятой перевязки. Некоторые «военные» декорации отсылают к «Унесенные ветром», постановочность конструкций которых давно стала притчей во языцех. Одним словом, фильм вызывал смешанные чувства, оценку которым дать не решаюсь.
Наверное многие из вас до выхода этого фильма понятие не имели, кто же такой Алан Тьюринг. Одно из достоинств 'Игры в имитацию', что данная картина побуждает зрителей побольше узнать об этом гении математики, тем самым развить свой кругозор. Конечно же сразу просачивается некая нереальность того, что есть машина 'Энигма', способная зашифровывать послания немцев путём повторения одного довольно стереотипного выражения. Но тем не менее фильм способен сохранить напряжение, если смотреть действительно неотрываясь, а то эта особенность может потеряться среди флэшбэков и второстепенной линии развития сюжета, основанной на загадачном ограблении профессора Тьюринга. Что касательно общей концепции, то 'Игра в имитацию' на протяжении двух часов очевидно пытается стать шедевром, чего в итоге не добивается. Вроде на месте все составляющие: замечательная история, основанная на реальных событиях; приличный бюджет и саундтрек, вызывающий мурашки; звёздный актерский состав, включая Камбербэтча и Киру Найтли. Но мозаика так и не сложилась, что возможно заслуга режиссёра и сценариста. Сразу создается навязчивое ощущение, что создатели неправильно поставили акценты. Невольно задумываешься - Так в чем же главная суть? Борьба за права сексуальных меньшинств или все же на первом плане сам математик с трагичной судьбой и со своими странными пристрастиями? Вопрос так и остался открытым, потому что сценарию требовалась изначально конкретная доработка, но в погоне за Оскаром и за кассовыми сборами, фильм просто не довели до ума. Получилось что-то проходное, из серии 'посмотрел и забыл'. Увы и ах, а ведь начало показалось мне весьма многообещающим. Отдельно хочется отметить Бенедикта в главной роли. Очень жаль, что ему так и не удалось раскрыть свой талант в полную меру или хотя бы открепиться от образа пресловутого Шерлока. Аналогия между двумя персонажами лично для меня прослеживается. Бенедикт вместо того, что показать многогранность и разносторонность своих актерских способностей, еще больше углубился в образ социопата. Но в финальной сцене актер выложился на все сто, поэтому в его хорошей игре не остаётся места сомнениям. Об остальном понемногу. Кира Найтли как-то теряется на общем фоне. Еще проскальзывает идея, что исход войны настолько зависел от Англии, что другие страны даже рядом не стояли. И как русскому человеку, воспитанному в духе патриотизма, не совсем приятно будет такое нелепое расставление приоритетов. Также не помешало бы убрать пару тройку острот в стиле Шерлока, ведь некоторые из них смотрелись неуместно и слепо следовали выражению 'не из той оперы'. А так в целом фильм смотрибелен, но если учитывать сколько напустили сверху пыли, то здесь безусловно есть место разочарованию. Пересматривать или нет - решать вам, но по моему личному убеждению, одного раза вполне достаточно, чтобы осознать, что фильм в основном нацелен на аудиторию поклонников сериала 'Шерлок' и снят по-сути в коммерческих целях. 6 из 10
Все в этой картине было бы хорошо, не будь так предсказуемо и вторично. Но, боже мой, – эта картина же на основе реальных событий. Выходит, что мы так скучно и клишированно живём?! Мортен Тильдум – создатель неплохого, на мой взгляд, триллера «Охотники за головами» с карликом во главе решил выпотрошить немного мясца из британских тайн пятидесятилетней давности. Код Энигма – многие о нём слышали, но никто не знает, в чем конкретно он состоит. Идея картины пахнет нафталином и школьными коридорами, но — вуаля! На экране лицо Кембербетча и все девушки прильнули к голубому экрану, а за ними и мужчины, завидев милое личико Портман. Беспроигрышный вариант, когда хочется окупиться в прокате. Умный физик, гений (а главное — гей) совместно с группой талантливых математиков и лингвистов (как актеров их рассмотреть сложно – их роли сильно ограничены) хотят выиграть войну умом, а не оружием. Они трудятся, а злые люди им мешают, а потом оказывается, что им нужно пойти против своей человеческой природы, чтобы всех спасти. Вполне себе голливудский сюжет. Зачем же нужно было его портить, в очередной раз приплетая эти замызганные, как края старой библиотечной книги, фразы, типа: 'иногда люди, которые из себя ничего не представляют, делают то, что никто себе и представить не может'. Это же очевидно. Герои этого произведения используют это как успокоительную пилюлю, как мантру, повторяя это снова и снова. Для них, может, и