Как совместимо оперное и кинематографическое искусство? Сперва кажется, что это просто невозможно. Действительно, рассмотрим, что пленяет нас в театре — реальность происходящего, живые люди и голоса, возможность ОШИБКИ любого актера и то, как он ее избегает, совершая единственно правильное действие, некая таинственность, мистичность, атмосфера (полусвет, абсолютная тишина многотысячной аудитории) окутывающая с ног до головы… Проще говоря активная сопричастность (не зря ведь греки делали такой акцент на зрителе, буквально вводя его к действующим лицам). И перенести живое, трепещущее оперное движение на механическую ленту с частотой 24 кадра в секунду и стерео-звуком крайне проблематично. Но этой проблемы будто и не существует для Франко Дзифирелли. Следует заметить, что возможностью преодолеть косность и сухость кинематографа он обязан не только своему таланту, но и своему ближайшему другу и покровителю, гиганту кинематографа — Лукино Висконти (к слову воспитавшему и многих других именитых личностей, например, М. Антониони). Именно Висконти увидел в необразованном выходце из бедных слоев будущего режиссера мирового масштаба и научил видеть мир с «аристократической» точки зрения. Ведь «Травиата» — это не только красивая трагическая история, гениальная музыка, разобранная «на цитаты» (даже если вы впервые слышите о Верди, вы поймете, что уже сотни раз его слушали), но и, не в последнюю очередь, насыщенная, яркая, почти художественная картинка. Богатейшие, аккуратно заснятые буржуазные интерьеры; масштабные, взрывоопасные балы; мягкая и величественная природа; игры светотеней, полутонов, отражений — все это выглядит величественно! Как и должно выглядеть искусство конца XIX века. Но что же красивого в довольно банальной истории о любви, слышанной уже сотни тысяч раз? Богатая куртизанка из Парижа (Виолетта — В.) влюбляется в видного господина из провинции (Альфонсо — А.), оставляет свое ремесло, распродает все имущество и уезжает к своему избраннику. Отец господина А. закономерно оказывается противником их союза и, играя на самых чистых, нежных и возвышенных струнах души несчастной вынуждает ее отказаться от своей любви. Разыгрывая роль изменницы, бывшая куртизанка В. разжигает в своем возлюбленном гнев и ревность, что приводит его к дуэли. Конечно, впоследствии все вскрывается и, пройдя испытание разлукой и страданием, любящие сердца вновь вместе… НО слишком поздно, ведь рок не дремлет. Благодаря вплетению мотива судьбы, фильм(-опера) из стандартной мелодрамы переходит в область глубочайших древнегреческих трагедий. Уже вначале героиня предвидит свое будущее (как и зритель, ибо картина начинается с конца). Вопрос лишь в том, каким путем она пойдет к закономерному финалу — широкой дорогой забвения в минутных, мгновенных радостях плотских (и других) услад или узкой тропкой горькой любви, страданий и лишений. Когда к ней является отец А. и требует разрыва отношении, следует иметь ввиду, что, фактически, она идет на это не из-за страха, почтения или каких-то «слишком человеческих» аффектов, а из-за ее абсолютного отношения к абсолютному повелению судьбы. Ситуация аналогичная сцене из Библии, где Авраам несет самое дорогое и близкое его сердцу (собственного сына) на заклание в жертву ВЫСШЕМУ. Ведь она могла бы отказаться, открыться А., сбежать и жить с возлюбленным в уединении, вдали от общества и предков. Но тогда — это уже не абсолютная любовь, а героиня уже не «рыцарь веры». Что же она получает в награду за свои духовные борения и жертвы. Она НЕ ждет награды, да и вообще все остальные чувства кроме истинной любви (только к кому — А. или Богу) ей совершенно чужды. Единственное, что остается доступно нашему взору — в последней сцене ясно видно, что в то время как ее дух достигает наивысшей ступени очищения и чистоты, тело, будто ненужный груз (как при подъеме воздушного шара) падает всей тяжестью вечного закона земного притяжения. Спаслась ли она, не напрасны ли были ее страдания, столь абсурдные поступки, жертвенность? Этого нам знать не дано, ведь все, что от нее осталось — печальная история о «заблудшей»(traviata) куртизанке, не побоявшейся заглянуть в бездну истинной любви.
