Признавая, что это сильное, эмоциональное, глубокое кино, я все же не могу его оценить положительно. Моя рецензия отрицательная, так как, если бы я дала ей зеленый свет, то советовала смотреть этот фильм, а я не могу ручаться, что все поймут его суть верно. Так как герой Райана Гослинга, Денни Балент, пугающе убедителен в своих антисемитских доводах. Я и сама не до конца разобралась в идее фильма. Кто-то здесь увидит 'рекламу иудаизма', кто-то наоборот антирелигиозный подтекст, кто-то поймет суть фашизма. А меня зацепила тема толкования Священного писания и покорность еврейского народа. Маленьким Денни Балент был исключен из еврейской школы именно из-за своего поиска толкования текстов Торы. Он был исключительно умен и не понимал, как можно безоговорочно верить, почему он должен повторять слова учителя о значении стиха, если он увидел иную суть. Тогда его учитель совершил ошибку, а ведь гибкий ум Денни мог послужить во благо. И вот в возрасте 20 лет Денни направил все свое красноречие на толкование уже иных текстов. Все, что он знал о иудаизме, Балент обратил против него, став ярым приверженцем нацизма. К нему, как к блестящему оратору, прислушиваются люди, он вдохновляет и он призывает к уничтожению нации, к которой сам и принадлежит. В связи с чем вспомнила, как очевидцы, которые приходили на публичные выступления Гитлера, утверждали, что возвращались как будто зомбированный, такими убедительными и сильными были его спичи. Это фильм как раз и демонстрирует силу знаний и ораторского искусства, как иной вид оружия массового поражения. Но есть и другая сторона Денни Балента. Он презирает покорность и смирение своего народа, который соблюдая традиции, однако приспосабливает их под современные условия жизни, не отвергая совсем. 'Зачем?' - никто не задается таким вопросом. 'Почему нельзя есть курицу с сыром?' - спрашивает Денни, - и не получает обоснованного ответа, потому что так сказано в Писании. Денни не хочет быть рабом, он сопротивляется. Однако его же слова: 'Духовная жизнь идет от расы, от крови.' говорят о нем самом. Это у него в крови, поэтому он чтит и бережет иудейские реликвии и тянется к своим корням. В итоге борьба, которая внутренне раздирала Денни выливается в отожествлении самого себя с одновременно и с нацистским солдатом и отцом-евреем, которые сцепляются в яростной битве. Конец для меня однозначный: Денни вернулся к истокам, он снова в поисках Бога. Малоизвестный, однако значимый для понимания таланта Райана Гослинга, как актера, фильм. Его персонажа всего за полтора часа я успела возненавидеть, испугаться, зауважать и пожалеть. 6 из 10
Если бы меня спросили, о чем этот фильм, я бы ответила: в первую очередь – о силе веры, сложном отношении к Богу и дерзновении к Нему. После можно говорить, что в этой социальной драме великолепно показана трагедия личности, разрушающей себя из-за столкновения несовместимых самоидентификаций. Оригинальные неоднозначные суждения о месте евреев в мире, условиях проявления их лучших качеств, должном отношении к избранному народу придают картине философскую глубину. Выдающаяся по реализму и внутреннему надрыву игра Райана Гослинга делают фильм если не шедевром (это слово даже как-то пошловато звучит для этой картины), то, бесспорно, заметным событием в мире кинематографа. Истоки трагедии Дэниэла Бэлинта – в его подростковом неприятии и своеобразном понимании важнейшего (пожалуй, даже центрального) события в истории иудаизма – жертвоприношения Авраама. Он считает, что этот библейский эпизод показывает не испытание веры Авраама, как традиционно трактуют, а всемогущество Бога (Я – всё, ты – ничто). Его понимание встраивается в мировоззренческую позицию и мешает Дэнни быть примерным иудеем, жить в соответствии с Торой. Три раза отрывок из Бытия всплывает в фильме, каждый раз входя в резонанс с убеждениями Дэниэла. Он полагает, что страх – это не то чувство, которое должно руководить человеком в его отношениях с Богом. «Боясь Бога, боишься всего остального». Дэниэл ненавидит слабость, смирение, покорность воле Всевышнего. Он одновременно называет себя тем, кто истинно верующим (I’m the only one who does believe) и при этом Бога – сумасшедшим, опьяненным властью, и отказывается почитать такое божество. То есть фактически объявляет бунт против Творца. Дэнни не хочет быть слабым, унижаемым, ненавидимым. Поэтому он отказывается от своего еврейства, загоняет эту часть себя в закоулки сознания. Так он станет нацистом. Последовательный бунт против Бога, Его народа и (как окажется впоследствии) – самого себя. Иудаизм вообще тесен для Дэнни, это подтверждают его слова подруге, которая пытается понять эту религию через указания, данные в Торе: «Иудаизм – это не о том, как верить. Это о том, как делать что-то». Тема «бесконечной пустоты» трижды звучит в фильме, и немаловажно верно понять ее. «Им нужна только пустота. Бесконечная пустота», - говорит Дэниэл о евреях журналисту. Мы узнаем от раввина о мистике числа 13 и о главном «определении» Бога – Бесконечный, или Бесконечная Пустота. «Это самая чистая форма Духа», - поясняет он. Именно в этом ключе можно понять ответ Дэнни на возмущение Карлы, что в иудаизме ничего нет. «Ничего, кроме Пустоты», - то есть, иными словами, ничего кроме Бога в высшем из Его свойств. Отношение к евреям изменяется по ходу фильма параллельно с самоидентификацией. Дэниэл-нацист ненавидит евреев, предлагает их убивать. Подружка Дэнни, затеяв странную игру в иудаизм, помогает ему вернуться в мир своей веры. Приход в синагогу на Рош-Гашана – шаг к изменению, возвращению к истокам. Самые важные и драматические события в фильме происходят в продолжение «10 дней покаяния» от Рош-Гашана до Йом-Кипура; это великолепная режиссерская идея, к сожалению, может быть понята только теми зрителями, у которых есть знания об иудаизме. Для профанов глубокий символизм и сакральный смысл происходящего с душой Дэнни сокрыты. Пожалуй, это единственный недостаток фильма. Йом Кипур (Судный день, День искупления) – важнейший праздник, наиболее святой и возвышенный день года, когда евреи, забывая о земных делах, полностью посвящают себя раскаянию и очищению от грехов. Именно в эти дни покаяния Дэниэл обретает свою прежнюю идентичность. Этот момент удивительно красиво обыгрывается в чтении книги пророка Ионы, когда он приходит в синагогу. Слова просто ложатся на его душевное состояние и ситуацию: «И бросили жребий, и пал жребий на Иону». Иона – единственный пророк, прямо отвергший веление Бога, и чтобы его всё-таки выполнить, ему пришлось быть выброшенным за борт и проглоченным китом. Дэнни понимает, что его, подобно Ионе, надо выбросить из этой жизни, чтобы море – жизненное море – утихло для его общины. «Ради него» - из-за него все произошло, из-за того, что он «бежал от лица Господня» многие годы своей жизни. Самый красивый и страшный эпизод фильма – в конце, когда он вспоминает «проклятие» учителя, усомнившегося в вере ученика-вольнодумца, и сильнейшее душевное страдание отражается на его лице. Этот упрёк (что он погиб бы с идолопоклонниками), по-видимому, так сильно задел его, что всю жизнь он неосознанно пытался доказать обратное: его вера – выдающаяся, пронизывающая насквозь, она превосходит веру наставника и многих в общине. В том, что он делает, Дэниэл проявляет одновременно веру Авраама и смирение Исаака. Он хочет, чтобы Бог его судил и искупил грехи. А единственный путь искупления – это жертва. Без пролития крови спасения нет. Так было в иудаизме времен Храма. Последний эпизод непросто понять. Слова наставника «Разве ты не знаешь? Там наверху ничего нет» совсем не обязательно несут атеистический смысл (хотя, скорее всего, так их понимают большинство посмотревших фильм). Возможно, это просто искушающий образ в сознании Дэнни. Если для него наверху ничего нет, это не значит, что так оно и для нашего героя, чья вера сильнее. 10 из 10
Молодой парень Дэнни Балинт - воинствующий неонацист, который всеми фибрами своей души ненавидит евреев. Стремление всей его жизни - убивать 'поганых жидов' в больших количествах. Более того, он обладает не только физической силой, но и является неплохим оратором, способным убедить других людей в своей 'правде'. Однако, мало кто знает, что Дэнни и сам еврей. В детстве он был изгнан из религиозной школы за смелые и вольные высказывания в адрес бога, однако до сих пор не утратил знания идиша, еврейских молитв и Торы. Ежесекундно две сущности Дэнни борются друг с другом и никто, в том числе и он сам, не знает, какая из них в итоге победит. Фильм 'Фанатик' произвёл на меня очень смешанное впечатление. Первая половина картины, пожалуй, даже понравилась. Гослинг отлично играет жестокого, но очень умного нациста, сюжет движется по накатанному руслу - карьерный взлёт Дэнни, любовная интрижка, первое покушение на богатенького еврея. Кажется, что сейчас начнётся самое интересное, 'мясо' фильма. Но сценарий неожиданно скатывается к рефлексии главного героя, который ненавидит евреев за то, что сам является 'чёрной овцой'. Подобному сюжетному ходу я просто-напросто не поверил, а мотивация главного героя мне резко перестала нравиться. Короче говоря, вторая половина фильма скатилась во что-то маловразумительное, но с претензией на философские мысли о двойственности всего сущего. А ведь идея-то неплохая. Можно было, наверняка, сделать отличное кино. Но почему эту идею оформили столь нелогичными поступками