Если не изучать произведение на основе идеи которого создавался этот фильм — как он должен видеться любителям разгадывать философский подтекст в кино? Если все начинается с гроба внутри которого очередная «невинность» — то это либо после смерти, либо реинкарнация. С первым не согласуется весь фильм, кроме невразумительного финала. А согласуется весь фильм с идеей реинкарнации. Сознание подопечных «приюта» стерто, остались только некие следы. Здесь их готовят к Большому пути, на котором почти все нельзя. Что там за стеной? Почему это нельзя? Почему она, а не я? Почему все именно так, а не иначе? С тобой будут происходить вот такие вещи. У тебя недостаточно красивая шея и зубы — отойди в сторонку. Несогласие карается отправкой в небытие. Ко всему этому ты должна привыкнуть. Конец фильма при такой интерпретации понятен, похоже, только авторам. Реализация видится в любом случае невразумительная. З. Ы. Можно было бы назвать «Спектральное взросление») Почему именно девочки? мальчики не метаморфозируют? Смутила высокая оценка фильму. С другой стороны — лакомство для европейцев с их меланхоличностью..
На протяжении всего фильма рассуждала, думала, что же произойдет в самом конце. Но конец внезапно оборвался, так и не открыв нам ответы на вопросы, которые звучали у нас в голове. Вроде бы неплохой фильм, довольно милые девочки щеголяют на своих тоненьких ножках, в коротеньких юбочках. Белый цвет одежды напоминает нам о названии фильма. Порадовали радужные ленты. Девочки попадают в новую жизнь, их привозят в гробах, а затем выращивают как в инкубаторе. Даже чувствуется, что они ходят одинаково. Но все же, в каждой есть своя изюминка. Актерский состав подобран хорошо, каждая из главных героинь симпатизировала своей внешностью, можно долго любоваться косичками Бьянки и ее очертаниями лица. Хотя, иногда в голове проскальзывают мысли, вроде «ну ты чего, совсем? это же маленькая девочка!» Реплик у девочек много не было, но их взгляды, выражения лица очень меня порадовали. Я вспоминаю наши, русские фильмы и осознаю, что там дети просто читают заученный текст, как на детском утреннике. Здесь же хотя бы возникает впечатление, что девочки действительно живут так, а не просто играют роль. Своей невинностью они получают деньги. Но, на самом деле, я ожидала, что все же их невинность продадут в самом конце за довольно круглую сумму. На свете живет много извращенцев, которые в свои 40 захотят поиграть, захотят купить себе маленькую 14-летнюю девушку. Под конец я засыпала, но мне настолько хотелось узнать итог этого «детектива», что я потратила время, чтобы досмотреть этот фильм. И. да, я просто потратила время. Обычно детективы вводят тебя в историю, заставляют думать, да, все это было и в этом фильме, но детективы в конце открывают тебе суть. Здесь же все так резко оборвалось. Девочки вышли на свободу, за пределы своего леса. И что? Все, да? Драмы особой я, опять же, не увидела. Не особо там кто-то и страдал, а если и должен был страдать, то актеры этого не показали. Смерть — это не страдания, увы. Даже не знаю, какую поставить оценку. Я была готова поставить 9, но в последние минуты резко поменяла свое отношение к этому фильму.
Первые кадры, в которых новенькая прибывает в «интернат» в гробу, обнадежили меня тем, что фильм будет посвящен модному мотиву лимба — мира между жизнью и смертью. Но… Много обещаний в первой половине ленты — и разочарование в конце. Даже недоумение: на вопросы мне не ответили, а завели куда-то совсем «не туда». Даже если предположить, что автор литературного первоисточника был помешан на масонской символике и инициациях, то пребывание девочек в гробу становится символической смертью, а происходящее оборачивается инициацией девочки в женщину, но и это не спасает ситуацию: всё остается нелогично и немотивированно. Тема взросления и страха перед неизвестным миром взрослых (а в отзывах обсуждали именно эту проблематику) гениально раскрыта в книге Петросян «Дом, в котором…», а в данном фильме не развита и не доведена до логического финального аккорда. Тема скитаний души в мире после смерти талантливо обыгрывается во многих рассказах Петрушевской, а здесь образ послесмертия недотянут. Что произошло с убежавшей девочкой? Нам не говорят. Для чего директор отбирала ученицу? Это нам тоже не сообщают. У меня было стойкое ощущение, что сам автор сценария этого не знает. У Метерлинка души после пребывания в подобном мире уходят, чтобы родиться вместе с новым ребенком. Одним из моих предполагаемых вариантов развития сюжета была реинкарнация, ведь девочки куда-то отбывают из интерната. Но и тема новых рождений не зазвучала. В итоге отроковицы попадают в какой-то город с фонтанами и юношами — потенциальными возлюбленными. Это напоминает упрощенное представление о Рае, характерное для магометанской традиции: сады и гурии. Как для зрителя, воспитанного в Европе, для меня позиция авторов