Горькая луна: отзывы и рeцензии

only79
only7914 июля 2019 в 02:04
Абьюз во всей красе

Странно, конечно, смотреть фильм в 2019 году и удивляться тому, насколько юный Хью Грант милый и привлекательный, однако, к делу это отношения не имеет. Тем более, что во всем остальном 'Горькая луна' выглядит невероятно актуальной. Герои Гранта (Найджел) и Скотт Томас (Фиона) - супруги с семилетним стажем. Фильм с самого начала заявляет о том, что срок совместного проживания - приличный, явно не все у пары гладко; даже сам факт того, что они отправились в круизное плавание с непонятными призрачными мотивами, говорит о многом. Легкая нотка разочарования друг в друге, отсутствие близости и, возможно даже, былой любви, очевидно прослеживается при взгляде на Найджела и Фиону. Впрочем, вскоре сопереживать им становится даже как-то неловко, потому что зрителя знакомят с подробностями личной жизни других туристов на лайнере - Мими (Сенье) и Оскара (Койот). История этой пары рассказывается самим Оскаром Найджелу, и вместе с ним зритель окунается в подробности...даже не знаю...любви? страсти? похоти? Мими и Оскар воспылали чувствами друг к другу с первого взгляда, и казалось бы, начало такое романтичное, но не тут то было. Дальше мы узнаем подробности далеко не банальной любовной истории, а самых настоящих разрушительных отношений. Надо отметить, что история преподносится очень грамотно - прерывается на самых интригующих моментах, подогревая интерес к продолжению, акцентирует внимание на важных деталях. По мере продвижения рассказа, отношение к персонажам меняется - от раздражения к жалости, от уважения к презрению. Мими и Оскар - это воплощение абзьюзивных отношений. Ничего нормального в них нет, если, конечно, использование друг друга, унижение, гипер-похоть и прочие 'прелести' взаимоотношений, не кажутся вам нормой. Как во всем этом оказались замешаны Найджел и Фиона - лучше узнать самостоятельно, ибо эта рецензия рискует скатиться в спойлеры. Какие выводы заставляет сделать этот фильм? 1. Если однажды в автобусе вы встретили очаровательную женщину с томным взглядом, задумайтесь, стоит ли ее искать. 2. Если у вас с мужем (женой) после седьмой годовщины свадьбы наметились проблемы в отношениях, отправляться в круизное плавание до Индии - не лучшая идея. (Говорят, что семейные психоаналитики нынче недорого берут). 3. Если вы все-таки отправились в круиз, не забудьте таблетки от укачивания. На море редко бывает штиль. 8 из 10

sofiyask
sofiyask28 августа 2013 в 12:12
Изучая страсть

На просмотре этой картины ко мне пришла одна мысль (точнее слово): она изящная. Роман Полански изящно снял кино о губительной и слепой страсти. Того, на что это похоже, не существует. Мне почему-то так показалось. Фильм каким-то магическим образом приковывает к экрану. Интриги, которые никак не назовёшь нормальными, естественно заставляют не симпатизировать героям. Однако мастер Полански рассказывает историю динамично и реалистично. До горькости реалистично, приправляя при этом картину просто потрясающе снятыми эротическими сценами. Чего только стоит сцена приватного танца Мими Оскару. Она снята просто шикарно. И с хореографической точки зрения безупречна. Я в восхищении наблюдала за природно раскованными дикими движениями Эммануэль Сенье. О чём кино? - спросите вы. О страсти: о том как она рождается, как затухает, во что может трансформироваться. Роман Полански исследует страсть как явление разрушительное, многогранно обыгрывая всю эту историю. Он не зря говорит о пагубности страсти, абсолютизируя своё утверждение. Все прекрасно знают (либо из книжек, либо на собственном опыте), что слепая страсть ни к чему хорошему не приводит. Из неё рождается ревность. Из ревности растёт недоверие. От страсти к ненависти путь гораздо ближе, ежели от любви к ненависти. Тут такая тонкая грань между этими сильными чувствами...Кино не только о страсти. Оно и о любви в какой-то степени. О том, как люди внезапно теряют близость. О том, как кто-то кого-то держит. И непонятно, кто ещё любит, тот, кого держат, или тот, кто сам держит. Эта история горька, как и её название. Она беспросветна, и у неё не может быть иного финала, кроме того, что есть. И во многом она жизненна. Покорила актёрская игра Питера Койота, которого я видела в 'Спеши любить' (пастором был). Его герой централен и он настолько интересен! Всё: от его взгляда до его шляпы - безупречно и вызывает интерес. Такая персона non grante. Эммануэль Сенье, отвлекающая своими широкими бровями (нет, ну правда: сосредоточиться на её эмоциях из-за них невозможно) очень ярко сыграла. Необычно. Её героиня - девушка характерная. И если бы не эти брови, я назвала бы её неземной красавицей. Хотя и так она эффектна (одни только волосы чего стоят). Порадовали 'клерки' Хью Грант и Кристин Скотт-Томас. Они по фильму незаурядны и просты. Скотт-Томас люблю и рада видеть её в любом образе. Хью тоже люблю, но сам факт, что этот любитель ромкомов снялся у самого Полански меняет в корне моё отношение к нему, поворачивает меня на 180 градусов. Естественно в положительную сторону. Грант прямо поднимается в моих глазах. А вообще 'Горькая луна' Полански - произведение элегантное и конечно трагичное. Порой по-Шекспировски, Полански демонстрирует свой талант в жанре психологического триллера (В 'Пианисте' тоже). И скажу, что ничуть не разочаровывает. Я смотрела с неподдельным интересом и удовольствием. Такое удовольствие бывает только от кино хороших режиссёров. 8 из 10

LeoLou
LeoLou2 ноября 2011 в 11:54
'Мы в ответе за тех, кого приручили'

