Сериал понравился. Пожалуй, даже четко не смогу сформулировать, почему. Попробую объяснить образно. Очень хорошо помню освещение в прессе дело Соколова, директора московского Гастронома №1. Помню также, как мы, измученные дефицитом абсолютно всего, проводившие немало времени в беготне по магазинам и стоянии в очередях (там где товар 'выбросили', как тогда говорили) за мандаринами, мясом, яйцами по 90 копеек, колготками, сапогами и т.д., встретили сообщение о расстреле Соколова и о расправе с московской торговой мафией 'с чувством глубокого удовлетворения'. Позже пришло осознание того, что Соколов был лишь винтиком в насквозь прогнившей системе, поступал так, как поступал лишь потому, что иначе не мог держать высокую марку Елисеевского магазина, и дело его было абсолютно политическим, затеянным с целью показать силу новой власти в лице Андропова и ее якобы заботу 'о простом советском человеке' через 'наведение в стране порядка'. Ну, и конечно, пришло понимание евангельского 'не судите, да не судимы будете'. Режиссеру удалось показать это в фильме. Образ, сыгранный Маковецким, это образ некоего советского предпринимателя, 'эффективного менеджера', вынужденного действовать в предложенных системой условиях, эдакого 'коммуниста-капиталиста' с очень 'человеческим лицом'. Несмотря ни на что, к нему испытываешь симпатию. Зная, чем всё закончится, по-детски думаешь: а вдруг всё-таки выплывет? Актеры играют превосходно. Образы созданы яркие, запоминающиеся, узнаваемые, в т. ч. и образы гэбистов. После просмотра фильма задумалась: интересно, а что будут снимать про тайны нашего времени лет этак через 30-40? Вот, наверное, удивятся многие из ныне живущих россиян (которым будет суждено это увидеть), как оно было на самом-то деле! Не избежал, к сожалению, режиссер некоторых недочетов: иногда герои употребляют словечки и выражения, которые в 80-е не были в употреблении. Такое впечатление, что профессия литературного редактора нынче совсем исчезла из киноиндустрии. 9 из 10
Несколько лет тому назад я смотрел документальный телефильм о 'Деле гастронома №1', поэтому с чисто познавательной, исторической точки зрения здесь ничего нового для меня не было. И в том фильме, и в этом сериале оценка событий и действий персонажей 'дела' дана практически одинаково и, похоже, вполне объективно. Но что приятно удивило и порадовало, так это чисто художественная сторона сериала, то есть сценарий, драматургия, режиссура, игра актёров. Всё это исполнено на высоком уровне, картина и нравы эпохи показаны достоверно, со щепетильностью, достойной подражания авторов будущих исторических сериалов. Хотя, на мой взгляд, призрак 'мыльной оперы' здесь всё же витает, и местами истинная драма переходит в мелодраму. Впрочем, нельзя же забывать о домохозяйках... Сериал 'Дело гастронома №1' вышел в эфир на 1-м канале сразу же после 'Чёрных волков' и поддержал взятую ими высокую художественную планку. В нём тоже нет ничего 'концептуального', сенсационного и 'навороченного'. Просто жизнь показана, какой она была тогда. И незначительные 'ляпы' (например: основное действие происходит летом, а во 2-й серии фоновое тогдашнее радио сообщает о завершении снегозадержания (!); в машине звучит песня Ю. Лозы из альбома 'Тоска', который был записан только в 1984-м году) этот показ не портят. 7 из 10
Невероятно сильный и показательный сериал. К сожалению, описывает нынешнее положение дел и то как мы к этому пришли. Вдаваться в подробности сюжета я не буду. Это просто надо смотреть. Немного о главных персонажах. Беркутов (Маковецкий) Одна из лучших ролей Сергея Маковецкого. 'Он крал и ему было стыдно' (Ильиф и Петров). Речь, харизма и сила, которую показал Маковецкий просто завораживает. Казалось ничто не сможет его сломить. Искренняя любовь к близким подкупала. В течении всего фильма хочется, что бы все было хорошо с этим человеком. Он просто хотел существовать в том мире в котором оказался. Скачко (Пореченков) Всегда нравилось когда Михаил исполняет роли не качков, а именно умных, но немного простоватых следователей-людей. Человечность персонажа поражает, а он работает в КГБ. Он просто хочет очистить свою родину, при этом старается не задеть шрапнелью всех, кто окажется рядом. Женщины Живые и романтичные. Честные (в какой-то степени) и хрупкие. Этих женщин хочется любить и защищать. Хорошая актерская игра и не простая судьба. В целом весь актерский состав подобран хорошо. И поработали они на славу. Интересный подход к тому, как показано время. Не гнетущий СССР, а просто жизнь. Огромное спасибо за это кино. Такого надо побольше. 9 из 10 (несколько неточностей в отображении времени)