фильма оказалась наивной и неубедительной. Каждый художественный образ заставляет зрителя мыслить, вызывает ассоциации. Образы «Невинности» с содержанием последних сцен не связаны и не работают на идею, которую стремится донести до нас рассказчик. Например, нам показали бабочек, которых насаживают на иголки. Т. е. нам дали понять, что героини фильма — те самые бабочки. Но сюжет никак не подтверждает, что девочек используют, коллекционируют и губят. В фильме звучала фраза:«Ты должна быть здесь всегда и заботиться о других девочках». Потом вдруг выясняется, что девочка как раз не должна быть всегда в интернате, она покинет его и всех забудет. Интернат женский, без мальчиков. Чем это объясняется? В театре мужчина кричит, что девочка красивая, бросает ей розу. Зритель уже ждет развития событий, но ничего не происходит. Одна из воспитанниц швыряет в других камни. Почему? Чем это кончится для нее и для жертв ее агрессии? Нет продолжения и развития. И из подобных зависнувших в вакууме обрывков всё произведение и состоит. Моё впечатление — эффектная завязка, многообещающие намеки… И полная беспомощность авторов фильма, которым по большому счету нечего нам сказать. Нас поймали на наживку загадочного, обманули и посмеялись над нашим легковерием. 7 из 10 Только за красивое начало. Но тема оказалась безнадежно загублена…
Есть шутка, родившаяся под влиянием фильма «Красота по-американски», где парень долго рассуждает о красоте «танцующего» пакета, подхваченного ветром. «Это просто ветер носит мусор и все!» Здесь та же история. Я даже зашла почитать поподробнее положительные отзывы и улыбнулась, зачитываясь тем, что люди в этом фильме увидели! Метаморфозы, болезненные метаморфозы, они готовятся к любви, они чисты, их надо беречь, они познают, что такое помощь… «Здесь такие тонкие образы, не каждый поймет!» Да нет тут никаких образов! Наинуднейший фильм ни о чем, но великая радость для педофилов! Все то, что увидели «тонкие ценители», происходит и с обычными детьми в обычном мире. В школе, в пионерском лагере, в различных кружках. Также дети учатся дружить, помогать и ценить что-то. Для этого не нужно запирать детей на годы в интернате, где периодически к ним приходят педофилы и платят деньги, чтобы посмотреть, как те танцуют, сверкая трусиками. Фильм омерзительный. Никакого смысла, ни о чем не заставляет задуматься. С тем же успехом можно было бы показать жизнь девочек в пионерском лагере, где они также слушают вожатых и соблюдают режим, и назвать это «Невинность». «Такой тонкий момент как „Помоги мне отвязать лодку“ не все увидят и не все поймут!» Да нечего там видеть! Попросили — помогла. Все. Девочка только недавно приехала, убежать еще не хочет, да и боится нарушения режима, а убегающая — не ее любимая подруга, так что пусть бежит. Диалогов почти нет. Сюжета нет. Можно много сидеть, рассуждать, какой в этом тонкий философский смысл! Но его здесь нет! Некоторые зрители просто хотят чувствовать себя причастными к чему-то необычному, потому и видят тут какие-то глубинные смыслы, вот и все. Очень нудно, не заставляет задуматься, попытка показать обычную жизнь девочек как что-то удивительно оригинальное, рай для педофилов. Ощущение отвращения. 1 из 10
Поначалу фильм «Невинность» завораживает: мы видим маленьких девочек возле еще одной малышки, лежащей в гробике. Они помогают ей привести себя в порядок и куда-то ведут. Куда? Картина начинает немного пугать: загадочные коридоры, странные цветные ленты, фонари посреди леса, молчаливые старухи-прислужницы, отрешенные наставницы. И вот зритель очарован, напряжен и ожидает, что же будет дальше. А дальше ничего не происходит. Вернее, происходит, но все действия и события какие-то размытые, вялые и бессмысленные. Бывает, медленное повествование заставляет думать, ненавидеть, даже вызывает ужас. Бывают картины, в которых за непонятным сюжетом скрывается ЧТО-ТО (например, те же «Таинственный лес» или «Другие»). Этот фильм оставляет в недоумении. Большую часть времени видимое наводит тоску вечным мельтешением белых юбочек, непонятными телодвижениями, загадками ради загадок. Ближе к концу фильм вызывает вспышку ярости и желание лично придушить парочку педофилов. Но финал не оставляет ничего кроме раздражения. К чему были эти два часа? Показать, как чисто и невинно детство? Продемонстрировать, как сложно девочке становиться девушкой? Кто та властная дама, отбирающая девочек по зубам? Почему охромела мадемуазель Эдит? Почему последние кадры вызывают в памяти Гитлерюгенд? Думаю, картина выиграла бы в двух случаях: либо если бы абсурдность действа была доведена до крайности и фильм ушел бы в чистую эстетику, либо если бы было дано более-менее однозначное объяснение происходящему. А так зрителю остается только любоваться приятной приглушенной зеленоватой гаммой фильма, прелестной фигурой Марион Котийяр да строгой грацией Бьянки — одной из девочек.
