Отличный фильм. Фильм, сделавший Моргана Фримана если не звездой, то по крайней мере очень известным актёром. Фильм, получивший 4 абсолютно заслуженных 'Оскара'. Фильм, заставляющий поверить, что дружба - дело долгое, в какой-то мере очень сложное, но это всё же дружба. И основана она прежде всего на доверии и отношении. Фильм, который заставил вспомнить предыдущего лауреата 'Оскара' за лучший фильм - 'Человека дождя'. Да, картины схожи в чём-то, но исполнение немного различается. Стоит отметить тройку актёров - Моргана Фримана, Джессику Тэнди и Дэна Эйкройда. Все трое блистательно справились со своими ролями. Морган Фриман очень трогательно изобразил неунывающего, добродушного и очень простого афроамериканца, который нанимается водителем престарелой еврейской дамы. С самого своего первого появления персонаж Фримана - Хоук - располагает к себе. За весь фильм не происходит ни одного действия с его стороны, в котором можно было бы усомниться. Очень добрый, трогательный персонаж вышел. Джессика Тэнди не зря получила 'Оскар', ведь такой необычный ей достался персонаж. Пожилая еврейская особа из богатого пригорода Атланты - очень капризная и привередливая. Доверяет лишь своей домохозяйке-афроамериканке. Не очень складываются отношения с сыном. И ведь нового водителя воспринимала в штыки, но вот предрассудки и стереотипы оказались разбиты в пух и прах, ведь по ним судить людей как минимум неправильно. И постепенно, шаг за шагом, год за годом, мисс Дэйзи становится ближе к Хоуку, а затем и к сыну. А ближе к концу, по прошествии 25 лет, она понимает, что ближе не было никого у неё, чем Хоук, и что именно он поддерживал её всегда и везде, был всегда рядом в трудные минуты, всегда помогал и старался угодить с самого начала своей работы. Хоть он и простой водитель, но он оказался ближе к семье Вертанов, чем никто другой. Дэн Эйкройд сначала не воспринимался как драматический актёр, но впоследствии (по аналогии с фильмом 'Шоу Трумана') начинаешь забывать его комедийные роли и думать о нём только в самых серьёзных тонах. С самого начала сын мисс Дэйзи, Булли, показан человеком спокойным, рассудительным, терпеливым, каким он и остаётся до самого конца. Он очень любит свою мать, несмотря на её непростой характер и нрав, всегда желает ей лучшего, старается ей угодить, если это в рамках разумного. Очень положительный персонаж получился и достаточно серьёзный и самостоятельный. Показан в первую очередь как сын, потом как муж, затем как работодатель, впоследствии превратившийся в друга. Стоит отметить, что отрицательных персонажей в фильме нет. Мисс Дэйзи сначала предстаёт довольно холодной особой, но её ни в коем случае нельзя назвать антигероем. Ближе к концу, когда она становится совсем старой и начинает испытывать некоторые старческие трудности, начинаешь испытывать к ней жалость и желание помочь. И в роли помощников выступают её шофёр и друг Хоук и сын Булли. Особо стоит отметить работу гримёров и художников. Первым - спасибо огромное за то, что заставили поверить в то, что герои действительно постарели, поседели, полысели. Всё сделано в этом плане очень и очень правдоподобно. Вторым - не менее огромная благодарность за декорации меняющейся Америки с конца 40-х до начала 70-х. Особенно уместна оказалась стильная реклама 'Кока-Колы' (приятно радует глаз сейчас) и не менее стильная реклама сигарет 'Лаки страйк' (мимолётно отображает царившие рекламные правила в то время). Продакт-плейсмент в фильме, кстати, тоже играет не менее интересную роль, ведь описывается промежуток времени в 25 лет, поэтому меняются машины, мода, взгляды, и в том числе меняется и реклама. Также не могу не отметить старания моего любимого кинокомпозитора Ханса Циммера. И опять не могу обойтись без аналогий с предыдущим лауреатом 'Оскара', ведь музыка в 'Шофёре мисс Дэйзи' очень напоминает зрителю со стажем музыку из фильма 'Человек дождя', за которую Ханс Циммер получил свою первую номинацию на главную кинопремию мира. Очень старательно поработал Циммер, музыка создаёт очень приятную атмосферу. По сути, нам рассказали историю развития американских взглядов на жизнь с послевоенных времён до установления равноправия афроамериканцев и белых. Рассказали с точки зрения двоих людей, проживающих в очаге событий, развивающихся в конце фильма. Мне фильм понравился. Советую посмотреть в первую очередь тем, кому понравился 'Человек дождя'. Необычайно приятный фильм о дружбе двух разных людей.
