Когда идешь на фильм производства «Marvel Studios Inc.», то ожидаешь увидеть качественный кинопродукт с неплохим сюжетом, отменными (в основном) визуальными эффектами, интересными (хотя бы отчасти) персонажами и хорошо отыгрывающими свои роли актерами. Не могу сказать, что у авторов этих фильмов есть какая-то четкая формула для их создания, но видно, что определенный стандарт качества они держать умеют. Иногда все же создатели кинокартин от Marvel осмеливаются на эксперименты: удачные (вспомним расхваленные «Стражи галактики»), и не очень (покажем пальцем в сторону «Железного человека 3»). Что же мы имеем в случае с «Черной пантерой»? События «Пантеры» по хронологии киновселенной Marvel развиваются после событий фильма «Первый мститель: Противостояние». Наследный принц вымышленной страны Ваканды – Т’Чалла восходит на престол после гибели своего отца – короля Т’Чаки. При этом Ваканда, находящееся в самом сердце Африки и ничем, на первый взгляд, не примечательное государство, хранит тайну – на его территории находятся огромные залежи особенного (увы, вымышленного) металла – вибраниума, обладающего величайшим множеством самых невероятных свойств. Благодаря этому металлу уровень развития вакандских технологий превосходит даже технологические изыски самого Тони Старка. Однако вакандцы тщательно оберегают свои богатства от внешнего мира. Принимая власть над королевством Т’Чалла также становится его защитником – «Черной пантерой», приобретая благодаря особому цветку, выросшему на залежах все того же вибраниума, силы, ничем не уступающие силам суперсолдата Стива Роджерса (aka Капитан Америка), а возможно, даже, превосходящие их. Броня Черной пантеры также содержит в себе вибраниум, придающий ей фантастические (по мерках нашего с вами реального мира, конечно) тактические и боевые свойства. Взойдя на престол, Т’Чалла первым делом намерен сделать то, что не удалось его отцу – поймать Улисса Кло – преступника, который много лет назад проник на территорию Ваканды, похитил часть добытого вибраниума, попутно устроив взрыв, унесший жизни многих вакандцев. Сам же Улисс Кло, естественно, просто так сдаваться не намерен, и в союзе с еще одним злодеем – Эриком Киллмонгером – активно смешивает главному герою все планы. Постановщиком фильма выступил Райан Куглер, чье имя может быть знакомо широкому зрителю по спортивной драме «Крид» (2015), режиссером которого он также являлся. Главный герой в исполнении Чедвика Боузмана, увы, абсолютно не харизматичен и ничем особо не примечателен, но, в целом, персонаж мне понравился – король, стремящийся защитить своих поданных, и, в то же время, не лишенный человечности, в чем-то сомневающийся. По ходу сюжета прослеживается его развитие, изменение взглядов. Главный злодей, достойно сыгранный Майклом Б. Джорданом, – Эрик Киллмонгер, к сожалению, как это часто бывает в фильмах от Marvel, получился одноразовым, однако не лишенным мотивации и даже довольно харизматичным. Улисс Кло – еще один злодей, знакомый тем, кто смотрел фильм «Мстители: Эра Альтрона». Там он предстал лишь в эпизоде. В «Черной Пантере» ему выделили больше экранного времени, однако этого времени, увы, не хватило для того, чтобы полноценно раскрыть персонажа, представляющего собой подлого, но обаятельного и довольно неплохо шутящего злодея. Его отлично сыграл один из моих любимых актеров – Энди Серкис, представший в этот раз на экране без слоя CGI-грима. Из прочих персонажей особо запомнились Шури (Летишиа Райт) – сестра главного героя, активно развивающая все технологии Ваканды – от бесшумной обуви до удаленного управления транспортными средствами, Окойе (Данай Джекесай Гурира) – глава весьма колоритной королевской стражи под названием Дора Миладже, состоящей из остриженных наголо женщин с копьями, и М’Баку (Уинстон Дьюк) – вождь, не побоюсь этого слова, оппозиционного племени Джабари, поклоняющегося не пантерам, а гориллам. Из достоинств фильма стоит отметить красивый визуал, демонстрацию интереснейшего сочетания традиционной культуры африканских племен и современных технологий, отличный саундтрек, также представляющий собой весьма органичную смесь традиционных африканских напевов и современной хип-хоп музыки. Имеется в фильме неплохая сцена погони, добротно снятые боевые сцены (в частности, перестрелка в подпольном казино), качественные (по большей части) визуальные эффекты. Шуток в этот раз (вспоминаем «Тор: Рагнарёк») было не особо много, но те, что имелись – довольно неплохи. Актеры не выдают особого драматизма при исполнении своих ролей, однако воплощают своих персонажей весьма достойно. Думаю, что притязательный зритель, которому важна глубина, эмоциональность и правдивость актерской игры, навряд ли пойдет за этим на фильм от Marvel. Поднимая вопросы расового неравенства (да-да, иначе никак) фильм, на мой взгляд, делает это весьма гармонично, без какого-либо излишнего выпячивания или заискивания перед теми или иными категориями зрителей. В целом картина оставила после себя приятное впечатление. Перед нами крепкий сольный фильм от студии Marvel – кинокомикс, рассказывающий о становлении отдельного взятого героя. В этот раз студия обошлась без экспериментов, но упомянутый в самом начале рецензии стандарт качества выдержан. И все же нет в этом кино какой-то особой изюминки, которая сделала бы его запоминающимся. Ни харизматичного главного героя наподобие Тони Старка, ни запоминающегося злодея уровня Локи, ни искрометного юмора (и снова здравствуйте «Стражи галактики»), ни невероятных визуальных изысков («Доктор Стрэндж»). Да, в «Пантере» довольно неплохо показан наполовину вымышленный, наполовину реальный мир племен Африки с их малознакомой нам культурой, однако этого явно недостаточно, чтобы картина по-настоящему запомнилась. Представляла бы «Черная Пантера» интерес в качестве отдельного самостоятельного проекта в отрыве от киновселенной Marvel? Честно говоря – навряд ли. Обязательно ли было смотреть «Черную Пантеру» перед просмотром глобального кинополотна про Мстителей? Полагаю, что нет. Фильм, скорее всего не заинтересует тех, кто просто захочет скоротать вечер за просмотром какой-нибудь супергероики. Однако свою аудиторию это кино, все же, нашло, что подтверждают солидные кассовые сборы. Как итог – 7 из 10 – стандарт качества от «Marvel Studios Inc.».
Кинематографическая вселенная Марвел набирает обороты. И делает это с каждым годом. Проект за проектом, все интереснее и интереснее. Зрителя ведут к некой кульминации, выдавая фильм за фильмом, представляя новых супергероев и развивая уже знакомых. Однако во всей этой чехарде и хитросплетениях часто не замечаешь, что студия иногда выдыхается, даже может быть экономит силы для финального рывка. И чтобы «заполнить эфир», следовать моде, придумывает, как вплести в историю нового героя — Черную Пантеру, что привлечет внимание мира из-за современного толерантного отношения к афро-американцам. И как результат, небывалая касса и даже номинации на Оскар, что по моему сугубо личному мнению, абсолютно незаслуженно. С Пантерой нас начали знакомить в фильме про Капитана Америку. Получилось неплохо. В этом же фильме раскрывают персонажа, знакомят с его страной. Создатели отлично показали, насколько прекрасен мир Ваканды с технологической точки зрения, поднимается главный вопрос — открытость достижений для остального мира. Каждый проведет свою параллель, но я увидел посыл в том, что нельзя скрывать от мира то, что может помочь ему стать современнее и прогрессивнее. Однако и нельзя забывать, что любая технология способна не в тех руках стать оружием для уничтожения масс. С другой стороны, весь фильм не покидает ощущение, что он создан по заказу, он следует моде в плане хайпа на расовой толерантности. Здесь модный саундтрек из композиций рэп-исполнителей, показ того, что чернокожее население ничуть не хуже белого. Да люди и так это знают. Давным давно доказано, что цвет кожи не имеет значения. Но сейчас модно это обсуждать и снимать фильмы про африканских героев тоже стало модно. Четко видны основополагающие незаслуженного успеха: хвалебные оды критиков, модная толерантность. Я абсолютно нормально отношусь ко всем людям. Все мы равны, но когда фильм не блещет сюжетом, а обычного злодея называют лучшим в киновселенной, то невольно начинаешь еще больше не любить представленный материал. Герой Тчалла отличается от самого себя в «Гражданке». Там его показали одним, здесь совершенно другим. Он иной и это бросается в глаза, когда не видишь той дикой ярости, что была, упорства и рвения. В сольнике чувствуется некая попытка показать драму, становление героя. Оно и понятно. Для этого фильм и создан. Но в итоге общая картина складывается какой-то рваной, а главный герой не вызывает ничего, кроме скуки. Как и главный злодей. Визуально фильм хорош. Красивый кадры, великолепие насыщенности цветов. Особенно в мире, куда попал главный герой и увидел отца. Звук отличный, работа оператора прекрасна. Но все это все равно меркнет, так как сюжет не запоминающийся, что в очередной раз наталкивает меня на мысль, что этот фильм был создан на волне моды, в попытке догнать свой миллиард (что определенно удалось), и фильм халтурный. Он сделан быстро, непродуманно, не впечатляет. Ну а его баснословные номинации на Оскар… Неужели это действительно тот фильм, который стал ПЕРВЫМ номинантом от супергероики на Лучший фильм? Что? Где Темный Рыцарь, который реально мог заслуживать номинацию? Все это расстраивает. Как и Марвел с подобным проектом. Итог для меня — проходное кино. Фильм, который я ставлю на последнее место среди всех фильмов киновселенной. Он на один раз. Герои не впечатлили, как и сама история. 6 из 10
