Если в вашем прошлом кто-то совершил над вами жестокое, унизительное и непростительное действие, будете ли вы готовы простить этого человека. Или же, несмотря на прошествие многих лет, вы все равно будете вынашивать план мести. Казалось бы, гораздо проще простить, но это не так легко, как кажется. С каждой мыслью о прощении прошлое вновь и вновь настигает вас, но нужно собраться с силами и хотя бы узнать об этом человеке, о том, изменился ли он. Думаю, такая идея была положена в основу биографической драмы «Возмездие». Синопсис 1980 год. Ветеран Второй Мировой войны Эрик Ломакс во время поездки в поезде знакомится с женщиной по имени Пэтти, в которую безумно влюбляются. Вскоре Эрик и Пэтти женятся и, казалось бы, их должна ждать долгая счастливая жизнь. Но призраки прошлого донимают Эрика, что сильно беспокоит его жену. Пэтти решает узнать тайну прошлого мужа у его фронтового друга, не предполагая, о каких ужасах ей придется услышать. Игра актёров Актёрская игра, несомненно, была великолепной и незабываемой. И неудивительно, ведь в актерский состав вошли настоящие звезды мирового кинематографа, включая Колина Фёрта, Николь Кидман и Хироюки Санада. Колин Фёрт удачно передал образ человека с ужасающим прошлым, которого в течение многих лет мучили невыносимые кошмары, из-за которых он порой не может контролировать себя. Также понравилась игра Николь Кидман, исполнившей роль простой англичанки, которая предана своему мужу и готова пойти на все ради его душевного спокойствия. Режиссура Если честно, режиссура подкачала. С одной стороны, режиссер удачно подчеркнул трагедию, которая развернулась в Юго-Восточной Азии в годы Второй Мировой войны. Он красиво совместил семейную мелодраму с военной драмой. Действительно, это сочетание смотрелось на экране очень гармонично. Однако ряд нюансов не могли не снизить оценку. Так, например, меня смутило, что режиссер не учел того факта, что герои находясь несколько месяцев в плену должны были исхудать, и у них должна была хотя бы вырасти щетина. Затем мне не понравилась историческая ошибка, что якобы американцы освободили военнопленных англичан, хотя это осуществили войска Великобритании. Т. е. таких факторов не мог не испортить общее впечатление. Однако хотелось подчеркнуть, что режиссер хорошо предал природу человеческих взаимоотношений, а именно связь между главным героем и его врагом. Сценарий Сюжет фильма тоже меня не слишком обрадовал. С одной стороны, было интересно смотреть на историю, как ветеран войны пытается справиться с муками прошлого, связанного с пытками во время нахождения в японском плену. Мы видим, как из-за мучений мужа сильно переживает его жена Пэтти. Но, с другой стороны, мне не очень понравилось то, как развивается сам сюжет, т.е. мне не понравилась структура сценария. Все как-то смешно. Я не имею в виду, нелинейное развитие сюжета, поскольку периодическое обращение к прошлому – это вполне нормально. Просто в фильме все происходит как-то резко. Вот главный герой встречает будущую жену, вот они женятся, вот жена узнает о проблемах мужа, вот она узнает о его прошлом, вот муж после самоубийства товарища решает отправиться в Сингапур с целью отмщения своему обидчику. И все это происходит без каких-либо переходов, как будто напихали все в одну кучу и все. Я, конечно, понимаю, что сценаристы не хотели растягивать картину, а сделать ее лаконичной. Но, на мой взгляд, четко выверенный сюжет придал бы киноленту логичности и легкости в восприятии. Итог Честно говоря, «Возмездие» произвело у меня двоякое впечатление, но все же оно ближе к положительному, благодаря актерскому составу и вообще затронутой теме истории. Не буду повторять основные моменты, т. к. они были озвучены выше, но чтобы самому понять картину, нужно самому ее и увидеть, что я вам и советую. 7 из 10
Во время Второй Мировой войны британский офицер Эрик Ломакс был захвачен в плен японской армией и вместе с другими плененными сослуживцами отправлен на строительство железной дороги, которая должна была соединить Таиланд и Бирму, и прозванная впоследствии «Дорогой смерти». Для очень многих, кто ее строил, эта железная дорога действительно материализовалась в смерть, в бесконечное металлическое ничто для тысяч обреченных. Эрик выжил, он продолжил свой нелегкий путь по дороге жизни, терзаемый кошмарами прошлого, которые ни на минуту его не отпускали. Впервые широко представленный в рамках прошлогоднего кинофестиваля в Торонто, четвертый по счету полнометражный фильм австралийского режиссера Джонатана Теплицки «Возмездие»(в оригинале же просто «Железнодорожник») является экранизацией автобиографического бестселлера Эрика Ломакса, с предельной достоверностью и честностью рассказавшего о своем пребывании в японском плену и жизни после него. Впрочем, «Возмездие» ни в коей мере не относится к категории экранизаций, точно следующих букве литературного первоисточника, что во многом характерно для большинства картин с привкусом голливудской архетипичности, на выходе представляя из себя ни классический академичный байопик, ни броскую военную драму, а предельно сдержанное по режиссерской тональности творение, пронизанное аллегоричностью и притчевостью повествования с практически библейскими догмами, заложенными в суть ленты и преподнесенными, впрочем, для зрителей без излишней прямолинейной нравоучительности и стерильной выхолощенности. Джонатан Теплицки в угоду большей драматургической насыщенности пожертвовал исторической достоверностью картины, перекроил во имя художественных целей, до определенного момента действия оправданных, время реальное и больше приблизил фильм к этакой нарочитой условности, в которой реальным героям отведена роль метафорических выразителей заложенных в картину идей, которые столь же многослойны, как и сюжет, разделенный на несколько периодов жизни Эрика Ломакса, с филигранной психологической достоверностью и этакой британской утонченностью воплощенного как Джереми Ирвином, так и Колином Фертом. Элегантность и драматичность исполнения подчеркнута и элегантной, сдержанной, сбалансированной режиссурой Джонатана Теплицки, характеризуемой практически полным отсутствием натуралистичной жестокости(ужасы войны как таковые остаются скорее за кадром, при этом ломка характера Эрика показана достаточно убедительно в своем реализме), но имеющей изысканную визуальную вязь и сочный психологизм характеров. По своему настроению «Возмездие» неуловимо близок Дэвиду Лину и его фильмам, в которых сугубо личное и лирическое всегда умело чередовалось с масштабностью и эпичностью действия, всеохватывающим историческим конфликтом и местом человека в нем, хотя картина Джонатана Теплицки, конечно же, чуть менее изобретательна, более прямолинейна с огневой позиции нарратива, а местами просто слишком испорчена современными постмодернистскими игрищами в полижанровость без явного сосредоточения на чем-то одном. Вонйа по сути своей, глубоко порочной и извращенной, никогда и не отпускала Эрика Ломакса. Даже спустя более чем 30 лет он по-прежнему находится там, в лагере для военнопленных, испытывая на себе все тягости отпущенных ему мучителями страданий, которые невыразимо жестоки и нестерпимо бесконечны. Он все еще строит свою «Дорогу смерти», не находя успокоения и умиротворения. Он постоянно находится в пути, все самые значительные события в жизни Эрика произошли или были напрямую связаны с железной дорогой, которой в фильме отведена роль центрального всего сюжето-, и смыслоообразующего символа жизни и смерти, которую суждено будет пройти всем и каждому. Вся жизнь Эрика «после» ада лагеря — это сплошной поиск себя в изменившемся мире, мире послевоенном, пережившем травмы войны и зализавшем свои шрамы. Шрамы же Эрика столь глубоки и столь болезненны, что исцелением должна стать лишь месть, неизбывная и неизбежная. Но при этом мстящий полон сомнений, его раздирает изнутри дилемма морально-этического плана, ведь даже у самой праведной мести есть своя темная, губительная сторона, ибо никто, кроме Бога, не имеет право отнимать человеческую жизнь, даже если им руководят высокие цели и устремления. Помимо желания отомстить, отплатить болью за причиненную и все еще мучительную боль в человеке должно быть как его неотьемлемая часть души и спасительное милосердие, право на прощение. Однако по другую сторону морального конфликта фильма находится тот, кого следует ненавидеть всей душой, воплощенное зло из лагеря — Тагеси Нагаси. Теплицки, не стремясь занять конкретно чью-либо позицию, вплетает в сюжет фильма историю раскаявшегося японского офицера Нагаси, который, прожив долгую жизнь, уже давно наказал себя сам за все преступления, совершенные его руками тоталитарной системой власти, в которой он был не игроком, а всего лишь пешкой, малозаметной частью всеобьемлющей системы, для которой жизнь человека не имеет внятной цены. И столкновение двух героев, в свое разделенных сторонами военного конфликта, находившихся вынужденно по разные стороны и обладающих своей правдой, полно драматизма и непредсказуемости финального решения заложенного в фильм тротила этой сложной моральной дилеммы. Уже не враги, но совсем и не друзья, Эрик и Тагаси обретают желанный катарсис каждый по-своему: один — не преступив божьи заветы и не став убийцей, другой — подчинившись им, сполна наказав себя и истерзав садистским самобичеванием собственную неспокойную душу. В конце «Дороги смерти» суждено будет увидеть не тупик, а множество поворотов.
