Bonjour (с) Потрясающий фильм о жизни человека, который быстро, пожалуй, даже слишком быстро достиг всего, о чем мечтает каждый - богатства, известности в определенных кругах, счастья в семье, но... Вот это 'но' и не дает покоя главному герою картины - Сэму Льву. Главный герой никак не может забыть свою первую жену, которая погибла в их медовый месяц; его сын и дочь сильно подвержены влиянию отца и не могут или не хотят (?) развиваться сами и жить своей жизнью. И через весь фильм красной нитью проходит то, что счастье отнюдь не в том, чтобы добиться огромного состояния, а в том, чтобы сохранить любимых и любящих тебя людей, при этом давая им возможность жить собственной жизнью... Фильм прекрасен, и его красота заключается ни в актерах, хотя они вложили много сил в этот фильм; ни в музыке, которая очень трогает и заставляет сопереживать каждому человеку (временами в глазах стояли океаны слез), а красота его заключена в чистоте жизни и в хрустальности счастья... А в конце фильма остается какое-то неуловимое ощущение счастья. 10 из 10
Баловень судьбы - это невыплаканные слезы. Это что-то щемящее и застывающее на полпути. Весь фильм я чувствовала, как слезы собираются во мне. Этот фильм настолько оказался щемящий, что я и не нашла сразу на него никаких слов. Я смеялась, когда герои того просили, но больше я тонула в музыке и картинах передо мной. Можно молча смотреть этот фильм и не возникает желания спросить что-то. Все до боли понятно, хотя и не лежит на поверхности. Но глаза читаются. А музыка и вовсе не дает скрыть хоть какой-то секрет. Этот фильм о чем-то настоящем в нашей жизни. О любви, о семье, о воспоминаниях. Он снят просто волшебно, что собственно должно было быть, ведь это Клод Лелуш. Все сказано кадрами, музыкой. Тут не надо много действия и диалогов. Тут природа и жизнь. Особенно удивительна была линия с Африкой. Потрясающие съемки. От животных нельзя было оторваться, в особенности, когда главный герой был с ними один на один. И невозможно описать. Многообразие чувств, оттенков. И фильм по-настоящему добрый и живой. Он хрустально чист, как слезы человека. Он прекрасен.
Эта эпическая, не побоюсь этого слова, лента рассказывает нам историю жизни сироты-подкидыша по имени Сэм - от самого её бесславного начала, до вершин, достигнутых Сэмом на её пике. Сэм Лион (Великий мэтр Жан-Поль Бельмондо) - это показательный пример саморазвития, самореализации, самосовершенствования, а порой - и самокритики и самобичевания... Сэм Лион - это человек, у которого, пожалуй, учились Билл Гейтс и Стив Джобс... Он велик, но не столь велик как сам Бельмондо, отказавшийся от самой престижной французской кинопремии 'Сезар' (которой он был удостоен за этот фильм), сочтя признание публики более важным! Да, Жан-Поль Бельмондо неподражаем - собственно, как всегда... Фильм завораживает неторопливым, но, в то же время, динамичным повествованием. Операторская работа восхищает: виды степенной и чарующей дикой Африки обворожительны, впрочем - как и суматошных французских пригородов. Особой похвалы заслуживает торжественно-проникновенная, чарующая музыка Франсиса Лэя, поднимающая уровень восприятия ленты до максимума! После просмотра таких фильмов всегда есть о чём подумать - они пробуждают к жизни! Браво! 10 из 10
Главного героя Сэма Лиона (Бельмондо), совсем маленьким, мать оставляет возле аттракциона с приколотой запиской, о том, что она больше не может заботиться о нем и просит сделать это добрых людей. Его оставляют у себя циркачи. Там в цирке он подрастает, учится всему, и становится цирковым актером, но однажды, во время неудачного трюка он травмируется и ему приходится искать другие пути выживания в этом мире. Как говориться не было бы счастья…. Со временем он становится владельцем большого бизнеса. Но это только завязка сюжета. И фильм, в общем, не о сбывшейся «американской мечте». Это – мелодрама о том, как оказавшись в нужное время в нужном месте и, будучи просто «хорошим парнем», тебе неожиданно может крупно повезти. Противоречия отцов и детей можно часто наблюдать в семьях с хорошим достатком, у вполне достойных родителей, которые всю жизнь упорно шли к чему-то и достигли много. И не потому, что дети имеют