«… сказка, которая превращается во что-то гораздо более гротескное: психосексуальную экспрессионистскую басню» (Марианна Фэйтфул о литературном оригинале). Повесть Ведекинда Mine-Haha (On the Bodily Education of Young Girls), опубликованная в 1903 году, трактовалась критиками по-разному: аллегория детства и взросления, антиутопичное тоталитарное общество с жесткой иерархией, наконец, сатира, высмеивающая реальное положение дел с воспитанием девочек в пансионатах. Экранизация Хаджихалилович напоминает свободную вариацию на первую тему, что доказывается множеством деталей от гусениц и бабочек до своевременных и несвоевременных попыток покинуть школу. Впрочем, меня бы удивило, если бы интерпретация режиссера-женщины оказалась какой-то иной. Если говорить о том, что удалось Люсиль лучше всего, то это, пожалуй, атмосфера — капельку мистическая, слегка дремотная и очень загадочная. Мы знакомимся с жизнью пансионата глазами новенькой, самой младшей из девочек, Ирис. В каждом доме живут несколько девочек с разницей в возрасте в один год (их положение отмечается разноцветными лентами). Взрослых практически нет: только прислуга да две учительницы. Из занятий — биология, гимнастика, танцы. В свободное время можно заниматься чем угодно, но выходить за пределы ограды категорически запрещается. Раз в год приезжает директриса. Она отбирает одну из девочек определенного возраста, которая лучше всех танцует. Самая старшая в группе, Бьянка, по вечерам уходит по каким-то таинственным делам. Ощущение загадочности остается витать в воздухе до победного конца, и это здорово. Здесь уместно будет вспомнить, что в версии Джона Ирвина всё, напротив, вполне понятно: и откуда появились девочки, и что их ждет. Следующий плюс — красивая картинка: белые платья очаровательно контрастируют с темно-зеленой листвой, а тусклые фонари смотрятся так, будто сошли со страниц сказки братьев Гримм. Правда, статичная и слегка подрагивающая камера способна подпортить впечатление, если только вы не фанат «Догмы-95». Отлично снято выступление старших девочек в театре перед толпой безликих посетителей, чьи контуры слегка маячат на темном фоне зрительного зала — опять-таки, какой контраст с «Изящным искусством любви»! Содержание картины вполне соответствует названию: даже неосознанные попытки девочек понравиться тем, от кого зависит их дальнейшая судьба, выглядят настолько невинно, что не тянут даже на Набокова (на этом фоне экранизацию Ирвина можно без натяжки назвать эротической). На мой взгляд, версия Хаджихалилович получилась довольно специфической и заметно отдающей привкусом экспериментального кино, но для интереса рекомендую раздобыть «Изящное искусство» и составить впечатление об обоих фильмах путем сравнительного анализа, попутно наслаждаясь игрой контрастов.
Не знаю, может ли сей факт кого-то заинтересовать, но, признаюсь, этот фильм — единственный, которому я готова поставить совсем-совсем десятку. Для меня — таким было видено собственное детство. Есть одно слово — Ат-мос-фе-ра. И именно такая, которая меня лично не просто цепляет, а с головой захлестывает. Детство. Течение жизни, неспешное, такое как нужно. Ленточки, старые игрушки. Игры на природе. Тихая веселая музыка. Это все звучит так по-детски романтично, так невинно… В самом деле! «Невинность» — фильм, один из немногих, при просмотре которых себя очень сложно убедить, что «это всего лишь кино». Просто удивительно то, как грамотно режиссер сумела подобрать место действия — парк прекрасен сам по себе, как герой фильма! Девочки играют, надо отдать должное объективности, не очень искусно, но от детей большего и не ждешь, вроде, к тому же, это усиливает эффект некоторой документальности процесса съемки (естественно дети стесняются оператора). Естественно — одно из ключевых слов всего фильма — тут естественно все — природа, первичная община, желания, помыслы, страхи… Не надуманные, человеческие, дикие, ничем не укрощенные. Идея такой общины, воспитывающей девочек и готовящей их к будущей социальной роли, была придумана заявленным в титрах философом Франком Ведекиндом, тем не менее экранизация Хаджихалилович ушла далеко от оригинала и переиначила известный сюжет на более… детский лад. У Ведекинда говорилось все же больше о некоем организованном социальном строе, вроде концепции всего государства. Здесь же — просто школа. Такая школа. В фильме многие вещи упрощены, оставлено больше вопросов, но как-то так оставлено, будто зритель — ребенок, и ему вроде интересно, почему небо голубое и цветы растут из земли, да, как в детстве, и без этой информации живется неплохо. Очень грамотный, красивый, «цельный» фильм, из которого нельзя просто так вычленить отдельные преимущественные куски. Для меня безоговорочно - 10 из 10
Когда Бог создавал Землю, он не преследовал конкретную цель, не стремился добиться однозначности. В каждом его детище — в кустах терновника, тропических лесах и шумных водопадах — была многогранность, были сотни вопросов и миллионы ответов. Когда Люсиль Хаджихалилович бралась за работу над «Невинностью» она вряд ли хотела добиться воплощения логичной, понятной и доступной истории. Утопив в изумрудных садах и лианах закрытую школу с громадной территорией, автор заселила свою небольшую Вселенную существами хрупкими и прекрасными — маленькими девочками. Они прибывают сюда в гробах, чтобы жить среди подобных себе юных красавиц и познавать азы искусства танца. Здесь их любят, здесь о них заботятся, но и за непослушание наказывают довольно-таки жестоко. Хронометражем охвачен один учебный год, показанный с ноткой меланхоличного