Фильм Джармуша, способный раз и навсегда поставить крест на надеждах бросить курить, состоит из одиннадцати кинозарисовок хронометражем минут по пять-семь. Лучшие люди поколения, от Роберто Бениньи, Стива Бушеми и Билла Мюррея до Альфреда Молины, Кейт Бланшетт и Игги Попа под демонстративно бессмысленный, но чертовски обаятельный трёп закрывают тему кофе и сигарет в кинематографе – так заразительно пускать дым и прихлёбывать бодрящий напиток, как это делают они, ни у кого не получится еще долго, если получится вообще. Протагонистом романтика вредных привычек, антагонистом минздрав, антуражем монохромная эстетика, сюжетообразующими факторами – различные бытовые неловкости. В качестве скромных бонусов присутствуют не вполне очевидные, но иррационально уловимые черты микроэпох, а также добродушная, безобидная и незатейливая самоирония. Конечно, беспримесное кино-атмосфера и кино-настроение – это своего рода совершенство. Но в погоне за этим совершенством старина Джим совершенно упускает из виду, что катарсис, повторённый одиннадцать раз, перестаёт быть таковым. Нельзя, нельзя пересматривать монолог про то, что «на небе только и говорят, что о море», пока бутылка текилы не опустеет и на пол не упадёт бесчувственное тело. Уйдёт волшебство, останется только похмелье. Невозможно выкурить блок и выпить целый термос за один присест, уют кафе сменяется удушливостью прокуренного бара, и удовольствие из эстетического становится осознательным – всё равно, что заказать где-нибудь в Париже чашку горького и невкусного, но богемного черного кофе и сквозь слёзы усиленно наслаждаться, ведь тридцать евро уже покинули карман незадачливого туриста, желающего приобщиться к прекрасному. Вкусно не потому, что вкусно, а потому, что Джармуш. Про фильм не получается говорить без затасканных, свежести позавчерашнего «Нескафе» с плавающим в нем окурком, кофеиново-никотиновых метафор вроде «Он из струй сигаретного дыма соткан, и посмотреть его – что чашку кофе выкурить». Джим как большой мастер даёт простор поискать несуществующие смыслы и сверкнуть любовью к авторскому кино, только любовь эта – сродни такому же чувству к сигаретам, искренне любить их всё же слишком театрально. Суть и задача одномерного искусства – разделять на понимающих (ну или делающих вид) и негодующих, Джармуш же играет в Бёртона времен «Чарли и фабрики» - выкатывает торт, на который нельзя смотреть без вожделения просто на том основании, что он шоколадный. Нечего понимать и нечего обсуждать, надо просто курить, смотреть и по возможности наслаждаться, наплевав на последствия в виде сухого кашля и черных зубов от переизбытка дыма и черной жидкости. «Кофе и сигареты» - это концентрированная мода, фильм безупречен по форме, но безупречность этой формой удручающе ограничена. Замечательные актёры с их бесподобной игрой, строго говоря, ничего не играют, потому что изображать самих себя - это не игра. Попытка понаблюдать этаким tercius gaudens за чужими душевными разговорами на деле больше смахивает на интерес к глянцевым журналам. Ну и конечно, да – захотелось налить чашечку и затянуться, и не единожды. В этом, наверное, и правда есть какая-то магия, только вот в качестве базового аргумента «за» звучит она чересчур сомнительно.
Знаете, в каждой компании есть свои истории, отношения и связанные с ними подначки и шутки, понятные только посвященным. Данный фильм совершенно очевидно имеет какой-то конкретный подтекст который и определяет стилистику, темы разговоров. Получился какой-то междусобойчик. Но причем тут кино для зрителей? Конечно? найти идею можно в чем угодно и называть это элитарным искусством для продвинутых. Вот например, пепельница с окурками чем не символ чего угодно.