Такие картины, как 'Возмездие', всегда несут в себе тему человеческой трагедии, пожирающих изнутри пережитых событий, буйство воспоминаний. Тем более, когда причиной всего этого, становится война. Интерес к фильму был. Я люблю биографические драмы. И тем не менее, эта работа мне не понравилась. Почему? Сама история, которую нам рассказывают в фильме, очень трогательна и интересна. Вот, только, рассказали её плохо. Я не имею права судить героев ленты. И не буду судить их. Но, как зритель, я отмечу минусы фильма. Вообще, смотреть стоит, разве что, последние двадцать минут. В них вся суть, содержательность, драма. А остальное, это нудное протекание экранного времени. Я понимаю, что герой пережил многое. Такое, мне и не снилось, конечно. Но, почему, он так ведёт себя с супругой? Знаю людей, которые были на войне. Они, вообще - то, держат себя в руках. А здесь, главный герой, ей Богу, ведёт себя, как девушка - подросток, у которой месячные. А его жена, наоборот, берёт на себя роль 'сильного пола'. Как - то странно это выглядит. Бывает ли такое в жизни? Да. Часто. Но не стоит думать, что это причина всех неудах проекта. По сути дела, за два часа хронометража, зрителю, практически, не дают полной развёртки событий. Всё идёт урывками и перебежками. Воспоминания тоже могут быть обширными и полноценными. Вы не знали, товарищи - сценаристы? А как раскрыты персонажи? Горемыки, и всё, пожалуй. Я уверен, что настоящие участники этих событий обладали более глубоким внутренним стержнем. Поэтому то, фильм не дотянул до качественной драмы. И конечно, не вышел сильным, военным, биографическим повествованием. Как драма, он трогает, по - настоящему, лишь в финале. Как военная история, он слишком скуден на исторические факты и эпизоды. И вроде бы, видна проделанная работа, но она не трогает, как хотелось бы. А хотелось очень, признаюсь. Вывод очевиден. У режиссёра не получилось достойного рассказа. А эта история, честно говоря, его заслуживала. Есть проблески. Есть ощутимая структура. И даже, местами, хватает душевности. Но мозаика, составляет чёткий рисунок из всех пазлов. У Джонатана Теплицки, такого рисунка не вышло. Балл за старания актёров. Балл за неплохую операторскую работу. И балл за саму историю. Мог бы, спокойно, поставить серый цвет. Но я не хочу сбивать вас с толку. Мне такая реализация не понравилась. Можно было выжать большее, чем просто 'хождение по мукам'. 3 из 10
«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда» Библия, Новый Завет «Возмездие» - это история о британском молодом лейтенанте-инженере Эрике Ломаксе, попавшем в плен к японцам во время Сингапурской обороны и испытавшем на собственной шкуре все ужасы войны. Лента основана на автобиографической книге человека, которого судьба, в лице командиров Императорской Японии, вместе со многими другими, отправила на строительство печально известной Тайско-Бирманской железной дороги. После нескольких лет непрекращающихся пыток, унижений, побоев и тяжелейшей, выматывающей работы, Ломакса в прямом смысле вытаскивают из этого ада, но он, кажется, навсегда остается там, прикованный к тем клеткам жестокостью мучителей, привязанным к той земле отчаянным сопротивлением и непреходящей жаждой мести. Он возвращается туда, откуда нет выхода, во сне и в галлюцинациях, в припадках исступленной паники. И от этого ощущения вечного плена его не спасают ни горячо любимые им железные дороги туманной Шотландии, ни жаркие земли Золотого побережья, куда он отправляется добровольцем Британской Колониальной Службы. Надежда на освобождение от неизменного кошмара появляется в виде прекрасной Пэтти («Я видел, как он оживился только один раз, когда встретил Вас»). Она входит в его закрытую жизнь тихими и успокаивающими шагами, но этого оказывается недостаточно для того, чтобы Эрик смог побороть всех демонов своего прошлого. - Ты так и не сдался. - Я все еще воюю. Его друг Финли, разделявший с ним тяготы и страдания военного времени, кажется, жаждет мести даже больше, чем замкнувшийся в себе Эрик. Он находит заметку, в которой говорится о том, что бывший офицер кэмпэйтай, пытавший Ломакса, живет и здравствует, и предлагает убить его. «Для нас уже слишком поздно, но ты еще можешь попытаться. И я хочу, чтобы на этот раз ты меня не проигнорировал». На секунду возникает обманчивое впечатление, будто зацикленный, живущий в своем мире Ломакс сможет отказаться от мести, во имя своей жены и своего нового положения, но он, кажется, и сам не верит в то, что говорит в тот момент. И вот, после очередной трагической отправной точки, вычерчивающий в его жизни новый поворот, Ломакс отправляется по второму кругу. В полном молчании, никого не предупредив, он покидает дом, чтобы встретится лицом к лицу с тем, что он пережил, и продолжает переживать едва ли не каждый день своей жизни. Ведомый местью и желанием положить конец всему этому безумию, в финальной отчаянной попытке обрести покой, Ломакс отправляется в Канчанабури. Как уже здесь упоминалось, фильм снят без излишнего военного пафоса и мелодраматичности, что, безусловно, является плюсом и делает героев ближе и понятнее зрителю, он показывает солдат, оставшихся людьми (или потерявших всякую человечность почти полностью). Возмездие позволяет рассмотреть поближе две стороны одной медали, отражает понимание раскаяния и страдания, раскрывает понятие чести и достоинства, и оставляет зрителя на распутье размышлений о разнице между войной и мирным временем. Острее всего эта разница проявляется в сознании Ломакса, на пересечении двух плоскостей настоящего и прошлого, из которого Эрик все никак не может выбраться. Каким простым и в то же время невыносимо тяжелым кажется все на войне, когда смерть следует за тобой по пятам, и как запутанно все в мирное время, когда становится невероятно сложно определить, кто твой друг, а кто враг, кто жертва, а кто мучитель. Эти вечные вопросы - какие проблемы, какие решения и какие последствия остаются в наших душах и в нас самих после всего пережитого, - для каждого отдельно взятого человека всегда будут заканчиваться своими собственными ответами и решениями. Ломакс знал, что должен выжить и отомстить, знал, что должен оставаться мужчиной и человеком, знал кто его друг, и кто его злейший враг, он мог видеть и чувствовать это каждой клеткой, каждым мускулом своего тела на протяжении нескольких мучительных лет. Он выполнял приказы и искал ориентиры, способные вернуть ему его настоящую жизнь. Эта смесь болезненного осознания произошедшего, жажды мести и исступленного страха, желания наконец-то обрести покой навсегда осталась выжженной в его сознании, так же, как и воспоминания о жестокости его врагов и изуверствах, которые те совершали над ним. Ты – единственный, кто сказал мне правду Мучитель Эрика на протяжении