Фильмов на тему неразделенной или несчастной любви снято великое множество и большинство из них быстро забываются после просмотра, но иногда попадаются шедевры, надолго врезающиеся в память. Юная помощница парикмахера Беатриса, которую все зовут Помм, живет вполне обычной жизнью. Проводя отпуск на побережье она встречает студента Франсуа и сразу влюбляется в него. Приехав после отпуска в Париж, они начинают жить вместе и сначала все идет хорошо. Однако, между ними нет ничего общего в интеллектуальном плане и через некоторое время это начинает раздражать Франсуа и он разрывает отношения с Помм… «Кружевница», как и «История Адели Г.», снятая два года раннее, открыла миру новую великую Изабель, правда на этот раз носящую фамилию Юппер, а не Аджани. Зрители, привыкшие к Эмме Бовари, Эрике Кохут, Виолетте Нозье и другим противоречивым персонажам, благодаря которым мы восхищаемся актерским гением Изабель Юппер, будут поражены видеть эту актрису в данном образе. Помм в исполнении Изабель Юппер – простодушная и наивная девушка; немного не от мира сего. Ей чужды интеллектуальные рассуждения на тему «общества коробки», марксистская диалектика, она не стыдится своей «низкой» профессии. Но у нее есть то, чего нет у всех ее новых знакомых-интеллектуалов и возлюбленного – способность бескорыстно любить. И когда она надоест своему «прекрасному принцу», Помм просто уйдет. Она не будет забрасывать своего возлюбленного письмами, предлагать ему деньги или шантажировать, поскольку не является ни экзальтированной дамочкой, ни интеллектуалкой. Изабель Юппер с помощью маленьких штрихов потрясающе создает своего персонажа. Взгляд, походка, выражение лица и другие мелкие детали, сначала такие живые, а потом постепенно немеющие и передающие душевное состояние Помм лучше, чем любая истерика. Актерский гений Изабель Юппер по-настоящему раскрывается в последние десять минут картины, когда она, сошедшая с ума из-за несчастной любви, просто смотрит в камеру и от этого взгляда сжимается сердце, даже у самых закоренелых циников. Подводя итог, хочется сказать, что получился очень грустный и искренний фильм. Очень жаль, что Изабель Юппер не получила Сезар за «Кружевницу» и ее будут отдалять от национальной кинопремии Франции восемнадцать долгих лет. 9 из 10
Среди нас живут необычные люди, хрупкие как фарфор, мы их не замечаем в толпе, их чувства нам не известны и, возможно, может показаться, что у них чувств нет вообще... но это не так. Фарфор можно разбить одним взмахом руки, и это не исправить... никогда. Молодая пухленькая Помм (великолепная Изабель Юппер) работает в парикмахерской, её жизнь не назвать чем-то грандиозным, она просто живёт, и она счастлива. Взрослая коллега – женщина Марилен очень хорошо к ней относится, обе дружат, хотя и совсем разные. Марилен – женщина красивая, темпераментная, свои чувства не скрывает, после разрыва с женатым мужчиной она берет Помм и обе едут отдыхать к морю. Там, после пьяных выходок, Марилен знакомится с мужчиной и Помм остается одна. Она не любит толпу и гуляет одна. Однажды к ней подсаживается молодой человек Франсуа, интеллигентный и умный парень. Так начинается их общее лето… Первые чувства друг к другу показаны просто великолепно – страх прикоснутся, отвод глаз и скромное общение. Все прекрасно, Помм и Франсуа начинают жить вместе. Но всё рано или поздно заканчивается, лето сменяет осень… Прекрасному принцу надоедает молчаливая и скромная кружевница, и то, что в начале в ней так привлекало, начинает раздражать. Они расстаются. Фарфор разбит и трагический конец не минуем… Этот фильм – грустный французский шедевр. У меня создалось впечатление, что я прожила это лето вместе с Помм. После просмотра я долго смотрела в окно и думала о том, насколько мы все отличаемся друг от друга и как можно ранить человека совсем этого не осознавая… 9 из 10
Изабель Юппер уже в таком юном возрасте поражает гениальностью игры. Она играет абсолютно позитивного персонажа, ангела, а это труднее всего. Очень немногословная - да-да, нет-нет, робкая, без тени злого намерния или вообще земных интересов или желаний. Она всем довольна, ни на что не жалуется и вообще незаметна, как будто ее нет... А парню ее она со временем наскучила именно поэтому. Любить ее - как любить облако, или кошку, которая всегда сидит у твоих ног - не каждому удасться, а тем более молодому студенту-ителлектуалу, который как ни говорит о свободе, сам живет стереотипами и по правилам своего социального круга. Незаметно разбитое сердце, она ни в чем не обвиняет, ничем не выдает своего страдания, которое свело ее с ума. Только почему так больно ему, как будто он убил ребенка... Это пройдет, у каждого есть такие тяжелые моменты, когда обнажается совесть и твой грех особенно отчетлив на фоне безрешной души. Да и грех ли это? Ведь никто никому не давал клятв верности, обычное дело. Может такая больше и не встретится никогда и будет проще жить.