Морган Фриман на этот раз в роле шофера, простого американца, котрому нужны работа и деньги, и для этого он не прочь услужить даже старой еврейке. Не спешите однако бежать к экранам, ожидая увидеть Фримана в новом амплуа. Фильм, позиционируя себя как симбиоз комедийного и драматического жанра, смеяться и плакать вас к сожалению не заставит. Картина относит нас к годам, когда афроамериканцы были напрочь лишины некоторых сегодня елементарных прав (запрещено пользование общественным туалетом на стоянке, работа исключительно в роли плислуги, прочее). Еврейская старушка вынуждена использовать помощь героя Фримена, потому что с возрастом потеряла сноровку в вождении автомобиля, что естественно сама не признает. Спокойный и уровновешенный шофер, с особым незаурядным юмором, однако без явних отличительных черт героя кинофильма быстро завоевывает серце строгой и скурполезной женщины. Сюжет фильма развиваеться линейно, нам показано около 15 лет жизни героев, однако у зрителя возникает чувство, что время стоит на месте. Сценаристу не хватило фантазии окружить картину некой интригой или наградить даже конфликтной ситуацией. Происходящее воспринемаеться зрителем как ожидаемое, заурядное, нам не удасться ни удивиться, ни восхититься поведению героев. Совершенно символично неясними остаються большинство событий, хотя бы даже смерть служанки, или проповеди Мартина Лютера Кинга, не имеющие связи с остальным происходящим. О чем фильм? Собственно этим вопросом и будет задаватися зритель во время просмотра киноленты и после нее. Что хотели сказать нам авторы? Идея фильма остаеться глибоко за кадром, а то и вне него. Возможно это дружба социально неравных друг-другу особ, попытка призвать белах американцев избавиться от расових предрассудков и изменить свое молчаливое поведение, все же авторы фильма не делают на этом акцента. Не исключенно, что режисер обращает наше внимает к должному поведению с людьми старшого возраста, что кажеться еще болем простым и неинтерессным. Отсутствие должного финала разачарует зрите ля напрочь. Отдельно огорчила работа звукорежисера. Музыка задает такой же скучный тон, как и вся картина. Фильм навреняка понравиться старушкам, которые смогут полюбоваться беспечной жизнью главной героини, либо же поохать под. конец фильм, понимая, что всех ожидает один конец. Остальных же этот фильм сподвигнет разве что на звонок любимой бабушке, а то и вовсе два часа просмотра подействуют утомляюще. Вердикт: затянутый скучноватый фильм с достойной игрой актеров. 7 из 10
Эпиграф: 'Крепче за баранку держись, шофер!' Вкратце: Что будет, если дядя Том устроится на работу к графине Грэнтхем? (гуглим 'Аббатство Даунтон') Детальнее: Вот казалось бы, фильм получил 'Оскар' и в целом неплох, а по смыслу как-то и сказать нечего. Редко такое у меня. Сюжет раскрыт в аннотации. А прелесть вся, наверное, в персонажах. Весь фильм кажется не цельной историей, в которой они живут, а набором ситуаций, что их раскрывают. Все те же 'драматические рассовые взаимоотношения с прицелом на Оскар', однако и драматичности здесь особо нет. Ведь мисс Дэйзи расисткой не была. Просто люди из разных социальных слоев много общались и стали друзьями. Все. И если бы не межрассовая подоплека, попал бы этот фильм в поле зрения академиков? Не факт. С другой стороны, законы о сегрегации в США существовали еще всего лишь за 20 лет до выхода фильма, так что, видимо, нельзя оценивать проблему с современной точки зрения. И фильм хороший. Просто не люблю коньюнктуру. Из плюсов - персонажи. Они прекрасны, выглядят естественно, наблюдать за ними одно удовольствие (первое время, пока не привыкнешь). А поскольку персонажа часто создает актерская игра, то похвалы и ей. Из минусов - неторопливость и затянутость. Да, это надо уметь - снять фильм на 1 час 39 минут, чтобы казалось, что прошло 2 часа с лишним. Тем не менее, за персонажей 'Нормально', 6 из 10, а для 'Оскара' как-то маловато...
События фильма разворачиваются на протяжении двух десятков лет – с начала 1950-х по начало 1970-х. После того, как уже давно немолодой мисс Дейзи не удаётся справиться с собственным автомобилем, её сын, преуспевающий бизнесмен, решает нанять для матери опытного водителя. Чопорная и упрямая старушка поначалу в штыки принимает это сыновне участие, отчаянно сопротивляясь необходимости пользоваться услугами постороннего человека, к тому же другого цвета кожи. После периода натянутых отношений с шофёром по имени Хоук и несправедливых обвинений его в воровстве состоятельная еврейка постепенно смиряется с новым для себя положением, оттаивает, а через какое-то время начинает испытывать нескрываемые симпатии к водителю, ставшему для неё настоящим другом. Вот почему, когда к мисс Дейзи, доживающей свои последние дни в доме престарелых, приезжают одновременно сын и Хоук, она испытывает искреннюю радость лишь при виде своего шофера… Присуждение премии «Оскар» фильму Брюса Бересфорда, перебравшегося в Голливуд австралийского режиссёра, стало такой же неожиданностью, как и предшествовавшая награде масса номинаций. И хотя 1989-й год был не самым богатым на достижения для американского кино, а сам Бересфорд шестью годами раньше уже был номинантом с картиной «Нежное милосердие», тем не менее, присутствие в пятерке главных претендентов таких фильмов как «Общество мёртвых поэтов», «Моя левая нога», «Рожденный 4-го июля», «Поле грёз», казалось, сводило на нет шансы этой ретро-мелодрамы стать главным фильмом года. На это указывало и отсутствие самого Бересфорда в пятерке режиссёров-номинантов. В истории присуждения «Оскара» ещё не было такого случая, чтобы постановщик фильма-лауреата априори не попадал в свою номинацию. Многие были склонны считать победу фильма результатом политкорректной конъюнктуры, в свою очередь ставшей следствием социоэтических соображений Голливуда. Но фильм ухитрился примирить несколько щекотливых тем, которые мейнстрим-кино старалось, по возможности, обходить стороной. Главными из них здесь стали – расовый вопрос и проблема гуманного отношения к старости. Помимо лаконичных, но точных деталей, реставрирующих ушедшую эпоху, эта картина отличается ещё и проникновенными актёрскими работами двух главных исполнителей - Джессики Тэнди и Моргана Фримена.