На родине фильм расхвалили вовсю — любая мало-мальская критика сразу повлекла бы за собой клеймо расиста. Впрочем, немногим превосходящего его 'Человека-Паука', больше смахивающего на молодёжную комедию, не способного похвастаться хоть чем-то запоминающимся и ровным счётом ничего не добавляющего к портрету героя — даже наоборот, Паркер деградировал по сравнению с 'Противостоянием', — тоже расхвалили. Но если 'Паука' неплохо тащил (не без помощи Дауни-мл., правда) обаятельный Том Холланд, то лишённый харизмы Чедвик Боузман — рабочая лошадка, ему нужно играть, но поскольку играть было нечего, он не только, как часто бывает, уступил злодею, но потерялся даже среди таких же картонных персонажей: свита не играла короля, а переигрывала. Немало, впрочем, тут было и вины сценариста, не сумевшего найти герою подходящее занятие. Можно было с полным основанием ожидать, что фильм о монархе будет политическим триллером или драмой, благо предпосылок была масса. Можно было поставить Т'Чаллу перед выбором: продолжать ли начатый отцом выход на мировую арену или вернуться к прежней изоляции? Можно было ещё и добавить противостояние с приближёнными из-за внешнеполитического курса, ведь должны же были найтись среди них как ретрограды, так и новаторы, и раскол между оными. Но фильм оказался абсолютно шаблонной стрелялкой — неужели авторы побоялись отпугнуть подростковую аудиторию, которой уже ниасилить даже романы Дюма-отца? Как бы то ни было, порядочный кусок экранного времени король занят совершенно не своим делом — ловлей вибраниумных воров. Да, он и в 'Противостоянии' лихо гонял по городским улицам, но погоня по горячим следам за предполагаемым убийцей отца была логична, а вот поимкой расхитителей национального достояния следовало бы без личной монаршей помощи заниматься секретному агенту Накии, иначе зачем она нужна в фильме? (Зачем разбазаривать по пустякам талантливую Лупиту Нионго, я уж не спрашиваю). Ну, зачем нужна, в общем-то, понятно — для любовной линии, одной из самых блёклых, неуклюжих и притянутых за уши, какую мне случалось видеть. Вся политика же свелась к финальной сцене. Остальное время Т'Чалла занят пострадашками по родителю и борьбой за трон. В плане пострадашек он отдувается за всю Ваканду — остальным её жителям, включая королеву-мать, явно наплевать на убиенного монарха. Причём в 'Противостоянии' он принял смерть отца куда более мужественно, но об это то ли забыли, то ли решили добавить Пантере эмоциональности (вышла, как обычно, слюнявость 'папочка, на кого ж ты меня покинул'), то ли просто воспользовались поводом показать путешествие в загробный мир. Оный был (кроме пострадашек) тоже ради ещё одной экзотической локации, и без него можно было прекрасно обойтись: о скелетах в королевском семейном шкафу мог бы рассказать и жрец, прочитать Т'Чалле мораль — кто угодно, а впихнуть Т'Чаку можно было и во флэшбеках. Борьба за трон же представлена экшном бессмысленным и беспощадным. Сначала с гор слезает вассальный царёк выразить вотум недоверия новому монарху, но задуманных сценаристом переживаний не получается: он всего-то хочет показать всем свою формальную независимость, а корона Ваканды ему даром не нужна. Вместо дебатов, конечно, мордобой, но мы же знаем, кто победит. Вот внезапно объявившийся родственник — угроза серьёзная, он ещё и ухитряется переманить на свою сторону многих приближённых Т'Чаллы, но и здесь вместо проблемы выбора и противостояния близких людей всё сводится к массовой драчке ну и, конечно, поединку двух вождей. Злодей, как нередко, легко уделывает главгера как более интересный персонаж. Он, конечно, не самый лучший злодей, каким его объявили даже не одни восторженные хайперы, но, несомненно, самый яркий из персонажей фильма и один из лучших злодеев MCU; не то чтобы это особенное достижение, с учётом марвеловской злодейской напряжёнки, но тем не менее. Его можно даже назвать неоднозначным, пусть эта неоднозначность и скатывается регулярно в сценарный разброд и непродуманность; вполне трезвые идеи тут соседствуют с диктаторскими замашками. Впрочем, как показывает история, самые отъявленные тираны как раз и получаются из революционеров вроде Киллмонгера. А если ещё учесть, что Майкл Б. Джордан-то харизмой не обделён, смотреть на него даже приятно и порой за него хочется переживать больше, чем за ГГ. Про остальных персонажей сказать нечего: актёры яркие, но вытащить примитивный сценарий они не в силах. Можно отметить Моргана Фримана, попавшего в фильм по квоте: раз в фильмах о белых непременно должны быть чёрные, то и в фильм о чёрных нужно вставить хоть одного положительного белого. Проблема, впрочем, не в самом наличии агента Росса, а в том, что он внезапно стал положительным со времён 'Противостояния', и в том, что авторы вообще не могут определиться с его характером: герой он или шут гороховый? Или комизм героя (да у Мартина Фримана и типаж никак не героический) был сюжетным замыслом, но провалился оттого, что все потуги на юмор в фильме были просто жалки? В итоге получился шаблонный блокбастер, в котором количество экшна заменяет качество, обилие пафоса не разбавляется беспомощным юмором, с картонными персонажами и серым скучным главгером. Из плюсов можно отметить злодея и поистине роскошный визуальный ряд: гримёры, костюмеры и парикмахеры превзошли себя, в каждом кадре (почти любой хоть на обои ставь) видно, с какой любовью и фантазией создавался антураж. Но декорации не заменят сюжета, так что фильм можно рекомендовать только поклонникам франшизы и желающим на пару часов отключить мозг за красочным, но пустым экшном.
Восемнадцатая картина киновселенной Марвел поведает нам о стране Ваканда, которая уже много лет скрывает от всего мира самый сильный и ценный металл - вибраниум. На защите государства стоит Чёрная Пантера — воин и охотник, потомок древней королевской династии, правящей Вакандой. Супергерои, пафосная мораль, огромный актерский состав, громкие имена, невообразимые спецэффекты и большая любовь зрителей - все эти типичные характеристики любого фильма Марвел есть и в 'Черной Пантере'. Однако вместо ожидаемого мощного сюжета внутри знаменитой вселенной мы получили проходняк, на фоне которого 'Человек-муравей и Оса' выглядит более значимым для последующих событий 'Мстителей'. Удивительно, что среди сольников Марвел (о Железном Человеке, о Паучке, о Торе, о Капитане Америка) именно этот получил номинацию за лучший фильм, если даже в этом году была 'Мстители: Война бесконечности', которая навела больше шуму и просто мощнее обыкновенного сольника по гуще событий. Но давайте порассуждаем не через призму комиксной киновселенной. Сам по себе фильм очень красочный, выдержан в единой стилистике (этника Африки со своими костюмами и разрисованными лицами и новомодные технологии - очень смачно) и сопровождается отличным саундтреком (опять же мощная этника перерастающая в хип-хоп от Кендрика Ламара), за который Диснеевцы (хозяева супергероев) также получили номинацию. Но даже с таким хорошим бэкграундом, пафосные диалоги о старой истине 'С большой силой приходит большая ответственность'(только в границах государства, а не одного человека) вызывают отвращение и безпрерывное желание перемотать. Главный герой Т'Чалла неожиданно становится очень скучным и слишком клишированным, как и его окружение, в отличии от их краткого появления в 'Мстителях'. Среди персонажей симпатию вызывают лишь злодеи в исполнении Майкла Б. Джордана и Энди Серкиса, и сестра Пантеры - Летишиа Райт, на которой держится та малая часть юмора картины. Вообще, актерский состав (простите за расистскую формулировку) как стартовый пакет черного Голливуда, не хватает лишь Моргана Фримана. Так что можно называть 'Черную Пантеру' типичным представителем жанра 'black Oscar'. Вроде ничего оригинального и нет, но фильм не так уж и плох - он просто стандартное творение Марвел, с незаслуженной номинацией на лучший фильм лишь за успешный прокат.