смирения. Так, наверное, старушка, вырываясь временами из плена дремоты, приглядывает за шумными детками в гостиной или ленивый кот поглядывает на вдалеке порхающих птичек. Даже драма, даже боль кажутся какими-то совершенно естественными, обыденными, проходящими. Задача зрителя — привыкнуть к распорядку частной школы, уяснить элементарные правила и наблюдать метаморфозу, описанную очаровательной учительницей. Эти несуразные девочки с одинаковыми косичками и белыми юбчонками должны превратиться в грациозных балерин в костюмах бабочек, чтобы… чтобы отправиться за пределы школы. Что ждет их там — неизвестно, и, возможно, лучше жить по установленным порядкам, подчиняясь чьей-то воле, чем бежать навстречу свободе, не разбирая дороги. Расценивать замысел ленты можно по-разному. Возможно, это просто странная и необычная история о том, как сумасшедшая и деспотичная директриса готовила будущих блистательных балерин, чтобы зарабатывать на них деньги и славу. Возможно, автор с подобной позиции показала бесконечное течение перерождения, подразумевая, что, умирая, мы оказываемся в ином, непривычном, странном мире, где вновь должны перебираться со ступеньки на ступеньку, пока не достигнем новой вершины, и нам не придется переродиться вновь. Прелесть «Невинности» в том, что о ней можно думать что угодно. От этого она не станет конкретнее, не перейдет из стадии эфемерного образа в реальную плоскость. Тем не менее фильм-безделушка навряд ли способен занять даже самых упорствующих эстетов, даром что тех, кто чувствует тягу к женской нежности и взаимовыручке и природной красоте. В остальном, что есть «Невинность»? Беготня маленьких девочек и бесконечный цикл их болезненных метаморфоз. За этим интересно наблюдать, чувствуя себя призрачным духом, парящим над новым, неизведанным миром, но это и быстро надоедает. Бесплодное созерцание порою отдает пресностью.
«Невинность» — фильм, снятый Люсиль Хаджихалилович, женой довольно известного режиссера Гаспара Ноэ. Если честно, мне очень трудно писать эту рецензию, потому что весь фильм представляет собой болото. Оно поглощает тебя, в нем очень противно находиться, но выбраться, никак не получается. Даже зеленый цвет, цвет болота преобладает в фильме, и если в самом начале фильм казался визуально красивым, то позже все зеленые пейзажи вызывали отвращение, тоску. Самое обидное, что я не смогла выключить телевизор еще в самой середине фильма, уже тогда мне показалось, что это не лучший выбор. В глубоком лесу находится закрытое учреждение для девочек. Многие из девочек грезят о свободе, точнее мечтают выбраться наружу. Наставницы девочек — молодые женщины, по слухам они и сами когда-то учились здесь, но за нарушения правил остались в учреждении навсегда. Эти женщины каждый день говорят девочкам, о том, что скоро они подобно гусеницам, превращающимся в бабочек, преобразятся. Так же им напоминают, что скоро у них пойдет кровь! Сообщают это с такими лицами и таким тоном, что создается ощущение, как будто это нечто аморальное, неестественное. И это не единственный пример. Если ссылаться на название фильма, и сопоставлять его с сюжетом, кажется, что с приходом менструации приходит и вся «грязь» мира. Грубо говоря, в детстве ты невинен, а с возрастом становишься порочным. С этим никто и не спорит, в детях гораздо меньше подлости, мерзости ну и прочего, что встречается во взрослых. Но зачем надо было ради простой идеи, которая умещается в одно предложение снимать фильм, который длится около двух часов. Причем одна часть хронометража — это беготня маленьких девочек в белых трусиках. Опять намек на их невинность. А другая часть «красоты» природы.
Фильм «Невинность» от француженки Люсиль Хадзихалилович -то, что мне попалось на глаза во время длительного лавирования по просторам интернета. Запасаюсь снеками, задергиваю шторы, сажусь и включаю фильм. Что я увидела сперва? Затянутые титры. Нудное начало с демонстрацией девичьих ножек в ботинках и белых юбочках. Дооолгие минуты молчания, которые, скорей всего, были созданы для того, чтобы втянуться в атмосферу фильма, но их я потратила на раздраженные мысли: «Господи, когда же эти девочки что-нибудь уже скажут?» Порадовали кадры с демонстрацией природы. Актёры? Что же можно про них сказать? Да абсолютно ничего. Хотя нет -«маленькие девочки». Единственное, что могу сказать по отношению к актёрскому составу. Конечно, сюжет не требует огромных усилий и агрессивно-активной мимики. Больше всего запомнилась Бьянка -не знаю почему, но прониклась к ней внутренней симпатией (наверное, просто она не вызывает такого раздражения). Что же ещё вводит в ступор: девочки ходят, словно аршин проглотив. Да, я придираюсь и к этому, извините. Из положительных моментов можно отметить красоту фильма, его поэтичность. Изумрудно-зеленый лес, река, аллея с фонариками. Что-то волшебное витает в этих сценках, и, если вырезать сцены с девочками, получился бы неплохой релаксирующий фильм. Сравнение с бабочками и радужные ленты -маленькая деталь, которую я нигде ещё не видела. Некоторые видят в фильме намек на педофилию. Возможно, это с непривычки глазу кинолюбителя -назовите мне хоть один фильм, где маленькие девочки купаются в хлопковых трусиках, в них же бегают? Немного смущает, даже меня, не назовите ханжой. Угнетает молчание на протяжении фильма. Нет, я не ждала воя рок-музыки или громких саундтреков — но вот эта тишина заставляет глаза закрываться. Я два раза засыпала при просмотре фильма. Ну что ж, я разделяюсь на две половинки: негодую от столь многочисленных шероховатостей в фильме и восхищаюсь операторской работой. 2 из 10 и то только за природу.