всего является удивительно ясной, предельно ощутимой тенью и почти в самом конце наконец обретает настоящие черты, возникает усталой фигурой, облеченной в плоть осознания, сожаления и раскаяния. Он – главная деталь из прошлого Ломакса, которую тот запомнил на всю жизнь, за пару минут раскрывается в совершенно новом свете. Его паломничества вызывают поначалу лишь недоуменный смешок, «серьезно, таким способом?». Но постепенно история тех лет, которые он проживал после войны начинает пробирать все сильнее и глубже, а все его существо выдает полную готовность, и даже желание принять то, что он заслужил. Именно концовка, раскрывающаяся прощением, которое, уж точно не стирает все эти годы из памяти этих двух людей, наоборот, закрепляет их там еще больше, но дает какой-то смысл и надежду жить дальше, а не пытаться и дальше выживать в этом бесконечном лабиринте из страхов и воспоминаний. Здесь есть плавное и ровное повествование, которое может поначалу отпугнуть. Иногда оно прерывается жарким солнцем, брызжущем в глаза и заставляющим зажмуриться с непривычки, зеленью джунглей и камнями в многокилометровых траншеях, покрытыми кровью, потом и пылью. Отстраненные сцены настоящего сменяются более живыми, но такими же ровными и неторопливыми сценами адской жизни на строительстве Дороги Смерти. Они изматывающе неспешны и верны своему постоянству, что только усиливает ощущение полнейшего бессилия, впечатление ужасающей жестокости. «Возмездие», быть может, и не претендует на полную историческую и культурную достоверность и правильную хронологию, в искажении которой его упрекают, но внимания заслуживает определенно, как фильм крепко сбитый, талантливо поставленный, талантливо снятый и талантливо сыгранный. Он бьет по нервам и забирается куда-то глубоко под кожу, упрямо не желая отпускать сознание даже после того, как вы его выключили и тяжело вздохнули.
Пытаясь сочетать в себе множество неподдающихся контролю жанров кинематографа, фильм, с очень подходящей (в кои-то веки) локализацией 'Возмездие», идет верным шагом по наклонной и, скорее всего, выбраться из этого омута видных недостатков, относительно сюжетной трактовки и крайне неуместной расстановки акцентов в плане резких скачков из одной части ленты в другую - творению постановщика Джонатана Теплицки попросту не под силу. И в чем же, собственно говоря, проблема? Неопытность режиссера, неумелый сценарий, неестественная игра артистов, перебор с эмоциональной точки зрения? А быть может, все перечисленное сразу? Печально, но второй вариант подходит как нельзя кстати, при всем при том, что для выражения сугубо личного мнения о 'The Railway Man' вполне достаточно двух слов - перегнули палку. Перегнули, да не треснула. Но это, опять же, с какой стороны посмотреть. Поначалу, нам предоставляется свойственное мелодраме повествование, прямолинейное и безумно штампованное. Кто-то, вероятнее всего, углядит в этом кусочек Линклейтера с его 'Перед рассветом', остальные же просто сочтут, что впереди их ждет два часа разбора 'люблю-не люблю' со всеми вытекающими. Но нет! Внезапно, зрителю наносят ответный удар: мы переносимся во времена Второй мировой войны, где главный персонаж картины (тогда британский офицер) и его друзья по фронту были схвачены японскими войсками, отличающимися своей жестокой натурой и издевательским отношением к пленным. Там Эрик Ломакс (а именно так зовут нашего героя) переживает то, чего ему никогда раньше не приходилось испытывать в жизни. Это сильно сказывается на психике Эрика, даже спустя десятилетие он не может забыть основного обидчика, из всех которые мучили его, ведь этот японец чудесным образом остался в живых, тем самым продолжая всячески напоминать Ломаксу о страшным прошлом в виде возникающих время от времени галлюцинаций. Закручено лихо, не поспоришь, но так проблематично и нагромождено, что просто ужас охватывает. Тут, между прочим, проясняется еще один из жанров «Возмездия» - драма, а если учесть, что кино основано на реальных событиях, то биографическая драма. Но на этом путаница не заканчивается. Ближе к концу мы смеем наблюдать настоящий психологический триллер (отсылки к «Только Бог простит» никто не отменял), а это, извините, действительно ни в какие ворота не катит. Совмещение совершенно неоднообразных тонов, к сожалению, портит общий фон и замысел, заложенный в произведение. И двухчасовой хронометраж, как ни странно, кажется жутко урезанным. То бишь, многое хотели сказать, да не получилось. Спасибо, что панорамная заставка вкусная оказалась. Хоть как-то скрашивает это скомканное солянка-недоразумение. Эмоциональный окрас стараются поддерживать актерские работы, то и дело пестря, вроде бы, повышенной долей реалистичности и чувствительности. Тем ни менее, на пользу картине это также не пошло. Колин Ферт чертовски переигрывает. Его мотив непонятен, так как, по идее, должен сохраняться баланс, граничащий между безумием и человечностью, а он же, в свою очередь, абстрагируется от этих понятий, демонстрируя нечто иное, вовсе ненужное своему персонажу. И это больше смахивает на халтуру, нежели на проявление положительной и качественной игры. Тоже самое показывает и Стеллан Скарсгард, правда не так заметно и открыто. Моментами неплох Джереми Ирвин, но роль, к несчастью, неполноценная. Виной тому все тот же сжатый хронометраж. Приятно удивил Хироюки Санада. Отнюдь не простой образ Санада осветил профессиональной и уверенной актерской игрой, коей лишены большинство задействованных в 'Возмездие' актеров. Что до Николь Кидман, то можно сказать, что ее героиня послужила отправной и решающей точкой данного художественного кинофильма. Пускай и сама Николь при этом ничего особенного не сделала. Неподготовленный зритель, естественно, останется доволен просмотром. Даже более того, он будет всецело рекомендовать каждому ознакомиться с 'Возмездием' Джонатана Теплицки. Зато вот закаленный и смыслящий в кино человек, окажется разочарован. И не только потому, что зря на ветер деньги выбросил, нет. Скорее потому, что надежда на откровенное и по-настоящему искренне-жизненное кино (которым, по сути, должно было стать 'Возмездие') начала угасать в его сознание. Вне всякого сомнения, в фильме проскальзывают умные мысли, подобия: 'любовь способна изменить любого из нас', 'не делай поспешных выводов' и так далее, но дать себе должностное и цельное оправдание они не могут, поскольку кино чрезмерно часто изменяет само себе. Это как за день повстречать немереное количество своих друзей, так и не пообщавшись нормально не с одним из них. Сосредоточившись создатели на определенном этапе, в котором нуждается 'Возмездие', без всех этих переходов из жанра к жанру, того и гляди могло бы выйти что-то, как минимум, стоящее внимания. А так, можно спокойно проходить мимо.