...ничего при этом не потеряв. Помнится, когда я училась в университете, над параллельной с нашей группой был поставлен такой эксперимент: участникам давали откровенно слабое стихотворение какого-то малоизвестного поэта, говоря, что это – малоизвестное (простите за тавтологию) произведение Блока (или Лермонтова – точно не помню) и просили его оценить. Почти все опрошенные оценили стихотворение положительно и очень положительно. Потом то же самое стихотворение дали другой группе и сказали как есть: это стихотворение малоизвестного поэта. Оценки, сами понимаете, были куда ниже, чем у предыдущей группы испытуемых. Это я к чему. Вовсе не к тому, что Джармуш малоизвестный или что его фильмы откровенно слабые, а к тому, что громкое имя волей-неволей заставляет людей изначально положительно относиться к творениям его обладателя. Так было и со мной. Включив фильм, я приготовилась к интересному и нестандартному кино. На экране появились два мужика, которые курили сигареты и пили кофе. И разговаривали о какой-то ерунде. Ну ладно, думаю, во многих фильмах начало так себе, а потом сюжет раскручивается и становится интересней. Еле дождавшись окончания первой новеллы, я увидела…других двух мужиков, которые пили кофе, курили сигареты и разговаривали о какой-то ерунде. Тут у меня зазвонил телефон, и я вышла на балкон. Вернувшись, я обнаружила, что на экране ровным счетом ничего не поменялось. Люди все также курили, пили кофе и разговаривали. Причем, их диалоги казались мне невыносимо одинаковыми и скучными. Наскоро пролистав остальные новеллы, я к своему удивлению обнаружила, что разговоры и ситуации все также не блещут оригинальностью, походя друг на друга как солдаты в строю. Засим мое знакомство с авторским кино Джармуша благополучно закончилось.
«Кофе и сигареты»… Мда… Почему-то долго отказывала себе в удовольствии лицезреть этот, хм, шедевр. Все-таки, интуиция — полезная штука, хотя она мне и не помогла — любопытство победило. Что ж, не могу сказать, что это худший фильм, который я видела в жизни, одну из представленных историй (со Стивом Куганом и Альфредом Молиной) я посмотрела даже без особого раздражения. Но в общем… Это претенциозная идея, и только. Вся эта недофилософская концепция «мы поколение кофе и сигарет» вызывает лишь зевоту и невольное чувство облегчения, что к этому самому поколению, к счастью, не принадлежишь (ибо не курю я сигареты, а кофе пью лишь по утрам, чтобы потом на работе не засыпать, да и моложе я их всех значительно). Обычно подобные полуэкспериментальные фильмы «выезжают» на интересных диалогах и хорошей актерской игре, либо просто на какой-то необъяснимо притягательной атмосфере. И ты прощаешь им чрезмерную простоту и условность, все ту же претенциозность и стремление выпендриться. Но в данном случае ни одно из вышеуказанных слагаемых не работает. В фильме Джармуша нет ни интересных персонажей (есть лишь знаменитые (и не очень) актеры и музыканты, которые старательно «играют лицом», но в общем, играют отвратительно, ни запоминающихся диалогов (лишь жалкие и необоснованные потуги на интеллектуальность и афористичность, и более того, — просто какой-то скучный бред), ни, в конце концов, пресловутой атмосферы (монохром, крупные планы лиц, чашек кофе, грязных столиков и какого-то мусора, струйки сигаретного дыма — о да, интеллектуалы это любят и едят килограммами). А идея назвать персонажей именами играющих их людей? Якобы они играют сами себя. Ну и кто поверит, что Альфред Молина станет заискивать перед Стивом Куганом (ах да, это есть юмор, простите), или что разговоры Уайтов похожи на то, что они произносили в своей новелле, или что Кейт Бланшетт такая скромная, не уверенная в себе суперзвезда, или что Игги Поп, скажем, не матерится через каждое слово? Все получились такими воздушными и неземными, и патока струилась с небес и сахарные ангелы распевали свои сладкие гимны. К слову, я не отношусь к категории людей, предпочитающих исключительно мэйнстрим. Я люблю артхаус и разбираюсь в основных его законах (да-да, и здесь все так или иначе подчиняется определенным закономерностям), и именно поэтому «Кофе и сигареты» считаю слабым фильмом. Он недостаточно интеллектуален для любителей интеллектуального, и все-таки довольно непрост для среднестатистического кинозрителя. Так для кого он?
