После стольких невнятных попыток оживить персонаж Джеймса Бонда это все же получилось, только уже не у создателей 007. Новый подход отличает динамика и саспенс, реализм, качественно поставленные погони и бои (ставка делается не на спецэффекты, а на трюки), отличная музыка и правдоподобная актерская игра. Мне нравится этот немногословный и искренний герой, ему веришь, в фильме шикарный саундтрек, да и в целом — очень достойное, за 18 лет чуть устаревшее, но все равно приятное кино. Агент ЦРУ Джейсон Борн, появившийся из книг Роберта Ладлэма, куда больше походит на шпиона с лицензией на убийство, нежели герои Пирса Броснана или Тома Круза, задававшие тон шпионскому кино в то время. Борну не нужен арсенал из гаджетов для того, чтобы победить соперника — сойдет и обычная шариковая ручка или журнал. Единственный его минус — это потеря памяти, которая тем не менее в фильме довольно забавно обыгрывается. Например, будучи полиглотом герой не сразу разбирается, какой язык его родной. Особенно занимательно смотрится изумленное лицо Мэтта Дэймона, когда по сюжету Борну на уровне рефлексов приходится разоружить сразу двух противников. Потерявший память спецагент сам не может поверить в то, что делает и откуда он знает все эти приемы. P.S.: спустя пять лет сами создатели Бонда последуют примеру и, снизив градус юмора и передав некоторые черты и детали характера Джеи?сона Борна новому 007 Дэниелу Крейгу, снимут лучший из последних 10—15 фильмов Бондианы «Казино Рояль». P.P.S.: продолжения не смотрите.
«Идентификация Борна» — своего рода классика т. н. «умных» боевиков, которая помогла прописаться Джейсону Борну в плеяде культовых киногероев. Несмотря на год выхода, фильм до сих пор смотрится отлично и все еще имеет художественную ценность, выгодно отличаясь от многих своих коллег по жанру. В центре истории — собственно Джейсон Борн, выловленный из воды рыболовецким судном мужчина, потерявший память. О том, что он Джейсон Борн, герой узнает уже много позже, а выяснять, кем же он является на самом деле, персонажу придется на протяжении практически всего фильма. «Идентификация Борна» предлагает отличную, закрученную историю, следить за которой интересно. Этот как раз тот случай, когда не сюжет является лишь поводом для экшена, а наоборот, экшен служит развитием истории. Фильм готовит для зрителя крепкий сценарий с заговорами и интригами, приправленный политикой, но при этом повествование не перегружено этой тематикой, лента все же рассчитана на массового зрителя. Экшен, кстати, в фильме тоже хорош. Он достаточно зрелищный, рукопашные схватки поставлены просто шикарно, но при этом все равно экшен остается достаточно реалистичным и приземленным, что прекрасно вписывается в общее настроение фильма. Как итог — «Идентификация Борна» это до сих пор отличный боевик. Он интересный, зрелищный и в достаточной степени напряженный, чтобы зритель не отвлекался на посторонние дела. Определенно рекомендую к просмотру, если вы по каким-то причинам все еще этого не сделали.
Главного героя находят без сознания в Средиземном море местные рыбаки, но очнувшись он даже не может вспомнить своего имени… В принципе вокруг это и строится вся картина. Герой на протяжении всего фильма пытается вспомнить кто он, попутно отыскивая на свою голову приключений. Неожиданных поворотов здесь, конечно, вы не найдёте, всё довольно-таки предсказуемо, но идея достаточно интересна. Реализация. Отлично. Просто превосходно, слов нет. Ну а теперь по порядку. Фильм очень грамотно выстроен, нет никаких провисаний, фильм всё время держит вас в напряжении. С начала и до конца фильма всё очень динамично, нет никаких не нужных сцен или бессмысленных сюжетных линий, всё логично и лаконично. Мэтт Дэймон, на мой взгляд, отлично подошёл на роль Борна. В такой роли, главное даже не твои актерские качества, а сам типаж. Остальные сыграли без каких-то нареканий, придраться особо не к чему. Особо хотелось бы отметить музыку в этом фильме. Она-превосходна. John Powell просто мастер своего дела. Саундтреки идеально вписываются в каждую ситуацию, придают происходящему на картине напряжение, динамику. Одна только композиция от Moby-Extreme Ways, которая стала «визитной карточкой» Борнианы, чего стоит. Единственное, что резало глаза, так это сцена с падением Борна хрен знает с какого этажа в конце фильма. Фильм как раз цепляет своим реализмом, чего нет например в прилизанном 007, а тут такой косяк, ну да ладно, это мелочи) Один из моих любимых фильмов среди боевиков. 10 из 10
Наиболее значимым периодом карьеры известного писателя Роберта Ладлэма считаются годы, за которые он написал серию романов об оперативнике секретных служб Джейсоне Борне. Вдохновляясь реальными историями времен Холодной войны, Ладлэм вложил в свои произведения как личный опыт, так и рассказы шпионов. Талант писателя был высоко оценен публикой, однако полноценной экранизации истории Борна пришлось ждать до 2002 года, когда за нее принялся режиссер Даг Лайман. Джейсон Борн в исполнении Мэтта Дэймона обнаружен посреди океана без сознания. Когда молодой человек пришел в себя, то оказалось, что он совершенно ничего не помнит, но обладает особыми боевыми умениями. Кое-как оправившись и приняв имя, которое удалось узнать по чистой случайности, Борн собирается вернуть абсолютно все воспоминания, но на него начинается охота, в которой победить предельно сложно. Верхушка специального проекта ЦРУ не собирается допускать, чтобы беглый агент достиг желаемого и отправляет по его следу наемного убийцу (Клайв Оуэн). Но при том, что Борн не помнит почти ничего, убивать он умеет исправно и это докажет сполна. Данный фильм перешагнул период Холодной войны и его действие происходит в современном мире, где в Россию и прочие страны бывшего СССР спокойно можно въехать, а технологии слежения и прослушивания достигли особенных высот. В такой обстановке непросто обмануть власть имущих и увернуться от неминуемой пули, но Борну сопутствуют врожденные инстинкты, былой, пускай и забытый опыт, а также подружка, которая не готова к потрясениям, но выбора у нее нет. Несмотря на внушительный хронометраж, «Идентификация Борна» смотрится уверенно и бодро, провисающих сцен в фильме практически нет, да и сам Мэтт Дэймон может похвастаться особой боевой выправкой, которая позволяет ему лишь в исключительных случаях прибегать к услугам каскадеров. Лично для меня «Идентификация Борна» является одним из любимых фильмов с участием Мэтта Дэймона. Думаю, что вам этот фильм также понравится, ведь в нем есть абсолютно все от хорошего шпионского боевика, коим он и выступает. 10 из 10
