'Наши матери, наши отцы' - отличный фильм о разрушении личности, которая оказывается в чудовищных условиях войны. О трагедии и гибели совсем еще молодых жизнерадостных ребят, в том числе и тех, кто являлся в этой бойне агрессором. Фильм не легкий, но повествование о войне легким быть и не должно. Тем не менее, он захватывает с первых кадров и смотрится на одном дыхании. В фильме очень много моментов, сказанных буквально одной строкой, но каких важных и жизненных! Очень тронул момент, когда отец одного из главных героев, еврей-портной, пришивает жёлтую звезду себе на одежду, безоговорочно веря, что правительство, которому он служил так много лет, не сделает ему ничего плохого. Также особенно щемит душу сцена, в которой Вильгельм, ранее офицер Вермахта, ныне же солдат штрафбата, заходит в дом с заданием поджечь его, чтобы не мешал обстрелу, и видит там двух беспомощных стариков. Показательна и судьба гестаповца Дорна, разве не могло так быть на самом деле? Могло. А что говорит женщина, которая заняла квартиру Виктора? 'Я пыталась им помочь!' Как быстро переобуваются люди, когда им это выгодно! Тоже очень правдоподобно. Актёры подобраны великолепно, всем веришь, сопереживаешь и/или осуждаешь. Все они изменились под влиянием войны. Особое отношение к персонажу Фридхельма. Вначале очень нравился, тем, что не рвался воевать, убивать. Потом я его ненавидела. Потом жалела, вопреки всему жалела. Если бы не война, он бы спокойно жил, учился, а Грета бы пела и т.д. Вот уж правда: 'на войне выигрывают только мухи'. Великолепная цитата, выражающая посыл фильма. Отдельно хочу отметить актёра, который стал для меня открытием: Том Шиллинг сыграл Фридхельма гениально, не побоюсь этого слова, поскольку изменил моё мнение о немцах на той ужасной войне. Для меня, человека, который вырос на советских фильмах о войне, на стихотворениях 'Убей немца (если дорог тебе твой дом)' и 'Варварство (они с детьми согнали матерей, и яму рыть заставили, а сами...)', это было неожиданно и непросто. Я садилась смотреть этот сериал, начитавшись ругательных отзывов, заранее готовясь негодовать и ненавидеть, но увидела совсем другое... Это не попытка отбелиться, а скорее покаяние (с). Русские показаны достойным и сильным противником. А как прекрасна цитата о нашей стране: 'Бесконечные просторы, такого мы еще не видели. Бескрайние поля, небо такое высокое и глубокое, как будто Бог захотел поразить всех красотой своего творения'. Есть моменты, которые вызвали возмущение некоторых людей, например, поляки показаны националистами, но ведь и такое было (Партия Крайова). В общем, это сильный, захватывающий и смелый фильм на очень болезненную и сложную тему. Рекомендую всем, кто интересуется историей, психологией, ценит качественную актёрскую игру.
Проблема огромного количества наших граждан в том, что не зная истории, они хотят всем рассказывать, как былО. Специально для них архивы в очередной раз засекретили, чтоб никто истории не переписал. Теперь к фактам. 1. В начале войны немцы расстреливали коммунистов и евреев. Показано? показано. 2. Сталин и правда не подписал конвенции о военнопленных, режиссер возможно этот факт вставил не к месту, но вставил. 3. Зверства. Я не совсем понимаю, о каких зверствах тут некоторые пишут, но частично они показаны, через расстрел девочки. 4. Командование пресекало насилие над мирным населением Германии. Частично показано. К слову и насилия показано мало. 5. Пропаганда. Я не совсем понимаю, что и кому немцы пропагандируют. Живут себе никого не трогают и ни к кому не лезут. Сериал не для широкого формата, да и никакой пропаганды я там не заметил. История снята про пятерых друзей, по их воспоминаниям. Вот так они запомнили те события и рассказали через 50-60 лет. Фильм о ужасах войны и ужасах идеологий. В целом в фильме нет положительных героев. Даже мельком показанные американцы, показаны сволочами. Поэтому приплетать сюда пропаганду не нужно. Не хочу рассказывать сюжет. Игра актёров великолепная, сценарий интересный и финал достойный. Когда-нибудь и мы научимся и ментально сможем снять подобное кино.
В целом, интересуясь темой второй мировой, однозначно не мог пройти мимо этого мини-сериала. Во-первых стало интересно, потому что он снят «глазами» наших бывших противников, во-вторых, то что он раскрывает судьбу и характеры сразу пятерых молодых людей, троих парней и двух девушек. При том одному из них не повезло оказаться в той стране и в то время евреем. Обычно при описании фильма я рассказываю, что лично мне понравилось, а потом что смутило и не очень понравилось. В этот раз мне хочется поступить наоборот, так что начну с «ложки дёгтя». Первое — это, пожалуй, не понравилась наивность. Вроде бы такая серьёзная работа, прекрасно раскрытые характеры героев, с которыми за 4,5 часа если и не успеешь породниться, то сопереживать начнешь точно. И при этом сказочные неправдоподобные совпадения, коих хватает и разные чудесные совпадения, вероятность которых в реальности стремится к нулю. Многие критики сильно ругают за то, что немцы показаны в таком свете, будто все они, весь народ Германии лишь из-под палки выполняли преступные приказы своего вождя. В определенные моменты это впечатление появлялось и у меня, хотя на самом деле, достаточно было показано и убежденных нацистов и убийц, например СС-совец убивающий ребенка на глазах солдат, или умирающий раненный, который даже на смертном одре, с некоторой гордостью, говорит что его прозвище «призрак», потому что их подразделение помогает евреям 'исчезать'. Немцы были всякими. И этого создатели не скрывают. Картина состоит из трех серий, повествование ведется от одного из пяти главных героев. Каждая часть повествует об определенном временном отрывке войны. И на этом фоне показывается изменение характеров героев. Работа актеров в данном случае очень и очень хороша, всех пятерых. Но одной актерской работы было бы мало, сами характеры, личности очень живые, «настоящие», им начинаешь верить и сопереживать сразу, с первых десяти минут сериала. Стоит сказать и о том, что в фильме есть достаточное число крайне интересных второстепенных персонажей. Они еще лучше помогают понять то страшное время. Например, немолодой еврей, который покорно пришивает на одежду звезду Давида, потому что так ему сказали власти, а он считая себя немцем, настолько законопослушен, что готов исполнять любые указания властей. Эта ситуация сквозит страшной иронией: еврей больше «немец», чем многие настоящие немцы. И такой персонаж по ходу картины встречается не один. Насчет исторической правдоподобности судить не могу, так как не считаю, что достаточно глубоко знаю для этого историю. По хронологии, во всяком случае, всё показано верно. Сильных ляпов в форме, вооружении, названиях я не замечал. Насчет правдивости утверждать не могу. Возможно, конечно, немцы в некоторой степени пытаются оправдаться, сказать миру «наши матери и наши отцы были хорошими людьми, ими просто правили нехорошие правители». Ещё картину критикуют за то, наших, русских, показали кровожадными убийцами, насильниками, почти животными. С этим конечно не могу не согласиться, и мне, как россиянину, внуку ветерана ВОВ, тоже неприятно было смотреть на это. Но, с другой стороны, не думаю, что фронтовики, хапнувшие годину горя на фронте, простые мужики у которых нацисты возможно убили родителей, изнасиловали сестер, сожгли родные хаты, при встрече с раненными немцами в госпитале сразу кидались угостить тех сигаретой. Так же спорно с исторической точки зрения мне показалось и то, как показали польских партизан. Они борются за освобождение от немцев Польши, но при этом проявляют махровый антисемитизм, какому позавидуют и члены зондер-команды. Странные получаются герои: с одной стороны убивают оккупантов-нацистов, с другой — ненавидят евреев, хотя те такие же жертвы нацизма, как и поляки. Хочется думать, что такое отношение не было нормой для основной массы польского народа. В любом случае, стопроцентно точно об этой спорной и щекотливой теме может говорить только лишь тот, кто там побывал, я же не буду строить домыслов. Думаю, правда, было всё, и расстрелы пленных, и изнасилование немок. Вопрос в масштабах. И в последующих наказаниях. Суммируя впечатления могу сказать что это в равной степени как военный фильм, так и очень сильная драма про человеческие личности, судьбы и характеры. Из слабых сторон — некоторые слишком уж художественные натяжки в сюжете, да, возможно, субъективное суждение о других сторонах войны. Но драматическая составляющая, подбор и игра актеров, да и сама тематика про войну глазами обычных немецких юношей и девушек на мой взгляд, значительно перевешивают слабые моменты. Если интересуетесь темой второй мировой, любите драматический жанр, и не страдаете «ура-патриотизмом», то вам наверняка картина будет интересна.
