Обычный фильм про обычных людей. Нехарактерный для Голливуда и очень американский в одно и то же время. Актёр, который озвучивает рекламы и писатель, который преподаёт литературу в средней школе. Олицетворения американской мечты в рамках реальности. Да, они представители творческих вожделенных профессий, которые никому не нужны. Они понимают это, где-то в глубине души, а кто-то более осмысленно, но ничего не могут с этим поделать. И один из них решает смириться, а другой отрицать. И вот так они двое отправляются в холостяцкое путешествие, согласно классике жанра. Они сразу же, очень по-американски пьют прямо за рулём и жених, спустя полчаса фильма, решает оторваться по полной - выгулять свой Джонсон. И как всегда отдуваться за него приходится его более тихому другу-писателю. Но всё заканчивается более ли менее благополучно - и смешно и грешно; и они восвояси возвращаются в будни и праздники. Обыденный сюжет, разбавленный дифирамбами вину, псевдо-крылатыми афоризмами и задницами, сомнительной эстетики. И не смотря на всё это – фильм неплох. Несколько «проходящий мимо», не оставляющий шока и восхищения, но неплох. Здесь к определённой долей откровенности показан быт и внутренний мир граждан правящего миром государства. Которые, не смотря на всю свою привилегированность, остаются брошенными и по-своему одинокими в этом мире белоснежных улыбок и подтянутых тел. По атмосфере фильм очень напомнил виденный мной ранее сериал «Смертельно скучающий». Опять же про писателя и кажущегося успешным редактора. Но так как фильм был выпущен раньше, уместнее сериал воспринять как продолжение темы, а не наоборот. И приятного в этом фильме намного больше, чем можно было бы ожидать. Неяркая картинка, свойственная авторскому кино, отсутствие спец. эффектов, незатейливый сюжет, который вполне мог бы стать очередной мейнстримовой комедией о «последнем холостяцком отрыве среднего американца», но не стал, отсутствие в кадре приевшихся рож голливудской мафии, простая игра актёров и несравненные пейзажи американских виноградников – всё это делает фильм легко усваивающимся, но никоим образом не влияющим на лично твою жизнь. И приятная скука, окутывающая тебя на протяжении 123 минут просмотра даёт в какой-то мере погрузиться в «дзен» и не вздрагивать от ежесекундных действий.
Если мы говорим о фильме «На обочине», то назвать его шедевром язык не повернется. Дело в том, что Александр Пэйн снял простую, незамысловатую и на первый взгляд проходную комедию. Но это только так кажется. На самом же деле, режиссер продолжает копаться в человеческих проблемах и раскрывает самые распространенные его комплексы. Магия фильма содержится в его пессимистичном настроении. Не зря жанр указывается, как трагикомедия. Вроде как и забавно, даже местами смешно, но и со всем этим одновременно грустно. Нет ярко выраженного жанра, драма и комедия чередуются друг с другом. Сюжет прост, вы не раз могли видеть нечто подобное. Два друга отправляются в недельное путешествие, где главной приоритетом является дегустация вина. Дело в том, что один из друзей энофил. Все это затевалось потому что у одного из них скоро свадьба и они решили 'оторваться' на последок. Двое мужчин влюбляются в случайно встретившихся женщин. Каждый из них переживает, возможно, свои лучшие минуты монотонной жизни, но не надо забывать, что у одного из них на носу свадьба. И нет здесь никакой интриги, нет стремительного развития сюжета, все монотонно и депрессивно. Но есть у фильма какая-та чарующая атмосфера легкости и эйфории. Смотреть приятно, даже удается расслабиться. Сюжет не требует пристального внимания, но есть некоторые моменты, где у героев есть чему поучится. Вся фишка фильма заключается в диалогах, реплики прописаны с тонкой иронией 'черного юмора', в добавок приведенная история сморится еще забавней на фоне кризиса среднего возраста. Пэйн делает акцент на тот период жизни, где человек начинает копаться сам в себе, искать изъяны и недостатки. В данном случае, режиссер это высмеивает, как в принципе и всегда (кто знаком с творчеством Александра Пэйна, тот поймет). Понравилось, как создатели сумели уместно приплести винную одержимость. Этому уделен ключевой момент фильма, я прежде никогда не видел, чтобы так качественно и со вкусом делали рекламу этому напитку. Я думаю многие фирмы вино производства сказали большое спасибо режиссеру. С точки зрения режиссерского стиля, «На обочине» напоминает раннего Вуди Аллена, плавный сюжет, спокойная атмосфера, нотка цинизма, расслабляющая музыка, депрессивный главный герой - вот и весь секрет. В любом случае Александр Пэйн - перспективный режиссер, который в каждой свое картине раскрывает все новые и новые таланты. Так же он подобрал неплохой актерский состав. В фильме нет громких имен, но каждый, даже второстепенный актер отыгрывает свою роль, как надо. Отметить можно разве что Пола Джаматти, неплохо изобразившего закомплексованного неудачника с массой проблем и охладевшей тягой к существованию. Подводя итог, могу сказать, что Sideways тяжело назвать шедевром, есть пара замечательных диалогов, взгляд со стороны на проблемы среднего возраста, такая циничная картина мира от Александра Пэйна. Главный промах заключается в затянутой форме повествования и в некоторых моментах фильм существенно 'проседает'. Ну а в целом, неплохая картина, которая подойдет, чтобы скоротать тихий вечерок. 7 из 10
В воде ты лишь своё лицо увидишь, В вине узришь и сердце ты чужое. (Софокл) Настоящая дружба как вино. С годами становится всё лучше. Неудачи, которые будут непременно сопутствовать течению жизни, нагоняют тоску. Совместно с кризисом среднего возраста она только усиливается, отчуждая от людей. Неудавшийся писатель и школьный литератор Майлз Рэймонд берёт ближайшего друга, некогда известного по телесериалу актёра Джека Коула, в поездку по винодельческим районам Калифорнии. Два товарища, отличающиеся по характеру, депрессивный энофил, скучающий по бывшей жене, которому отказывают в публикации книг, и неугомонный весельчак, собирающийся жениться в грядущую субботу, отправляются на неделю в путешествие с разными намерениями: первый желает временно забыть о своих проблемах и просто-напросто дегустировать вина в попутных округах, а второй — оттянуться на полную катушку, устроив себе фееричное прощание с холостяцкой жизнью. Однако цель у них всё же общая: они мчатся подальше от повседневной тщетной суеты, в попытке урвать сочные плоды жизни, которые колышутся на самых дальних ветвях, в ожидании своих путников. Поездка, вероятно, привнесёт свежую палитру ощущений и укрепит дружбу. Женщина как вино. Цветущая виноградная лоза с красочными ягодами, нуждающаяся в постоянном внимании, уходе и любви. Это целое искусство, от которого зависит, усохнет ли плод или расцветёт. Разнообразия вин много, только вот все в поисках своей Pinot — сорта, который трудно вырастить: ягоды у него нежные, кожица тонкая, воззревает рано. Этот виноград не везде, как Cabernet, который повсюду. Pinot растёт в немногих и весьма уединённых местах планеты, и собрать урожай этого винограда под силу только самым терпеливым и заботливым людям, кому не жалко времени, чтобы открыть его потенциал и дать проявить ему лучшие его качества. Майлз и Джек по пути встречают