JB — это James Bond? или Jack Bauer? нет это Jason Born! Фильм потрясающий! Остросюжетный в самом полном смысле этого слова. В ЦРУ создана и работает по всему миру группа высококлассных профессиональных агентов (де-факто убийц-чистильщиков) для целей, которые определяет определенные люди, которые работают в этой системе. Смертные приговоры ими выносятся без суда и следствия. Один из этих агентов выходит из-под контроля и осознав бесчеловечность своей работы начинает идти против своего руководства, против людей, которые создали этот проект. Стоит отметить, что на первый взгляд кажется, что идет глубокая критика всей системы разведывательного управления, спецслужб, но на мой взгляд основной посыл в том, что даже в таких местах работают люди чести, и что система не так уж прогнила до костей, что она имеет шансы на самоочищение от людей преследующих личные, корыстные и бесчеловечные интересы. Интересно и детально показана работа спецслужб США по всему миру, показаны их «длинные руки», возможности и техническая оснащенность. Стоит признать, что в этом плане все выглядит очень правдоподобно и жизненно, отдельный поклон режиссёру, за то, что несмотря на то, что показанные ситуации показывают спецслужбы не в «лучшем свете» он смог снять отличную картину. В этом плане у Голливуда нет преград и какой-либо цензуры (в голову не приходит ни одна отечественная или советская лента, которая бы показывала спецслужбы с негативной стороны). Мэт Дэймон сыграл великолепно. Музыка гармонично передает атмосферу и динамику действия актёров на экране. Сцены меняются быстро и качественно, постановка боевых сцен на мой взгляд — на высшем уровне. Основной посыл на мой взгляд — это демонстрация человеческих возможностей в борьбе против системы. Один человек, в котором есть милосердие, человечность и любовь может и должен бороться с системой. Никогда не поздно остановится и вновь стать человеком. Приведу несколько цитат, которые на мой взгляд очень подходят для этого фильма: «У человека можно отнять всё, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь.» Виктор Франкл «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации.» Иоганн Вольфганг Гете
Мэтт Деймон никогда особо не был похож на героя боевиков. Но как и когда-то Брюс Уиллис с «Крепким орешком» он всех удивил снявшись в «Идентификации Борна». Фильмов о герое с потерей памяти очень много, вспомним например «Легенду о Коловрате» или «Сосны», но борниана стоит на первом месте. Это не только фильм о восстановлении памяти, но и о большом заговоре высших чиновников и спецслужб, а так же о супермене с человеческими качествами. Огромным отличием от наследия Джеймса Бонда до Дэниэла Крейга, стало реалистичность происходящего. Герой не с наигранной легкостью справляется с проблемами, а наоборот это ему дается с большим трудом и все геройство сводится к огромной выдержке в трудной ситуации. Позже бондиана повторит этот прием в «Казино Рояль». Отличные смены локаций центральных городов Европы дает очень красивую картинку на которую смотришь с наслаждением. Заговоры тоже смотрятся достойно. Я читал книги Роберта Ладлэма о Борне, в них Борн как раз представлен этаким Бондом, так что фильм намного лучше оригинала и сама интрига в фильме более реальна, в книге как минимум это претензии на мировое господство. 10 из 10
Шпионский триллер нового поколения по мотивам романа Роберта Ладлема. История агента Джейсона Борна, потерявшего память и вынужденного скрываться от собственных коллег, уже экранизировалась. Но телефильм 1988 года с Ричардом Чемберленом и Жаклин Смит получился слишком камерным, хоть и весьма близким к тексту романа. Режиссер Даг Лайман получил серьезный бюджет и положил начало новой шпионской франшизе. Отказавшись от высокотехнологичных гаджетов и трюков в духе бондианы, в пользу реализма и мрачной атмосферы происходящего на экране. К тому же, Даг Лайман не перегружает картину экшеном. И тем не менее картина захватывает с первых минут. Мэтт Деймон удачно вписался в главную роль, и его герой выглядит гораздо реальней многих киношных суперагентов. Его внешность простого фермерского паренька удачно вписывается в образ. У Джейсона Борна есть только тренированное тело и ум. Что не мешает ему успешно противостоять своим бывшим коллегам из ЦРУ. Да и Франка Потенте, сыгравшая его спутницу поневоле, совсем не типичная голливудская красотка. В плюсах ленты и отличный саундтрек. Отличное начало главной шпионской франшизы нулевых. 8 из 10
Так случилось, что эта франшиза прошла мимо меня в пик её популярности. Несмотря на то, что мои друзья с упоением рассказывали об этой ленте и советовали мне «бросить всё и бежать к экрану», я почему-то как-то холодно относился к этой истории. Возможно, из-за того, что считал это блеклой пародией на Джеймса Бонда (хотя ведь даже не смотрел фильм), возможно из-за того, что краткое описание истории показалось не самым интересным. Но, вот прошло уже пятнадцать лет, как вышла первая картина о Борне, и я, наконец, решился с ней ознакомиться. Первое, что хочется сказать — несмотря на такое большой возраст, кино всё еще сморится. Понятно, что есть ленты, которым время не страшно и фильмы того же Чаплина смотрятся несмотря на эпоху, век, время суток, погоды за окном и т. д. Но, в наше время, когда спецэффекты всё больше доминируют над развитием сюжета и сценарием, разница в десять лет может стать критичной. Но, нет. Несмотря на то, что в «Идентификации Борна» не так много взрывов и спецэффектов (а графики, кажется нет совсем), замечательные сцены погонь и отлично поставленных драк смотрятся и по сей день. Фильм снят по мотивам романа с одноименным названием, написанный Робертом Лейманом. И надо сказать, что после просмотра фильма, мне захотелось его прочитать. Как мне показалось, фильм до конца так и не раскрыл все аспекты истории. Оно и понятно, как мы уже знаем, впереди нас ждали еще фильмы про агента Борна, и сделано это было для этого, но, тем не менее, лично у меня остался какой-то пресный вкус недосказанности, неполноты истории. Хотелось узнать героя чуть глубже, чтобы лучше понимать, что же он чувствует, что у него за прошлое, как он попал в тайные агенты вообще. Увы, вот эта недосказанность или, возможно, отсутствие полного погружения в историю и являются, как мне кажется, главной проблемой фильма. Во всем остальном это довольно хороший боевик, который вполне можно посмотреть и который действительно заставляет задуматься над просмотром сиквела — вдруг там будет больше информации об этой истории.