какие-то свои особенные идеи или взгляды на жизнь, это-то как раз было бы понятно. Нет, скорее они не имеют их и просто хотят хорошо жить - living the high life. Почему так происходит? Думаю, что почти всегда это то, что родители, добиваясь чего-то, шли к своей цели, а времени, энергии (или может любви) на детей не хватало (что мешало отцу сделать из своего сына духовного преемника?) Хотя и эта тема в фильме и не раскрыта, как так произошло, но главный герой, случайно встреченного парня, вместо сына, обучает всему, что знает сам и тот становится как бы его отражением. Интересен момент, когда Бельмондо дает совет о том, что чтобы не сказали «….Не удивляйся…» - не выдавай своих истинных эмоций, что бы ни случилось и тогда ты будешь владеть ситуацией, сможешь добиваться своих целей, влиять на людей. Он учит его разнообразным приемам работы с лицом, телом, поведением – обретением некоей искусственной харизмы и это получается. Интересно возможно это или нет? Может ли человек, не обладающим особенным умением влиять на людей, обучится этому от другого человека? В фильме есть много трогательных моментов в духе мыльных опер, но на то он и легкая французская мелодрама. Что мне понравилось больше всего? Бельмондо. Он так проникновенно смотрит. И вообще – он классный, как обычно.
Чудесный французский фильм. Не всё очевидно, авторы картины предлагают зрителю самому разбираться в характерах героев, в мотивации их действий. И в то же время нет заумного подтекста, нет неприятного осадка разочарования после просмотра. Есть только легкая грусть и ностальгия по тем временам, когда меня еще и на свете то не было... но именно такой мы знаем Францию, любим и восхищаемся ее 'изюминками'. Звуковое дополнение - браво.
Часть первая, философско-романтическая «Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь…» А. Грин Несбывшееся позвало Жана-Поля Бельмондо и Клода Лелюша в 1988 году. Обоим было уже за 50, как и главному герою их совместной картины. «За 50 лет я не провел и часа с самим собой», — сказал владелец процветающей мусороуборочной фирмы и по совместительству бывший циркач, отправляясь в одиночное плавание через Атлантику. Завязка сюжета обещала философскую притчу, но обернулась скорее охотой к хаотичной перемене мест: герой пьет в баре с проституткой в Гамбурге, устраивает погоню а-ля «отец Федор и обеденный гарнитур генеральши Поповой» за носителем понравившейся кожаной куртки в Нью-Йорке и бесплатный цирк, целуясь с призраком первой жены перед озадаченными туристами в Сингапуре. Ну а эффектным завершением скитаний становится дружеская беседа с африканским львом в естественной среде обитания последнего. В этом, надо отдать ему должное, Бельмондо оказался на порядок храбрее одного небезызвестного любителя леопардов, тоже забальзаковского возраста. Великое путешествие самопознания (а с ним и первая часть фильма) завершается так же неожиданно, как и началось, не оставив никаких ощутимых отпечатков на личности главного героя. Часть вторая, производственно-сводническая Всё плакал я, как старый Лир, Как бедный Лир, как Лир прекрасный. Г. Табидзе Какой мужчина в самом расцвете предпенсионного возраста не ощущал себя, хоть самую малость, королем Лиром, делящим нажитое непосильным трудом между наследниками с тайной и злорадной мыслью: «Не справятся. Как пить дать, все профукают. Эх, слабаки!»? Наследники не подкачали, в считанные месяцы доведя компанию до разорения, так что во второй части картины главный герой подобно «deus ex machina» древнегреческого театра, закулисными интригами всячески пытается вернуть бизнес на круги своя. В общем и целом, отвечая на вопрос, есть ли жизнь после 50-ти, режиссер и его герой приходят к положительному ответу — девушки их еще любят (кстати, в роли дочери персонажа Бельмондо Лелуш снял свою третью, но не последнюю молодую жену Мари-Софи), на работе без них не могут да и наградами не обделяют. Собственно, именно этот позитивный настрой, скорее всего, и служит причиной довольно высокого рейтинга картины как на Кинопоиске, так и на IMDb. Придирчивый зритель, однако, в бочке меда мужской состоятельности может ощутить и привкус дегтя рождающихся сомнений: воспитать детей неприспособленными