Нетрудно понять, почему этот фильм разделил зрителей. В рамках так называемой «Кинематографической Вселенной Марвел» стали ценить мрачные тона и неоднозначных действующих лиц. Не в последнюю очередь, это благодаря братьям Руссо, которые сделали фильмы про Капитана Америку более суровыми и драматичными, чем ожидалось. Люди теперь хотят кино покрепче, и чтобы у зрителей была возможность поразмыслить над злодеем. Может, он не такой уж и плохой парень, может, он хочет как лучше? Добавьте к этому фишки вроде политического климата в нашем мире, и простая сказка вызывает массу недовольства. А когда эту картину выдвинули на «Оскар», да в семи категориях, включая лучший фильм года, то ненависти к «Чёрной пантере» стало даже больше. Позор с «Лунным светом» же был всего год назад. И тут очень радуют три вещи. Во-первых, награды фильм получил заслуженно, на удивление в точку: музыка, работа художника-постановщика и костюмы заслуживают почтения. Во-вторых, он имел успех в прокате, несмотря ни на что. Наконец, в-третьих, он просто хорош, и потраченного на него времени не жалко. Фильм отражает сущность выдуманной страны «Ваканды», вокруг которой вся история тут и построена. То есть, он не стремится быть похожим на собратьев по своему племени, он хранит независимость, и только в крайнем случае готов пойти за всеми. Он очень яркий и насыщенный, и со своими странностями. Вернее, со странностями, которые сильно вредят ему. Значит, у них там невиданного уровня достигли технологии, они там уже за гранью фантастики, и больше походят на магию. И при таком раскладе примитивные традиции деформировать нижнюю губу – это уродство, и в цивилизованном обществе такие фокусы аборигенов не могут существовать. Но здесь это есть, и несколько раз за фильм оно режет глаза. И второе – компьютерная графика. В целом, она здесь работает как украшение, как нужный элемент, и местами фильм просто поражает своими красотами. Но есть и некоторые моменты, где на экран попала непонятная науке дешевизна. К сожалению, нигде это не видно так ясно, как в решающем поединке двух главных персонажей. К счастью, он мало длится, и его компенсируют другие важные события финала картины: масштабная битва между племенами и заход солнца. А закаты здесь божественны. Звучит гордо и наивно, но это правда. Кстати, о гордости. Важные диалоги о проблемах жизни и смерти тут нередко приправлены простой, но очень уместной самоиронией. В таких моментах будто получаешь напоминание, что это фильм от Марвел, не забывай. Юмор есть, его не так много, но он работает там, где он нужен, без перебора. И это другой важный момент – плавный ход и аккуратное сочетание разных деталей. Фильм смотрится очень легко, отлично усваивается, и нигде ничем не перегружает. Это заслуга сценария и монтажа. Гладкая операторская работа позволяет налюбоваться пейзажами, декорациями, элементами боевика и прочими ценностями на экране. Набор выдающихся лиц оправдывает свою репутацию, и в события веришь. Мартин Фриман, Энди Сёркис, Форест Уайтэкер – все пригодились. Благодаря им, второй план героев тут вызывает сильное вовлечение в сюжет. Чедвик Боузман в главной роли хорош, тут без лишних комментариев, а вот кто оказался самым приятным сюрпризом – это Майкл Б. Джордан. Резкий, хладнокровный, озлоблённый, идущий напролом, полный ненависти злодей в его исполнении впечатляет своей решимостью, смелостью и жестокостью. В конечном итоге, шумиха вокруг этого фильма ему навредила, потому что вызвала много раздражения у публики, но сам фильм от этого хуже не стал. Он просто не настолько выдающийся, чтобы ему отовсюду кланяться. Простой и знакомый, но живой и любопытный сюжет, крепкие актёрские работы, сильная техническая часть, пусть и не без ошибок. Но Американской Киноакадемии стоило пораньше начать чествовать кино-комиксы и фантастику. Теперь поздно, и тем более, идти на поводу у всяких общественных движений тоже нельзя, когда оцениваешь качество художественного произведения. 7 из 10
Перед тем, как посмотреть 'Черную пантеру', я постарался максимально отрешиться от всех предварительных предубеждений против этого фильма. Я хотел найти хотя бы малейший аргумент в пользу того, что все ее призы (и номинации) - заслуга именно кинематографистов, а не маркетологов. Увы - увы - увы: оставь надежды, всяк 'Черную Пантеру' смотрящий. Если кто и заслуживает 'Оскара' за лучший фильм, то это продвигавший 'Черную пантеру' отдел рекламы. Они, нисколько не преувеличивая - настоящие гении! А вот все остальные, работавшие над проектом - наоборот. Как говорил в таких случаях Ходасевич, 'гениальны с другой стороны'. Сценарий: в основе сценария - далеко не самый лучший по качеству комикс. В наше время в центре Африки есть страна, которая ни с кем не контактирует, но тем не менее обладает сверхсовременными технологиями, потому что у нее есть ценнейший металл... какой бред!!! (Центр Африки - это Центральноафриканская республика, та самая, где когда-то правил сержант-людоед Бокасса, если что). Поэтому сценаристам надо было поработать как следует. А сценаристы приняли за аксиому, что комикс о Черной Пантере безупречен. А раз он безупречен - зачем что-то менять? И сляпали самый обычный фанфик. Логики в повествовании никакой, все без исключения герои - картоннее некуда. К тому же многие появляются в фильме неизвестно зачем. Вот к чему в 'Пантере' торговец оружием Кло? Или агент Эверетт Росс? Их обоих можно было спокойно вырезать. На восприятие сюжета это ну никак бы не повлияло. Что до диалогов - тут 'Пантера', что называется, пробила дно. Северокорейский 'Приказ 027' нервно курит в стороне. Итого - не 'Дюна' и не 'Аватар', где аналогичная сюжетная схема была реализована классическим образом. Впрочем, до 'Короля-льва' тоже не дотягивает. Режиссура: режиссер 'Черной Пантеры' Райан Куглер этим фильмом вполне заслужил 'волчий билет'. Можно составлять длинный список того, что Куглер не просто умеет делать (хотя обязан уметь), но даже не имеет об этом ни малейшего представления. В первую очередь - это работа с актерами. Если бы в 'Пантере' играли опытные исполнители (способные играть телефонный справочник), это, быть может, как-то удалось бы пережить. Но здесь из таких был только Серкис. Результат - актерская игра здесь просто-таки чудовищна. Еще он не умеет ставить боевые сцены: он просто не знает ни про хореографию боевых сцен, ни про особенности их съемок, монтажа, звуковые эффекты. Такое чувство, что Куглер не видел ни 'Матрицу', ни 'Властелина колец', ни лент с Джеки Чаном, ни 'Гладиатора'. Все поединки сняты на уровне трэша 1970-х. Трудно вообще найти подходящий пример для сравнения, который был бы не лучше, а ХУЖЕ 'Пантеры' в этом смысле. Актерская игра: выше я уже написал - актеры играют плохо. В данном случае, однако, это не их вина, а их беда. Если бы 'Пантеру' ставил режиссер, выбранный по таланту, а не по маркетинговым соображениям (Спайк Ли, если уж так нужен был именно афроамериканец), все было бы с актерской игрой наверняка гораздо лучше. Как правило, в блокбастерах все вытягивают технические достоинства. Так вот, технических достоинств (несмотря на бюджет в 200 миллионов долларов) здесь просто нет. Визуальные эффекты - исключительно плохи. Сами по себе (вне сюжета) - в лучшем случае средний уровень 2018 года (есть и гораздо хуже среднего уровня). Но ведь спецэффекты должны не просто украшать фильм, они должны акцентировать повествование и усиливать эмоциональное воздействие на зрителя! Вспомним ту же 'Матрицу', которую просто нельзя представить без спецэффектов! 'Черную Пантеру' - можно. К тому же все сцены с Черной Пантерой, ее фантастическими прыжками и полетами по своему уровню - прямо один-в-один с 'проволочными полетами' в гонконгских фильмах кунфу годов этак 80-х. Очень плохи монтаж (особенно монтаж боевых сцен - сравните с 'Гладиатором', или с 'Блэйдом'), операторская работа, художник-постановщик и вовсе тупо скопировал эскизы со 'Звездных войн' (первой трилогии), совершенно не впечатляет музыка (точнее, впечатляет - своим однообразием). Нельзя не упомянуть и следующей детали. 'Черную Пантеру' хвалят за то, что она якобы открыла зрителю африканскую культуру. Так вот, 'Пантера' зрителю ничего не открыла! Так, мужчины в Ваканде (напомню, это центр Африки!) носят губные тарелки дэби (которые встречаются только в Эфиопии, на крайнем западе Африки). Но это еще полбеды - дело в том, что дэби ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЖЕНСКОЕ украшение. У женщин - шейные кольца (а это опять-таки не центр, а самый юг Африки), причем, если уж в Ваканде их носят, то и шеи должны быть гораздо длиннее! Так что в этом отношении 'Черная Пантера' - 'Красный воробей' по-африкански, чистой воды блэксплотэйшн. Резюмируя вышесказанное: если вы стараетесь следить за кинематографическим процессом, то вам, наверное, 'Пантеру' придется посмотреть. Хотя смотреть такое - самая настоящая пытка. 1 из 10