Кинематографическая жизнь устроена весьма мудрёно. Удаётся нащупать нерв времени, найти новые любопытные идеи или привлекательные краски, чтобы небанально раскрасить старые — и вот уже вместо одного фильма вырастает два, три, пять, а также мешок приквелов и всяких других спин-оффов. В результате такой бурной жизнедеятельности, рано или поздно (в зависимости от таланта и усердия создателей), некогда лёгкая, стройная и даже искренняя история начинает повторяться, заикаться, запинаться, чихать, кашлять, прыгать на месте и нелепо размахивать руками, искренность неизбежно превращается в прагматичную маску, а творчество — в точный математический расчёт: на какой минуте четвёртого фильма показать на две секунды важного персонажа из второго (это вместо сценария), на скольких сценах седьмого фильма пустить запоминающуюся мелодию из третьего (это вместо постановочной изобретательности), за сколько минут до конца десятого фильма начинать копировать концовки предыдущих фильмов, чтобы зрители были уверены, что одиннадцатый фильм уже не за горами… Тем более приятные, сильные и глубокие чувства вызывают те фильмы, на лице которых навечно осталась печать искренности, нетронутая ледяным прикосновением прагматичной маски, и сердце которых создано в творчестве, а не по схемам точного математического расчёта, и поэтому отчётливо стучит и бьётся. За 14 лет своего существования история о Джейсоне Борне разрослась на пять фильмов, один из которых является спин-оффом, а ещё один — хитроумной смесью сиквела, приквела и нового достижения продюсерской мысли — «мягкого перезапуска». С учётом того, каким образом и во что трансформировалась данная история, оригинальный фильм Дага Лаймана своеобразным способом приобретает некое новое звучание, более чистое и пронзительное. Во время своего создания (начало ХХІ века) киновселенная, в которой существовал Борн, очевидно, задумывалась как противовес Бондиане и другим шпионским историям разной степени легкомысленности. И действительно, на одинаковых инициалах и принадлежности к специфической профессии сходства главных персонажей заканчивались. Потерей памяти Борн изначально поставлен в роль добычи, а не охотника (соответствующий переход обратно далеко за середину фильма подчёркнут максимально ярко), вместо сверхсовременного технического обеспечения приходится пользоваться обычной газетой и ещё более обычной ручкой, на принципиальный поединок против Бондовского Aston Martin DB5 бесстрашно выходит Mini Mayfair MkV (соответствующие комментарии насчёт слабости транспортного средства прилагаются), а сопровождает Борна вовсе не роковая экзотическая красотка, а пришедшая из фильмов Тома Тыквера скромная, но обаятельная Франка Потенте. Но всё же главные различия между Бондом и Борном состоят в отношении второго к раскрывающимся деталям своей биографии — традиционные шик и роскошь (деньги, оружие, огромная квартира в центре Парижа) вызывают отрицание, неприятие и тревожное беспокойство, ключевой момент в процессе перелома личности, запустивший, как оказалось, весь сюжет истории, был вызван неспособностью совершить очередное убийство (эта тема максимально полно будет раскрыта тем же сценаристом Тони Гилроем во втором фильме), а финальное решение Борна в результате разговора с местным аналогом М не просто отличается, а абсолютно противоречит всей концепции существования его британского коллеги. Это то, что было в «Идентификации Борна» в 2002-м году. Однако, одной из наиболее ярких характеристик больших, значимых, весомых произведений искусства является то, что со временем они не устаревают, а наоборот — обрастают новыми смыслами и значениями. И будущее принесло этому фильму яркую отличительную черту — образ, устройство и принципы работы ЦРУ. В последующих фильмах (особенно, начиная с третьего) данная организация всё отчётливее приобретает черты ужасного всемирного спрута, способного реагировать на разнообразные события в любой точке земного шара чуть ли не раньше, чем они непосредственно происходят. В некоторых моментах всесилие и безжалостность ЦРУ достигает настолько пугающих масштабов, что складывается впечатление, будто бы Борниана превращается чуть ли не в антиутопию. И на контрасте с этим — ЦРУ в первом фильме. Небольшая группа специалистов (не больше десятка человек), невозможность повлиять на действия иностранной полиции и потому необходимость приспосабливаться к жёстким условиям отдалённой слежки, тревога перед предстоящим отчётом в Сенатском комитете (эта черта, например, придаёт ЦРУ небывалую для следующих фильмов этой серии приземленность и человечность), приоритет аналитической работы над силовой, ограниченность технических ресурсов (например, диалог: «А лучшего ракурса не нашлось? — Камера одна») и многое другое… Отдельно хотелось бы отметить в этом фильме просто потрясающие компьютерные мониторы на электронно-лучевых трубках — да это же не шпионский боевик, а самая настоящая историческая трагедия! И наконец — наиболее отличающая оригинальный фильм от остальных (кроме, быть может, второго) черта: романтичность визуального ряда. Действие начинается с раскатов грома посреди бушующего Средиземного моря, по которому плывёт хрупкий обломок цивилизации (мотив «Титаника») — рыболовецкое судно; далее повествование разворачивается в многочисленных служебных закоулках штаб-квартиры ЦРУ (парковка, столовая и т. д.), где действуют такие прекрасные актёры, как Крис Купер и Брайан Кокс (кстати, небольшую роль здесь исполняет Уолтон Гоггинс, задолго до участия в фильмах Квентина Тарантино); также фильм мельком пролетает пасмурный Марсель, основательно задерживается в заснеженном Цюрихе, большую часть времени проводит в удивительном Париже (особенно волшебными вышли ночные сцены), заглядывает и в очаровательную французскую глубинку (сцена дуэли Борна и Профессора посреди хмурого поля выгодно выделяется на фоне более урбанистических продолжений). Вот и выходит, что «Идентификация Борна» — редкий и крайне удачный пример свободного по структуре и весьма атмосферного по визуальной части шпионско-приключенческого фильма. 10 из 10
