По ходу первой серии 'Забытого' я находился 'весь в интересе' и готов был тут же поставить мини-сериалу 8. Глядя дальше на то, что мне показывают, активное склонение моего рейтинга происходило уже в сторону 7, а ещё дальше образовалась цифра 6... На ней я, скрепя сердце, и остановился, потому что если бы было ещё дальше, то. .. Отчего же так случилось? Да просто потому, что, начав 'за здравие', такой в общем-то многообещающий и увлекательный мини-сериал буквально утонул в волнах глупой, притянутой за слоновьи уши 'чернухи' перестроечного и постперестроечного образца. Такое впечатление, будто на меня вытряхнули старую доху (кто-нибудь из вас, нынешних компьютерных умников, знает без 'Википедии', что это такое?) из бабушкиного шкафа- с пылью, молью и нафталином! Комсомольскую 'чернуху' мы 'проходили' ещё в 1988-м году с фильмом 'ЧП районного масштаба' (между прочим, там тоже присутствовала сексуальная сцена 'сзади', только- лицом в фарш, а здесь- в кабинете второго секретаря горкома ВЛКСМ и чуть ли не прилюдно; стоит ли говорить о том, что в жестокие сталинские времена это было просто немыслимо!). Да и вообще фрейдистский образ этакого комсомольского 'синего чулка', на деле страстно охочего до 'вон чего'- едва ли не из той же бабушкиной дохи (обратимся хотя бы частично к 'Стилягам'). Оттуда же уже просто 'необходимая' тема товарища Сталина и ёрничание над 'культом личности' (мегапортретом усатого вождя создатели сериала на съёмках застебали даже рижских старушек!). Ну а как же без 'сатрапов' и 'опричников' вроде смершевцев? Таким образом модный коммерческий сочинитель Азольский, обладатель 'Русского Букера' (якутского или тувинского ещё не придумали?) собрал в кучу всё, по его мнению, необходимое для успеха у современного невзыскательного российского читателя, а телекиношники, 'развив тему' и насытив её утробной сексуальностью (хорошо ещё, не акцентировались на откровенных сценах- всё-таки снимали для ОРТ) с участием французских шлюх и почти готовой нимфетки, всё это дело быстро 'обэкранили'. И... изгадили такое подававшее надежды действо! Ещё одна из характернейших примет этого фильма- достаточно современный цинизм его главного небритого (полностью согласен с мнением, что небритость и тогда, и даже на моей памяти, в 70-х- 80-х годах считалась признаком забулдыги, а не боевого офицера и преподавателя вуза!) героя, которого, при всём откровенном желании, я не могу назвать положительным (настоящий положительный- милиционер 'из сельской местности', наивный, заидеологизированный, но честный и порядочный парень, счастливый тем, что 'отхватил' себе толстушку-молодушку из медперсонала). Подчеркну: именно современный цинизм, которым, в разной степени, поражены все мы, в том числе и я. Но, во-первых, он здесь декларативен, пусть даже в закадровом тексте (одной из несомненных творческих удач картины, правда, подпорченной звуковиками),во-вторых, в фильме на дворе-то не 20...-й, а 1949-й год. Я намеренно не говорю здесь о множестве действительных художественных достоинств 'Забытого'. О них в других рецензиях сказано обстоятельно и справедливо. Я говорю о той внушительной ложке дёгтя, которая испортила потенциально привлекательную бочку мёда. Кстати, вот вам кое-что для коллекции 'ляпов' этого фильма. В самом начале на арестованных смершевцами офицерах были портупеи, а это грубейшая ошибка: при аресте военнослужащих с них снимались все ремни. 6 из 10
Дети, рожденные в СССР еще помнят, что такое самодеятельность. Отлично помню и я. Майские праздники, все цветет и пахнет, а ты читаешь с потертой школьной сцены патриотические стихи. Но у кого-то желание приблизиться к Искусству растаяло с аттестатом зрелости, а кто-то по сей день играет в самодеятельность. Именно так я и рассматриваю современные сериалы, мини-сериалы и фильмы для ТВ отечественного производства. Вопрос лишь в бюджете постановки и качестве исполнения. Кто сказал, что в самодеятельности нет души и преданности своему делу? Евгению Цыганову очень идут съемки в декорациях первой половины ХХ века. Роль Саши Панкратова из 'Детей Арбата', например, считаю одной из лучших ролей Евгения. И роль Сергея Гастева он исполнил в 'Забытом' прекрасно. Это ж не его вина, что проект в целом мог быть и лучше. Впрочем, все лучшее в этом проекте и дал зрителю Евгений Цыганов. Александр Ильин мл. - это большая неожиданность. Видимо, тот случай, когда сказались актерские гены и творческий процесс попер. В 'Забытом' он не выходит за рамки словосочетания 'хорошая игра'. Не превосходная, не уникальная, а просто хорошая. Собственно, для меня уже то, что не плохая - удивительный факт, учитывая ранние проекты