- Прелесть завязки в том, что вот я завязал и теперь спокойно могу выкурить одну сигарету, потому что я завязал. Это как... дорогой подарок... Я даже не затягиваясь. Не составишь мне компанию?* - Да, конечно, я ведь бросил! А значит одну можно да? - Конечно можно! ... - Кофе и сигареты... Вот это сочетание! Если задуматься, наше поколение это сочетание кофе и сигарет. (Русский перевод) Этот фильм далеко не последний в списке лучших работ неординарного режиссера, любящего экспериментировать с формой повествования и обволакивать истории в обертку уникального повседневного настроения. И 'Кофе и сигареты' - это идеальный пример. По сути своей это сборник одиннадцати новелл, в каждой из которых вы успеваете пережить свой 'перерыв' вдали от всего происходящего и даже телевизионных новостей. Именно в такой обстановке каждый разговор хочется слушать внимательно, а концовки историй иногда просто так из ниоткуда заставляют забытую где-то улыбку вернуться к тебе на лицо. В целом данный короткометражный фильм - это яркий пример выразительного арт-хауса, который не использует широкий спектр спецэффектов или монтажа для того, чтобы удивить зрителя. Здесь Джим Джармуш задействует другие аспекты, как абсурдный юмор и тонкости диалогов между персонажами, что являются, в целом, его индивидуальностью.
'Кофе и сигареты' - это самое настоящее и живое путешествие по нескольким кофейням Америки, которое может сравниться по ощущениям только с реальным посещением этих заведений. В этих кофейнях постоянно происходят встречи, на которые кто-то обязательно должен опоздать, кому-то в ожидании придется прогонять надоедливого официанта, большинству через несколько мнгновений захочется прерваться на неотложные дела.. и все они будут солидарны в одном, кофе и сигареты -- это лучший завтрак, жаль только, что он не подходит для двоих. Сразу после просмотра стало интересно, сколько же неловких утренних разговоров за чашкой кофе пришлось выслушать Джармушу перед тем, как он принял решение снять первый из цикла короткометражек. Каждая сцена выглядит настолько естественно, что буквально погружаешься в каждую из этих бесед за кружкой кофе, как один из собеседников. Периодически становится скучновато и неловко от этих тянущихся разговоров и ужасно хочется выпить кофе (настоятельно рекомендую запастись им перед просмотром). Все было неидеально, как в жизни, и этим мне очень понравилось. 8 из 10
Логлайн: одиннадцать короткометражек объединенных в один полный метр, раскрывающих друзей режиссера за разговорами с чашкой кофе и пачками сигарет. Вот наконец пришло время поведать об этой замечательной ленте, работа над которой заняла у режиссера порядка семнадцати лет. Пересказывать каждую новеллу не имеет смысла, давайте лучше окунемся в детали картины. И начнем конечно с самой явной детали, это любовь Джармуша к повседневному стилю. Встреча каждой короткометражки происходит в какой-нибудь забегаловке, а темой для разговора являются обычные бытовые проблемы или абсурдные размышления, меняющие тему всего диалога, что зачастую случается и с нами. Сам актерский состав очень разношерстный, где за одним столом сидят 'крестный отец панк-рока' Игги Поп и джаз\блюз исполнитель Том Уэйтс, набирающие популярность участники рок группы The White Stripes Мэг и Джек Уайты, не нуждающийся в представлении Билл Мюррей в компании рэперов GZA и RZA и тд. Даже по этому фильму становится достаточно понятно, что режиссер разносторонняя личность, связавший свою жизнь не только с кино, но и с музыкой. Не маловажную роль здесь играет шахматная доска, олицетворяющая игру, не