Короче говоря, представьте, что вы очнулись и ничего о себе не помните. Чтобы вы делали? Тут есть два пути. Первый, это смирится и пытаться жить дальше новой жизнью, либо попытаться найти самого себя. Именно это и будет ключевой идеей главного героя в фильме [Идентификация Борна]. На данный момент уже вышло пять фильмов о Джейсоне Борне. Но именно с этого и начинается его история. История об агенте, который желает лишь одного — узнать правду о себе. Вкратце говоря, сюжет закручивается вокруг мужчины, которого местные рыбаки вылавливают в море. Очнувшись, он понимает, что ничего не помнит и единственное, что он имеет, это пара пулевых ранении и номер от банковской ячейки в Цюрихе. Теперь главной задачей героя становится выяснить, кто он. Но иногда лучше не вспоминать свое прошлое, ведь оно может тебе не понравится. Итого говоря, фильм мне понравился. Данная картина появилась на свет в далеком 2002 году, но даже сейчас смотреть ее весьма интересно. Чем мне больше всего нравятся старые фильмы, так это отсутствием огромного количества спецэффектов. В них картинка смотрится живой и это здорово. Фильм имеет в наличии хороший сюжет, который нельзя назвать сильным или интригующим. Отличный актерский состав, в котором каждый актер очень хорошо передает всю гамму эмоции своих персонажей. Весьма впечатляюще на то время проделаны экш-сцены, которые смотрятся очень динамично и захватывающе. Музыкальное сопровождение очень хорошо гармонирует со всем, что происходит на экране и добавляет драйва некоторым сценам. В конце, хотелось бы отметить [Мэтта Дэймона], который весьма органично вписывается в свою роль. В целом, вас ждет весьма увлекательное кино, которое понравится всем тем, кто любит всю эту тематику про тайные операции и агентов. Наслаждайтесь. 9 из 10
«Идентификация Борна» — экранизация первого романа оригинальной трилогии о Джейсоне Борне, написанной Робертом Ладлэмом. Уже после него за эту историю взялся другой писатель — Эрик Ван Ластбадер. Единственная серия книг, которую можно сравнить с Борнианой — это Бондиана Яна Флеминга. И конечно, студии решились взяться за экранизацию этой серии романов, надеясь, что она повторит коммерческий успех своей предшественницы — ведь люди любили фильмы о шпионах во все времена, и даже сейчас этот жанр стабильно держится на плаву, хоть и не так популярен, как в начале нулевых. Борниана рассказывает нам новую, в чем-то уникальную, историю об агенте ЦРУ, который лишился памяти и по кусочкам собирал свое прошлое. Она стала глотком свежего воздуха среди однотипных шпионских боевиков и запустила новую франшизу на уровне Бондианы и «Миссия Невыполнима». В целом, история построена довольно увлекательно — это своеобразный фильм-паззл, который мы собираем вместе с главным героем. Конечно временами есть подвисания в сюжете, но это вполне терпимо. Также стоит сказать отдельное спасибо за то, что режиссер постарался придать реалистичности фильму и он не нашпигован бездумными спецэффектами, которые идут вразнос с понятием «физика». Экшн-сцены довольно бодрые и смотрятся органично, за исключением пары моментов, которые вызвали у меня вопросы. В целом же картина течет в своем ровном темпе — нет резких скачков, когда фильм то динамичный, то унылый и опять динамичный. Актеры, честно говоря, не все порадовали, далеко не все. Конечно, в первую очередь, отмечу Мэтта Дэймона — он смотрелся тут на удивление хорошо и смог вытянуть на себе большую часть фильма. А вот Франка Потенте в роли главной героини совсем не впечатлила, да и выглядела она совсем блеклой рядом с Дэймоном. К тому же меня постоянно раздражали ее перепады настроения и ее тупые поступки, которые не имели абсолютно никакую логику. Все сцены с ней я просидела в позе «рука-лицо». Крис Купер показал типичного, ничем не примечательного чиновника, он даже не смог вытянуть лавры главного антагониста и просто потерялся на фоне других злодеев. Вот Клайв Оуэн смотрелся эффектно, даже не смотря на то, что у него была роль бездумной машины для убийств. Он своей яркой и цепляющей внешностью, а также своеобразным магнетизмом и харизмой, прочно остался в памяти, даже будучи вторичным антагонистом. Остальные же вообще ничем не запомнились. После просмотра, фильм остается в памяти отрывками, и в основном касаются они противостояния Профессора и Борна, все остальное как-то быстро выветривается из головы. Кроме, пожалуй, киноляпа про «Ащьфа Лштшфума» — это один из самых эпичных киноляпов с русским языком на моей памяти, пока что «сделать» его смогла только «Головка Пальца Ноги» из оригинальной «Фантастической Четверки» (для тех, кто не знает — это название одного российского корабля, который был показан в фильме). Напоследок хотелось бы отметить саундтрек. Песня Moby «Extreme Ways» стала таким же незаменимым атрибутом франшизы, как например «Carry On My Wayward Son» в «Сверхъестественном». Как только слышишь эту песню, то сразу вспоминаешь этот проект, к тому же «Extreme Ways» идеально заканчивает фильм. После просмотра остается чувство некой завершенности и без этой песни не было бы этого эффекта, что подпортило бы впечатления. В итоге, могу сказать, что это неплохой фильм. У «Идентификации Борна» есть свои как сильные, так и слабые стороны, но в целом это добротно оформленный шпионский боевик, который не выглядит, как бред сивой кобылы. Даже не смотря на некоторые минусы, он смотрится легко и с интересом. 7 из 10