Пятеро закадычных друзей устраивают прощальную вечеринку в июне 1941-го. Два брата: Вильгельм и Фридхельм Винтеры отправляются на следующий день прямиком на Восточный фронт. Шарлотта тоже идёт на войну – её взяли медсестрой в прифронтовой госпиталь. Грета остаётся в Берлине, она собирается стать знаменитой актрисой, а пятый из друзей, Виктор Гольдштейн – еврей, помогает отцу-портному в его работе. Они договариваются встретиться здесь же под Рождество. Мальчишки и девчонки. Совсем дети. Они танцуют под запрещённый свинг. Они вместе фотографируются. Национальные предрассудки – это не про них. Они наивно думают, что останутся такими же, как прежде. Четыре года войны изменят их, искалечат, некоторых сделают военными преступниками, хотя дружбу свою они сумеют сохранить. Война каждого обработает жестоко, сломает каждого. И не все из пятёрки выживут. Это война – взглядом с той, с другой стороны. Не со стороны фашистов, конечно же, а современных немцев. И поэтому эти ребята больше похожи на нынешних мальчиков и девочек, чем на одурманенных нацистской пропагандой гитлерюгенд. За это фильм некоторые критикуют, но мне кажется, это как раз допустимый подход, ибо фильм обращён к нашим современникам, которым предстоит понять, при каком они сами могли бы очутиться выборе, и как бы они в тех обстоятельствах поступили. Впрочем, выбор был очень и очень небольшой. Жёсткие ситуации, в которых что ни сделай, всё неправильно – если только сразу под расстрел. В картине все персонажи не злодеи по сути своей, они жертвы своего времени и страны. За это режиссёра тоже упрекают – дескать, немцы не могут до сих пор признать своей вины. Но снимают фильм не те немцы, которые пытались завоевать мир, а те, которые пытаются осмыслить, что же произошло с их матерями, с их отцами, что иные из них вели себя как чудовища. Снято, по сути, сильно. Очень высокий уровень. Актёры и режиссура – всё прекрасно. Наши бы так снимали о войне, а то совсем разучились. Русских показали вполне адекватно, однако за исключением некоторых эпизодов и персонажей, несколько схематично - ну, как бы, как видели их сами персонажи. Вот польских партизан изобразили по большей части весьма гадко – не знаю уж, насколько это исторически оправдано, что они, дескать, евреев гнобили не меньше нацистов, понятно, что такое случалось, но насколько широко это было распространено – я не в теме, а верить всему, что пишут, не хочется. Фильм может вам не понравиться своей позицией, я это уже оговаривала, но его стоит обязательно посмотреть. Это лучший фильм о войне с той стороны, который я видела. И лучший фильм о войне, снятый за последние лет десять. 9 из 10
После просмотра этого фильма возникло ощущение, что где-то уже это видел... Очень уж он похож на другую подобную трагедию - 'Охотник на оленей'. Даже сценарически они очень перекликаются. Взять хотя бы сцены прощания в кафе в начале картины, сцену встречи в том же кафе после войны. И Виктор в роли 'оленя', а Фридхельм в роли 'охотника'... И такой же нерв личной трагедии каждого из них, переломанного кровавой войной. Они также не все вернулись из этой мясорубки, как и герои фильма Майкла Чимино. И также будут ощущать себя лишними в обществе - потерянным поколением. Ибо изначально не были циничными мразями, как штурмбаннфюрер Дорн, легко пристроившийся в услужение к американцам после войны, и наверняка потом верно служил им во время 'холодной войны'. Но в этом и главное испытание каждого из нас в этой жизни - остаться человеком, когда жизненные обстоятельства диктуют тебе стать мразью, чтобы еще пожить 'по-человечески, для себя' на этом свете. Очищение страданием за грехи - вот главная мысль этой картины. Вильгельм очищался штрафбатом за вялое невмешательство в убийство еврейской девочки да и просто как офицер Вермахта, командир 'свехчеловеков' - поработителей России. Фридхельм принял смерть, не сдавшись, как фольксштурмовики, ибо пройдя путь от простого солдата, до участника карательных акций, невозможно желать у Бога возможности еще чуть-чуть пожить, не будучи изначально подонком по жизни. Шарлотта очищалась изнасилованием и пленом за соучастие в убийстве Лилии и предательстве любимого мальчика сожительством со старым доктором. И, кстати говоря, да простят мне мой цинизм все потерпевшие и негодующие, но многие из теперешних русских онкологических больных, нуждающихся в трансплантации, должны быть благодарны нашим солдатам-насильникам за то, что благодаря их стараниям, у онкобольных из России так много теперь потенциальных доноров костного мозга в Германии. Только судьбы Греты и Виктора у меня вызвали действительное ощущение фатальности. До последнего была надежда, что Грета все же выживет, а Виктор будет отомщен за смерть своих родных. Но что она хотела для себя, став СС-совской 'подстилкой' и разрушительницей брака. А про трагедию судьбы парня, аналогичного Виктору, посмотрите в картине 'Попугай, говорящий на идиш'... Теперь о том, что в фильме немцы показаны не слишком жестокими и нравственно страдающими. Помилуйте, об жестоких и беспощадных фашистах уже создано много фильмов. Правда не немцами. Самобичевание у них как-то не очень получается. 'Иди и смотри' стоит на вершине этого пьедестала. Идите и смотрите, если сможете. Попробуйте поседеть, как Флера Гайшун, к концу фильма, а не просто посмотреть 'киношку с пивком и сухариками'. Зато очень правдиво показаны АКовцы - без всяких соплей, как у Анджея Вайды. Показаны со стороны их истинного отношения к евреям и русским-большевикам. Помнится поляки уже один раз воняли в сторону 'Момента истины' Богомолова: ах зачем вы нас описали жестокими и подлыми бандитами. А их акции возмездия в ответ на Волынскую резню и 'геройство' в Западной Белоруссии? Это надо забыть? Спасибо товарищу Сталину за операцию 'Висла'. Иначе жертв любви поляков к украинцам и русским было бы гораздо больше...А образ их 'братьев по оружию' - жовто-блакитных самостийников в данном фильме также исторически верен. Эта картина о личной трагедии каждого проигравшего нравственную битву с самим собой и невозможности после этого жить по-прежнему. О нравственном выборе каждого из нас во время нашей неправедной жизни во грехе. Попытка создать фильм-покаяние в какой-то мере режиссеру удалась...