Итак. Я познакомилась с этим фильмом... и влюбилась. А потом (уже через семь минут после первого просмотра) решила ощутить всё снова. Потом 'Водитель мисс Дейзи' смотрел мой брат, и я снова не смогла пройти мимо... Потом мама, и снова я остановилась... И так 5 раз. Сейчас, чтобы написать рецензию, я пересмотрела трейлер и даже не заметила, как на глазах выступили слёзы. Я так соскучилась по этой киноленте, будто это мой товарищ, или семейные каникулы, или, что всегда хуже всего, это моменты счастья, которых не вернуть... На самом деле, как ни стыдно мне это признать, это был мой первый фильм с Морганом Фриманом. И, честно говоря, я не жалею ни о чем. Фриман так обворожительно улыбается только в этом волшебном фильме! А этот фильм не только о дружбе... Он, - о да, - о том, к чему нам всем надо стремиться, - о доброте и простодушии, которые топят лёд в сердцах высокомерных (хотя мисс Дейзи совсем не такая, просто у каждого из нас есть свои предрассудки...) Еще раз убеждаюсь в том, что уступки - дело очень глубоких людей, не глупцов. А, стучась в чьё-то сердце, мы обязательно до чего-нибудь, да достучимся!: )... Человечнее хочется быть что ли... 10 из 10
«Шофёр мисс Дэйзи» - начну с того, что выражу свое общее мнения по поводу этого оскароносного фильма, кино мне понравилось, хороший фильм, но как по мне, то он далекий даже от номинации лучший фильм, по сути в нем ничего такого не было, что стоило бы такой престижной награды. Режиссер Брюс Бересфорд экранизировал фильм по пьесе и сценарию лауреата Пулитцеровской премии Альфреда Ури. Фильм поднял много шума возле себя, все о нем говорили, все его обсуждали. В главных ролях непревзойденный Морган Фриман, который играет роль шофера, и Джессика Тэнди играющая роль старой жидовки Мисс Дэйзи, которой уже нужен присмотр, но как вообщем и все старые люди, не хочет верить, что ей нужна помощь в том или ином деле, она себе чувствует хорошо, ну по крайний мере, верит в это. Исполнения роли мисс Дэйзи, Джессика Тэнди удостоилась Оскара за лучшую женскую роль, тут я согласен на все тысяча процентов, она выполнил свою роль блестяще. Это не все награды, еще фильм получил Оскар за лучший грим и лучший адаптированный сценарий, как видите фильм не из списка последних. Времена фильма мои любимые, это 50-е годы XX века. Автомобили, мода, дома, мне это очень нравится. После того, как мисс Дэйзи путает передачу и разбивает машину, ее сын понимает, что его маме нужен шофер, который и свозит ее куда надо, да и еще поможет по хозяйству. На роботу он нанимает чернокожего Хоука Колберна, робота ему очень нужна, и он с радостью соглашается. С первых минут встречи Хоука и мисс Дэйзи проходят не в слишком дружелюбной и в гостиной ауре, старушка не хочет верить в то, что за ней будут присматривать. Хоук понимает, что робота будет тяжелой, так как, мисс Дэйзи очень капризная. Но в скором времени, между ними появляется некое взаимопонимания, после которого мисс Дэйзи и Хоук становятся хорошими друзьями. 7 из 10
«Если ты знаешь весь алфавит, то и читать уже умеешь. Просто ты, возможно, пока что о такой своей способности не подозреваешь». Эта фраза из фильма, как ни странно, применима и к самим главным героям данного фильма. Ведь они обнаруживают, что знают что-то очень важное, наличие чего в себе даже и не подозревали прежде. Да, обнаруживают как будто совсем поздно, на склоне лет... однако некоторые вещи на этом свете таковы, что если даже их только минуту осознаёшь, и то имеют непреходящую ценность. Если речь идёт про шофёра какой-нибудь дамы, а особенно состоятельной, то так легко представлять себе что-то как минимум игривое, скабрезное, со всевозможными обманами, интригами. Так вот, стоит иметь в виду: здесь на всякую пошлость рассчитывать не следует. Не тот возраст. Но оттого-то и выходит на первый план иное, прихотливые личностные черты, происходит увлекательнейшая дуэль характеров. Престарелая Дэйзи во всём привыкла полагаться на свои силы, как унижение воспринимает зависимость от помощи других людей. Но что уж тут скрывать, всем, кому доведётся дожить до таких лет, что физически истощаешься, а в сознании всё смешивается, не зазорно прибегнуть к заботе, тем паче если её согласны предоставить, и к тому же на высоком уровне. Но морально это спервоначалу слишком печалит... И шофёру, нанятому конечно же без позволения матери преданным сыном, тут требуется проявить недюжинную выдержку, такт, понимание, помимо своих собственно водительских качеств. Фильм, помимо драматичной, жизненной истории ворчливой леди и её стойкого шофёра, ещё многим другим подкупает. К примеру, великолепными нарядами Дэйзи или достойной музыкой. Также в этом произведении достаточно говорится против дискриминации. Не конкретно против дискриминации негров или евреев, как несложно подумать, хотя это тоже присутствует. А против дискриминации в принципе. Ведь в реальности один вид дискриминации тесно соседствует с другим, и потому притеснители восстанавливают против себя отнюдь не одну группу людей. А тот, кого преследовали по одной какой-то причине, может оказаться вместе с тем, кого ущемляли по другой причине, и вместе они станут сильнее, вместе способны уже столько преодолеть... научившись сначала, разумеется, не дискриминировать друг друг друга. Здесь тема раскрыта не с пафосом политического памфлета, не с вымученностью слащавой мелодрамы, а сдержанно, вдумчиво, постепенно, через повседневность и частные отношения, что создаёт особую достоверность. Да... кто заранее угадает, что столько способно стоять за обычной ссорой о том, ехать ли сегодня в объезд!