героев фильма, одному Генри Бину известно. При этом ничего плохого не могу сказать про игру Райана Гослинга. Актёр этот мне нравится, и по моему мнению, всегда отрабатывает по максимуму. Вот и здесь Гослинг играет очень хорошо и практически затмевает собой сюжетную невнятицу. Я даже оценку сначала поставил более высокую. Но потом всё хорошенько обдумав, снизил балл. Но Гослинг - это то, на что в фильме стоит посмотреть. В-общем, даже не знаю, советовать фильм или нет. Он наверняка будет интересен тем, кто так и не смог сделать выбор между карьерой раввина и неонациста, и тем, кому нравится Райан Гослинг. Вторых, разумеется, больше, но отрицать наличие первых не берусь. В жизни всякое случается. 6 из 10
Дэнни Балинт один из лучших бойцов неонацистской организации базирующейся в Нью-Йорке. Он участвовал в акциях устрашения, показав готовность применить силу и полное отсутствие страха перед противником, эти качества характеризуют его как волевого человека готового добиться цели любой ценой. При этом Дэнии не просто «бык», он является великолепным оратором способным зарядить своей энергетикой слушателей. Но яркое, режущее глаз противоречие всему, что нам известно о Дэнни, открывается довольно быстро, дело в том, что он стопроцентный еврей, воспитанный в ортодоксальной семье. С самого детства его раздирали противоречия: во время обучения в школе он непрерывно задавал нелицеприятные вопросы относительно Священного Писания. Ему был отвратителен Авраам по воле Бога ведущий на убой собственного сына, ему претила та покорность, с которой его собственный народ принимал беды и несчастья якобы посланные ему свыше. Что бы очистить свое сознание от внушенных догматов Дэнни вступает в неонацистскую партию. Он избивает своих соплеменников, чернокожих, латиносов, восхваляет Холокост, в попытке обрести новый образ мыслей. Со временем Дэнни набирает все больший авторитет в организации, он активно ездит по стране с антисемитскими речами, собирая пожертвования для неонацистов. Но чем больше Дэнни нападает на евреев, тем отчетливее понимает, что не в состояние порвать родственную связь с собственным народом. Идея фильма родилась у режиссера, после того как он прочитал о случае, имевшем место в 1965 г.: полиция задержала неофашиста, после проверки документов стало ясно, что мужчина как это не парадоксально является евреем, но тот заявил, что в случае если полицейские опубликуют эту информацию в прессе - он покончит с собой. Полиция передала в газеты сведения, о его истинном происхождение, мужчина сдержал слово, выбросившись из окна небоскреба. Впрочем, не известно, на сколько совпадают жизненные пути экранного Дэнни и погибшего в 60-хх фашиста. Фильм Бина вовсе не об антисемитизме, не о фашизме или иудаизме, религия и идеология в этом фильме это всего лишь яркий фон на котором зритель увидит давно известный ему миф. Причем надо заметить, что корни этого мифа уходят глубоко в древность: мы помним легенду о Прометее, восставшем против собратьев-богов или предание об Адаме. В этих и многих других сказаниях центральной темой являлся – бунт, отрицание установленного порядка вещей, попытка сломать закостеневшие правила. «Фанатик» это обличенный в привычную для современного человека атмосферу, миф о бунте, который поднимается для того, что бы раздвинуть границы реальности. Поэтому тот факт, что в фильме фигурирует фашизм, для основной идеи фильма не имеет ни малейшего значения, не стоит воспринимать картинку буквально. Просто так было гораздо проще донести до зрителя понимание того, что Денни за многие годы претерпел колоссальные изменения, сделавшие его совсем другим человеком. Посудите сами: он порвал социальные связи, плотно опутавшие его разум с раннего детства, он смог разломать внутренние барьеры, выстроенные религией и неформальными запретами. Раз и навсегда, перечеркнув данные ему от рождения знания, он выстроил внутри своего разума совершенно иную систему мировосприятия. А значит, хотя бы отчасти, его бунт увенчался успехом. Актерская работа Райана Гослинга просто феноменальна, вот мы видим как в нем бурлит невероятная ярость при виде студента иудейской школы, а в другом эпизоде Гослинг едва сдерживает слезы когда смотрит на то, как его товарищи рвут еврейские религиозные книги. На протяжении всей картины, буквально видишь мятущуюся душу Дэнни, которой не дает покоя наш мир с его несовершенными законами. 10 из 10
Фильм замечателен, хотя бы потому что раскрывает негативные стороны как иудейской веры (да и вообще религии), так и скинхедства... В целом, очень продуманная, со знанием темы исполненная картина, в которой есть и внутренняя борьба героя, и актуальная уже который год тема неонацизма и т.п.