Как бы так сложить все свои мысли после просмотра. Тут ведь целая жизнь - не меньше! История в стиле Захера-Мазоха о любви, страсти, похоти, о жалости, унижении и разрушении одной личности другой. На последнем мы остановимся в первую очередь. Рассмотрю пока героев, а потом как пойдет. Мими - простая и в общем-то милая девушка, впоследствии ставшая Женщиной, желающая любить и быть любимой. Пала жертвой этой самой любви. Упала после пары метких ударов и не смогла подняться - только надела новую маску. Распятая на кресте страсти, любви, привязанности, желания быть любимой, неспособная бежать, хоть и ноги не были связаны, она умерла... и возродилась совсем другой. Полумертвой, холодно и с болезнью внутри. Что за болезнь? Гипертрофированная любовь, израненная и покрывшаяся колючками любовь, неспособность отпустить, слабость и сила в одном лице, слабость в неумении взять себя в руки, перетерпеть, смириться, сила в том, чтобы постоянно сыпать соль на рану, мучась с человеком, который уже не любит. Мими не стала счастлива и этот новый образ ни коим образом ее не спас. Жестокость ни одной женщине не к лицу. Она делает ее мертвой. Жестокость - противоположность того, что делает женщину Женщиной. Оправдывает свою привязанность всеми возможными способами. Оскар - типичный герой нашего времени, немного циничный, немного эгоистичный и желающей жить ради себя одного. Влюбился, поигрался, облизнулся, скушал все до капельки... ну и все... источник иссяк. Но не тут-то было... 'Мы в ответе за тех, кого приручили'. Считал, что попал в клетку из прутьев сделанных столь крепкой и сильной любовью своей уже бывшей девушки. Он пытается бросить ее - она не уходит, он создает ад для нее, надеясь, что она уйдет. Но она не уходит, только постепенно ожесточается. 'Если жалость нестерпимо мучает меня, что остается мне, как не кидать камни в тех, кто ее вызвал' И он кидает. Обрушивает каскад камней на эту жалкую девочку, но наконец она исчезает. В тот момент, когда Мим в прошлом, он пребывает в эйфории от свободы. Он хочет испробовать все то, что 'отняла' у него Мими, от чего огородила его, будучи рядом. Но, эта самая свободная жизнь ни коим образом не помогла Оскару встать на путь исцеления, он бросает писать, он ублажает тело и больше ничего. Вступив на путь похоти однажды, выбираешь этот путь на всю жизнь. Он окрашивает ее в алый. И он будет возвращаться вновь и вновь, куда бы он ни бежал. Раскаивается, как любой потомственный искатель сладострастия только когда жизнь ударяет под дых. Симпатия. Страсть. Скука. Боль. Унижение. Боль. Конец...? Нет. только начало..: '..так не доставайся ты никому!'...кроме меня. И Мими об этом позаботилась. Инерция от той самой любви, которую так сильно втоптали в грязь настолько глубоко, что уже и не вытащить торжествует внутри героини, и она уже не может не вернуться. Она не умеет не возвращаться. Но она по-прежнему униженная. А он по-прежнему 'тигр' Даже несмотря на то, что ей позволено издеваться над своим мучителем, она вернулась и этим она снова призналась ему в любви. Триумф, смешанный с болью, построенный на ней. Победа в нечестном бою, который уже давно закончен. Но ей это не понятно и ему - тоже. Умейте сказать стоп. Но не этому фильму. Возможно, он чему-то научит Вас. Ведь что-то они сделали не так. Но что? Что? Я прожила этот фильм вместе с Мими, смотрела ее глазами до того момента, как она совсем сломалась. Остальную часть - смотрела я. Фильм, переполненный зрелостью и опытом, но и невинностью 'жертвы', неопытного с точки зрения таких отношений героя Хью Гранта. Здесь все немного за краем, здесь все вот-вот свалится за борт. Каждый получил несоизмеримо много, каждый потерял еще больше. Но так и не смог уйти, потому что яма, в которую они упали - слишком глубока. И она затянула туда и других... Разрушив друг друга до капли они ищут новый источник и заражают уставшую пару, вносят точки, разлад, войну. Здесь не кого осуждать. здесь просто надо делать выводы. такое бывает. Это правда. 10 из 10

Luanda
Luanda4 августа 2010 в 10:17
Slave to love. Почти античная трагедия.

«Горька Луна» - фильм, подобный музыкальной импровизации, экспромту на тему любви. «Горька Луна» раскрывает это чувство откровенно со всех сторон. Любовь как чудо. Любовь как страсть. Любовь как разрушающий яд. Мэтр современного кинематографа решается на интересный эксперимент по исследованию граней любви, на главную роль выбирая свою собственную жену – непревзойдённую Эмманюэль Сенье и харизматичного Питера Койота. Каждый из них создаёт целую галерею образов мужчины и женщины – в рамках одного фильма. Вступление. Случайная встреча в автобусе, внезапная доброта постороннего мужчины, свежая красота незнакомки. Зарождение любви. Робкой и нежной любви–сомнения, любви–загадки. Развитие. Игра и танец двоих. Мими воплощает собой любовь–обожание, любовь-желание отдавать. Оскар олицетворяет любовь–вожделение, любовь - желание владеть. Герои слишком глубоко заходят в свою страсть, заводя чувства в пресыщение и скуку. Поланский строит фильм словно из кубиков, и следующий – смерть любви. Переломный момент. Оскар воспринимает этот факт как данность – хладнокровно и беспристрастно. Но для Мими это подлинная трагедия. Любовь – страдание, любовь – крик о помощи. Любовь превращается в ненависть, предательство, жестокость. Столь яростно желая друг друга, Мими и Оскар стали близки до той степени, что делает их неразделимыми и в ненависти. Финал. Кульминация истории (это Вы должны увидеть сами). Исповедь завершена. Кинолента Романа Поланского неоднозначна. Фильм местами наполнен нежными, возвышенно – романтическими мотивами, местами – вызывающе циничен, вульгарен, местами – смело эротичен. При этом многообразии, Поланскому удаётся сохранить гармонию. Кинокартина привлекает и отталкивает тем, что позволяет себе вторгаться в интимную зону зрителя, подходит уж слишком близко. Залезает под кожу. Поэтому не забывается. Вероятно, «Горькая Луна» - одна сплошная гипербола, взгляд под микроскопом, но стоит отстраниться, и здесь можно отыскать кусочки мозаики своих собственных отношений. Почти античная трагедия. Я люблю этот фильм.

Кинопоиск
Кинопоиск10 февраля 2009 в 16:49
Гениальный и жизнеутверждающий Роман Полански

Роман Полански - это гениальный и стильный режиссер по причине своей высококлассной кинематографии, каждый фильм - шедевр и это без комментариев - таким даром его наградила природа. А жизнеутверждающий... Знаете, прочитала бесчисленное количество рецензий по поводу 'Горькой луны' - все верно написано по поводу профессионализма снятого и классной игры актеров. Но разрешите возразить по поводу того, что фильм мрачный, с плохим концом, что после него навзрыд плакать хочется. Я смотрела этот фильм довольно давно и не могла оторваться от экрана, за душу хватал каждый кадр и совсем не потому, что сочувствовала главным героям. Каждую секунду этого фильма меня непременно преследовала одна навязчивая мысль: 'Как же сильно этот Полански любит свою жену, если не постеснялся снять ее в таком странном качестве!' И все ее горькие признания на коленках, и ее месть, и его старческий маразм - все это не вызвало во мне ничего грустного и темного, ничего отвратительного. Просто есть такая народная мудрость, которая гласит, что чем счастливее человек, тем он глубже старается спрятать свое счастье от всего мира. Исходя из этой фразы скажу, что Полански ко времени экранизации этого фильма прожил со своей очаровательной и невероятной Эммануэль, которая светится изнутри каким-то божественным теплом, где-то примерно около 7 лет. Она беспорно потрясающая женщина - очень красивая и талантливая, просто музейная реликвия, сейчас таких мало. И все эти годы он безумно ее любил! И словно чтобы спрятать поглубже свое истинное к ней отношение, он подверг ее такой 'унизительной' роли брошенной женщины и такому трагическому финалу. Но мне не было за них страшно. Это ведь всего лишь кинематограф. Почему-то в этом фильме, как ни в каком другом (может быть, на подсознательном уровне) он безапелляционно подвел финальную черту своим страданиям и мытарствам. А их в его жизни было с избытком, начиная с фашистских лагерей, дальше трагическая смерть его беременной жены (вот от чего у меня действительно кольнуло сердце) и заканчивая идиотскими обвинениями по поводу насилия малолетней девочки, из-за которых он чуть не сломал себе жизнь и карьеру. Обвинения тех лет довольно сырые, и в это слабо верится. И вот судьба ему в награду подарила изумительную женщину - умную, красивую, талантливую, домашнюю, одновременно очень сексапильную, на которую смотришь и насмотреться не можешь! Ну конечно же это роскошная и утонченная француженка Эманнуэль Сенье, которая родила ему долгожданного ребенка! И может быть, зная это (а я собственно человек не фанатичный и не склонный к слепому поклонению), мне каждый кадр фильма грезилось только одно - Полански так сильно любит свою жену, так сильно ее боготворит, так ей благодарен за свою тихую гавань, к которой он наконец причалил, что ему даже становится за это стыдно перед собой, и главное, страшно, что это всего лишь сон. И, наверное, поэтому, чтобы не 'сглазить' свое долгожданное человеческое счастье, он не постеснялся и даже счел своим долгом снять Эммануэль Сенье в таком ужасно мрачном контексте. Но ведь это всего лишь кино. Просто Полански мастерски ведет зрителя по лезвию ножа. Он словно незримо показывает зрителю, как тонка эта грань между счастьем и фатальным концом. И совсем не обязательно в реальной жизни хвататься за пистолет, кому-то мстить, кого-то унижать и ставить на коленки. В 'Горькой луне' Полански учит как раз светлому и доброму, он раскрутил эту историю со всеми ужасами, чтобы уберечь кого-то (и себя тем более) от такого ужасного финала. И на самом деле это исповедь влюбленного и счастливого человека, который каждую секунду боится 'соскочить' с этой сладкой неги. И уж, конечно, никакой он не извращенец и маразматик. Роман Полански - поистине невероятно талантливый режиссер и любящий мужчина, который знает, что такое трепетно любить и боготворить женщину! А фильм ведь для вас, милые зрители, и это история про то, как не надо поступать и чего нужно боятся.