Unsere Mutter, unsere Vater (Наши матери, наши отцы) 2013 год. Германия. 3 серии. Каждая серия идёт полтора часа. Друзья познаются в войне. «Боже мой, что я сделал, зачем я это делаю, эти ужасные вещи?!», – герои сериала постоянно спрашивают себя, но при этом продолжают совершать страшные проступки, пока не умирают или не становятся полностью опустошенными. Но, как ни странно, героям сопереживаешь до самого финала и надеешься на хэппи-энд, понимая, что счастливый конец – это из другого жанра. Сюжет сериала прост: в июне 1941 года пятеро друзей, две девушки и три молодых человека, отмечают в берлинской пивной отъезд на восточный фронт троих из них. Они надеются снова встретиться к рождеству. Одна пара уже давно любовники, а другая так и не признается в любви. Они пройдут всю войну, но в мае 1945 в Берлин вернутся не все. Пять линий жизни пересекаются и расходятся на протяжении всей войны. Зачем смотреть? Во-первых, затем, чтобы навсегда понять, что война ради идеалов – это катастрофа, в которой погибнет всё человеческое. Поэтому, кто призывает к войне под любым благовидным предлогом хуже маньяка-убийцы. В фильме нет дидактики, которая постоянно присутствует в американских фильмах и сериалах. Сериал очень тонкий и максимально достоверный. Великолепная игра актёров. Сериал смотрится на одном дыхании. Постоянно переживаешь за героев, ненавидишь то, как они поступают, сочувствуешь им, желаешь удачи. Но война счастья не раздает. В фильме нет батальных сцен, эпических сражений, но есть война глазами обычных солдат, для которых локальный бой есть самый важный. Сериал как большой роман: здесь присутствуют любовь, самопожертвование, месть, обман, расплата, благородство и подлость, горькое разочарование. В сериале много действующих лиц: обычные солдаты вермахта, садисты из СС, украинские пособники фашистов, польские партизаны-антисемиты, русские солдаты-насильники, американцы, покрывающие нацистов… Эротики нет, постельные сцены есть, рукопашного боя нет, юмора нет, длинных красивых кадров тоже нет. Но сериал стоит посмотреть – вы будете ценить дружбу и любовь ещё сильней. Несмотря на ужасы войны, которые показаны в фильме, и трагичную судьбу героев, сериал оставляет светлое впечатление.
Алан Бэннет устами своего героя Познера в пьесе «Любители истории» иносказательно ставил невозможный вопрос: «To put something in context is a step towards saying it can be understood and that it can be explained. And if it can be explained that it can be explained away». Режиссер Филипп Кадельбах выступает адептом этой точки зрения, и в своей картине «Наши матери, наши отцы» не занимается изображением героев и злодеев, примитивизм его не интересует. Кинематографист не пытается объяснить или понять, как случилось, что в 1939-м году Ад вдруг поднялся на поверхность с рассчитанной алхимиками в Средние века глубины. Он лишь изображает будни тех, кому был предложен безальтернативный выбор, точно отраженный в слогане «Fur Fuhrer, Volk und Vaterland». Роскошная Грета, целомудренная Шарлотта, смелый Вильгельм, благородный Фридхельм и глубокомысленный Виктор не задумывались о судьбах мира, и не искали «врагов». Наши герои хотели лишь спокойной жизни, страстных поцелуев и дружеских объятий. Но в барах появились таблички «Swing Tanzen Verboten», на улицах все больше мужчин в форме поразительной красоты, от которых веет столь же невероятной опасностью, а Виктора теперь нужно прятать потому, что он еврей. Ни для кого из наших героев война не кажется необходимой, они относятся к ней с точки зрения обывателя, считая, что все рано или поздно пройдет. И все действительно пройдет. Для кого-то окончившись смертью, а кому-то «подарив» испытания, которые не в силах выдержать человек. Кадельбах выстраивает свое повествование ориентируясь на стандарты, заданные великими драматургами вроде Виктора Гюго: ни одного случайного слова и проходной сцены. Каждый нюанс важен, каждое событие имеет свое место в общем замысле. Этот перфекционизм сочетается с постоянной иносказательностью и апелляцией к метафизике, с вещами недоступными большинству кинематографистов. Голубоглазый Фридхельм терпит насмешки и избиения за свою «трусость», твердо веря в то, что он прав. Но с каждым днем «службы» теряет себя прежнего и в какой-то момент слезы сменяются безразличием: разница между чувствами и поведением достигает своего апофеоза, а финал становится предсказуем, и это совсем не проигрыш в войне. Каждый герой картины наделен своей безрадостной судьбой, но Фридхельм является моральным абсолютом, не признающим компромиссы. Его друзья будут обманывать, доносить, врать, дезертировать, заниматься сексом ради выгоды, но не он. Фридхельм особенно важен для режиссера тем, что именно с его помощью он может обрисовать дилемму – жить чудовищем или умереть человеком. Зная, что в век господства научно-технического прогресса, общество в некоторых своих аспектах показывает поразительно невежество и даже дикость, создатели ни на секунду не позволяют себе рассуждать на тему «наши» и «ваши» во Второй Мировой, они рассматривают каждого своего героя, и его окружение во всей совокупности характеристик, учитывая неоднозначность происходящего. Вермахт и СС – это совершенно разные группы немецких вооруженных сил; антисемитизм почему-то не стал вопросом общественной значимости и озабоченности; некоторые советские солдаты насиловали и убивали мирных жителей, а кое-кто, облаченный в форму Hugo Boss, испытывал сострадание к мирным жителям, и сходил с ума, видя, что творят его братья по оружию. Производственный бюджет минисериала составил восьмизначную сумму, что для европейского телепродукта нетипично. Но и этого оказалось недостаточно для реализации изначального замысла Кадельбаха, согласно которому часть действия должна была проходить во Франции, касаться судьбы еврея Виктора, и включать в себя участие армии Союзников. Изъятие первого варианта сценария не отразилось на содержательной части фильма, только лишило его