Он прошел рядом с ней, совсем близко, не видя ее, потому что она была из тех, кто не выдаст своего существования, кого нужно терпеливо расспрашивать, на ком нужно уметь остановить взгляд. В былые времена художник сделал бы из этого портрет - жанровую картинку. Она была бы белошвейкой, женщиной с кувшином или кружевницей. Можно ли себе представить юную и непорочную Юппер после стольких ролей с явным уклоном творческого профиля в сторону бэдээсэмизации и сексуального надрыва? Нашему поколению, не знакомому ни с 'Вальсирующими', ни с 'Лулу', сделать это весьма проблематично, тем не менее сочетание понятий 'милашка' и 'Изабель Юппер' выглядит совсем не парадоксальным в образе Беатрис, 19-летней француженки, послушно-смиренной, порядочной, но ан пё без руля и без ветрил. Но так как Париж, в отличие от первопрестольной, слезам вполне себе верит, то девушка, типичная жертва измельченно-социальной драмы, кончает не так уж и радужно. Люди без явных признаков наличия каких-либо определенных моральных принципов разгуливают туда-сюда, изображая интеллектуальную или индустриальную деятельность, пережитки классового расслоения. Местами возникает непреодолимое желание воссоединиться с природой и почувствовать себя первобытным человеком - выйти за пределы 'эпохи коробок', оглянуться, рассмотреть горизонт, окунуться в море. Неумелая реализация смутных желаний, чтобы как бы красиво. Знакомство с родителями - типа так надо, езда на машине, слезы, утюг, телефонные будки... Театрализация простых жизненных ситуаций и поиск в них несуществующего драматизма. Никому давно не жалко бедных Лиз, пропади они пропадом, попади они в сумасшедший дом или в Грецию. Почему? Потому что мы тот самый конечный продукт той самой эпохи, стандартизация и инвентаризация эмоции, продажа чувств на развес. Нам нужен смысл и побыстрее. Даже можно без смысла, главное - побыстрее. Надо сказать, что минимализм бюджетный, а следовательно, технический, характерный для группы 5 в целом, тут изящно замаскирован. Хоть большинство сцен и снято в интерьерах или в несложных экстерьерных условиях, пара любопытных моментов выдает неординарность таланта оператора - Жана Боффети, творившего чудеса и до этого (вспомнить хотя бы завораживающую картину 'Йойо'). Например, кадры с непрерывным переходом от одного героя к другому, в сцене где Беатрис и Франсуа, разделенные приличным топографическим расстоянием, ищут друг друга - немыслимое дело в те времена, когда работа с масштабами требовала серьезных технических затрат. Это не современные компьютерно-штампуемые 'перелеты' объектива камеры над крышами домов, как в Поттере, Суинни-Тодде и т.д. Или замечательный синтез визуальной и музыкальной составляющих в интродукции, когда антураж появляется постепенно, с нескольких заходов, как бы нехотя. Блеск таких находок, разумеется, тонет в луже неуклюжих поисков смысла и кинематографических решений, что так характерно в целом для кино времен индустриализма и НТР. Тот самый случай, когда тенденциям зрелищности, массовости кино, диктуемым первыми дуновениями эпохи глобализации, противопоставляется интеллектуальность. Но интеллектуальность пустая, граничащая с примитивизмом. Таким родом авторского кино вроде можно заполнить бесконечность дождливых выходных, но после останется разве что бесплодная иллюзия осмысленно проведенного времени. Или горькое сожаление, что это не тот самый портрет кружевницы, которому, от силы, можно посвятить минут 10, пристально разглядывая, а растянутое, движущееся изображение (мы называем это словом 'кино'), которое украдет в разы больше драгоценного времени. Смотреть, только ради двух кадров и прелестной Изабель, не стоит.