Я ожидала много от актерского таланта Райана Гослинга, но вряд ли могла представить, куда может привести банальное любопытство. Теперь я уже знаю, что диапазон Гослинга если не бесконечен, то очень широк. Но широта или, если хотите, глубина его воссоздавала в человеческие линии взаимоотношений между мужчиной и женщиной, прежде всего, между гражданином и государством, а в нынешнем случае между человеком и религией. Я не могу в данном случае характеризовать «Фанатика» как яркий образец безупречной сценарной, режиссерской и, наконец, актерской работы. Хотя, по сути, так и есть. По отношению к этому фильму говорить о технических характеристиках мелко. Это теория пассионарности в действии, но вывернутая наизнанку. Мне трудно было смотреть кино, трудно о нем говорить, правда, самое трудное – понять мотивацию главного героя, когда она не имеет ни одной общей точки соприкосновения, ни единой проекции. Не сказать, что совсем не понятно, но отвратительно.
Довольно сложная картина. Если и садиться смотреть её, то только полным внимания и концентрации. Главный герой - умный парень, который глупо верит в то, чего не принимает, то, что презирает, потому что не согласен с этим... Но все-таки верит. Почему? Потому что он - еврей, и с детства приучался к вере. И хоть он понимает, что для него вся еврейская вера лжива и глупа, он все равно верит. Райан Гослинг отлично сыграл 'еврея-безумца', сильно показал обе его стороны. И после просмотра фильма остается такой осадок.. Чувство пустоты. А ведь в религии нет смысла. Суть религии - пустота, бесконечность, как считает главный герой. Фильм необычный. Особенно цепляет последняя фраза-вопрос в фильме, который отправляет зрителя в некое раздумье и недоумение: 'Зачем ты идешь туда, наверх? Ты же знаешь, что там никого нет...' Это можно назвать безумием. Смотреть фильм стоит, если хочешь пораскидать мозгами. Эта картина явно не для релаксации. 8 из 10 P.S. Спасибо Гослингу за столь хорошую актерскую игру. Благодаря ей атмосфера фильма плотна, захватывает и, думаю, не отпустит еще продолжительное время.
Фильм заинтересовал с первых минут - исключительно благодаря диалогам и исполнителю главной роли. Он действительно убедителен, особенно в первом разговоре с журналистом. Собственно, сцена этого разговора-монолога и остается в фильме самой стоящей. Во второй половине кино стало резко сбавлять обороты и к концу возникло ощущение сдувшегося шара - концовка ясно дала понять, что режиссер даже пытаться не будет давать ответ на поставленные вопросы. Да, все это не ради Бога. Да, они делали это просто потому, что так написано в Торе. Да, там - пустота. Да, он решил сам убедиться в этом, потому что никогда не был уверен ни в чем, а радикализм - лишь желание убедить самого себя в своей истовости. 6 из 10 за диалоги, некоторые любопытные теории, частично раскрытую тему дуализма иудейства и Райана Гослинга.