свои Pinot в лице двух женщин, Майи и Стефани. Весельчак не мешкая предаётся плотским наслаждениям, ведь секс для него подобен кокаиновой эйфории, в отличие от писателя, кому мерещатся некогда счастливые остатки прошлого, словно навязчивое видение, от которого невозможно избавиться, не обретя ничего взамен. Вино, как и женщины, пожалуй, единственный способ одолеть тоску, да и, говоря о винах, Майлз чувствует себя уверенным, потому и привлекает его та, которая столь же сильно увлечена этим напитком. Они пьют и беседуют о разном. In vino veritas, как говорится. Депрессия как вино. Лежащая на полке бутылка Chateau Cheval Blanc 1961 года, о которой время от времени забываешь, но подчас она всплывает в памяти. Такая, собственно, у угнетённого Майлза, до сих пор переживающего из-за своего развода двухлетней давности. Утешение он находит в вине, а грусть топит на дне бокала. Там же притаилась меланхолия, накрывающая его после каждого опьянения; и вот уже еле держащийся на ногах Майлз бросается к ближайшему телефонному аппарату, чтобы позвонить своей бывшей жене. И хоть он осознаёт, как порою жалок, всё равно не может ничего с собой поделать. Такова его сущность: он тянется к прежним радостям, в то время как настоящее попросту уплывает. Даже его недавно написанная книга «День после вчера» подтверждает, что Майлз всячески избегает настоящего, вчерашний день для него никак не превращается в «сегодня». Джек, в отличие от своего друга, живёт новыми мгновениями, стремясь брать от жизни вседоступные удовольствия, пока это позволительно. Он пытается переманить Майлза на «аморальную» сторону, но в результате новых знакомств и впечатлений его самого накрывает депрессивная хворь: переосмысление жизни неизбежно. Бег от трудностей рано или поздно вновь возвращает к ним. Может, тогда лучше остановиться? Принять новые воспоминания вместе со старыми, осознать и осмыслить происходящее, открыть хранящийся Chateau Cheval Blanc, наконец. Жизнь как вино. Непредсказуемое, меняющееся с годами. Открытое сегодня вино будет отличаться по вкусу от такого же вина, открытого в любой другой день. Картина Александра Пэйна о простых людях, загнанных в угол. Постановщик ведёт экзистенциальные размышления о неспособности человека найти себя. Вино здесь настоящая отдушина, и как ни парадоксально люди в таком дурмане находят нечто ценное в своей скучной жизни. Пэйн словно берёт частицу человеческой жизни и отображает её на экране, воплощая тленность бытия на киноплёнке. Однако о гиперреализме говорить не стоит, потому как режиссёр ставит трагикомедию без лишней чернушности, оттого реализм в фильме эстетствующий — не грязь, а её оттенки. Вино же дарит новые впечатления, подстрекает к непредсказуемым действиям и просто-напросто придаёт удовольствие. Оно как жизнь. Главное не передержать и вовремя попробовать на вкус, ощутить его особенность и наслаждаться оставшимся послевкусием. В противном случае можно надолго задержаться на обочине.
Сан Диего, Калифорния, Суббота. Утро очередной раз подаёт себя тем же заказом, фирменное блюдо: «головная боль». Учитель средней школы Майлз преподает литературу, живёт один последние два года, путешествуя от бутылки к бутылке. Развод в прошлом, но он его всё это время теребит и заставляет купаться в своей неугомонной хандре. Наедине с собой он начинает писать роман, наблюдая за стойками кофе, баров и прочих заведений. Дополнительные расходы требуют дополнительных денег, которые он и достаёт у своей матери, незаметно выдёргивая из её банки-копилки лишние зелёные стодолларовые. У Джека, актёра из сериала и голоса из реклам, через неделю намечается свадьба. Так получилось, что ещё с учёбы Джек и Майлз столкнулись и продержались вместе в одном мире ещё задолго до начала серьёзной жизни. Неделя, холостая и последняя неделя намечается у закадычного друга, которому Майлз собирается устроить тур по барам в поисках вкусного вина, между тем играя в гольф и посматривая телевизор. Таким образом Майлз подарит все семь беззаботных дней своему другу, пытаясь составить ему компанию, поднять настроение и выразить свои “соболезнования” по поводу свадьбы. Но у Джека появляется иная идея времяпрепровождения: подцепить «цыпочек» и завалить в постель, таким образом, выпустив пар зверя из себя, и тем самым, дав Майлзу надежду на постройку новой семьи. Александр Пэйн. Что ж, этот фильм заставит запомнить его имя. Замечательный режиссёр, умеющий так качественно передать атмосферу фильма, соблюдая все границы передачи сюжетной линии. Всё вышло гладко, сладко, без кислых примесей, интересно, смешно и иногда захватывающе. За два часа, Александр смог влюбить зрителя в героев, заставляя сочувствовать им, радоваться за них, и, в общем, выжить из своего сердца долю переживания за Джека и Майлза. Сами друзья вышли разными, но дополняющими друг-друга. Майлз – учитель, которому не хватает удачи и силы воли, без которой в жизни трудно будет добиться чего-либо. Его физиономию жизнь отправила в грязь только с момента развода - он сразу опустил руки, выпивая пино и вино одно за другим. Отчаяние отчаянием, но два года – достаточный срок, что бы двинуться хоть в какую-нибудь сторону, но Майлз в свою скромную персону сил за всё это время не прибавил. Проливая рюмку за рюмкой, он уже знал всё о вине, о готовке и всех его тонкостях. Джек – актёр, жизнь его полна работы, свободного времени мало. Но времени хватило, что бы подцепить девушку из Армении и попросить руку и сердце. Жизнь его живая, не стоит на месте, времени на хандру не хватает, да и повода нет, ведь всё для жизни у него есть. Таким образом, он пытается вытащить Майлза из его депрессии, а Майлз пытается его заставить не врать своей будущей супруге, которой он собирается изменить ещё до свадьбы. Такими разными характерами они и дополняют друг друга. В фильме присутствуют всякие мелочи, которые создают из двух друзей не просто героев, а реальных людей, которые отличаются от (именно) «героев» из обычных боевиков. Причём все эти мелочи, которые в фильм вложил Александр, совершенно не кажутся ненужными, каждая такая мелочь создала этому фильму своеобразную атмосферу, которая могла распасться в любую секунду. Но режиссёр эту атмосферу не отпустил и сдержал до самого конца, для этого нужно иметь не малый талант… Об актёрах, могу несколько слов сказать. Буквально с самого первого взгляда мне понравился Пол Джаматти, первый его фильм, в котором я его увидел, не припомню, к сожалению, но сам он постоянно просто поднимает настроение одним своим присутствием в фильме. Хоть и другие роли у него могут быть не очень удачными, в смысле качества актёрской игры. Но здесь он меня убедил в том, что это лучшая его роль, как в фильме, так и в качестве актёра. По поводу Томаса Хейдена Черча могу сказать, что видел его только в «Человеке пауке: Враг в отражении», и там его роль мне совершенно не понравилась – не к лицу она ему вовсе, не то, что в этом фильме, где он сыграл так же бесподобно. В общем, говоря, фильм вышел замечательной историей о жизни двух друзей, сопровождаемая интересным и мало предсказуемым поворотом сюжета, приправленного большой долей удачного юмора. Такие фильмы редко снимают, очень советую подобные картины искать и находить, а подобные этой - не упускать.