фигурами, а самими диалогами, где каждое слово, это ход. Все это оператор показывает сверху. А само черно-белое изображение предает фильму атмосферу сюрреалистического сна. Так а какую роль здесь играют сами кофе и сигареты? Это неотъемлемые атрибуты многих людей, благодаря которым они могут поставить на паузу всю окружающую их суету, и на некоторое время расслабиться. Фильм пленяет своей простотой, за которой стоит уют и обаятельность так опостылевшей многим повседневной жизни. Джармуш заставляет на все это посмотреть с иного ракурса. А сейчас выпуск новостей... 10 из 10
Однозначно данное кино рекомендуется смотреть любому зрителю, который не воспитан боевичками и кинцом со спецэффектами. Данный фильм-некий набор новелл, в которой каждый персонаж беседует с другим о жизни, тем самым попивая кофе и покуривая сигаретку. А знаете что, народ? Я во время этого фильма так и захотел сделать себе кофейка, спустя сколько то месяцев( я не пью кофе в последнее время вообще), а поэтому мне пришлось его насыпать в пропорции 1/3 чайной ложки и залить молоком. Эти полтора часа ты проводишь в одиночестве с теплым кофейком и слушая о том, как беседуют персонажи на жизненные многим людям темы. Каждый поймёт данный фильм по своему. Всё же Джармуш- творец настоящий и классик американского независимого кинематографа. И поэтому данный фильм-чистой воды арт-хаус. Но почему мне данный фильм понравился, если я многие темы, которые тут упоминаются не понял? Ну ребята, как бы этот фильм оригинален, со своим стилем, но главное естественно- актёры, которые здесь играют. Хотя, я бы сказал, что это реально люди сидят и ты слушаешь их речи, как будто это реальные люди сидят и их снимают для документального фильма. Здесь очень много именитых актёров и поэтому многие эпизоды с ними делают этот фильм ярким и запоминающимся. Кому не понравился фильм-значит не понравился! Джармуш умеет снимать настоящее авторское кино и я рад буду посмотреть ещё что-то похожее на этот фильм. Поэтому данный фильм можно порекомендовать каждому человеку, который хочет побыть в одиночестве и спокойно послушать диалоги, которые в чём-то комичны, а в чём-то даже чему-то и научат тебя, дорогой зритель!
Одиннадцать шахматных партий Джима Джармуша, где вместо свеч — кофе и сигареты, а вместо часов — неловкость. Не важно, кто за черных — это тот случай, когда важно участие, а не победа, а выигрыш разделится на всех. Каждая игра — небольшая черно - белая зарисовка на тему встречи двух - трех давно не видевшихся человек. У них есть общее в прошлом, у них есть не связывающее друг с другом настоящее. И есть сигареты и кофе для момента сейчас. 'Cigarettes and coffee, man, that's a combination.' Мельтешение рук над клетчатыми столами в ароматном запахе кофе и клубах табачного дыма опасно затягивает в атмосферное очарование историй; истории персонажей заливаются холодными сливками пульсирующих, как катушка Тесла, эмоций, смешиваясь и дополняя непониманием густой воздух; и воздух ажурно обволакивает зрителя, позволяя видеть сквозь себя внутренние миры всех присутствующих и мельтешащих руками над клетками скатертей. Эстетика обыденных ситуаций. Кино повседневностью пахнет сквозь экран — ты точно найдешь запись своей партии в этой ленте. Сдувая пепел с личных чувств, оно не заставляет искать заложенные скрытые смыслы. Все просто и о людях. О тебе, обо мне, о них. С тонкой струйкой комедийного безумия. Прекрасная игра, спасибо всем участникам. Наблюдая, учишься и проживаешь чужой опыт. Мат в три хода я ставить и не училась, а истинное наслаждение от процесса у меня теперь не отнять.