Александра. После интервью Марии Машковой для русского 'Космополитена' очень мне хотелось увидеть ее на экране. И вот тут начался тот самый драмкружок. Даже потомственные гены в этом случае не сказались. Три серии она однообразна, невыносимо скучна с продольной морщиной на лбу. На четвертой что-то в ней просыпается и Машкова внезапно начинает играть. С криком, слезами, настоящей женской истерикой. Правда, глаза при этом по-прежнему мертвые. Миллион раз гениальный Алексей Серебряков в этом проекте, видимо, решил не тратить силы. У него скромная роль и минимум экранного времени. Так зачем расплескивать по телеэкрану весь свой гигантский талант? Жаль, весь фильм я ждала, что он себя проявит, раскроется, но нет... Мерзликин, Мороз, Калныньш - все именитые, получили какие-то крошечные роли. Вроде значимые для сюжета, но так промелькнули на экране, что и не вспомнишь, а были ли они... Суть фильма, его моральная нагрузка очень интересна. Такой сюжет крайне опасно было ставить при жизни СССР. И вот, наконец, можно свободно об этом говорить, писать, снимать... Так почему же не получается? Лично для меня ответ нашелся... в пластиковых окнах. В третьей серии Гастев с помощником едут на мотоцикле. Такой вот ретро-стиль, с люлькой. Едут по улице со 'сталинками'. И тут в кадре мелькает, что у одной из этих самых 'сталинок' аккуратные, беленькие пластиковые окна. И все! Я не могу больше ни о чем думать, доверять правдоподобности сюжета... У меня в голове мелькают эти пластиковые окна! Мелочь, раздражающая, как мазоль. Таким нелепым боком вылез непрофессионализм команды. Сама-то понимаю, ну сущая же ерунда, а не обращать внимание уже не получается. Собственно, у проекта нашлось три минуса: 1. Никакая игра второстепенных персонажей. 2. Отсутствие донесения сути фильма, после которой зрителя должно скрючить от самой идеи, что такое было возможно. 3. Пластиковые окна, будь они не ладны. Если б не все это, фильм получил бы добрую десятку, а так: 7 из 10
Не самый плохой российский сериал. Мини, наверное только плюс для сериалов, а особенно для российских. Хотя всякое конечно бывает. В фильме достаточно много хороших моментов, ради которых можно и посмотреть. Во первых мне понравилось, что это детектив. Не экшен с минимум мозговых процессов, а именно расследование. Конечно с довольно сильной политической подоплекой. По этому детектив скорее не криминальный, а социально-политический. Главному герою необходимо скорее придумать не как дело расследовать, а как при этом деле остаться живым и здоровым и сохранить благополучие близких людей. Не ждите каких то Конан Дойлевских изощрённых дедуктивностей, но интрига присутствует. Хорошесть идеи логично вытекает из того, что сценарий написан по повести Анатолия Азольского 'Облдрамтеатр'. Повесть не читал, да и вообще не помню читал ли что то Азольского, но стоит поверить что обладатель Русского Букера способен придумать, что то более-менее интересное. Над сценарием трудились сразу два профессиональных сценариста. Особых заслуг в области написания сценариев у них нет, но вот Вадим Зобин был некогда режиссёром довольно успешного сериала Петербургские тайны. Над сим сериалом работал режиссёр Владимир Щегольков, который опять же особо ничем не отличился. Вместе у них получилось несколько сумбурное и хаотичное наслоение временных пластов и иногда приходится морщить брови, что бы понять в какую сторону скакнул сюжет. Спасает ситуацию грамотный подбор актёров и в целом довольно хорошая, хотя и не гениальная игра. Цыганов, как обычно сексуален, мил, устал и надменен. Серебряков, как всегда суров, устал и с плотно сжатыми губами. А вот Александр Ильин порадовал, хорошо проработанной и несколько неожиданной для него ролью. Хотя в фильмографии актёра и много ролей, но вот мне, как и многим наверное, он воспринимается скорее как комедийный актёр, особенно благодаря бездарному сериалу Интерны. Здесь же, Ильин отлично показал образ простоватого, но хитроватого молодого провинциального участкового с идеалистическими взглядами и замашками карьериста. И немного усталого. Об игре Машковой особо сказать ничего не могу. Не с чем сравнивать. Ну нормально сыграла. Хотя и то же несколько усталой выглядела. И вот при всех небольших минусах, перекрываемых плюсами, общая усталость наводит некую пелену серости. Очень бы хотелось, что бы было что то яркое и проникающее в душу. Тема то в принципе давала посылки. Но нет. Всё чётко, интересно, но сонновато. Сериал могу порекомендовать. Особенно любителям политических детективов связанных со сталинской эпохой. Ибо наросты вскрываются и гноем в конечном итоге перепачкиваются все. Утрирую. Нормальный фильм.