Данный фильм представляет нашему вниманию отрывок из жизни молодого антисемита. Пускай действие не растягивается на года, а ограничивается несколькими днями, возможно неделями, в фильме не уточняется, но за эти дни чего только не случается. Член нацистской группировки — Дэнни Балинт — нашел объект своей ненависти в евреях, хотя и фашизм включает в себя ненависть ко всем расам без исключения, он не на шутку озабочен лишь одним — борьбой с евреями. Корнем сего стала принадлежность самого нациста к еврейской расе, с самого рождения он был евреем, однако, острый ум его скоро нашел в своей религии изъяны. В не состоянии принять философию своего народа он примыкает к оппозиции. В начале всё идет пучком — открыто демонстрирует свою неприязнь к другим расам, светя нацистской символикой направо и налево, участвует в потасовках и отсиживается в местном участке полиции. Но почему то всё это никак не влияет на окружающую его обстановку, огонь в нацистских печах давно не горит, шутки про евреев тоже не в тренде, а общество живет вполне себе мирно позабыв о межнациональных войнах. В голову Дэнни приходит мысль о том, что пора играть по крупному и вступает в одну из серьезных фашистских группировок, где в нем видят превосходного оратора и возлагают на него большие надежды. В поисках спонсоров его идей, Балинт толкает красноречивые речи о том, как же сильно он ненавидит евреев и как сильно должны ненавидеть их остальные. Основным методом борьбы является насилие, убийство, призванное искоренить целую расу. Дабы не казаться пустословом Дэнни должен сам взять в руки оружие и начать войну. Однако чем больше столкновений со своим врагом, тем сильнее его гложут чувства, вся твердая решимость уходит на нет и его охватывает сомнение, а на той ли он стороне? Никто из его собратьев не может четко сформулировать причины своей ненависти к евреям, тем самым позиционируя его движение, как безосновательное и полностью бессмысленное. Подводя итог своей борьбы он выдает следующий монолог, который, по моему мнению, считается одной из самых мощных сцен фильма: «Мы должны их любить. Еврей хочет чтобы его ненавидели, ему нужно наше презрение. Если бы Гитлера не было, евреи его выдумали бы. Отсюда наша проблема — нацисты. Если бы не они, то евреи бы вымерли. Единственный способ истребить этот коварный народ — это раскрыть ему свои объятия, пригласить в свой дом и обнять. Только тогда они исчезнут в нормальной жизни и любви. Чтобы его уничтожить, мы должны любить его искренно.» Добивает это дело мощная концовка фильма, которая может трактоваться по разному, поэтому эмоции от неё могут быть самые разные. Что движет героем в последние минуты догадается лишь думающий зритель. И хотя конец логичен, после просмотра все таки остаются сомнения по этому поводу. Сам фильм не дает нам никаких четких ответов, просто предоставляя нам отрывок из жизни, на котором мы сами должны сделать определенные выводы. Он заставляет нас задуматься и поднимает темы о национализме, должны ли мы позиционировать себя с целой нацией, присваивая себе её заслуги или мы есть индивидуумы, не подвергающиеся сравнению с определенной общностью. Ну и конечно же вопрос о жизни после смерти. Прекрасная постановка сцен и безупречная игра актеров заставляет полностью отдаться происходящему и на ходу пытаться делать определенные выводы. В некоторые моменты хочется пролить слезу, в другие — кричать и аплодировать. Превосходно! 9 из 10
О хорошем. Для тех, кто любит симпатичных актеров с минимальным набором эмоций, кино подойдет однозначно. Все-таки основную идею главного героя Райан Гослинг усвоил быстро и качественно. Неплохо срежиссированные драки и экшн-моменты удались-таки Генри Бину, но и то не за счет самих драк, а скорее того, как исполнители и участники потасовок показывали себя в эти моменты. Хотя то, как показал драки/взрывы и более-менее яркие моменты Джим Дено (оператор)... Никак. Теперь о плохом. Несостоявшийся раввин-скинхед-неонацист. Мы посмотрели кино про Альтер-эго Гитлера? Для того, чтобы хоть как-то делать подобные фильмы, надо чуточку пообщаться и с одной и с другой стороной, чтобы понять, что в головах у тех, о ком будет продукт. А тут поверхностные знания о евреях, точно такие же познания о неонацистах и антисемитах и вальяжное 'Давайте сделаем драму-боевик!' Вышло отчаянно никак. Вообще, учитывая качество фильма, съемки, перетасовки крупных планов с общими - только посмотрев фильм пару-тройку раз, почитав отзывы и комментарии, можно понять, о чем кино. Если скинхед-линия прорисована достаточно неплохо (хоть и с примесью расизма), то линия еврейского прошлого и тайного изучения иудейских книжек по ночам вообще неясно. Но чтобы зрителю было яснее, давайте засунем в идею еврейку. Мол, кто не поймет про книжки, пусть думает, что все терзания совести начались из-за большой постели. Чему учит этот фильм? Что можно сойти с ума, удерживая в голове две противоборствующие идеи? Спасибо, свежо. Хотели рассказать о том, как живут скинхеды? Спасибо, мимо. В общем, если хотите посмотреть на драки и лысого актера - посмотрите трейлер и не тратьте время. 3 из 10
Драма 2001 года американского кинорежиссера Генри Бина. В главной роли снялся еще малоизвестный на тот момент Райан Гослинг. Действия фильма разворачиваются вокруг двадцатидвухлетнего Дэнни Балинта, который в детстве посещал еврейскую религиозную школу, желая в будущем стать раввином, но его исключают из нее за «вольнодумство», что отражается на Дэнни – он меняет свои взгляды на мир и становится скинхедом. Обзаведясь бандой нацистов, парень устраивает уличные драки и погромы, но в душе понимает, что это не то будущие, к которому он стремился. С виду обычный фильм о нацистах вскрывает множество проблем личности и общества в целом. Здесь мы сможем наблюдать как внутреннюю борьбу противоречащих друг другу идеологий в одном человеке, так и осмысление окружающей обстановки нашего героя. Дэнни, ставший в прошлом жертвой религиозного образования, подавляющего любое инакомыслие, становится нацистом, делая, по сути, тоже самое по отношению к людям, которые по его мнению не достойны жизни. Он ничем не лучше еврейского учителя, запрещающего ему в детстве по другому смотреть на Бога или вовсе отрицать его. На протяжение всего фильма мы будем свидетелями внутренней борьбы, последующей эволюции личности и перестройки вновь разрушенного сознания. Отдельно хотелось бы выделить окружающую обстановку картины. Действия происходят в США. В стране, которая была построена мигрантами. Страна, создавшая нацию, основой которой была не схожесть крови, а свобода и демократия. Страна, в которой никогда бы не прижился национал-социализм, тут нет даже государственного языка, ибо уж много представителей разных языковых групп проживает здесь. У них разный цвет кожи, разные боги и разные цели в жизни. Но их объединяет одно – они свободные граждане США. И это куда важнее, чем варварское деление людей на 'человеков' и 'недочеловеков'. 'Фанатик' несет в себе полезный помысел, учащий нас тому, что никогда не поздно пересмотреть свои взгляды, и объективно взглянуть на мир.
