Территория: отзывы и рeцензии

Yngwe
Yngwe2 мая 2025 в 04:35
У нас разучились снимать производственные драмы и приключенческое кино? Не верю

Меня, человека, прожившего на Чукотке 10 лет, этот фильм навел на несколько простых социологических наблюдений. Первое. Современные жители России не знают своей страны. Просто – не знают. Именно этим, видимо, объясняется пристрастие авторов картины к любованию красотами крайнего Севера в ущерб общему драматизму и динамике повествования. При этом нет чувства, упоения этой невероятной природой, либо умения это чувство передать. Банальнейшая вещь — показать, передать свободу и одиночество человека на просторах гигантских пространств. Однако в «Территории» это превратилось в шаблон. Драму автор превратил в визуальный туризм. Причины такому положению две. Это отмена советской системы распределения кадров и людоедские тарифы на авиа- и прочие билеты. Пожить бы всей съемочной группе месяца три на Чукотке, где-нибудь с сентября по декабрь, может и результат был другим. И сразу бы стало понятно, где и что — фон, а кто – герой. Второе. После распада СССР в России совершенно не умеют снимать производственные драмы. И это в стране, где этот жанр в свое время был чуть ли не изобретен («Стачка» Эйзенштейна)! Боятся рабочего класса? Наблюдать за возней геологов в тундре в поисках золота не то что неинтересно, просто непонятно. На кой черт? В чем пафос всей истории? В капстране сняли бы образцовую приключенческую ленту о поиске золота и личном обогащении, и последующем за этим счастье героя. Ну а здесь зачем? В чем подвиг-то? Работают и сейчас старатели, золотоискатели, геологи. Работают за деньги и немалые. А ведь дело было (в оригинальном романе Куваева) в конце 40-х – начале 50-х годов, в конце кровавой и героической эпохи, жив ещё был генералиссимус, страна поднималась из руин после главной войны человечества. Каков исторический контекст, сколько простора для фантазии и создания атмосферы общего дела, общей судьбы, единства всей страны, трудового энтузиазма! В чем смысл всей картины, если это не приключенческая история? Показать тот самый энтузиазм (а он имел место, несмотря на все изъяны СССР)? Этого нет. Рассказать об опасностях и подвигах? Размазано кучей деталей и сцен. Жаль, всё могло быть иначе. Видимо, главная причина неубедительности фильма в том, что снимался он в совсем иные времена в стране, где главное не общность судеб, а банальный баблоцентризм, помноженный на радикальный индивидуализм. Куваев же писал в стране, где для многих людей реальным фактором мотивации была простая любовь к своей Родине, да ещё и отстоянной такой кровью и трудом. Энтузиазм. В фильме этого не передано. Ноль эмоций. Мне уже не раз доводилось писать о том, что наши элиты панически боятся всего, что связано с воспеванием труда. Творческие – в том числе. Закадровый текст «в исполнении» переписанной Мельником роли журналистки (у Куваева она – эпизодический персонаж), читаемый отстраненным голосом Кутеповой – тоже провал. Тон актрисы таков, будто она читает сказку на ночь, а не исполненную драматизма и опасности историю. Да, в книге она скорее негативная героиня. Вместо любви к родине тут есть уже помянутые мной любование красотами, а также попытки вписать в фильм с историко-литературной подоплекой современные масскультные штампы. Таким является история с Кьяе, чукчей-оленеводом, которого создатели фильма попытались изобразить эдаким «восточным мудрецом». Неубедительно. Актерская игра – одно из главных слабых мест. Кроме Лавроненко почти ни одного попадания в роль. Да и Лавроненко играет слабо. Бероев, похоже, испугался переиграть. Не похож Бероев на геолога-полярника, и все тут. Интеллигентный хлюпик, невесть каким образом оказавшийся на краю земли, где первый снег выпадает в сентябре. Подытоживая: спасибо за напоминание. Мне – о месте моего детства, остальным зрителям – о красоте и мощи природы России. Кажется, это единственное хорошее, что можно сказать о фильме.

nocive
nocive2 ноября 2015 в 09:54
Территориальная недостаточность

Необъятна земля российская, причем чем дальше от столицы – тем необъятнее. И полна она богатствами несметными, но отдает их неохотно и только тем, кто готов и жизнь свою за них положить. О таких – настоящих и суровых, отважных и бескомпромиссных, самоуверенных и сильных духовно и физически – фильм Александра Мельника. Загадочная Территория – это геологоразведочный район на Чукотке, такой первозданный, что у него и названия толкового нет. На Территории добывают сугубо техническое олово, но ходят бередящие душу слухи о том, что где-то должно, просто обязано быть золото. Московское партийное начальство, которому верить в метафизическую «чуйку» по должности не положено, намерено закрыть разработку района, но несколько энтузиастов (и отчасти романтиков) готовы на все, чтобы найти драгоценный металл. Завязка пришлась бы впору приключенческому блокбастеру, но режиссер сделал выбор в пользу медитативной драмы, к которой очень хочется добавить исконно советское определение «производственная». Тягучая и неспешная (чтобы не сказать занудная), «Территория» отражает ситуацию в российском кино в целом, причем здесь, как в бородатом анекдоте, есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая в том, что отечественные кинодеятели совершенно перестали пугаться большого размаха и не мельчат даже в жанровых фильмах. Огромный бюджет был потрачен не впустую: в Сибири специально для фильма построили поселок геологов, ответственно подошли к воссозданию атмосферы ранних шестидесятых в костюмах и бытовых мелочах. Масштабные натурные съемки поражают величием – и просторов, и операторского мастерства. Фильм снят на совесть и с искренней любовью к стране, что в современном отечественном кинематографе встречается, мягко говоря, нечасто. При этом, несмотря даже на внушительный список благодарностей всем от глав сибирских поселений до самого ВВП, «Территория» не выглядит заискивающей ура-патриотической агиткой. Хочется верить, что Мельник обратился к подзабытому роману Олега Куваева в поисках новых – мирных, а не военных – поводов для национальной гордости: его герои должны бы вдохновлять своей верой – в себя и в поставленную цель, ту, что выше, чем жизнь. Вдохновлять должны, но не вдохновляют. И в этом, собственно, состоит плохая новость. Очевидно, что создатели «Территории» подошли к съемкам серьезно и с самыми благими намерениями, поэтому искренне обидно, что результат неимоверных усилий напоминает просмотр отпускных фото: вот я тону в реке, вот мой друг нашел гору киновари, а вот другой сломал обе ноги, добираясь к нам на лыжах. Фотографии восхитительно хороши, но сами «отпускники», кажется, уже не помнят, что их привело в эти удивительные места и вдохновляло их перемещения. Когда детали подзабыты, рассказ о прошлом часто становится банальным, вот и герои фильма напропалую сыпят общими местами, только, с поправкой на величие замысла, немыслимо пафосными. Вдвойне досано, что изрекают эти низкопробные сентенции талантливые и именитые актеры, в других работах доказывающие, что слухи о смерти русской школы все-таки несколько преувеличены. Собрав замечательный ансамбль, Мельник со своей стороны не смог предложить хоть сколько-нибудь внятного игрового материала. Спору нет, тяжеловесный роман Куваева плохо поддается экранизации, и первую версию фильма, вышедшую в 1978 году, тоже нельзя назвать особенно удачной. Однако сама идея романа обладает мощным драматическим потенциалом, и внятная режиссура с четкой авторской позицией вполне могла бы добавить содержательной динамики и существенно усилить первоисточник. У Мельника же сюжеты сыплются, как звезды с августовского неба, новые герои (по причине всеобщей бородатости очень похожие на старых) возникают из воздуха и в нем же растворяются, не сказав и пары слов и даже не представившись. Смерти и рождения для режиссера значат не больше, чем даты в производственном календаре, и даже долгожданная встреча с золотом, которой впору бы стать катарсисом, снята как проходной эпизод и заставляет крепко задуматься о том, что именно такое равнодушие к своим героям и есть самый тяжкий грех любого автора. Среди множества территориальных жителей есть один безусловно запоминающийся – самовлюбленный геологоразведчик Гурин (в замечательном исполнении Евгения Цыганова) с замашками пресыщенного декадента, который всю дорогу вдохновенно несет невообразимую, но очаровательную ересь. Он советует главному герою, как раз предсказуемо дошедшему до стадии отчаяния в поставленной задаче, писать отчет о геологоразведке как роман, описывая не столько породы, сколько свои ощущения, и больше полагаться на интуицию. Жаль, что Мельник пренебрег фактически своим же мудрым советом и вместо приключенческого романа снял муторный двухчасовой отчет.