LonelyThrowBack
LonelyThrowBack25 июня 2022 в 16:59
Соблазняющий симбиоз

Эротический триллер Романа Поланского прекрасно отражает созависимость партнёров, передаёт опыт закрытой супружеской пары и выводит на свет скрытые желания. Довольно интересное повествование открывает экспозиция на круизном лайнере, где пара главных героев Хью Грант и Кристин Скотт Томас знакомятся с очень странными спутниками. Кажется, что обычные пассажиры морского транспорта, общие впечатления от поездки, подготовка к празднику, но благодаря интересному и необычному сочетанию Питера Койота (здесь предстаёт инвалидом) и Эмманюэль Сенье, интерес к жизни героя привлекает своей подробностью. Лента пускает юного Хью Гранта в подробные рассказы Питера, погружающие и зрителя, и героя во флэшбэки, наполненные страстью и влечением. Зачем этот приём в целом был нужен? Чтобы скоротать время, побеседовать со странным незнакомцем. Влечение представлено в двух сюжетных линиях, и если сильные эротические подробности затмевают спокойное восприятие, то в действительности на корабле наступает посредственное влечение, основанное на подробностях рассказов. Интересный приём применил Полански, сильнее погружаясь в жизнь Койота, основываясь на возникающем желании женщины, раскрытии души и влюблённости. Что таит в себе красота и непорочность, на первый взгляд представляющие главную героиню? Страсть, безумное влечение, которое постепенно набирает тон недетских игр, сексуальных экспериментов и нехватку ощущений. Влияние сюжетных линий друг на друга позволяют увидеть перемену в восприятии Эмманюэль в настоящем, пока в прошлом страсть и влечение сменяются скукой и саморазрушением. Вспышка, внезапно застигнутая страстью главных героев, начинает постепенно угасать, что отражается поначалу в скуке, в поиске чего-то нового, переходя в постепенное отрицание происходящего. Здесь нет расценивая на ум и кругозор, здесь нет акцента, что секс и БДСМ как-то наскучивают, нет. Просто люди устали от обыденности. Опыт постельных сцен также наскучивает, поэтому лента и выводит героев на новые чувства. Ревность, разнообразие! Картина отражает то, к чему приходят влюблённые пары, сохранившее мимолётные романы, но только при помощи зависимости друг от друга. Было хорошо и страстно, а что будут испытывать герои, когда пройдут через противоположные чувства? На этом строится вторая половина фильма, чтобы в кульминации показать, как можно заинтересовать и раскрепостить вполне привычную и верную супружескую пару. Лента сублимирует посредством подробных рассказов в жизнь Хью и Кристин. Чем ярче и безумнее выглядят страсть и издёвка над партнёрами, тем замкнутее, тихо и не заинтригованее сюжет касается интимной жизни молодой пары. За ходом симбиоза главной пары приятно наблюдать. Правила «бумеранга» играют ключевую роль, поэтому доминирование и власть переходят от мужчины к женщине, что обыгрывается привязанностью и невозможностью жить друг без друга. Это ни здоровые отношения, это ни физиологическое влечение, это ни желание создания семьи, это игра. Игра по своим же собственным правилам, которые ведут к угрозам, мукам, триллеру. Неожиданное раскрытие героев в финале вышло великолепным. Мы видим увлечённость Гранта, весь спектр эмоций сосредоточен на нём, сексуальная направленность Сенье настроена на разлом ещё одной ячейки общества, когда внезапно Кристин Скотт Томас выходит из тени, прекрасно отражая скрытую обиду, злобу, месть. «Горькая луна» демонстрирует боль и влечение. Паразита, от которого невозможно избавиться, внимание и игнорирование одних и тех же людей. Вдобавок прекрасно выглядит то, как эти опасные чувства и сильные эмоции могут повлиять на окружающих.

