История начинается несколько запутанно. Главный герой сокрушается о потерянных студенческих годах (ибо он уже на третьем курсе, а жизнь его вовсе не полна радости, новых впечатлений и красавиц с волосами цвета воронова крыла) и винит во всём Одзу, однокурсника и редкого злодея, встреча с которым и поломала герою студенческие надежды... Но вот в самый отчаянный миг каким-то образом исполняется желание геороя изменить тот выбор, из-за которого, как считает незадачливый студент, жизнь пошла наперекосяк. А это первый день студенчества, когда наш герой выбрал клуб, в который вступил. И вот мы наблюдаем за всеми вариантами его 'розовой студенческой жизни', которая - вот удивительно! - идёт весьма однообразно, какой бы клуб он ни выбрал... Главный герой до того напомнил мне меня же, что это прямо обидно (кстати, где моя розовая студенческая жизнь?!..) - он пассивен, ему недостаёт социальных навыков, он страшно нерешителен и слишком много рефлексирует (вместо того, чтоб сделать что-нибудь) и, наконец, он увлечённо ищет виноватого в унылости своего существования. В общем, он типичный анимешный протагонист, поскольку похож на типичного зрителя аниме. Гораздо интереснее Одзу - демон, пожирающий человеческие несчастья, человек с лицом, похожим на обратную сторону Луны, и прочая, прочая, прочая. Один из самых трикстерских персонажей современной культуры, что я видел, и со всеми функциями трикстера. Очень милый и злодейский. Акаси-сан, суровая первокурсница, явственно предназначенная гг, тоже по своему очаровательна. Как и зубной гигиенист, Наставник из квартиры сверху и прочие второстепенные персонажи (ну, кроме президента киноклуба), представленные в 'Yojouhan Shinwa Taikei' калейдоскопической россыпью. Что до сюжета... Это аниме, как мне показалось, становится тем менее интересным, чем ближе к концу. Не поймите меня неправильно! Просто первая серия несколько непонятна, но очень хороша. Следующие несколько, с выбором клуба, понятнее и всё ещё интересны, но не кажутся настолько яркими. Арка про трёх женщин главного героя забавна, но несколько монотонна. А в финале создатели 'Yojouhan Shinwa Taikei' вспомнили о традиции, заложенной Хидеики Анно, и сделали развязку запутанной, глубокомысленной и низкобюджетной. В визуальном плане 'Yojouhan Shinwa Taikei' продолжает традицию 'Sayonara Zetsubou Sensei' - довольно минималистический 'основной' стиль рисовки, дополненный элементами гротеска и украшенный 'живыми' кадрами и всякого рода играми с заливкой. Смотрится очень симпатично, особенно, опять же, образ Одзу. Если не считать последней серии... В целом я не назвал бы 'Сказ о комнате в 4,5 татами' чем-то потрясающим, но это, безусловно, интересная и заслуживающая внимания работа. И Одзу!..