'Фанатик' является типичным представителем фильмов о течении скинхедов с присущими им элементами сюжета, героями происходящего и в общем всей идеи. Думаю, многие пользователи, читающие мою рецензию, знакомы с такими фильмами, как 'Американская история x', 'Это- Англия' и т.п. Эти фильмы, хотя и имеют общие черты, отличаются все же друг от друга. Неизменной является своя философия главного героя, резко отличающаяся от общественного мнения. Перед зрителем предстает человек 'потерянный', так сказать, погрязший в своих мыслях и жестоких реалиях, столь отчаянно пытающийся найти самого себя и смысл всего происходящего. Безусловно, его мнение ошибочно и противоречит естественным человеческим ценностям и морали, но не оценить ту отверженность и страсть в его словах кажется чем-то нереально глупым. Можно бесконечно восхищаться человеческой преданностью своей идее и попыткам донести ее до таких же отверженных. Но это не то, чего ожидают от нас создатели фильма. Их цель - напомнить нам о первоначальных основах жизни, о том, кем мы являемся и что делает человека разумного именно 'разумным' существом. Главный герой с течением времени, так или иначе, сломлен всем своим естеством, он постепенно отрекается от самого себя, в то же время, понимая, что находит что-то новое, что казалось совсем бессмысленным и ненужным, обычным и недостаточным для удовлетворения его духовных затрат. Суть сей рецензии в том, что 'Фанатик' несмотря на всю жестокость своей основной части приводит нас к замечательному выводу, который напоминает нам о высших достижениях нашей души, любви, мира и целомудрия.
Дэнни, маленький мальчик Дэнни умен не по годам, и его разум отказывается бездумно потреблять постулаты иудаизма. Он много читает, рассуждает, анализирует, часто вступает в полемику с учителем, который впоследствии решает исключить мальчишку-вольнодумца из иудейского класса. Горе от ума? Возможно, это исключение и стало отправной точкой ненависти еврейского подростка к своему народу, своей религии. Он слишком много знает, чтобы слепо верить и преданно любить. Мир заражен еврейской болезнью. Евреи подрывают традиционные основы жизни и лишают общества корней. 'Но есть одно но... Как в это все можно поверить, когда ты сам еврей?' В харизматичном и красноречивом Дэнни, с успехом проповедующем идеи неонацизма, все чаще проявляется маленький мальчик, который не знает, чего больше хочет - доказать свою правоту или добиться того, чтобы его переубедили. Он боится признаться в первую очередь себе, насколько велико его желание верить. Религия учит непостижимому, и она научила нациста принять себя таким, каким ему суждено было стать с рождения - евреем по национальности и иудеем по вероисповеданию. Дэнни делает свой выбор, несмотря на то, что там, наверху, никого нет. Потому что правда всегда одна. 8 из 10
Фильм очень понравился! Будучи самой относящейся мягко говоря 'недобро' ко всевозможным конфессиям...меня фильм поразил. Как в одном герое умещаются две ипостаси веры. Он одновременно уважает и чтит евреев и в то же время ненавидит их. Честно говоря не совсем понятно почему. Все его реплики безусловно хороши, но, по-моему, герой сам запутался из-за чего собственно говоря он их ненавидит. Неужели только из-за самого их существования? Короче говоря, всем советую посмотреть, фильм весьма полезен для размышлений.