DarkCinephile
DarkCinephile30 июля 2012 в 12:18
Любовь до гроба

Она мой лучик света, страсти, Пронзающая плоть стрела, Развеявшая бледную реальность Прожженным кончиком стального острия! Сладострастный голос шепчет в ухо, взывая сознание к активным действиям при виде сексапильной невинной очаровательности. Мощнейший стук сердца. Прерывистое волнообразное дыхание. Остолбеневающий взгляд. Учащенное потоотделение. Желание… Пробужденное желание, возбуждение, искра, смущение, жажда... Внезапная любовь, с первого взгляда, парализующая и околдовывающая в самый момент нежданного, стихийного наступления, плотно перетягивающая горло и заставляющая думать лишь об объекте своего вожделения. Хотя нет, такого же просто не может быть! Скорее, обычная симпатия… Однако… Может! Еще как может!... Роман Полански рассказывает историю ошарашивающей, как удар молнии, любви, необъяснимой и пылающей. Молодой мужчина не смог спокойно проехать в автобусе, узрев настоящую нимфу, подобно идеальному божеству, ангелу, спустившемуся с небес на землю, и рука сама потянулась за билетом и отдала его незнакомой девушке, не оплатившей свой проезд. В этот самый момент в организме срабатывает некий щелчок, как будто ток проходит по всему телу. Ты не знаешь, как среагировать, ты не понимаешь, что нужно сказать, ты просто делаешь что-то бессознательно и беспамятно, полностью поддавшись нахлынувшему невротическому чувству. В этот миг мышление словно отключается, все как в тумане, и лишь выйдя из транспорта, герой начинает прокручивать в голове, что вообще произошло, почему у него горячий лоб, вспотевшие ладони, а на душе легкое чувство эйфории и блаженства? Затем резко поворачивается и видит отдаляющийся взгляд совершенства, мерцательной звездочки, на мгновение осветившей повседневную хмурую обыденность. А дальше… Что дальше? Жизнь превращается в непрекращающийся поиск пути к удовлетворению насущной потребности, «голодного» интереса, разрывающего грудь и душу от неистового влечения, ибо стрелы Амура пронзают сердце, его самую уязвимую часть, насквозь, и пока желаемое не будет достигнуто, разум не успокоится. «Кто была эта неотразимая дива, как мне найти ее, еще раз насладиться ее грациозностью и обаянием, прикоснуться к ее идеально гладкой коже, завоевать ее…» - лишь только эти вопросы встают на первый план. Естественно, волею обстоятельств и упорности влюбленного страдальца две половинки одного целого наконец воссоединяются, и наступает длительная оргазмирующая гармония, да такая, что многим семейным и не только парам следует взять на вооружение те методы, которые используют знойные голубки ради собственного развлечения и самоублажения. «Горькая луна» - это своеобразный баланс между непередаваемой страстью, экстазом, волной жгучих сексуальных впечатлений и ненавистью, агрессией, садизмом, серьезной угрозой. Весь фильм смотришь так, будто сам медленно двигаешься по тонкому канатному тросу, подвешенному на приличной высоте над свирепствующим вулканом, яростно обжигающим твои конечности. Это ощущение опасности, драйва, запредельного испытания, риска возводит организм в состояние, близкое к гедонистическому трансу! Адреналин бьет ключом, выворачивая внутренности наизнанку, ты ловишь кайф, удовлетворяешься, кричишь, но затем видишь, что путь этот неизбежно ведет к концу, ведь диаметр кратера не бесконечен, и когда-нибудь ты доберешься до его границы, и все приключения закончатся. Так происходит и с нежными чувствами, которые постепенно начинают приедаться, с каждым днем все сильнее отдавая горьким привкусом. Во всяком случае, такое ощущение постепенно приходит к нему: жизнь вокруг бурлит, а ты тратишь свои драгоценные минуты жизни зря, в то время как ее все более чем устраивает, и она понимает, что настолько сильно привязалась к объекту своего обожания, что существовать отдельно от него уже не сможет никак, поэтому готова превратиться в прямом и переносном смысле в половую тряпку, собирающую все помои и грязь только ради того, чтобы быть рядом со своим тигром. Привязанность и любовь, доведенная до самобичевания и унижения, ненасытность и похоть, перерастающая в откровенное издевательство над другим человеком, пренебрежение, оскорбление, разврат, боль… Физическая и душевная боль – вот что остается после всех пережитых эмоций. Картина очень четко и ярко иллюстрирует одну из возможных смысловых трактовок выражения «Любовь до гроба» в ее самом что ни на есть буквальном понимании. Герои пережили самые различные стадии собственных отношений, от самолюбования и обожествления до самоистязания и отвращения. Вместе с ними и зритель прыгает в кипящий котел напряженных ролевых игр и садомазо-экспериментов, смачных страстных облизываний и совокуплений, оголенных извивающихся тел, возбуждающих танцев при свечах - все это мир исследований запретных человеческих желаний, человеческой жадности, извращенности, эгоистичности, греховности, и, наконец, саморазрушаемой любви. После просмотра остается тихо вздохнуть, пробормотав про себя: «Это было чрезвычайно горячо и взрывоопасно!» С тобою будем сердцем и душою до конца, Захлебываясь водами порока и греха. С любовью и жестокостью мы этот путь пройдем, От райского влечения до поглощения огнем! 9 из 10

МастерСказки
МастерСказки18 июля 2012 в 16:49

…Когда «Горькая Луна» началась в эфире TV тем июльским вечером, я еще не знала о том, что этот очень тонкий, по-своему редкий фильм уже транслируется, прерываемый бесконечной рекламой… Просто случайно переключая каналы, «наткнулась» на какой-то захватывающий эпизод (как потом выяснилось – это была середина фильма) и уже не могла оторваться… Далее охваченная переполохом чувств и воспоминаний той же поздней ночью заново посмотрев фильм целиком, подумала – вот оно искусство художника, найти такие яркие краски для воплощения своего произведения, чтобы зритель пережил нечто особенное и близкое ему одновременно. … И вот спустя почти неделю, я все еще не перестаю думать о картине. Почему? Во-первых, фильм затронул какие-то личные переживания – весьма схожие. Ибо, после просмотра фильма – первой мыслью было: «Видимо, я любила себя больше, чем его. Слава тебе, Господи!». Во-вторых – прекрасная актерская работа почти всех (за некоторым исключением), кого пригласил на роли Роман Полански и его мастерское умение «выжать» из актеров такой накал страстей, эмоций, какой необходим для каждой конкретной сцены. Самое важное - картина четко передает, быть может, банальную, но самую настоящую ДРАМУ, трагедию человеческих отношений. Разыграть все так талантливо невозможно без руки истинного Мастера… Весь незатейливый сюжет картины разворачивается на круизном корабле в канун Нового года. Молодая супружеская пара англичан пересекается на его борту с другой, яркой парой. Он - инвалид, прикованный к коляске, она сексапильная красотка с потухшим, равнодушным взором. И однажды за ужином они знакомятся. Далее (тем же вечером и последующими)Найджел (Хью Грант), в течении всего фильма выступающий роли слушателя будет вынужден стать сопричастником Судьбы ставшего инвалидом Оскара и его жены, Мими. Итак, сорокалетний американский подданный, получив наследство и вместе с ним право более не работать, живет в Париже. Он - чертовски обаятелен (как Карлсон - «мужчина в полном рассвете сил»)и абсолютно, «безбашено» свободен. Его жизнь - постоянная череда сменяющихся картинок в виде отношений с женщинами - не глубоких по смыслу и пустых по содержанию… Но это еще не все – у него есть творческие амбиции! Оскар, главный герой фильма в исполнении Питера Койота, в поисках самовыражения объявляет себя… писателем. Т. е. он не просто паразитирующий бездельник, но и автор книг (интересно о чём?). А чем, собственно еще заниматься человеку, которому больше не нужно зарабатывать деньги!? Но с женщинами Оскар проводил времени больше, чем с «работой писателя», поэтому карьера как-то не шла… Далее он встречает ее… Совсем юную, роскошную француженку. У них завязывается красивый, бурный и страстный роман… Видимо, впервые Оскар испытал (скорее вкусил) что-то свежее и новое, поэтому роман длится полгода… Мими (Эмманюэль Сенье) - молода, доверчива и наверняка это ее первое сильное чувство. Но время идет... Мими постепенно надоедает Оскару. Он пытается ее «выбросить» из своей жизни. Она мешает ему следовать дальше согласно «сценарию» того праздного существования, к которому привык. Оскар поступает жестоко (осознанно ли?) и безнравственно по отношению к влюбленной в него еще молоденькой девушке. Но… привычная игра в «прогоняние» не получается – Мими слишком и болезненно к нему привязалась. Потрясает один их диалог, когда Оскар снова просит оставить его, уйти… Мими (захлебываясь слезами): «Я люблю тебя, я хочу быть с тобой, хочу от тебя детей… Скажи, что я сделала не так? Скажи…» И Оскар равнодушно отвечает: «Ты ничего не сделала… Ты просто есть…» Сцена говорит о многом… Точнее, обо всем – страсть Оскара удовлетворена, жажда новой плоти вспыхнула с яркой силой. Он ее больше не хочет… НЕ ХОЧЕТ! Начинается самая сложная и драматичная часть фильма. Оскар описывает Найджелу, как он «ломал» и издевался над Мими. А затем, ситуация в корне меняется - приходит ее черед взять реванш над своим мучителем… … Но чтобы в картине не происходило дальше (Оскар парализован, Мими ухаживая за ним, пытается поставить несчастного на свое место, когда она была в таком же беспомощном, жалком положении…)- даже сломленная и униженная она все равно любит этого больного душой и телом человека… Любит большой и больной любовью. Иначе как бы можно было терпеть все это? Трагическая развязка фильма очевидна изначально – главные герои обречены погибнуть. Это ясно еще с первых слов в кадре героини Эмманюэль Сенье. Могла бы картина по-другому закончиться? Конечно, можно поразмышлять на тему «а вот если бы…». Размышляет человек способный ДУМАТЬ, и поступать по-другому, нежели герои данной драмы. Да и факт остается фактом - все Великие и Бескрайние Любовные Истории (страстные, романтические и т.д.) чаще всего заканчивались грустно. Исследовать потаенный Мир Чувств или Душ каждого человека – целая наука, и она никак не связана с Миром Кино, поэтому и писать длинные научные трактаты по поводу душевных порывов, совершенных поступков и проч. Оскара и Мими – не уместно, да и ненужно здесь. Просто ПЕРЕЖИВ это Кино я вновь осознала одну вещь – чем увлечение экзотичнее и сильнее – тем и дороже платить приходиться своим душевным покоем и жизненной Силой… Тот, кто сумеет остаться после страсти несломленным и переживет ЭТО всецело испепеляющее чувство - приобретет бесценный опыт, радость новой Жизни и станет Сильнее. Но это уже совсем другая История...