Мне сериал скорее не понравился. Не понравилось, как расставлены акценты в сериале: «кровавая гебня зажимает предприимчивых работников торговли», «Беркутов – жертва системы». В КГБ конечно же работали не ангелы, но в тот момент, когда в стране, где на полках магазинов было пусто, а через «своих» можно было достать все, когда коррупция проникла во все сферы советского общества от райкомов до ОБХСС и Прокуратуры, дело Гастронома №1, которое несмотря на всю круговую поруку инициировало и довело до конца КГБ, должно было послужить сигналом для всех торгашей и спекулянтов: «Хватит воровать! У власти хватило сил и желания покарать такого весомого человека, как директор Елисеевского – власть доберется и до вас! Остановитесь!». Правильный и нужный, кстати, сигнал.. актуальный и сейчас. Не понравился актеры на роль Андропова и Брежнева: Брежнев очень сухощав и строен, а Андропов, наоборот, очень большой и круглый. Не похожи! В реальности Брежнев к концу своей жизни сильно обрюзг, а Андропов сильно болел и был достаточно худым. Не понравилось то, что в 50-е годы главный герой и его первая жена выглядят так же как и в 80-е: все те же 50-летние мужчина и женщина, мало изменившиеся за «прошедшие» 30 лет. Почему не подобрали молодых актеров на роли героев в молодости? И самое главное, не понравился Маковецкий в роли Беркутова. Не хватает ему жесткости для этой роли, уж больно он в этом фильме «рыхлый» и интеллигентный. Не понравились киноляпы, например, дважды показывают одну и ту же сцену, как «Мерседес» Беркутова едет по встречной полосе где-то за городом и потом перестраивается на свою полосу.. Сериалу не хватило ни драматизма, ни детективной линии. Какой-то он получился сырым, без соли и перца. В общем, не вкусно! 5 из 10
Очень радуют, что наконец-то создатели российских телесериалов обратили внимание на 80-е годы. Ведь в нашей стране фильмы и сериалы в основном снимают про 40-е годы, времена Второй мировой войны или про тяжелые и суровые 90-е, где люди выживали как могли. Но именно 80-е годы для РСФСР являются одними из самых захватывающих и интересных исторических периодов. Смерть Брежнего, Андропов и Черненко, а кроме того именно в то время был так называемый товарный дефицит. «Дело гастронома №1» - рассказывает о том, что даже честному человеку приходится стать преступником. Ибо, сериал преследует очень занимательную мысль, чтобы жить и работать в России, приходится совершать поступки который не очень нравятся. Но все же сериал не лишен своего драматизма. Конечно – это закон жанра, который не может пройти мимо и застыть среди документальных фактов. Перед нами за 8 серий, происходит много событий. Беркутова выставляют неким героем, да он был преступником, давал и брал взятки, но все же был честным и добрым человеком, который не смог бы выйти из игры, даже если бы сильно захотел. Слишком человечный персонаж, именно таким он будет казаться семь серий, но именно восьмая серия покажет, что даже самого честного и сильного человека можно сломать, и ни тюрьма сломала Беркутова, а простая человеческая обида, которая не смогла подождать пока пройдут политические игры. «Дело гастронома №1» - отличный сериал, с замечательным актерским составом, неплохо прописанным сюжетом, а самое главное – это как создатели перенесли на экран 80-е и показали как жила Россия во времена когда одни ели, а другие смотрели.
Разбираться несведущему в политике, дело неблагодарное. Но наблюдая за экранизацией документальной истории с гастрономом 'Елисеевский', всё равно понимаешь чудовищную несправедливость всей той 'партийной идеологии' эпохи 80-х...Время борьбы, доказательство силы и могущества правителей, показательные 'зачистки' взяточников на первый взгляд понятно и объяснимо. Неприятен оказался тот факт, что Георгий Беркутов, по сути, являясь первым советским бизнесменом и практически превративший гастроном в шикарнейший магазин с невиданным ассортиментом, интерьером и обслуживанием, в магазин, которым любовались даже иностранцы, закончил так трагически свою жизнь?! И почему была столь суровая мера наказания - расстрел, непонятно...Да, с ним расправились дабы другим неповадно было. Но сделали это с особой жестокостью. Ему улыбались 'сильные мира сего',обещали поддержку, забирая очередной дефицитный 'продуктовый пакет', а в трудные для Беркутова дни, отвернулись и предали его...Это кино о несправедливости, о предательстве, о жестокости и это просто очередная поучительная история, жаль только, что это история реальной жизни. Фильм просто великолепен и красочен, удивительно точно передавший атрибутику тех лет. И музыка, и костюмы, и атмосфера. Всё это сделало картину очень реалистичной. Особую значимость и яркость сериалу придает очень талантливая игра актеров. Особенно восхитителен Сергей Маковецкий, необычайно точно и убедительно сыгравший роль Георгия Беркутова. Что ж, эта история - свершившийся факт, правда, очень печальный, трагический...