3 раза я смотрела этот Шедевр, 3 разных мнения сложилось. Первый раз, много лет назад, отрывками - подумала, что кино о каком-то там еврее, который был нацистом, а почему - черт его разберет. В общем, раз есть бритоголовый, то это что-то вроде 'Американской истории Х'. К сожалению, как я успела заметить, у многих впечатление остается на этом уровне. Чего стоят низкие кассовые сборы. Второй раз я была куда более внимательней - хотя в 'Фанатике' начисто отсутствует навязчивая мораль а-ля 'все нацисты плохие, всех евреев надо жалеть' (за что огромное спасибо режиссеру), я нашла поводы для размышления, размышления о системе - будь то религия, политическая идеология, и вообще любое общество, сковывающее волю человека и подчиняющее его своим правилам. У религии нет смысла (с) Но уже в третий раз я таких однозначных выводов сделать не посмела. Я специально прочитала пару книг про иудаизм, пыталась понять эту пресловутую 'еврейскую душу', и...чем больше пластов смысла снимаешь с фильма, чем глубже тонешь в нем, тем больше ты замечаешь двусмысленных фраз, символов, которых толковать и толковать, и больше ты не сможешь сформулировать для себя одну-единственную мысль, как не мог сделать это для себя Дэнни. Я настойчиво рекомендую смотреть 'Фанатика' ни по одному разу, в разные периоды жизни, не отвлекаясь от экрана ни на секунду. Каждый просмотр принесет вам что-то новое, я обещаю. Как можно одновременно любить и ненавидеть? Да никак. Спокойно жить с этим обоюдоострым мечом невозможно. Проникнув в суть Веры, ты теряешь Бога. Его нет - лишь пустота. Но.. 'Ты помнишь, что ты сказал? Что Исаак умер на горе Мориа. Я теперь думаю, что, возможно, ты был прав. Но он вернулся, в другой жизни. Дэнни, стой, куда же ты? Разве ты не знаешь: там, наверху, никого нет..' 10 из 10
Такая специфическая тематика фильма и такое неожиданное содержание и результат. Это не очередной фильм про печальную историю скинхеда, вовсе нет. Этот фильм о человеке, который умеет думать, что становится в наше время все большей редкостью. Он думает и в его голове сначала просто хаос. Он не может понять - ненавидит он или любит, уважает или презирает. На самом деле, нет разделения на черное и белое, это только путь, который выбирает для себя отдельный человек, и на ту или иную дорогу он ступит по определенным причинам. В голове Дэнни постепенно все раскладывается по местам, он начинает понимать действительность (или это не действительность вовсе?), и снова попадает в тупик. Основываясь на теме антисемитизма, фильм заставляет размышлять о серьезных вещах, которые оказываются, в конечном итоге, основополагающими. Из концовки можно сделать очень много совершенно непохожих друг с другом выводов и т.н. 'моралей'. Мне услышалось: 'Что бы ты ни делал, дальше не будет ничего. Только один лестничный пролет, и ты один на один с собой и своими никуда не исчезнувшими воспоминаниями. Вечно'. Райан Гослинг - потрясающий актер, один вытянул всю картину. 9 из 10
Не знаю, корректно ли оценивать фильм качественно по тому, насколько он тебя 'зацепил', но с 'Фанатиком' у меня именно так. Зацепил - на 100%. И поэтому очень понравился. Во всяком случае, сюжет не раскалывается, не петляет, ты не теряешь нить повествования, но ты можешь проживать жизнь, ту, киношную жизнь, которую проживают герои - на мой взгляд, это ценно. Есть у основателя психологического направления Фредерика Перлза (тоже, не скроем, еврея) идея о том, что современный мир застрял в 'паранойяльной агрессии' (агрессия, будучи изначально позитивной биологической силой и частью пищевого инстинкта, потеряв первичный объект, направляется на нечто, что даже будучи разрушенным, не может удалить голод, а оттого является 'паранояльной', т.е. ушедшей от первоначальной цели). Всплеском паранойяльной агрессии Перлз называл вторую мировую войну. Антисемитизм тоже суть есть паранойльная агрессии - не в силах (или думая, что не в силах) изменить что-либо в своей жизни, голодная и злая толпа нашла козла отпущения - евреев. С этой позиции еврей-антисемит выпадает из общих рамок. Но это только на первый взгляд. Ведь будучи в течение нескольких веков постоянным объектом чужих гонений евреи стали ретрофлексировать - направлять агрессию, направленную на других, на себя самих. Таким образом евреи оказываются в двойном кольце 'неправильной' агрессии - чужой, не нашедшей выхода, и направленной на них, и своей собственной, тоже не нашедшей выхода, и тоже направленной на них самих. Как вырваться из этих цепей? Самое простое - объявить, что ты - не еврей, что ты сам ненавидишь евреев. Но, объявляя войну своему народу, ты, по сути, объявляешь войну самому себе?.. 10 из 10