stargazer D
stargazer D23 июля 2010 в 17:20
Горечь без границ...

Если честно, прочитав здесь ряд рецензий и господина Кудрявцева в том числе, я никак не могу понять, почему все в диком восторге от бестолкового 'Отвращения' Полянски, и считают его же 'Горькую луну' провалом. Ведь фильм намного глубже, чем просто схватка полов. Фильм о том, что в современном мире ничто не вечно, и даже любовь, что ужасно само по себе. Увлекаясь яркой француженкой, герой влюбляется в нее, но потом она надоедает ему, и он пытается экспериментировать, чтобы разнообразием сексуальных излишеств вернуть все ощущения. Но тщетно, даже садомазо не в силах помочь. Тому, что она надоела ему. Увы, банальность налицо: такие факты встречаются сплошь и рядом. И тогда он предает ее. Чтобы жестоко отвязаться от навязчивой влюбленной. Она же, пережив унижения из-за разбитой любви, развращенная им, возвращается как женщина-вамп, истинная стерва, уродующая его, но все еще любящая его. Парадокс, месть и любовь сплетаются так, что их невозможно разорвать. И когда он не может ею обладать, а она сводит с ума мужчин, ломая их и используя, он начинает чувствовать как вернулись чувства, но теперь она мучает его, мстит ему. Ее прежнее бессилие в его руках возвращается его бессилием в ее руках. Все это достаточно глубоко показано. И вообще мужчинам и женщинам полезно посмотреть этот фильм, чтобы сделать свои выводы: до чего могут довести крайности отношений. Результат: женщина-фурия, превратившаяся в секс-объект, ненавидящая всех мужчин и конкретно одного и мужчина-инвалид, ради которого разыгрывается МЕСТЬ с большой буквы... Тупик. Вопрос в том, что хороши ли вообще крайности? Отношения, построенные лишь на сексе и страсти, обречены. Потому герой и героиня исчерпывали возможности друг друга, но в ином смысле ему с ней было скучно. Садомазохистские поиски героя пытались заполнить его творческую пустоту и духовную безвкусицу, но никакой секс не в состоянии этого заполнить. В этом и трагедия. По сути - она простушка-вамп, а он неудачник-писатель, для которого женщины - это заполнение, компенсация его творческой импотенции. Полянски интуитивно показал пустоту жизни обыденного человека, смысл которого - поесть, попить, переспать и то же самое по новому кругу. Фактически тот мир, в котором мы живем. Посмотрите со стороны: кто мы и куда идем? Браво, маэстро!

AntiGeisha
AntiGeisha16 сентября 2013 в 05:44
Души пустоту не заполнить количеством тел

Люблю эту картину очень… Иногда возникает желание её пересмотреть … Пересмотреть, подумать, разгадать… Да, именно разгадать я её никак не могла. Необходим определённый опыт, чтобы суметь понять трагедию героев… Понять и сделать важные выводы. Лет 5 назад я воспринимала её совершенно по-другому, и постигнуть сути ещё не была способна. Однако, даже, если ты ничего в ней не поймёшь, то потрясён будешь в любом случае, ведь это творение Романа Полански, а значит твоя душа сотрясётся в любом случае. Не уходя далеко, сразу хочу выплеснуть восклицание в небо по поводу того, как же может Полански спокойно снимать свою прекраснейшую жену, Эмануэль Сэнье, столь откровенно в своих картинах. И дело даже не в обнажении тела, а в обнажении того сумасшедшего, природного магнетизма, которым её щедро сдобрил Создатель, даровав ей при этом и само знание того, Чем именно она обладает, и какое воздействие она способно оказывать на мужчин, как, впрочем, и на женщин. Думаю, это потому, что он и сам, подобно персонажам фильма, был уже в определённой степени пресыщен ею, но не забывал про то, Какое она сокровище, и именно поэтому, показывал её, как шедевр, своим коллегам и в конечном итоге и зрителю, дабы видеть в глазах смотрящих поражение от восхищения его женщиной. Поверьте «Горькую луну», лучше, как говорилось в одном небезызвестном фильме, - один раз увидеть, чем сто раз о ней услышать, и читать уже рецки постфактум. Корабль, штормящий океан, холодные волны, последний путь, а для кого-то путь в жизнь с чистого листа… Две совершенно разные по темпераменту и взглядам на вещи пары: Оскара с Мими и Найджела с Фионой. Они нужны друг другу. Первые вторым, посланы в качестве встряски ото сна, вторые первым, как благодарные слушатели и хранители истории их отношений. Трагичны оба союза, правда первая пара, по моему мнению, в несравненной степени познала превратности любви и издержки всепоглощающей страсти, переходящей в похоть самых низких форм, чем примитивная вторая. Почему же примитивная? Да потому что за период своего семилетнего брака вторая пара не пережила и десятой доли тех эмоций, той страсти, что бушевали в доме Оскара и Мими. Найджел и Фиона лишь мирно, культурно сосуществовали рядышком, как комнатные растения на подоконничке. Так безопасно? Возможно. Однако, мы всё же живём, а жизнь состоит из чувств и эмоций. Они оба скучны, и, пожалуй, не она больше виновата в их подобной унылой совместной жизни, а её безынициативный мужинёк, обделённый фантазией. Она-то, как показывает финал, смело откликается на эксперименты – только предложи! Но, вторая пара нужна в основном не как средство противопоставления, а как средство оттенения первой. В чём ошибка Оскара и Мими? Слишком быстрый тем, который они взяли на старте, жадность до плотских утех, похоть? Да, пожалуй… Однако, не совсем. Оскар изрёк одну фразу, мол: «Любовники должны расходиться на самом пике своих отношений, а не ждать падения»(с). Это верно, если речь идёт о любовниках, которых связывает лишь физическая, животная близость. Но ведь они не только занимались словом на букву «Т», но ещё и любили друг друга, а для сохранения отношений одного лишь секса мало. Без него не обойтись, но и один лишь он, подобно надувному кругу, никогда не переправит двоих через океан. Нужны общие интересы, примерно одинаковый уровень интеллектуального развития, тяга общения друг с другом… А ещё… Нужны дети, они конечный смысл отношений. Недаром, последняя реплика в данном фильме принадлежит маленькой девочке, чей отец с большой болью в сердце, переживший смерть любимой жены, наблюдал за людьми, вторые половины которых были живы, но все они не способны были понять на сколько они счастливы от одного лишь этого. - Папа велел пожелать Вам счастливого Нового года. Грешно страдать, когда дети благословляют Вас на счастье. Конечно, рекомендую посмотреть этот великолепный фильм зрителю, миновавшему придел возрастного ограничения. Деткам с подростками смотреть его нельзя, так как суть понята не будет, а психика может получить не нужную травму. А вот всем остальным лучше посмотреть и поучится на чужом примере и вынести свой урок из сей трагедии. Луна была горькой в окошке, забрызганном кровью. Её поглотила холодной ночИ слепота. Они перепутали грязную похоть с любовью. Ох, зря Он Её превратил в Femme Fatale. 10 из 10