Все в сериале неправильно. Всесильная структура принимает решения, кого казнить, кого помиловать. Может милостиво отпустить мальчишку, читающего «Доктора Живаго», может скрыть факт взяточничества своего сотрудника. Ну, вот это вряд ли. При той системе взаимного доносительства, которая была поставлена в КГБ, сомнительно, чтобы это было правдой. А если это – ложь, то не является ли ложью весь сценарий? И обещание смягчения наказания под залог чести, совести и военных орденов полковника КГБ – это уж слишком. По Станиславскому, НЕ ВЕРЮ! При дефиците 80-х годов системой продовольственных заказов была опутана вся Москва, а не только часть чиновников, по знакомству отоваривающаяся в Елисеевском. Все заводы, НИИ, все организации, и тот же КГБ, раза два в месяц получали пакеты с продовольствием, не бесплатно, конечно. Набор с заказом стоил от 15 до 25 рублей, и несмотря на отсутствие товаров на прилавках, на столе у работающих москвичей продукты были. Люди же, не получающие эти подачки, всегда имели в штате близлежащего магазина знакомого человечка (одноклассника, родственника): продавца, мясника, у которого в любое время с заднего хода отоваривались провизией. Торговцев презирали за жадность, за снобизм (они могли купить все за деньги и кичились этим), за наглость (продавец мог обсчитать покупателя и обматерить его), но их услугами вынуждены были пользоваться. Это была особая каста «неприкасаемых» в экономике государства. Надо было иметь особый склад ума при полном отсутствии совести, чтобы в этой среде быть 'своим'. И авторы фильма предлагают считать директора одного из крупнейших гастрономов Москвы чистеньким, беленьким и пушистым? Этакая 'белая ворона'? Он же добрейшей души человек, 40 тысяч рублей, сданных им государству, - это фактически зарплата за 10 лет работы (300 руб в месяц), а все вырученные за излишки продуктов деньги он направлял на ремонт и развитие гастронома? Верится в это, честно говоря, с трудом, тем более что материалы дела еще засекречены и сколько у него было найдено финансов, так и остается тайной за семью печатями. Конечно, наказание Соколову (Беркутову – по фильму) было вменено чересчур жестокое. И естественно, сотрудники КГБ (а не ОБХСС, как должно было быть по закону), ведущие дело, выбивали признания всеми возможными иезуитскими способами. Иначе и не могло быть при стареющем маразматичном Андропове, который в первые же месяцы своего правления перепугал все население идиотскими рейдами по ловле «прогульщиков» в кинотеатрах и магазинах и заставил в страхе дрожать на рабочих местах. Странное решение проблем экономики... Но такое умилительно-пристрастное отношение к отдельно взятому вору, поставленныму у большой кормушки, вызывает негативную реакцию. Тем более что из этой среды вышла вся последующая когорта «бизнесменов», разваливших и разворовавших страну… Да и сейчас продолжающих разворовывать и заваливать прилавки несъедобными продуктами с большой дозой вредных ГМО, консервантов и заменителей. Романтика жуликов...