к жизни, изнеженными слабаками, столь «мудро» организовать свой бизнес, что без тебя он рушится как карточный домик, и поручить все вышеперечисленное душеприказчику-пройдохе, которому не доверяешь ни на грош, — это случайный набор ошибок мудреца или epic fail дурака, мнящего себя мудрым? Эпиграф с эпилогом Каждый человек одинок и всем наплевать на всех, и наша боль — необитаемый остров. Альберт Коэн Фильм похож на свитер, который дочь надевает на похороны отца: жуткой расцветки, с разнокалиберными петлями сюжета и неумело пришитым воротом эпиграфа, к тому же весь расшитый клоунами. Добрую половину хронометража составляют сьемки цирковых представлений, морских волн и животных в Африке. В совокупности с общей растянутостью и так не особо замысловатой истории эти кадры документальной хроники рождают в руке зрителя сильнейший зуд желания нажать на перемотку. В промежутках же между морскими, цирковыми и африканскими видами герои с наисерьезнейшим выражением лица и голоса задаются глобальными в своей банальности вопросами «что же такое счастье?» или «почему мы не ладим друг с другом?» (особенно впечатляет время и место: придя в себя в больнице после аварии сын первым делом спрашивает отца). Постаревший, усатый Бельмондо напоминает временами то бомжа (в вязаной шапочке на яхте), то цыганского барона из мексиканской мыльной оперы (в кожаной куртке с сиреневой рубашкой). Вообще приторная романтичность, которой славится Лелуш, здесь щедро отдает дурным вкусом, начиная с сомнительного удовольствия назвать мусороуборочную фирму именем любимой дочери и заканчивая инцестуальным намеком в сюжете книги, написанной этой самой дочерью о любимом папочке, которую он, кстати, проталкивает в издательства, не читая. Быть может, не страдай фильм от передозировки дешевого мелодраматизма и общей поверхностности во всем, начиная со сценария и заканчивая монтажом, он мог бы стать своеобразной анатомией страхов «тех, кому за», о которой хочется говорить серьезно и обстоятельно, ибо «все там будем», если, конечно, доживем. Что касается знаменитой истории с Сезаром, то может быть, Бельмондо отказался от него не потому, «что только признание публики является подлинной наградой для актера», и не совсем потому, что скульптор, изваявший статуэтку, когда-то не очень хорошо отозвался о работах Поля Бельмондо, тоже скульптора и отца актера. Есть вероятность, что Сезар не нашел своего героя из-за того, что Жан-Поль в душе отдавал себе отчет в том, что «Путешествие избалованного ребенка» (как в дословном переводе звучит название картины) — не самая лучшая его работа.
«Собеседник: Чудесно! Авторы эротических сочинений, пожалуйте сюда, поучитесь. Вы все оправданы. Руссо: Да, если только их оправдает собственная совесть и цель их писаний». (Жан-Жак Руссо. Послесловие к роману «Юлия, или Новая Элоиза») Оправдает ли совесть тех, кто штампует мелодраматические фильмы с фальшивыми и наигранными чувствами один за другим? Я никогда не являлась поклонницей этого жанра. Слово «чувства» затерли до дыр и свели к примитиву. А «баловнями судьбы» сейчас презрительно называют мальчиков-мажоров, неспособных что-то сделать самостоятельно и идущих по дороге жизни под ручку с влиятельными родителями. Но «Баловень судьбы» даст фору многим таким поделкам, и многим современным производителям и впрямь есть чему поучиться у этого фильма, которому уже больше 20 лет и который стал последней кассовой картиной с участием Бельмондо. Верно заметил Жан-Жак Руссо, что только в самые развращенные времена любят уроки чистейшей нравственности. Только среди ядовитой жвачки, вытесняющей здоровую духовную пищу, что-то истинное, сделанное с душой, приобретает подлинную ценность. И такие вещи будут любить даже во времена, не очень склонные к любви. «Баловень судьбы» является образцовым, прекрасным фильмом, выполненным в мелодраматическом жанре. После долгой череды картин в творчестве Бельмондо, в которых был сделан акцент на зрелищность, «Баловень» - первый фильм, в котором нет привычных трюков, перестрелок и мордобоя. Бельмондо отступает от привычного амплуа бесшабашного трюкача, которое за долгий срок очень плотно привилось к его кинематографическому образу. Здесь 