определенной доли зрелищности. Относительно визуализации единственным конкурентом «Наши матери, наши отцы» могут выступать лишь телефильмы Стивена Спилберга и Тома Хэнкса о Второй Мировой. Иными словами это экстра-класс, при котором все съемки происходят в специально выстроенных масштабных декорациях (в данном случае на территории Германии, Литвы и Латвии), а взрывы являются продуктом работы пиротехников, а не специалистов в области IT. «Наши матери, наши отцы» стал одним из немногих не англоязычных фильмов, показанных корпорацией BBC (предыдущим была шведская драма «Никогда не вытирай слезы без перчаток»), что свидетельствует не только об избирательности британской компании, но и говорит о том, что картина Кадельбаха представляет собой тот редкий образец искусства, которое в своей гуманистической направленности понятно каждому просвещенному человеку, не взирая на языковые барьеры. В США этот фильм даже шел в ограниченном прокате в формате полного метра хронометражем почти в 300 минут. Однако, не смотря на рекордные рейтинги в Германии и Австрии вкупе с продажами для показа по всему миру, «Наши матери, наши отцы» подвергался и жесткой критике, источником которой служили журналисты и зрители, забывшие о том, что война не укладывается в пару параграфов учебника истории, а идеология не способствует рефлексии. Обвинения в адрес сценариста Стефана Колдитца простирались в диапазоне от преуменьшения роли тех или иных вооруженных сил и недостаточном обращении к ужасу, происходившему в отношении евреев, до просто грубых и необоснованных оскорблений, содержащих слова «пропаганда» и «провокация», тогда как обе эти категории в «Наши матери, наши отцы» отсутствуют полностью. Очевидно, что ни Колдитц, ни Кадельбах не имели своей целью стать центром скандалов и мишенью для рьяных сторонников той или иной идеологии. Они хотели создать поле для дискуссии, в основе которой лежит принципиальный постулат о том, что есть Человек, погруженный в нечеловеческие условия. Именно поэтому действие начинается не с 1939-го года (когда Гитлер и Сталин были союзниками и совместными усилиями разделяли Польшу и другие территории, согласно пакту Молотова-Риббентропа), а во времена активного наступления немецких войск уже на территории СССР. Зная, что стыдные страницы своей истории многие предпочитают забыть, креативная команда фильма обошла прямую демонстрацию этого момента, но все прочие знаковые события здесь присутствуют. Герой Клаус Штауффенберг, концентрационные лагеря, высадка в Нормандии, Сталинград, Курская битва и многое другое. Сопровождая каждую сцену в новых локациях датой и положением относительно линии фронта, Кадельбах с точностью документалиста прослеживает ход Второй мировой, но делает это, как и любой хороший деятель искусства, в качестве гуманиста, для которого потери измеряются не в тысячах и миллионах, а ценен Человек, и отнюдь не цвет формы определяет его моральные качества. Не оправдывая и не осуждая, лишь наблюдая и сокрушаясь, создатели картины «Наши матери, наши отцы» дают редкую для современного зрителя возможность обратиться к самому себе и дают ему труд самого благородного толка – заставляют ориентироваться на этику, а не на навязанные повседневностью схемы и конструкты. Мундир не делает кого-либо «чужим» или «своим», общности выделяются согласно качествам вроде достоинства и благородства. Любой, кто считает иначе, проиграл еще до начала своего сражения.
У меня был друг немец, который страшно смущался - краснел, бледнел и терял дар речи, стоило мне упомянуть Великую Отечественную войну или моего дедушку Алексея Блохина, который прошел эту самую войну - выжил, но здоровьем поплатился. Друг немец каждый раз переживал так, словно сам был в этом виноват, хотя родился лет через 30 после нашей Победы. А мне порой даже нравилось вгонять его в это виноватое состояние - немец же... Я из тех людей, кто любит советские фильмы о войне и готов немедленно всплакнуть при звуках 'Дня Победы' или 'Марша прощания славянки'. И я из тех, кто совершенно не воспринимает юмор на тему Великой Отечественной. Именно поэтому комедию 'Гитлер капут!' я считаю гадостью и пошлостью, хотя там и играет обожаемый мной Павел Деревянко. До сих пор я не видела ни одного немецкого фильма на тему войны. Да и не стремилась увидеть. А тут почитала гневные отклики от некоторых довольно известных в России людей на 'Наши матери, наши отцы' и решила, посмотрев кино, сделать собственные выводы. Выводы такие. Кино очень хорошее. Проработанное в деталях. Реалистичное, хотя и не лишенное некоторой наивной чувствительности. Да, там немного не хватает уважения к советским, но лишь немного. Главное - это уважение есть. Но 'Наши матери, наши отцы' на самом деле не об уважении к противнику. И не о том, почему СССР победил в той войне. И не о том, что немец - вовсе не синоним слова фашист. Оно о том, как война морально (а не только физически) калечит даже хороших людей, а из кого-то и вовсе делает уродов. Хотя, казалось бы - на кой черт людям в благополучной Германии сейчас вспоминать и пытаться препарировать позорную, гитлеровскую страницу собственной истории? И они в картине не стесняются показывать кого-то из своих мерзавцами и трусами. Впрочем, и других не щадят, что правильно - гады бывают у всех наций. Помните, в 'Черном ястребе' один из персонажей говорит в конце - 'В аду нет героев'? Вот это кино об этом. А также о том, как, по Ницше, 'если долго смотришь в бездну, бездна начинает смотреть на тебя'... Конечно, я могу ошибаться, но мне этот фильм показался элементом покаяния - того самого, которое я постоянно видела в моем друге, когда тыкала его носом 'а вот в войну...' В жизни бывает так, что иногда нужно попросить прощения, даже не за себя и даже если знаешь, что тебя не простят. И бывает так, что это не выговорить напрямую - сил не хватит. Но взглядом и прикосновением это сказать тоже можно. По-моему, 'Наши матери, наши отцы' - как раз такой взгляд и такое прикосновение.