«Травиата» Дзеффирелли — непревзойдённый шедевр, очень удачное сочетание театра, оперы и кинематографа. Впрочем, это и неудивительно, учитывая, кто режиссёр. Всё, что ставил великий Дзеффирелли — от опер до фильмов — шедевры, поражающие не только своим размахом и красотой, но и великолепным знанием Дзеффирелли всех мельчайших нюансов искусства, полным погружением в эпоху. Музыка Верди божественна, она столь проникновенна, что щемит душу, а замечательная игра и чудесные голоса исполнителей великолепны. Сюжет динамичен и не заставит скучать даже людей, далёких от оперы. Это надо слышать и видеть. Драма Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» и опера Джузеппе Верди «Травиата» ставилась в театрах и кинематографе бесчисленное количество раз. С полным основанием можно утверждать, что этот сюжет — один из самых востребованных в мире постановщиками и исполнителями, и один из самых любимых читателями и зрителями. Из всех постановок, которые я видела, больше других люблю этот фильм-оперу Дзеффирелли, а из всех исполнительниц роли Маргариты Готье (в опере её зовут Виолетта Валери), которых я видела, больше других люблю Терезу Стратас. Канадская певица и актриса Тереза Стратас как нельзя лучше подходит для этой роли, по моему мнению: её громадные сияющие глаза на бледном лице и точёная хрупкая фигура, её лёгкие, порывистые движения, обнажённая экзальтация чувств её героини, — всё в точности совпадает с первоисточником, по моему мнению, ведь именно такую Маргариту (Виолетту) создали Дюма-сын в своей пьесе и Верди в своей опере. Пласидо Доминго — один из признанных мастеров мировой оперной сцены, для поклонников оперы и этого исполнителя — роскошный подарок. Его Альфред аристократичен и холодноват, по контрасту со страстной и экзальтированной Виолеттой-Стратас, и вместе они создают очень гармоничный, незабываемый дуэт. Несколько разочаровал меня в этом фильме-опере только Корнелл МакНейл в партии Жермона. Я слышала гораздо более мощные и выразительные голоса и видела гораздо более интересное решение этой роли. Но в целом МакНейл неплохо вписывается в ансамбль солистов. Особенно трогает до глубины души сцена, когда Жермон приходит к Виолетте просить её написать письмо к Альфреду, в котором она сама якобы порывает с ним. В этой сцене, действительно, хороша не только Стратас, но и МакНейл. Этот фильм-опера ценен ещё и тем, что в эпизодическом танцевальном номере блистают наши великие звёзды русского балета: замечательный творческий и семейный дуэт — Екатерина Максимова и Владимир Васильев. В фильме-опере задействованы хор и оркестр американского театра «Метрополитен-опера» под управлением великого дирижёра Джеймса Левайна, бессмертная музыка гениального Верди звучит просто божественно. Лично я не слышала и не видела под управлением великого дирижёра Джеймса Левайна проходных, невеликих или некрасивых спектаклей. Такое удачное сочетание стольких великих гениев в одном фильме создало поистине непревзойдённый шедевр мирового искусства. С этого фильма-оперы можно и нужно начинать приобщать людей к оперному искусству: даже людям, далёким от классического искусства, будет всё понятно без перевода, и вряд ли может оставить кого-то равнодушным. Не говоря уже о том, что для людей, любящих и ценящих оперу — этот фильм — бесценный подарок. 10 из 10
Я не самая большая поклонница классической музыки, но этот фильм, поставленный по опере Верди «Травиата» меня поразил. Во-первых, актерами, Пласидо Доминго и прекраснейшая Тереза Стратес. Во-вторых, декорациями, они были великолепны. Картины бала, чудесные костюмы, облик людей того времени — трудно оторвать глаз. И, конечно же, музыка. Эта чудесная музыка о трагической любви. 10 из 10