Мини-сериал, который действительно можно посмотреть в один присест, обязательно заслуживает вашего внимания. Прежде всего, меня привлекло участие в главной роли актера Евгения Цыганова, которого я запомнил с фильма «Дети Арбата». Потом я увидел, что сценарий написан по повести Анатолия Азольского «Облдрамтеатр». Азольский – букеровский лауреат 1996 года, замечательный мастер психологического детектива, и его проза, что называется, прошивает весь фильм. Закадровый текст, который звучит голосом того же Евгения Цыганова, так сказать, направляет ход мысли и следователя, и, вместе с ним, зрителя. Итак, 1949 год. Вся страна и все прогрессивное человечество готовится в декабре отпраздновать семидесятилетний юбилей любимого Вождя и Учителя, гениального полководца – Иосифа Виссарионовича Сталина. А в областном городе происходит цепь загадочных преступлений. К расследованию привлекается преподаватель римского права местного Юридического института, бывший следователь прокуратуры и бывший фронтовик – Сергей Гастев. (Евгений Цыганов). Сергей явно не слишком рвется снова втягиваться в следственные дела, он даже скрывает тот факт, что оказался невольным свидетелем одного громкого инцидента. Но эту деликатную работу поручает именно ему сам второй секретарь обкома партии товарищ Францев. В этой роли внушительный и, как всегда, подтянутый Алексей Серебряков. В помощь ему выделяется молодой участковый из пригородной деревни с запоминающимся, как у художника-передвижника именем – Илья Ефимович. Сообразительный и на редкость начитанный парень, он становиться как бы доктором Ватсоном, при особе мыслящего детектива капитана Гастева, который действует неожиданно и неординарно. Роль младшего лейтенанта Ропни исполняет Александр Ильин (мл). Чей он потомок? Я пока не выяснил. Взаимоотношения этого дуэта, пожалуй, одна из любопытнейших линий фильма. Гораздо более запутанные отношения у Сергея в личной жизни. Предметом его страсти является Людмила Мишина, «комсомольская богиня», второй секретарь обкома комсомола с массой принципов и комплексов. Ее играет Мария Машкова, дочь Владимира Машкова, тоже весьма яркая и темпераментная актриса. Запоминающиеся образы создают Дарья Мороз и Андрей Мерзликин. Она – Анечка, модистка, которая раньше работала в городском театре, а теперь обшивает на дому дам местного бомонда, а он – Тампеев, бывший фронтовой разведчик – один из активных участников банды. Все, баста! Дальше ни слова о мастерски закрученной интриге, где все эти замечательные актеры раскрываются с самых неожиданных сторон. Я, без всякого сомнения, ставлю этот сериал в один ряд с «Ликвидацией» и с «Местом встречи изменить нельзя», а благодаря его компактности, всего-то 3, 5 часа, я бы даже осмелился дать ему пальму первенства. Причем данный фильм совсем не боевик, в нем звучит всего один выстрел, а главное – это ход мыслительного процесса и познавание окружающей героев действительности, где сильные мира того, прикрываясь высокими словесами, творят весьма грязные аферы во имя Великого Сталина. Так что ВКП(б) – также можно было бы называть партией жуликов и воров. Замечательно воссоздан внешний вид старинного провинциального русского города с гордым названием Советск. Кирпичные и деревянные дома, сараи, поленицы дров, скверно мощеные улицы. Вероятно, этого города Российской федерации не затронула ни перестройка, ни модернизация. Но, как выяснилось, город, который снимался в «Забытом», никакого отношения теперь к России не имеет, и это даже не провинция, а столица независимой Латвии – Рига. Поэтому в некоторых ролях наши старые знакомые - Ивар Калныньш и Айвар Лицитис и еще много прибалтийских артистов. Во время съемок чуть было не произошел международный скандал – местные жители, увидев на стене огромный портрет усатого генералиссимуса, подали в суд за пропаганду советской символики. По полупустынным улицам дребезжат