Первоначально ожидал от этого фильма идею противопостановления нацизма всему остальному миру. Противопостановление идеологий. Но в фильме показана не борьба идей в обществе, а борьба в голове главного героя. Он учился в еврейской школе и думал шире чем другие. Он выдвигал свои идеи, но это никому не было нужно. За эти вольнодумства он был исключен. Не в силах смириться он выбрал противоположную сторону, побрив голову и став скинхедом. Но часть его внутреннего «я» так и осталась евреем. «Иудаизм это не совсем вера. Главное совершать действия.» И он совершает эти действия. Избивает людей на улицах, кричит о желании убить всех евреев, носит соответствующуу одежду. А вечерами читает Тору. Он не может понять кто же он. В процессе фильма мы видим черно-белую картину где немецкие солдаты отнимают у отца мальчика и убивают. И Дэниэл выступает в роли немецкого солдата. Но в конце мы видим что Дэниэл уже не солдат, а отец-еврей этого мальчика. Думаю эта черно-белая вставка соответствует внутренней борьбе Дэниэла. И в конце мы понимаем что его еврейская половина одержала верх. Но он не может быть таким евреем как все. Он другой. Актерская игра Райана Гослинга заслуживает наивысших похвал. В процессе просмотра не раз испытываешь такие эмоции, как будто находишься не тут, а по ту сторону экрана. 7,5 из 10
Дебютная кинолента режиссера Генри Бина 'Фанатик' основана на реально произошедших в 1965 году событиях, а в основу сюжета картины лег рассказ самого режиссера. Фильм получил на фестивале в Санденсе главный приз, однако что именно произвело впечатление на жюри - сказать сложно. Так как при просмотре фильма мое лично подсознание отчаянно цеплялось за слово 'претенциозный'. Развитие событий и их мотивация, которая придерживается стороны 'предмет споров ненавидят больше всего те, кто больше всех же знаком и близок к нему', дает право предполагать, что главный герой в чем-то по-своему прав, поступая так, как описано в фильме. Однако при детальном рассмотрении можно увидеть, что автор сценария занимается подлогом истин в религиозных и моральных темах, доводя точку зрения до крайней степени субъективизма. Ошибки и необоснованность религиозных идей, которые главный герой выискал в Библии, в полной мере не оправдывают его поведения и действия, ибо, как это всегда бывает, ошибку найти легче, чем объяснить в чем она заключается. Поэтому в фильме вместо объяснения, которое могло бы стать опять же предметом горячих споров с долей философских изречений, зрителю представляют жизненный путь героя, заключающийся как бы в выражении 'мы ненавидим то, что любим, и любим то, что ненавидим'. Поэтому развиваемая в фильме идеократия основана на довольно распространенных приемах софистики, нежели на обоснованных доводах. А раз так, то фильм по большей своей части является обманом, никаким образом не раскрывающий суть затронутой религиозной тематики. 4 из 10.
Фильм про евреев, но не для евреев. Евреи очень удивительный народ, несмотря на все испытания выпавшие на их долю, на все гонения и преследования, евреи сохранили непоколебимую веру в будущее и способность ко всему относиться с юмором. Тем не менее евреи для всего мира, как американцы для русских - никогда не будут своими. Причин тому куча: уверенность евреев в том, что они избранный народ, бытующее мнение(возможно, не безосновательное), что евреи умнее, хитрее и жаднее, чем другие, а так же, как и утверждал главный герой фильма 'Фанатик', врожденная ненависть, хотя пусть и не ненависть, но некоторое недоверие. Евреи одна из самых популярных тем для шуток и анекдотов. В фильме 'Фанатик' речь же заходит о вере евреев. Главный герой антисемит, при том, что сам относится к евреем. И на протяжение всего фильма, до самого его конца непонятно, что же больше ненавидит главный герой: образ жизни своего народа, их сексуальную распущенность или же еврейского Бога. В фильме столько всего, что однозначной трактовки быть наверное просто не может. Пожалуй, в смерти самое страшное не сама смерть, а то, что случится после ней. Пустота, которая возможно будет за той стороной жизни пугает больше всего, как можно жить если знаешь, что когда умрешь тебя ждет бесконечность и пустота? И главный герой фильма осуждает еврейские догматы, но тем не менее искренне верит в Бога, но не в того, что заставляет быть собою. Фашист Дэнни - наиболее удачная и лучшая роль Райана Гослинга, специально подкачавшегося для это роли. Играет он человека по-настоящему талантливого и образованного, который с легкостью мог бы стать еврейской интеллигенцией и работать где-нибудь в небоскребе, но выбравший для себя другой путь. Концовка - шедевр, редко кто может так смело заглянуть 'за ту сторону жизни'. 9 из 10