55-летний герой Жана-Поля – человек страдающий и утомленный. В этом плане хочется сказать о том, что картину надо смотреть с особым подходом: разница в менталитете способна сильно подорвать положительные впечатления от фильма. Посмотрим правде в глаза: в нашей стране очень прохладно относятся к историям о богатых людях, которые страдают от скуки. Такое явление носит весьма грубую характеристику «с жиру бесятся». То, что от богатства можно утомиться, то, что оно может надоесть, в нашей стране, где расслоение на богатых и бедных во все времена било по глазам – является просто абсурдом. Невозможно! Да попробовать бы этим богатым жизнь бедных, которым «свет не мил и горек хлеб голодный» (с)… Никто не узнал себя? Герой Бельмондо, Сэм Лион – сирота, выросший в цирке и оставивший акробатику из-за серьезной травмы. Всего, что имел – он добился самостоятельно. Он богат, имеет дочь, сына, внука, бизнес, деньги… Но к полувековому юбилею ему все опротивело. Да, надоело. Набило оскомину. Богатство, бизнес, семейное счастье – все, что сопутствовало главному герою, теперь мешает, как больной зуб. Сэм Лион приходит к довольно необычному, на взгляд рядового российского зрителя, решению: отправляется странствовать по свету. Деньги есть, почему бы и не позволить себе? Он бежит от своей жизни, бежит от привычной обстановки, стремится к чему-то незнакомому и вследствие этого желанному. Забыться, снова почувствовать счастье жизни – вот стремление главного героя. Я изнемог от мук веселья, Мне опротивел род людской, И жаждет грудь моя ущелья, Где мгла нависнет над душой. Когда б я мог, взметая крылья, Как голубь к радостям гнезда, Умчаться в небо без усилья – Прочь, прочь от жизни, навсегда! Романтический герой Байрона, разочаровавшийся в женщинах и светской жизни, не мог вырваться из опостылевшего ему порочного круга. Герой Бельмондо имеет более выигрышную позицию: он покидает людское общество, начинает путешествовать по экзотическим местам и наслаждается одиночеством. «Тот, кто силен, сильней всего один» - казалось бы, эта строчка из Шиллера немым лейтмотивом проходит через все привычные для нас фильмы Бельмондо. Везде, в каждом фильме, перед нами крайне независимая личность, яркая, вступающая в конфликт с окружающим миром. В тех фильмах, где Жан-Поль находится в привычной роли беззаботного шутника и неунывающего трюкача, этот конфликт действенный. Что-то не по вкусу, не соответствует внутренним устремлениям и собственному пониманию? Решительное агрессивное противодействие в виде побоев, махинаций, пистолета и т.д. – просто классика жанра. И в «Баловне» очень резко ощущается этот контраст. Здесь уже нет попытки переделать что-либо под свое понимание. Здесь – просто уставший человек, добившийся всего в этой жизни самостоятельно. Но присутствие конфликта все же очевидно. Просто здесь он уже пассивный. Герой Бельмондо не вступает в яростную драку с тем, чего он не принимает – он просто бежит от этого. Эскейпизм. Желание избавиться от надоевшей и привычной жизни. Независимая личность устала, и у нее нет ни сил, ни желания гнуть этот мир под себя. Герой Бельмондо покидает этот мир, не в классическом значении этих слов, конечно. Но в то же время он радуется тому, что способен вернуться. Ну как не вспомнить слов того же Жан-Жака Руссо: «Мы научимся любить человечество. В большом обществе можно научиться только ненавидеть людей». Есть фильмы, которые очень легко даются зрителю, мало-мальски умеющему мыслить. В них все ясно, четко и доступно изложено. А есть такие, которые, при кажущейся простоте, способны сильно заплести извилины. «Баловень судьбы» принадлежит ко второй категории. Казалось бы, в фильме все понятно, но есть в нем какое-то «второе дно». Что-то незаметное глазу. И зритель, которого затронет эта история, еще долгое время будет смаковать изящные парадоксы, имеющиеся в картине. Сам образ главного героя, Сэма Лиона, парадоксален. С одной стороны, он действительно, «изнемог от мук веселья» и жаждет одиночества, но с другой, его терзают мысли о той жизни, которую он покинул. О тех людях, которых он в ней оставил. И этот парадокс имеет весьма благополучное разрешение, благодаря Его Величеству Случаю. «Баловень