«Возмездие», или если дословно переводить, «Железнодорожник» ('Железнодорожный человек', если хотите) – экранизация автобиографического бестселлера британского офицера Эрика Ломакса. Во время Второй мировой войны Ломакс оказывается в плену у японцев. Вместе со своими товарищами он был отправлен в лагерь для военнопленных на строительство Тайско-Бирманской железной дороги. По сути, из британских солдат сделали самых настоящих рабов, которые вкалывали днями напролет в невыносимых условиях. Однако, основное время действия – 1980-й год, когда война далеко позади, но только не для Ломакса. Как раз в это время Эрик знакомится со своей будущей супругой Патрицией (Николь Кидман). В первой половине фильма авторы демонстрируют зрителю историю любви, но при этом не ударяются в романтику или какие-либо детали, а лишь обобщенно констатируют факты. Уже после свадьбы Пэтти замечает за мужем некоторые странности в его поведении, связанные с воспоминаниями о страшных событиях времен войны, которые пришлось пережить ее ненаглядному. Понимая, что страдания мужа не могут длиться вечно (а также то, что о счастливой жизни в таких условиях не может быть и речи), Патриция решает обратиться за помощью к боевому товарищу Ломакса – бывшему солдату Финли (Стеллан Скарсгард). Поначалу, глядя на Николь Кидман и Стеллана Скарсгарда, находящихся в одном кадре, невольно и сам окунаешься в воспоминания. На ум моментально приходит триеровский «Догвилль», правда, наблюдая за «Возмездием» в дальнейшем, из головы творение датского самородка выветривается достаточно быстро. Персонаж Скарсгарда – седовласый старик, который мечтает о мести, кажется, даже больше, чем сам Ломакс. Именно он находит заметку в газете о японском офицере, который когда-то так жестоко пытал Ломакса. В газете сказано, что этот неприятный тип не то что не был наказан за свои преступления в прошлом, но и до сих пор жив, здоров и здравствует. Немного поразмыслив и посомневавшись, Ломаксу ничего не остается, как отправиться на встречу со своим обидчиком, чтобы наконец отомстить за все свои страдания. Несмотря на то, что основное время действия, как уже было сказано выше – 80-е, создатели ленты довольно часто прерывают повествование флэшбеками, которые появляются, как показалось, очень кстати, а самое главное – к месту. Благодаря им зритель своими глазами видит те страшные вещи, которые довелось пережить главному персонажу фильма во время Второй мировой. При этом режиссер фильма Джонатан Теплицки старается избегать излишнего пафоса или нарочитой сентиментальности, присущей многим Голливудским лентам в жанре военной драмы (в большей степени) или байопика (в меньшей степени). Да и самой войны, как таковой, в фильме практически нет: мы не услышим ни взрывов, ни выстрелов, и тем более не увидим каких-либо зрелищных боевых сцен. К слову, этого и не требуется. Теплицки здесь играет роль скорее рассказчика, нежели выдумщика, и стоит признать, что получается это у него как минимум неплохо. Ввиду того, что в фильме японский офицер Такеси Нагаси выглядит вроде как жестоким тираном, стоит обратить внимание и на то, что есть здесь и обратная сторона медали. Ведь, если вдуматься, в какой-то мере и Ломакс, и Нагаси оказались всего лишь марионетками, пешками в игре, в которой никто не хотел умирать. Когда зритель видит уже немолодого японского офицера, то понимает, что это глубоко несчастный, чувствующий свою вину перед Ломаксом человек, который при встрече с последним без каких-либо колебаний соглашается на то самое возмездие, о котором помышляет Эрик. Недаром во время переклички Ломакс оказывается именно Тузом, ибо из всех военнопленных в том злополучном лагере у него единственного появилась возможность отомстить. Но в данном случае главное не это, а то, как ведет себя в этой ситуации британский солдат. «Мы больше не солдаты» – говорит он. – «Временами ненависть должна прекращаться». И вот как раз здесь, помимо определенной симпатии, к Ломаксу испытываешь огромное уважение. Раскаяние, прощение – именно этому учит нас история об Эрике Ломаксе. Реальный Эрик Ломакс скончался 8 октября 2012 года в 93-летнем возрасте, к сожалению, так и не дождавшись премьеры. Однако его супруга, Патриция Ломакс, посетила премьеру фильма на кинофестивале в Торонто осенью 2013 года. После просмотра весь зал аплодировал ей стоя и думается, какие-либо комментарии здесь будут излишни.
Картина австралийского режиссера Джонатана Теплицки, решившего, что ему по силам перенести на экран автобиографию британского офицера Эрика Ломакса, во время Второй Мировой некоторое время проведшего в японском плену. Если визуально «Железнодорожник» выглядит вполне приемлемо, то вот идею первоисточника режиссер извратил полностью, а в плане исторической точности его фильм был подвергнут строгой критике со стороны Кембриджского Университета. Ломакс являлся одним из наиболее известных британских ветеранов, входившим в The Freedom Association, его имя часто фигурировало в прессе, поэтому фильм подвергся пристальному вниманию публики. Но возложенных надежд не оправдал, оказавшись рядовой историей без всякой подоплеки, значительно упростившей биографию Ломакса. «Железнодорожник» показывает Эрика Ломакса после 1982-го года, когда он уже встретил свою вторую жену Патрицию. Сюжет строится вокруг того, как Патриция пытается понять, что в военном прошлом так тяготит мужа, в этом ей помогает сослуживец Ломакса по имени Финли. Размеренное повествование временами разрывается вставками-воспоминаниями Эрика/Финли. Причем сделаны они не просто как погружения героя в прошлое, а несколько раз бывший военнослужащий Ломакс буквально оказывается на войне – в преклонном возрасте и в гражданской одежде. И этот психоделический компонент вкупе с гнетущей закадровой музыкой выглядит несколько неуместно, учитывая общий строгий стиль картины. Да и линейные воспоминания, рассказанные Финли, тоже порой дополняются неуместной музыкой вроде арий, что создает самое худшее качество, которое может быть присуще фильмам о войне - ложный пафос. Вообще мучения человека, прошедшего войну показаны без должного напряжения и как-то бесконфликтно. Эрик Ломакс у у Джонатана Теплицки страдает будто не от пережитого ужаса, а от страха и психического расстройства, которое делает его жизнь некомфортной и не имеет под собой глубокой подоплеки. В то время как это в корне неправильно. Да и сама война показана несколько гламурно, не смотря на то, что в кадре будут и страдания и кровь. Постановщик будто ориентируется не на то, как показать ужас реалистично или же художественно пронзительно, а на то, как зритель представляет себе войну. Да и послевоенная жизнь Ломакса выглядит пресной и занудной, только лишь актеры спасают неудачный подход режиссера. Операторская работа «Железнодорожника» при этом заслуживает всяческих похвал, Гарри Филлипс (работавший с Теплицки на всех его предыдущих фильмах) снял картину в классическом стиле, временами, однако, позволяя себе нестандартные планы, которые придают строгости определенное очарование. Но, даже опытный оператор не в состоянии скрыть того, что Николь Кидман, к сожалению, ни коим образом не подходит на роль романтической героини. Не потому что она уже в достаточно зрелом возрасте, а по причине ее неуемной тяги к пластической хирургии, сделавшей лицо Кидман одутловатым и неживым, которая вдобавок совсем не делает актрису юной. И если говорить о возрасте, то нельзя не сказать, что согласно первоисточнику Патриция была на 17-ть лет моложе Эрика – и тут у режиссера с 53-ним Фертом и 46-ней Кидман что-то не сходится. Кроме Колина Ферта, который хорош в любой роли от мужа Бриджит Джонс до предателя Билла Хейдона. И Кидман, не сумевшей принять свой возраст достойно. В каст-лист входят Стеллан Скарсгард и Джереми Ирвин. Если первый в своей фильмографии совсем не избирателен и снимается во всем от фильмов Marvel до непотребной «Нимофанки», то вот Ирвин за свою недолгую карьеру уже успел сыграть Пипа в экранизации Чарльза Диккенса и поработать со Стивен Спилбергом в экранной адаптации «Боевого коня». Хорошие актеры (в особенности в том, что делает эту картину драматичной, много заслуги Джереми Ирвина), опытный оператор и литературный первоисточник из разряда бестселлеров, к тому же касающийся такой благодатной с художественной точки зрения темы, как Вторая Мировая, позволяют «Железнодорожнику» стать довольно заметным фильмом. Тогда как с точки зрения внутреннего конфликта и драматизма он не занимает позиций выше средних. К тому же Джонатан Теплицки полностью изменил основную мысль Эрика Ломакса, который в своей автобиографии писал не о возмездии (которое, было вынесено русскоязычными прокатчиками в название картины), а о желании понять и осмыслить произошедший ужас. Поэтому если вас интересует личность Эрика Ломакса, то лучше вам ознакомиться с документальным фильмом «Enemy, My Friend?». А «Железнодорожник» хотя и является неплохим фильмом, но с нравственной составляющей должным образом не справляется.