Фильм «Невинность» (Innocence), 2004 — это полнометражный дебют Люсиль Хаджихалилович, который был отмечен премиями на многих европейских фестивалях. Загадочный, странный, призрачный, фильм вводит нас в мир необычной загородной школы-интерната только для девочек, расположенной в таинственном лесу, куда новенькие ученицы прибывают спящими в изящных маленьких гробиках и где их встречают будущие соученицы, девочки от 7 до 13 лет, одетые в одинаковые белые одежды с разноцветными ленточками в волосах. Самые маленькие носят красные ленточки, самые старшие, девочки на пороге девичества — фиолетовые. Использование в фильме всех цветов радуги в цветах ленточек, на мой взгляд, наиболее очаровательная интерпретация метаморфоз взросления, показанная визуальными средствами кино. Действие охватытвает один учебный год и подробно останавливается на историях трёх девочек, самой младшей Ирис, десятилетней Алис (голубая ленточка) и 13-летней выпускницы Бианки. Главное в этом фильме — не столько сюжет и события, но настроение и атмосфера, то яркие, солнечные и счастливые, то через мгновение — пугающие, мрачные и печальные. Всё, что мы видим, показано через глаза и восприятие детей. Это и постоянные перемены, и неотвратимое взросление, которого не всегда с нетерпением ждут, но часто боятся и не понимают. Очень интересны дополнительные материалы к фильму — два интервью с Люсиль Хаджихалилович и интерпретация фильма исполнительницей роли Ирис, 9-летней Зои Оклер. Люсиль упомянула в интервью, что зрители — дети, особенно девочки не имели никаких проблем с пониманием фильма, чего нельзя сказать о многих взрослых, которых фильм озадачил тем, что не дал чётких законченных ответов на вопросы, которые непременно возникают. Любители европейского, особенно французского кино, котоое всматирвается в мир с удивлением и интересом, но не объясняет его, фильм должен понравиться. Роль одной из двух молодых преподавательниц, учительницу танцев, Мль. Еву, сыграла Марион Котийар — до прославившей её роли Эдит Пиаф. И последнее, фильм посвящён Гаспару — Гаспару Ноэ, мужу Люсиль Хаджихалилович. И самое последнее — Люсиль Хаджихалилович — умная, талантливая, очень милая и светлая. Наблюдать её во время интервью, в котором она рассказывала о фильме, о том, что привело к его созданию, как воспоминаиня детства самой Люсиль помоглии ей воссоздать атмосферу взросления ребёнка, было так же интересно, как и смотреть «Невинность». 7,5 из 10
Фильм «Невинность», показывает нам таинственную школу для девочек, которая находится в каком-то глухом лесу, и где практически нет взрослых. Лишь две взрослые женщины следят за девочками. Девочки сами о себе заботятся: самостоятельно просыпаются, одеваются и т. д. Возраст этих девочек составляет примерно от 6 до 12 лет. Так же, в зависимости от возраста девочки носят различного цвета повязки на волосах. Каждый день они играют, занимаются танцами, а вечером ложатся спать и лишь самая взрослая девочка куда-то уходит. Если попытаться выделить главных героев в этом фильме, то можно отметить трёх девочек: Ирис, Алиса и Бьянка. Фильм начинается с того, что в эту школу привозят гроб в котором находится Ирис; девочки охотно с ней знакомятся, хорошо относятся, рассказывают ей что да как. Ирис выдают красную повязку, означающую начальную возрастную стадию. Девочке очень нравится в этом мире, она со всеми дружит, но больше всего она привязывается к самой старшей девочке — Бьянке, на которую и пытается ровняться. Алиса, эта девочка становится одной из главных героинь, уже ближе к концу фильма. Когда школу посещает директор, которая осматривает всех девочек для того, что бы выбрать одну из них и увести с собой. Алиса очень хотела, что бы её выбрали, но в итоге выбирают другую девочку. Алиса очень сильно переживает по этому поводу и на следующий день сбегает из школы — всем остальным сообщают, что Алиса плохо себя вела и больше она здесь не появится. Бьянка, одна из самых взрослых девочек, которая представляла собой образцово показательную ученицу данного заведения. Бьянка успешно проходит весь курс (если это можно так назвать), участвует в театральной постановке, где играет бабочку и покидает это странное заведение, попадая уже в абсолютно нормальный мир, где присутствуют и мальчики. Был и ещё один интересный персонаж в этом фильме — Лаура. Которая в какой-то момент решает покинуть эту школу: садится на лодку, в надежде переплыть на другой берег, олицетворяющий собой свободу, но в лодке оказывается пробоина. Фильм, снятый Люсиль Хаджихалилович, действительно производит впечатление, он представляет собой научное пособие, которое выражено в художественной постановке и написано на метафорическом языке, о взрослении девочек. Школа, в которой всё это происходит так и должна называться: «Нвинность». Она ограждена забором за который, пока никто не должен заходить. Лишь, при достижении определённого возраста и при хорошом поведении, девочки смогут покинуть пределы невинности. Появление Ирис, представляет собой, этакое появление девочки на свет. То есть, Ирис на вид лет шесть, но видимо это тот возраст когда она уже может что-то по-настоящему чувствовать, может уже по-настоящему воспринимать жизнь и осознавать, что с ней происходит. Это тот возраст, когда ребёнка уже можно начинать воспитывать. А до этого она просто росла в гробу и ничего не