...Кружевница, кружевница, тихо скрипнет половица... Глянешь - вот она, Судьба. Д. Ивашинцов. Фильм К. Горетта с красивым названием «Кружевница», на мой взгляд, незаслуженно забыт, даже любители арт-хауса редко о нем слышали. Я рада, что мне посчастливилось увидеть эту, безусловно, заслуживающую внимания ленту с Изабель Юппер в главных ролях. Конечно, здесь не выводятся на первый план проблемы мирового уровня, как то: терроризм, войны либо нашествие пришельцев. Но едва ли не главнее проблема человеческой жизни, маленькая трагедия маленькой женщины. В современном обществе очень редко встретишь таких людей, как Помм. Очень. По ней можно писать книги о манерах общения с молодыми людьми, она такая настоящая – сколь долго я не искала фальши – её нет. Порадовал немного необычный подход оператора к съемке – быстрая перемена довольно коротких сцен, из-за чего фильм кажется раза в два длиннее, но это нисколько не умаляет его качеств. А еще Юппер в образе Беатрис положительно напомнила мне Джульетту Мазину в молодости. Напоследок хотелось бы сказать, что не стоит ни о чем жалеть, главное – что любовь все-таки была, и вспоминать ее нужно как читать неплохую книгу – можно изредка полистать, но не вчитываться. P.S. И все-таки как жаль, что кружевница – это всего-лишь клоп, но не бабочка. 8.0 из 10
Психологическая драма по роману писателя Паскаля Лене, рассказывающая историю юной девушки Беатрис, работающей в салоне красоты. Ее все зовут Помм, она мечтает стать парикмахером, у нее еще не было мужчины, она неопытна, нежна и застенчива. Однажды Беатрис знакомится с юношей по имени Франсуа, изучающем филологию в университете и влюбляется в него. Сперва Франуса очаровывается тихой и ничего не требующей от него девушкой, но затем ее замкнутость и необразованность начинают тяготить амбициозного молодого интеллектуала, даже не задумывавшегося над тем, что же таилось в сердце Беатрис и не подозревавшего, какую травму он нанесет ей своим отношением. Этот фильм стал первой громкой ролью Изабель Юппер и именно он открыл ее имя всему миру, а Британская Киноакадемия удостоила ее премии BAFTA как открытие года. В самом деле, именно Юппер стала настоящей душой этой тонкой и глубокой картины, рассказывающей трагическую историю одинокого сердца, которому чужды философские рассуждения о мире, живущем в коробке, и далекому до интеллектуального снобизма, но которое умеет главное - бескорыстно, преданно и сильно любить. Ставшая впоследствии типичной для Юппер работа на эмоциональных полутонах в 'Кружевнице' это стопроцентное попадание в образ - без всяких истерик и всплесков, одной лишь трогательной скованностью, неуверенностью и робостью актриса рисует эталонный портрет недооцененного человека, в душе которого находился поистине бескрайний мир. Ее трагедия заключена в катастрофическом непонимании со стороны близкого, тихом страдании от его безответности и нежелании даже задаться простым вопросом - а что же чувствует эта девушка? Ведь только дойдя до пронзительного финала и увидев итог, зритель поймет масштабы причиненной Беатрис боли, которую она до последних кадров сдерживала внутри себя. 8 из 10
Многие почему то главную героиню считают таинственной и загадочной из-за того, что она большую часть фильма молчит, как будто бы её не интересует всё мирское. На самом же деле всё гораздо проще -- ей просто нечего сказать, у нее нет интересов в жизни, нет образования, у нее нет тяги развиваться, к чему то стремиться, она заурядна, обычная парикмахерша. По ходу пьесы она встречает парня, хотя нет, она из тех людей с которыми само что-то делается, её инициативы здесь нет, парень сам показывает к ней интерес. Хотя по сути они одного поля ягоды, оба минусы. Может быть у него энергии чуть побольше, но он не смог заразить и как то очаровать её своими эмоциями, большую часть времени она индифферентна, переживает все внутри; создает ему комфорт в быту, в постели(?), но все как-то без чувств, старается не отсвечивать, пустая она. А это тоже не всякий вынесет. За такой лютой интроверсией скрывается куча проблем, прежде всего отсутствие самореализации, депрессия, фрустрация. Это не значит, что все должны быть весельчаками-экстравертами, нужна умеренность. В конце очень правильные слова, раскрывающие суть замкнутых людей: 'Она была из тех, кто сам не выдаст своего существования, кого нужно терпеливо расспрашивать, на ком нужно уметь остановить взгляд...' 5 из 10