Человек на Войне. Именно эта тема меня всегда интересовала, а не массовые баталии, эпичные сражения или педантичная достоверность хронологии и сухие факты. Мне было интересно, что происходит с конкретной личностью на войне, потому что мне кажется именно так можно проследить и понять, что происходит с человечеством в целом. Понять на эмоциональном уровне. На духовном. На уровне глубокого сопереживания, где можно поплакать, подумать, осознать и оценить. Самоидентифицировать себя. Потому фильм категории о человеке, а «The Railway Man» попадает в эту категорию предельно точно, я не мог пропустить. Главные достоинства картины – это абсолютная реальность происходящего, отсутствие бутафорского патриотизма ради патриотизма, искренние человеческие чувства и, повторюсь, тема, которую никогда не нужно забывать (и, несмотря на прошедшие десятилетия, о которой периодически стоит напомнить). И кастинг. «The Railway Man» делится на три жизненные линии главного героя Эрика Ломакса. Первая – «Настоящее». Она выдержана в очень спокойном темпе: бледноватые лица, английские пейзажи, туманный берег, поезда, скупые разговоры. Вторая - «Прошлое». Прошлое, что для главного героя по-прежнему является настоящим. Здесь мы видим ржаво-зеленые джунгли, постоянное напряжение, существование на грани жизни и смерти и пытки. И третья – это, назовем её условно, «Граница». Граница между прошлым и настоящим, которая создает будущее главного героя. Первые две линии постоянно пересекаются у Ломакса в голове, отчего он сходит с ума и разрушает себя и свой молодой брак. В какой-то момент Эрик решает перейти границу и покончить с прошлым. Или, во всяком случае, подчинить его. Этот фильм не только об ужасах войны, жестокости и бесчеловечности, сломанных жизнях, душах и судьбах. Очевидно, что война - это мясорубка человечества. Фильм «The Railway Man» прежде всего о прощении, раскаянии и искуплении. О том, что на войне не всегда есть абсолютно виноватые и абсолютно правые, а жернова войны вырывают куски сердца у каждой из сторон. Именно поэтому герой Хироюки Санады был так покорен и не сопротивлялся Ломаксу. Потому что он устал и измучен, потому что он раскаялся. Понял, что это судьба. Актерские работы здесь хороши все: Колин Ферт, который филигранно может передавать эмоции лишь одними глазами и интонацией, Джереми Ирвин поразительно похожий на молодого Ломакса, упомянутый Хироюки Санада и Танрох Ишида, Николь Кидман и Стеллан Скарсгард. Честный фильм, очень не пошлый и очень внятный, несущий идею ровно и четко, без лишнего пафоса или неуместного натурализма, без зрительских провокаций, без клиширования, надуманности и всяческой идеологической замшелости.
Что посмотреть в кинотеатре на днях? Как только выйдет этот фильм, думаю можно сходить на него. Эксклюзивный показ уже состоялся, и я спешу поделиться с Вами поделиться своими эмоциями и мыслями по поводу этого кино. - Что нас ждет? Нас ждет история трагичная, полная романтики и действия, которое не даст скучать. Хотя Английская рука, приложившаяся к этому фильму сразу же чуется, но это отнюдь не мешает просмотру. - Что происходит на экране? Нам откроют душераздирающую историю, которая будет рассказана в легком варианте, и при этом, ну по крайней мере только у меня, возникло чувство того, что я где-то это видел, или по крайней мере слышал. С нашим героем приключилась беда, и никто не может ему помочь. Способна ли на это его жена? Не буду спойлерить, чтобы не портить впечатления от картины. - Что понравилось а что нет? Несомненная актерская игра на уровне. Это божественный Колин Ферт, который вкладывается так, как только может. Его уровень актерского мастерства на мой взгляд настолько велик, что почти догнал уровень Джонни Деппа (а может и уже догнал, но я всегда их почему-то сравнивал, не знаю почему). Бесподобная и молодая (на вид) Николь Кидман тут играет хорошо, но почему-то ее лицо мне не нравится. Не в прямом смысле, именно в этом фильме. Не ее лицо сюда надо было. Может стоило взять на роль Джулианну Мур? Она на мой взгляд, подошла бы больше. Выделю так же хороший саундтрек и качественную съемку. Я никогда не уделяю особого внимания режиссеру, но всегда подмечаю, справился ли он, или же нет, то тут скажу пару слов про Джонотана Теплицки. Он сделал картину живой и действующей. И сейчас я говорю про действие на экране. Оно драматично, но в тоже время завораживающее... Это его заслуга. А вот не понравилось мне лишь одно, за что все-таки один балл-то я скину. Что это? А это монтаж. Тяп-на-ляп. Не то чтобы он был убогий, но он не удобный. Не удобный для зрительских глаз. Мартин Коннор что-то не постарался. - Идти ли в кино? Я никого никогда не принуждаю, я лишь высказываю свое мнение и даю совет. Я был доволен в целом, за исключением того, что выше я уже описал. Почему бы и не насладиться просмотром такой кинолентой? 9 из 10 P.S. Я многого не упомянул, в том числе второстепенные сюжетные линии. Насладитесь просмотром, ведь не потратите время зря.
