Если вы ждали, что 'Дети перемен' - это второй сезон 'Слово пацана', то спешу и огорчить и одновременно обрадовать. Это не его продолжение - это абсолютно новый взгляд на эпоху. Из общего только обращение к девяностым и некоторые актеры, я пока насчитал троих: Слава Копейкин, Лев Зулькарнаев и Андрей Максимов. Но стоит отметить, что они показаны в совершенно новом амплуа, связь с прошлой картиной стирается. Вчерашний Зима сегодня библиотекарь. А живущий по понятиям Турбо - член ОПГ, который днем мечтает стать оперным певцом, а вечер занимается жестким рэкетом. Отдельно выделю, игру Копейкина – видно, окреп его талант и мастерство. Бы высокий шанс, что он повторит свою игру Турбо, но справился, выдал совершенно другой образ. Режиссеры сериала Любовь Львова и Сергей Тарамаев, авторы “Черной весны” и “Фишера” явно хотели показать это время не только как сплошь бандитское. Это режиссерское высказывание - многогранное, объемное, и не черно-белое, отсюда лирические моменты в сериале, качественные юмористические вставки и неоднозначность героев и их разнообразие. Все это одновременно смешно и грустно. На встрече с бывшим мужем, который только-только вернулся с зоны, главная героиня Флора (мать Петра) просит повлиять на сына в его дурацком увлечении оперой. Оба родителя буквально возмущены. Ироничная сцена, учитывая что основное занятие Пети - кошмарить и убивать людей. Еще одно очевидное различие между сериалами - описываемый спектр эмоций. В “Слове пацана” это - страх, тревога, напряжение, в “Дети перемен” - переживание, смех сменяется сочувствием, сожалением. Палитра эмоций разнообразнее, при просмотре испытываешь разные чувства, и эти “эмоциональные качели” доказывают правдивость картины. В жизни ведь также - грусть граничит с радостью, а беды сменяются счастьем. Да, и самое, пожалуй, важное, участники группировок тут показаны как однозначно негативные персонажи, которые ни разу не живут по понятиям и не борцы за справедливость, а просто творят беспредел. Наверное, это действительно первый современный сериал, где это открыто показывается.
Нет смысла сравнивать 'Дети Перемен' со 'Словом Пацана' - это и про другое и по-другому, и думаю Жора Крыжовников - будучи со-продюсером - ещё и помогал в этом Тарамаеву и Львовой (каждый фильм которых - просто праздник для киномана). Скроенный из мелких и точных деталей, сериал даёт отчётливую панораму тех самых лихих 90-х как они выглядели изнутри семьи, в которой волей авторов слились и перемешались главные действующие персонажи того времени. Собственно, это всё те же советские люди (от работяг, инженеров и интеллигентов до ментов, чекистов и бандюганов), пытающиеся в меру своих представлений о хорошем и правильном, посчастливее и покомфортнее устроиться в текущей жизни. Вот только надзирающего за ними государева ока (чтобы не беспредельничали, не деградировали и не разменивали тяжко созданное на бусы, ножики и машинки) больше нет. Только Всевышнее. Поэтому, так стремительно проживаются ими их жизни, так много и быстро происходит с ними того, что требует немедленных ответов на вопросы, от которых раньше можно было отмахиваться годами, столь же долго не получая ответов. Выделю лишь две мелких детали, иллюстрирующих тщательность, с которой в этой картине подогнаны пазлы. Саундтрек: написанный сегодня, он безупречно воспроизводит звук, стиль и даже саму энергетику музыки 90-х; в результате, зритель оказывается подключён к сюжету, ещё толком даже в нём и не разобравшись. Флора: это странное имя носит центральный персонаж фильма, мать семейства, родившая от всех, кого любила (а любила она криминального авторитета, инженера и промышляющего торговлей любвеобильного кавказца) таких же разных, как и их отцы, сыновей. Любящая своих детей и продолжающая любить их отцов больше, чем интересующаяся подробностями их образа жизни и мыслей. Красивая и легкомысленная, озабоченная лишь бытовыми и житейскими проблемами большой и пёстрой семьи, она - как настоящая мать-природа, призванная рожать, питать, заботиться и любить. И не задумываться над тем, что вытворяют те, кого она питает и любит. Впрочем, задумываться из героев не удаётся почти никому. Они живут порывами души, какая у кого есть. Как и жила практически вся страна в те самые 90-е.