Данный сериал по истине гениален. Это тот случай, когда та или иная пропаганда подана настолько хорошо, что многие действительно клюют на этот набор штампов, перетасовок и откровенного вранья. В отличие от великолепного немецкого фильма Сталинград – 1943го года, данное творение это не попытка показать войну, глазами немцев. Это попытка, оправдать и загладить все те жертвы и зверства, творившиеся немцами на территории СССР. И это кардинально разные вещи. Начнем с того, что политика ведения войны Третьего рейха по отношению к СССР велась политикой геноцида. Что бы это знать, достаточно почитать лишь часть цитат Гитлера, Гёббельса, Рейхенау и прочих, которые приравнивали славян к расе, лишь на ступень стоящей выше евреев. Война против наших отцов, дедов, прадедов велась на уничтожение. Если сравнивать цифры потерь в ВОВ, то на каждого убитого немцем, советского солдата приходится 2,5 мирных жителя. Приблизительные цифры потерь СССР на сегодняшний день: ~15 миллионов гражданских и ~11 млн солдат, ~5млн из которых пленные, убитые в немецких концлагерях. К слову потери гражданского населения немцев по разным оценкам от 200тыс до 2миллионов. Далее. Оказывается немцы, по версии данного сериала не вешали, не насиловали, не избивали до смерти, не сжигали, не топили наших предков. Сериал показывает удивительную ни на что не похожую версию. Оказывается, немцы лишь расстреливали Русских, и не просто так а «за дело». Вот сцена где бедный немецкий отряд прижат пулеметным огнем Русских, из занятого ими здания. Вот эти немцы, теряя своих коллег по расовой чистоте, отважно штурмуют здание где засел наш отряд. Добрые немцы не расстреливают «плохих Русских» убивших их друзей, а берут в плен. После чего «бедный» немецкий офицер вынужден осуществить расстрел одного из пленных русских – комиссара. При этом, немец, аргументирует свой поступок вот так: «Русские не подписали женевскую конвенцию» Разъяснять тутошний идиотизм я не стану, знающие люди поймут данную абсурдность. Вот еще одна сцена в которой «коварные Русские жители» направляют немецкий отряд на минное поле. После того как 1 из немцев подрывается на мине, отряд немцев возвращается к подло подставивших их «аморальным Русским» и подгоняя их вперед, заставляет идти на минные поля – «разминировать». То есть все зверства немцев против СССР показаны как ответные меры на «агрессию Русских». И это не единственные примеры. Их море. Сериал построен сплошных штампах и откровенной лжи. И сделано это очень качественно. По крайней мере, игра актеров на высоте. Так же не могу не заметить сюжетную линию за Фридхельма (солдат). Лично по мне, она показанная и представлена просто великолепно, действительно веришь, в историю этого персонажа. Однако это не умоляет факта того, что данный сериал самым прямым образом направлен на оправдания немецких зверств, и на попытку приравнивания наших героических предков к фашистским оккупантам. Да, с нашей стороны были случаи мародерства, бессмысленного уничтожения немецких домов, самосуд над немцами. Но по сравнению с тем, что немцы учинили на оккупированных территориях нашей страны, это была крупица в море. Да и советское командование жестко пресекало все подобные случаи. «Мой Бог!. Я заранее прощаю русским все, что они сделают с этой страной, когда придут сюда. Абсолютно все» - фраза одного из немецких конвоиров. И жертвы мирного немецкого населения даже на 10ю часть не сравнялись с нашими. «Именно так будет выглядеть и Берлин» - сказал немецким пленным наш офицер в Сталинграде, показывая на руины города. И Берлин даже не четверть не был так разрушен, как Сталинград. Мое мнение: Данное творение сродни Утомленным солнцем 2, только подано намного грамотней, с точки зрения промывки мозгов. 1 из 10
«Наши матери, наши отцы» с первых же секунд начинают возводить стену презрения и непонимания, как общечеловеческого, так и исторического. Само название ленты будто ставит приоритет – «это наши матери, а ваши нам безразличны». История пятерых друзей – два арийских сентиментальных солдата, две девушки и еврей. Последний персонаж введён как инструмент препарирования исторических фактов и расстановки акцентов. Более того тема тоталитарного нацизма тускнеет мгновенно… Все представители (и их поступки, заодно) этого антигуманного и преступного режима стараниями создателей картины вполне помещаются в парочку мутных членов НСДАП. Таким образом, видимо режиссёр делает в фильме дешёвую ставку на молчаливую политическую позицию в стиле «теории подкустовного выползня» из фильма «День Радио». И, судя по интерпретации истории в этой ленте, нацизм появился «сразу, из-под куста и все мужского пола». После расставания героев, изрядно сбавленного пафосом и фальшивой романтикой, с каждой минутой фильма стена между гражданами Германии и всеми остальными начинает расти как на дрожжах. Во-первых, режиссёр упорно избегает визуализации нацистского режима. Евреев презирают и только, а преступность СС заключена лишь в прищуре хитроватых глаз офицеров. Сами же герои настолько буднично говорят о порабощении других стран, при этом скрывая в своих рядах еврея, что зритель просто оказывается в недоумении. Во-вторых, оказавшись на территории СССР, армия нацистской Германии демонстрируется нам с тем же режиссёрским упорством. Расстрел оправдывается неподписанием СССР Женевской конвенции, провал блицкрига внезапными (!) ливнями осенью, холодом зимой (!) и отсутствием белых маск-халатов. И, как подлива к этому патриотическому фаршу, столь приторно-милые отношения с мирными жителями, что даже несведущий в истории человек будет обескуражен. Правда, это самое режиссёрское упорство проявляется не только в живописании нацистов. Ещё с большим энтузиазмом режиссёр показывает нам контратаку противника как нападение варваров. К концу 2-й серии ощущения уже полностью материализуются в твёрдую убеждённость по поводу политизированной направленности этого творения. В самом деле, после сотого упоминания понятия «русские» вместе с прилагательным «грязные» из уст главных героев, всяческие сомнения исчезают. Кроме того, откровенно чувствуется эмоциональная отсталость и сценарная низкопробность персонажей – вместо эпичной трагедии души на проклятой войне, зритель видит унылое действо, в котором герои позволяют себе мелкие пакости, продолжая слезливо вспоминать родной Берлин. Актёры сыграли очень слабо. Процесс перехода от мира к войне практически незаметен в их игре. Можно без вреда для фильма поменять актёров местами – ничего не изменится. Монтаж сгодился бы для 12-серийного фильма. В этом же формате он, кажется, рваным. Историчность ленты вылетает в трубу уже после того, как из МП-40 с ёмкостью магазина 32 патрона бравый нацист делает выстрелов 50(!) разом. Апофеозом же этого маразма становится локальное наступление наших частей с поддержкой артиллерии, которые преследуют одинокого немца, навьюченного горячим обедом и бегущего к своим. В итоге «Наши матери, наши отцы» является откровенно славянофобским фильмом, направленным на изжитие комплексов юных немцев. Печально… Ведь есть весьма достойные примеры немецкого кинематографа – «Сталинград», «Мост». Именно в них создатели талантливо и нештамповано показывают нам ломку идейных нацистов, превращающихся в людей… просто людей. Боюсь до «просто людей» создателям этой картины ещё далеко. 2 из 10