В момент просмотра фильма я находился в Тайланде, в сотне километров от реки Квай. По сюжету бывший британский офицер Эрик спустя много лет после войны ещё переживает события, которые произошли с ним на фронте. Неожиданно в его жизни появляется женщина, которая любит Эрика и старается вывести его из этого состояния. Оказавшись перед выбором или потерять свою женщину или попробовать разобраться в себе Эрик отправляется в Тайланд, в место, где ему прошлось пережить и испытать настоящие ужасы того времени. События развиваются вокруг строительства Тайско-Бирманской железной дороги в период 1942 года. Эрик Ломакс являлся британским офицером специалистом инженерных войск. Поэтому, когда японцы взяли их подразделение в плен, он обладал специальностью, позволяющий работать с техникой, а не участвовать в строительстве 'Дороги смерти'. При строительстве дороги по архивным данным участвовало более 200 тыс. человек, из которых половина погибла. Технические навыки Ломакса позволила ему выжить, избежать голода и не потерять остатки разума. Без конфликта не было бы истории. В заключении Ломакс использовал свои знания не по назначению, создав радиоприемник. За свой проступок Эрик подвергся мучительным пыткам, которые до этого никогда не видел и не испытывал в жизни. Но какие именно были пытки зритель узнает только к концу фильма. Ведь Эрику предстоит пройти ещё одно испытание в своей жизни - встретиться со своим обидчиком, который тоже выжил в этой войне. К фильму существуют три существенные претензии: самая первая - превращение военной драмы в психологический триллер. Режиссер в определенный момент формирует интригу не вокруг того, какая жизнь происходила с Эриком, а вокруг самого страшного испытания, которое выпало на его душу. Что произошло за дверь, которую нам так часто будут показывать - мы узнаем в финале. Но сюжет, желая сохранить такой козырь до конца начинает очень сильно спешит и пропускать важные элементы, поэтому драматическая часть в свойственной ей манере или торопиться, или невероятно сильно отстает. Второе - продолжение первой, за желанием успеть показать общие элементы финальные вопросы отходят на второй план, потому что в определенный момент фильм концентрируется на единственном посыле - отомстить своего врагу. Вокруг этого будут подниматься другие темы для размышления и поступки участников события тоже подвергнуться трансформации, но балансирование между жанрами не пойдет на пользу. Третьей очень важный элемент - совершенно неудачный подбор актеров. Дело в том, что по тому пути, который выбрал режиссер Джонатан Теплицки именитые актеры Колин Фёрт и Николь Кидман выглядят чужеродными на протяжении большей части фильма. Их игра хорошая, но отвлекает от сценария и нарушает последовательность подачи сюжета. Излишний героизм Ферта и Кидман портит ощущение от многолетних страданий. Особенно не веришь Ферту, чей образ выходит в несколько раз брутальней чем нужно сюжету. Роль молодого Эрика в лице Джереми Ирвина наоборот получилась приближенная к пережитому. Когда в кадре появляется Хироюки Санада, который всегда играет сильных персонажей и предстает перед Фертом в обличие слабого и сломленного человека, (запоминающаяся сцена) то это, наоборот, отталкивает от реализма истории. Потому что режиссер в этот же момент опять вводит элементы триллера. Режиссер показал историю, которая в определенном смысле смогла передать то, через что прошли участники 'Дороги смерти'. Пусть кино временами не может определиться с жанром, бегает по сюжету и наоборот создает ненужные паузы в повествовании. Но благодаря этой истории мы узнаем немного больше о событиях тех лет. 7 из 10
Отличный драматический фильм с психологической начинкой. Он рассказывает историю человека, которому сломала жизнь война, в частности пытки в японском плену. Не он один прошел через все эти нелегкие испытания, товарищи Эрика пережили тот же ужас и так и не смогли оправится от моральной травмы. Что надо было сделать что бы жить дальше и любить единственно нужную в этой жизни женщину? Неужели месть, которая так сладка? Ломакс думает именно так, отправляясь в путь к своей цели. Иногда бывает так, что палач страдает от своего зверства в будущем гораздо больше самой жертвы, он мучается и хочет одного - прощения. Сможет ли он его получить и как сложатся отношения двух людей, которые когда -то были по разные стороны.. войны, добра и зла. Фильм сделан очень качественно, дуэт Фёрта и Кидман вполне сложился, А у Николь тут не простая роль сильной женщины, готовой на все, лишь бы ее любимый перестал мучится и мучить ее, стал жить нормальной жизнью оставив прошлое там, где ему и надлежит быть - в прошлом. Фёрт как всегда вне конкуренции в своей роли, чувствуешь его героя каждой клеточкой души, все что он пережил, ложится тяжелым грузом на плечи зрителя. Давно замечала: что бы драма не была скучной, надо что бы она была очень хорошей. Это как раз тот случай. Джонатан Теплицки хоть и австралийский режиссер, снявший совсем не много фильмов, но как мне кажется, тут он не оплошал, кино получилось и это во многом его заслуга. Советую фильм к просмотру. 8 из 10
Эрик Ломакс – один из участников Сингапурской обороны, крупнейшей капитуляции британской армии в истории, был захвачен японскими солдатами и депортирован в Таиланд, где подвергся ожесточающим пыткам, а заодно, наряду с другими пленниками, помогал в строительстве Тайско-Бирманской железной дороги. Выпустил автобиографическую книгу «Железнодорожник», которую Джонатан Теплицки и взял в основу своего фильма. Складывается впечатление, что у режиссера просто не хватило таланта сдвинуть этот мощный локомотив с места. Он изо всех сил старается это сделать с помощью хороших актеров и прекрасной операторской работы, но этого чертовски мало. Сам пересказ визуально выглядит чересчур вылизанным и нарочито претенциозным, не ощущается той грязи и жестокости, которая действительно была в японских лагерях. Джереми Ирвин, молодой английский актер, выглядит как ученик Оксфорда, которого резко забрали с учебы, вымазали грязью и отправили сниматься. Он пытается показать сострадания, но постоянно отдает наигранностью и некоторой фальшью и это не совсем вина актеров, а и режиссера тоже. Теплицки, такое ощущение, не совсем понял, в какую ему сторону двигаться. Если он хотел показать противостояние двух сильных личностей в период войны, двух противоположных культур и мировоззрений, то ему это категорически не удалось. Не чувствуется никакого напряжения между ними, никакой искорки, которая проскакивала бы при мимолетном столкновении взглядов. В этом плане режиссеру стоило бы поучиться у Нагисы Осимы и его фильма «Счастливого рождества, мистер Лоуренс», где эта связь настолько мощная, что скулы сжимаются, и хочется рукоплескать Боуи и остальным, кто был причастен к этой картине. Сцены насилия, опять же, выглядят не очень натуралистичными и не слишком жестокими. Разумеется, война у Теплицки – это всего лишь вспомогающие флэшбеки, способствующие нам более живо ощутить острое и нестабильное психическое состояние мистера Ломакса, но сделано это весьма мягко. Даже у недавнего «Несломленного» Джоли все это выглядело на порядок реалистичнее, поэтому Теплицки, на мой взгляд, тут тоже схалтурил. Казалось бы, картина заточена под заключительную акцию, своеобразный акт прощения, встречу якобы победившего и проигравшего, но на самом деле эта линия была давно стерта, и остались всего лишь несчастные проигравшие, люди, сломленные войной, которые никогда оттуда по-настоящему не вернуться. Эта должна была быть поистине эмоциональная и, пододвигающая нас к катарсису, концовка, но получилось нечто невнятное и очень короткое. Теплицки сделал кино по учебнику, это видно. Абсолютно не талантливо, но профессионально. После титров понимаешь, что сама история настолько лучше фильма не потому, что это априори так и есть, а просто из-за того, что режиссер не смог с ней справиться. Такая глыба оказалась для него слишком тяжеловесной. Картина о прощении и том, как важно прощать. Не зацикливаться на прошлых обидах, пусть они даже такие горькие. Не думать о мести, которая в этом фильме материализовалась в Стеллана Скарсгарда. Нам как бы намекают, что этот путь заранее предрешен, и не надо влезать в эту авантюру, себе хуже. Немудрено, что Ломакс и Нагасэ впоследствии стали крепкими товарищами и умерли практически в один и тот же отрезок времени. Прощение делает великие вещи, не забывайте об этом. Несмотря на все недочеты, фильм, очевидно, нельзя назвать явно плохим - здесь, например, есть восхитительный Колин Ферт, который, судя по всему, может сделать слаще любую картину. 7 из 10