На улицах города, название которого не названо, правят законы девяностых. Рэкет, перестрелки, бандиты на тонированных тачках, кожаные куртки и пачки денег. Одновременно с этим течет и другая жизнь с обычной работой, обычными бытовыми проблемами, обычной дружбой и любовью. Флоре Борисовне, простой женщине, водящей троллейбус, с личной жизнью не повезло, все три брака распались. Но от каждого когда-то любимого мужчины осталось по сыну и это в общем-то делаем ее счастливой, несмотря на творящийся вокруг хаос. Вот только двум реалиям времени, о котором я пишу в начале, придется сойтись в одной семье и нарушить устоявшиеся в ней правила. Каждый сын выберет свою дорожку, а дорожки бывают кривыми… Сериал получился житейским (не путать с бытовым). Помимо криминальной стороны девяностых, здесь показаны метания людей в поисках своего места в новом мире со своими устоями и порядками. Лично мне эта сторона кажется наиболее интересной. Мы можем посмотреть на время глазами интеллигенции, глазами бандитов, глазами мелких бизнесменов, глазами милиции. Глазами влюбленных и разочаровавшихся в любви, глазами художника и глазами ничего не мыслящего в творчестве, глазами незрячего и глазами не желающего видеть. Совокупность сюжетных линий, переплетение историй и их достаточное раскрытие захватывает и увлекает при просмотре. Второстепенные сюжетные линии также достаточно развиты. Принцип “если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу оно должно выстрелить” соблюден. Например, о причинах развода главной героини с мужьями не говорится прямо, но их образы, их поведение и истории жизни никаких вопросов не оставляют. Если Родион называет мать по имени, что кажется странным, то после сюжет дает объяснение почему. Мне кажется, что такие детали заметит только внимательный зритель, а это говорит о многоплановости. Тем, кому интересна тема 90-ых, найдут за что зацепиться, тем, кому нужен экшн, будет на что посмотреть, тем, кто любит разбираться с микросмыслами, будет куда копнуть. Но мой основной ракурс направлен на семью Флоры и наверное в этом основная интенция режиссеров: противопоставить времени как герою - семью со сложными взаимоотношениями и сложными чувствами, и посмотреть кто окажется сильнее. В разрыве от эпохи рассматривать происходящее на экране все-таки не стоит. Но воспринимать Дети перемен как учебное пособие или документальный фильм с заявкой на абсолютную правдивость о 90-ых было бы глупым. В общем сериал любопытный и наблюдать за развитием сюжета действительно интересно. Я точно досмотрю до конца и не исключено, что однажды захочу пересмотреть, но тут многое зависит от финала. Пока 10 из 10.
Сериал Дети перемен меня удивил, хотя казалось что на тему 90-ых уже сказано все. Однако под таким ракурсом посмотреть на эпоху никто не предлагал. Изначально я рассчитывал увидеть нечто в духе Слова пацана, но сериал оказался серьезнее. Если в Слове пацана (дальше - СП) группировки были подростковые, то в Детях перемен (дальше - ДП) - это настоящие бандюги, которые творят беспредел. Оружие в СП - кулаки, оружие в ДП - пистолеты. Если мальчишки в СП живут по понятиям, то для бандитов в ДП человеческая жизнь ничего не стоит... В сериале Крыжовникова на передний план выходит дружба и пацанские отношения, в Детях перемен - семейная тема. Это я только по верхам прошелся. Продолжая мысль скажу, что у сериалов на мой взгляд разные аудитории, разная проблематика, разное осмысление времени. Отмечу реалистичность картины, очень точно воспроизвели интерьеры 90-ых, грамотно подобрана музыка, еда и напитки на столах, даже одежда героев. Диалоги, которые поднимаются на кухне, происходящее на заводах, рынках, улицах, - все показано достоверно. Но фокус направлен не на изображение времени, на этом не стоит концентрировать особое внимание. В основе сюжета - история обычной семьи, где мать одна поднимает троих сыновей, отцы у которых хоть и разные, но одинаково бедовые. Карась так вообще привел сына в банду, не дав шанса выбрать иной путь. Пожалуй, из всех мужчин Флоры, несмотря на алкоголизм, самый приличный Генрих, может поэтому и сын, рожденный от него, получился порядочным и тяготеет душой к правильным ориентирам. Сыновья Флоры мало похожи друг на друга: бандит, коммерсант и потерянный интеллигент. Объединяет их лишь материнская любовь, именно она не дает им скатиться на дно и утратить человеческое достоинство. Эта хрупкая женщина страдает, видя как рушится ее семья и устои, которые казались незыблемыми. Но сохраняет жизнерадостность и остается женственной, вопреки оранжевому жилету, который вынуждена носить на работе. Мне понравилось, что в отличие от большинства фильмов про 90-ые, здесь нет однобоких трактовок и однозначных оценок. Каждый герой, не считая бандитов, получился живым и настоящим - со своими ошибками и своими правильными поступками. Какова только цена этих ошибок и поступков? Надеюсь узнать в следующих сериях.