проходят года и слова приобретают новое значение – но мне, как зрителю, слышать это утомительно. Теперь об Оскаре. Занятно, что в этот раз представлено два фильма о физиках. Но академики, как всегда исследуя подобные картины на предмет толерантности, не знают, кому отдать предпочтение: «Игра в имитацию» про физика и гея, а «Теория всего» о физике и инвалиде. Есть где разгуляться морализаторству! Притеснённый гомусексуализм теперь используется для давления на эмоции массового зрителя, как в прошлом году использовали угнетение прав черных. Вся 'оскароносность' заключается в финальных титрах, повествующих о том, что некий парень нетрадиционной ориентации был доведен обществом, которому помогал, до самоубийства, но потом его простили, ведь он, черт возьми, создал компьютер, на котором я сейчас печатаю эту лабуду. А мораль сей басни такова: если бы не один великий гей, читать бы нам всем сейчас книжки и по утрам совершать пробежки по паркам. 6 из 10
«Игра в имитацию» была бы просмотрена многим позже если бы не многочисленные положительные возгласы критиков, узревших в картине Мортена Тильдума нечто потрясающее и заставившее называть фильм чуть ли не современной классикой, ставя его в списки номинантов и потенциально возможных лауреатов Золотого Глобуса и премии Оскар. Именно такого плана фильмы согласно обычаю становятся фаворитами главных фестивалей, кинонаград и зачастую рассказывают местами приукрашенную историю про реально существовавшего человека, сделавшего нечто необыкновенное или полезное для современного общества. В этой картине речь пойдёт о британце Алане Тьюринге — блистательном учёном в области математики и информатики, стоявшим у самых истоков первых ЭВМ, машин с определёнными алгоритмами и программами, одной из которых и стала шкафоподобная махина под названием «Бомба», огромными усилиями созданная для взлома самого сложного во времена Второй Мировой войны нацистского шифровального механизма «Энигма». Основным местом действия фильма, поставленного по роману Эндрю Ходжеса, становится одно из самых «кипящих» мест вполне спокойной Англии во время войны — Блетчли-Парк, государственный центр связи и шифрования, где Тьюринг с командой и создали свою «думающую» машину. Война в картине показана настолько абстрактно и отрывочно, изредка мелькая на экране в кадрах военной хроники, что порой лишь неоднократное упоминание о ней, даёт необходимую атмосферу для фильма, в котором главное действие происходит непосредственно вокруг работы Тьюринга и его отношениями с остальной командой учёных. Основа интереса к поставленному из «чёрного списка» лучших нереализованных сценариев проявляется в демонстрации кропотливой работы, в ходе которой между главным героем и остальной командой будут разногласия, мешающие ему продолжать изучения. Тьюринг представлен необычным и даже странноватым человеком, хотя гении, особенно в области математики, зачастую бывают «не от мира сего», поэтому учёный со странностями и с весьма тяжёлым характером раскрывается постепенно, по мере всей картины, как в отношениях с помощниками, так и во флэшбеках из школьного детства, которое было не таким уж лучезарным. Но поистине гениальный человек может быть не таким и идеальным для общества, и знаковые научные открытия и разработки никак не оправдывают то, что он гомосексуалист и впоследствии был обвинён в «непристойном поведении». Общественность Британии времён Второй Мировой войны ещё не сошла с ума, определив Тьюринга на принудительное лечение таблетками и погубив тем самым мощнейший ум современности. «Игра в имитацию» сбалансировано показывает стороны жизни Тьюринга, отдавая предпочтение его работе, что определённо радует, а личные переживания и проблемы половой ориентации придерживает на втором плане до финала, лишь изредка напоминая об этом, например именем построенной машины: Кристофер. Возможно «Бомбой» она называлась официально, когда в душе своей Тьюринг всё думал о том человеке из далёких юношеских лет, которого любил своей первой и настоящей любовью — Кристофере, конечно. Мортен Тильдум очень аккуратно повествует о Тьюринге, абсолютно ничего не показывая из той нелицеприятной стороны его личной жизни, будь-то отношения во время учёбы или вечер перед ограблением. Относительно темы гомосексуализма всё снято предельно тактично и чопорно «по-английски», где поведение главного героя нет-нет, да выдаст его гениальность ума, но некоторую несобранность в движениях, или признаки поведения человека с нетрадиционной ориентацией. Лишь к концу исчезает ощущение той азартной одержимости в работе Тьюринга, во время которой он даже успел жениться, хоть и номинально, но