ДК75
ДК752 июля 2015 в 02:09
Не бывать чёрным дождям...

Даю предельно высокую оценку фильму Территория. И не только потому, что сам геолог, не только потому, что уже много лет тружусь на Крайнем Севере и работал на плато Путорана, даже ходил ногами там, где непосредственно снимали некоторые сцены о полевой жизни геологов. Не только потому, что мне лично знаком и близок каждый герой фильма по реальной жизни. Не только потому, что у меня, в отличие от большинства других зрителей, пробегал холодок по коже от удалений, на которых работали полевые отряды, так как, наверное, я один из немногих понимал какие небольшие шансы выжить у одного человека или небольшой группы людей в таких условиях при любой ошибке или ЧП. Несмотря на свои сорок лет, я уже обидно много похоронил погибших в поле товарищей и коллег. Да, всё, что показано в фильме, полная, достоверная и непререкаемая правда о жизни геологов. Правда, показанная наиболее верно и максимально рельефно. Возможно, после Территории фильмы про геологов снимать больше не будут — всё уже сказано. Но главное не в этом. Основная миссия фильма в другом. Выходя за профессиональные рамки (а ведь в фильме показаны люди самых разных профессий, не только геологи) можно со всей уверенностью заявить, что работая только ради финансового или любого другого благополучия невозможно быть счастливым или чувствовать себя хоть в какой-то степени удовлетворённым жизнью. Это прекрасно понимали наши великие отцы и деды, изучавшие основы марксизма со школьной скамьи. Мы об этом немного подзабыли, за что и расплачиваемся уже больше 20 лет. И будем дальше недовольно пенять на свою мизерную зарплату, дорогую машину соседа или шикарную квартиру однокашника, если не обратим внимание, что не это главное. Может, пора уже вспомнить, что делает нас счастливыми? Между прочим, сейчас геологическая отрасль отнесена к сфере обслуживания, куда-то между общепитом и парикмахерскими. Министерство геологии упразднено. Отрасль полностью переведена на капиталистические рельсы и местами напоминает игру в напёрстки, когда лопухам-заказчикам, объясняют, что нужно заплатить за то, за это, а потом ещё за что-то, и в конце выдают отчёт, переполненный специальной терминологией и абсолютно пустой. Оставшиеся геологи с фигой за спиной или со слезами на глазах самозабвенно вешают лапшу на уши потенциальным заказчикам, лишь бы пройти ещё один-другой маршрут, решающие чрезвычайно важные для страны задачи, не замечая, впрочем, что нет уже той страны и задачи у всех теперь другие. Конечно, единичный фильм не повернёт время вспять, да, по-видимому, этого и не нужно. Но всё-таки, если он появился, значит, не зря в СССР воспитали несколько поколений на высоких идеалах простого советского человека, раз эти идеалы просвечивают даже сквозь грязь нашей теперешней повседневности. Значит, что-то от совков, победивших фашизм и отправивших первого человека в космос, в нас осталось. Значит, есть ещё надежда, что «чёрным дождям» в будущем не бывать.

botyaslonim
botyaslonim19 апреля 2015 в 06:19
Естественный повод для гордости

Буду краток: фильм потряс. Действия происходят на Таймыре. Люди авантюрного, как кажется, склада ищут золото для страны. Принято думать, что Россия богата природными богатствами, поэтому просто копай землю, продавать на Запад и покупай айфоны. Кино про то, как именно эти богатства России достаются, какими подвигами, для обычного горожанина - так просто самоубийственными поступками. Мы как-то подзабыли, что освоение Сибири, Севера - то, чем нам тоже надо гордиться. Фильм естественным образом к этому подводит: вот дядя Костя, он брал Вену в 45-м, а теперь тракторист, вот по радио сказали о полёте Гагарина, а команда ждёт результата разведки Территории. Один ряд. Но довольно пафоса. Тем более что в фильме, к огромной заслуге режиссёра, его нет. Никто не читает мораль и не рвёт рубаху 'за наших людей'. Но снято так, что ты не можешь не гордиться этими людьми, своим народом после просмотра. Многие зрители не уходили из зала, пока шли финальные титры, и на экране показывали старые семейные фотографии простых трудяг, северян. И я стоял, зачарованный, наивно надеясь, что промелькнёт фото и из моего семейного альбома: например, папа и вертолёт (автор этой рецензии сам, сын лётчика, прожил на Таймыре 7 лет). К безусловным, объективным заслугам создателей фильма следует отнести великолепную операторскую работу, сильную, но без 'ушей Великого Автора' режиссуру, отличную, далеко за гранью 'верю!!' актёрскую работу. Подбор актёров: нет смазливых ботоксных лиц, кочующих из фильмов в сериалы и обратно. Роли второго плана просто великолепны. Режиссёр обошёл все пошлые штампы - в фильме нет 'за запаха тайги', 'комсомольского огня в глазах', 'свирепого политрука' и прочего мути, успешно перекочевавшей из милых советских фильмов в современные 'о стране, которую мы потеряли'. Создатели фильма перенесли своего зрителя из уютного кресла в центре Москвы, с её бентлями, шлюхами, прокурорами и потребительством (о котором, кстати, так неожиданного и точно для 1960 года - времени действия фильма - говорит Гурин!) туда, за МКАД, на Восток, на зов восходящей над соснами Луны. Фильм 'советский' в самом лучшем, высоком смысле: как по уровню поднимаемых вопросов, так и по уровню исполнения произведения. Фильм о Мечте и о людях, которые ею жили. Сейчас многие из них - простые пенсионеры, осевшие на 'материке' (так говорят о не-Северной части России на северах). А тогда они были просто - скромные советские Титаны, державшие свод нашего общего благополучия на своих плечах. Держали и курили 'Беломор'. Самая искренняя благодарность всем создателям и спонсорам этой Картины!