Данный замечательный фильм впервые смотрел еще на VHS. И тогда, и сейчас он производит очень сильное впечатление, сродни прочтению хорошей умной классической литературы. Я не зря акцентирую внимание на литературе, т. к. Шофер будто сошел со страниц одноименной книги. Кино Брюса Бересфорда такое же неспешное, такое же мудрое и доброе как и его главные герои в исполнении двух шикарных людей: Моргана Фримана и Джессики Тэнди. И этот ритм абсолютно единственный, который мог бы состояться в данном случае и который позволяет рассмотреть зрителю все тонкости характеров этих людей, понять душу и проникнуться глубочайшей симпатией и любовью! Поверьте, это не высокопарные слова. Хорошее кино, как хороший коньяк или вино могут долго настаиваться и быть лишь дороже с возрастом. Шофер мисс Дэйзи - это столкновение разных культур, но диалог этих культур все же состоялся. К сожалению в мире чаще бывает наоборот. И частично мы это видим в сцене, когда полицейский патруль делает осмотр машины наших героев, после чего отпуская их, роняет фразу: Смотри-ка, нигер и жидовка теперь вместе разъезжают в автомобиле. .. А между прочим, фраза характеризует не только данного персонажа, но и многих других. Вспомнить только: сколько людей в наших просторах бросают неодобрительные взгляды на пар с разной национальной принадлежностью. .. Но несмотря на разный цвет кожи, образование и классы, эти двое все таки притираются друг к другу. И это очень важно. Этим подчеркивается весь смысл картины: Не важно какого ты цвета и каково твое состояние. Важно лишь каков ты внутри и какой душой ты обладаешь. А все остальное люди себе надумали. Мне очень понравилась та скрупулезность и тот труд который вложили в фильм композитор - Г. Циммер. Музыкальный ряд просто верно выстроен, ничего лишнего и по делу! Мне нравится работа гримеров. Состарить актеров, которые моложе своих персонажей - труд не из легких. Камера позволяет разглядеть крупные планы людей и предметов, декорации и периодически играет с бликами, светом. Но больше всего мне понравились роли! Морган Фриман - Глыба конечно! И создал не один роскошный образ. Но этот 'старикан' запомнится на всю жизнь! То, с какой любовью Морган сыграл мистера Хоука не передать словами. В глазах 'старика' и молодость оптимиста, и несломленная судьба, и просто забота о людях. А его заразительный (!) смех лишь подчеркивает индивидуализм его героя=)) И конечно же тандем был бы ущербным сыграй Джессика Тэнди на порядок слабее своего напарника. Но эта женщина сделала свою работу навека. И очень грамотно построено ее раскрытие как человека: от презрения к цветному к признанию в любви, пусть и не прямому. Ну а великий охотник за привидениями Дэн Экройд просто был обычным сыном. Не то чтобы плохим, но таким как многие сыновья наверное в 40-50. И за это тоже ему спасибо! 8 из 10
4 премии 'Оскар' и 5 номинаций на эту награду - и это всё один фильм! Сейчас уже мало кто вспомнит о истории трогательной и честной дружбы строптивой женщины в летах с трудным характером и её чернокожим водителем, сейчас подавай больше компьютерной графики, а эмоции, чувства, которые дарит настоящее кино уходят в небытие, вот и скажите, что технологический век делает нашу жизнь лучше. Коммерсант-еврей (а кто ещё коммерсантом может быть?) Були Вертан сталкивается с тем, что его стареющая мать Дэйзи Вертан не может водить автомобиль, но ей необходимо выбираться из дома в город, поэтому сын предлагает услуги нанятого шофёра. Мать со стоической упёртостью отрицает такую возможность, постоянно упрекая законы и критикую всех кого не попадя. Всё же Були удаётся уговорить матушку и в её доме оказывается простой, у нас бы сказали 'деревенский' мужчина афроамериканской наружности Хоук Калбёрн. Мисс Дэйзи страшно разгневана этим фактом, её характер делает жизнь прислуги невыносимой, но Хоук с усмешкой на устах сносит все тяжёлые нюансы характера хозяйки и простым путём помощи и простых слов, в конце концов, доводит сложившееся отношения с мисс к дружеским, честным и трогательным, добрым и даже семейным. Режиссёр Брюс Бересфорд не хватал с неба звёзд и лента 'Шофёр мисс Дэйзи' стала у него первой успешной, о которой заговорили, да и сейчас говорят знающие критики, а ведь картина стала 17 (!!!), с учётом всех работ режиссёра в карьере. Ему успешно удалось совместить на экране задуманный контраст: еврейка и чернокожий, она весьма начитанная особа, он же знает только жизнь по своим собственным наблюдениям, да к тому же грамоте не обучен, она резкая особа, он же непритязательный, но душевный субъект. Мало кто бы мог представить такой тандем, который не побьёт горшки ещё с самого начала, но, оказывается, они нашли друг друга. Брюс Бересфорд славно передал атмосферу дома, где живёт привилегированная особа, отметающая от себя все блага цивилизации, зато выразил персону нового дельца (Були Вертан), а вот Хоуку всё равно какая сейчас эпоха и как далеко шагнул прогресс, он знает, что в каждом человеке есть зерно добра, нужно только, чтобы оно проросло. Дом, коммерческое предприятие Вертана, машина - не так много декораций, павильонов, но цель была достигнута - натурально так себе и представляешь 50-е года XX века. Конечно, тому, что картина заслужила уважение и восхищение у