финальный акцент истории портит всё. К сожалению, гениальность зачаcтую дарует синдром Дауна, либо гомосексуальность с остальными, более экзотическими и изощрёнными атрибутами ЛГБТ. Не зря сегодня так много «одарённых» модельеров и лишь единицы учёных, не подверженных гонениям. Фильм Мортена Тильдума на волнах современных тенденций к равноправию меньшинства вышел как раз кстати, добавив несколько баллов в пользу так называемых представителей дезориентации, заодно напомнив всем, благодаря каким людям мир одержал победу над нацизмом. Безусловно, командная работа англичан заслуживает уважения и почестей, но абсолютное безразличие в упоминании остальных, не англоязычных сторон в борьбе и победе над Третьим Рейхом, несколько разочаровывает и невольно заставляет принять «The Imitation Game» как некую своевременную агитку, в основе которой великие, но нелицеприятные события, о которых Великобритании полезно говорить именно сегодня. Подобно герою Тони Мендесу и его псевдосъёмкам кино в Иране, спасшим нескольких американских граждан, история Тьюринга так-же предстаёт перед зрителями по большей части как исторический факт, коим Туманному Альбиону можно гордиться, извиняясь в бывшем заблуждении и уничтожении математического таланта учёного, но не как биографический фильм со взломом шифровальной машины, поскольку фильм не делает особого акцента на технологию и всяческие логические изыски. «Игра в имитацию» чересчур перехвалена благодаря выгодным темам для современного европейского общества, когда как фильм во всей своей эмоциональной блеклости, может похвастаться игрой Бенедикта Камбербэтча, старательно влившегося в роль. 6 из 10
Первые вариации шифровальной машины 'Энигма' были созданы в 20-х годах прошлого века и они широко распространились по станам Европы, где уже в те годы предельно высоко ценилась конфиденциальность информации, от которой зависел не только мир и порядок целых государств, но и торгово-экономические отношения между крупными компаниями. Согласно официальной статистике, количество экземпляров 'Энигмы', выпущенной в промышленных масштабах, превышало целых 100 тысяч экземпляров и несмотря на столь внушительный тираж выпуска, шифровальная машина отличалась особой степенью надежности, в связи с чем ее очень долго не могли взломать. И лишь к 1932 году специалисты польского Бюро шифров смогли отыскать необходимую закономерность, позволяющую проникнуть в таинства аппарата и тем самым определять необходимую информацию с помощью сложного логического механизма. Тем не менее, несмотря на то, что мастерам дешифровки удалось подчинить 'Энигму' своей воле, Германия времен Третьего рейха не спешила отказываться от столь многообещающей машины и поручила своим лучшим специалистам усложнить аппаратуру, дабы использовать ее в надвигающейся Второй Мировой Войне. А так как немцы уже давно зарекомендовали себя блестящими инженерами и учеными, им удалось разительное усовершенствование 'Энигмы', что стало серьезной проблемой для сил союзников, которым было критически необходимо знать о перемещениях войск Гитлера и действиях его диверсантов по всей Европе, включая Англию. Таким образом, вопрос о взломе кода обновленной 'Энигмы' стал одним из важнейших на повестке дня и ради столь ответственной задачи был собран специальный отдел, днями напролет просиживающий в специальном помещении, дабы всеми возможными силами приблизить окончание войны. История взлома 'Энигмы' во времена Второй Мировой Войны оказалась настолько увлекательной и драматичной, что по ее мотивам знаменитый математик и писатель Эндрю Ходжес выпустил биографический роман 'Алан Тьюринг: Энигма', названный в честь выдающегося коллеги, который сделал все от себя необходимое, чтобы выработать стабильную систему, позволяющую перехватывать и считывать сообщения немцев в один из наиболее сложных периодов в истории не только родной Англии, но и всего Старого Света. Известно, что жизнью Тьюринга была отнюдь непростой, он сталкивался с непониманием, осуждением общества из-за своей сексуальной ориентации, и тем не менее при всех осуждающих взглядах и неприязни он был гением, вклад которого в победу над нацисткой Германии трудно преувеличить. И вполне естественно, что такой человек рано или поздно должен был стать заглавным героем художественной ленты, раскрывающей для массового зрителя таинства взлома 'Энигмы'. Первоначально было задумано, чтобы роль Тьюринга исполнил Леонардо Ди Каприо, как раз ввязавшийся в гонку за 'Оскаром' и соглашающийся исключительно на интересные, неординарные предложения. Тем не менее, по различным обстоятельствам актер так и не появился на съемочной