Эрих Мария Ремарк написал две величайших повести. Первая, и самая известная, 'На Западном фронте без перемен', вторая, её продолжение 'Возвращение'. Позже Ремарк писал и о Второй Мировой войне - 'Время жить и время умирать'. Те, кто читал Ремарка, поймут этот фильм, хоть снят он и не по его произведению. Мы видим историю пятерых друзей - Офицер Вермахта, его брат - рядовой Вермахта, девушка из 'Союза немецких женщин', красотка мечтающая стать актрисой, парень из еврейской семьи, которому жизнь уготовила незавидную роль. Фильм начинается с того, что они все вместе собираются в Берлинском кабачке, в 1941 году, чтобы проводить троих из них на восточный фронт. Они дают обещание, встретиться тут же к Рождеству, так как считают, что СССР падет под ударом немецкой военной машины очень быстро. Но война пошла не так, как планировали немецкие генералы. Огромные потери, неослабевающее сопротивление русских, напрочь перечеркивает их судьбу. Мы видим, как война ломает людей, как отважный немецкий офицер, прошедший Польшу и Грецию, дезертирует с поля боя, как его брат, не желавший в начале войны убивать русских, превращается таки в хладнокровного убийцу, как искренне девушка из 'Союза немецких женщин' помогает раненным, в том числе и русским. Всеми Героями этого фильма владеет только одно чувство - пережить войну и снова увидеться со своими друзьями, в новом, свободном от войны мире. Но, Гордость берет своё. Командир отряда 'Фольксштурма', уже после падения Берлина, готов идти на смерть, Один, против сотни русских солдат, немецкая женщина, перед десятком стволов нацеленных на неё, не отрекается от себя, своего возлюбленного и... А может это и не гордость вовсе? Они таки увидятся, но не все. Мне очень понравился этот фильм. Не для нас его немцы снимали, и не нужно кричать о том, что 'они пытаются переписать историю'. Оставим истерику. Этот фильм о Людях, с большой буквы. Они тоже сражались за Родину. За свою Родину. Да и война то здесь как бы на втором плане. Лента о друзьях, волей судьбы оторванных друг от друга, друзьях, которым увы не посчастливилось жить в благополучное время. Мы не увидим здесь идеальных героев, делающих всегда все правильно и чётко, напротив, герои фильма насовершали множество ошибок. Но как иначе? Ошибки совершаем все мы. И тем лучше. При просмотре данного фильма невольно начинаешь сопереживать героям, ибо все герои правдивы и в каждом из них можно узнать и кого то из своих знакомых, родных. Характеры 'прорисованы' очень хорошо. И в заключение, пишу, и слышу ту самую песню, прекрасную песню, прошедшую через весь фильм: 'Моё маленькое сердце'.
Этот мини-сериал нашёл меня совершенно случайно. Я огромный поклонник темы Великой Отечественной и Второй мировой в кинематографе и всё, что можно было пересмотреть, я уже пересмотрел. Поэтому да, именно сериал нашёл меня, а не наоборот. Мои впечатления о даной картине довольно противоречивые. Обо всём по порядку: История Да. В этом фильме множество исторических противоречий, неточностей и, не побоюсь так сказать, оскорблений. 1. Жутко задело то, как показали польских партизан из армии Крайова и украинцев (сам я украинец). Не буду спорить, украинцы посчитали приход фашистов, как освобождение от комунизма, была сформирована отдельная дивизия СС 'Галиция', солдаты УПА громили как немцев, так и русских, но, помилуйте, это же полнейший бред показывать украинцев верными приспешниками фашизма, которые с 'жовто-блакитними' повязками на плечах убивают своих же советских соотечественников - женщин и детей. Что касается поляков, то мне за них даже больше обидно, чем за украинцев. В картине абсолютно игнорируются факты помощи поляков евреям. Более того, они показаны как убежденные антисемиты, которые 'чуют еврея по запаху' и 'топят их как котят'. 2. Действительно очень много неточностей в мелких детялях, о которых в рецензиях ниже уже написали сполна, поэтому повторятся не буду. 3. Так как фильм снимали немцы, то, конечно, немецкие солдаты не показаны, как слепые и кровожадные убийцы, что вызвало негодование у братьев-словян. Но тем не менее, нельзя же считать, что раз человек немец, то он фашист. Среди немецких солдат действительно были милосердный люди, которые и помогали местному населению, и отказывались стрелять в мирных жителей (хотя, после второго-третьего приказа таки стреляли, но только потому, что сами могли занять место на мушке маузера.) Немцы такие же жертвы фашизма, конечно, не в равной степени со словянами, но и среди них много кто противостоял Гитлеру. Поэтому, я считаю, что немцев нарисовали более-менее реалистично. Сам фильм. Здесь нету никаких претензий. Фильм снят на 5+! Это и красивейшие необозримые пейзажи России, и золотистые пшеничные поля Украины, и польские леса, и, конечно же, Берлин как до, так и после войны. Актёрская игра так же на высоте. Поверил всем, как, в общем, спецэфектам и декорациям. Для меня в фильме играет огромнейшую роль то, как он снят. И сей мини-сериал снят отлично! Сюжет. 'Нас было пятеро, пятеро друзей...' Понятно, что через пятерых друзей авторы картины хотели показать судьбу всего немецкого народа, но то, что каждый из пятерых друзей как-то да встретился во время войны выглядит не очень правдоподобно. Вывод. В итоге, как по мне, мы получили довольно смотрибельный немецкий мини-сериал с красивыми пейзажами, крутыми сюжетными повортами и немного отбеленым (совсем чуть-чуть) образом немецкого солдата. Этот фильм действительно зацепил. Зацепила боль немецких людей, а не русских, к которой мы с детства уже приучены. Несмотря на некоторые погрешности картины и цвет моей рецензии, мой вердикт - смотреть, а оценка: 7 из 10
Сразу скажу, что мне фильм показался затянутым. Вполне хватило бы 1 сериии на 1,5 ч. Что меня удивило, когда смотрела. Удивилась, во-первых, себе. Я переживала за немцев, которые погибали на фронте. Именно за солдат. В фильме был персонаж, женщина-врач, по-видимому, советская еврейка, которая стала работать в немецком госпитале. Её спросили 'Почему вы нам помогаете, своим врагам?' Ответ был: 'Я помогаю людям?' Вот, наверное, и я на подсознании думала о том, что погибают люди. Фильм не говорит о причинах войны, о планах уничтожения населения и т.д., просто показывают солдат на войне, которых убивают. т.е. получается, что, несмотря на то, что кино о конкретной войне, смотришь его, отчасти, как о войне вообще. Второе удивление было связано с тем, что немецкая армия показана, как армия, совершенно не умеющая проигрывать. Как только сюжет дошел до того, что не получилось блицкрига, сразу у главного героя (старшего брата, боевого офицера) и др. солдат появляются сомнения в своей правоте, размышления о сути войны и т.д. и т.п. Т.