Если вы помните, какое-то время назад хотели ввести среди номинаций 'Оскар' такую категорию как 'лучший блокбастер'. Производители блокбастеров возмутились - 'Как это так, делить всё на типа нормальные фильмы и типа на блокбастеры? Блокбастеры - тоже фильмы!' И вот теперь мы не имеем номинации 'лучший блокбастер', зато среди номинаций на лучший кинофильм имеем 'Чёрную Пантеру'. Ну, давайте максимально честно посмотрим, с чем именно на перестрелку с взрослыми дядями пришёл этот фильм. Актёры. Тут всё, на самом деле, хорошо. Главный герой (Чедвик Боудзман) в неугадываемом диапазоне 20-50 лет более-менее справляется сносно, хотя его 'вакандский' акцент (при просмотре в оригинале) то появляется, то пропадает - видимо, напрямую зависит от того, надо сейчас играть меньшинство и толкать речь про 'Ваканда стронг' или можно говорить в нормальной непопранной манере. Главный антизлодей (Майкл Б Джордан) - отличный молодец, и на самом деле тянет весь фильм, местами даже напоминая легендарного 'Джокера' в исполнении Хита Леджера. И вообще, он - единственная настоящая причина, по которой этот фильм достоин просмотра. Остальные роли в основном сделаны для галочки, и проблема в том, что их - до горизонта. Какое-то астрономическое количество побочных людей - примерно как во вторых 'Фантастических Тварях', только здесь ещё каждому решили дать по личности, что привело к растягиванию хронометража минут на двадцать. Сюжет. Это фильм по комиксам. Сюжет не просто вторичен, он уже несколько раз побывал в зрителях и вышел с другой стороны в разных вариантах - от Гамлета и до Тора. Но в этот раз покрыли большим слоем чёрного перца, прям от души. Прямо остро-остро. Графика. Вот где налажали от души, так это здесь. Местами кажется, что 'мне вернули мой две тысячи седьмой', где наспех сделанные носороги бегут на фоне ещё более наспех сделанных взрывов. Даже порицаемый прилюдно за экономию бюджета 'Веном' смотрится лучше. Социальная значимость. И тут мы приходим к тому, обо что ломают копья все, кто обсуждает этот фильм. Во всём мире главную кассу собрала 'Война Бесконечности', а в США - 'Пантера'. Да, всё понятно, всем слоям населения надо иметь своего супергероя, с которым они могут ассоциироваться, и я с удовольствием смотрю протагонистов любого типа (например Идрис Эльба в 'Тёмной Башне' мне вполне понравился, а Уилл Смит в 'Людях в Чёрном' - вообще эталон, на который надо равняться многим), но тут, боюсь, вообще всё сделано только ради этого посыла - 'мы сделаем фильм с семью белокожими персонажами, четыре из которых носороги, а один - отрицательный персонаж, и будем продвигать это как величайший фильм, а на качество исполнения забьём, потому что кто будет жаловаться - расист!' Ну что ж, добились - теперь некоторым журналистам в шутку предлагают накраудфандить денег, чтобы они спросили Трампа 'какие у нас отношения с Вакандой', а сказка про то, что где-то в окрестностях Килиманджаро есть супер-развитая цивилизация афро-американцев, которая нарочно не пускает к себе никого (ведь сегрегация со стороны негроидной расы или женщин, как в 'Чудо-Женщине' - это не сегрегация, ведь это не белые гетеросексуальные мжчины), будет биться за право называться лучшим фильмом наряду с 'Зелёной Книгой', 'Богемской Рапсодией' и 'Ромой'. Один раз 'Битлз' спросили - 'Ринго - лучший барабанщик в мире?', на что они в шутку ответили 'Да что вы, Ринго даже не лучший барабанщик в Битлз!'. Так вот, 'Пантера' - это не лучший фильм 2018 года, не лучший фильм по комиксам, не лучший фильм по комиксам Марвел, и даже не лучший фильм по комиксам Марвел в 2018 году. Это самая что ни на есть кинопосредственность. И никакие крики про ущемление здесь не при чём - надо просто уметь делать нормальное кино. 5 из 10 Понравится, только если у вас пунктик, и вы не пропускаете ничего из киновселенной 'Марвел'. kinobalashow
'Черная пантера' - очередная глава киновселенной Marvel, которая в короткие сроки заработала кучу денег и приобрела огромную популярность, став чуть ли не лучшим проектом MCU. Но так ли хорош фильм на самом деле? Тем, кто хочет окунуться в культуру африканской страны, умело совмещающей высокие технологии и древние традиции - добро пожаловать в Ваканду. Итак, сюжетно 'Черная пантера' не может похвастаться ничем особо интересным. Это простенькая история о том, как главный герой превозмогает выпавшие на его долю испытания. Абсолютно все сюжетные ходы безошибочно просчитываются наперед с первых же минут фильма, да что там, с первого же трейлера, но, впрочем, разве ради этого мы смотрим фильмы киновселенной Marvel? Лично я точно нет, а потому перейдем к более важным вещам. Экшен-составляющая в фильме безусловно хороша. Именно 'хороша', она не восхитительна, не поражает воображение, но тем не менее экшен-сцены сняты весьма качественно, они динамичны, а грамотно подобранный саундтрек придает необходимый драйв. Порой картинку несколько портит весьма дешевенькая графика, режущая глаз, но в целом это не критично. Необходимо пройтись и по персонажам. Забавно, но второстепенные герои в 'Черной пантере' получились в разы интересней и колоритней, нежели собственно наш протагонист и главный антагонист. Черная пантера, он же Т'Чалла, он же актер Чедвик Боузман настолько невыразителен, настолько скучен и настолько безэмоционален большую часть фильма, что при каждом появлении он попросту теряется на экране на фоне своих коллег. С Киллмонгером, сыгранным Майклом Б. Джорданом, тоже все не очень хорошо. Он, конечно, выглядит более интересным и живым персонажем, нежели Т'Чалла, но, во-первых, ему выделено не так много хронометража, чтобы наш злодей смог раскрыться в полной мере, а во-вторых, всю симпатию к антагонисту рушит ну совершенно дурацкий 'злодейский' план. При этом, как я уже сказала выше, второстепенные герои получились куда более интересными. Сестра Т'Чаллы, Шури, очаровательная сама по себе, забирает львиную часть юмора картины (которого, кстати, не так уж много); второй по важности антагонист - Кло, образ которого воплотил неподражаемый Энди Серкис, вносит определенную долю безумия и веселья в происходящее; даже Мартин Фримен, хоть его персонажу в фильме выделено не так много хронометража, своим образом вызывает куда более искренний интерес, чем пафосные разборки двух Пантер. Подбираемся к финалу - 'Черная пантера' это далеко не идеальный фильм и совершенно точно не лучший проект, выпущенный Marvel. Его есть за что поругать (в частности, все-таки остается вопрос, почему и для чего в столь высокоразвитой в технологическом плане стране все еще существуют дикарские племенные обряды и традиции), но есть и за что похвалить. Достаточное количество глупостей, лишенный эмоций Чедвик Боузман, приятный экшен, сочная картинка и второй план, сплошь заполненный яркими и интересными персонажами - вот, что такое 'Черная пантера'. Решайте сами, понравится ли вам такое зрелище или нет.
Миллион лет назад где-то на востоке Африки упал метеорит, состоящий из вибраниума – самого сильного вещества во Вселенной, – повлияв на растущие там растения. Когда настало время людей, пять племён поселилось в том месте и назвало его Ваканда. «Племена жили постоянно враждуя друг с другом, пока воин-шаман не получил видение от Богини Пантеры Басты, которая привела к некоей траве, что дала им сверхчеловеческую силу, скорость и инстинкты. Воин стал царём и первой Чёрной пантерой – защитником Ваканды». Вибраниум позволил народу развить технологии, которых не было у других. Но пока Ваканда процветала, «окружающие земли погружались в хаос». Чтобы защитить уникальный материал, вакандцы спрятались от остального мира за сверхтехнологичным барьером. И вот, наши дни. На трон восходит новый король и новая Чёрная кошка, склоняющийся к продолжению политики самоизоляции. Вот только один его родственник, озлобившийся на весь мир, не поддержал эту идею, желая использовать оружейную мощь вибраниума и развязать всемирную расовую войну. Об этом противостоянии, собственно, и рассказывает фильм. Если вы неистовый фанат Marvel, то какая разница о чём фильм? Просто марш смотреть – творцы киностудии давно нащупали свою путеводную нить по созданию зрелищных блокбастеров, вцепились в неё зубами и ещё с десяток лет не отпустят. Если, как я, смотрите время от времени, то… Можно, конечно, глянуть. Тут всё зрелищно, глянцево, вырвиглазно красочно, динамично и даже с более-менее внятным сюжетом. А заодно с этим ещё и наивно, пресно, пафосно, с (как это завелось) нулевым антагонистом и обязательным хэппи эндом. Из персонажей буквально парочка, и то не центральных, способны заинтересовать: задорная и по-юношески саркастичная шестнадцатилетняя принцесса, отвечающая за научные разработки в стиле бондовского Q, и вакандская гвардейка. Остальные – картонные. За них не переживаешь. Безразлично, кто победит. Введённая любовная линия вызывает лишь недоумение, потому как она развития не получила и ни как и ни на что не повлияла. Насилия не много, крови, считай, нет, экшн хорош, за исключением пары сцен, где хореография драк выглядела скучной. За что можно похвалить фильм, так это за проработку Ваканды. Ну… Похвалить можно, если сильно не копать. Здесь очень красивые африканские пейзажи с буйством зелёной растительности на горных склонах и невероятным водопадом (напоминаю, не вся Африка представляет собой бесплотную пустыню). Красивый город с интересным соседством небоскрёбов и летающих кораблей. И впечатляющая традиционная составляющая: эффектные племенные ритуалы и одеяния, шрамирование с татуировками и отдельная радость от лицезрения королевской гвардии, состоящей из бритых налысо женщин-воительниц. Вот если бы не слабые персонажи, то в этот странный и такой недалёкий далёкий мир легко было бы влюбиться. В отличие от недавнего Рагнарёка, переизбыток юмора в котором местами раздражал, «Пантера» вышла серьёзной, более мрачной и с политической подоплёкой. Юмор был, но как-то не особо уместный. Здесь перекос в другую сторону – поднимаются довольно серьёзные и актуальные темы: неплохо преподнесли вопросы личной ответственности, принятия наследия и служения родине, но слишком грубо и неадекватно насаждали тему расового неравенства… Вот серьёзно, что за идея, что все темнокожие, что живут за пределами (пусть вымышленной, но всё же) Ваканды, прямо жаждут истребить ‘белых’? И, смотрелось зрелищно, не спорю, но к чему идея, что технически сверхпередовое общество будет продолжать жить по ‘варварским’ законам, когда коронация означает сражение насмерть претендентов на трон, на потеху зрителям? Эти темы точно нужно было подавать так? В странах, где вопрос расовой терпимости злободневен как никогда, именно такие ‘посылы’ должны повлиять на общество в гуманистически-толерантном ключе?! Эх, ладно. Как пишет мой любимый автор «Кто поймёт, тому урок». Последний момент. Этот фильм ‘оторван’ от Мстителей, так что Тони Старка, Капитана Очевидность… ой, Америка и Ко здесь не будет. Зрелищно, но одноразово и не обязательно к просмотру. 5 из 10