kinoubiytza
kinoubiytza18 июля 2015 в 19:40
Глоток свежего воздуха

Начну с того, что перед просмотром я слабо себе представлял что за фильм мне предстоит увидеть. Единственное, что было известно - кино про геологов. Это вызывало большой интерес, так как сам к последним имею некоторое отношение. Вместе с тем имелись опасения, что фильм будет очередной мелодрамой или супербоевиком (а может и тем и другим вместе), для которых тема геологии послужит лишь красивым фоном. К счастью эти опасения не подтвердились, и я увидел действительно новое, несколько необычное для нашего коммерческого кино произведение. Последний тезис видимо нуждается в пояснении. Впервые на моей памяти на российский киноэкран вышел фильм, воспевший рабочего человека. Не мента или бандита. Не олигарха и офис-менеджера. Не провинциальную 'золушку'. Не бездельника и хулигана. Не военного (честь им и слава). Не отдельную историческую личность. А рабочего человека - людей, в мирное время закладывавших своим трудом основы благополучия экономики нашей страны. И это, на мой взгляд, даже важнее того, что фильм снят именно про геологов. Такой фильм нужен был как глоток свежего воздуха нашему кино, и он мог быть снят про шахтеров или сталеваров, строителей или труженников села. К сожалению, многими он будет не понят и не оценен. Потому что 'Территорию' нужно прочувствовать. Это фильм-эмоция. Несмотря на то что он имеет в своей основе конкретное литературное произведение. Его нельзя смотреть просто перебирая в уме ниточки сюжетных линий. Для этого лучше посмотрите какой-нибудь сериал. А суть 'Территории' в ее эпиграфе. Это фильм-ода трудовому подвигу наших родителей. Все остальное в сущности мелочи. Конечно, у специалистов-геологоразведчиков найдутся претензии к показанным деталям рабочего процесса. На мой взгляд, впрочем, все достаточно правдоподобно. Опять же фильм - это не руководство к проведению геологоразведочных работ. Куда важнее то, что он поднимет в обществе утраченный интерес к теме геологии. Что же до сценария, съемок, актерской игры - все на высоком уровне. В фильме показан целый калейдоскоп сильных, интересных, живых характеров. Те кто считают, что они недостаточно раскрыты, опять же советую вернуться к просмотру трехсотсерийных телесериалов либо же включить мозг, конкретно фантазию, и многое додумаете сами. Великолепные съемки. Замечательный музыкальный ряд. Советую обязательно смотреть всем.

Dimitriy01
Dimitriy012 июня 2015 в 21:21
Повесть о настоящих «суперменах»

Где-то на середине просмотра мне подумалось, что я впервые вижу фильм из XXI века, который могли бы снять в Советском Союзе. Так и вышло – 'Территория' оказалась достаточно известной в прошлом историей, впервые экранизированной ещё в 1978 году. Новая версия получилась несравненно лиричнее: стихотворения о любви, прекрасная сцена свадьбы на берегу Ледовитого океана и бардовские песни пронизывают ткань фильма, не говоря уже о роскошных панорамах нетронутой природы Севера. Ну в какой ещё стране на Земле в рассказе о поиске золота будет уместной поэтическая строка, обращённая к любимому во время разлуки: 'Тебя любить – в пустыне воду глотать, не утоляя жажды'?! Герои фильма жаждут любви, потому что она хранит в себе великую тайну. Они жаждут новых открытий, чтобы стать причастниками тайн природы. И им не обойтись без жажды трудностей и опасностей, потому что только так можно открыть тайное в себе. Это жажда всего, кроме собственно, золота. Ну какая тайна для геолога в уже добытом куске жёлтого металла? Лишь тот металл ценен, что ещё таится за слоями гранита. Только скрытый, он пробуждает в тебе творческую силу предвидения и заставляет писать геологические романы. Видимо, именно эта потрясающая логика собирала вместе лучших из лучших (как иронично говорят в фильме, суперменов) в местах, подобных Территории. Раскрытая тайна, оформленная песком и самородками, уйдёт на большую землю. Туда, откуда сбежали супермены, встревоженные, как выразился 'предпоследний авантюрист' Гурин, 'всеобщим забалдением'. Приобретением того, в чём нет и не может быть тайны – квартир, машин и тряпок. 'Хочу дожить до глубокой старости – посмотреть, чем всё это закончится', – эти страшные сейчас слова написаны в 1973 году. В фильме Гурин произносит их в 1961-м. В том году, когда все супермены Территории смогут ощутить не просто гордость, а внутреннее родство с человеком, познающим тайны природы уже на новой, внеземной территории. 'Всё это происходило в другом веке и на другой земле', – резюмируют создатели картины. На земле, где, верилось, не бывать уже чёрным дождям... 9 из 10

C_B_J
C_B_J1 июня 2015 в 11:46
Потрясающий фильм. Потрясающая красота. Потрясающие съемки

Потрясающий по своей зрелищности и реалистичности фильм, думаю, стоит посмотреть всем. Хотя бы для того, чтобы узнать о той красоте, которой богата Россия. Природа Севера настолько разнообразна, богата и фантастически красива, что начинаешь сомневаться в том, что это все реально. Легендарное плато Путорана, где и снимался фильм и где проходило все действие, на протяжении многих лет манит путешественников – это свой мир, насыщенный буйством красок, наполненный не только красотой, но и опасностью, подстерегающей неопытного туриста на каждом шагу. «Территорию» следует смотреть на большом экране, чтобы прочувствовать все тонкости природы и насладиться удивительными пейзажами (эх, повезло тем, у кого гигантские телевизоры на полстены). Кто ждет от «Территории» потрясающего экшена, столь любимого киношниками сегодня, останется не удовлетворён: фильм снят в русской манере и демонстрирует сложность человеческих отношений, рассказывает не только о самой природе и работе геологов, но и о их жизни, пусть и вкратце, но тем не менее ярко описывая каждого персонажа. Вот непреклонный Илья Чинков – требовательный и жесткий. Он пропускает мимо ушей приказы вышестоящих чинов и идет к своей цели ради блага страны. Вот Андрей Гурин – геолог-одиночка и вместе с тем прожженный философ, почти каждой своей фразой вводящий в смятение и не упускающий возможности пройтись этаким фраером-павлином рядом с привлекательной девушкой. А вот Сергей Баклаков – упертый и отчаянный храбрец, в одиночку покоряющий просторы плато и несгибаемо идущий по приказу шефа. А ведь еще здесь есть Владимир Монголов и старик Кьяе, Кефир и дядя Костя, Салахов, Тамара, журналистка Сергушова и многие-многие другие, без кого «Территория» потеряла бы ту самую искорку русской души и встала бы в один ряд с серыми картинами. Каждый персонаж фильма – как очередная глава. Нет, даже не глава, а отдельная книга – смотришь, листаешь и понимаешь, что перед тобой не наивная девица, приехавшая на Север в поисках приключений, не избалованный жизнью красавчик в очках, не самодовольный ученый, решивший снова покорить природу, а человек, имеющий цель… «Территория» богата не только этим, но и звуковым сопровождением – песни, музыка, стихи – все очень гармонично вливается в картину, дополняет ее, превносит свои характерные особенности, отчего просмотр становится все более завораживающим. Чего только стоит «Баллада о детях Большой Медведицы» - очень красивая и жизненасыщающая песня… Порадовал тот факт, что «Территория» снята по советским лекалам – очень импонируют сцены с ребяческой радостью обветренных лютым морозом мужиков в связи с полетом Юрия Гагарина в Космос. Сразу вспоминаются старые добрые картины, где каждый обнимал каждого, а общий дух был настолько высок, что сломить человека не смог бы никто и ничто. А если свадьба? – обязательно с размахом, да с таким, что запомнится навсегда! Есть приказ правительства? – надо выполнять. И точка. Не важно, чего это будет стоить. Это – здорово. Смотрел «Территорию» с восхищением и крайне не согласен с теми, кто говорит, что фильм – на один раз. Зрелище эффектное и потрясающее. Спасибо создателям и актерскому составу за кино, снятое в нечеловеческих условиях. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. 10 из 10

Come On Closer
Come On Closer26 апреля 2015 в 13:15
Здесь вам не равнина - здесь вам не тут.