старые трамваи, проезжают полуторки и сдудебеккеры, редкие «эмки», «победы» и «москвичи». Использовались солидные фонды Латвийского клуба антикварных автомобилей. Илья Ефимыч ловко управляется с настоящим трофейным немецким мотоциклом «Zundapp». Словом, атмосфера конца сороковых годов передана безупречно. То же самое касается и костюмов. Большинство персонажей мужчин носит полувоенную одежду. Режиссер Владимир Щегольков, оператор Петр Духовский, и художники фильма очень тщательно поработали над фактурой в стиле ретро, причем особой изощренности незаметно. И становится понятной, благодаря съемкам в Латвии, та же естественность в сценах, которые возникают в воспоминаниях Сергея Гастева, о последних своих фронтовых «каникулах» в Австрии, в апреле 1945 года. Единственное сомнение вызывает постоянная легкая небритость главного героя. Как-то во времена последних лет жизни товарища Сталина подобный внешний вид, мягко говоря, не приветствовался. Усы там – пожалуйста, а вот даже бороды носить позволялись только каким-нибудь академикам старой формации. И последнее – не слишком удачно название фильма - «Забытый». Тем более, что в том же 2011 году был выпущен проходной для телеканала «НТВ» сериал на криминальную тематику – «Забытые». Ведь гораздо более емкое и отвечающее глубокому смыслу название носила повесть Анатолия Азольского – «ОБЛДРАМТЕАТР». 9 из 10
Месяца три назад, еще не зная, что уже вовсю создается сериал, прочитал повесть «Облдрамтеатр» Анатолия Азольского. Впечатление произвела двоякое – с одной стороны, сюжет интересный, очень люблю такие, с другой стороны…как же сказать то…в общем, такое чувство, что дописав одну из глав у Азольского что-то случилось и о том, что он писал повесть, автор явно забыл. Кто читал книгу, тот меня точно поймет – из 9 'интернетовских' страниц повести вы так и не узнаете, чем закончилось расследование, какова роль младшего лейтенанта Ропни и уж тем более Мишиной. Я не мог поверить, что у книги нет продолжения, искал вторую часть везде, где только можно, но тщетно, и это неудивительно - продолжения в природе не существует. Поэтому, узнав о «Забытом», вздохнул с облегчением – наконец-то узнаю чем все закончилось, пусть окончание создавалось и без участия Азольского. По сюжету бывший фронтовик, когда-то следователь, Сергей Гастев теперь преподает право в одном из высших учебных заведений провинциального г. Советска, попутно предаваясь воспоминаниям, философским размышлениям, выпивая от видимого одиночества, так как семьи у него нет, а любимая женщина занимает должность в горкоме и живет сплошь по идеологическим заветам партии. А тут в городе происходит череда странностей, состоящая из самоубийств, аварий и краж. Гастева привлекают к расследованию двух, на первый взгляд, не связанных между собою, дел, выделив для помощи молодого сельского участкового Илью Ропню. Все по повести, отлично. О сценарии нельзя не сказать – много того, что в книги вызывало вопросы, становится понятно благодаря идеям сценаристов – одни элементы они раскрыли, другие изменили, третьим просто не придали значения, ну а концовку вообще дописали. Получилось, на мой взгляд, очень даже неплохо. Антураж города Советска, снимавшегося в Риге - в лучших традициях Старгорода и Арбатова в произведениях Ильфа и Петрова. Присутствуют, конечно, и ляпы, например, уходя из Штаба по борьбе с бандитизмом, Гастев не забирает выданный мандат и табельное оружие, но буквально через полчаса в ходе следственных действий предъявляет документ. Также очень доставал поломанный правый погон младшего лейтенанта, в реальности ему бы давно уже сделали замечание по этому поводу. Хотя, это, конечно, мелочи. Но есть, по моему мнению, один существенный недостаток в сериале - он незамысловатый получился, нет таких остросюжетных сцен как в 'Ликвидации' или напряжения 'В августе 44-го...', возможной мистики 'Инспектора