MCU продолжает расти и расширяться, старые персонажи уходят и на их смену приходят новые. На этот раз эту вселенную расширяет 'Черная Пантера', которого вы уже могли увидеть в эпизодической роли в 'Гражданской войне'. Всегда интересно увидеть нового супергероя, но в данном случае так ли нужен был сольник 'Пантере' или ему следовало оставаться в эпизодических ролях, в качестве поддержки основному составу? Фильм открывают сцены прошлого, а именно краткая история Ваканды, дабы объяснить откуда у этой нации бесконечные залежи редкого металла вибраниума и отчасти рассказать как появились способности 'Черной Пантеры'. Вторая же сцена прошлого это флэшбек, впоследствии объясняющий мотивацию главного антагониста (спойлер: мотивация избитая). После этого нас перемещают в настоящее время, где показывают главного героя Т'Чаллу (Чедвик Боузман), который принимает трон и становится королем Ваканды(и Черной Пантерой). На церемонии коронации ему бросает вызов член другого племени, не согласный с такой кандидатурой короля. Т'Чалла побеждает в поединке(могло быть иначе?) и утверждает свое законное место. Между делом мы знакомимся и со злодеями в лице Кло (Энди Серкис) и Эрика 'Киллмонгера' (Майкл Б. Джордан), которые украли вибраниум из музея и собираются продать его в Южной Корее. Т'Чалла узнав об этом, взяв в сопровождение свою бывшую подружку Накию (Лупита Нионго) и воина Окой (Данай Гурира) отправляются за головой Кло. Все усложняется, когда выясняется, что клиент покупающий вибраниум, агент ЦРУ Эверетт Росс (Мартин Фриман). Возникает потасовка, что приводит к поимке одного из антагонистов, но война только началась, в конечном счете кульминацией которой стала битва за трон, определяющая судьбу Ваканды. 'Черная Пантера' - это фильм, который казалось бы имеет все необходимые компоненты, чтобы картина работала: интригующий сеттинг, несколько потенциально интересных персонажей развивающих историю, в конце концов, Ваканда и ее место в политическом мире. Так почему кино работает не так хорошо как должно бы? Не хватает пальцев чтобы 'натыкать' во все причины, но одна из главных это сам Т'Чалла. Он просто не интересный персонаж, без всякой харизмы и каких-то слабостей. И, нет, это не вина Боузмана, он замечательный актер, что уже доказал в '42' и 'Get on Up', скорей вина удивительно слабого сценария Куглера и Коула. Их сценарий представляет небогатую на события, очередную, предсказуемую историю о восхождении на трон короля. У него есть проблема локального характера в виде вора и главный враг с которым они в конце схлестнутся в битве. Кроме того, из-за слабого сценария персонажи в фильме получаются серыми как и наш главный герой. Сюда можно включить плоского и забываемого главного злодея Киллмонгера, хоть и сыгран он талантливо Майклом Б. Джорданом, пожалуй, только благодаря его игре можно отличить его от статиста. Да, у него есть четкая мотивация, но она не делает из него колоритного и запоминающегося злодея. Он всего лишь обиженка, который хочет отомстить всему миру (хоть и вполне умно). Некоторых персонажей вообще можно выбросить из сюжета, например: бесполезнейший персонаж Мартина Фримана, или Лупита Нионго, введенная ради хоть какой-то романтической линии. Режиссер и сценарист Райан Куглер не знал, что снимает. Супергеройское кино с политическо-активистским подтекстом, подмигиваниями Бондиане в декорациях афрофутуризма? Звучит как что-то нереальное, вот и Куглер не смог это нормально объединить. Стыдно, что сценаристы не смогли дать хороший материал такому актерскому составу, чтобы им было что играть. Странные вещи в фильме творятся и с графикой, мир прорисован замечательно, задники выглядят сносно, но вот когда дело доходит до экшн сцен все выглядит довольно дешево при бюджете то в 200 млн.$. Вообще, все что касается костюмов, дизайна и декораций - самая сильная сторона фильма. Признаться честно, мне очень нравится композитор Людвиг Йоранссон, но здесь его работа довольно... блеклая, скучная и серая? Этими тремя эпитетами можно охарактеризовать весь фильм в принципе, но и плохим его не назовешь. Это едва ли плохой фильм, но у него приличное количество проблем, которые нужно было решить до того как включать камеру. И разочаровывает, то что было все чтобы кино стало хитом: проведена большая работа в визуальном плане, интригующая идея и сеттинг вкупе с потрясающим актерским составом, но проблемы сценарного толка не позволяют дать фильму высокую оценку. 6 из 10
Прежде чем начать говорить о столь нашумевшем блокбастере, как Черная Пантера, мне хочется сказать пару слов о его режиссере Райане Куглере. Это молодой, но очень талантливый мастодонт своего дела, буквально ворвавшийся в киноиндустрию фильмами Станция «Фрутвейл» и Крид: Наследие Рокки (если по какой-то причине вы не смотрели, советую посмотреть). По мне отдать новый супергеройский фильм в руки режиссера, специализирующегося на создании простых, но очень трогательных человеческих историй был самым мудрым шагом со стороны Marvel. Черная Пантера – это простая, но очень человечная история, в которой супергерой в полной мере раскрывается, как человек. Здесь нет глупого сортирного юмора, которым Marvel в последнее время уж больно сильно увлекается (привет, Тору: Рагнарек и Стражам галактики 2). Плюсы: Главный герой, сыгранный Чедвиком Боузманом, по моему скромному мнению является одним из лучших персонажей всем нам знакомой киновселенной. Если вы ждете от него острот разного качества, понтов и сверх завышенного эго, то вы не по адресу, всего этого в нем нет. Если вы хотите увидеть человека, на которого обрушился груз ответственности, к которому он морально был не готов. Человека, которого печет судьба целого народа, ибо он еще и король, а также обдумывает каждый свой шаг, ибо последствия коснутся не только его самого, но и целой страны, тогда этот персонаж вам будет по вкусу. Видно, насколько сам актер вжился в эту роль еще со времен Противостояния. Но не одним главным героем прекрасен этот фильм. Сестра Т’Чаллы – Шури – вот самый правильно прописанный юмористический в том числе, персонаж. Помимо того, что она юморит (и юмор совершенно не пошлый), так она еще и полноценная личность, готовая в любой момент прийти на помощь брату. Накия – любовный интерес главного героя. Она - некий голос разума в фильме, что говорит об ошибках страны, которой правит свежеиспеченный король, но ошибки эти: эгоизм и равнодушие идут еще с незапамятных времен. В этом смысле Райан Куглер принял в сценарном плане ряд очень правильных и смелых решений. Ваканда – на протяжении всей картины показана, как весьма эгоистичное государство, а ведь можно было просто взять и сделать ее страной обетованной, которая любит и поддерживает всех, но нет! Насчет Накии... Между ней и Т’Чаллой чувствуется химия, что очень порадовало. Дора Милаж – охрана короля, в виде воительниц. Особенно среди них выделяется генерал Окойе, которую сыграла Данай Гурира. Саундтрэк – смесь современных композиций с традиционным африканским музыкальным сопровождением представляет собой нечто чарующее. Такого в Marvel на моей памяти еще не было. Костюмы – это вовсе отдельная тема. Фильм достоин, по моему мнению, в этой номинации Оскара. Визуальные эффекты – хоть и глупо в современном блокбастере выделять этот пункт, но как, же прекрасна Ваканда (полностью воссозданная на компьютере)! Каждый цент из 200 млн. долларов, потраченных на создание фильма, вы увидите на экране. Минус фильма: Эрик Киллмонгер или Н’Джадака. К сожалению, вот здесь у фильма небольшие проблемы. По мне этот злодей очередной обиженный миром человек, в отместку, стремящийся его разрушить. Но все, же Майкл Б. Джордан успевший уже дважды поработать с Райаном Куглером отыграл на отлично. Думаю, фильм понравится и ярым фанат киновселенной Marvel, и рядовым зрителям (ибо эта лента – максимально самостоятельное кино с минимум референсов на основную сюжетную линию Marvel). Всем добра и приятного просмотра! 9 из 10