Год 2002. Идентификация Борна И опять я открываю для себя новую франшизу. Этот фильм я не то чтобы случайно пропустил в свое время, у меня просто не было желания его смотреть. И вот спустя пятнадцать лет я решил восполнить пробел. Бывший сотрудник ЦРУ, профессиональный убийца Джейсон Борн теряет память и не помнит ничего о своей прошлой жизни. Но после покушения, Борн понимает что на него идет охота, а его жизнь до амнезии была далеко не безоблачна. Фильм мне напомнил боевичок середины 90-х «Долгий поцелуй на ночь». Практически идентичная сюжетная линия. Что до самого Борна, так он сплошь утыкан клише и почему то шаблонами шпионских фильмов. Может в 2002 году это не так бросалось в глаза, но спустя полутора десятка лет по этой теме проехались все кому не лень, и смотреть Борна скучновато. Не хочу сказать что фильм плох, но он не смог удержать мое внимание. Что для меня является не самым лучшим показателем кинофильма. Что до остального, то фильм очень даже не плох. Сюжет относительно простенький, ибо лихих сюжетных поворотов в нем нет, и уже понятно что будет дальше, и чем все закончится. Основную нагрузку на себя берет экшен фильма. Вот тут претензий нет. Боевые сцены поставлены на отлично, спецэффекты присутствуют (и неплохие), ну и актеры старательно выжимают из себя весь талант. Уверен для своего времени это было просто хитярой, но сейчас фильм смотрится немного пресно. Немного не этого я ожидал, так что оценка не очень высокая. 6 из 10
Идентификация Борна — боевик Дага Лаймана, ставшая великой кинофраншизой о шпионе Джейсоне Борне. Кинокартина тривиальная, скучная и с слишком замысловатым концом. Фильм именуют одним из лучших боевиков 21 столетия, как по мне обыкновенный фильм, да именно фильм с картинками и актерами, которые бегают по экрану, а зрителю ничего не понятно и вообще он уже устал следить за скучными сюжетными поворотами и кстати самого боевика было 5 минут от силы в 2 часовом хронометраже. Мэтт Деймон сыграл Мэтта Деймона, не спас фильм, но и не засрал его. Я вот задался вопросом «почему режиссер Даг Лайман не разрешил сценаристу Тони Гилрою прочитать одноименную повесть «Идентификация Борна», по мотивам которой и снимался кинофильм? Вместо этого Даг подготовил набросок сценария, с которым и пришлось возиться господину Гилрою». Ответ прост — схавают и на 214 млн схавали. Но не только сценаристу и режиссеру было насрать на итог продукта, но и композитору. Его музыка во всех сценах была не уместна, хотя нет, в конце фильма перед самими титрами был нормальный уместный трэк, когда уже зрителям было насрать. А так ему было глубоко пох*й на нас (зрителей) и киноискусство, он даже не удосужился подождать релиза, как его след простыл. Плюсами, я считаю всё таки наличие Мэтта Деймона (даже посредственная игра принесла хороший вклад в фильме ибо могло быть хуже, как например с Эволюцией Борна) в фильме и… всё. Итог. Экшена мало, сюжет слишком запудренный, саунтрек ужасный. 5,5 из 10
Даг Лайман снял первую часть своей трилогии про шпиона Джейсона Борна, еще не зная, как станет популярна эта история. По специфики съемок данная картина напомнила мне первую «Миссия невыполнима». Именно по процессу съемок и монтажу. Ну про Борна могу сказать, что фильм держит в напряжении, правда не всегда так долго, как хотелось бы. Ну а Мэтт Дэймон к моменту выхода фильма уже успел зарекомендовать себя, как талантливый актер, в довольно хороших фильмах: «Рядовой Райан», «Уилл Хантинг» и «Мистер Рипли». И он это с блеском доказал. Так же понравился агент Профессор в исполнении Клайва Оуэна, один из немногих второстепенных персонажей, которого более менее раскрыли. Сюжет строится вокруг спецагента, который лишился памяти, и о себе ничего не помнит, но когда к нему приходит более менее понимание того, кто же он на самом деле, он не может в это поверить. Находит себе спутницу в лице Франки Потенте, которая решила ему помочь, и тем самым втянув в себя в шпионские игры с ЦРУ. Зритель вместе с Борном востанавливает частички памяти и любуется молодым Мэттом Дэймоном. В итоге скажу, если вам нравятся фильмы про шпионов, то «Борн» вам тоже придется по душе.
Первая часть новой экранизации прославила Джейсона Борна на весь мир! Это был смелый ответ сериям шпионских фильмов про агента 007 и других неуязвимых агентов, преимущественно занимающихся совращением красивых моделей. Борн был грязным, неотёсанным, показательно не бросался деньгами, а единственная его девушка особой красотой не отличается. Даг Лайман смог снять фильм пускай и не реальный, но максимально приближенный к реальности. В 2002-ом году это стало новым взглядом на шпионские триллеры; взглядом, который оценили миллионы зрителей по всему миру. Эффектная постановка демонстративно эффективных боёв, уязвимость главного героя, острота каждого напряжённого момента — всё это сделало фильм не только интересным, но и ярко выделяющимся из общей массы боевиков. Отдельно я хотел бы отметить, и накину за это один лишний балл, идею с амнезией главного героя. Получилось так, что зритель узнаёт всю информацию о герое вместе с ним самим же — при первом просмотре этот, казалось бы, простой трюк оставляет потрясающее впечатление соучастия. В остальном, получился отличный боевик с элементами триллера, давно ставший классикой; настоятельно рекомендую к просмотру. 9 из 10
Если творения Роберта Ладлэма, создателя самого Джейсона Борна в оригинальной среде книжных романов, хоть как-то ещё могли сопоставлять себя с произведения Яна Флеминга, то есть «отца» более известного и популярного шпиона британской разведки Джемса Бонда, то данный фильм 2002-го года, созданный под предводительством Дага Лаймана, являет из себя чистейшее противопоставление. И главное, при просмотре сей ленты зритель понимает, что таковой задумка и была изначально. И, в общем-то, в исполнительном плане она вышла очень неплохой, ибо здесь мы видим реалистичную картину холодного, не всегда наполненного светом солнца мира. Нам показывают закоулки и небольшие просторы городов средней Европы. Зрителя не заставляют смотреть на красивую жизнь и льющиеся рекой вина: всё тривиально, картинка благодаря некоторым обесцвечивающим фильтрам выглядит довольно уныло, монохромные небеса в чём-то сопоставимы с обыденной жизнью, ибо именно подобные виды человек наблюдает ежедневно. И данное помогает не только проникнуться самой атмосферой картины, но и её героями: сопереживать им куда сильнее, чем тому же «Агенту 007». Персонаж Джейсона Борна, отлично сыгранный Мэттом Дэймоном, благодаря окружающему его антуражу словно сближает себя со зрителем, его историей проникаешься сильнее, за её развитием наблюдать интересней, и в этом виноват не только сеттинг да актёрские работы. В схеме успеха данного фильма первую строчку стоит, конечно, всё же отдать