критиков, явно способствует блестяще сыгравший дуэт, состоящий из Джессики Тэнди (мисс Дэйзи) и Моргана Фримана (Хоук). Выше я не раз описал их индивидуальные характеристики, поэтому не хочется повторяться. Хочется сказать только молодым актёрам, что по такой игре стоит учиться, как нужно искренне выражать эмоции, а не пытаться выпрыгнуть из штанов, доказывая, что появилась новая 'звезда', всё добывается упорным трудом и хотя бы в игре от Моргана Фримана видно как же он тщательно проработал свой персонаж и нынче является одним из самых заслуженных, уважаемых и многими любимым актёром. Да уж, душевно сыграли Тэнди и Фриман, очень душевно. И ещё очень понравился Дэн Эйкройд (Були), который создал 'тёплый' персонаж, такой не похожий на вечно орущих самодуров-директоров, с таким человеком, как Були, приятно общаться, а его отношение к Хоуку как к ставшему членом семьи очень обогревает. Это кино уже, по кинематографическим меркам, старовато, но оно не утратило своей внутренней силы и может научить ещё человечности и принести эстетическое удовольствием тем, кто знает, что не только многомиллионные блокбастеры - это кино. 8 из 10
Вот уж действительно, не посмотреть этот фильм - словно обокрасть самого себя. Удивительно, что на него так мало рецензий, несмотря на то, что эта картина из плеяды тех старых голливудских фильмов, которые сейчас уже не снимают. Я же о нем узнала из другого фильма, и эта цитата подходит под 'Шофера мисс Дэйзи' как нельзя кстати: '60 лет назад я пришел в Голливуд и влюбился в кино без промедления. Этот роман растянулся на всю мою жизнь. В то время в этом городе блеска и мишуры не было ни синеплексов, ни мультиплексов, ни пресловутых блокбастеров и DVD... Тогда студии еще не были захвачены конгломератами, и с картинами еще не возились мастера спецэффектов. И уж само собой, не приводились итоги сборов от прокатов, как бейсбольные таблицы в вечерних новостях.' (Артур Эббот, 'Отпуск по обмену') Здесь нет экшена, не взрываются автомобили, не падают самолеты, и из-за угла не появляются маньяки с топорами. Это история об обычных людях, которые живут обычной, совершенно земной жизнью. И все в ней уместно ровно настолько, насколько должно быть. Больше всего в этом фильме меня поразили, или даже скорее заставили задуматься, две вещи. Первая: как ненавязчиво и в то же время неотвратимо течет время и стареют герои. Морган Фриман и Джессика Тэнди сыграли свои роли просто замечательно. И эта задумка - как показать 25-летний отрезок времени за полтора часа - выполнена великолепно. В эту историю погружаешься настолько, что в какие-то моменты просто ловишь себя на мысли: 'Уже зима?!' или 'Как красиво цветет сад!'. И вот так же вдруг становятся заметны перемены в самих героях: седеют волосы, появляются морщины, кожа на руках становится дряблой... Оскар за лучший грим, как и за другие номинации, на мой взгляд, получен этой картиной заслуженно, и спасибо всей команде за такую высокопрофессионально выполненную работу. Вторая сторона - моральная. 'Шофер мисс Дэйзи' весь состоит как будто из отдельно взятых эпизодов из жизни, связанных одной темой. Больше всего меня тронул момент, когда Хоук возвращает мисс Дэйзи банку консервированного лосося, без позволения взятого им накануне по определенным причинам. На мой взгляд, именно с этого маленького, очень бытового, эпизода, начинается дружба двух противоположностей, длинною во всю оставшуюся жизнь. Отдельного упоминания заслуживает саундтрек от несомненного мастера своего дела Ханса Циммера. От такого хочется просыпаться солнечным утром, как в самом начале фильма: очень теплый, ненавязчивый и вселяет веру в хорошее. Иногда этого так не хватает в современных кинокартинах, что уж говорить о реальной жизни. 'Шофер мисс Дэйзи' - одновременно очень легкая, поучительная и трогательная история. И потому очень качественная, что появилась не в эпоху, когда за день в прокат выходит по десятку фильмов. Очень радостно, что такие картины есть, и я надеюсь, что ценность старой классики не уменьшится никогда. 8 из 10
Раздельные уборные, запрет кушать в одной комнате со своими работодателями, невозможность получить даже базовое образование – расизм в США в 60х годах дошел до высшей точки. И пока Мартин Лютер Кинг пытался открыть нации на это глаза и покончить с такой дискриминацией в масштабах целой страны, каждый человек сам решал, как ему относится к людям, чей цвет кожи или вера отличается от своей собственной. Режиссер Брюс Бересфорд, не смотря на то, что снял уже много разнообразных кинокартин, так и не стал всемирно знаменитым. Он все еще снимает кино, но вряд ли его новые фильмы станут такими же известными, как данная история об истинной дружбе темнокожего водителя и состоятельной еврейки, которым не раз приходилось сталкиваться в жизни с дискриминацией. «- Мисс Дэйзи, если бы у меня было столько денег, сколько у Вас… я бы тряс ими перед носом у каждого встречного!» Главная героиня с первых минут заявляет о себе, как о женщине самостоятельной и не нуждающейся в чьей-либо помощи. Дэйзи Вертан живет в большом доме, у нее есть прислуга и даже автомобиль. Но распоряжаться своим состоянием она так и не научилась, поскольку с детства привыкла ограничиваться лишь самым необходимым. И когда к ней