«Любовь до смерти» смотрится как логическое продолжение «Люблю тебя люблю». Ален Рене вновь предлагает почти фантастический сюжет — жена узнает, что ее муж умер, но вскоре опять его встречает, наслаждаясь взаимной любовью. Однако, во второй половине фильм «скатывается» до камерной драмы. Великолепно разыгранный сюрреализм в первой половине обесценивается. Рене конечно мастер самого высокого уровня, но мне кажется, что во второй половине фильма большее внимание от уделял текстам, которые произносят актеры. Это осуществляется в противовес визуальным решениям и динамике картины. Сабин Азема, Пьер Ардити, Фанни Ардан, Андре Дюссолье — просто великолепны, но они просто «винтики» в игре загадочного гения Алена Рене. В итоге: кто знает, как смотрелся бы этот фильм, если бы в главных ролях сыграли звезды. К примеру, Уоррен Битти и Изабель Аджани. Однако, тот фильм который получился, мне показался скучным и недостаточно интересным (слабо проработанный сценарий). Впрочем, гений Алена Рене никто и не оспаривает — у него получилась очередная философская притча. 4 из 10
Камерная драма, состоящая из одних онтологических разговоров, разбавленная короткими музыкальными интерлюдиями. Всего четыре персонажа. Несколько декораций. Тем не мене, заявленная театральность не ощущается. Этому способствует отстранённая режиссура, проникновенная игра актёров и смысловой уровень сюжета…вполне пригодный для облёгчённой адаптации в провокативном варианте фестивальной конъюнктуры. Ален Рене, как всегда, далёкий от угождения вкусам публики, снял со своими постоянными актёрами экзистенциальный триллер, целостное понимание сути которого приходит через некоторое время после просмотра. Супружеская пара священников Жером и Жюдит давно дружит с Симоном и с радушием принимает его новую сожительницу Элизабет. Однажды Симон умирает, но сразу воскресает. Как и в более ранней картине «Люблю тебя, люблю» (1968), Рене использует фантастическое допущение не для того, чтобы изменить характер героев, поставив перед фактом «волшебного» вмешательства, а чтобы полнее раскрыть их привычный образ жизни, направляющий зрителя внутрь собственных «привычных» нелепостей. Квадрат, казалось бы, обычных дружески — соседских взаимоотношений сразу же определяет зеркальность героев. Пасторы 10 лет в браке, довольны тихой семейной идиллией, веруют в Бога и обожают своего ребёнка. Любовь Жерома обозначена печатью «агапэ» — жертвенности и духовности направленной на бездоказательное принятие «Божественного» абсолюта. Другая пара живёт страстью телесной («эрос») и умозрительной. Симон — фанатичный археолог, Элизабет — такой же фанатичный учёный. «Один смотрит в прошлое, другой в будущее», а вместе они являют, завещанное Христом, настоящее, сиюминутное, эгоистичное. Жюдит остаётся до финала в тени, но с ней связана особая тайна. По логике любой драматургии там, где присутствует влияние эроса, должна быть и неминуемая смерть («танатос»). По логике авторов, смерть непосредственный спутник любви. Это дверь обозримая для всех влюблённых, дошедших до пика своего страстного единства, приглашение в иной мир, принять которое означает либо совершить подвиг во имя любви, либо пойти на тяжкий грех. Страх перед смертью свойственен людям, лишённым любви. Религиозная тяжесть суицида навязана одиночками пастырями с целью управления экзальтированного хаоса «эроса». Отправляясь в Иерусалим, Христос знал, что его ждёт крест. Значит, он сознательно шёл на самоубийство и двигал им не «эрос», а «агапэ». Герои рассуждают, сомневаются, бояться потерять обретённое, но так и не могут определиться с целесообразностью безвозвратного билета в неизвестность, нелепое возвращение из которого сулит лишь стыд, неловкость и непреодолимое желание навсегда покинуть мир «мёртворождённых» живых. Не расставляя приоритеты, Рене показывает идентичную заразительность светлого и тёмного человеческого чувства, оказывающих одинаково деструктивное влияние на человека. Любовь не длится вечно и единственным продлением её во фрагментарном непонятном мироощущении остаётся осознанная смерть. Определяющим пунктом в названии «Любовь ДО смерти» является предлог, разделяющий эти два, по идее, взаимоисключающих понятия. Линейная фабула фильма наполнена, обычными для стиля режиссёра обращениями к прошлому и анализу воспоминаний в ретроспективе. Пожалуй, только для этого и необходима случайная смерть Симона и такое же случайное воскрешение, чтобы держа в памяти этот факт по иному взглянуть на привычные незаметные жизненные абсурдизмы. 9 из 10
Расскажи мне как любишь ты меня… Нет лучше, как будешь любить меня после смерти… История (именно история)эта с одной стороны о том, как сложно свыкнуться с мыслью о смерти, когда ты так безумно любишь… С другой стороны история эта о том, как же мы до сих пор не понимаем божественных писаний… Что мы будем делать, когда наши любимые покинут этот мир? Половина из нас последует за ними, другая просто продолжить жить. А как мы поступим с любимыми, когда час смерти нам известен? Эта история очень печальна, не только для главной героини, но и для тех людей, которые думают что любят. Казалось бы о чем должны говорить люди, служащие Богу(?),люди исповедующие нам слово Божие??? Как быть, когда ты запутался… любишь ты или не любишь? Есть ли что-то после смерти или нет… Скорее фильм об этом. С одной стороны глупо судить других люде, так до сих пор не разобравшись в себе, с другой-говорить о душе, будучи до сих пор не уверенным в ее существование. Фильм стоит смотреть, хотя бы за атмосферу и музыкальное сопровождение, не сказать что хороший, но есть в нем что-то, что заставляет испугаться нашей жизни. Любите люди, любите так, будто скоро нас не станет…