Сильное заявление - считать, что данный фильм, как ещё один случай отхода от мейнстрима и попытка установить новые грани авторского кино, про жизнь, а таковые дифирамбы ему пели многие. В общем-то, этот довод и не отвергается, но ставится под немалое сомнение, ведь по качеству 'На обочине' хромает и близко не дотягивает до эталонов независимого кинематографа, где жизнь зачастую берётся заглавной темой, а вся действительность в нём трещит по швам ближе к закономерному исходу, выполненному прям-таки в американском (больше - Голливудском, зависимом) стиле. И вообще, про какую жизнь здесь говорится? Про жизнь школьного учителя-неудачника, который может рвануть на недельку по Калифорнии и развлекаться, тратя деньги на дорогие заведения, на богемные виды досуга вроде гольфа и на бутылки вина, судя по всему, ударяющие по кошельку? Или про его друга, желающего 'насадить на болт' любую встречную девушку за неделю до собственной свадьбы, да разок так насадившего, что ради животного секса сам превратится в аморальное животное, кидаясь фальшью, бессовестной ложью всем приближённым? Так и получается: будь собой, не меняйся. Хороший смысл, да вот только тут он действует диаметрально в другую сторону... Конечно же, создатели фильма не приучают зрителя сохранять недостатки. В самой работе режиссёра Александра Пэйна даже прослеживаются какие-то моменты, где герои ищут возможность измениться. Но они только прослеживаются и всё, они остаются в завязке и никак не идут развивать историю. Возможно, таков первоисточник, одноимённый роман Рекса Пикетта, который, к слову, значительно изменён создателями экранизации, но сам писатель оценил эту экранизацию как достоверную. Главный герой Майлз выступает типичным разведённым мужиком с кризисом среднего возраста, ни больше, ни меньше. После неудачного брака он не вступает в отношения с женщинами, да и при встрече со старой подругой Майей, с которой его сближает всё, его пассив никуда не девается. А отношения, однако же, клеятся. Неважно, что ты ищешь, подобно Блоковскому герою, истину в вине, порой перегибая до звонков бывшей супруге с желанием излить душу, а остальное время трёшься на обочине жизни, не делая ни шагу к переменам. Да и приглашение на роль лысеющего и находящегося явно не в спортивной форме Пола Джиаматти тоже лаконично конструирует образ. Причём проблема не исключительно в Майлзе, не менее влияет и сценарий вне персонажа: сама жизнь удачно складывается. Так-то он действительно человек неплохой, не замкнутый и весьма интересный. Его разговоры о вине хоть и звучат по-снобистски, они закрепляют в нём интеллект. Майлз просто сбился с пути, но назад вернуться не решается. Как физически, так и психологически. Он даже не мечтает ни о чём светлом, не думает о счастье. Если б не киношная судьба, где он продолжает пребывать на дне, так бы и остался он безвольно стоять справа от дороги. И это плохо. Бездействие редко к чему приводит - вот что жизненно по-настоящему. Друг Майлза, Джек, противопоставляется ему весь фильм, но на деле отличается лишь уровнем либидо. Даже в подборе актёров, кажется, создатели постарались и пригласили Томаса Хейдена Чёрча, который здесь весьма походил на Мика Джаггера, оставшегося после молодости с багажом славы, ныне мало рентабельным. Есть ощущение, что этой ролью авторы и правда решили тонко подшутить над известным музыкантом, ведь его Rolling Stones резко сдали после 1970-х. Джек получился очень противоречивым персонажем. С одной стороны, он чуть ли ни единственный, кто давал повод посмеяться над своими нелепейшими выходками, на деле оправдывая жанр комедии. С другой - это тоже сбившийся на обочину чудак, но его жизнь показана чересчур странной. Зачем он собирается жениться, если он вот так собирается развлечься перед браком? В отличие от Майлза, он действует, но только во благо собственных инстинктов, разрушая мораль, честь и все сопутствующие гордые понятия. Возможно, Пэйн хотел таким образом намекнуть на нищенскую сущность героя, который глушит вино со жвачкой во рту и принимает каждое за вещь годную и который, в отличие от Майлза, хотя бы что-то делает и получает какой-то результат, даже в виде горького опыта или побоев. А Майлз сидит, лежит, работает, и так по кругу, не достигая никакого итога среди остального окружения. Да, он занимается писательством, но это играет на Майлза-неудачника, на созидание совершенно другой его особенности. В начале фильма также было отражение его высочества, что, мол, как он может быть вместе с Майей, с обыкновенной официанткой, да и поведение в отношении вин делает из него умника-хипстера. Нужного истолкования, почему он такой и почему он изменяется, нет. Даже в виде слов, с которыми в 'На обочине' вообще бедствие периодически (немудрено, ведь многие диалоги были чистой импровизацией, без предварительных сценарных заготовок). Даже, например, банально по образу Евгения Базарова из 'Отцов и детей', на которого Майлз неплохо так походит в общем. Вот и остаётся додумывать самостоятельно. Идеи в фильме есть безусловно, причём целый набор. Но то, как они реализуются - профанация. Начало есть, конца нет. В итоге больше всего достаётся именно морали. Один герой стоит другого, и по ним можно открыть спор, с судьбы кого больше биться в недоумении. 'На обочине' - тот случай, когда конец портит любую справедливость. Либо же, если подводить фильм к такой развязке, стоило, может, поменять основное действие? Получилась бы типичная конвейерная мелодрама в духе Голливуда, но зато и смысл бы появился. А так после просмотра остаёшься с мыслью, что одни получают всё за просто так, а другие могут горбатиться до смерти или полного отчаяния в попытках достичь чего-то. Хотя сам фильм собой подводит как раз такую атмосферу, оставаясь до последней минуты невыносимо томительным и нудным, не радуя ни темпом, ни действием, ни работой технической бригады, которая временами и вовсе пугала, отдавая монтаж сцен уровня Movie Maker-а и неинтереснейшее звуковое сопровождение, добавляющее итак зашкаливающую скукоту. Если бы не бюджет в 16 миллионов долларов и мегасборы в 110 миллионов, 'На обочине' трудно было бы вообще представить прокатной кинолентой, так как она не походит ни на прокатный, ни на фестивальный уровень и максимум, чего заслуживает, это запуска по телевидению и на носителях. Действительно достойна в фильме Пэйна актёрская игра, не дававшая в себе усомниться ни единожды. Касательно жанра - комедия не подвела, а вот трагедия надумана. И к чему такие восторженные отзывы, награды ('Оскар', два 'Золотых глобуса' между прочим)? В итоге фильм так и не стал никакой новой ветвью независимого кино, что ему пророчили. 5 из 10.