в дом приходит добродушный Хоук Колберн, ему приходится пробиваться к ней сквозь толстую стену недоверия и упрямства. Только устоять перед его искренностью, настойчивостью и готовностью стать для мисс Дэйзи настоящим другом невозможно. Джессика Тэнди прекрасно исполнила свою роль. Она показала нам женщину старой закалки, но слабо поддающуюся влиянию тех, кто считает ограничение прав темнокожих граждан справедливым. А Морган Фриман прямо таки согревает своей добротой в этом фильме. Сколько бы проблем ни было в жизни его героя, как бы косо на него не смотрели белокожие люди, он не озлобился на них, а лишь сильнее мечтал обзавестись собственным автомобилем и научится читать. Актер Дэн Эйкройд тоже здесь хорош в роли заботливого сына. С такой мамой многие бы люди хотели бы поскорее упечь ее в дом престарелых, а его герой с иронией относится к ее недостаткам и помогает ей, чем может. Даже если она от помощи категорически отказывается. Один из первых фильмов, затрагивающий столь серьезную проблему расовой нетерпимости, которая и сейчас не может считаться решенной полностью. Но данная драма примечательна именно тем, что ее герои не старались изменить такое положение, не пытались никому ничего доказывать, зато они изменили друг друга, стали настоящими друзьями, хотя все вокруг только и говорили о том, что такого быть не должно. И все благодаря перу драматурга Альфреда Ури, который рассматривал этих людей не как белых, черных, католиков, евреев или протестантов, он видел в них два одиночества, которым нужен был настоящий друг. Если люди сердцем чувствуют, что поступают правильно, доверившись определенному человеку, и тот человек платит им только добром, то сколько бы общество не пыталось убедить их в 'опасности' подобного общения, такая дружба будет только крепнуть.
Жила-была скромная учительница правописания. Она любила своего мужа, ухаживала за цветами, растила и воспитывала сына. Прошло время, она состарилась, муж умер, сын вырос, женился и стал главой преуспевающей фирмы. У нее теперь есть все то, чего не было в детстве и молодости - сытые обеды, безбедная жизнь, помощница-кухарка и даже собственный автомобиль. И жизнь вроде не скучная - посиделки с подружками, походы по магазинам и обязательное посещение синагоги. Нет только внутреннего равновесия и наслаждения жизнью. Жил-был старый негр. Он пятнадцать лет работал водителем, а потом его наниматель умер, и он остался без работы. Она - еврейка и расистка. Он - поклонник Мартина Лютера Кинга. Она - его хозяйка - вредная, упертая старушенция, он - ее прислуга - честный и добрый малый. И вроде бы такие разные и совсем чужие друг другу люди, а как жизнь все переворачивает. 'Знаешь, Хоук. Ты мой единственный настоящий друг '. 'Да, наверное, это так '. Нет, это не укрощение строптивой. И не местечковые Ромео и Джульетта. Это обычная история дружбы двух одиноких, по сути, стариков. Добрая и трогательная мелодрама, где все просто и очень по-настоящему. Говорят, что Морган Фриман никогда не учился на актера. Говорят, что американцы не умеют снимать хорошее кино. Говорят, что Эйкройд хорош только в комических ролях. Да мало ли что еще говорят люди.... 9 из 10
Об этом фильме говорить непросто. Ведь решающее значение в нем имеет не тема и не сюжет. В нем есть что-то неуловимое и теплое - душа греется. Прекрасная, потрясающая, великолепная, незабываемая Джессика Тэнди сумела создать образ доброй старой еврейки, искусно маскирующейся под старую сварливую тетку настолько мастерски, что подчас забываешь, что это все же - только киноискусство, начинаешь верить, что это - жизнь. Пусть завидуют настоящие и грядущие режиссеры, пусть завидуют этой картине, в которой мало что происходит, мало что случается, а оторваться - никак невозможно. Там дышит жизнь! Именно она - с ее ошибками и нелепостями, просчетами и несовершенством, усталостью, неизбежностью, обидой и... всем-всем-всем! Мисс Дэйзи - настоящая, живая женщина преклонных лет! В ее реальности ни на миг не сомневаешься. Где там искусство? Где режиссерские ходы? Где сценарий? Не было их, не было... Была мисс Дейзи, жила, старилась, ворчала, дышала - и ее тепло до сих пор у меня внутри... Представляете?! Она ни разу не расчленяла трупов! Не спала с женщинами! Не совращала детей! Не выходила замуж 10 раз! Не попадала в психбольницу! Не спасала мир! С нею ни разу не случилось словно бы совсем ничего сверхъестественного. Она только жила - а мы на нее смотрели и верили ее жизни: взрослому сыну, старой служанке, вязаным салфеткам, газетам, очкам и клумбам... старым фотографиям, ворчливости, аккуратности... За ее спиной - ее жизнь... И как будто именно она, а не какой-то то там сценарий, мотивирует ее мысли и поступки... Мне кажется, сейчас так не сумеют... В век балабановщины, блокбастеров и ужастиков - уже нет! Утратили! Утратили... Теперь главные козыри кино - тема, сюжет, шокирующие сцены, клубничка... А тут - жизнь... Я благодарен всем создателям этого фильма. Это - золотая коллекция мирового кино. Покойтесь с миром, Джессика Тэнди... Мои цветы - мысленно - к Вашему изголовью... Вы сделали много. Вы согрели нам души. Благодаря Вам мы поверили в то, что жизнь без кошмаров и спецэффектов - тоже может восхищать... И еще - я очень люблю Вас...