Стартовав в российском прокате горсткой предпремьерных показов и последующей категорически положительной критикой, «Территория» Александра Мельника рисковала стать главным кинособытием года в отечественном синематографе, объединив в себе красивые съёмки бескрайней природы крайнего севера, занимательную жизнь геологического общества и целую россыпь актёров различного таланта и качества. Подкреплял веру в успех любопытный, пусть и бестолково-банальный трейлер, что громкими речами и ещё более громкой музыкой вещал о грядущих приключениях и масштабностях. Не оставляли сомнений в шедевральности новой картины Александра Мельника и вступительные титры, что оказались на редкость симпатичны и оригинальны. Но, где-то с окончанием таковых случился некоторый сбой, когда в игру вступил ржавый голос рассказчицы, что будет преследовать зрителя до самого конца фильма, и с которым возложенные ожидания начали постепенно рушиться. Вступая серой и безразлично-снятой сценой партийного собрания геологов, режиссёр фильма знакомит зрителя с главным героем фильма – убер-геологом Ильёй Николаевичем (Лавроненко), что немногословен и суров, неубедительно бородат, но бесконечно компетентен в вопросах поисков и добычи золота. Главным вопросом сходки является некоторая территория площади, что именуется просто «Территорией», и, несмотря на многочисленные и многолетние экспедиции так и не обогатила советский союз ни золотом, ни нефтью, а потому должна отправиться в игнор, дабы партия не тратила ресурсы впустую, взамен «Территории» переключившись на более привлекательные районы. Но Лавроненко шлёт партийных крыс лесом, «Территорию» сдавать отказывается и с утроенной силой отправляется на новые поиски жёлтой нефти, пересекая горы рек и равнины озёр, свято веря в свою правоту, счастливую звезду и большую медведицу, которой, в частности, будет посвящена даже цельная песня. Так в фильме происходит знакомство с «Территорией», что необъятна площадью, скверна погодами, скупа драгоценными металлами, но живописна пейзажами, на фоне которых немногочисленные геологи незначительными муравьями на бесконечных просторах тщетно пытаются эти самые драгоценные металлы раздобыть. Собственно, примерно в тот же момент вступает в действие обладательница того самого голоса, что будет вещать смотрящему о чувствах героев на протяжении всего хронометража, лиричным словоблудием заполняя пустоту в душе зрителя, возникающую при любовании бескрайними просторами жестокой красоты северной природы. Территория вообще очень легко делится на две части, существующие параллельно друг другу. В одной – происходят удивительные по красоте съёмки, где камера многократно по кругу облетает наиболее живописные места, где одинокие геологи совершают смертельно-опасные путешествия, а невнятный голос за кадром вещает сомнительные философствования. В другой части показан скучный быт геологов, что собираясь на базах, всему остальному предпочитают многозначительное молчание, не имея при себе других аналогов золота, лишь изредка отвлекаются на вялые и мёртвые диалоги, никак не влияющие не развитие сюжета, потому как развития у такового нет вообще. Лишь Евгений Цыганов бесконечно и навязчиво болтлив, что разговаривает за всех молчунов вместе взятых, будучи уверенным в том, что людям он интересен. Хотя по факту вызывает тотальное раздражение своими нелепыми рассуждениями о всяческих забалдениях, эпохах приобретателей и прочей контркультурной ереси, а так же исключительной неспособностью к молчанию, вероятно, потому что инженер, а стало быть, и золото не в приоритете. Впрочем, несмотря на отличный подбор актёров, с актёрами на самом деле в фильме таки беда, потому как кроме Добрыгина и отчасти Фёдорова, которого непростительно мало при более чем обаятельном персонаже, едва ли отыщется хоть один достойный образ. Потому как Лавроненко и Бероев оказались не в состоянии сыграть суровость, оказавшись на удивление аморфной и безэмоциональной мебелью с набором шаблонных фраз и не менее шаблонных гримас. Остальные немногочисленные персонажи, если и запомнились, то так же незначительно, ввиду своей бесполезности в фильме. Разве что хранители севера получились более чем отлично, поскольку были весьма естественны в обозреваемой среде, да Бог Огня, который, несмотря на избитый типаж юродивого наркомана и сомнительный позывной, оказался хорош своей печальной и трогательной историей. Излишне увлекаясь шикарными съёмками северных красот и туристической романтикой с повсеместным гнусом и уютными вязаными свитерами с высокой шеей (разве что вместо гитары – гармошка), Александр Мельник забывает или не желает давать сюжету развития, оставляя большее время фильм топтаться на месте, для разнообразия периодически меняя локации пребывания актёров, но, не связывая их ничем, кроме как принадлежностью к одной и той же организации. Сопровождает сие, пока не звучит голос рассказчицы, очень громкая и красивая, но опять-таки однообразная музыка, один из клавишных мотивов которой используется настолько часто, что приедается уже к середине фильма, но продолжает звучать до победного конца. Как итог, «Территория» оказывается сомнительным альманахом неинтересных историй из жизни геологов, связанных между собой полярной соплёй невнятного сюжета, происходящих на фоне удивительных красот, но будем честны с самими собой: не нужно обладать каким-то исключительном талантом, чтобы снимать актеров на фоне дикой природы и бескрайних просторов, тем более на протяжении полутора лет, когда эту дикую северную природу снимают регулярно и повсеместно уже долгое время, где таковая природа есть, но не выдают съёмки за художественный фильм (к слову, есть множество телеканалов, например, «Глазами туриста», где подобной красоты навалом и через край, а главное отличие от «Территории» – лучшее качество съёмок и настоящие снегоборцы вместо актёров, изображающих из себя геологов). Конечно, быть может не понять нам, живущим в квартирах, красоту настоящего мира, но и «Территория» едва ли сойдёт за самодостаточный художественный фильм, в котором вся прелесть исчерпывается красотой природы, в противовес, имея невнятный сюжет, полторы достойные актёрские работы, безобразные диалоги и ещё более безобразные монологи, отчего золотоискателям регулярно хотелось напомнить, что молчание – золото.