Суть некоторых работ Джармуша скорее в доснимании или же просто синхронизации своих предыдущих короткометражных работ в полнометражные картины-антологии. Так, например, создавался фильм «Кофе и сигареты» 2003 года, которому предшествовали три короткометражки: Кофе и сигареты 1,2,3 снятые с 1986 по 1993, которые позже были собраны, дополнены и теперь составляют один полуторачасовой прекрасный фильм. В итоге получается, что режиссер работал над фильмом в течении семнадцати лет с 1986 по 2003 годы. 11ть новелл фильма раскрываются в игре известных и не очень актеров. От RZA и GZA из Wu-Tang, до Кейт Бланшетт и Билла Мюррея. «Кофе и сигареты» – это портрет целого поколения. Поколение «кофе и сигарет» старается быть чрезмерно индивидуальным, поэтому отказывается от традиционных представлений жизни, создания семьи, ради возможности выбрать свое кофе и нервного покуривания сигарет в придорожных забегаловках и барах. Игги Поп и Том Уэйтс, которые, как и всякий творческий человек, в жизни, имели вредные привычки, после фильма обратно притянулись к курению, от чего отказались за некоторое время до начала съемок. Что является некоторым своеобразным показателем идеалов данного поколения. Обычное клише «кофе и сигареты» было преобразовано Джармушем в очень красивый, черно-белый поток мыслей режиссера, вылитого нам на обозрение и понимание известными деятелями искусства, которые в фильме даже не играют, а просто живут, так как их роли заключаются в своеобразных долгоиграющих камео. «Кофе и сигареты-это комбинация…» 10 из 10
Честно признаться, эмоции как во время, так и после просмотра были смешанные. Могу сказать точно: для этого фильма нужно определенное настроение и одиночество, а еще желательно чашечка черного кофе и сигарета. Лента состоит из 11 новелл, в каждой из которых герои беседуют за кофе и сигаретами. Разговоры не обременяются серьезными темами, проблемами, в основном, это просто неспешные диалоги 'ни о чем' между старыми приятелями, иногда с молчанием или неловкими неуместными фразочками. Джармуш поощрял импровизацию и не снимал более, чем за три дубля, поэтому создается впечатление, будто бы ты просто наблюдаешь за соседним столиком в кафе и ненароком подслушиваешь их болтовню. И ты не поймешь до конца, скрывается ли что то за этой простотой. Но кажущаяся простота в какой то степени очаровывает, ты фокусируешься на мимике, жестах персонажей, мелочах, присутствующих в сцене. Интересно следить какая нить проходит через все новеллы, что же их связывает? Актеры по большей части играют здесь самих себя, но с гиперболическими чертами, Билл Мюррей с рядом вредных привычек, Кейт Бланшетт чересчур утонченна и аристократична, а реперы из Wu Tang Clan, наоборот, пьют травяной чай и рассуждают об альтернативной медицине. Лично у меня больше всего осели в памяти новеллы 'Twins', 'Strange to meet you', 'Delirium', 'No problem'. Нельзя назвать это кинематографическим шедевром, но доля шарма в этом есть. Джармуш словно приглашает зрителя за кулисы, посидеть, поговорить или подумать о своем. А принимать это приглашение или нет, решать вам. 7 из 10
На первый взгляд фильм может показать слишком простым. Большое количество актеров просто сидят в кафе, пьют кофе и курят сигареты. Но в этом и есть прелесть. Не надо быть шикарным режиссером, что бы снять дорогостоящий блокбастер, надо быть отличным режиссером, что бы снять обычное, повседневное кино. Джим Джармуш это доказывает. Кино строится на обычных диалогах, но в них есть и смысл, и доля юмора. Чего только стоит миниатюра с Кейт Бланшет в роли Шелли и Кейт - прекрасная ирония. А Стив Бушеми работающий официантом и уверяющий двух близнецов, в том, что Элвис жив. А проскакивающие фразы, о том, что надо хотя бы заказать что то покушать, ведь пить кофе и курить сигареты постоянно небезопасно для здоровья. К актерской игре притензий нет. Все были на высоте. Актерам легко, ведь они играют самих себя, обсуждают обыденные вещи. В фильме нет действий и любителям экшена фильм скорее всего не понравиться. Фильм для тех, кто хочет просто отдохнуть, или хочет посмотреть что то необычное. Под него действительно приятно выпить чашечку горячего напитка, выкурить сигарету и просто наслаждаться. Больше всего меня привлекла черно-белая стилистика съемки. Она прекрасно вписывается в атмосферу, и как мне кажется, намекает на рутину в жизни героев. Минусов у фильма практически нет. Иногда встречаются скучные новеллы, но это на любителя. Ведь у каждого свой вкус, кому то понравилась одна, а кому то другая. Советую посмотреть всем кто любит нестандартность или всем кто хочет просто посмотреть легкое, ненавязчивое кино. 8 из 10
Говоря о фильме 'Кофе и сигареты', можно сказать, что он отличается оригинальностью и живостью. Создается впечатление, что преподнесенные режиссером новеллы - это реальные сцены из жизни, а не набор заранее продуманных смысловых фрагментов. Я думаю, что фильм имеет достаточно большой успех у зрителей по причине того, что Джармуш смог создать неповторимую атмосферу, обволакивающую собой весь фильм. Если же оценивать фильм в контексте всего творчества режиссера, то я не считаю его выдающимся. Гораздо более глубокой и стоящей является другая его работа – «Ночь на Земле», где атмосфера происходящего имеет намного более вдумчивый характер. В любом случае, все картины этого режиссера подчиняются одному закону – в них главенствует не сюжет, и не форма, и, даже не замысел. Главное в них – настроение. И этот фильм целиком подчиняется этому закону, хоть и является достаточно сухим по методу преподнесения. Все здесь чисто джармушевское, и неотделимо от его творчества, что и является, как я думаю, главной положительной стороной этого фильма. Важно также отметить, что «Кофе и сигареты» не стоит смотреть в русском переводе, потому как в нем очень важны оригинальный текст, звук и интонации. В них, по сути, и заключается все очарование и смысловая нагрузка фильма, и если этого не будет – фильм потеряет очень многое.