площадке проекта, озаглавленного как 'Игра в имитацию', и его место занял не менее интригующий Бенедикт Камбербэтч, пополнивший свой список гениев еще и Аланом Тьюрингом. И его старания не прошли даром, так как 'Игра в имитацию' оказалась тем фильмом, который держит аудиторию в постоянном интересе и напряжении, стараясь быть как можно ближе к истории и вместе с тем вызывать сильнейшие эмоции от постоянно накаляющихся драматических переживаний. Непосредственно сюжет фильма переносит нас в начало 50-х годов, когда Европа уже стала оправляться от последствий войны, рядовое общество мечтает о повышении уровня жизни и прочих насущных проблем, а такие герои прошлого, как Алан Тьюринг (Камбербэтч), постепенно становятся забытыми, ведь их звездный час давно прошел. Однако о выдающемся математике вдруг снова вспоминают, причем не из-за какого-нибудь открытия или выступления на людях, а потому, что в его дом ворвались грабители и это стало резонансной новостью для газет, завсегда рыскающих в поисках острой информации. И это обстоятельство поспособствовало тому, чтобы мы углубились во времена войны и вспомнили, чем же так был знаменит Тьюринг, и почему несмотря на свой пытливый, гениальный разум он так и не смог стать настоящим идолом нации и целого научного мира, хотя заслуживал этого, как никто другой. Стараясь никогда не отказываться от своих идей и вступать в споры, если оппонент банально не понимает обыкновенных вещей, пускай он и носит звание профессора, Тьюринг тем самым заимел немало недоброжелателей, но вместе с тем окружающие были вынуждены признать, что его разум обладает неимоверной силой, с которой стоит считаться. А потому, когда британская разведка ставит задачу по дешифровке немецкой машины 'Энигма', Алан Тьюринг незамедлительно попал в группу специалистов и даже возглавил ее. Однако ему было критически мало тех средств, которые были ему выделены, от чего математику пришлось просить о помощи высшие чины государства и требовать принимать на работу тех людей, которых он выберет сам. Вполне естественно, что военному начальству Тьюринга нравилось далеко не все, что он делал, но это было необходимо для дела, а значит усилия Алана стоили всех средств. Но даже такой гениальный человек, как Тьюринг, не в силах противостоять заядлым интриганам из высших кабинетов, а значит его борьба против 'Энигмы' будет лишь одной стороной медали, тогда как вторая может оказаться еще более опасной и невероятно болезненной. Для норвежского постановщика Мортена Тильдума 'Игра в имитацию' оказалась первым серьезным проектом, снятым при участии признанных знаменитостей и пускай небольшим, но весьма внушительным как для европейского режиссера бюджетом. И Тильдум в действительности постарался не ударить лицом в грязь, так как понимал, сколь большая ответственность ложится на его плечи, ведь несмотря на все обвинения Тьюринга в гомосексуальности, он навсегда зарезервировал себе словное место в истории победы над нацистской Германии, а также стал одним из основоположников информатики. Чтобы снять кино о столь выдающемся и одновременно сложном человеке, Тильдуму было необходимо не просто прочитать сценарий и выстроить рабочий процесс. Режиссер должен был взаправду восхищаться объектом своего внимания и судя по тому, что мы видим на экране, он продел внушительный биографический поиск, благодаря которому абсолютно все ниточки повествования сводятся непосредственно к самому Алану Тьюрингу, тогда как все побочные нюансы и персонажи служат о большей части фоном для действий гениального математика. И благодаря стараниям Бенедикта Камбербэтча, коему Тильдум доверил весьма ответственные драматические задачи, 'Игра в имитацию' не выглядит поверхностной, сосредоточенной на чем-то или ком-то одном, и упускающей из внимание что-то важное. Посредством тщательной детализации образа Тьюринга, его действий и решений перед нами раскрывается вся полнота истории взлома 'Энигмы', которая оказалась максимально многогранной, находчивой и детальной. Этому фильму несложно будет удержать своего зрителя у экрана, ведь он умело прописан, грамотно сыгран и уверенно срежиссирован. Некоторым историям совершенно не нужен лишний экшен и напыщенность, чтобы увлекать. И 'Игра в имитацию' именно тот случай. 9 из 10