LexM
LexM19 апреля 2015 в 13:46
Discovery Channel Russia

Фильм ждал достаточно давно, увидев трейлер. Засматривать другие трейлеры и репортажи не стал, дабы не портить впечатление от будущего просмотра. Святая троица Как оказалось, в фильме нет целостности сюжета, а есть отдельные истории про второстепенных персонажей, связанных троицей Чинков-Монголов-Баклаков. А характеры второстепенных персонажей этих историй крайне не раскрыты. По паре предложений от них, которые должны были бы как-то зацепить. Но за 3 часа фильма конкретно подзабываются, и какого-то переживания за персонажей нет и в помине. Многие сцены смотрятся вообще лишними. Например, внезапная свадьба Монголова, про невесту которого весь фильм не было никакой речи. И тут оп…свадьба. Я вообще подумал сначала, что он женится на той, которая весь фильм якшалась то с Баклаковым, то с Гуриным. Эти и без того обрывочные сцены смотрятся ещё более обгрызанными из-за кучи недосказанностей. Например, после того, как жена Монголова с дядей Костей провалились под лёд, можно было бы показать, как их собирались искать, или хотя бы малость расстроенного Монголова, но нет…наверное, 3 часов экранного времени не хватило. Или, например, куда убежал Кьяе, когда оставил Гурина со сломанными ногами: или за помощью, или обратно к себе…непонятно... Позабавил Баклаков: - Как будешь перебираться через реку? -Надо на неё посмотреть. А он не мог сразу ответить:«Вплавь, конечно»..? Также, видимо, он не знал, что лазая через сибирские реки, может заболеть. Про Чинкова сказать особо нечего, кроме как, назвать его Мистер Пафос. Доля пафоса или Территорию я вам не отдам Актёрская игра, конечно, значительно лучше, чем в российских сериалах, но далеко не фонтан. Постоянно чувствуется, как актёры отворачиваются от снимающей их камеры и говорят свои реплики в сторону, следуя главному правилу актёров – не смотреть в камеру. Речи Монголова и Чинкова можно буквально разбить на отдельные пафосные фразы, стабильно расположенные в течение всего фильма без какого-либо эмоционального разнообразия, которые можно было отдать и другим персонажам без потери какой-либо смысловой нагрузки. На следующий день из воспоминаний о них остаётся только брутальная борода. Музыка хороша, особенно основной саундтрек. Он идеально соответствует фильму: грустный, эпичный и т.д.. Но вставлять его постоянно, как только заканчиваются диалоги – это совсем не дело. К сценарию это не имеет особого отношения, но если углубиться в суть, то интересно, что в голове у главного героя, когда он говорит: «Территорию я вам не отдам». Он как и другие любит эти места, про что дважды закадровым голосом говорится в начале и конце фильма. Хочет казаться, что это «не отдам» значит, что для него главное - оставить эту красоту нетронутой. Но нет. Он хочет найти золото, чтобы Территорию потом во время добычи партия перекопала вдоль и поперёк. То есть Территорию он отдаст да ещё как. Высокие технологии После первого получаса начинает раздражать однообразный принцип съёмки: сверху и по кругу вокруг центрального объекта с радиоуправляемого квадрокоптера. И ладно бы…но чувствуется, что монтажёр потом просто не мог выбрать, какой ракурс лучше. И поэтому решил не выбирать, а просто склеивать всё подряд. Как в старых Голливудских фильмах, когда взрыв показывали со всех возможных ракурсов. Может из-за этого и не хватило экранного времени, чтобы раскрыть характеры персонажей... Итак, что мы имеем в этом патриотичном русском кино, которое снимали несколько лет всей страной: красивая территория России, иностранная камера высокого разрешения, иностранный радиоуправляемый вертолёт для камеры, саундтрек иностранного композитора и раздробленные сцены, слепленные в один фильм с попыткой создать драматизм. В нём нет какой-то складности, последовательности, художественности, а тянет он на уровень научно-познавательного документального кино в формате 4K. Так как, в принципе, фильм подобной тематики нельзя назвать плохим, то за пейзажи всё же, конечно, можно дать несколько баллов. Но красивая местность – не есть заслуга съёмочной группы. 5 из 10

_Lisena_
_Lisena_5 июля 2015 в 12:59
Нет никаких пределов, нет никаких границ. Идет нормальная вечная жизнь. (с)

Почему так много людей, которые хотели жить и не сумели? Роскошный во всех смыслах фильм. Бескрайние просторы Плато Путорана (Красноярский край), снятые с вертолета, завораживали своей красотой и бескрайностью. Объемные съемки подчеркивали зрителю ничтожность маленьких людей на фоне ледяных рек, гор и бело-серого неба. В поисках полезных недр люди борются со стихией, на ощупь исследуя каждый метр неприветливой земли. Наверное, буду жалеть, что именно этот фильм не смотрела в кинотеатре на большом экране. В этих безлюдных местах, пронизанных ледяным ветром, трудится группа геологов, собранных со всех уголков бескрайнего Союза. Время, описываемое в фильме, 60-е прошлого столетия - время идеалистов и работяг на чьих плечах строилась слава СССР. Партийные работники безжалостны и требовательны, 'горит' план и они рискуют своей карьерой, оказывая адресную помощь геологам. Обивает пороги кабинетов ради долгожданной возможности проверки своей теории по поиску золота геолог Илья Чинков (безупречно сыгранная роль Константин Лавроненко). События фильма тесно переплетены с работой золотодобытчиков на базе «Северстрой». Следя за сюжетом, я верила героям и тем, кто хотел ими казаться. Сильные морально и духовно люди делали историю, по-настоящему преданные своему делу добивались успеха. Главных героев в ленте выбирает момент и геологическое задание, все уживаются на Территории без масок. Быт геологов примитивен, в нем нет привычного налета пафосности. А те, кто выбирал стезю геолога не по душе были наказаны Природой и искупали свою нерешительность человеческими подвигами. Трудные переходы, расчет пути и запасов, опасные сплавы на лодках, межличностные драмы смотрелись на одном дыхании. Без лишних прикрас показан тот момент, что не все за идею шли на золотые прииски, но таких людей, к счастью, немного. Отдельное спасибо костюмерам и историкам, подчеркнувших незаметными штрихами и деталями эпоху и отдельное спасибо звукооператорам за прекрасное звуковое сопровождение. Правильный фильм о мечте не ради потребительства, а ради Мечты с поистине мужскими характерами и природной атмосферностью. Смотреть обязательно! 10 из 10