и кофе'. Словом, в духе 'Диверсанта' того же Азольского. А в остальном, сценарий хороший, добротный. Актеры и персонажи Сергей Гастев (Евгений Цыганов). Сам персонаж довольно сложный - в молодости прошел Великую Отечественную Войну, четырежды был ранен, потерял лучшего друга на войне, в повести его не приняли на уголовно-правовой факультет из-за 'отца - врага народа', который когда-то неосторожно выразился о партийных делах. В связи с этим в свои 28 лет Гастев - человек, подуставший от жизни, как бы выразился Борис Акунин - 'эмоциональный инвалид', спокойный, мало чему удивляющийся и ко всему подходящий философски. Да, лучше Цыганова на эту роль, пожалуй, и не найти - еще в 'Займемся любовью' он играл этакого философа-любовника, ну а в 'Неадекватных людях' и вовсе психотерапевта. Я очень рад, что именно Цыганов воплотил Гастева на экране, а так же спасибо ему за голос, озвучивавший мыслительную деятельность героя. Илья Ропня (Александр Ильин). Ильин, играющий безответственного, беспринципного и туповатого Лобанова из «Интернов», здесь исполняет роль молодого участкового из села Калашино, полного антипода Лобанова – серьезного, ответственного, решительного, не лишенного сообразительности, по молодости лет наивного и, конечно, малоопытного, привыкшего «всегда, все и по закону» и «правильного понимающего политику партии». Людмила Мишина (Мария Машкова). Актерской игре было где развернуться – молодая женщина, как оказалось, в детстве подвергшаяся сексуальному насилию, ныне секретарь горкома ВЛКСМ, довольно привлекательна собой, которая цитатами тезисов лидеров страны и безоглядной верой в них и лично товарища Сталина напоминает мне одного из бывших усатых руководителей МВД России. Машковой, на мой взгляд, не совсем удалось воплотить образ Мишиной, не хватало ей все же стервозности, холодности, металла в голосе и стали в глазах, так скажем. Капитана разведроты Тампеева в исполнении Андрея Мерзликина мне даже стало жаль, как и жаль всех участников войн, которые не нашли (да и не всегда на встречу им шли) законного применения своим боевым навыкам в мирной жизни. Но, на мой взгляд, герой Мерзликина должен был быть более опасным, циничным, это добавило бы напряжения сериалу. В целом, за этот критерий отлично. Сама развязка сериала мне напомнила сюжет одной из серий 'Убойной силы', где главным было уже не найти убийц, не преступление раскрыть, а вывести из-под удара преступников по закону, но честных по справедливости, и не случайно во всех сценах, где Гастев ведет занятие со студентами, темой является соотношение закона, справедливости и морали в системе права. Почему же сериал назван 'Забытый'? Возможно потому, что талантливый в прошлом следователь Гастев, а ныне забытый и прозябающий в провинциальном городке, попивая водочку, сумел докопаться до истины в запутанном деле и сохранить при этом все, что имел, не изменив своим принципам и убеждениям. Но точный ответ дадут только создатели. 9 из 10
Цинизм главного героя (или создателей фильма?) поражает, особенно в сексуальной сфере. Хотя внешне он такой «тихий омут» с задумчивым видом, при студентах заказывающий водку в институтском буфете. Сюжет так запутан, что приходилось догадываться в частые минуты рефлексии Гастева, за что режиссёру отдельное спасибо. Лекции Гастева как преподавателя выглядят ненатурально, потому что никакой лектор не планирует так занятие, чтобы обрывать его на полуслове. Хотя этим часто грешат фильмы о школе или вузе. Такое впечатление, что создатели фильма не учились, а прогуливали или спали на уроках или на лекциях и просыпались только со звонком. Остальное всё понравилось – даже пластиковые окна не заметила. О названии тоже задумалась – почему «Забытый»? Наверное, потому что по закону его должны были привлечь за сокрытие по личным мотивам участия в афере второго секретаря РК, но забыли и всё утихло само собой.