Сижу на берегу реки, В одной руке кувшин с вином держу, Другою деву обнимаю, И что мне выбрать – я не знаю. (Омар Хайям) С чем только не сравнивали cherchez la femme (поиск женщины): и с выбором автомобиля; и с выбором между желе и крем-брюле («Свадьба лучшего друга»); и еще много-много аллегорий. И вот нам предстает новая версия: женщина – она как вино; как и вино, каждая женщина состоит из кучи ингридиентов, которых по отдельности каждый мы встречаем часто, но именно их сочетание образует тот букет, который мы назовем Женщиной. Какой набор должна иметь Ваша Дама? Может, в ней должно быть немного смородины (скромности и умиротворенности), немного от розы (дерзости и колючести), немного мяты (веселящей и возбуждающей), а также чуть-чуть жасмина (грации и страстности). В общем-то, у каждого свой «Шеваль Блан». Но найти свое вино и свою женщину – это главная цель любого мужчины. Вот и герои этого фильма, бывшие сокурсники, а ныне близкие друзья, тонкий знаток вин Майлз (Джаматти) и его менее утонченный приятель Джек (Томас Хейден Чёрч) отправляются в путешествие по винодельням Калифорнии перед тем, как отправить Джека в последний путь его холостяцкой жизни. Свадьба через неделю и за это время приятели должны хорошенько все продегустировать, но у каждого своя «дегустация»: если Майлз едет дегустировать вина, то Джек – местных красавиц. На что сразу обращаешь внимание – это невероятная естественность фильма. Диалоги именно такие, какие можно встретить в повседневной жизни, никаких высоких фраз или наоборот непонятного жаргона. Атмосфера ресторанов, в мотеле, на дороге – все создает эту атмосферу присутствия, иногда я даже ловил себя на мысли, что смотрю документальный фильм. Конечно, во многом этому способствует игра обоих главных героев, они не переигрывают. Нет, точнее даже нельзя сказать, что они играют; они просто проживают эту жизнь и эти моменты своих героев как свои. Майлз – это такой типичный однолюб, который глубоко переживает свой недавний развод, считающий, что роман, если он кратковременный – это неприемлемое занятие для приличного человека. Другое дело Джек. Этому без разницы, где знакомиться, в ресторане, в баре, на винодельне. Он готов всегда и надо признать, что женщины охотно поддаются на его прямые намеки и животную страсть. Он такой типичный самец-кобель, тот типаж, которых так любят осуждать женщины, но именно им они чаще всего и отдаются. Но все же настоящая находка для женщины – это все-таки Майлз. Он проявляет свою мужественность именно там, где нужно (не махая клюшкой от гольфа на поле, а залезая в дом мужа, чью жену только что соблазнил его приятель, чтобы похитить назад забытый бумажник приятеля), он умеет поговорить о жизни, разбирается в вине. А Джек – это типичный кобель, который ничего кроме секса подарить женщине не может. Впрочем, и брать ему кроме этого больше ничего не хочется. И если начинался отзыв с вина, то им он и должен закончиться. На мой взгляд, современные мужчины стали забывать, что многие женщины, как и вино, с годами становятся только лучше и ценнее. Не нужно забывать, что есть: - молодое вино - да, оно свежее, но еще не закончило свое брожение, и не факт, что такая девушка закончит свое брожение именно с Вами; - есть выдержанное вино – это вино которое закончило свое брожение, оно имеет устоявшийся вкус, который будет сохраняться долгое время без изменений. Выбирая такую женщину, Вы выбираете ее надолго, может даже на всегда. Я желаю каждому мужчине найти свое вино и свою женщину и может быть немножко в этом поможет эта картина.
Двое друзей, знакомых со времен колледжа, отправляются в недельное путешествие по винодельням солнечной Калифорнии. Объединённые общей идеей, каждый из них лелеет свой план относительно того, каким образом сделать долгожданную поездку максимально продуктивной. Майлзу, в течение долгого времени измождённой рыбой бьющемуся об ледяные врата неприступных бастионов издательств, в тщетных попытках опубликовать свой многострадальный роман и стать, наконец, «настоящим писателем», невыносимо душно в тисках стен средней школы, где он вынужден зарабатывать на хлеб и вино преподаванием литературы. Монотонное бубнение текстов произведений классиков флегматичными учениками навевает скуку, а воображение, тем временем, пастельной гаммой рисует пейзажи спокойного и плодородного края виноградных лоз, неспешно созревающих под лучами бархатного солнца. В отличие от Майлза, его приятель Джек в свои лучшие годы успел познать пьянящий вкус славы героя телевизионных сериалов, но те времена давно прошли, оставив вышедшего в тираж актёра довольствоваться горьковатым ностальгическим послевкусием, озвучивая хорошо поставленным голосом избитые рекламные текстовки. В 2002 году, с лёгкой руки постановщика Александра Пэйна, мизантропичный социопат, в безупречном исполнении Джека Николсона, отправляется в путешествие по Америке, знаменуя, тем самым, уход от злободневной социальной сатиры ранних работ и обозначая новый вектор кинематографического исследования человеческой сущности сквозь призму максимально реалистичного «роуд-муви», наполненного трагикомическими ситуациями, режиссёром которых, как будто, выступает не американец среднего возраста, а сама жизнь, сменой привычной обстановки дарующая главным героям шанс познать самих себя. Урожая 2004 года, картина «На обочине», так же, как и её предшественница, опирается на крепкую, насыщенную вкусом литературную основу, позволяющую получить истинное наслаждение от ненавязчивой экранной дегустации. В благодатном краю калифорнийских виноградников дегустация у каждого из героев своя. И если Майлз пытается познакомить своего друга с удивительным миром вин, распахивая перед ним двери маленьких и по-домашнему уютных виноделен, без-пяти-минут-семьянин Джек, желающий оторваться напоследок по полной, всеми частями некогда хорошо накачанного тела неистово тянется к пока ещё доступным женским прелестям. Испить до дна последние капли свободы – и не важно, какие они на вкус – утончённо-изысканные, подобно прихотливому «Pinot Noir», или попсово-плебейские, подобно вездесущему «Merlot». Словно несмышлёный малыш, дорвавшийся до вожделенной игрушки, Джек пойдет на всё, только бы не лишиться заветных удовольствий. Майлз, опытный теоретик и практик вдумчивого винопития, ведёт себя диаметрально противоположным образом: не отпускающее ни на секунду чувство внутренней неуверенности и подавленности, усугублённое разводом с женой, удручающе эффективно предотвращает любое потенциальное сближение с женщиной. В остальном, он ещё больший ребёнок, чем Джек, что наиболее ярко раскрывается во время «небольшой остановки» двух друзей в доме его матери, обернувшейся ночёвкой у гостеприимной хозяйки. Калейдоскоп кадров: наспех подписанная открытка, купленная маме на день рождения в ближайшем супермаркете вместе с дешёвым букетиком цветов с неоторванным ценником; инстинктивное желание перекусить, когда мама предлагает; в качестве проверенного средства поддержания семейного разговора – красноречивая, годами отработанная зомби-поза перед старым блёклым экраном телевизора; а ближе к ночи – секретная операция по уменьшению количества доступных денежных средств в мамином загашнике. Под утро, покуда хозяйка спит и, вероятно, воплощает в своих снах долгожданную мечту провести следующий день вместе с сыном, как он ей и обещал накануне, – смыться по-тихому, пока не застукала! Знаешь ли ты, беспечный Майлз, что совсем скоро холодное прикосновение судьбы-злодейки окутает душу мраком абсолютного отчаяния, когда разрывающее изнутри чувство собственной никчёмности бурным потоком смрадных сточных вод вынесет остатки былых чаяний и надежд на обочину жизни, а всё то, о чём ты когда-то мечтал, к чему стремился, но так и не смог воплотить, тихо утонет на дне бумажного стакана, наполненного «Chateau Cheval Blanc» 1961 года, в течение долгого времени терпеливо