е. пока побеждали, всё ОК, как только начали проигрывать 'Ой, а стоила ли игра свеч'. Третье удивление связано с тем, как показан герой-еврей и его девушка-немка. Я может быть плохо знаю историю Германии, но, по-моему, гонения на евреев начались задолго до того, как Германия напала на СССР. И к 1941г уже было ясно, быть евреем, общаться с евреем в Германии более чем опасно. Поэтому странно открытое игнорирование этого героями фильма. Конечно, в фильме делается попытку показать, как меняет война человека, как делает его равнодушным к чужой смерти, убивает человеческое и т.д. Но ведь это не так. Война притупляет чувства, делает убийство врагов обыденным, но гибель товарищей остается трагедией, желание жить остается, стремление вернуться к родным остается. Я ждала, что с героями произойдут изменения именно от осознания и неприятия идей нацизма, из-за внутренний борьбы между долгом и правдой. Собственно этого можно было ожидать только от одного героя - кадрового офицера, для которого война на русском фронте была уже не первой. Но он превратился просто в дезертира, причем, дважды. Его брат, пацифист, по убеждениям, судя по всему, не смог свои убеждения отстоять, его война уничтожила. Девушки-героини, как и большинство женщин любят, верят в то, что говорят мужчины, разделяют с ними их убеждения, очень мужественно переносят ужасы военного времени. Советские солдаты изображены так себе. Но у иностранцев редко получается достоверно изобразить наших. Не с исторической точки зрения, а по манерам, интонациям и т.д. Вижу солдата в нашей форме, а не верю. Но не считаю, что это недостаток фильма. Мы, наверное, тоже не очень иностранцев изображаем. 7 из 10
Давно хотел посмотреть что-то современное немецкое о второй мировой войне. Их взгляд, так сказать. И вот нашел этот фильм, с высоким рейтингом и массой положительных отзывов. Честно говоря, восторгов разделить не могу. Бог с ним, с тем, что русские здесь показаны зверями, которые, ворвавшись в госпиталь, добивают все, что не движется, и насилуют все, что движется. Бог с ней, с женевской конвенцией, неподписанием которой козыряет немец, отдающий приказ расстрелять комиссара. И прочими странными вещами, типа воющей на нашей стороне в большой должности женщины-еврейки, с чудовищным акцентом и при орденах и медалях на гимнастерке, даже во время непосредственных военных действий. Я не понял главного - зачем немцы это сняли? В создании любого произведения искусства должна присутствовать цель. Только графоманы штампуют что-то просто так. Здесь же у создателей фильма получилась простая приключенческая картина на военную тему. Хотя в названии фильма заложен какой-то явный пафосный и даже претенциозный посыл. С кучей нереальных, волшебных, нелогичных и даже совершенно не возможных эпизодов. Которые, может быть, и могли бы случиться в действительности ('на войне может быть все, даже то, чего не может быть'(с), но не чаще, чем один раз и не более, чем с одним человеком на 10 тысяч. Здесь же со всеми пятью главными героями происходят какие-то чудеса на регулярной основе. То есть к реальной войне показанное не имеет никакого отношения. Никакой особой смысловой нагрузки я тоже не заметил. Никто не заклеймил фашизм, не сделал каких-то глобальных выводов из произошедшего, не выдумал каких-то философских притч... Ни-че-го. Просто фантастическая история пятерых молодых людей на фоне войны. В общем, в глобальном смысле я разочарован, несмотря на несколько удачных эпизодов, неплохую игру некоторых актеров и, в целом, качественные режиссуру и работу оператора. 6 из 10, не более
Я напишу эту рецензию только для того, чтобы не дать победить тем, кто пишет отрицательные рецензии на этот шедевр только потому, что руководствуются устарелыми идеологическими маразмами о том, что в Германии во времена нацизма жили сплошь нелюди, или абсурдными историческими дотошностями к ёмкости магазина МП-40. Вот она - правда войны. Вот она - война мировоззрений. Война двух величайших мифов в истории - мифа о величии арийской расы и мифа о торжестве страны Советов. И если со стороны СССР все мы видели великое множество фильмов на эту тему, то вот она - масштабная, зрелищная и трогательная немецкая картина войны от лица простых немецких солдат, медсестёр, обычных граждан, пропитанная человечностью, эмоциями, неприятной правдой, честью и долгом. И переполненная болью прозрения. Пять героев - пять потрясающих историй - пять сломанных жизней. Для себя фильм поставлю на полку лучших о Второй Мировой, всем остальным посоветую посмотреть не предвзято, чтобы иметь своё мнение.
Сериал имеет очень схожие черты с сериалом 'Доктор Живаго' 2002 года, с Гансом Мэтисоном и Кирой Найтли. В обеих картинах в начале мы видим жизнь друзей, полную надежд на будущее, проходим с ними через ужасные испытания, на фоне трагических моментов мировой истории, а в конце герои возвращаются назад, к дому, которого уже нет, к местам которые изменились навсегда, и вспоминая призрачное прошлое, время, когда они были по настоящему счастливы и которое уже никогда не вернется снова. Если кому-либо понравился немецкий фильм 'Сталинград' 1993 года, то скорее всего понравится и этот сериал. Затрагивая такую сложную тему как мировая война, всегда оказываешься перед дилеммой попытаться показать 'как есть' или показать 'как должно быть'. И попытки лавировать между этими понятиями обычно не приносят фильму пользы. Филипп Кадельбах постарался показать войну цельно и реалистично, не делая кого-то однозначно отрицательными или позитивными героями, и в итоге, похоже, не угодил большинству, но показал войну как есть. 10 из 10
России здесь нет. Она и не нужна. Она лишь фон, тот самый признак противоборства, который раскрывает всю драму души немецкого солдата. Только очень закомплексованный, неуверенный в своей силе, в своей правде житель страны, мог увидеть в этом меланхоличном повествовании какую-то антироссийскую пропаганду. Россия, Советы - победили. Этого никто не оспаривает, и более того, сценаристы как бы дают нам право на всякие дурные поступки без попытки обвинить нас, так как, чтобы мы не делали в ответ, все будет честно, все будет справедливо, после того, что нам пришлось пережить. Русский комиссар, который был расстрелян в начале первой серии. Как был преподнесен его образ? Без произношения единого слова, он принял смерть не дрогнув, выразив все одним взглядом. Сцена изнасилования. Это исторический факт. Русские в конце войны, на немецкой стороне делали это постоянно. Потеря человеческого облика? Возможно. Месть? Отчаяние? Более вероятно. С трудом, но понять и принять можно. Главное, что ничего не выдумано, не искажено. Но оставим это. Более интересно погрузиться в психологию и рефлексию главных героев. Старший брат и младший брат. Человек долга, компромисса и человек, не видящий полутонов. Фридхельм знал с самого начала насколько бессмысленна война, он не шел на компромиссы ни с кем, показывая всем своим видом, свое желание отстраниться от всего этого непотребного действия. Но это до первой крови товарища, который вот так, случайно, встретил мину. Затем, с