Сильный и впечатляющий драматический фильм, наполненный человеческими переживаниями, который создан по приему совмещения разновременных эпизодов - современного герою настоящего и воспоминаний о страшном военном опыте. Воспоминаниям героя уделено довольно большое экранное время, и в какой-то момент они даже перебивают историю, представленную в настоящем, однако не замедляя, а, напротив, развивая и ускоряя экранное действие. Возможно только, слишком резко совершен переход через жанры в начале фильма – от романтической мелодрамы к неожиданным психоделическим кадрам, - сон героя, когда он внезапно оказывается в военном лагере, где его хватают и ведут пытать. Однако этим и еще более подчеркнуты контраст между прошлым и невозможностью спокойной жизни в настоящем; раскрыт тот ужас, через который герой смог пройти и несмотря ни на что остаться человеком. Тем человеком, который всю жизнь несет в себе груз страданий и всей душой ненавидит тех, кто заставил его их испытать, но и тем, кто не разучился прощать. Действие начинается в настоящем, затем надолго уходит в прошлое, и во второй половине фильма вновь возвращаются в настоящее, удерживая напряжение зрителя исходом задуманной мести. Запоминающаяся актерская работа Колина Ферта, у которого не так много в принципе драматических, эмоциональных ролей. И что больше всего поражает в конце фильма и оставляет свой след в душе – это то, что рассказанная история случилась в действительности. 8 из 10
Возможно, стоит сделать поправку на то, что фильм 2013 года я посмотрел только в 2016 году. Вероятно, за 3 года я успел избаловать себя настолько, что в каждом следующем фильме пытаюсь увидеть нечто оригинальное и доселе невиданное. Но мозг не заставить работать иначе: с первых минут 'Возмездия' (очередное 'браво' локализаторам) мне было понятно, к чему всё придет и чем закончится. Потому что это очень добрый фильм. Я бы даже назвал его нежным и чувственным! Герой Колина Фёрта ну такой прям очаровашка в этих смешных очках, застенчивый, умный, скромный, ми-ми-ми и всё такое. И так у них всё романтично и ладненько с Николь Кидман складывается, что я, наверно, должен был сжимать в кулачке платочек и пускать пузыри из розовых соплей. Но нет, ребята. Это фильм про жесткость войны. Про жестокость садистов-япошек, пытавших пленных британских солдат, выбивая из последних военные тайны и разведданные. Нам должны были показать все эти сумасшествия, отчаяние, развитие синдромов и прочих шизоидных расстройств, безумство при встрече антагонистов и так далее. Нет, дело не в том, что я какой-то фанат кровищи и откровенных сцен насилия. Но в контексте рассказываемой в фильме истории без подобных деталей, как по мне, совсем никак не обойтись. Но обошлись как-то. Да, главный персонаж пострадал, помучился, несколько раз покричал и покатался по полу. Ну и первая встреча прошла без букета и тортика. Пытки в кадре были. Но повторюсь - заранее было понятно, чем всё закончится. Возможно, из-за того, что фильм снят по реальным событиям, история и получилась не такая кинематографическая и зрелищная, но смысл её понятен и прост. И смысл во всепрощении. Хороший смысл, согласен. Посыл правильный. Но я как-то ожидал большего, если честно. Определенно, фильм многим способен понравиться. Он красивый, с хорошими актерами. Играющих плохо - в кадре просто нет. Так что посмотрите, он такой - для всех возрастов, рас и вероисповеданий. Просто я, повторюсь, избалован уже.
Физические раны имеют свойство заживать, душевные – пронзительно терзать и нарывать. Что как ни война доказывает это. Выбравшись из плена, Эрик Ломакс (Колин Ферт) навсегда остается в клетке своей боли. Она, терзающая и беспрестанно ноющая, подобно старому военному мундиру, запрятанному в отдаленной нежилой спальне, затаилась в дальних закоулках измученной души в ожидании коротких, но таких острых и обессиливающих моментов выхода. Как дуновение ветра, бодрящего и по-весеннему свежего, в жизни Эрика появляется Патти (Николь Кидман). Она, став своеобразной точкой опоры, сделала для него возможным пересечение границ, разделяющих мир страданий, затаенной злобы и жажды мести с миром покоя, обретенного через прощение. Месть как мощная, движущая сила, соприкоснувшись с силой не менее весомой – поддержкой и любовью жены, в конечном итоге, направляет Эрика на единственно возможный путь к освобождению – путь прощения. Фильм, чья тематика интересна, а содержание способно породить не один виток размышлений, вышел на удивление суховато отстраненным, не дотягивает до той ноты, когда мощный эмоциональный прорыв неизбежен. Этому препятствуют моменты, казалось бы, незначительные, но все же заметно повлиявшие на восприятие картины. Медленный, наполненный романтикой, спокойный разбег, характерный, скорее, для мелодрамы, постепенно переходит в повествование, такое же неспешное по темпу, но отличное по своему тону. Наблюдая короткие, будто вспышки, приступы мистера Ломакса, погружаешься в мир человека, чья душа покалечена войной. Линии настоящего и прошлого, перемежаясь плавно и достаточно искусно, раскрывают потаенные уголки сознания героя, рассказывают о войне, но не через батальные сражения и грохот разрывающихся бомб, а через израненные судьбы отдельных людей, через страх, отчаяние и скорбь, отражающихся в их глазах. При этом режиссер, подолгу смакуя подобные кадры, усердно оттягивает развязку, будто желая оставить все самое вкусное на потом. Риск заиграться с терпением зрителя резко повышается. А что если тот самый финальный аккорд вдруг окажется не таким уж и вкусным?.. Что в таком случае способно оправдать вялое, не раскачивающееся до эмоциональных пределов и не интригующее до мурашек по коже, развитие событий?.. Несколько сглаживают не самое лучшее впечатление актеры, чьи имена говорят сами за себя. Похоже, именно их игра заставляет терпеливо следить за ходом истории, дожидаться конца. Мастерство впечатляет. Особенно запомнились Колин Ферт (а как же иначе) и Джереми Ирвин (почаще бы он снимался). «Возмездие» – это небезынтересный фильм, требующий от зрителя терпения и усидчивости. Едва ли он выведет из эмоционального равновесия, но парочку душевных струн все же зацепит, отчего время, потраченное на просмотр, никак нельзя считать потерянным. 7 из 10
Сразу скажу, что прямых спойлеров в данной рецензии нет, но намёки на части сюжета есть =) Итак, если снимают фильм на основе реальных событий, результат может быть либо провальным, либо отличным, полумеры здесь неуместны. 'The Railway Man' определенно - успех! Во-первых, история эта не о мести как таковой, а о том, что человек должен и, что важнее, может оставаться человечным. Даже по отношению к тем, кто причинял боль. История о том, что врага можно понять, пускай даже годы спустя, и простить. Во-вторых, история захватывает не только сознание и мысли смотрящего, но и его бессознательную, эмоциональную часть. С первых моментов в фильме, когда становится понятно, что Эрик Ломакс страдает от того, что с ним произошло во время японского пленения, хочется самому во всём разобраться и помочь герою. Хочется вытащить Эрика из раковины молчания и самоуничтожения. И очень греет душу то, что его жена, Патти, становится именно тем человеком, которому удаётся если не исправить произошедшее, то хотя бы залечить душевные раны. А когда вспоминаешь, что история не взята с потолка, а написана самим Эриком Ломаксом как напоминание потомкам об ужасах войны, о внутренней силе человека, о его добродетелях, постепенно возвращается вера в человечество. В-третьих, Колин Фёрт и Николь Кидман в очередной раз доказали, что сыграть сложного, реального персонажа так, чтобы зрителю был понятен его характер и внутреннее состояние, можно и без огромного количества реплик и длинных вербальных пассажей. Это те актеры, которые не могут плохо делать свою работу, отчего фильм только выиграл. Делая вывод скажу, что 'The Railway Man' подойдёт тем, кто разочаровался в людях, как лекарство от меланхолии и печали, для тех, кто хочет увидеть проблеск надежды. Ведь если есть на свете Люди с таким огромным и добрым сердцем как у четы Ломаксов, надежда жива! 9 из 10
Этот фильм я стал смотреть из-за участия в нём одной из любимых мною актрис. Я говорю о Николь Кидман. В этой ленте, которая, кстати, основана на реальных событиях, она играет скорее роль второго плана. То есть не сказать, что ее мало на экране, но, в то же время, персонаж, которого играет Николь, как-то особенно не запоминается. Мне показалась эта роль довольно легкой. Я не увидел в этом персонаже каких-то сильных эмоциональных переживаний, чтобы его было сложно сыграть. Кстати, Кидман в этом фильме брюнетка, что, на мой взгляд, её очень идёт. Сюжет, который рассказывает удивительную историю о прощении, о борьбе со своим прошлым и самим собой, довольно интересный. Не могу сказать, что фильм смотреться на одном дыхании, но, всё же, скуки я точно не испытывал. Что точно не удалось передать создателям этой картины, так это ужас плена. Смотря все те сцены, которые по сути должны были навевать ужас войны, ужас плена, в котором находился главный герой, увы, у меня бурю чувств не вызвали. А прочувствовать атмосферу очень хотелось. А вот операторская работа мне очень понравилась. В фильме присутствуют вообще очень красивые кадры, которыми хочется наслаждаться и пересматривать. Картина, конечно, сложная. Или скорее нелегкая. Сама суть, сам посыл, который собирались донести до зрителя этим фильмом, понятен. А то, что все это на самом деле имело место быть дополняет ощущения. Но, вот атмосфера не чувствуется. Поэтому, фильм очень неплохой, но смотреть его во второй раз я вряд ли буду.