сюжету. Сценарий, немного «отодвинувшийся» от оригинальной рукописи Ладлэма, дабы стать картиной, что будет более подобна как таковому «Бонду в реалистичном бытии социума», из себя переставляет довольно не вычурную историю о человеке, который потерял память и был будто бы убит, но всё-таки выжил. И вот главная его цель, понятно, — узнать, кто он такой. Однако теперь, когда «сильным мира сего» его жизнь уже не нужна, ибо он считается мертвым, за ним будет вестись охота. То есть подвергнет опасности он не только себя, но и людей, с которыми сблизиться… И вот данное выискивание правды, эффектные погони и качественно поставленные драки словно лишённые всякой бутафории, по крайней мере так кажется с визуальной стороны смотрящего, завораживают и заставляют следить за развитием в контексте не самой динамичной истории, которую создатели сумели сделать таковой. Вместе с тем наполнив, опять же, не самыми трудными и необычными, но довольно запоминающимися героями — второй мотив успеха сего фильма. Франка Потенте (Мари) — не привычная точеная красавица боевика, а обыкновенная девушка, которая простотой своего характера и поступков иногда может выставить Борна таковым дураком в плане его подхода к действиям, однако в плане его мировоззрения и моральных принципов таким лицезреть сего героя никак не удаётся: поступки, свой некий личный свод человеческих норм, главная проблема, ввиду которой было «провалено» главенствующее задание, от которого получил начало фильм — это те вещи, которые зритель не забывает и почему лишь больше проникается к герою симпатией. Прочие «пешки» в игре «больших людей» или псевдоправители — Клайв Оуэн, Крис Купер, — своей неформальностью они импонируют человеку, наблюдающему сие действо на экране, почему запоминаются как нечто новое в жанре, который не предпочитал раньше особенно меняться. Да, именно, — третья причина, — фильм не боится в каком-то роде рушить догматические нормы такой классификации фильмов, как шпионский боевик: как я уже говорил, атмосфера, общий антураж и настрой, герои — всё необычно для подобного кино. Хотя, конечно, в то же время и привычному осталось место. То есть тайные организации, заговоры, агенты в разных уголках мира, непростое используемое оружие, как таковая чья-то «игра», где герой — не самая основная фигура. Данное присутствует, но упоминается лишь, так сказать, на фоне, почему на общий тон не влияет. А вот некоторые недочёты влияют, ибо, как-никак, они всё-таки здесь имеются: это и обыкновенные кино-ляпы вроде неточного перевода, и, для некоторого зрителя, чересчур едкий контраст финала и иной картины — это ощущается как нечто, не подходящее фильму и вместе с тем его абсолютно не завершающее. Да оно и понятно, ибо в дальнейшем нам будут представлены иные части данной медиафраншизы, успешное начало которой дала именно эта лента. Лента, которая является крайне непростым и обычным, продуманным и реалистичным боевиком, где шпион как таковым шпионом в общем понятии сего термина не является. Где враг может оказаться не врагом, а просто ещё одной «пешкой». Где человечность образа поставлена выше его харизмы. Где окончание не просто так оборвано, потому как заставляет ждать иного фильма, где нам не только более раскроют персону Джейсона Борна, но и покажут вновь плеяду однозначно отличных экшен-сцен, отличающихся не только своим реализмом и профессиональной постановкой, но и изобретательностью, за которую, в некотором смысле, в общем плане всего фильма можно похвалить и вовсе саму «Идентификацию Борна» Дага Лаймана. P.S. Спасибо за внимание.
«- Вы знаете кто я? Я не знаю кто я. Скажите кто я? Если вы знаете кто я, прошу вас не юлите, скажите мне…» (с) Совсем скоро, спустя 14 лет с момента выхода самой первой картины о злоключениях тайного спецагента Джейсона Борна, на мировые экраны выйдет новая часть этого цикла, на этот раз лаконично озаглавленная по имени главного героя. И вот, в предвкушении премьеры, решил освежить в памяти предыдущие части, которые признаться не пересматривал наверное с их появления. Дело в том, что не имея нечего против кино — сериала, который является своеобразной альтернативой супергеройским лентам об агентах вроде Итана Ханта и 007; в тоже время, не тянет пересматривать столь нервно смонтированные боевики. Изначально именно резвый монтаж позволял повысить градус напряжения, вовлекая зрителя в череду погонь, преследований и «грязных» драк, делая вроде бы стандартный экшен про непобедимого агента в меру реалистичным, жёстким и выделяющем его из череды прочих боевиков. Но, разумеется все делающие «Борна» чем то особенным «фишки», были вмиг взяты на вооружение другими постановщиками, которые стал использовать наработки авторов «Борна» где попало, порой не осознавая того, что порой поступают в ущерб своим фильмам. Согласитесь, ведь нельзя же снимать каждый второй боевик, делая его близким к драме, разыгрывая серьёзность там, где её отродясь не бывало. А картины про Джейсона Борна, безусловно тяготеют к крепким остросюжетным драмам, на около политическую и социальную тему, воде картин про изгоев — одиночек, которые вступали в противостояние с системой, изначально не имея шансов на выигрыш. Такие фильмы были популярны в 70-ые годы, когда Америка проиграла позорную войну во Вьетнаме, а нация начала проявлять рефлексию. Например: «Три Дня Кондора», «День Шакала», «Вся Президентская Рать» и др. Нечто подобное снимали в те годы и в Европе, например криминальные боевики с Аленом Делоном («Троих Надо Убрать»). Частично имеется общая тема и с легендарным «Профессионалом», герой которого — такой же «открутившийся» от целого винтик, начавший вдруг мешать функционировать отлаженному механизму. Этот стиль попытались возродить авторы самого первого фильма данной франшизы. Хотя, не лишним будет заметить, что фильм Дага Лаймана — отнюдь не первое появление Джейсона Борна на экране. В конце 80-ых, на телевидении вышла двухсерийная экранизация романа Роберта Лэдлэма, осуществлённая Роджером Янгом с характерным актёром Ричардом Чемберленом в главной роли. Но та старая постановка тяготеет к классическому