видела. Происходящее с Алисой, является метафорой к тому, что некоторые девочки хотят раньше срока пересечь границы невинности, и пересекают, но что с ними происходит дальше? Наверное они так и блуждают в этом бескрайнем дремучем лесу. Урсула, ещё одна девочка которая нарушила законы невинности, в итоге тоже пропадает. Женщины, которые присматривают за девочками — это мадемуазель Эдит и мадмуазель Ева, которые в своё время провинились и остались навсегда в пределах Невинности. Возможно они попытались сбежать, но у них не получилось и в качестве наказания они остались здесь до конца своих дней. А Бьянка — это показатель того, что происходит с прилежной девочкой, которая за всё время в этой школе ни разу не ослушалась и когда она, а так же другие девочки с такого же цвета повязками, достигли определённого возраста, они покинули это здание и оказались за пределами невинности, по всем правилам взросления. Дабы намекнуть нам, на то, что же происходит с этими девочками, режиссёр показывает нам гусеницу, которая превращается в прекрасную бабочку и улетает со своей ветки, обретая полную свободу, и ищет себе партнёра для соития. Этот эпизод является своего рода, параллелью с взрослением девочки. Так и в фильме: сначала нам показывают гусениц, которые должны делать всё для того, что бы стать бабочками, и, кто-то из них становится той самой бабочкой, а кто-то навсегда останется гусеницей. Очень понравился фильм своим стилем, своим способом повествования. Хочется отметить и операторскую работу, которая по своему стилю съёмки вводит в какое-то такое смиренное напряжение, превращая драму в триллер по настроению. Люсиль Хаджихалилович проделала очень хорошую работу, которая заставляет думать зрителя. До этого фильма, она сняла лишь короткометражку «Губы Жан-Пьера», которая была снята в похожей технической оснастке, но рассказывала уже о девочке, которая покинула эту самую школу «Невинность» и оказалась в непростой ситуации. Вообще, жалко, что пока исследования «детского взросления» Хаджихалилович, закончились, так как «Невинность» это её последний фильм, потому что мысли у неё очень и очень интересные. Так же в этой тематике, но уже с более острым сюжетом, снимал фильмы муж Люсиль — Гаспар Ноэ, в фильмах которого она тоже принимала участие. На мой взгляд «Невинность» — это самое лучшее творение на тему взросления девочек, из того что проделали Ноэ и Хаджихалилович. 8 из 10
Автор! Если у тебя есть деньги, то снимай фильм так, чтобы зрителю не было мучительно обидно за бездарно потраченное время! Кадр выстроен, операторская работа налицо — но этого слишком мало. Полтора часа любоваться картинкой — это слишком много! Может, кому то нравится тягуче- обволакивающее отсутствие сюжета, но я не на сеансе психической релаксации. Мне еще хочется увидеть смысл не только в картинке, но и в диалогах, которых практически нет в фильме. И посмотреть на игру актеров, которых почти не наблюдается. Ах, ну да! Есть девочки в возрасте от 7 до 12 лет. На радость любителям нимфеток щеголяющие весь фильм в исключительно белых маечках-трусиках-носочках-юбочках. А! Вот где собака порылась! Ведь белый цвет — цвет невинности. Понимать надо! А для тех, кто не понял, даже фильм назвали символично. Философия, однако! 2 из 10
Большая часть фильма воспринимается как мистическая сказка о маленьких девочках. Они находят гроб с огромной звездой на крышке, под которой появляется девочка азиатской внешности. Но удивления на лицах нашедших нет. Очень странно. Кажется, это обычный ритуал для приведения маленьких в эту странную таинственную школу(?), где они знают свои права и ведут себя вполне уверенно и естественно на первый взгляд. Цветовые ленточки определяют возрастную категорию. Самая последняя категория лент вскоре должны покинуть то ли приют все же, то ли необычайную школу. Одна из них уходит вечерами по лесной тропинке под зажегшиеся фонарики неизвестно куда и неизвестно что делать. Другие тщетно пытаются сбежать посредством быть выбранной директрисой, либо своей собственной смекалкой. Только сейчас это всё тайна. Вскоре находишь, эти отрывки сюжета не могут составлять полноценный сюжет. Кино предстаёт некой метаморфозой, неоднократно намекавшей нам и бесстыдно тыкавшей пальцем в самую бабочку, без чего мы догадались бы едва о чем молчат и играют девочки. Природа-источник знаний, эмпиризм, подражание и привязанность к старшеньким, выращенным на той же чистой основе — хороший грунт для взращивания в себе гуманных основ. Весь этот период и зовётся невинностью. Фильм о нас, девочках, о взрослении каждой изнутри. Ни у кого теперь не вызовет диссонанса называть «маленькие ножки», «разнообразие ленточек» или «бархатно-нежные крылышки» Невинностью. 8/10
Любой этап жизни — это испытание. В чем ценность этого фильма? Думаю, картина «Невинность» раскрывает тайну (или описывает её) девичьего детства. Ведь нет однозначных понятий. Невинность — понятие так же не однозначное. Вспомните, как Ирис била за «любопытность» её приятельница. Они беззащитны, им дана свобода, но их наказывают. Сколько раз на протяжении фильма было произнесено слово «запрещено»? Я не считала. Фильм такой как надо. Это то, что надо было увидеть, услышать, прочувствовать. Но понять что-либо можно лишь понимая это на подсознании до. Так что, не многие смогут проникнуть в глубины этого тайного леса невинности.
