Хотя один из главных плюсов картины “Невидимая женщина” заключается в ее необычности и непохожести на другие фильмы этого жанра, это же, к сожалению, может кого-то отпугнуть при просмотре. Чего ждут зрители (а чаще зрительницы), увидев на постере девушку в пышном платье? Остроумия Джейн Остин, или мрачной романтики Шарлотты Бронте. Фильм Рейфа Файнса – это история любви писателя Чарльза Диккенса к молодой актрисе Эллен Тернан. Только вот сценарий не предлагает обычного набора ситуаций для костюмных мелодрам. “Невидимая женщина” берет на себя смелость быть реалистичным фильмом. Действие разворачивается так неспешно и молчаливо, что первую половину фильма не вполне ясно, что происходит между персонажами. Возлюбленные долго скрывают свои чувства; современному человеку трудно будет понять, почему и Эллен Тернан, и Диккенс, прекрасно осознавая взаимное притяжение, свою тесную связь, не говорят об этом. Поначалу им это и не требуется. Короткие моменты близости между героями глубоко трогают. “У всех есть секрет, наш секрет – это мы”. Фильм одновременно сдержанный и откровенный. Его преимущество – не в отточенных диалогах. Камера не только позволяет увидеть тонкую игру актеров, но и дает очень личный взгляд на героев; в молчаливом крупном плане лица или рук больше эмоций, напряжения, чувственности, чем в словах. Сцены на природе, в саду или на берегу моря, наполнены воздухом и тусклым светом; операторская работа захватывающе красива. Роскошные платья не только украшают кадр, но и отражают изменение характера героини. “Каждое человеческое существо представляет собой непостижимую загадку и тайну для всякого другого”. Фелисити Джонс впечатляет в роли Эллен Тернан; манера игры является взрослой и выразительной. Ее Эллен – умная молодая женщина, сохраняющая достоинство в самых непростых ситуациях. Рейф Файнс вновь удивляет нетипичной для себя ролью. “Невидимая женщина” не является подробной биографией; не перечисляя дат и фактов, Файнс отображает многогранный характер Диккенса. Он не идеализирует знаменитого писателя. Диккенс мог быть обаятельным, душой компании на людях, и невольно проявлял небрежность и непонимание у себя дома. При этом свои отношения Эллен Тернан и Диккенс оберегали с деликатностью и осторожностью. В обществе и литературе XIX века существовала твердая уверенность, что запретная связь порочна и дурно влияет на ее участников, взглянуть хоть на “Анну Каренину”. Легкими отношения Диккенса и Эллен Тернан не назвать. Однако этот фильм – доказательство, что в реальности запретность не довлеет над людьми. Диккенс в исполнении Рейфа Файнса сочетает в себе порядочность и свободу мысли. Рейф Файнс снял талантливое, гармоничное кино, единственной проблемой которого является поиск целевой аудитории. Кино, возможно, недостаточно очевидное для любителей мелодрам и слишком костюмное для ценителей арт-хауса. Эта картина может показаться скучной, но, если прочувствовать ее настроение, она раскроется и окажется значительно более романтичной, чем многие шаблонные истории. Это драма о глубоких, настоящих чувствах. Может быть, это фильм “не для всех”, но его стоит посмотреть. 8 из 10
Чтобы почувствовать этот фильм необходимо 'жить на страницах произведений Диккенса'. Но чтобы его понять, необязательно быть любителем «английского менталитета» или «английской литературы». Отбросьте все эти клише и просто растворитесь в просмотре. Так и Рэйф Файнс прочувствовал Диккенса дважды: как режиссёр фильма и как актёр. … Высокая трава, через которую Фелисити Джонс в роли Эллен пробирается к морю в начале фильма, пронзает сердце не меньше, чем бег отверженного ребёнка к надгробиям родителей в 'Больших Надеждах', когда в осенних пожухлых травах Пип встречается с каторжником, определившем его судьбу под Рождество у туманных печальных болот. Ведь если бы на вашу могилу пришел ваш несчастный ребенок, в слезах, забитый и голодный, или ваша возлюбленная, одинокая и отчаявшаяся умирала на ней, моля Время о милости, как Гонория умирала на могиле возлюбленного в 'Холодном Доме', - не была бы судьбоносная встреча с каторжником на кладбище исполнением Богом их неуклюжей молитвы о вас или вашей о них? Может быть, мир Чарльза Диккенса, растворённый и в море, и в болотных травах, и в сумеречном небе холодной Англии, и в трактирах, где дрожит от холода отчаявшееся одиночество, отражаясь причудливой надеждой в странных лужах на мостовой в миллионах ноябрей, - так отвечает и им, и нам, ибо он милосерден? И тогда пророческие слова, которые писатель посвящает возлюбленной, озаряют нас своим истинным смыслом: 'Вы - часть моей жизни, часть меня самого, вы в каждой строчке, которую я прочёл с тех пор, как впервые попал сюда, вы - везде и во всём, что я с тех пор видел, на реке, в парусах кораблей, на болотах, в облаках, на свету и во тьме, в ветре, в море, в лесу, на улицах, вы - воплощение всех прекрасных грёз, какие рождало моё воображение. Эстелла, до моего последнего вздоха вы останетесь частью меня, частью всего, что во мне есть хорошего, сколь мало бы его ни было, и всего дурного'. Эти слова могли бы исцелить и душу её приёмной матери, - мисс Хэвишем, - из «Больших Надежд», - и это, вероятно, ключ к пониманию произведений Диккенса. И последняя сцена фильма, когда взгляд Эллен будто безмолвно кричит нам те же самые слова о том, что 'ты - во всём, ты - весь мой мир', - не разгадка ли всего повествования, которого мы были свидетелями? Английская сдержанность убедительнее и неотвратимее жестокости века 20 или скептицизма 21. Даже сериал 'Диккенсиана' снят по-английски строго, и даже там, где так блистательна игра Софи Рандл в роли Гонории и великолепна игра Таппенс Мидлтон, известной как Райли Блю в '8 чувстве' и как Элен Безухова в 'Войне и Мире', - в роли мисс Хэвишем, - это всё, что только и смогли себе позволить создатели. Не удивительно, что поклонниками фильма «Невидимая Женщина», прежде всего, стало фэн-сообщество писателя, которое существует и по сей день. Те самые люди, которые прожили свои жизни, будто сойдя со страниц его произведений, и время и расстояние не разлучили их ни с писателем, ни друг с другом. В мире безбожников, который нам, тем не менее, показывает Диккенс прекрасным, загадочным, романтичным и полным надежды, в жестоком мире 19 века, мире 'Отверженных' и 'Униженных и Оскорблённых', - кто бы ещё мог так увидеть Красоту? У Достоевского всё слишком болезненно, и нам достаётся только имитация Веры, потому Бога у нас затёрли и отняли ещё в школе серые «князья Мышкины», у Гюго же всё слишком эпично. Диккенс - пишет о возможности Неба на Земле, и хотя его произведения полны и бесконечной скорби, и непостижимого молчания моря, они растворяют читателя в щемящей сердце безбрежной Красоте. Так до чего же нужно чувствовать эту Красоту, любить эту Литературу, любить так, что это причиняет тебе боль! Так, может быть, и Эллен когда-нибудь суждено обрести надежду и спасение от безнадёжности? Пусть даже через обычных людей, полных, как и вы, горя и греха, как когда-то эту надежду нашёл Пип?.. Наверное, потому настоящая Литература поистине волшебнее Жизни, а Слово воистину сакрально. В нём всегда есть и будет неразгаданная тайна, которая отодвигает даже смерть, как недописанная книга тайной жизни человеческой останавливает бег времени и нет в ней той 'обречённости писателя', о чём праздно болтают критики и по сей день, а есть только бессмертие и, возможно, разгадка всех тайн эдвинов друдов, сколько бы их ни было на свете? Не о том ли и Эллен говорит с загадочным диккенсовским стариком на берегу? Во время просмотра фильма мне вспомнился и 'Чёрный Дом' Стивена Кинга: двое главных героев, один из которых жил не столько здесь, сколько в Неведомом, в Долинах, специально собираются вечерами читать вслух потрясающий 'Холодный Дом' Диккенса, и не могут справиться с чувствами от прочтения, прибегая к помощи виски... И нужно быть Эллен, быть безнадёжно влюблённым в мир Диккенса, чтобы хотя бы чуть-чуть заглянуть в его Неведомое, как в Долины Кинга, как в Террабитию, как в Нарнию Льюиса, чтобы когда-нибудь пройти через туманы и болота Англии к Высшему, Неведомому здесь миру, который оставил нам писатель. Так героиня 'Тринадцатой Сказки' Сьюзан Сеттерфилд Вида Винтер обращается за помощью к журналистке из невидимого братства Диккенса, Джейн Остин и сестер Бронте, чтобы получить умиротворение, которое она искала всю свою жизнь. … И Эллен вечно бежит к этому морю, где разлита душа Диккенса, а Эстер в 'Холодном Доме' в метели бежит и бежит за матерью, стремясь любой ценой остановить, отменить неизбежное и вырвать из его когтей леди Дэдлок... Возможно, другие фильмы по произведениям Диккенса или фильмы и книги других авторов о том же самом смогли передать это и сильнее, и глубже, а методы и способы подачи этого Невыразимого у кого-то получились мощнее, но в фильме есть то самое Волшебство, которое было в жизни и творчестве самого писателя, и потому советую вам не пройти мимо, - ведь, в сущности, он описал вам - вас же самих, ваше волшебство, вашу любовь, ваше неведомое и ваши надежды на нечто большее, ведь и правда: «Каждое человеческое существо представляет собой непостижимую загадку и тайну для всякого другого», а предназначение писателя в том, чтобы укрепить и утвердить ваше право на это, право на самого себя. Не потому ли великие писатели часто для нас - самые близкие люди, ближе друзей и возлюбленных, - ведь они говорят с нами на языке нашей собственной особенной правды? 9 из 10
Очень атмосферное и очень английское кино про очень английского писателя Чарльза Диккенса и его любовницу. Костюмы, за которые фильм был номинирован на Оскар, действительно красивые. И вообще я люблю костюмированные фильмы в духе Джейн Остин и Шарлотты Бронте. Но вот сама история - хоть её и одухотворяют, и превозносят, и 'волшебизируют', всё равно остаётся историей о любовниках. Я не сужу такое, ибо каждому своё, но держусь подальше от идеализации таких отношений. Я считаю, что надо сильно себя не любить, чтоб ждать мужика у окошка, когда он соизволит тебя навестить пару раз в неделю (выходные и праздники исключаются естественно), даже если он - самый умный и интересный человек во всей Англии, знаменитый писатель при большом состоянии. Насчёт игры - Рэйф Файнс меня внешне сильно отталкивает, поэтому даже не могу нормально судить его игру, а вот Фелисити Джонс очень уважаю после 'Теории всего', здесь она единственная радовала глаз мне. Файнс также является режиссёром, а именно к этой части у меня претензий нет, ибо всё в лучших традициях Англии, поэтому, в целом-то, он молодец, это просто я очень предвзята. Смотреть любителям Англии, костюмированных фильмов, ну, и историй любви. 7 из 10