воплощению детективного материала. Версия же 2002 -ого года — адаптирована к современности, насыщена бешенной энергетикой, наэлектризованной актёрской игрой и реалистичным экшеном. Которым, собственно выделяется, как уже было сказано выше. Сюжет повествует о тайном агенте ЦРУ, который по всей видимости участвовал в какой то засекреченной программе связанной с контролем над сознанием, но провалил возложенное на него задание, потерял память едва не погиб в море. Его выловили моряки рыболовного судна, корабельный врач выходил раненого парня, и оправившись герой решил выяснить кто он, и что совершил. Так он оказывается в Швейцарии, где в банковской ячейке его ожидает кипа «липовых» паспортов с его фотографией на разными именами, граждан разных стран, оружие и различная волюта… Буквально сразу же, стоило ему назвать номер депозита, на него началась охота. Некие люди захотели его убрать, и герою нечего не оставалось, как пустится в бега, попутно собирая по крупицам интересующую его информацию. Помогать ему в этом деле будет симпатичная студентка — немка, которой он пообещал хорошо заплатить, если та доставит его на своей колымаге в Париж… Хорошо показана современная, насквозь компьютеризированная реальность, со всеми этими видеокамерами ведущими круглосуточное наблюдение, разными данными о человеке, которые без труда можно получить из интернета и пр. Едва Борн и Мария отъехали от здания американского посольства, как «шишки» из ЦРУ уже знали номер машины, личность девушки кому она принадлежит, её контакты и места жительства родственников. И что бы перехитрить систему, нужно быть очень умным, хорошо подготовленным и мастерски обученным агентом. Постепенно возвращая свою память, герой понимает, что долго бегать от бывшего начальства, ведущего лишь им одним понятные подковёрные игры всё ровно не получится. И не дожидаясь пока наступит тот день, когда его ликвидируют, он выходит с сидящими в штаб — квартире в Лэнгли боссами на связь, предлагая встретится лицом к лицу и решить их проблемы. Главным образом, Борн хочет докопаться до сути — выяснить, что такое программа «Третстоун», а так же понять почему его пытаются убить. Герой превосходно сыгранный, тогда ещё не превратившимся в мировую суперзвезду Мэттом Дэймоном — вовсе не фаталист, и не желает уйти «по — самурайски». Напротив, он всячески ищет пути к спасению, постоянно проигрывает в уме те или иные ходы поступки. Требуя при личной встрече с начальником, что бы его оставили в покое… Упоминания заслуживает и тот факт, что противники героя не выглядят законченным сволочами. Это конторские «крысы», бюрократы которые боятся потерять насиженные ими места, а потому желают так сказать — пустить концы в воду. Однако, все те агенты, которых посылают на «зачистку» вышедшего из программы Борна — такие же несчастные пешки как и он сам. Не у кого з тех парней нет личностного мотива ненавидеть Джейсона и желать его смерти, но тем не менее, их долг — служить стране и выполнять приходящие из неоткуда приказы. В этом плане показателен лишённый агрессии и злобы диалог между подстреленным героем Клайва Оуэна — агент по кличке «Профессор», и Борном. В котором тот сетует на безразличие системы и на мучающие его, такие же как и у Борна головные боли, вызванные пичкаемыми им психотропными препаратами… В целом, судя по сценарию написанному Тони Гилройем и Уильямом Блейком Херроном, актёрским работам занятых в картине исполнителей (помимо названных — Франка Потенте сыгравшая Марию, Джулия Стайлз в роли агента Николетт и колоритный Брайан Кокс в роли мистера Эббота) «Идентификация Борна» — превосходный триллер про «шпионские игры», с элементами крутого боевика, что способствует вовлечению в запутанный сюжет зрителей. Но, на мой взгляд чрезмерная операторская экспрессия не позволяет наслаждаться картиной. Хотя в первом фильме, монтаж ещё не настолько суров и резв как в последующих частях, а потому думаю, что стоявшей за камерой Оливер Вуд заслуживает благодарности за то, что смог в этом фильме найти некий баланс между желанием выделится, и тем, что бы снять «зрительское» кино. Хотя признаю — это дело вкуса, кому то нравятся боевики снятые на «дёргающуюся» камеру, но лично мне — это превращает просмотр фильма в подобие пытки…
Фильм Дага Лаймана «Идентификация Борна» можно назвать определяющим для большинства современных боевиков. Это прекрасный пример хорошо снятого, написанного и срежиссированного боевика. Это также и отличный триллер, держащий до финальных тиров в напряжении. Фильм 2002 года стал по-настоящему революционным, вместо приевшихся и однообразных боевиков 70—90х, с вечным слоу-мо, непробиваемыми героями, тоннами гильз, нам показали приземленный и реалистичный боевик. Герои в нём всего лишь люди, да Борн — суперагент, но и он не бессмертен и сила его не в бесконечном боезапасе, а в уме, что на мой взгляд гораздо интересней и напряженней. Одной из самых главных фишек «Борна» стала съемка ручными камерами. После него это стало сверхпопулярно. Однако многие фильмы использовали эту сьемку крайне бездарно, чему пример «Голодные игры», «Алекс Кросс», да даже «Квант милосердия» это использовал, прямой конкурент, настолько велико было влияние фильма Дага Лаймана. Но главное это то, как и зачем режиссёр использовал такой тип съемки. Лайман в отличии вышеназванных не хотел спрятать убогость экшена или декораций такой съемкой, он, наоборот, подчеркнул их качество. А это также соответсвовало общему тону и стилистике фильма. Также с таким типом съемки важен монтаж. Монтаж здесь великолепный. Всё видно, всё понятно, глаза не болят, в пространстве ты не теряешься, в отличии от тех же «Кванта» и «Игр», где тебя тошнило от убого ежесекундного монтажа. Каждая сцена хорошо выглядит и воспринимается, будь это и погоня, и драка. Ещё одним сильным аспектом фильма стал экшен. Драки в этом фильме поставлены отлично. Однако главным достоинством этого фильма стала автомобильная погоня. На мой взгляд, одна из лучших в истории кино, что достигалось, опять-таки, с помощью удачной съемки и хорошего монтажа. Сюжет у фильма крепкий, держит в напряжении. История может и не блещет чем-то сверхособенным, но она интересна и напряженна. Актёры хорошо исполняют своих персонажей. Мэтт Деймон в роли суперагента очень хорош, и что самое главное: в этой роли он органично смотрится. Франка Потенте также хороша в своей роли. Остальные актеры тоже на своих местах. Отлично вписывается в фильм и саундтрек Джона Пауэлла. Песня Пола Оукенфолда «Ready, Steady, Go!» стала украшением фильма, идеально сочетаясь со сценой погони. Песня Моби «Extreme Ways» вообще стала своего рода «темой» Борна, звучав в каждом фильме о Джейсоне Борне. «Идентификация Борна» одназначно один из лучших боевиков современности, сочетающий в себе отличный экшен, умелую сьемку и сильную историю. Даг Лайман задал моду современным боевикам, а его преемник, Пол Гринграсс, удачно принял эстафетную палочку и закрепил успех Лаймана, начавшего одну из лучших франшиз нашего времени. 9 из 10