Фильм можно воспринимать как повесть о жестокой реальности, где все покупается и продается, либо как красивую метафоричную сказку о взрослении и становлении личности. В первом случае все, что мы видим: высокие стены, страшный пруд, таинственные прогулки старших девочек и театр, — предстают ярмаркой чистых душ, их тюрьмой. Ведь известно, что больше всего ценится в нашем испорченном, порочном мире — чистота. Невинность. За истинную невинность заплатят сполна. Если же не понимать все буквально, даже саму смерть, то в конце захочется улыбнуться, а не заплакать. В этом фильме множество граней, множество тем и прекрасное художественное оформление мысли. Образы. Образ воскрешения. Девочки прибывают в «школу», лёжа в очаровательных гробах со звездами-окошками. Как бы прощаясь полностью с прошлым, умирая для всех. Образ-бабочки. Радуга на ленточках учениц… Характеры героинь столь же неоднозначны. Поиск правды и покорность, интерес и страх, хрупкость и жестокость, одна бьется об стекло, силясь освободиться, другая не мыслит жизни вне их «банки», бабочки, птички, лисички, дети… девушки, женщины. Лично я бы картину порекомендовала всем, кто любит любоваться и думать. 10 из 10
В фильме я не увидела религиозных задатков, хотябы потому что директриса выбирающая раз в год девочек, имела вид скорее владелицы публичного дома, чем монахини. Она выбирала девочкам по зубам, физическому сложению, их красоте, пластике. Милая красивая учительница хореографии, в конце фильма закурила как проститутка папиросу. А бабулька, обслуживающая девочек, намекнула что теперь они не пропадут, потому что умеют зарабатывать деньги ногами. Это все не похоже на райское место после смерти. Вообще фильм настолько растянут, что подобное занудство мешает рассмотреть главное, заставляя концентрироватся зрителей на мистической завязке. Хотя по большому счету никакой мистики не было изначально, зритель переживает те же чувства, что и прихожанки этого места. Каждый почувствовал себя на минутку ребенком, оказавшись на месте маленькой девочки. Окунулся в атмосферу невинности, искренности, чистоты. Мир в котором нет денег, алчности, злобы, насилия, зависти — все равны. Мир где ты сливаешся с природой, стаешь с ней единым целым, теряешь ход времени. Еда пресная, жизнь скучная — нет никаких развлечений, знаков цивилизации — книг, телевизора, радио, компьютеров. Всего того, что видят в таком возросте дети — которые теряются среди разврата, убийств, материального грязного мира. Эти дети не знают что такое природа, они не умеют любить, заботится, они видят ту сисетму поведения, которая придумана взрослыми. А в этом заведении, для детей пример приподаю такие же дети — они впитывают законы из среды, друг у друга. Эти девочки чисты душой и помыслами, они теперь смогут увидеть среди злобного мира нечто чистое, доброе, невинное, радостое. То, что вложено им с детства, в том возросте когда дети подвержены влиянию больше всего. Эти девочки смогут оценить по достоинсту ЖИЗНЬ, все то чего они были лишены. И когда они попадают в новый мир, мир цивилизации, домов и автомобилей — они моментально находят частичку природы, в виде струящихся водных потоков фонтана. И искренне радуются ей, наслаждаются этим моментом. Девушка Беатрис, она истинно невинна и душой и телом — НЕВИННА и нетрунута ни физически ни цивилизацией. Она готова к тому, чему дано не каждому — к любви, заботе, поддержке, взаимопониманию…
Необыкновенный фильм с присущей ему тайной — одновременно пугающей и притягивающей. Фильм, показывающий становление девочек с 7 до 12 лет. Фильм о том как важны поддержка и любовь, особенно в детском мире. И особенно в мире девочек, для которых тайна — это не только то, что их ждет за стенами интерната, для них тайна — вся жизнь. И сами для себя они пока еще тайна.