Oksanka Schastlivaya
Oksanka Schastlivaya28 мая 2015 в 19:17
В мире геологов

Этот фильм я бы не стала рекомендовать всем подряд, он вышел в прокат в небольшом количестве кинотеатров, что является вполне планомерным. Но, своих детей я бы с этим фильмом обязательно познакомила. Среди моего окружения нет ни одного геолога, потому что среди 20-30-летних эта профессия популярностью не пользуется, зато в Советском союзе это была одна из самых распространенных профессий, полагаю это связано с менталитетом людей того поколения, любовью к походам, стремлением изучить и 'покорить' природу. В данном фильме природа играет саму себя в главной роли. Неприступные и прекрасные горные просторы, глубокие дикие реки, густые тучные облака. Люди смотрятся крошечными пешками в большой игре стихии. Раскадровка и ракурсы, съемки с воздуха, множество сцен построено так, чтобы зритель этот подтекст осознал наиболее явно. Люди в этом фильме ищут богатств природы, как слепой младенец ищет материнскую грудь, чтобы утолить голод. Классический сюжет в фильме практически отсутствует, здесь нет как таковой фабулы. События развиваются в форме последовательного повествования, посвященного работе золотодобытчиков на базе 'Северстрой', находящейся предположительно на Чукотке. (Хотя правильнее будет сказать, что действие происходит в ирреальном мире, созданном автором и конкретных географических и политических координат не имеет, в тексте романа нет слов 'Чукотка' или 'СССР') Персонажи. В фильме нет как таковых главных героев. Здесь все играют собственные роли с человеческими лицами, каждая из которых представляет особую ценность. Мир людей без прикрас. Характера раскрыты и логически обоснованны поступками. Капиталист Чинков, коммунист Монголов, конформист Опрятин, авантюрист Баклаков и романтик поневоле Гурин. Вот первая линия героев, но мир Территории на них не завершается, здесь зритель познакомится еще с десятком разнообразных и интересных персонажей. Что касается актерской игры, ярче всех действительно представлен герой Цыганова - Гурин. Его героя можно ассоциировать с классическим типажом русской литературы 'лишний человек'. В нем заложены черты Базарова, Онегина и Печорина. Именно поэтому за ним так интересно наблюдать. Есть у него несколько сильных монологов, обращенных к обществу потребления. В его лице автор противопоставляет 'маленький мир потребителя' 'большому героическому миру авантюристов' и искателей приключений. Эта линия наиболее актуальна на сегодняшний день. Хорошо, четко, но не ярко свои роли воплотили Бероев и Лавроненко. Лично мне запомнилась эпизодическая роль Петра Федорова. Как показывает практика кинематографа, если человек так сыграл эпизодическую роль, что зрители остались под впечатлением, перед вами настоящий артист, с большой буквы. А также персонаж с прозвищем Кефир, простой работяга, зато какой человек! Это, конечно идеализация автора, тем не менее созданным образом проникаешься. Фильм хочется показать старшему поколению, уверена, они его оценят. Спасибо создателям, кино не стало просто красивой пустышкой, какими сейчас наполнен кинопрокат. Спасибо за атмосферу, продуманную до мельчайших деталей, за образы настоящих суперменов, за крепкие мужские характеры и за воспетую человечность.

Денис Чукчеев
Денис Чукчеев23 мая 2015 в 10:24
Пустая порода

Фильм Александра Мельника, поставленный по вышедшему в первой половине 70-х годов прошлого века роману Олега Куваева, вызывает боль, ярость и отчаяние, которые, появившись буквально на первых экранных минутах, сопровождают потом всю картину. И действительно колоссальный труд съёмочной группы, работавшей в адских условиях – на Чукотке, на плато Путорана, самоотверженность артистов, операторов, каскадёров, помощь десятков и сотен сторонних людей и организаций в создании фильма, – всё это летит в корзину, безо всякой надежды за что-либо зацепиться, по вине режиссёра и соавтора сценария. Александр Мельник – своими руками – уничтожил этот проект, который мог стать не просто одним из лучших фильмов года, но буквально поворотной точкой в развитии отечественного кинематографа, доказав, что картины о людях труда, для которых интересы Родины превыше всего, это – сильное и волнующее зрелище, с лёгкостью затмевающее стандартное фестивальное кинонытьё… Не доказал. Более того, провал «Территории» – это не только частная неудача Мельника и того сонма добровольных помощников (список персон, кому создатели ленты объявляют благодарность, открывают Президент и Премьер-министр), которые включились в проект, но приговор для всех возможных попыток возродить, в той или иной степени, эстетику соцреализма в сегодняшних условиях. «Территория» с неопровержимостью свидетельствует: эстетика мертва и её реанимация на экране ничего, кроме недоумения и отторжения, не вызывает. Соцреализм, как художественная практика, в прошлом, и мы, для описания текущей реальности, обречены выдумывать что-то иное. Самый простой пример. Для Куваева и его читателей в 70-х мотивация главного инженера Чинкова, который, преодолевая сопротивление маловеров и консерватизм высокого начальства, ищет золото, загоняя себя и подчинённых, вопросов не вызывает: оно нужно Родине, а значит, вперёд и с песней… Для современного зрителя такое объяснение явно недостаточно: у Чинкова должна быть своя, индивидуальная, личная цель, которая не сводится к пошлой Государственной премии или ордену. Чинков готов рисковать, сжигая всё вокруг, снося заслоны и преграды, ради чего, – у авторов нет ответа: Чинков просто высечен из цельного куска гранита, он лишён каких-либо человеческих черт… Соответственно, и как персонаж Чинков, уже данный во всей исчерпывающести своих качеств, не способен развиваться, эволюционировать, меняться. Константину Лавроненко буквально нечего играть, отчего остаётся хмурить физиономию, срываться на крик и тому подобным образом бруталить. Однако провал с образом главного героя – это ещё не самое страшное. Мельник, отчего-то решивший перенести книгу Куваева на экран максимально подробно, не упустив ни одного значимого персонажа, довольно скоро начинает в этих персонажах путаться, то теряя, то вновь обнаруживая, то снова теряя их – теперь уже навсегда. Первый час, когда события локализованы по бассейнам рек, ещё можно более или менее понять последовательность действий и логику поступков, хотя и тут налицо тенденция к усиленному ветвлению сюжетных линий. Но стоит закончиться лету, когда геологи возвращаются на родную базу, собираясь в одной точке, режиссёр теряет последний контроль над личным составом, который принимается вытворять всё что заблагорассудится: внезапно уезжать, жениться, сходиться, писать отчёты, философствовать, ухлёстывать за журналистками и т.д. Этот весёлый карнавал, развеивающий по ветру остатки фабульного смысла и нарративной стройности, оказывается, к сожалению, совсем не безобиден, поскольку во всей этой кутерьме окончательно глохнет магистральная интрига «Территории» – поиск золота. Запев картины – совещание в «Северстрое», где начальник Главка отказывает недрам этой самой Территории в обладании золотом: только олово. Иначе говоря, Территория абсолютно бесплодна, потому любые попытки розыска бесполезны по определению. Следовательно, первая же находка более или менее крупной партии этого металла опровергает точку зрения начальника Главка, подтверждает правоту Чинкова и закрывает историю: золото на Территории есть, можно расходиться по домам. Дальнейшие подробности – поиск не отдельных самородков или мелких пластин, но подземных россыпей для последующей промышленной разработки – значения для аудитории не имеют: зритель, болеющий за главного героя, видит его убедительную победу, зрителю, в отличие от Совета Министров, не надо принимать решение, осваивать ли Территорию или нет… Так вот, примерно в середине картины искомое золото возникает: Чинков привозит в Москву заветный мешочек с образцами, предъявляет их в Министерстве геологии и требует ассигнований. Получив ассигнования, Чинков отправляет новую геологическую партию – искать золото. сейчас не о технологии разработки месторождений, тут с Куваевым, бывшим геологом, спорить бесполезно. Я лишь об архитектонике фильма, в котором кульминация (обнаружение золота) оказывается смещена, и довольно прилично, влево, что делает весь последующий рассказ излишним. Потому финал, который авторы пытаются подпереть, включив в повествовательный ход реальное событие – полёт Гагарина, выходит смазанным и невнятным. Не добавляет симпатии к фильму и извечное стремление Мельника обрывать им самим начатый рассказ. Так, в одном из эпизодов нам дважды показывают отправляющегося куда-то в горы Чинкова, который при этом поправляет у себя на груди автомат ППШ. Деталь – яркая, многозначительная, намекающая, что Чинкову предстоят крайне непростые приключения, иначе зачем ему такое мощное в безлюдной приполярной тундре вооружение? Чинков, с автоматом наперевес, добирается до ущелья, произносит на краю этого ущелья пафосную фразу про Территорию, которую он никому не отдаст, и надолго – до следующей осени – исчезает из поля зрения. И таких примеров достаточно. Можно вспомнить про ленинградскую журналистку, приехавшую писать про Территорию и оставшуюся в посёлке геологов более чем на полгода. Почему она здесь – до сих пор не выполнила редакционное задание (очерк о покорителях недр на половину полосы), решила связать судьбу с суровым краем – загадка, которую Мельник не собирается прояснять. Или конфликт Чинкова со своим непосредственным начальником Фурдецким, когда Чинков обещает порвать Фурдецкого как тузик грелку, если тот станет мешать ему в поисках золота, и Фурдецкий, если он не тряпка, просто обязан поставить подчинённого на место. Но Фурдецкий – как, почему? – вдруг поджимает хвост, и в дальнейшем его не видно, не слышно: ещё одна перспективная арка, едва обозначившись, растворилась в стылом чукотском воздухе. И так далее, и так далее, и так далее… Скромные финансовые результаты «Территории» действительно обидны, но, к сожалению, совершенно заслуженны. Александр Мельник выпустил откровенно сырой и неудачный фильм, который, появись он сразу в качестве телесериала-восьмёрки, возможно, произвёл бы совсем иное впечатление. Но Мельник отважился проверить «Территорию» кинопрокатом. «Территория» проверки не прошла.