Поганая вещь — ретроградная амнезия. Обыватель привычно ждет ее в качестве одного из двигателей сюжета в очередном сериале (что-то скучно стало, сейчас кто-то должен потерять память) и привычно получает. Безотказный фактор подстегивания интереса: забыть все, вспомнить все. А мы посмотрим на смешные, трогательные и трагичные моменты, которые из этого прорастут. И не объяснишь никому, как это страшно — потерять память. Как горько и тоскливо утратить человека, важнее которого нет для тебя. Мир колеблется вокруг, теряет четкость очертаний; земля уходит из-под ног и ни в чем нельзя быть уверенным. Как, если самое твое естество предало тебя? Буквы инициалов те же, JB. Тот же род занятий, предполагающий малую щепетильность и большую степень погружения в моральное дерьмо. И невероятные навыки приспособляемости к любой нештатной ситуации (не-а, не врожденное, культивированное, это знаешь.) Не знаешь кем, когда и при каких обстоятельствах. И для каких целей. А тебе не все ли равно? Пользуйся, тем более, что кроме тренированного тела и ума, выдающего на-гора практические умения из разных областей, у тебя деньги есть. В количестве, несовместимом с жизнью среднего индивидуума. К сожалению «несовместимом с жизнью» ключевое. Обывательского уровня дедукции довольно, чтобы понять: все, в тебя положенное (включая материальные активы) не знаки королевского достоинства инкогнито. И не сигнал принадлежности к разумной гуманоидной расе, превосходящей человечество в развитии. Бесплатный сыр бывает в мышеловке; за остальной приходится платить; ты не можешь, потому что не знаешь, кто будешь таков; следовательно — ты в мышеловке. А теперь спасайся, если сможешь. Он спасается, мы смотрим (читаем), а что — хорошо получается. Может быть потому, что Джейсон Борн, при всех неисчислимых достоинствах, изначально увечный в своей беспамятности. Это ведь только бравада, легкое отношение к потере себя: «шел, споткнулся, упал, очнулся — гипс»; на деле каждый примеряет к себе и ужасается. Своего рода помешательство, а «не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума». И калечность уравнивает супершпиона со мной, зрителем; гасит раздражение супермэнством; рождает сочувствие. А начальный посыл отношений супершпиона с женщиной, как расходным материалом, заставляющий тихо звереть убежденную феминистку во мне, сменяется здесь вполне человеческой способностью на любовь, преданность и заботу. Просто импритинг, ты привязываешься к первому человеку, встреченному твоей «с чистого листа» версией. Фильм хорош. Ну, потому что Мэтт Дэймон не может быть плох по определению. И Франку Потенте люблю со времен «Лолы». И драки-погони-перестрелки органичны в сюжете. Книга лучше. Потому что дает грамотное психологическое обоснование поведению героя, оставаясь в рамках динамичного остросюжетного действия. Но книги почти всегда (за очень редкими исключениями) лучше экранизаций. Это не служит фактором, убеждающим поклонников кино обратиться к первоисточнику, зато дает много радости человеку, имеющему привычку к чтению. На том и остановимся.
Кино про спецагентов — отдельное направление в кинематографе. И франшиза о Джейсоне Борне отлично встаёт рядом с бондианой и с серией «Миссия невыполнима». Но в данном случае, у нас не будет заезженной темы спасения мира от террористов, и прочих «похищенных ядерных боеголовок». Пред нами история человека, не помнящего, кто он такой, но обладающего неординарными способностями. Знание множества языков, образцовые навыки рукопашного боя и обращения с оружием, отличная память и прочее… казалось бы, замечательный набор. Но когда на тебя открыта охота, и ты до конца не имеешь представления о происходящем, то наличие таких способностей ставит под вопрос твоё происхождение. С первых минут, фильм цепляет своим сюжетом. Он замысловат и не так прост. Однако, картина смотрится легко и динамично, несмотря на почти двухчасовой хронометраж. Помимо всего прочего кино отличается, прежде всего реальностью происходящего на экране. Касается это, как отличного сценария, в ходе которого сопереживаешь герою на протяжении всего фильма, так и реальности рукопашных схваток, перестрелок и погонь. Поражает реализм и серьезность поединков и отсутствие каких-либо вычурных трюков. Мэтт Дэймон отлично подходит на роль агента. Достойно встаёт рядом на ровне с Томом Крузом и последними актёрами бондианы. Роль Борна, закрепилась у Деймона наилучшим образом в его послужном списке. Крис Купер хорошо отыграл роль антагониста. Главаря спецслужб, охотящихся за Борном. Франка Потенте весьма подходящая напарница для Деймона. Добротный экранный дуэт, развивающиеся отношения в котором смотрятся с интересом. Как ни крути, а даже такому наикрутецкому агенту необходима помощь и поддержка. С технической составляющей в фильме всё на уровне. Монтаж качественный, и саундтрек весьма подходящий. Да, в фильме присутствуют и клише неизменные для такого жанра. Кучка агентов, с озабоченными лицами, которая располагает всевидящими камерами. Ещё можно выделить несколько запутанные сюжетные ходы по ходу просмотра. Иногда просто не понимаешь, кто эти люди в кадре и зачем они тут носятся. Однако, смотреть рекомендуется. 8 из 10