судьбы» наполнен глубокой лиричностью, какой-то скрытой, невысказанной, но ощутимой грустью. Наверное, у каждого человека бывает беспричинно пасмурное настроение, которого он не в силах показать и делает вид, что все как обычно, но окружающим понятно, что чего-то неладно. Подобное настроение имеется в фильме. В этом плане очень велика заслуга музыки Франсиса Лея, автора самых утонченных, проникновенных и трогательных мелодий. Именно эта звуковая дорожка, плавная, лиричная, подчеркивает скрытое настроение картины. Человеческая душа имеет свойство черстветь. «Баловень судьбы» принадлежит к той редкой категории фильмов, которые не дают сердцу окаменеть. Этот фильм способен разбудить чувства утомленного человека. Он не является мелодрамой в привычном для нас смысле слова. Это – идеальный образец мелодраматического жанра, с тонкой работой режиссера, актера, композитора и показом жизни человека, которого с полным основанием можно назвать Баловнем судьбы. Ведь на самом деле, трудно отличить баловство судьбы от обычного удачного стечения обстоятельств…
В круговороте жизни кто-то беспорядочно тыкается слепым щенком во все стороны, кто-то, вычертив строгий план, быстро становится на крыло, несущее к запрограммированному успеху, а, кто-то, как Жан-Поль Бельмондо, постоянно покоряет пик за пиком, заглядывает за новые горизонты. Но, рано или поздно, для последнего типа людей заканчиваются горы, и приходится им спускаться вниз с покоренных вершин, оставляя себя наверху. Сюжет фильма 'Баловень судьбы' редким образом совпал с жизненной параболой Бельмондо. Бывший успешный цирковой артист, а ныне не менее успешный бизнесмен потихоньку устаёт от жизни. Дело налажено, дети тяготятся опекой, любви нет, неспешный променад по плоскогорью противоречит натуре. И Сэм Лион бежит в Африку, где львы и гепарды, а весь мир пусть подождет, а лучше вообще забудет про него. Жан-Поль тоже заглянул в глаза своему кризису. Любимого миллионами Жослена Бомона, уходящего в смерть под 'Chi mae' ему уже не превзойти, дети в именитой эгиде не нуждаются, коммерческий успех достигает максимума, организм не выдерживает имидж Бебеля. А главное, закончились жизненные вершины, а потихонечку спускаться под бодрое посвистывание не в натуре баловня судьбы. Последний кассовый фильм великого актера (камбэк с 'Один шанс на двоих' с Делоном был менее значимым) вышел на славу. Французское кино 70-80-тых вообще обладало удивительной естественностью, будто не лицедеи следуют сценарию под руководством режиссеров, операторов и прочих монтажеров, а просто зрителю выпадает возможность увидеть иную, немного галантную, немного неуклюжую жизнь людей по ту сторону планеты Земля. Даже звёзды были непривычны нашему глазу, привыкшему к кинематографичному дуализму: благородные аристократы (Вивьен Ли, Одри Хепберн, Шон Коннери) супротив социалистического реализма (Нонна Мордюкова, Инна Чурикова, Леонид Куравлев). В таком кино Пьеру Ришару, Луи де Фюнесу, Жерару Депардье, Жан-Полю Бельмондо с их своеобразными чертами лица, фигурой и общими манерами светили лишь красочные эпизоды. Вот и в 'Баловне судьбы', целиком заточенным под Бельмондо, главный герой помят, с недельной щетиной, не первой молодости заставляет видеть на экране совсем другое - природный авантюризм, выпирающий наружу, недюжинную энергетику и чертовское обаяние. Даже игра всей остальное команды в стиле 'ни мясо, ни рыба' из-за этого ничуть не мешала общей атмосфере осеннего блюза, мягко обволакивающей музыкой легендарного Франсиса Лея. Хотя, возможно, кому-то пришлась по душе ипостась нерешительного молодого человека, пробующего нажимать на львиные клавиши или образ честной и чуток романтической дочурки. После некоторых фильмов остаётся хорошее настроение, капелька неиспользованного выброшенного адреналина или некое интеллектуальное удовлетворение. Добрая часть картин вообще исчезают утренним туманом, ничем не цепляясь за изменчивую память. После 'Баловня судьбы' приятное послевкусие элегии, осеннего сплина и нехитрой человеческой философии. Нечастый букет современного кинематографа. День мой летний, куда ты катишься В нежной дымке за косогор. Осень-девочка в желтом платьице Забрела в мой пустынный двор.