omboll
omboll23 января 2008 в 15:12
Неподражаемо

Давно не испытывал такого потрясения от просмотра фильма. После просмотра сидел несколько минут буквально оглушенный, впечатление от этого фильма останется на всю жизнь! Буду его не раз пересматривать. Фильм о любви, о большой любви, невероятной человеческой любви независимо от того, кого она коснулась, безотносительно пола, возраста, социального положения. Мы увидим вечность бытия, как и вечность любви, бег времени, ветер перемен, смену дня и ночи, землю и небо, солнце и облака, продукты человеческой деятельности: промышленные здания, улицы, дома, автомобили, церкви… Увидим людей, которых обожгла любовь… Да еще как обожгла! Обожгла до потери рассудка, вознесла до небес и опустила до земли, принесла тяжкие муки и жажду творчества, болезнь, перед которой бессильна медицина, необузданную животную похоть… А земля продолжает вращаться, день и ночь, земля и небо, горы, солнце — всё вечно, как сама любовь. Человек не в состоянии понять любовь, как не в состоянии познать причину своего бытия. От бессилия познать эти вечные тайны остается только бежать, вопить, кричать… Моё впечатление, что фильм задуман и снят на одном дыхании, в одном порыве творчества, чисто авторский. Этот фильм никаких других картин не напоминает, в том числе Пазолини, он неподражаемый и неповторимый. Коллективное творчество ничего подобного сотворить не может в принципе. Актеры вторичны. Герои немногословны. Все второстепенные детали сюжета выброшены, поскольку к идее фильма никакого отношения не имеют. На банальные вопросы ответа не будет. Все лишнее из каждой сцены и из каждого кадра убрано. Увидим от черно-белых кадров до ярких и цветных. Несмотря на неординарность выразительных средств, в фильме нет ничего надуманного, все логично, уместно, объяснимо, каким бы «сумасшедшим» кадр или сцена не казались. Музыкальное оформление просто бесподобно! Чередование каких-то абстрактных музыкальных фрагментов Морриконе с божественным Реквиемом Моцарта — безжалостно бьет и бьет в хорошем смысле на сознание зрителя. Думаю, что фильм опередил свое время, возможно, что и наше. Смотрится очень современно, несмотря на его почтенный возраст — 38 лет! А ведь это треть периода существования кинематографа, как искусства. С уверенностью можно сказать, что в 1968 году в нашей стране этот фильм мало бы кто понял. Те, кого не оставил равнодушным фильм «Горбатая гора», поймут и полюбят «Теорему», однозначно. Всем, всем, всем смотреть! Подчиниться на полтора часа фильму, отдаться воле фантазии великого мастера Пазолини!

Drycrust
Drycrust3 сентября 2015 в 18:52
Красавица и настоящее чудовище

Эротическая драма без лишнего пафоса. Роман Полански сделал качественное кино, которое стоит смотреть. Прекрасная танцовщица Мими (Эммануэль Сенье) и писатель Оскар (Питер Койот) начинают исследовать границы своей страсти. И все бы ничего, если бы эти границы быстро не обозначились, попутно иссушив весь интерес и нежность Оскара к Мими. Тут-то и началось самое ужасное и тяжелое в их отношениях. Мими хотела любить, Оскар этого не умел. Изощренность обоих и положила начало тем событиям, которые логично и привели к трагичному финалу их истории, в которую были впутаны в итоге и Найджел (Хью Грант) с Фионой (Кристин Скотт Томас). Сюжет. Насыщен и действиями, и диалогами. Все хорошо. Все в меру и гармонично. Актерская игра. Особо придраться не к чему. Вызывал некоторое раздражение Хью Грант, но это скорее личное. Насколько я поняла, Найджел и был задуман таким, каким его раскрыл Грант. Музыкальное оформление. Отнюдь не из таких, которые становятся культовыми. Операторская работа. Без нареканий. В общем и целом фильм замечательный, за исключением наличия у меня ощущения, что где-то все таки не дожали. И этого 'где-то' прячется то ли в подборе актеров (исключение - Эмманюэль Сенье, она точно на своем месте), то ли в актерской игре в целом. Поэтому оценка 9 из 10

SumarokovNC-17
SumarokovNC-1719 апреля 2012 в 09:00
Горький привкус любви

Фильм Романа Полански 'Горькая луна' - не совсем традиционный эротический триллер. Это потрясающая душу и разум история страсти и одержимости двух не похожих людей - Оскара(Питер Койот) и Мими(Эммануэль Сенье), случайно познакомившихся в парижском автобусе теплым весенним утром. Их любовь не была похожа на что-то обычное, это с самого начала была страсть, сжигающая душу и оставляющая раны в сердце. Этот мезальянс был обречен, но оба любовника были слепы от желания, а потому все произошедшее было во сто крат больнее. Этот шедевральный фильм исследует природу человеческого влечения, показывая зрителю опасность мимолетной страсти. Страсти, которая привела обоих героев в тупик, к самодеструкции, унижениям и невыносимым страданиям. В фильме много откровенных эротических сцен, которые раскрывают характеры персонажей, из психологическую сущность. Каждый сексуальный акт картины - это новый штрих к пониманию героев, живущими желаниями, и ничем другим. Любовь - это рай, сладость предвкушения, но даже сладость может стать горькой и опалить разгоряченные губы и тела. Оскар и Мими поняли это слишком поздно. 10 из 10

kyrochka
kyrochka30 мая 2011 в 08:55
Разврат ведет к чистоте

Смотрела этот фильм раз двадцать. Чем-то он меня цепляет, очевидно. Многие мои знакомые жаловались, что он затянутый и нудный - но я этого не понимаю. Относительно того, о чем кино... не о разврате, как таковом, пресыщенности... а о том, к чему вообще должны вести отношения между людьми. Мими и Оскар пошли по тупиковому пути, их цель - причинять друг другу боль. Их страсть разрушительна, она ник чему уже не ведет. Но их история стала панацеей для отношений между Фионой и Найджелом, которые поняли, что им нужно в конце фильма, пережив с главными героями их внутреннюю трагедию. Таким образом, мораль фильма-то все равно стара, как мир: любите друг друга, заботьтесь друг о друге, не требуйте невозможного. Ну и еще в качестве совета капитана корабля: дети лечат лучше любого лекарства. В общем, противостояние животного и человеческого начала в данном случае, в итоге, привело к победе человеческого. Любителям психологического надрывного кино смотреть обязательно. Фанаты Голливуда, скорее всего, заскучают.