приберегаемого тобой для того самого «особого случая», которому так и не суждено настать? Александр Пэйн, на протяжении своей творческой карьеры предпочитающий находиться на обочине гигантских маховиков всепоглощающей голливудской машины, не мог предположить, каким крупным коммерческим успехом обернётся весёлая и одновременно печальная история двух простых американцев, переживающих кризис среднего возраста. Вдали от фальшивого лоска и затасканного героизма, на изнанке пресловутой «американской мечты», миллионы соотечественников Джека и Майлза нашли в правдоподобных, осязаемых образах «лишних людей» XXI века отражения самих себя. Порой создается ощущение, что «На обочине» - вовсе не американское кино, а по-уютному европейское. И дело даже не в том, что пейзажи округа Санта-Барбары приятно напоминают юг Франции, солнечную Испанию или гостеприимную Италию. Интеллектуально-ироничный, созерцательно-меланхоличный дух картины удивительным образом рифмуется как с работами европейских мэтров, так и с творчеством Георгия Данелия и Отара Иоселиани, а сам фильм, словно зрелое, бережно выдержанное вино, расцветает насыщенным букетом ярко выраженных ароматов на вкусовых рецепторах ценителей настоящего, живого синематографа. Редкое художественное кино способно изменить реальность. Изменить по-настоящему, а не просто ввести мимолётную моду на очередные гламурные шмотки или заполонить прилавки детских магазинов уродливыми фигурками псевдогероев из дурнопахнущей пластмассы. Но даже если это удаётся, лишь единицы в состоянии не дать неокрепшим росткам новой реальности погибнуть, затеряться навсегда, растворившись в вечно движущемся потоке времени. В свете этого, «Sideways» представляет собой уникальное культурное явление. Кинопутешествие по реальным винодельням Калифорнии оказало узконаправленное, но сильнейшее воздействие на местную винную индустрию, дав долгожданный импульс развитию экономики всего округа, влияние которого ощущается по сей день. Многочисленные ценители фильма, ещё не успевшего стать культовым, и изысканных сортов вин, ещё не успевших сотворить локальную революцию, среди которых первое место уверенно держит так хорошо разрекламированное главным героем «Pinot Noir», стремясь совершить винное паломничество по местам «боевой славы» полюбившихся персонажей, потоком хлынули в маленькие городки с забавными именами Буэллтон, Солванг, Ломпок и Лос Оливос, застав местных виноделов врасплох. Но последние не растерялись: им было что предложить жаждущим новых вкусовых ощущений туристам, благо многие сорта калифорнийских вин оказались превосходными не только на экране, но и в жизни. Спустя десять лет после выхода ленты, Фрэнк Остини, владелец ныне культового ресторана «Hitching Post II», в котором под уютную мелодию перезвона бокалов коротали тёплые осенние вечера герои картины, с удивлением вспоминал: «Я всегда говорил своим сотрудникам, что фильм как появился, так и исчезнет… Но, в конечном счёте, этот фильм переживёт всех нас».
Через неделю холостой жизни заштатного актеришки Джека придет конец – он женится на замечательной девушке. В отличие от него, школьный учитель и по совместительству писатель-самоучка Майлз уже два года в разводе, но по-прежнему любит бывшую жену. Вместо традиционного мальчишника старые друзья-недотепы отправляются в недельную поездку по винным хозяйствам Калифорнии. Они и представить себе не могли, какие приключения и испытания принесет данное путешествие… Далее следует целый калейдоскоп невероятных событий, переделок, нелепых и разумных поступков героев, позволяющий им испытать немало различных ощущений, прислушаться к зову сердца, понять свои желания и вновь обрести вкус к жизни. «На обочине» - кино одновременно веселое и грустное, легкое и вдумчивое, а также философское, позитивное и жизнеутверждающее. Вино в картине – безусловный полноценный участник событий. Оно повсюду: его пьют, о нем говорят, им восхищаются, его на редкость удачно сравнивают с человеком… И это кино необходимо не просто смотреть – им нужно наслаждаться, словно прекрасным вином, смакуя и оценивая неповторимый цвет, аромат, букет и наслаждаясь великолепным послевкусием. Актерские работы в картине потрясают. Томас Хейден Черч невероятно хорош, но Пол Джиаматти сыграл просто превосходно и неподражаемо. Он слился с образом своего героя настолько, что стал от него неотделим. Надо отметить, выглядел на экране Пол так, как будто не играл роль, а просто жил, совершал, свойственными людям глупости, старался изменить к лучшему свою жизнь, пытался помочь другу обрести душевную гармонию. Также понравилась игра Вирджинии Мэдсен и Сандры О, которые прекрасно дополнили мужской дуэт. Отточенная и выверенная режиссура Александра Пэйна, отлично освоившего непростой материал, превосходная музыка, тонко подчеркивающая настроение картины, увлекательный и ладно скроенный житейско-философский сюжет, который особенно придется по вкусу не подростковой аудитории, но зрителям постарше, замечательная, на редкость убедительная игра актеров, - все это делает фильм достойным самых высоких оценок. Лично мне было не просто очень интересно наблюдать за развитием событий и сюжетных линий в этой ленте, но было крайне любопытно искать и находить параллели с жизнью собственной, ставя себя на место героев. Таких соответствий нашлось немало. Некоторые из них не самые приятные, но в этом-то и смысл… Кино позволяет взглянуть на себя со стороны: увидеть себя, свои поступки, свои жизненные цели, приоритеты и идеалы глазами других людей. Это кино может на многое открыть глаза, многому научить. И я абсолютно убежден, что это самый главный показатель зрительского признания. «На обочине» дурманит и хмелит, дарит хорошее настроение и дает пищу для размышлений. 10 из 10
Обоим уже за сорок. Первый – это неудачник Майлс (Пол Джаматти), которого жизнь оставила на той самой злополучной обочине, что постоянно пребывает в хронической депрессии и никак не может смириться с разводом, который произошел уже два года назад. Второй – это стареющий, но все еще не списанный со счетов ловелас средней руки с незатейливым, как и он сам, именем Джек (Томас Хейден Чёрч), что с небогатым лексиконом и с мозгами подростка. У второго на носу свадьба и он решает в последнюю неделю перед этим событием, к которому он готовиться не иначе, как к рабскому заточению, хорошенько оторваться, «насадив на болт», как он сам и выражается, максимальное количество представительниц прекрасного пола, а первый совершает с ним этот самый дорожный круиз, развозя его по различным винным точкам, где пытается приобщить своего недалекого друга к прелестям винной дегустации. Практически все два часа посвящены зацикленному обмусоливанию того, что было понятно в первые двадцать минут экранного времени: то бишь пространно-бесконечным разговорам Майлса о купажировании вин и нелепым интрижкам туповатого Джека, который пытается, причем не безуспешно, «насадить» побольше женщин на свой неугомонный «болт». В принципе, картину можно было назвать роуд-муви, но при этом с совершенно не свойственной и непростительной этому жанру чертой. Он – скучный. Причем невыносимо. Я всегда был сторонником того, что если фильм медлителен и вял, он должен быть, по крайней мере, созерцательным, а не нудным. Но здесь как раз второй случай. Углубляясь все дальше и дальше, режиссер доходчиво дает понять, как бы в сотый раз обводя жирным грифелем название картины, насколько жалки эти два взрослых мужика, которым, несмотря на всю их взаимную непохожесть, давно пора пересмотреть свои взгляды на жизнь, но зрителю их совершенно не жалко. Потому что сами они – слишком жалкие. Зрителю не смешно. Потому что сами они – едва ли смешные. Зрителю за них не слишком грустно. Потому что трагедия их не так уж масштабна и неразрешима. Но зрителю скучно. Потому что не хватает огонька, который выбил бы хоть какие-то эмоции из этого малокровной трагикомедии.