Sasha Raduga
Sasha Raduga15 мая 2015 в 03:16
Сильные люди. Высокие цели. Могучая страна.

'Приобретатели захватывают мир', - говорит один из героев фильма Андрей Гурин. Сразу вспоминается 'Бойцовский клуб', снятый по Чаку Паланику. Просмотрев бегло предыдущие рецензии заметил, что есть недовольные (те самые 'приобретатели') с оценками 2 и длинными тирадами на тему 'книга лучше'. Ребят, да кто бы спорил! Книга всегда лучше. Но так получилось, что мы живём в эпоху малочитающих людей, а уж такие эпохальные вещи как роман Олега Куваева 'Территория' читать никто не будет, разве что небольшой процент. Совсем маленький. Три с половиной человека прочтут этот роман после ваших невнятных рекомендаций! А вот фильм посмотрят многие. И это хорошо. Я за то чтобы таких фильмов снималось и переснималось со времён советской эпохи множество. Они нам просто необходимы. Все сделано, снято и отыграно на высшем уровне. Очень дельный и к месту саундтрек. Фильм погружает в атмосферу дикой, бескрайней и опасной природы Севера...Нет..не для всех эти места. Только для сильных духом. Кому там стало скучно, господа 'приобретатели'? Продолжайте приобретать и не стоит вздыхать зря, что, мол, не хватает чего-то. Тут всего предостаточно, а если вы этого не увидели, значит вам просто этого не дано понять. Не ваше это. Приобретайте. Фильм не обычен в своём повествовании. Он как книга. Даёт очень много пищи для размышления. Советская эпоха, именно та, что показана в 'Территории' это почти как рыцарские времена или фэнтази Толкиена - многие хотели бы туда вернуться и жить там. Теперь не многие решатся отправится на север, чтобы работать на благо страны, именно на благо страны, а не себя любимого. Вот и сбылись предсказания Олега Куваева, озвученные одним из его героев Гуриным о том, что мир захватывают приобретатели... И что же останется после нас? Шмотки, машины, квартиры, ювелирные изделия, да куча фоток в интернете? Может быть пришла пора остановиться и найти более высокую цель для своей жизни? Да хотя бы просто отправится этим летом пешим маршрутом по нашей огромной и красивейшей стране! Ну их эти турции с египтами, айда все в тундру! Улыбаюсь. 10 из 10

Hitrovova
Hitrovova27 апреля 2015 в 20:29
Прекрасные территории и ужасы монтажа..

Предупреждаю сразу: это — мой первый отзыв. Я не фанат русского кино. Но в то же время не хочу какими то стереотипами руководствоваться. После просмотра трейлера я очень хотел посмотреть этот фильм. Позже мое желание подтвердилось довольно неплохой оценкой. И действительно — в трейлер вставили самые лучшие фрагменты. Нет. Работа оператора — просто великолепна! 10 из 10. Но остальное... А особенно — монтаж. И диалоги. Это шедевр абсурда! Сборная солянка: такое чувство, что герои то телепортируются, то перемещаются во времени. Иногда просто вставляют какой-то сюжет ради красивых кадров. Диалоги на 90 процентов состоят из «мудростей» типа «завтра будет после сегодня», или «Вася делал хорошие дела, значит он бы хороший». К актерам претензий нет, но половина персонажей вообще не понятно зачем показаны. Ради одной фразы? Чтобы еще больше затянуть фильм? Ну теперь итог: ооочень хорошая работа оператора, великолепно показана русская природа, да и вообще все сцены на природе. Хорошая музыка. Из плюсов добавить нечего. Из минусов все остальное, особенно — монтаж фильма и «гениально мудрые» диалоги. К актерам в основном претензий нет.

Oleg Savin
Oleg Savin23 апреля 2015 в 12:04

Попытка смешать сахар с солью. В качестве первого - красота северных территорий. В качестве второго - сценарий, перегруженный высокопарными фразами. Итог: лента о нарушении техники безопасности при работе на государство. За бортом картины - люди. Мотивы отправится на край земли практически не просвечивают в персонажах, хоть они и получились внешне красивыми. 5 из 10

Егор Махонин
Егор Махонин17 апреля 2015 в 12:16
'Жизнь не хорошая и не плохая'...