'Шофёр мисс Дейзи' снят в лучших традициях советского кино. Кто-то меня поправит, что фильм американский. Согласен, но именно наш старый кинематограф зиждется на таких понятиях как доброта, жизненность и людская взаимопомощь. Этот фильм, помимо всего прочего, учит хорошему отношению между людьми. Всякий может нагрубить или насолить какой-нибудь старой мегере. А вдруг вместо маски мегеры скрывается одинокая безобидная бабулька? И когда я просматривал списки обладателей 'Оскара', то при названии этого фильма подумал: 'Фи!'. Нет, не 'фи', я б даже сказал, что академики показали себя с лучшей стороны, дав картине награду. В ней нет несчастных аутистов, безжалостных маньяков или исторических событий. Там просто показаны отношения, простые людские отношения. За это, при всей моей скупости, даю фильму всего немного: 9 из 10
Этот фильм Брюса Бересдорфа получил главный 'Оскар' 1990 года. И ещё три за лучшую женскую роль, адаптированный сценарий и грим. Такая светлая и милая картина в стиле ретро, где охватывается период истории США с конца 40-х по начало 70-х. Но сама история, типа речей Мартина Лютера Кинга, тут больше фоном. Перед нами разворачивается драма отношений пожилой мисс Дэйзи и её чернокожего шофера Хоука. Постепенно, через споры и мелочные придирки, между ними возникает своеобразная дружба. Перед нами возникает образ провинциальной Америки середины прошлого века, которая стоит на пороге глобальных перемен. Такая раскрашенная, немного прилизанная фотография тех времен, как будто со старых почтовых открыток. И в этом смысле и мисс Дэйзи, и её шофер представители уже почившей эпохи, уходящей вместе с ними. Сама постановка и режиссура Бересфорда не особо впечатляют. Во многом тащят картину актёры. Дуэт Джессики Тэнди и Моргана Фримана действительно хорош. Без него картина потеряла львиную долю своего обаяния. Дэн Эйкройд в роли сына героини неплохо, но явно в тени главных актёров (хотя свою номинацию на 'Оскар' получил). Сюжет течёт размеренно, особых конфликтов и драматичности тут нет и в помине. А вопросы расовой сегрегации и отношения к пожилым людям (вместе с проблемами отцов и детей) здесь раскрываются как бы мимоходом. Я назвал бы эту ленту картиной под настроение. Спокойное, размеренное действие, из-за чего фильм может показаться скучноватым. Во многом Бересдорфа выручают актеры. Все же картина вызывает довольно светлые чувства и я оценю её положительно. Хотя не скажу, чтобы был сильно впечатлен. 7 из 10
Недавно меня спросили - неужели я не понимаю юмора? Нет, мои дорогие, я его понимаю - и именно такой люблю, как в этом чудесном фильме. Юмор здесь на столько теплый и добрый, что непременным атрибутом при просмотре кино для вас станут плед и горячий кофе... Как же мил и обаятелен герой Моргана Фримана - с первого его появления в кадре и до полней секунды ленты. Его противостояние с главной героиней поистине приковывает и очаровывает. Это прекрасно, что есть такие бесхитростные люди, как те, которых нам обрисовал автор. Фильм душевный и моральный, он будет приятным спутником на вечер. Музыка от Ханса Циммера - озорная и проникновенная в нужные моменты. Такой саундтрек не грех прослушивать в дороге за рулем, или во время приготовления трапезы. 8 из 10
Обожаю подобного рода фильм. Этот фильм о дружбе на фоне социальной проблемы Америки 50-х. Самая глупая проблема того времени, как по мне, это расовые предрассудки. И американцы, как ни странно, делают лучшие фильмы в подобном роде. Фильм рассказывает нам тонкую историю формирования дружбы между женщиной еврейкой преклонного возраста и афроамериканца, ее шофера. История на протяжении 20 лет. Интересно то, что главные герои уже в возрасте, это сформированные личности, и мне лично было просто интересно слушать их разговоры, они не напрягают, хотя женщина с тяжелым характером и она полная противоположность своего водителя, весельчака, которого сыграл Морган Фриман. Хотя то что творилось в то время, это всего лишь фон, я думаю, что главный посыл фильма - это дружба и уважение. Говорить о фильме долго не хочется, он сам все расскажет. Сам фильм идет не долго, хотя может показаться странным что 20 лет жизни главных героев показали нам за полтора часа, я скажу вам, что ни капли. Он оставил мне теплое впечатление и я еще раз убедилась, что дружба - это главное в жизни. 8 из 10
Пожалуй это первое слово приходящее на ум после просмотра данного фильма. На вполне резонный вопрос почему, отвечу: события фильма разворачиваются на протяжении довольно долгого промежутка, хотя не очень ясно зачем. Ведь в принципе, кроме размеренной жизни Мисс Дэйзи в нем особо не на что смотреть. Сюжет развивается вполне предсказуемо, плавно, я бы даже сказал прямолинейно. Настолько прямолинейно, что финал фильма на мой взгляд не вышел совсем. Ну ведь все к этому и шло. Если быть честным, было не очень похоже на художественный фильм, скорее на фильм-биографию о нескольких годах жизни вышеупомянутой Мисс Дэйзи. Да, прослеживается попытка, завязать динамику: пару ссор(хотя Хоук показан настолько добрым, мягким и обходительным, что даже не верится, что они могли произойти в принципе), смерть служанки, взрыв синагоги. Но все что из этого вышло, это пару откровений с каждой стороны, создающих впечатление, что они были показаны для большего сближения между Хоуком и Мисс Дэйзи, и ничего более. Если быть откровенным, я даже не могу четко сформулировать, о чем фильм. Единственное, что более-менее логично звучит - это расовое неравноправие в Америке тех времен и, пожалуй, отношения между людьми. Ведь Хоук в лице Моргана Фримана обладает просто невероятным даром найти подход чуть ли не к каждому человеку. Не в плане личной выгоды, просто он настолько мягкий человек. Порадовала, разве что, игра актеров: Морган Фриман как всегда на высоте, о Джессике Тэнди хотелось бы упомянуть отдельно. Это первый фильм с ее участием, который я видел, но создать образ невероятно капризной старушки ей удалось на славу. Очень спокойное кино, которое ни к чему не обязывает, но и ничего особо не вызывает.