Если честно фильмы такого стиля мне обычно кажутся скучноваты и досмотреть до конца является сложной задачей, но этот чем то цепляет уже с начала фильма, и держит до последней минуты. Я смотрел много фильмов Александра Пэйна, лично мне почему-то этот ассоциируется с 'О Шмидте' после просмотра они оба вызывают примерно одинаковые ощущение проведения времени. Может сдаться, что фильм простоват, но это не так. Во первых не знаю как кому, но по моему игра актеров здесь на высшем уровне, мне даже кажется что именно их артистичность держит зрителя у экрана, а некий 'простенький' сюжет только усугубляет легкость исполнения роли. Могу подвести только один итог: он не хороший и не плохой, но время зря тоже не потеряете, поскольку определенный смысл в нем все же есть, так что если вам нечего делать, то садитесь и смотрите этот фильм. 7,5 из 10
Единственной ошибкой, которую я допустил при просмотре этого фильма - оказалось то, что я всего напросто не взял бутылочку вина... До сих пор сожалею об этой утрате. Замечательный фильм про взрослых людей, про взрослые ошибки и естественно про вкуснейшие калифорнийские вина, коих выпито на съёмочной площадке в изобилии. Пол Джиаматти не перестаёт удивлять проникновенной игрой. Я даже не смог понять всю мимику лица, потому что иногда он так гримасничал, что я реально не догонял смысл. Возможно Клуни бы действительно лучше сыграл Джека, но всё уже в прошлом. Чёрч тоже проявил себя с самой лучшей стороны. Пэйн - превосходный режиссёр, не знаю у кого ещё получится снять такой вкусный фильм про вино. Это сравнимо с Рататуем о французской кухне... Просто чудесно. 10 из 10
Простая, жизненная ничем не напрягающая кинолента, о двух друзьях отправляющихся в путишествие по винодельням Калифорнии. Каждый из нас, хоть раз в жизни, сталкивается с трудностями, кто-то находит в себе силы справиться с ними, а кто-то нет. Майлз - один из действующих лиц фильма, скорее всего, относится ко второй категории, посудите сами: ему за сорок, брак не удался, выглядит он совсем не как красавец с глянцевой обложки, а книгу всей его жизни (Майлз совмещает преподование английского языка с писательской деятельностью) забраковал издатель... НУ КАК ТУТ НЕ ЗАПИТЬ?! Фильм отхватил несколько наград, на трех ежегодных церемониях 2005 года, хотя мнения зрителей расходятся, кто-то называет фильм черезмерно затянутым, скучным. Мне же кажется, что Пэйн хотел показать жизнь простых, обычных людей, которые занимаются земными человеческими делами, поэтому напичкал фильм множеством диалогов, которые и составляют львиную долю фильма. 8 из 10
Человек, который дегустирует вино, столько же узнаёт о вине, сколько о самом себе(Жан-Марк Карэн, дегустатор) Под ласковым солнцем Калифорнии мчатся в видавшем виды родстере два стареющих неудачника. Ведь коль скоро один из них скрепит себя узами брака с богатой невестой, то его лучший друг просто обязан целую неделю вымачивать будущего женатика в винах самых изысканных сортов. Только вот незадачливому жениху хочется нагуляться в самом прямом смысле этого слова - завалить в свою койку побольше сговорчивых девиц. Два старых приятеля так не похожи друг на друга - одному бы купажировать вина и наслаждаться окрестными видами, а другому и дешевое пойло сойдет, лишь бы кто пригрел его 'старый болт'. Противоположности сходятся, так и фильм режиссера Александра Пэйна не заваливаясь балансирует между интеллектуальной притчей о поиске смысла жизни с одной стороны, и типично-американским голозадым юмором с другой. Порой история эта неторопливо течет под джазовый аккомпанемент, чтобы вдруг резко взорваться и перевернуть все с ног на голову. И это при том, что добрую треть ленты занимают энологические разговоры и дегустации. Винная карта, к слову сказать, подобрана чуть ли не тщательнее актерского ансамбля и сплошь состоит из лучших сортов западного побережья. Герои утопают в винах: учитель литературы Майлз топит в ягодных букетах обостряющееся чувство собственной ничтожности, вечный актер вторых ролей Джек ищет на дне бутылки банальный допинг, а разведенная Майя обрела среди сотен сортов новое хобби. Фруктовый аромат Темпранильо, Шеваль Блан с его тонкими нотками лакрицы, нежное ягодно-пряное послевкусие Пино Нуар...но помните, даже если вам очень хочется соблазнить двух совершенно свободных девиц, никогда не пейте это поганое мерло! Пейн принципиально не хотел брать в свой проект известных актеров, дабы никто не тянул одеяло на себя. Неудивительно, что выбирая между Клуни и Чёрчем, режиссер сделал выбор не в пользу первого. Ну какой из Клуни, сами посудите, лузер и второсортный актер? А вот Чёрч, сам не обласканный славой, в роль вписался весьма удачно. Его 'кирпичной' и слегка придурковатой мине умело противопоставляется интеллигентное и уставшее лицо Пола Джаманти, герой которого выброшен на обочину жизни, в коей романтики и философы, увы, давно не котируются. В 'Sideways' нет приторных лиц и нарочито перфекционистских излишеств. Экспромт 'застольных' диалогов соседствует с едва уловимым юмором, а вдумчивую беседу может сменить экспрессивная или даже грязная сцена. Это в первую очередь фильм о людях, а уже потом о вине, хотя многим может показаться иначе. Тем не менее, именно вокруг человеческой мотивации вращается фабула этой киноленты. Ведь даже если ты разведенный писатель-неудачник, чьи лучшие высказывания уже придумал Буковски, не стоит думать, что ничего хорошего с тобой уже никогда не произойдет, может просто стоит чуток приподнять лежачий камень, ну или в нужную дверь постучаться. Ведь недаром одна из главных героинь этого 'пикникового' приключения сравнивает человеческую жизнь с бутылкой вина - не стоит слишком увлекаться выдержкой, а то ведь наступит время и откупорить будет уже некому. 8 из 10 Говоря об этой ленте, многие упоминают рост продаж вина сорта Pinot Noir, случившийся после премьеры. Забавно другое - уничижительное отношение главного героя к сорту Merlot стало превосходной антирекламой, продажи Merlot упали.