Этот фильм я решила посмотреть после того, как сотни раз пересмотрела 'Мертвеца', т. к. этот шедевр я до сих пор не могу ни с чем сравнить. И снова. О, этот неповторимый стиль! Сочетание грубости и тонкого вкуса. И тут не может иметь значения сюжетность. Тут не может быть 'скучно' или 'интересно'. Под этот фильм можно расслабится, и насладится его вкусом сполна, попивая крепкий, горячий кофе. Фильм действительно гениален, в нём собраны 11 историй, каждая из них - как книга. В них мы видим двух людей, раскрывающихся в процессе диалога. Нет, мы не видим их сущность, но мы понимаем, что каждый из себя представляет. Они слишком разные, но всегда есть то, что нас всех объединяет. Джармуш показал это через Кофе и Сигареты. Кроме того, фильм - собрание великолепнейших актеров, и талантливейших музыкантов. Каким приятным удивлением для меня было, увидеть в фильме Джека и Мэг Уайт. И, что важно отметить, все они играли самих себя. Не все смогут оценить этот фильм по достоинству. Если вы еще не знакомы с творчеством этого режиссера, я посоветовала бы вам посмотреть для начала 'Мертвеца', а уже потом браться за эту картину, конечно, только в том случае, если предыдущая вам понравилась.
Первым фильмом, где в режиссёрах числился Джим Джармуш, был 'Пёс призрак:Путь самурая'. Фильм действительно очень хорош. После него до меня долго не доходили творения данного режиссёра. Как вдруг мой друг (а точнее подруга) советует мне посмотреть 'Выживут только любовники' и 'Кофе и сигареты'. Посмотрев 'Любовников..', я разочаровался в Джиме. Фильм скучен, но не об этом здесь речь идёт. Я понадеялся на 'Кофе и сигареты'. Быть может 'Любовники' были неудачным экспериментом, но нет. Сюжет рассказывать нет смысла, хотя, по сути, его там и нет. Имеются лишь 11 ничем друг с другом не связанных (кроме кофе и сигарет) короткометражек. Знаете, посмотрев данную картину и прочитав восторженные рецензии пользователей, у меня сложилась такое мнение: Люди не ведают, что смотрят и зависят от мнений из вне. Сложилась такая ситуация, как в современном искусстве. Стоит сказать, что данная картина принадлежит великолепному художнику, но она просто не смогла обрести популярности, как все тут же неожиданно раскрывают её 'сокровенный потенциал'. Так и здесь. Стоит пригласить популярных звёзд, сказать, что это кино 'авторское', 'кино не для всех', 'кино с глубоким смыслом', как сразу сценарий, написанный на коленке, превращается в шедевр кино-индустрии. Таким образом, после просмотра, остаётся некий горечь во рту и в мыслях. Но, как ни странно, фильм безусловно имеет свой шарм и стиль. В голове остаётся лишь одна мысль:Либо фильм слишком прост, либо я слишком прост для фильма. Надеюсь, правильный вариант именно второй.