Перед нами та редкая категория картин, которые спустя десятилетия способны дарить как хорошее настроение, так и вовлекают в глубокую трогательную историю. 40-е годы XX века, штат Джорджия, США. Пожилого чернокожего водителя нанимают в дом уважаемой белой женщины преклонных лет. Казалось бы, обреченные на провал профессиональные отношения перерастают в настоящую дружбу. Чувство воссоздания эпохи середины 20 века просто потрясающее. От автомобилей и одежды, заканчивая свойственным своему времени магазинчикам. Даже ткацкая фабрика, которой владеет сын главной героини в исполнении Дэна Эйкройда, производит неизгладимое впечатление своим размахом и количеством деталей. К тому же этот фильм можно назвать своеобразной профилактикой расизма. Описываемые десятилетия прошли в США под эгидой расовой нетерпимости, но здесь этого почти нет. Сам город, в котором разворачиваются события, напоминает знаменитый стереотип об американской мечте и доме с белым деревянным забором и газоном. Нравы Юга переданы в близком соответствии с историей и художественной литературой. Отдельного слова заслуживает работа гримеров. Хотя главные герои и так люди не молодые, со сменой времени их внешнему виду придавали необходимые изменения. Фильм получил множество наград, в частности четыре премии Оскар, а это говорит о многом. Прошло четверть века, Джессики Тэнди, исполнившей главную женскую роль, уже давно нет, но созданный ей образ, хочется верить, будет дарить улыбку еще не одному поколению зрителей. Великолепный семейный фильм, скепсис в отношении которого будет развеян уже после первых сцен, когда ваше внимание будет неизменно приковано к экрану за просмотром этой титулованной картины. 8 из 10
Мисс Дэйзи (Тэнди) - богатая, но очень вздорная леди, чей возраст со временем становится непреодолимой помехой для вождения автомобиля. Её сын Були (Экройд) присылает в дом нового шофёра - Хоука (Фриман). Мисс Дэйзи с пренебрежением относится к новому работнику, как впрочем и к любой прислуге, кроме проверенной временем Иделлы (Ролли). Однако, вскоре Дэйзи и Хоук сближаются и становятся друзьями на долгие 25 лет. Очень милый и такой непритязательный фильм, повествующий о дружбе, взаимоуважении, благородстве и простой душевности. Многие критики считают этот фильм банальным, шаблонным, а роль Фримана так и вовсе называют унизительной. Я с этим не согласен. 'Шофёр мисс Дэйзи' - это частный случай нашей с вами повседневной жизни. И дай нам бог везения однажды перейти от такого частного к такому же общему. Дружба между сварливой, склочной мисс Дэйзи и пожилым, повидавшим жизнь шофёром Хоуком базируется на двух основополагающих, по моему мнению, качествах для человека - доброте и честности, причём, прежде всего, к самому себе. Я часто встречаю людей, которые считают, что миром правит смелость, наглость, деньги или ещё что-то. Это тоже мнение, которое имеет право на существование, но я, к сожалению, а может быть и к счастью, достаточно наивен, чтобы соглашаться с Данилой Багровым в ответе на вопрос 'В чём сила, брат?'. Так что, если рассматривать фильм 'Шофёр мисс Дэйзи' с этой позиции, то найти в нём минусы будет крайне сложно. Идеальные актёры играют идеальные отношения. Но мы же все взрослые люди и прекрасно понимаем, что так не бывает. А жаль. Проблема расизма в картине, кстати, не поднимается вовсе, несмотря на всевозможные намёки, щедро рассыпаемые популярными интернет-порталами. Так что, напрасно не ждите, негров здесь никто унижать не будет, скорее наоборот. В-общем, если вы не прожжённый циник, если вы верите в победу добра над злом, если милые и приятные истории не вызывают у вас раздражения, то 'Шофёр мисс Дэйзи' - фильм для вас. 8 из 10