«Кружевница» - французская мелодрама с привкусом драмы с участием еще юной Изабель Юппер. Кино снято естественно чисто в европейском стиле с его холодной атмосферой и сдержанностью. Мы видим историю молодой и милой девушки, как она наблюдает за личной жизнью других, а затем и сама ее заводит. Мы видим ее первую любовь и драматический финал ее истории… Без сомнений Изабель Юппер заслуженная звезда европейского кино и очень талантливая французская актриса. Мне она давно нравится, и я люблю смотреть фильмы с ее участием. Свои роли в фильмах Юппер буквально проживает и ее игре веришь безоглядно. Наблюдать, как она играет – одно сплошное удовольствие. В «Кружевнице» Юппер была еще такая молодая, юная и чистая, но даже уже в одной из первых ролях она сыграла заметно и весьма проникновенно. Свою милую и нежную кружевницу Изабель Юппер сделала интересным, непростым персонажем с тонкой душой и характером. Остальные актеры были в данной киноленте заурядны и малоизвестны, поэтому все внимание была на молоденькой Изабель. Если Вы ценитель европейского кино прошлого века и шикарной, непревзойденной французской актрисы Изабель Юппер, я Вам это кино к просмотру рекомендую. Если Вы больше любите американское кино, то данный фильм Вам совсем не подойдет, ведь французское кино совсем иное. 7 из 10
Насколько же приятно познакомиться с неизвестным, по-французски непростым образчиком прекрасного, кино замечательного вкуса и живой естественности. Не важно, что эта лента кажется слишком простой, типично режиссерским детищем, добротным, красивым, по-своему замечательным, но не претендующим на громкое звание произведения киноискусства. Оставим лавры «Последнему танго в Париже». Ведь прекрасный фильм совсем необязательно должен блистать эпической мощью характеров и постановки, поражать масштабами, эксцентричностью, душещипательностью или эпатажем. Он может быть попросту по-своему душевным, чистым, милым, женственным, элегично-грустным и потому чуточку родным.. Когда рассказанной истории искренне хочется верить. Как в «Лунного папу» Бахтияра Худойназарова. Или «Любовников» Жана-Марка Барра… Совсем не размахивая цинизмом в адрес чистых помыслов и светлой любви веснушчатых девушек, которым неуловимо не хватает только косичек для законченности образа. А они так застенчивы, но очень обаятельны, да и вообще весьма похожи на Изабель Юппер в юности) Помм совсем осязаема в оттисках внутреннего света, в безмолвии печальных глаз, лишенная какой-бы то ни было искусственности, тонкая, тихая. И вольно перефразируя Чижа - «Должен же человек, пес возьми во что-нибудь верить». Язык не поворачивается упрекнуть фильм в сентиментальных излишествах или незатейливой банальности сценария. Он искренне прост и потому неотразим. Он называет вещи своими именами. Помм настоящая. Знакомясь с «Кружевницей», кажется, что знаком с ней уже много лет… И эта радость узнавания – наверное самое ценное, что для меня в ней есть. Я не буду ставить ей оценки. Потому, что личное не оценивают. Не стой так близко ко мне — воздух здесь слишком прозрачен (с)
Традиционнейший сюжет утраты первой любви застенчивой юницей рассказан режиссером без больших затей, неспешно и без блеска. Фортепьянно-скрипичное сопровождение и славный финал с оправданием названия сами по себе второго смысла истории не придают, хотя без них фильм был бы совсем скудным. Рекомендую поклонникам Изабель Юппер - забавно посмотреть на нее пухленькую, мягкую, не вооруженнную методой Станиславского. Представьте себе, что Федя Стуков вырос и стал актером масштаба Янковского - тогда 'Остров сокровищ' смотрелся бы по-иному. Простенько, но не без вкуса. 6 из 10