Вы когда-нибудь задумывались, зачем на некоторых сайтах, куда вы заходите, просят ввести комбинацию цифр с картинки? Задумывались ли вы, кто вообще это придумал? А представляли ли вы, как человек добился того, что может слышать голос своего товарища, находясь от него за сотни километров, лишь нажав клавишу на телефоне? Или, в то время как разогреваете себе пищу в микроволновой печи, размышляли ли вы, как это устройство появилось на свет? Нет?! Я к сожалению тоже… Только представьте, сколько мы потеряли, сколько интересных открытий не сделали, сколько изобретений не реализовано из-за отсутствия у нас тяги к знаниям, из-за того, что миллионы людей не желают видеть мир вокруг дальше своего носа. Но есть те, кто не может сидеть, служа руки. Те, кого теснят рамки привычной жизни. За их утопичные идеи мы часто зовем их безумцами, но именно их безумство, их способность выбрасывать сознание за границы повседневного быта, двигает человечество вперед, помогает нам эволюционировать. В преддверие 70-летия со дня победы в Великой отечественной войне, я решился посмотреть британский фильм об их вкладе в эту самую победу. Но не думайте, что данной картиной англичане тянут все одеяло на себя. Наоборот, я считаю, что этот жест скорее является самокритикой, позже поймете почему. В годы Второй мировой войны, а точнее в её начале, молодой ученый математик Алан Тьюринг прямиком из Кембриджа пребывает в секретный штаб правительства. Его и еще нескольких ученых призвали для помощи в дешифровке кода некой Энигмы – шифровальной машины, изобретенной немцами для кодировки стратегически важных секретных сообщений. Задача эта не из легких, помимо того, что приходится раскодировать миллионы шифров, так еще и ключ к этим шифрам обновляется каждый день в полночь и приходиться начинать все по новой. Немцы постарались на славу, создавая Энигму. Тьюринг в свою очередь решает, что победить настолько умную машину способна лишь другая еще более умная машина. И вместо того, чтобы помочь соратникам, тратит все свое время и силы на её разработку. Сценарий в картине очень легок, понятен, не несется, позволяя уследить за происходящим на экране, но и не стоит на месте, все больше заинтриговывая, наполнен юмором - это просто находка для среднестатистического зрителя. Проблема только в том, что таким образом картина становится среднестатистической военной драмой, и это не идет ей в плюс, раз она замахнулась на оскар. Режиссер Мортен Тильдум попытался угодить всем: рассказать биографию Тьюринга, раскрыть его внутренний мир, подробно описать все события связанные с расшифровкой Энигмы и вместе с тем, развлечь публику. Из-за чего, мне кажется, получилась каша, хоть и добротная. В главной роли Алана Тьюринга выступал Бенедикт Камбербэтч. Человек, благодаря которому, на мой взгляд, среди молодежи стало модно быть умным. Всем он больше известен, как Шерлок Холмс из нашумевшего сериала «Шерлок». И в этом фильме он не выходит из своего амплуа высокоактивного социопата с не менее высокоразвитыми умственными способностями. Но это лишь в начале истории, для того, чтобы нам не пришлось так резко привыкать к новому Бенедикту. По ходу сюжета, с большим накалом страстей и переживаний, актер все больше и больше раскрывает перед нами свой талант. От того мне жаль его, ведь напрасно он старался, показывал внутреннюю борьбу своего героя. Часто на экране нам приходится замечать, как Тьюринг пытается выйти из роли хладнокровной машины для расчетов, подобной той, что он создает, и быть более человечным. Но все же пол фильма нам приходиться наблюдать все того же знакомого нам Шерлока. Не получилось рассказать о персонаже со всеми любопытными деталями из его жизни. Однако картина вышла настолько хорошей, что заслужила хотя бы номинироваться на ряд премий. Плюс она все же получила одну статуэтку «за лучший адаптированный сценарий», следует упомянуть, что сюжет основан не на реальной истории, а на книге Эндрю Ходжеса «Алан Тьюринг: Энигма», которая и повествует о тех событиях в Лондоне. Что я имел в виду под словом «самокритика». Видите ли, после всех событий произошедших в том секретном штабе, после того, как Тьюринг приблизил конец войны больше чем на год, а может и на два, несмотря на все заслуги перед собственной отчизной, эта же отчизна его и загнобила, а после и вовсе уничтожила. Почему? Потому, что Тьюринг имел один изъян, который и посей день, отторгается обществом. И мне кажется, сейчас правительству Великобритании стыдно за своих предков. Стыдно, что даже героя своей страны они не оценили по праву лишь потому, что он был не таким, как все. Я не стану спорить с теми, кто считает, что победой над фашисткой Германией все обязаны лишь Советскому Союзу. Многие вносили свой вклад, и наши союзники в частности. Но кому действительно принадлежит эта победа, так это тем, кто оставил на этой войне свое детство и молодость, тем матерям, у которых отобрали сыновей, тем, кто жертвовал своими жизнями и тем, кто так не вернулся с кровавых полей… 7 из 10