Не худшая экранизация комиксов Marvel в нынешнюю эпоху, но и не одна из лучших, поскольку основное, за что покупается супергеройский фильм – за «виртуальное» путешествие в мир, где спасают всех и все, где также присутствует атмосфера какой-то суперсилы. Тогда как «Черная Пантера», откинув даже риторику всего «цветного» в фильме – больше выглядит как предыстория к чему-то большему, представление нового супергероя, которое не состоялось в его камэо ранее. Так что эта визитная карточка, в сравнении со своими сородичами из племени Marvel, получилась далеко не самой масштабной и зрелищной. Конечно, концепт происхождения Пантеры выполнен красиво – и не нужно стеснятся, что продукт целил помимо традиционного списка из фанатов комиксов и экшна, еще и на афроамериканскую часть населения Северной Америки. Последних баловать начали уже давно, раздавая «Оскары» и больше привилегий в индустрии, но, к сожалению, ранее тематика была сосредоточена либо на теме рабства или бытовых протестов. С этим фильмом Голливуд переписал историю – из всей плеяды актеров место нашлось лишь нескольким белым, и как указывают цифры – продукт получился вполне даже прибыльным, так что в скором будущем, возможно, студии пересмотрят свои стратегические цели. У фильма Райана Куглера есть ощущение новизны, оказывается, пока «Мстители» позируют перед всем миром, где-то в Ваканде в скрытой инфраструктуре есть свои персонажи, которые способны проделывать работу по спасению мира не хуже «капиталистов». Справился ли актер Чедвик Боузман с лидерской ролью? Наверное, нет, персонаж Черной Пантеры больше оставил открытых вопросов по атрибутам характера, нежели ознакомил зрителя с новой личностью. Хотя есть ощущение, что в этой истории тут больше речь идет о короле, который прощает противников и терзает себя сложными решениями, нежели о его облике в навороченном костюме. Также не до конца проделана работа с антагонистом истории, персонаж Серкиса был чертовски хорош дабы его так рано списывать с сюжета, увы, авторы фильма этого тонкого момента не прочувствовали. Зато кто обогатился надеждами – наверное, подростки африканского континента, фильмы подобные этому дарят мечты и надежды, которых старейший континент не видел уже давно. 6 из 10
После блестящих шестнадцати частей, не побоюсь этого слова, самого эпохального и масштабного киносериала всех времен и народов, Marvel куда-то понесло. Видимо, сказывается влияние Disney, известных своей суперспособностью не только давать зеленый свет отличным проектам и поддерживать их на протяжении долгих лет, но и портить их (а портить они умудряются все - даже, наследие своих собственных классических мультфильмов). Как результат - по-шекспировски драматического Тора (Крис Хемсворт) из первых двух фаз франшизы (кто там говорил, что это самый скучный ее персонаж и ему требуется, тотальная, перезагрузка?), внезапно, превращают в клоуна в 'Рагнареке', а убершикарного и таинственного Пантеру (Чедвик Боузман), невероятно круто и полноценно представленного в 'Противостоянии', здесь (казалось бы, в его сольном фильме), сливают до уровня пресного морализаторского миротворца, чей нанокостюм оказывается гораздо интереснее скрывающейся под ним личности принца Т'Чаллы, мечущегося между сокрытием от остального (читай - отсталого) мира высокотехнологичных достижений своей страны (Ваканды) и реализацией, вроде бы правильной по его же мнению, цели главного (и, надо признать, куда более живого и мотивированного, чем главный герой) злодея (Майкл Б. Джордан). Итак, на экранах восемнадцатая глава кинематографической вселенной Marvel - 'Черная Пантера'. Сюжет первого полнометражного фильма о темнокожем супергерое Marvel, предсказуемо, выстроен вокруг извечного для граждан США афроамериканского конфликта, что явно говорит о том, что главной задачей его авторов было произвести положительное впечатление на кинозрителей соответствующей расы (что им, собственно, и удалось). Но что остается поклонникам киновселенной Marvel, на протяжении десяти лет искренне восторгающимся крутостью введения всех ключевых персонажей первоисточника в один большой сюжет, связывающий все ее фильмы воедино, с интересом наблюдающим за хитросплетениями развития характеров и взаимоотношений Мстителей и преданно ждущим их эпическую встречу с угрозой невиданных масштабов (Таносом), вне зависимости от их рас и политических взглядов? Серьезно, намека на то, что сражение с главным злодеем вселенной Marvel не за горами - в 'Пантере', нет и в помине. Зато, прослеживается четкий перекос общей сюжетной линии цикла в сторону того, что, именно, светлые умы темнокожих передовиков и их высокотехнологичное оружие (которое просто необходимо распространить по всему миру путем, пресловутой, американской пропаганды сотворения политического 'добра', без рассмотрения вариантов последствий), помогут нашему миру выжить в страшной межгалактической войне. Но не обесценит ли эта игра в 'Прибытие' Дени Вильнева с Форестом Уитакером на периферии значимость участия в этой битве Величайших Героев Земли, как обесценило само существование недоделанной (прости, Джосс) Лиги Справедливости воскрешение Супермена? Ведь, уже сейчас, Marvel открыто заявляют, что Черной Пантерой (как и Тони Старком) может стать каждый. Да, запредельные красоты экзотических пейзажей Ваканды, ее территориальная и технологическая важность для ближайшего будущего КВМ; детальная проработка культуры и дизайна нового мира; местами, изобретательный экшен; пара крышесносных моментов; великолепные Энди Серкис (его сцены, попросту, украли весь фильм - жаль, что их было предательски мало), Мартин Фриман, Летишиа Райт и сильная любовь к линейке Marvel, на фоне общей эмоционирующей безэмоциональности (сакральный этнодраматизм 'Аватара' Джеймса Кэмерона, при многочисленных попытках, создателям 'Пантеры', откровенно, не удался), способны заставить пересматривать эту, по большому счету проходную (как и 'Тор: Рагнарек', события одной лишь послетитровой сцены которого, затмевают всю ту двухчасовую развеселую околосюжетную возню, что подарил нам Тайка Вайтити), ленту. Но это, определенно, не то, чего ждешь в преддверии 'Войны Бесконечности'. «Хорошему человеку трудно быть королем» (с) 6 из 10
'Чёрная Пантера', бесспорно, один из самых ожидаемых фильмов 2018 года. Последний рывок к долгожданной 'Войне бесконечности'. Оттого, ожидания у большинства зрителей были высоки. Не буду ходить вокруг да около. 'Black Panther' - кино очень важное и оно справедливо обласкано критиками. Постараюсь объяснить почему. Во-первых, замечательная актерская игра. Впечатлили абсолютно все. Чедвик Боузман, Лупита Нионго, Данай Джекесай Гурира, Дэниэл Калуя - именно эти актёры бОльшую часть фильма в кадре, именно они играют ключевую роль в развитии сюжета. Они заставили меня 'прожить' эту историю. С первых минут, благодаря им, фильм меня увлёк. Безумно понравился Мартин Фриман, Энди Серкис и Форест Уитакер. Именитые актёры заслуженно кушают свой хлеб. Конечно, самым лучшим стал Майкл Б. Джордан и его Киллмонгер. Действительно, один из самых убедительных злодеев киновселенной. Отлично прописанная история. Герой с особой мотивацией и целью. Честно, я сочувствовал его герою. Во-вторых, саундтрек Людвига Йоранссона гармонично сочетает в себе африканские звуки, хип-хоп и оркестр. Практически каждый трек заставляет сцены играть новыми красками, усиливая эмоциональный накал до критической точки, иногда безумно хотелось пустить слезу. Огромным достоинством фильма послужил саундрек от Кендрика Ламара, который хоть и был на втором плане, но запомнился надолго. 'Pray For Me', 'All The Stars' и 'King's Dead' - на мой взгляд, лучшие его работы. В-третьих, сюжет и драматичная составляющая фильма. Признаюсь честно, был удивлён. История не просто грамотно подана, прежде всего, она проливает свет на проблемы современного общества. Мир Ваканды окутан качественной (а не напыщенной) драмой. И меня это привлекло. Удалось узнать героев поближе, удалось узнать Ваканду, понять её законы и правила. Очень много аллегорий с реальным миром и его реальными проблемами. Это как-то располагает. Из минусов - сцены после титров. Ничего неожиданного, а жаль. Мне думалось, что создатели более удачно подведут черту кульминации 3-ей фазы. Считаю, что «Чёрная Пантера» - кино необычное. Прежде всего, оно безумно серьёзное. Да, оно очень сильно отличается от других фильмов Marvel. Здесь практически нет юмора, а если он и есть, то подаётся весьма дозировано. Пошлых шуток нет (и это очень круто). Конечно, привыкшему к постоянному бум-бабах и ха-ха зрителю будет тяжело принять такой фильм. И, на мой взгляд, это очень печально. В кое-то веки, супергеройское кино трогает своей историей и заставляет переживать за героев. Конечно, фильм Райана Куглера нельзя назвать лучшим, так как Куглер не равно Нолан, но моё впечатление от фильма было близко к восхищению. Как по мне, подвело малое количество экшена и большое количество клише в последние 20-25 минут фильма. Но я всё равно категорически рекомендую посмотреть этот фильм тем, кто соскучился по серьёзному кино-аттракциону. Всем, кто идёт в кино не пожевать попкорн и выпить колу, а получить пищу для размышления и хоть немножечко задуматься о жизненных ценностях. 8,5 ИЗ 10 (после скорейшего пересмотра надеюсь в будущем поднять оценку до 9/10)