Великолепный сериал! Начиная с грамотно продуманного сценария, отличной постановки и заканчивая мастерским актёрским исполнением. Нет ни одного крохотного эпизода по ходу которого возникли бы вопросы. Всё настолько отглажено и отутюжено, что любо-дорого посмотреть. Здесь и детективная закваска и трагедия одного человека и отсылка в наше прошлое, которое показано очень точно и чётко. Пришёл человек с фронта, помыкался, помыкался, да и устроился в магазин, да не в простой магазин, а гастроном. Раскрутился и стал директором. Разумеется товарищи сверху ему помогли. И зажил он нормальной обеспеченной жизнью. Есть семья, жена, дочь, хорошо обставленная квартира, почёт и уважение среди сильных мира сего. Но политическая ситуация в стране изменилась и за гражданина Беркутова (Сергей Маковецкий) основательно взялись правоохранительные органы в лице Павла Скачко (Михаил Пореченков). Закрутилось, завертелось дело, приобретая опасный оборот. Он и не знает бедный кого ему поддерживать: нынешнюю власть или ту, что собирается взять бразды правления в свои руки. Да, он приворовывает, жизнь научила, да даёт взятки и берёт, поэтому по мнению всё тех же сильных мира сего, достоин самого жестокого наказания. Обратите внимание, что он никого не убил, не зверствовал. Он просто оказался пешкой в большой игре, только и всего. И конечно очень сильный финал, который пробирает до лопаток. Ты уже знаешь, что будет, ты видишь глаза Маковецкого и это действительно дорого стоит! Что я могу сказать ? Тяжёлый фильм, драма и философия и трагедия и всё это очень органично и грамотно выстроено. А игра Сергея Маковецкого вне конкуренции. Рискну предположить, что это одна из лучших его работ в кино. Только высший балл! 10 из 10
Интересный в познавательном плане сериал с неожиданнейшей концовкой (вот когда полноценно пригодилось незнание материала), лишь ради неё стоило смотреть 8 серий схематичного вялого детектива, перемешанного с простенькой мыльной оперой. А затем стоит поинтересоваться подробностями реальной истории, которая впрочем довольно целостно представлена в сериале, от чего он становится фактически документальным. Понравилась история, которая имела место быть на самом деле, вплоть до мельчайших подробностей на суде (прототипом Беркутова, которого отлично воплотил замечательный актер Сергей Маковецкий, стал Юрий Константинович Соколов, реально возглавлявший Елисеевский магазин в 1972-1982 годах). Понравилось как показана четкая, слаженная, ответственная работа всех сотрудников Гастронома №1, система, выстроенная его руководителем была практически идеальна, просто образчик корпорации мечты. Понравилась откровенно и презрительно показанная коррупционная система, охватывавшая все слои нашего общества в то время, из которой даже при огромном желании и больших возможностях вырваться было невозможно, а говорят что сейчас воруют...Понравилось большинство актеров, костюмы и декорации, проникновение в мир 80-х получилось добротное. Не понравилась бОльшая половина мелодраматических терзаний героев, а именно те части, сцены и сюжетные линии, которые были отведены на любовные перипетии. Какая-то вселенская возня самок вокруг главного героя и классическая история типа 'муж на работе-снимаю колготы', чтобы разбавить скучный детектив. Не понравился сам скучный детектив. Местами тупой и нелогичный, держащий зрителя за дураков детектив. Он явно здесь лишь для того, чтобы связать завязку и развязку, лишь поставщик дополнительной информации, но не главный козырь. Но в целом сериал смотрится. Не так чтобы взахлеб, можно фоном, не сильно вдаваясь в любовные хитросплетения, но практически гарантированно ошеломляющая концовка дает возможность забыть обо всех недостатках и сообщает о том, что дождался её не зря. 7 из 10
Странным, очень странным я нашла тот факт, что на обложке книги В. Романова и Е. Латий красуется Сергей Маковецкий. Сначала 'Гастроном номер 1' не давал спать маме. Потом мне. А уж потом мы в обратной последовательности посмотрели взахлеб все 8 серий. Удивительно тонко передана атмосфера Москвы 1982 года. Вид того самого гастронома поражает, удивляет и... вдохновляет. Прям-таки гордишься, ай да молодцы были, как следили за всем и ухаживали. На этом позитивное отношение во время просмотра заканчивается. Начинается ад. Да, это нельзя было снять в полный метр. Да, стоило для смакования и лучшего раскрытия темы тянуть на мини-сериал. Чтобы зритель прочувствовал, что значит высоко летать и низко падать. Совершенно необходимо было настолько ярко представить все события. Если задуматься, в сериале отсутствуют положительные герои. Тот же Беркут дает взятки. КГБ-шник Скачко трус и предатель. Его жена, кстати, предательница не меньшая. Зоя Платонова только и мечтает увести Беркута из семьи. Все друг другу искусно врут, уберегая и предотвращая. Всем сложно, некомфортно. И страшно. До ночного ужаса страшно. Просто... время такое. И каким-то сверхъестественным чувством удается отделить плохих от хороших. Потому что сразу видно, что если б не время такое, быть им самыми чудесными людьми. Трагедия всей страны стала трагедией одного человека. Одной семьи. Это настоящее кино, о жизни. Где добро не имеет право на победу, а должно быть с кулаками. Меня радует, что если отечественный кинематограф где-то в полном метре прихрамывает, то в таких мини-сериалах мы сделали большой, громадный шаг вперед. И мне не жаль времени на просмотр. И знаю, что буду возвращаться к этой истории еще не раз. 8 из 10