Немного странно оставлять вовсе не 'зеленый' отзыв на кино, которому поставил аж 9 баллов. Дело даже и не в девятке, просто несколько дней, ушедших на просмотр этих 11 серий, радовался - вот, найден еще один личный шедевр, побивший даже мировой бестселлер Над пропастью во ржи, из прочтения которого я вынес ровным счетом ничего нового, потому что эти выводы пришли ко мне сами за три (или четыре я уже перестал считать) года, что я замкнулся. А тут японцы в очередной раз нарисовали меня, да еще так правдиво и в подробностях. И кажется наконец дадут ответы. Yojohan shinwa taikei - последняя на данный момент работа Масааки. Немного стыдно, что лишь вторая из просмотренных. В голову даже не пришло после великолепного сюра Кошачий суп смотреть остальное. Решил будто все заслуги у злобной ассоциальной мангаки, залезшей в петлю на рубеже 30 годов. Теперь же все остальные сериалы скачаны и будут отсмотрены, а сам Юаса записан в последние надежды аниме-индустрии после смерти Сатоси Кона. Главный персонаж 4,5 татами без имени, просто Ватаси (яп. - Я) идет в университет, надеясь лучшие свои студенческие годы провести с максимальным блеском. Гарем из красавиц-брюнеток, друзья, респекты, билет в будущее. На деле же все не радужно - друзей так просто не заведешь, девушки липнут к другим, а подняться в выбранном кружке тоже не получится - там всегда есть кто-то старательнее и лучше. Единственным выказывающим интерес оказывается Одзу, мерзкий тип с лицом беса, обожающий уничтожать чужое счастье. 'Мы связаны с тобой черной нитью судьбы' - говорит он. Во всем виноват Одзу - не будь его рядом, эти два годы точно прошли бы иначе! А мне кажется виноват лишь ты... Девять раз стрелки башни судеб будут прокручены назад и дадут возможность изменить свой выбор, выбор который кажется был неверен и испортил всю жизнь. Десять раз бабка - гадалка напомнит - шанс всегда перед тобой, в тебе есть талант, главное сделай первый шаг. Кино, велокружок, иностранные языки, Акаси-сан.. Учитель Хигути, лапшичная 'Кошачья лапша' (ходят слухи что варят и правда из бездомных кошек, но вкусно)... Главное не выбранный путь, а как по нему идти... 11 эпизодов толковых и правильных размышлений, но последние пять минут убили все. Нет, финальный выбор не мог быть иным, он самый что ни на есть верный. Я с ним согласен, и он не оскорбляет моих хикки-чувств. Просто для сравнения - Супербродяга из Into the Wild пришел к тем же выводам - одиночество в этом мире - нормальное состояние разумного человека, но его надо с кем-то разделить. Сато из Welcome to NHK тоже говорит в финале - если все ищут половинку чтобы стало легче, то чем я такой уникальный, чтобы оставаться одному. Но разница в контексте - Алекс после этого прозрения умер, а Сато смирился, отбросив иллюзии. Ватаси же эта эйфория превратила из героя в очередного обычного дорвавшегося до счастья. Которого дальше может и не быть, ведь как было в известной шутке 'Золушка и принц поженились. Конец СКАЗКИ'. Такой уровень и щенячий восторг в конце. Обидно. Нет ничего более скучного, чем история счастливой любви(с) Так хотелось идеала... А получился еще один довод в пользу 'все не то'. Хотя конечно и выдающееся и вообще лучшее что родила аниме-индустрия за последние так года 3-4. 9 из 10
Необычное аниме, что приятно удивляет. И конец хороший, не потому что он счастливый, а потому что он завершает композицию. В чем суть картины? - На мой взгляд что надо использовать свой шанс, который перед глазами висит а не лениться и тогда не придется жалеть и хотеть вернуть время назад. - А сколько раз вы хотели так сделать? Картинка, Музыка, Сюжет - отлично! Еще бонус этого аниме, что оно не затянуто, и банальные мысли на 10 минут не растягивают (может поэтому и не замечаешь как проходят 20 минут серии?). Легкое, умное, интересное. 9 из 10
Писать рецензию на Юасу — дело неблагодарное. Как на Линча, как на Сатоши Кона. Сложно вменяемо описывать людей, творящих за пределами конвенциональных артефактов. Сразу оговоримся — не рекомендую данный сериал (и его продолжение) людям впечатлительным и склонным к нервному перевозбуждению — это снесет крышу всерьез и надолго. Все дело в необычном визуальном стиле Юасы: заваленные перспективы, нереальные цветовые сочетания. Да, это как психоделическая музыка 60-х, стремившаяся воспроизвести наркотический эффект без наркотиков; так и тут — можно распрощаться с остатками разума. Сам герой мне очень напоминает меня лет 20 назад — с затворничеством, учебой, сложностями с социальной адаптацией. И этим он крайне напоминает меня 20 лет назад. Да и кто из нас не проходил проблемы с социальной интеграцией? А ГГ, будучи личностью творческой, еще острее проходит ее. Автор очень умело играет со зрителем (у них это принято, того же Кодзиму вспомните), не давая однозначного ответа на, казалось бы, понятные вопросы - вы до конца так и не определитесь по ряду, казалось бы, незыблемых истин. Категорически рекомендую любителям арт-хауса, вместе с продолжением «Ночь коротка…» 10 из 10