И да простят меня истинные энтузиасты, вопреки всем тяготам замкадского быта честно и на полную катушку служащие на подмостках театров провинции, – речь не о них, конечно же. Однако столь беспомощной самодеятельности я, глядя на рейтинг мини-сериала «Забытый», от его создателей не ожидала. Прежде, чем браться за сюжет из эпохи более чем полувековой давности, можно было бы как минимум посмотреть несколько классических советских фильмов! Ну режут мне глаз и ухо бытовые ляпы! На дворе 1949 год, а главный герой (да будь он хоть трижды бунтарь, советское воспитание-то куда денешь?) на протяжении всей истории ходит в трёхдневной щетине. Чай не алкаш в запое - фронтовик, следователь, преподаватель вуза в одном лице, то есть всегда на виду, под присмотром ответственных и бдительных сограждан, пример для молодёжи. Понимаю, что без означенной небритости лицо артиста Цыганова выглядело бы совсем уж инфантильно, детские щёчки надо прятать, но ведь бред получился! Может быть, расчёт был на то, что целевая аудитория сериала – зритель до 30 лет, в глаза не видевший ни Союза, ни пресных по сравнению с сегодняшней чернухой советских же фильмов? Далее. Всё ещё 1949 год. Пластиковые окна в прекрасном старом рижском особняке. Чёрные капроновые колготки на комсомольской богине. Страстный где попало (в т. ч. на рабочем месте и почти прилюдно) секс между незамужней нею же и всё тем же небритым педагогом - как признаётся герой, на протяжении нескольких лет (ау, милиция нравов и совковая контрацепция!). И вообще секса для времени, когда эта тема была табуирована, многовато – разговоров, шуток, актов. Ну и в конце концов, почему фильм называется «Забытый»? Спасибо за Ригу и за сюжет (хоть не сами дети пепси сочиняли, поюзали классику), за всегда достойного Серебрякова. Но в целом – разочарование, 5 из 10
Начинал смотреть этот мини-сериал я в надежде отыскать что-то хотя бы отчасти похожее на 'Ликвидацию'. И отчасти оно похоже, но очень отчасти, если только. Я довольно скоро в этом убедился, однако убедился и в другом - вещь это вполне неплохая. По крайней мере интересная история рассказана. Не всегда удобоваримым киноязыком, но интересная. В центре повествования - капитан запаса, преподающий юриспруденцию студентам в провинциальном городке Советск. На страну Советов надвигается 70-летние распрекрасного уважаемого и всеми любимого вождя Сталина. На этой благодатной ниве строит свои лихие комбинации пробудившийся ото сна криминальный элемент. Признаюсь, главная сюжетная загадка мне почему-то напомнила 'Мертвые души'. Очень уж схожа афера по степени смелости и оригинальности с той, которую провернул гоголевский неутомимый делец Чичиков. Главный герой - капитан Сергей Гастев (в исполнении Евгения Цыганова, удивительным образом похожего на капитана моей любимой КВН-команды ЧП Дмитрия Танковича) - по степени циничности и чудачеств способен сравниться, пожалуй, и с Шерлоком Холмсом, и с Доктором Хаусом. Появление такого героя, сопровождающего все свои действия едкими автокомментариями, в советской идеологической действительности, очень удивительно и ново, и, конечно, такое могло родиться только в наше время. Замечательный ход, позволяющий автору фильма беззастенчиво вылить на экран весь свой скепсис и всю свою неприязнь к той власти. Из всего актерского состава я бы выделил Александра Ильина-младшего, сыгравшего вполне типичного для себя 'деревенского чудика', но не типичного в своей образованности и любознательности. Яркий и добрый образ. Мария Машкова характером, судя по-всему, пошла в отца. В ней чувствуется очень прочный стержень. Но ее героиня здесь отвратительна. Партийный Синий чулок. Обязательно поставил бы более высокую оценку, если бы не: а) чрезмерное увлечение режиссера интимными и совершенно ненужными сценами б) набившая уже оскомину отсылка к конадойлевскому герою. 6 из 10