Несведущему зрителю, не ознакомленному с первоисточником (повестью Франка Ведекинда) трудно будет судить о смысле картины, но у него есть и свои, особые преимущества — свободный полёт фантазии. Я и сам являюсь таковым наблюдателем, поэтому выскажу свои впечатления с этой точки зрения. Приют для бабочек Туда попадают только девочки. Туда попадают только маленькие гусеницы, забывшие о прошлом, не ведущие о будущем, существующие в настоящем. Они попадают туда, что бы стать бабочками и упорхнуть в неизвестность. Они были детьми и имели не по возрасту проницательную душу. Их глаза были наполнены вечной печалью взрослого детства. Перед ними стояла цель — перевоплощение. Кто-то стремился покинуть приют, кто-то желал остаться, кто-то умирал, а кто-то уходил навсегда. Они поступали сюда в гробах с высеченной звездой на крышке. Забыв о прошлом. Прошлое исчезало, будущего, как будто не существовало, а настоящее медленно протекало своим чередом, как речная вода. Они должны были стать бабочками. Окрестности приюта бабочек Изумрудный лес и загадочная речная вода, с которой всё начиналось. Воздух, пропитанный тайной, а может быть очевидностью. Тёмные коридоры, каменные лестницы, скрипящие дверные замки… и тишина. Там развивались будущие бабочки. Там они существовали. Бездонные лодки, неприступные стены. Гром и солнце, дождь и снег. Всё это сопровождало их жизнь. Благоговея перед природой, нетрудно было порой стать частью её. Она давила, заставляла ненавидеть, а иногда и бежать от своей пугающей красоты. Природа всегда ловила в капкан непослушных, обрекая их на вечное собой любование, проникая в глубины подсознания. Лишь немногим удавалось её обмануть. А может просто это она иногда была способна на милость? Бабочки на воле Каждая гусеница должна была пройти свой путь становления, путь реализации, путь перевоплощения. После этого бабочек выпускали на свободу в пугающею неизвестность, но не все находили радость в тревожном ожидании встречи с ней. А вдруг воздух окажется слишком жёстким для нежных крылышек? Таков был порядок. Переход от настоящего к будущему — вот что являлось главным эмоциональным переживанием в жизни полубабочки-полугусеницы. «Скоро вы нас забудете» Быть может, это была правда, ведь они так привыкли жить настоящим. Свет, простор, небо, синева, свет. Изумрудного леса не было, властной природы не существовало. Вода. Сильная струя, мчащаяся вверх, всё дальше и дальше. И бабочка вспорхнула, впервые. Она расправила крылышки и порхнула на встречу «теперешнему»», купаясь в голубых струях фонтана. Люди любят красивых бабочек, так почему бы бабочкам не полюбить людей, которые любят их? Поймать бабочку несложно, тем более когда она не противится и так похожа на красивую девочку. Тогда бабочка подлетит ближе, коснувшись украдкой своими крыльями… мальчика. Послесловие про бабочек Меня навсегда околдовал этот странный фильм, своей непередаваемой атмосферой. А сразу после просмотра возникла интересная мысль. Ведь мир, в большинстве своём живёт по законам бабочек. Некоторые до конца своих дней остаются гусеницами, на это влияет как правило неправильное развитие, но это уже другое кино. А что касается бабочек — могу сказать одно, их надо беречь и тогда мир станет намного красивее.
В основу сценария своего фильма Люсиль Хаджихалилович взяла написанную в 1888 году символистскую новеллу Фрэнка Ведекинга «Mine-Haha: The Corporal Education Of Young Girls». События разворачиваются в таинственной школе, расположенной за глухим забором посреди дивной красоты изумрудно-зелёного леса. Здесь, в уютных домиках, живут маленькие девочки, одетые в одинаковые белые одежды, отличаясь друг от друга только цветом вплетённых в косы шелковых лент: чем старше возраст — тем темнее лента. Каждое утро, взявшись за руки, девочки отправляются в учебный корпус, где их ждут благожелательные преподавательницы. Стройная мадемуазель Ева (Марион Котийяр) преподает хореографию и учит танцам, хромая мадемуазель Эдит (Хелен Де Фугероллес) рассказывает своим подопечным о природе окружающего мира, раскрывая ученицам тайны их будущих превращений. Пененесённый на экран символизм новеллы Ведекинга состоит в проводимой здесь параллели между происходящим в природе перерождением неуклюжей гусеницы в изящную бабочку, и воспитательным процессом этой уникальной школы, где из угловатых девочек растят… Впрочем, кого воспитывают из этих девочек — судить всем и каждому, кто решит уделить внимание просмотру этой картины. При неторопливом спокойствии, действие фильма, почти на всем его протяжении, пронизано саспенсом, тревожным ожиданием чего-то страшного и трагического, пусть не кровавой расчленёнки, но хотя бы маньячного вторжения каких-то неведомых сил, глухими стуками нарушающими тишину окрестного леса. Длинные аллеи, освещённые жидким светом мерцающих фонарей, потайные двери, ведущие в загадочный театр, где каждый вечер, нарядившись в костюмы бабочек старшие девочки, под хриплую музыку со старой пластинки, разыгрывают перед невидимой публикой один и тот же танцевальный этюд. Энтомологические наблюдения. Пронзённые булавками тела. Как будто в банке. Уйти нельзя, скрыться невозможно. Терпкий туман каменных коридоров, день созревания, полёт. Куда? Мальчик.