Легкий аперитив к предстоящему, главному блюду 'Мстители. Война бесконечности'. Закуска оказалась пресной, не соленой и с послевкусием бестолковости. Выплюнул сразу же. Единственное (!) за что можно похвалить фильм - лучшие спецэффекты в мире. Отдавая, в среднем, шестьдесят-восемдесят процентов от всего бюджета фильма на визуальные эффекты, люди из МАРВЕЛ понимают, что делают. С каждым новым фильмом о похождениях супергероев, все вокруг становится все более реалистичнее и в то же время невероятнее. Мы все более и более погружаемся в в картинку и ощущаем себя персонажем сюжета фильма: хорошим парнем, желающим победы своему герою, знающий практически все... но не могущий ничего изменить. На самом деле, вызывающее противное, пустое чувство. Но, за отличный визуальный ряд не принято ругать, так что Я одобряю. Со стопроцентной вероятностью предскажу - этот фильм - будет в числе номинантов на премию Оскар в категории 'Лучшие визуальные эффекты'. Самое страшное сего творения - кроме написанного выше, в фильме ничего хорошего нет. Режиссуры нет вообще. Актерская игра - на низшем уровне (немного спасает Майкл Крид Джордан, но как известно, 'один в поле не воен'). Сценарий... ох, об этом вообще тяжело говорить... Рваный и бестолковый сюжет и смысл... смысл... Зачем фильму нужен смысл?! Он объединяет все мысли создателей в одну и делает фильм полезным. Например, в чем полезность следующих шедевров: - 'Побег из Шоушенка' - никогда не теряй надежду; - 'Крестный отец' - смотри не на человека, а в в его сущность; - 'Зверополис' - не сдавайся в осуществлении своей мечты; - 'Форест Гамп' - в том, что 'если бы Бог хотел сделать всех одинаковыми, то... он всем бы сделал на ногах растяжки'. В чем же смысл 'Черной пантеры'?! Ни в чем либо. Создатели не поскупившись на спецэфекты, забыли купить смысл фильму своему. Сюжет до банальности прост. Все стандартно и абсолютно без неожиданностей. 'И, хорошо' - скажете вы - 'Это супергеройское кино. К чему лишние эксцессы?!' Я же отвечу: 'Нет! Поймите, все слишком стандартно! Нет ничего нового!' Эти МАРВЕЛ совсем за дураков нас принимают??? 'Пипл будет хавать'?!' - думают они. Самое плохое, что они оказались правы - 'пипл действительно хавает'. Больше полумиллиарда за первую неделю проката доказывает это. Получается мы именно такие тупые, как 'эти МАРВЕЛ' и думают. Э-эх!... Обидно за человечество. В конце хочу объяснить свою оценку: бал за визуальный ряд и еще пол бала за главного антагониста. 1,5 из 10
Фильмы 'Марвел' всегда мною воспринимались с положительной стороны как легкое, качественное попкорновое кино: радость для глаз, отдых для мозга. Однако в этот раз что-то пошло не так и к фильму у меня много претензий. В первую очередь это персонажи и актерская игра. В частности, главный герой абсолютно незапоминающийся, блеклый и безэмоциональный. Ему не сопереживаешь, за него не волнуешься. Когда Т'Чала в костюме, то ему невозможно причинить какие-либо повреждения, поэтому смотреть за битвой, когда персонажу ничего не угрожает - скучно. Ч. Боузман совершенно терялся на фоне остальных актеров, даже второстепенных, ему банально не хватило харизмы. Немного оживляла главного героя его сестра, которая противопоставлялась главному герою, как бесшабашная, взбалмошная и веселая героиня. Она же была генератором большинства шуток в фильме. Главный злодей, хоть и обладает глубокой мотивацией, основанной на самоопределении и борьбе с рабством, всё же действует излишне агрессивно и нелогично. Со своей ролью М. Джордан справился на порядок лучше Боузмана, вызывал симпатию и сочувствие, в кадре смотрелся более натурально. Второстепенные персонажи - карикатурны, наделенны одной единственной определяющей чертой, достаточной для участия в событиях фильма. Единственный кто действительно выглядел живым - это злодей в исполнении Энди Серкиса, только он привносил в фильм искру безумия, азарта, динамики и интереса. Непроработанность персонажей повлияла на актерскую игру, которая сложилась в неумелую постановку школьного театра, несмотря на привлечение пары знаменитых актеров. Например, Мартин Фриман играл в этом фильме роль Джона Ватсона, с теми же эмоциями, вопросами и выражением лица. Нам обещали показать прекрасную африканскую страну - Ваканду, заявляя, что это красивейшее место во всей вселенной. Однако, продемонстрировали лишь пару общих планов, трущобы с претензией на технологическую развитость, и пещеру по добыче вибраниума. Если говорить о самых прекрасных местах, то тот же Асгард или Планета мусорщиков (Тор 3) выглядели более впечатляюще и футуристично. Экшен сцены смотрятся статичными, в фильме нет по-настоящему интересных и захватывающих сражений. Единственное, что хоть немного скрашивает впечатление от фильма это народные костюмы и музыкальное сопровождение, они замечательно передают африканский колорит и антураж. Говоря о впечатлениях о фильме могу сказать, что он был скучным и невыразительным. Картина не держит в напряжении, не покоряет своей красотой и спецэффектами, не балует зрелищными сражениями и не поражает актерской игрой. Одной лишь идеей, пусть и глубокой, фильм не способен произвести неизгладимое впечатление, потому смотрится дешевым и посредственным.
У Райана Куглера было достаточно ресурсов для создания не только образцового кинокомикса, но и для фильма, способного пробудить у зрителя интерес к африканской культуре, показав при этом то, что черные люди достойны своего супергероя, который не будет хуже остальных. Но у молодого режиссера получилось практически невозможное - при огромном бюджете и безумном хайпе, который окружал картину с самой премьеры, он создал самый отвратительный и ужасный фильм во вселенной Marvel, где даже CGI эффекты выглядят так, словно вылезли из Power Rangers 93’ года. Тупиковая ветвь развития всех кинокомиксов, где что не фраза главного героя и (актеру русского дубляжа настолько не понравился фильм, что он озвучивал его прямо в кровати) или любого другого персонажа, а реплика из сборника 100 самых избитых клише в кинематографе. Отвратительный монтаж экшн сцен, наитупейшие диалоги, по сравнению с которыми любой фильм Marvel кажется острой психологической драмой и невнятное повествование, полное смешного и идиотского пафоса, который может показаться адекватным разве что ребенку лет 6,никогда не смотревшему кино. И да - носороги (для нации, которая может стрелять лазерами из рук. Спасибо, Marvel!) и полное отстутствие смешных шуток. Вообще полное. И если Тор: Рагнарек смотрелся как хорошая пародия на франшизу, то Черная Пантера выглядит как банальное скармливание зрителю продукта, в надежде на то, что схавают. После сеанса выходишь настолько оскорбленным и униженным за то, что из богатой африканской культуры выудили лишь никчемные, плохо нарисованные декорации и шаблоны, тупых антагонистов, борящихся за мнимое социальное равенство и бесконечные ненужные референсы к Королю Льву. Восторженные рецензии говорят только о том, что любой продукт, выпущенный под эгидой именитой студии и подогретый достаточным уровнем хайпа, может быть воспринят как что-то действительно выдающееся лишь за то, что эксплуатирует африканскую эстетику, уничтожая ее своей тупостью и уродством, вместо того, чтобы развить и преобразить в виде качественного фильма. 1 из 10
Сразу скажу - фильм средний. После его просмотра, ты выходишь из кинотеатра со смешанными чувствами. Где-то сработано на ура, а в какие-то моменты явная халтура. Визуальная часть поражает своими возможностями. Киноделы из Marvel снова и снова нам доказывают, что они профессионалы своего дела. Картинка на столько красочная и пестрая, что какое-то время позволяет не обращать внимания на сюжет. Но когда магия CGI немного отпускает тебя и ты начинаешь задумываться над происходящим, то приходишь к не утешительным выводам. Сюжет тривиален. Он прост и незамысловат. А если быть точным, фильм состоит из нескольких сюжетов и все они простые. Идут один за одним, там где заканчивается один - начинается другой. Это сложно объяснить, но при просмотре возникает мнение, что сценаристы будто бы забыли переплести сюжетные линии и выложили все так - как лазанью, слоями. Еще немного напрягает нарочитая сказочность происходящего. Её пытаются объяснить супер продвинутыми технологиями, но как по мне, так Marvel явно переборщил с гаджетами. Адамантий предстает здесь чуть ли не 'манной небесной'. Он и прочный, и технологичной, и раны лечит, и звуком из копья стреляет. Одним словом, 'Фентезя'. Про костюм главного героя я, вообще, молчу, железный человек нервно покуривает за углом. Мало того, что он пуленепробиваемый, и может энергию накапливать так ещё и. . помещается в спичечный коробок. Ни чем иным происходящие кроме, как магией не назвать. Но главные претензии не к сюжету и не к сказочности. Основные претензии к главному антагонисту. Их здесь два. И если первый являет собой образ стандартного злодея, с материальной мотивацией и мог бы послужить хоть и простеньким, но подходящим антигероем, то по поводу второго не все так однозначно. В его адрес была адресована целая куча положительных отзывов от критиков и простых зрителей, мол, посмотрите какой не стандартный антагонист, со своим 'не на ровном месте' сформировавшимся видением мира и полностью логичной аргументацией своих поступков. Он пытается предстать перед нами многогранной личностью. И у него это, вроде бы, удаётся, но. .. Это не работает. Смотря на него, ты подсознательно понимаешь, что человек прошедший кучу военных конфликтов не может так размышлять, не может так действовать. Нам подсовывают 14 летнего подростка в теле накачанного парня. Он ведет себя как обиженка и истеричка, а под конец его становится, банально, жалко. Итог: Обычный, средний фильм, который и не поразит вас и не разочарует. Середнячок от Marvel, они делали и получше. 6 из 10