Мы живем в окружении техники, захвачены врасплох новыми технологиями и укомплектованы в бетонные клетки. И всем нам периодически хочется прочувствовать почти забытый дух природы. Но времени всегда мало... Зато можно посмотреть подходящее по тематике кино: 'Территория' Что обещают прокатчики: трейлер пестрbn красивейшими кадрами северной природы России. К тому же, лица Константина Лавроненко, Егора Бероева, и Григория Добрыгина - внушают уверенность в высоком качестве картины. А наличие романа-первоисточника позволяет надеяться на хороший сюжет. Почему стоит смотреть: в фильме отчетливо просматривается книжное происхождение. Прекрасные диалоги, из которых можно смело выудить целое море блестящих цитат. Закадровое повествование ярчайшим образом описывает многогранные характеры персонажей. Сильные актеры. В первые секунды хочется вспомнить, где же вы видели того или иного артиста. Но, вскоре в вашем сознании они ассоциируются исключительно с героями фильма. Здесь нет излишней наигранности, и порой даже кажется, что наблюдаешь документальные кадры из жизни этих людей — настолько естественными получились диалоги. Красота картины неоспорима. Отличная операторская работа помогает нам с головой окунуться в суровую атмосферу фильма. Видно, что огромное внимание авторы уделили визуальной составляющей. Столь красивые ландшафты, вся эта завораживающая природа и походные условия - будят теплые воспоминания о собственных походах, знакомые каждому. Замечательное музыкальное сопровождение. Многие композиции образуют неразрывный симбиоз с видеорядом и великолепно передают настроение картины. Такой же эффект рождают бардовские песни, крайне удачно подобранные к этому фильму. Почему не стоит смотреть: с сюжетом у картины все очень неоднозначно. Как я уже упоминал выше, отличные диалоги вкупе с яркими персонажами, как ни странно, находятся в рамках ужасного повествования. Имея на руках сильную историю, сценаристам не удалось внятно ее рассказать. Сначала на вас вываливают целую толпу хорошо прописанных героев, а затем идет своеобразная перетасовка их между собой. Мы видим проблемы, убеждения и мечты всех персонажей, даже второстепенных. От этого повествование «буксует на месте», и основная сюжетная линия остается размытой. При таком количестве героев это фатально. Несколько из немногочисленных зрителей не выдержали и сорока минут просмотра. Эпизоды в картине совсем не связаны. Такое ощущение, будто смотришь набор сильных сцен на общую тематику, а не цельное произведение. Последней серьезной проблемой фильма является хронометраж. Два с половиной часа — слишком много для подобной картины. Крупицы сюжета размазаны по сценарной основе очень тонким слоем. Усугубляется это ощущение огромным количеством пейзажей, невероятно красивых, но никак не продвигающих повествование. Вывод: «Территория» - кино сугубо на любителя. Человеку, который хочет отдохнуть от городской суеты и хоть чуть-чуть прикоснуться к невероятным красотам нашей природы, картина скорее всего, придется по душе. Так же смотреть стоит при наличии «особого» настроения. Это кино про красоту природы, про силу духа, про неизвестных героев, про влекущий дух приключений и романтику опасной профессии. Но, если вы не чувствуете столь острого желания вырваться из оков города, если для вас важен напряженный, связанный сюжет, и если вы, как к сожалению и я, не читали первоисточник, то можете смело пропустить эту премьеру. 6 из 10

registrot
registrot18 ноября 2022 в 16:48
Несуществующая страна, которую мы потеряли.

Мой первый и возможно последний отзыв о кино. Фильм представляет из себя сказку, которая очень хочет быть сериалом для всех родившихся в СССР, но при этом смогла быть ужата достаточно лаконично в один фильм. Особые чувства он вызовет у геологов и туристов, бывших партийных чиновников, ведь в нём как много честного и правдивого, так и много неправды, которой приукрашена быль. Понятно, что это сделано из-за желания мотивировать зрителя на ностальгию, хоть и по тому, чего не существовало в действительности. Просмотрен фильм в 2022 году. Полагаю, что при просмотре в год выхода фильма, мне бы и тогда показалось, что создатели пытались показать, что мы потеряли такую замечательную страну и тот настрой, который был у тех замечательных людей. Но вот ведь в чём дело, многое из того, что было показано не существовало и/или ложь: поведение, мотивация у людей, причины выбора профессии, лёгкость согласования полётов, занятия номеров, самоуправства, чрезмерное самопожертвование, нереальные персонажи, как, например, Андрей Гурин со своими лыжами и курткой из 2010-х, что особенно позабавило. А самое печальное размещено в эпилоге фильма, где создатели написали, кому посвящён данный фильм: 'Посвящается нашим родителям, осуществившим послевоенную мечту о большой, мирной и счастливой жизни.'

Dekegnakeun
Dekegnakeun8 октября 2021 в 11:00
'Территорию я Вам не отдам'

К сожалению, уже второй фильм, снятый по одноименной и знаменитой книге Олега Куваева 'Территория', не смог отразить ни атмосферу романа, ни бесконечную романтику и глубину Русского Севера. Однако на этом точку ставить нельзя. Несмотря на некоторые несущественные расхождения с книгой, фильм оказался очень зрелищным. Проделанная совместно с Русским Географическим Обществом операторская работа, надежно прикрепляет зрителя к экранам и не дает оторваться до самого конца. Музыкальный ряд и основная тема, несмотря на то, что это перепетая советская песня 'Большая медведица', во многом превзошла оригинал и очень гармонично легла на киноленту. Есть ряд существенных минусов: закадровый женский голос журналистки, идущий до конца фильма (хотя герой она второстепенный), огромное количество фамилий, в которых можно запутаться даже тем, кто прочитал роман и отсутствие основного смысла, выведенного автором устами главного героя Сергея Баклакова. И всё же фильм я оцениваю положительно. Получил от просмотра удовольствие.

Мумия Тролля
Мумия Тролля27 февраля 2021 в 17:07
Каша-малаша

В фильме прекрасно почти все, кроме одного НО. Прекрасна работа оператора, чумовые виды Арктики, и зимней и летней, здоровенные комары, реки. Прекрасна работа костюмера и гримера - смотришь на людей и веришь, что да, так в 60х и было. Отлична работа актеров. Вот только работу сценариста или режиссера прекрасной или даже хорошей назвать сложно. 2.5 часа фильма смотрятся как мозаика, как набор эпизодов. связанных между собой иногда общими действующими лицами. Нету ощущения цельности, кто все эти люди, зачем они шарятся по замершей земле, почему я должен им сопереживать. Какие-то люди появляются в истории из ниоткуда, как жена Монголова и дядя Костя и исчезают как и появились в никуда. Кто-то умирает, какие-то события еще происходят, но они происходят так, что тебе плевать и на события и на действующих лиц. И вроде понимаю головой, что основная канва - поиски золота где-то в Арктике, но зачем? Какой интерес в этом у того же Будды? Нахрена вот это все? Скажете - почитай книгу и поймешь, но ведь кино должно пересказывать книгу хоть как-то. Из этого произведения мог бы получится хороший сериал, добротный, про романтику исследования Арктики и железных людей геологов с внятным сюжетом и раскрытием персонажей, а получилась лишь каша-малаша.

Theofil
Theofil8 марта 2019 в 08:01

Намедни посмотрел 'Территорию'. В фильме впечатлили 2 вещи: бесподобно запечатленные картины безграничной русской природы и самоотверженный подвиг людей, бескорыстно одержимых любимым делом. На мой взгляд, 'Территория' - имидживовое, мотивирующее кино, заслуживающее просмотра, если в киноискусстве больше всего ценишь умело обращенный к зрителю призыв к созидательному подвижнечеству и искренне стремишься открыть для себя очередную грань истины: как нужно жить, чтобы быть максимально полезным для своей эпохи. Основанный на реальных событиях фильм может показаться большей частью скучноватым, но в этом, скорее всего, его плюс, а не минус. Зачем искажать факты и превращать в экшн то, что и без особых спецэффектов может впечатлить внимательного зрителя и заставить вздрогнуть его душу?! В общем, фильм хороший (7 из 10). PS. Очень понравились 2 высказывания (есть, над чем подумать!): 1.'День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего и причина грядущего дня создается сегодня'. 2. '...мы обречены на работу. И это есть лучшая и высшая в мире обреченность'.