Какие-то фильмы проходят мимо нас, а какие-то попадают в самую суть, в самое нутро. Фильм 'На обочине' именно такой для меня. Я смотрела его с раскрытым ртом, вдыхала каждый эпизод. Два друга - такие непохожие друг на друга. Это очень сильный контраст. Один - учитель по литературе, пишущий книгу, но ее не печатает ни одно издательство. Он глубоко чувствует, глубоко переживает разрыв с женщиной, которую любил. Пьет антидепрессанты. Мне понравился эпизод, где он говорит, почему так любит вино. Он рассказывает про какой-то особый, редкий сорт вина - вырастить который и собрать очень непросто. Только бережливые, заботливые руки способны на это, аромат раскрывается, как какое-то очень тонкое и ранимое существо. Мне кажется, он сам себя сравнивает с этим вином. В то же время, нам показывают его отрицательные стороны. Как он ворует деньги у матери. Он не идеален, не смотря на широту своей души, не смотря на бескорыстную готовность помочь другу, мы видим, что он способен на низкие поступки. Он живой человек. Второй живет намного легче. Он не чувствует жизнь так глубоко, для него все проще. 'Выведи своего дружка на свободу, Майлз, дай ему погулять'. Жизнь для него - это постоянное удовольствие, это женщины, он любит похвастаться и не задается вопросом, много ли правды в этом хвастовстве. У него какое-то свое понимание жизни на всю катушку, и он так живет, не понимая тягостей друга, подстрикая его повеселится и расслабится. Причем делает это искренне. Этот фильм, он такой же настоящий, как сама жизнь, и протекает он так же медленно. Когда смотришь его, веришь, что так оно все и случается, так все и бывает. Не все наши ожидания сбываются, но награда порой принимает неожиданный поворот, и тогда понимаешь, что все что ты делал - было не зря. 10 из 10
Посмотрел я фильм «На обочине» и меня наполняет двоякое ощущение. С одной стороны фильм достаточно лёгкий, весёлый, с другой стороны пустой и не доведённый до разумного конца. Если рассматривать данную картину, как комедию, то да, скорее удачно, нежели нет. Но если брать в расчёт то, что это драма, и основной посыл заставить зрителя задуматься и поразмыслить, то не могу назвать это успехом. В комедии «На обочине» мне понравилось совмещение тонкого юмора и шуток ниже пояса. Это смотрится органично и действительно легко. Легкость также придаёт солнце и вино, льющееся рекой. Но даже у комедии «На обочине» нет какой то чёткой сюжетной линии. Я не могу толком дать описание происходящего на протяжении фильма. Два друга решили продегустировать всё вино в штатах? Я представлял себе последние холостяцкие дни немного иначе. Драма же «На обочине» нисколько не зацепила меня. Обилие шуток про секс подавило у меня какое-либо желание поверить в то, что это драма. Надо отметить хорошую и по-настоящему драматичную игру Пола Джиамати, сыгравшего главную роль. Он единственный, кто делал из «На обочине» драму. К сожалению единственный. Пожалуй и всё. Скупо на эмоции и впечатления после просмотра. Возможно я понял что-то не так, или не понял вовсе, но поставить данному фильму выше шести не могу. 6 из 10
Спросите себя, о чем это кино, и вы потеряетесь в ответах. Как настоящие произведения искусства способны с каждым разом открываться с новой стороны, так и эта выдающаяся работа Александра Пэйна оставляет множество впечатлений и с началом титров просит вернуться к повторному просмотру. Тонна юмора и поднятые вновь вечные вопросы о поиске своего места в жизни, удивительно ярко раскрытые персонажи и вдохновляющая экскурсия в мир вина, и, конечно же, классный финал - вот главные достоинства картины. Если вы блуждаете в поиске интересной или атмосферной картины - 'попробуйте' это кино урожая 2004 г. Качество гарантированно. 8 из 10
Сейчас принято относить все выходящие фильмы к двум категориям - или артхаус, то есть авторское кино, выражающее лишь интересы режиссёра, или же массовое кино, которое считается пустым, коммерчески-ориентированным и предназначенным для массовой аудитории. Любой современный фильм находится между двумя этими 'полюсами', в зависимости от сценария, режиссёрской работы и других аспектов. И даже авторское кино можно разграничить, сравнивать и искать в нём ошибки. Но порой появляются фильмы, которые невозможно просто сравнить с другими, они находятся вне этой своеобразной 'шкалы'. Все подобные фильмы абсолютно разные, но их объединяет одно - они рассказывают нам интересную историю и дают самому сделать вывод. Именно к такому роду картин относится фильм 'На обочине'. Фильм рассказывает нам историю двух друзей, испытывающих на себе кризис среднего возраста (эта же тема была подхвачена авторами сериала 'Californication', только ракурсы расставлены немного по-другому). Перед свадьбой одного из героев, они решают совершить недельный трип по винодельням Южной Калифорнии, чтобы как следует оторваться, как считал Майлз. Хотя Джека, которому предстояло жениться, больше интересовали местные женщины. Но женщины и вино лишь усугубили душевный кризис, в котором они оба находятся. Удивительно, но фильм Александра Пейна можно сравнить с вином, которое так любил Майлз: в картине смешиваются сотни настроений, общая атмосфера фильма постоянно меняется - то мы смотрим комедию (Джек и страусиная фирма), то фильм вдруг посредине комичного момента становится тяжёлой драмой, гораздо более пугающей и психологически гнетущей, чем многие другие представители этого жанра. Балансирование на грани жанров (драма, романтическая комедия, мелодрама) создаёт некое чувство повседневности, ощущение того, что описанное в фильме - это неделя (пусть и не совсем обычная) из жизни двух друзей, которые, вопреки всем заветам, ставят свои личные интересы выше своей дружбы. Наверное, редко встретишь фильм с таким вниманием к деталям, как 'На обочине'. Каждая мелочь позволяет нам лучше понять героев и их внутренний мир. Чего только стоит наклеенный ценник из супермаркета на букете, который дарит Майлз своей матери на день рождения, или его галстук бабочка на свадьбе, который является 'детским' (то есть не завязываемым им самим а просто с регулируемой лямочкой). Также стоит отметить и музыкальную тему, которая является отличным дополнением к происходящему на экране. Подобные картины выходят настолько редко, что пропустить этот фильм - настоящее преступление, огромная ошибка любого зрителя. Фильм, ориентированный на подачу истории, показывающий зрителю ситуацию, событие, но не навязывающий мнения режиссёра или сценариста, сейчас редкость. Все выводы из рассказа предстоит сделать самому. В дегустации главным является всё-таки вкусовое восприятие вина, а не его запах или цвет. Так и в кинематографе - невозможно понять или прочувствовать фильм, лишь читая рецензии или смотря его награды. Такой фильм как 'На обочине', который, кстати, удостоился премии 'Оскар' за лучший адаптированный сценарий, нужно обязательно 'попробовать',чтобы оставить впечатление. А если бороться с мучительно приятным, но в то же время с нотками грусти послевкусием нет сил, то приступать к просмотру 'Californication', продолжающей тему этого поистине превосходного фильма.