Серию короткометражек под странным названием «Кофе и сигареты» Джим Джармуш начал снимать ещё в 80-ые, и потихоньку материала накапливалось всё больше и больше. Судя по интервью, которые давал Джармуш все эти годы, он толком-то и не знал, как поступить со всем этим набором целлулоида. И вот, в начале нулевых, маленьких короткометражек накопилось на полнометражный фильм, и режиссер решил создать альманах для большого экрана. Кстати, Джармуш – один из тех немногих современных авторов, которые отваживаются воскрешать эту практически забытую ныне форму в кино. Он и до этого снимал похожие ленты – «Таинственный поезд», «Ночь на Земле». Правила игры в этой картине просты – практически во всех случаях есть какой-то столик в кофешке, за которым сидят несколько человек (в основной, друзья и коллеги Джармуша) и разговаривают о том, что придет в голову. В очередной раз подтверждается правило, что, чем больше ставится ограничений, тем более выдающимся получается результат. И действительно, перед нами на протяжении полутора часов протекает этакая «человеческая комедия», где за смешным прячется грустное, за грустным – смешное, появляются и исчезают различные типажи и характеры, достойные чеховских персонажей. И всех их фактически объединяет лишь одно – кофе и сигареты. И Джармуш в очередной раз проявил себя как тонкий психолог и «знаток душ человеческих», умея ненавязчиво вытягивать из своих актеров самое ценное, самое сокровенное, что в них есть. 9 из 10
'Кофе и сигареты' - фильм, который лучше не смотреть просто так, потому что когда делать нечего, подсознательно ищешь чего-то развлекательного (фабула, интрига, кульминация), и развлечет, в стандартном смысле, он вряд ли. Но вместе с тем, этот фильм удивительным образом ляжет на душу в такие моменты, когда, например, за окном идет дождь, и хочется отгородиться от пасмурного мира в уютном кафе, пусть и с экрана. Или ранним утром, когда сквозь штору чуть просвечивает солнце, на столе остались вчерашние чашки, постель расстелена, и вы, разнежено, следите за чудаковатыми разговорами странных ребят, испытывая удовлетворение, что вам никуда не надо, время в вашем распоряжении, и что у вас с героями общие странности. Или в поезде дальнего следования, когда за окном проносятся леса и города, в вагоне особенно ничего не происходит, а в вашем ноутбуке/айпаде/планшете такой же несуетливый мир. Или с наступлением ночи, когда все вокруг замерло, город погрузился в тишину и лишь изредка слышен звук редких ночных автомобилей проезжающих по улице, фары которых отбрасывают загадочные тени на потолок вашей комнаты, тогда разговоры по ту сторону экрана кажутся особенно реальными. Короче говоря, это фильм для тех, кто не боится потратить несколько мгновений своей драгоценной жизни на мелочи, не имеющие, на первый взгляд особого значения. Ведь и наша жизнь состоит из подобных мелочей, которые мы не всегда замечаем. Наверное каждый, хоть раз в жизнь, от нечего делать, бывая в общепитах, прислушивался к разговорам за соседними столиками. И там, в помещении, наполненном ароматами кофе, сигарет и чего-то аппетитного, обрывки фраз, незнакомых людей, занимали ваши головы настолько, что вы начинали фантазировать, додумывать детали их жизни. Но стоило вам выйти на улицу - и все услышанное тут же выветривалось из головы. Фильм - это как раз те самые подслушанные истории, не выходящие за рамки кофейни, отгороженные от шумной улицы и внешней жизни. Они длятся ровно столько, сколько нужно, чтобы выпить кофе и выкурить сигарету, поэтому персонажи фильма, чтобы заполнить пустоту, часто говорят о всякой ерунде, а уходят - внезапно, тогда, когда связующего в виде сигарет и кофе больше нет. И обидно только оттого, что в полной мере фильм доставит наслаждение лишь тем, кто курит и любит кофе. Я не курю, а кофе пью только с молоком. Времена изменились, все кричат о здоровом питании и вот на смену сигаретам и кофе пришли йогурты и смузи, а вместо разговоров - всевозможные гаджеты. Все больше кинокомпаний отказываются от производства черно-белой кинопленки. А народ кругом вечно куда-то спешит. Поэтому, сейчас, этот фильм Джармуша воспринимается намного ценнее, как ностальгический памятник уютному былому, когда у людей было время поговорить о всякой ерунде, когда многие могли себе позволить слегка укоротить жизнь сигаретой, переживать из-за ерунды, и терять время за пустыми разговорами, ведь впереди, все равно, было столько времени...