вася блин
вася блин26 марта 2011 в 07:25
Хорошенькую роль получил Хью Грант

На корабле проходит вечеринка, посвящённая новому году, где один инвалид по имени Оскар, рассказывает первому попавшемуся (Гранту), свою история любви. Как он влюбился в девушку, которая дала ему столько власти, что он стал хлоднокровен к ней и даже страсть не могла его удержать, но потом она ему довольно специфически отомстила тем, что осталась с ним навсегда. Эта страстная история, рассказанная Оскаром во всех подробностях, настолько овладела героем Гранта, что тот сам влюбляется в эту девушку и все эти события переворачивают его жизнь. Мне не понравился фильм тем, что уж слишком там всё просто. Ну лично для меня, история любви Оскара не показалось, такой уж интересной, что бы её рассказывали больше двух часов. Да и присутствующая страсть уж слишком сильно напоминала фильм '9 1/2 недель', в конце даже такой же саундтрек запустили. Не понравилось, как сыграл Койот: в качестве инвалида да, но в качестве любовника - нет. Он не показал страсти. И зачем такую поганенькую роль дали Хью Гранту? Не смотря на то, что весь фильм его показывают, роль то у него эпизодическая. Лучше бы он сыграл Оскара, но видимо показался Полански слишком молодым. Мне ужасно не понравилась игра Сенье, это было просто ужасно: она как будто играла в дешёвеньком порно фильме, этот по их мнению взгляд 'хищницы', омерзителен. Несколько сцен, всё же были красивыми, за что и получили от меня пару баллов. 3 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск28 ноября 2009 в 15:17
`С каждой женщиной главное - не забывать, что на свете есть много других женщин. И еще, и еще...` (Д.Казанова)

`Горькую луну` смотрела раза три. Или больше. Смешно, но даже не надоедает... В целом, хороший фильм. Когда на экране появляется главная героиня Мими (Эмманюэль Сесье) в этом красном платье, с шикарными распущенными волосами и в белых кедах (туфлях? как назвать не знаю) сразу можно сказать - у этой девушки необычная судьба... Да, все так и получается. Билет в автобусе, подаренный незнакомцем, ресторан, любовь-морковь... Типичная картина. Однако все резко меняется, когда Оскар (Питер Койот) теряет к ней интерес... Герои просто-напросто зациклились друг на друге. Это нужно смотреть. История об унижении, предательстве, пламенной страсти и настоящей любви... и т. д и т.п. (банальная фразочка) Как бы то ни было, эти два с половиной часа не должны пройти бесследно. И не пройдут. Фильм очень интересный. 9 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск14 июля 2010 в 22:19

Так много впечатлений, мыслей, но так трудно выразить все это словами. Могу лишь сказать, что именно после этого фильма я окончательно и бесповоротно влюбилась в творчество Романа Полански. Удивительно, но этот человек умеет задеть за живое, умеет заставить по-настоящему волноваться, переживать, ожидать. На свете так много разных историй любви – со счастливым и несчастливым концом, полной трудностей и тех, о которых кажется невозможно даже и мечтать. Эта история отличается от всех других, но мне кажется, что каждый сам найдет для себя эту особенность. Для меня, этот фильм, эта любовь Оскара и Мими оказалась поучительной – всему есть предел, конец всегда неизбежен, только вот его исход зависит от того, насколько вовремя мы остановились. Не хочу ничего говорить о сюжете, актерах, музыке. Я думаю, что в это просто надо окунуться, прочувствовать. Для кого-то этот фильм окажется одним из множества, а для кого-то это будет любовь на всю жизнь, к которой захочется возвращаться снова и снова.

Majj-s
Majj-s21 мая 2016 в 05:40
Притча о черноучительстве.

Признаюсь честно: из книги Паскаля Брюкнера прочитала только концовку. Более впечатляющую, чем в фильме. Это ведь особого рода литература, как бы поделикатнее выразиться - полупорнографическая, 'soft porno' а мне такое неинтересно. Не в силу исключительного целомудрия или тонкости нервенной организации, но по причине внутреннего убеждения: роль секса в человеческой жизни сильно преувеличена. Секс - всего лишь частное проявление любви. Бог есть Любовь, а всякая любовь - нисхождение божественного в человека. Интерес, притяжение, восхищение, нежность, ласка, забота, дружелюбие, уважение. И секс. Который оправдан любовью. Если она есть. Когда нет, сам по себе и только ради получения удовольствия, становится разновидностью дурной привычки. Как алкоголизм, табакокурение, наркотическая зависимость или обжорство. Никому не приходит в голову хвастаться ежедневной пачкой сигарет или гордо выпячивать пузо; упомянуть об алкоголе и наркотиках при людях, подверженных зависимости, почти то же, что в доме повешенного заговорить о сравнительных достоинствах веревок - непристойно. Секс эксплуатируется бесконечно. Покупая нашу одежду, косметику, автомобили; посещая фитнес, солярий, СПА или танцевальные уроки; пользуясь услугами косметолога, парикмахера и туроператора - вы становитесь более сексуально привлекательными. Даже медицина и образование, казалось бы, далекие от этой сферы, подспудно используют сексуальный месседж в своих рекламах: лечитесь (учитесь) у нас - и качественный секс надолго вам обеспечен. Почему? Потому что все, что нам нужно - это только любовь, а секс (см. первый абзац). Круг замкнулся, книжку про Горькую Луну читать не стану, но вот кино - другое дело. Ну, потому что это Роман Полански, а он интересен, хотя и не мой режиссер. И потому, что кино, несмотря на малый коммерческий успех, стало культовым у моего поколения, а я в свое время пропустила. И потому что музыка Вангелиса. И Хью Грант (с Кристин Скот Томас) И жена режиссера в главной роли прехорошенькая. Нет, любви в этом изначально не было. Да ладно тебе, вон, как страсти кипят. Что с того, котлы в аду тоже бурлят, если верить расхожим представлениям о тамошнем посмертии. Это не делает адскую кухню привлекательным местом. Как не может сделать привлекательным стремление подчинить, унизить и растоптать другого, мимикрирующее под любовь. Секс без любви хорошо описывает слово 'отыметь': произвести механические фрикции, наслаждаясь болью и унижением партнера больше, чем собственными ощущениями от соития (которые стермятся к нулю). В этом фильме все отымели друг друга. А у зрителя к тому же смутное, но стойкое ощущение, что он тоже поучаствовал. На пассивной роли. Спасибо режиссеру, что воздержался от показа нечистот, которыми изобилует книжная версия. Но женщина, которая мочится на телевизор, вызывает у меня не возбуждение, а глубокое сомнение в ее умственных способностях, воля ваша: Что ты делаешь, дурочка, током же убьет! История о том, как отливаются кошке мышкины слезки и всем сестрам дается по серьгам. Иди вот так: рассказ о двух глупцах, принявших собственное желание отъесть кусок от другого за любовь, упорствовавших в заблуждении и за то поплатившихся. Иди еще вот: притча о черноучительстве и лжепророках. Но музыка Вангелиса таки хороша.