Шумиха вокруг 'Черной пантеры' обещала многое. Нездоровая, почти абсолютная любовь критиков, окрестивших новый марвеловский хит чуть ли не революцией в жанре (у фильма 97% положительных рецензий, а это больше, чем у 'Бегущего по лезвию' и 'Спасения рядового Райана'), почти миллиард кассовых сборов (а будет больше), восторженные отзывы, говорящие об умном, глубоком, не свойственном комиксам подходе к материалу... Я не могу назвать себя знатоком фильмов Марвел, считаю их довольно неплохими развлекательными картинами, забавными и легкими. Ожидал увидеть от 'Черной пантеры' того же. Но то, что я увидел, стало для меня откровением! Фильм оказался новым словом в кинематографе! Он, не стесняясь, говорит о проблемах ксенофобии, расизма и сегрегации. Он глубже, острее, умнее и человечнее всех фильмов этого года. Со времени 'Американской истории Х' не было столь мощного высказывания на тему трудности мирного сосуществования рас в одной конкретно взятой точке Земли. Мы должны гордиться, что наконец-то смогли переступить через вековые предрассудки и... Стоп. Чего я стараюсь? Мне за это даже не платят! Кого я боюсь? Критики на самом деле оказались с этим фильмом в ситуации, когда нужно плясать зажигательную румбу на лезвии бритвы над разожженным костром, жонглируя дохлыми енотами и петь гимн задом наперед на шведском, китайском и хинди. К сожалению, такая благоговейная любовь только доказывает, что расовые, равно как и половые проблемы никуда не делись, и по-прежнему живут и процветают. То критикам наваляли за 'Охотниц за привидениями', окрестив их женоненавистниками, то не признавших шедевром 'Лунный свет', назвали гомофобами. С 'Черной пантерой' они, наученные горьким опытом, уже были осторожнее. С одной стороны, у Марвел огромная армия фанатов, которая обожает своих героев, и не даст их в обиду, с другой - в фильме действуют практически только чернокожие герои, снят он чернокожим режиссером, и ругать их - большой риск. В общем, критиков, признавших 'Черную пантеру' шедевром (напомню, у 'Американской истории Х' только 83% положительных рецензий) понять можно. Но какое мне дело до них или до фанатов комиксов? На мой взгляд, лента получилась тем, чем и должна была получится - средним блокбастером по комиксам, полным глупостей, сюжетных дыр и нелепостей, вечных спутников фильмов о супергероях. Эта картина не лучше и не хуже прямолинейного 'Первого мстителя', раскрытие проблем, которые затрагивает кино - на уровне школьного сочинения, то есть самое поверхностное. Посыл самый что ни на есть банальный - давайте жить дружно, не надо воевать, надо делиться друг с другом тем, что у нас есть, ведь мы живем на одной планете и всем на ней хватит место, а технические разработки нужно использовать только в мирных целях и делать их доступными для масс, а не скрывать в секретных лабораториях. В общем, все просто и плоско. Несмотря на то, что фильм тяготеет к героико-социальной мелодраме, юмор, фирменный знак марвеловских творений, здесь, конечно, присутствует, хотя и не является столь частым гостем, как в хулиганских 'Стражах Галактики'. И это разочаровывает. Попытки серьезно проникнуться историей молодого короля Ваканды обречены на провал - о какой серьезности может идти речь, когда на экране скачет, разбрасывая в стороны врагов и машины, негр в черном трико, выпивший чудодейственный эликсир? Понятно, конечно, что все это метафора души родного африканского континента, давшего людям силы бороться с угнетателями, выживать и сражаться, но ей богу, в комиксовой подаче любые мысли нивелируются и сводятся к пошлым банальностям. Да, здесь чуть более серьезный и мотивированный злодей, который злодей потому, что таким его сделало общество, школа и милиция, а вообще-то в душе его живет боль и злость за свой покоряющийся и унижаемый народ. И он кричит, что, мол, кто был никем, тот станет всем, нам бы вот только побольше оружия. И тогда мы, значить, бахнем. Но и это смотрится лишь только чуть-чуть интересней, чем в остальных блокбастерах по комиксам. Погоня за анаптаниумом или как там его - короче, типичным макгаффином, который всем обязательно нужен - это завязка для всех блокбастеров, которые не знают, как и на чем построить интересную историю. Вот и здесь она не получается. И большую часть своего времени фильм откровенно скучен, и герои особо ничем не цепляют, поскольку не обладают харизмой и темпераментом, позволяющим влюбляться в них раз и навсегда. Главный герой - конечно, хороший, но он усредненно хороший в меру страдающий герой, настолько правильный и безликий, что даже становится не черным, а каким-то серым. Время от времени он пытается что-то гавкнуть оправдывая звание 'черной пантеры', но ему так мешает его хорошесть, что получается, ей богу, какой-то котенок по имени Гав, а не черная пантера. Его сестра - типичный техногик-помощник, которые есть почти в каждом боевике. Есть еще Мартин Фриман, который играет доктора Ватсона на минималках, стараясь отвлечь на себя зрителя, чтоб тот не сильно страдал вместе с главным героем. Есть фанатичный злодей-террорист, который мог бы составить конкуренцию главному антагонисту, но, увы, был безжалостно слит, оставив усредненному злодею действовать усредненно жестокими методами во имя усредненно-высокой, но неправомочно добываемой цели. И никакая революция здесь в принципе невозможна. Хотя бы потому, что франшизы-блокбастеры живут по особым законам, и один из них гласит, что никаких радикальных изменений вселенная, в которой живут герои, не потерпит. Можно устроить аудиовизуальную атаку на зрителя самыми новомодными технологиями (что 'пантера' и делает), замылив глаз зрителю фантастическими красивостями, можно чуть-чуть расширить вселенную (это она тоже делает), но основные точки опоры повредить нельзя. Марвеловские картины слишком любит зритель, чтобы с ними делать что-то радикальное. Поэтому 'Черная пантера' - несмотря на все заверения в том, что это лучший фильм вселенной Марвел - на самом деле очень умеренный, старательно выстроенный, стерильный, лишенный какого-то вдохновения ремесленный фильм, уверенно покоящийся на марвеловских слонах и черепахе, не совершающий ничего, что можно было бы принять за новое или необязательное. Здесь все - сплошные штампы и стереотипы, они все еще работают, учитывая солидную порцию спецэффектов, которая отвлекает от самой истории, которая вообще не работает, ибо не способна быть ни по-настоящему захватывающей, ни по-настоящему человеческой. Из нового здесь - только всепоглощающая толерантность, которая только добавляет очков от не сильно притязательных критиков, которые настолько перепуганы, что предпочитают гнуться во все стороны, как тростник, находя разнообразные социо-культурные и политические подтексты, чтобы хоть за что-то хвалить это скучное и довольно вялое зрелище. а мне приходит на ум поговорка о старой доброй кастрюле, которая гремит лишь потому, что пуста внутри. 6 из 10
Я нахожу в интернете очень много недовольства по поводу этого фильма. И совершенно не понимаю откуда оно берётся. Ведь фильм очень хорош и является одним из лучших в своём жанре. Одна из претензий - скучный и плохой сюжет. Серьёзно? Плохой сюжет? В каком месте он плохой? В том что в нём все персонажи влияют на фильм, и если какого-то выкинуть из сюжета, то фильм развалится? Нет. Это показывает важность всех персонажей для истории, которую рассказывает фильм. Злодеи плохие? Кло - забавный наёмник-убийца, которого тащит своей актёрской игрой Энди Сёркис, да его сливают, но ребят, Кло - не самый сильный и интересный персонаж, он попросту бы не вытащил главную злодейскую роль фильма. Эрик Киллмонгер, сыгранный Майклом Бакари Джорданом - один из лучших злодеев Киновселенной Марвел. Всё, что нужно для хорошего злодея - серьёзная и веская мотивация, а также харизма актёра. У Майкла с харизмой всё отлично. А, что с мотивацией? Да, всё отлично! Ненависть к Ваканде не рождается на пустом месте, вакандцы отняли у него отца и шанса на нормальную жизнь. Он не поддерживает политику Ваканды: сидеть на одном месте и не вмешиваться во внешний мир, а ведь Ваканда имея самые инновационные и передовые технологии в мире, могла бы много чего изменить. Эрик - революционер, который хочет изменить мир, с большими амбициями, возросшие из-за детской травмы, довольно таки решительный и целеустремлённый, он не боится замарать руки ради своей мечты. Плохой главный герой? Мда. Это же не Железный Человек, который постоянно шутит. Ну, что за бред? С каких пор персонаж, который развивается на протяжении всего фильма и учиться на своих и чужих ошибках - плохой герой? Он готов пожертвовать собой ради своего народа и семьи, а также верен своим принципам весь фильм. Один из лучших героев Marvel. Чедвик Боузман играет хорошо, без изысков конечно, но ему там и играть нечего по-сути. Многие жалуются на дубляж. Ну, лично мне нравится этот голос с хрипотцой. Также хотелось бы отметить операторскую работу Рейчел Моррисон. Сцена в казино снятая одним дублем хороша, а также живописные пролёты камеры по африканским землям вызывают желание посетить этот континент. Довольно не часто увидишь женщину оператора в таких фильмах. Не могу не сказать про потрясающий саундтрек. Людвиг Йоранссон сочинил прекрасную тему к Пантере совместив африканские мотивы с оркестром, а Кендрик Ламар записал годный альбом, который я советую послушать всем. Ну, конечно, режиссёр фильма Райан Куглер. Без него фильм был бы не так хорош. Он снял этот фильм, он написал сценарий к нему, он смог собрать потрясающий актёрский состав. Короче, он просто умничка. Чёрная Пантера - хороший фильм, который затрагивает политические, расовые, отцовские, народные и другие важные темы. Он уделяет им правильное экранное время, не слишком большое, ведь фильм в первую очередь - супергеройский блокбастер. Фильм даёт нам мысли и идеи, которые мы должны сами додумать. 9 из 10