Этот фильм великолепно снят и отыгран первоклассными актерами. Колин Ферт не перестает покорять зрителей своим мастерством. Николь Кидман (австралийка по происхождению)смогла перевоплотиться в английскую леди, кроткую, но решительную женщину, готовую разделить с любимым человеком всю тяжесть его прошлого. Снято очень много фильмов о войне, но этот фильм местами просто шокирует. Одинаковые для всех условия открывают истинное лицо каждого, обнажают души. Кто-то оказывается деспотом, кто-то героем, а кто-то просто трусом. Возвращаясь с войны люди уносят с собой неподъемный груз пережитого, сложные чувства, которые так и не находят выхода в обычной жизни. Человек сбит с толку, ведь еще вчера можно было все, а сегодня война закончилась и нужно вернуться к обычной жизни, простить врагов и двигаться дальше. Затягивает атмосфера старой сдержанной Англии, с ее бесконечно грустными серыми тонами. Фильм заставляет задуматься о своей чести и понять, как мало большинство из нас делают для того, чтобы подтвердить ее наличие. 9 из 10
Эрик и Патти (Фёрт и Кидман) знакомятся в поезде. После свадьбы Патти узнаёт, что её тихий, замкнутый, немного застенчивый муж страдает поствоенным синдромом, раз за разом переживая ужасы японского плена в своих снах. Стараясь найти средство от этой тяжёлой болезни, Патти обращается к старому сослуживцу Эрика (Скарсгард), который рассказывает, что именно произошло в те злополучные годы. Фильм поставлен по автобиографической книге Эрика Ломакса, которая интересна, разумеется, не только наличием у бывшего солдата пост-военного синдрома — таких историй было написано и снято уже не одна сотня. Главная особенность жизненного пути Ломакса состоит в том, что все его самые страшные воспоминания о войне персонифицированы, и что ему довелось спустя много лет вновь встретиться со своим мучителем, ну и, конечно, ещё в том, что из этого в итоге вышло. Стоит, однако, отметить, что, имея на руках столь интересный и необычный материал, а также трёх актёров самого высокого уровня, коими, конечно же, являются Фёрт, Кидман и Скарсгард, режиссёру и другим создателям картины 'Возмездие' так и не удалось сделать по-настоящему сильный и проникновенный фильм. Что-то не так, что-то мешает. И темп не тот, и монтаж, и манера повествования. Хронометраж очень сильно перекошен в сторону завязки сюжета и развития линии японского плена, в то время как на действительно интересную развязку остаётся от силы 20 минут. Что касается актёрской игры: стоит, конечно, выделить Колина Фёрта. Он очень разнообразный актёр и всегда находит какие-то новые краски для своих персонажей. Такого Фёрта я еще не видел, хотя и были какие-то отдельные моменты, напоминающие его принца Йоркского. Остальным актёрам не пришлось показывать что-то сверх обычной, крепкой игры. То ли сценарий виноват, то ли режиссёр, но ни Кидман, ни Скарсгард, ни молодой Ирвин, сыгравший Эрика времён войны, ничем особенным не впечатлили. Таким образом, на мой взгляд, 'Возмездие' — это интересная, реальная история, 'рассказанная' не самым талантливым режиссёром. Эта картина не производит плохого впечатления, но и восторгов не вызывает тоже. Один раз посмотреть вполне стоит. 7 из 10
На языке оригинала название фильма значится как The Railway Man. Поэтому пока шли начальные титры, я вспоминал и 'Станционного смотрителя' Пушкина и группу 'Наутилус Помпилиус' с ее песней 'Железнодорожник' из последнего альбома 'Крылья', в котором автором слов является покойный ныне Илья Кормильцев. Отец всех главных афоризмов 'Нау'. Такие ассоциации допускались, так как картина обещала быть камерной, театральной, с множеством диалогов и глубинным погружением в душу человека. Ещё бы, ведь, странами-производителями указаны Австралия и Великобритания, не США. Что как бы намекало на атмосферу без спецэффектов, но драму английского права. Кроме этого, актеры из фильма, несмотря на востребованность в массовом кино, успели сыграть в нишевых, но очень интересных проектах и стать частью замыслов великих режиссеров. Колин Фёрт вылечил 'Травму', Николь Кидман влюбила меня в себя в 'Газетчике', Стеллан Скарсгард сыграл у Триера в 'Нимфоманке'. Так, что начиная играть в русскую рулетку с самим собой, я почти знал, что револьвер выстрелит сразу. Что, собственно, и произошло. Я был поражен. Как будто в зеркало глянул. Будучи под 50 я бы тоже не пытался уболтать приятную женщину, даже если в молодости был красавчиком. Постарев, я бы тоже не поддавался порывам влюбленности, а ставил бы чувство в очередь за разумом. И, скорее всего, моё сердце всё равно перетянуло бы одеяло на себя, лишь задремал мозг. Хотя ничего удивительного в зеркальности судеб нет. Даже если ты не ветеран войны. - Какой приятный сюрприз, я знала, что так будет. - Я все просчитал, чтоб оказаться здесь случайно. 10 из 10 P.S. Режиссер: некий Джонатан Теплицки. Портфолио небольшое, в основном сериалы. Однако пусть это не пугает. Вспомним Стива МакКуина, который снял всего-то 'Голод', (гребанный) 'Стыд' и сразу оскароносные '12 лет рабства'.