Дмитрий Давидович
Дмитрий Давидович6 октября 2014 в 16:31
Eternity for me began one fall day in Paris..

В 1992 году Роман Полански снимает «Горькую луну», не снискавшую особой любви со стороны критиков и зрителей. Найджел и Фиона вполне, как им кажется, счастливы в браке и на седьмую годовщину решили отправиться в Индию, предварительно побаловав себя круизом до Турции. В первый день плавания они встречают плачущую в туалете французскую девушку Мими и пытаются ее подбодрить, но безуспешно. Вечером того же дня, Найджел идет в бар выпить где снова встречает Мими и пытается неуклюже флиртовать с ней. Через некоторое время Найджел встречает Оскара – мужа Мими, прикованного к инвалидной коляске – и помогает докатить его до кабины, «в награду» он вынужден начать выслушивать рассказ про встречу Оскара и Мими. Как было указано выше, «Горькая луна» не снискала лавров и было распространено мнение о том, что старый дурак Роман Полански уже окончательно впал в маразм и снял дурацкую эротику с претензией на интеллектуализм. А, по-моему, данный фильм является одним из лучших в творчестве Романа Поланского и одним из самых сильных фильмов на тему подмены любви суррогатными чувствами. В рамках фильма автор рассказывает две истории. Первой является история Оскара – отпрыска из богатой семьи, получившим дедовское наследство и, в честь этого, возомнивший себя писателем и переехавший в Париж, в «город, где творили Хемингуэй, Миллер, Скотт Фитцджеральд». Тем не менее, писательская карьера у него не сложилась, и он просто начал прожигать деньги своего богатого дедушки. В один весенний день он повстречал Мими и у них завязался страстный роман. О причинах неудачи его писательской карьеры можно судить хотя бы по шаблонности фразы, вынесенной в эпиграф рецензии. Герой второй истории – Найджел – является полным антиподом Оскара. Биржевой брокер, примерный семьянин, делающий все как надо, в его образе Полански собрали все шаблоны представителя среднего класса. Он с деланным отвращением выслушивает все рассказы Оскара про его сексуальные эскапады с Мими, сносит их розыгрыши, но, тем не менее, продолжает возвращаться, холя и лелея надежду получить благословение Оскара на коротенькую интрижку с его женой. В отношениях обоих героев уже давно отсутствуют всяческие намеки на любовь. Полански лукавит, начав историю отношений между Оскаром и Мими как шаблонную историю любви («любовь с первого взгляда-поиски возлюбленной-случайная встреча в ресторане-первое свидание-…»). Однако, любая видимая шаблонность у Полански обманчива, и через некоторое время становится понятно, что Оскаром движет только страсть, которая постепенно угасает и ему приходится поддерживать ее огонь садомазохистскими играми, но рано или поздно это тоже перестает помогать. Отношения Фионы и Найджела строятся исключительно на догматах общественных правил приличия. Найджел не менее жалок в своем стремлении втихаря урвать кусочек от запретного плода, чем Оскар со своими псевдописательскими замашками. Единственным персонажем в «Горькой луне» способным испытывать любовь является Мими. Она любит Оскара искреннее и бескорыстно, что вызывает непонимание у героя. Она готова на что угодно, лишь бы быть с любимым, даже сносить унижения от него, становящиеся все изощреннее и изощреннее. Потом она отомстит ему, парализовав его и став его сиделкой и тюремщиком, но не переставая его любить. Можно даже углядеть в истории Мими злую пародию на классическую историю любви прекрасной простушки к аристократу. Полански умно поступает, занимая наблюдательную позицию в данной истории и не пытаясь вызвать симпатию к персонажам «Горькой луны». Он столкнул два противоположных поведенческих шаблона – безудержную страсть, за ошибку принимаемую за любовь и общественное приличие, заставляющее людей быть вместе после угасания любви. По сути, Полански указал людям на их пороки и может из-за этого фильм не стал популярным. «Горькая луна» не получилась бы без потрясающей игры актеров, прежде всего Эммануэль Сенье и Питера Койота. До этого фильма я имел весьма посредственное мнение об актерском даровании Эммануэль Сенье, но в «Горькой луне» она превзошла все мои ожидания. Сенье полностью растворяется в своем персонаже, прекрасно показывая сначала слепую и безумную любовь к Оскару, а позже жуткий коктейль из ненависти и любви к своему мучителю. Сцена, где Мими валяясь в ногах Оскара, умоляет его принять ее обратно, необходимо вносить во все справочники по актерскому мастерству. Питер Койот правдоподобно изобразил на экране неудачника, прикрывающегося цинизмом и черным юмором, с прокуренными зубами, отпускающим скабрёзные шуточки и получающего удовольствие путем эпатажа «добропорядочного» Найджела. Хью Грант и Кристин Скотт Томас также хорошо сыграли, но их персонажи второстепенны. Подводя итог, хочется сказать, что получился фильм, который никого не оставит равнодушным. 10 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск6 июня 2013 в 14:45

'Горькая Луна' за авторством Романа Полански это фильм-повествование, фильм-рассказ, написанный языком страсти и рассказанный языком страдания, боли и ненависти. Это автобиография его двух главных героев - начинающего писателя Оскара и юной 'девушки-цветка' Мими. Полански, со свойственным ему провокационным озорством, выворачивает перед зрителем историю непростых любовных отношений молодой парочки, двух главных героев, не брезгуя при этом самыми пикантными подробностями. И обстоятельства при которых положено начало этому рассказу как бы намекают на хулиганистое и колкое сопоставление скучных и обыденных супружеских отношений с обжигающей и пульсирующей кровью страстью, со всем её упоением и со всей её грязью. Но то что ярко горит, то и быстрее погасает, и проходящая животная страсть оставляет после себя разочаровывающее удовлетворение и холодное безразличие помятой несвежей утренней постели. В этом и счастье, в этом и трагедия. По ходу фильма, щедро сыплющего многочисленными эротическими сценами бытовых грехопадений, заметно то как Полански откровенно смакует прелестями и обаянием своей третьей жены, Эммануэль Сенье, в следствии чего не совсем понятно отношение к своему повествованию самого писателя Оскара, которому досталась такая красавица. И это конечно создает основную интригу фильма. Но главный конфликт в том, что Оскар - эгоист, эротоман и ненасытный развратник, в первую очередь ценящий моменты сексуального удовлетворения и жаждущий новых и разнообразных любовных приключений. А Мими в данном случае - жертва. Ведь, к большому сожалению, она продолжает любить Оскара всем сердцем, даже когда он к ней абсолютно охладевает и начинает над ней откровенно издеваться, пользуясь её поистине звериной покорностью. Но не трудно догадаться, что чувствует потом сам Оскар, когда жизнь платит ему той же монетой. Так обычно и существует тот самый порочный круг взаимной жестокости и бессердечности, от одного к другому, к третьему, и чем ближе был человек, тем ему потом больнее. На этом Полански не останавливается, и в конечном итого жестокая любовь и сладкая ненависть переплетаются в его героях настолько, что их существование превращается в какой-то поистине космических масштабах садомазохизм, разобраться в котором уже кажется невозможным... разве что рассказать кому-то стороннему, мол, взгляд со стороны никогда не повредит. Но такие истории обычно не рассказываются тем, кто не способен ими увлечься. 8 из 10