О чём можно поговорить за чашечкой кофе? Список тем бесконечен, но Джим Джармуш решил высказаться о пустоте современной общения и о том, что люди часто соглашаются на суррогат вместо настоящих человеческих взаимоотношений (метафорой этой мысли является повторяемая несколько раз фраза 'Кофе и сигареты? Не очень то здоровый завтрак'). В фильме вообще хватает хороших метафор. Например, лучшая, на мой взгляд, новелла, стоящая самой последней: про двух стариков, у которых выдался перерыв в работе. Один из них повторяет слова персонажа другой зарисовки ('Земля - это акустический резонатор...' или что-то в этом духе), а второй прямо переспрашивает 'не понял, о чём ты?', в отличии от собеседницы юноши из предыдущей новеллы, которая предпочитает промолчать, услышав заумную фразу. На мой взгляд это значит примерно следующее: 'Вместе со зрелостью приходит откровенность и честность перед собой'. Ещё у этих стариков довольно горький кофе - вполне объяснимая деталь, учитывая что они прожили жизнь рабочих и сейчас вынуждены 'догорать', охраняя оружейный склад. Я не понимаю всех этих восторженных эпитетов в рецензиях про 'атмосферу', 'детали' и прочие эфемерные вещи, которые заставляют людей восхищаться этим фильмом. Достаточно просто понять код 'Кофе и сигареты - это символическое изображение их жизни' и все образы весьма спокойно и легко читаются. Джармуш делает то же самое, что и писатель, который хочет получить статус 'классика' - пишет между строк. И это похвально, правда, но... неужели сами строчки при этом должны быть такими скучными?! Огромные паузы в диалогах, вялотекущая динамика, но что хуже всего: полное отсутствие разнообразия в идеях. Неужели было необходимо именно 11 новелл, чтобы рассказать о том, что современное общение построено на недомолвках, недопонимании и взаимном чувстве неловкости? Идея - классная, но реализация - просто аховая, поэтому только 6 из 10.
Это кино-метафора. Кофе и сигареты - олицетворение жизни. Каким бы противоречивым это не казалось. Искренность и лицемерие, бескорыстие и расчетливость, злость и доброта - всё то, что наполняет нашу жизнь - словно противоречивый набор, указанный в названии, который одновременно расслабляет и бодрит. Черное и белое в кадре. Перемены в отношениях так же зыбки и стремительны, как растворяющиеся клубы дыма. Все в кадре построено на контрасте: каждая мельчайшая деталь, кажется, имеет своего антипода: черно-белые столы в барах, темный кофе-светлый дым, блондинка и брюнетка Кейт Бланшетт и даже кузины, один из которых 'злой'. Понять прелесть этой повседневной красоты, почувствовать и принять эту двойственность значит ощутить радость жизни. Это звучит из уст героя последней новеллы, который не может убедить своего приятеля в том, что обычный кофе можно представить шампанским: -Ты так провинциален, Билл. Знаешь, в чем твоя проблема? -В чем? -Ты не ощущаешь радости жизни. Фильм определенно понравился. Созерцать и мечтать одновременно!
Фильм как книга. Книга, которая раскрывает портреты людей в диалогах. Правда, по началу фильм кажется скучным и бессмысленным. Но дальше после просмотра все больше сценок забываешь, что смотришь фильм. Стоит отдать должное режиссеру, который смог с легкостью передать мысли, выходки, отговорки, привычки и глупость людей. Особо впечатлили сцены с двумя актерами, которые оказались кузенами и последняя сцена с двумя пожилыми людьми, один из которых хотел бы прожить совсем другую жизнь. Безусловно, великолепная актерская роль сыграла свою роль в этом шедевре. 10 из 10