таким же непринятием полутонов, Ф. уясняет одну только мысль: убей, чтобы не убили тебя. Он втягивается в войну, но от морального опустошения, мучительного засыхания совести, это его не спасает. А для такого человека как он, это засыхание означает медленную смерть, полное безразличие перед жизнью, перед небытием. Такое, что грозное дыхание волка на твоем лице не заставит тебя дрогнуть. Сразу стало понятно, что дома, на родине, он обратно не приживется. Так и получилось: вышел на пули, избавился от медленного пребывания тенью в дальнейшем мнимом послевоенном раю. Сцена, где он, переодетый в форму красного, подстрелен своими же солдатами - очень символична. На войне - ты не человек, не личность. Ты лишь кусок ткани другого цвета, что дает автоматическое разрешение на смерть. Товарищи бьются в панике, а Фридхельм безмолвно пронзает этой жуткой правдой. Вильхельм не мог себе позволить таких мнений, таких поступков. Он был связан жизнями солдат, которых должен был вести. Он пошел на войну не так осознанно как брат, а совсем не понимая, что и для чего все это делается. Он рассчитывал на скорую, легкую, почти бескровную победу, которая обернется таким же скорым возвращением домой. Поэтому в дальнейшем, ему было не менее тяжело, чем брату: мучительное открытие понимания нечеловечности того карнавала смерти. Осознание роли своей страны в самом ужасном кровопролитии за всю историю мира. Дезертирство. Но какие прекрасные кадры: он, в подпоясанной крестьянской рубахе, в самой что ни на есть русской избе, в стороне ото всех. Но затем снова, эта самая рубаха уже дает разрешение на твою смерть, так как ты теперь лишь жалкий коммунистический сброд. Снова символизм. Еще есть один еврей. Одна глупая певица. Одна чудесная полевая медсестра. Искалеченные души, искалеченные судьбы. Только лишь гестаповец легко найдет себе место в новом послевоенном мире, но не наши герои, которым посчастливилось (?) вернуться обратно. Они же, составят то самое 'потерянное поколение', которое еще долго не сможет очнуться от призраков войны. Чей-то приказ превратил эти безмолвные фигуры в наших врагов; другой приказ мог бы превратить их в наших друзей. Какие-то люди, которых никто из нас не знает, сели где-то за стол и подписали документ, и вот в течение нескольких лет мы видим нашу высшую цель в том, что род человеческий обычно клеймит презрением и за что он карает самой тяжкой карой. Кто же из нас сумел бы теперь увидеть врагов в этих смирных людях с их детскими лицами и с бородами апостолов? Каждый унтер по отношению к своим новобранцам, каждый классный наставник по отношению к своим ученикам является гораздо более худшим врагом, чем они по отношению к нам. И все же, если бы они были сейчас на свободе, мы снова стали бы стрелять в них, а они в нас. Э. М. Ремарк
Решил написать свое мнение о фильме, потому что столько негатива от людей на рассказ о войне, глазами немцев. Как будто в то время, в Германии были только плохие и бесчувственные люди. Есть же достоверные факты, что некоторые были против социал-национализма и хотели свергнут Гитлера, и не один раз. Нельзя же кидать всех в один котел. Я не согласен с теми, что фильме искажаются факты, что оно основано на лжи. Фильм Наши матери, наши отцы мне понравился. С первых минут фильм затягивает своей атмосферой, сюжетными линиями жизни. На мой взгляд режиссер сумел передать атмосферу того времени. Я не увидел недостатком, каких-то преувеличений, лжи. И режиссер не пытался обелить своих предков, скрыть невиновность в совершенных преступлениях. Здесь показано как война жестоко, как она меняет жизни людей. Нельзя думать, что все немцы звери и не люди. У каждого своя высота полета и своя широта обзора.
Фильм снят достаточно реалистично, хотя и не без косяков. Действительно, трудно поверить, что все немцы были ярыми нацистами и больными ублюдками типа фюрера. А вот то, что человек способен творить ужасные вещи, выполняя приказ вышестоящего по званию, а вопросы морали оказываются для него лишь легко преодолимыми условностями - это доказано экспериментом Милгрэма, который фашистская германия провела в масштабах целого народа. Как уже правильно было замечено, цель фильма - показать не войну саму по себе, а то, как она влияет на человеческую сущность, раскрывая в ней всё плохое и хорошее, делает из нормальных и в целом неплохих в обычной жизни людей откровенных мразей, кровожадных фанатиков, расистов, морально и физически сломленных калек или мертвецов. А теперь немного критики. Отношения между главными пятью героями мне показались несколько сухими, хотя возможно это влияние военного времени или просто у немцев дружба такая сдержанная. А фильм действительно снят для немцев, потому что концовка получилась достаточно мрачной. Это для нас была победа, добытая кровью и потом, радость которой была способна вдохнуть новую жизнь в измученный советский народ. Для немцев же конец войны не предвещал ничего доброго. Но как говориться Vae victis. 8 из 10
Европейская общественность чрезвычайно возбудилась по поводу показанного недавно в Германии мини-сериала 'Наши матери, наши отцы'. И есть с чего. Фильм разрушает заученные с детства догмы, показывает войну с другой стороны. Русские патриоты кричат: как посмели эти немцы пытаться обелить своих предков, как посмели они показать советскую армию в таком неприглядном виде? Во-первых, что же немцам до второго пришествия нести на себе этот крест? И пра-правнуки пра-правнуков тоже должны чувствовать вину? На мой взгляд, фильм не пытается обелить, он просто пытается показать людей, причем очень молодых людей, восторженных, полных надежд и ожиданий, веры в прекрасное будущее, как и все мы в молодости, в суровых обстоятельствах войны. Война ломает их, как и всех, и каждого по разному. Здесь есть место и героизму, самоотверженности, критическому мышлению, и приспособленчеству, предательству, убийству мирных жителей, в том числе детей. Где обеление? Кто из героев фильма без греха? Во-вторых, вы правда верите, что русские солдаты, захватив немцев, всех исключительно погладят по головке? Это после того, чего им это стоило? 2 миллиона человек подо Ржевом, полмиллиона на взятие Кеннигсберга... Простые мужики, потерявшие множество друзей, давным давно не видевшие баб, разгоряченные схваткой? Сплошные роботы Вертеры, и не через одного, а каждый! Хватит уже читать перед ужином советские газеты. Я не говорю, что все это делали, но утверждать, что никто и никогда по меньшей мере наивно. Надо еще понимать, что русские здесь показаны через призму восприятия немцев, а характер их контактов не способствовал дружескому общению. Мне фильм очень понравился, прекрасная актерская игра, на крупных планах смотришь и веришь, и пропускаешь их чувства через себя. В финальной сцене я буквально почувствовала эту опустошенность, крушение всего, чувство вины и ужаса от произошедшего. Очень порадовала скрупулезность немцев в передаче деталей. Где они нашли такую натуру для съемок, даже удивительно, особенно для боя за телеграфную станцию в Ржеве. 9 из 10