О чём фильм? Потрёпанный жизнью актёр озвучки Джек (Томас Хейден Чёрч) собирается остепениться. Чтобы это отпраздновать, его давний и не менее потрёпанный друг Майлз (Пол Джаматти) организовывает своего рода мальчишник в калифорнийских виноградниках, с культурной программой и дегустацией вин. Но у Джека на этот счёт другие планы… Зачем смотреть? Постановщик Александр Пэйн стал неожиданной кассовой звездой в начале нулевых. «Неожиданной» потому, что кассу он делал не надуманными триллерами про отпиливание конечностей (привет «Пиле») и не экранизациями комиксов, а завораживающей визуализацией обыденности. В его фильме, например, Джек Николсон бороздил американские автострады не на Харлее, а сгорбившись за рулём обшарпанного дома на колёсах. Пэйн и его соавтор Джим Тейлор, вместе с которым они сделали «Выскочку» и «О Шмидте», очень быстро и мастерски освоили самый важный элемент повествования – характер персонажа. Их интересуют не «герои», их интересуют люди - маленькие, помятые и пережёванные жизнью. Такие как Майлз, депрессивный, разведённый неудачник-писатель, который обладает энциклопедическими знаниями о вине, но не может вспомнить, сколько лет его матери (Пол Джаматти честно наиграл на «Оскара»). Или как его старый друг Джек, чья брутальная харизма и излишняя самоуверенность рассыпаются в мелкую крошку на первых же подступах к кризису среднего возраста. Но придумать этих людей интересными – это ещё пол дела, а вот заставить зрителя им симпатизировать – уже настоящее достижение. И Пэйн с Тейлором справляются с этим не вопреки, а благодаря недостаткам своих персонажей. И как итог, Майлз с Джеком не просто проникают к вам под кожу, а забираются в самое сердце. Нельзя не упомянуть, что в основе фильма лежит одноимённый роман Рекса Пикетта, так что Пэйн и его соавтор не придумали этот роуд-муви на винных парах с нуля, но адаптировали его для экрана так филигранно, что получился идеальный микс между драмой и комедией (отдельные сцены доведены до такого божественного абсурда, что вы ненароком можете надорвать животы). Вероятно, фильм слегка провисает во втором акте, но, знаете, это как в случае с намеренно вплетаемыми в ковры неправильными нитями – лишь подчёркивает совершенство. Банально, но всё же - вы ведь прекрасно понимали, что отзыв об отличной драме про вино не обойдётся без соответствующих метафор. Так вот, «На обочине» это качественный напиток многолетней выдержки, причём с виду он может таковым не показаться, но позвольте букету раскрыться, и вы непременно ощутите всю его внутреннюю красоту.
Смысл истории, показанной в фильме, заключается в том, что каждый из нас по-своему прав и неправ. Всегда бывают чёрные и белые полосы, разводы, свадьбы, неудачи и наоборот - конечно, это зависит от того, с какой стороны посмотреть. Этот угол зрения и отличает героев. Фильм меня не впечатлил, сюжет скучный - о том, как бывает 'всё в жизни плохо' или 'как классно оторваться за неделю до свадьбы'; главные герои скучные - нудный и неуравновешенный Майлз и его вечно оптимистичный друг-актёр; всё долго, затянуто и предсказуемо. Главные герои как будто надуманно противопоставлены друг другу, ведь когда Майлз начинает разыгрывать депрессивные сцены, дружище тут же заряжает его позитивом, а когда безумный мозг сумасбродного актёра слепо тянется в омут - Майлз тут как тут. Единственная изюминка фильма - это, несомненно, вина, много вин, виноделен, дегустаций и так далее. Ещё в мини-плюс можно добавить красочность мест и природных ландшафтов. В целом, резюмируя мысль, хочу сказать, что картина будет полезна тем людям, кто захочет в шумной компании под винцом поделиться интересной информацией о сортах вин, поколдовать с запахами, посочинять про составляющие компоненты, чтобы всем стало весело и все перестали скучать. А вообще, чтобы не заскучать - этот фильм лучше не смотреть, если, конечно, вы не любитель затянутых, 'длиннодиаложных' сюжетов.
'Этот фильм как отлично оформленная этикетка хорошего вина. ' Два давнишних приятеля, школьный учитель и 'почти писатель ' Майлс (Пол Джаматти) и 'так себе актер ' Джек (Томас Хэйден Черч) отправляются в винный тур по Калифорнии. Для Джека это нечто вроде затяжной холостяцкой вечеринки перед свадьбой, для Майлса возможность встретиться со старым другом, попить хорошего вина и, возможно развеять депрессивные мысли по виноградным долинам плодородного северо-американского юго-запада. Для обоих это способ преодоления средневозрастного кризиса и очередная жизненная доказательная попытка. На коробке с диском и в большинстве рецензий речь не о том фильме, который снимал Александр Пэйн. Скорее всего, Вы не найдете ничего традиционно комедийного. Не оправдаете ожиданий от вдохновляющего 'блокбастерного ' количества оскарных номинаций и различный премий. Не увидите фильма о двух неудачниках или как некоторые критики говорят - 'лузерах ' (подчеркнуто смакуя это слово). Что же тогда Вы увидите? Вы увидите невероятно красивое по содержанию и смыслу путешествие двух мужчин по теплому, явно не знающему вьюг и морозов штату. Путешествие это будет наполненно простыми желаниями и комплексами обычных людей; знакомыми поступками и мыслями; обыденными ситуациями, которые только со стороны могут выглядеть смешно, а внутри тебя представляют собой запутавшийся клубок банальных житейских проблем, который мы каждодневно комкаем, боясь приступить к процедуре распутывания. Также Вы увидете прекрасную игру актеров! Вопреки вышеупомянутым рецензентам, актеры все же достаточно известны. Пола Джаматти я, помнится, несколько раз замечал у Вуди Аллена. Да и остальные актеры не безызвестны, хотя и не были замечены на основных ролях. Однако отлично! Нет, нет - ничего сверхестественного. Все напротив - очень естественно. Отдельное спасибо за подбор актеров! Обратите внимание на этот фильм! Он очень неторопливый и 'жизненный '. А если вы к тому же ценитель хорошего вина, то тогда я Вам завидую так же как и себе. 9 из 10