Ах, если б мне платили по рублю каждый раз, как я читаю сравнение Детей Перемен со Словом Пацана и Лихими... Была б я богатой как Петя)) Но обо всём по порядку. Сериал мне нравится. Смакую каждую серию, не зашла, разве что первая, но это потому что атмосфера оказалась совершенно не такой, как я ожидала. Ждала боевичок, а увидела драму, где повествование течёт весьма неспешно, но стоит распробовать - не оторвёшься. Предполагаю, что все те, кто пускает слюни на 'Лихих' и ругает 'Детей перемен' тоже пришли посмотреть динамичную стрелялку. Нам слишком сыто нынче живётся, мы хотим вспомнить, каково это, выживать. Такое мышление у нашего народа, к сожалению. Романтизировать такие времена и даже скучать по ним. Не потому ли так много сериалов про 90-е? Ведь это же 90-е, лихие девяностые, там всё время всех мочили, был экшен, нам не хватает экшена тех лет, и мы пришли посмотреть экшен, а что же нам дали? Реальную жизнь? Тююю. Скучно же, давайте стрелялки, разборки, и чтоб поромантичнее, чтоб братки обнимались и слёзы преданности пускали. А здесь не так. Никакой тебе проникновенной музычки, намекающей, мол, мы хоть и злодеи, но друг за друга горой, как мушкетёры, да, Бригада? И ничего, что в другой серии и убить друг друга готовы. Но это ж мелочи. Зато ж какая романтика. Это сарказм, если что, а то, мало ли, рецензию не пропустят за пропаганду такой вот 'романтики'. Ну, так вот, в Детях Перемен всего это нет. четко и ясно говорится, что никакой романтики в этом нет, да и цель как таковая всего одна - деньги. Вот и всё. Бабуля в троллейбусе Флоры так и сказала. Никакая сфера влияния их не волнует, только деньги. Вот так банально и пошло. Даже вот не ради идей каких-то революционных они это делают. Жрать хотят. А потом понимают, что этим не нажраться, наверное, но назад дороги нет. Ну, куда ты с банды денешься, когда у тебя всюду враги, и тебя защищает только твоё стадо? Так что да, в Детях Перемен стреляют, убивают, и ещё как. Но при этом все желающие вкусить задорного духа приключений - хотя бы через экран монитора - обломятся. Это Вам не Пираты Карибского Моря. Здесь главное блюдо - зло, а не эмоциональный аттракцион. Зло и безнадёжность, которой было пропитано то время. Бандиты в этом сериале как неизбежные декорации, но главные герои - люди. Обычные люди, которые крутятся как могут, компромиссы с совестью кто-то находит, а кто-то и не ищет вовсе, как Флора. Всё в этом сериале спокойно. До тех пор, пока не происходит что-то очень хорошее или очень плохое. Как в жизни. что примечательно - мало музыки. Молчаливо. Будто нам самим предоставляют возможность судить, какой саундтрек должен сопровождать тот или иной момент, хороший он или не очень, плохой или ужасный. В 'Детях Перемен' нам показывают как было, и предлагают самим вынести оценку происходящему. Актёры и персонажи. Знаменитые - и не очень - фамилии справляются с задачей в умелых руках режиссёров, персонажи получились живыми и интересными, и их не сильно раскрывают с одной стороны, но они как будто прям объёмные получаются, живые. Есть вот это ощущение, когда лепишь Снегурочку, а она превращается в живую девушку. Вот также с местными персонажами, не только фасад из лиц актёров, их удалось оживить. И что бы они ни делали на экране, за ними наблюдаешь с удовольствием, как будто читаешь хорошо написанный рассказ просто о жизни. Не бандитская тема тут на первом плане, хоть её и много. А просто жизни. Разные жизни, какими они могли быть в нашей стране в то нелёгкое время. Итак, что мы имеем. Трагедию без искусственного нагнетания трагизма. Тут вам не Ромео и Джульетта и не Бригада, прости Господи. Но всё же трагедия. И основная мысль здесь: трагедии - это не всегда то, что просто случается с людьми, трагедии мы зачастую устраиваем себе сами. Такую мысль вынесла лично я: всего этого можно было бы избежать, если б не сами люди. В этом главное отличие 'Детей Перемен' от всяких форсажей (при всей моей любви к первым 7 частям) - там посыл 'не мы такие, жизнь такая'. А здесь посыл 'сами же сотворили себе такую жизнь'. Во всяком случае, бандиты. 9 из 10
Самое глупое, что можно сделать, – сравнить «Детей перемен» и «Слово пацана». Эти истории о разном. Суть сериала не полностью, но хорошо раскрывают две прозвучавшие там фразы. «Принципиальных почти не осталось. Сейчас конкретных ценят» «На изломе стоим. Никто еще не знает, что их ожидает». И действительно, сквозь весь сюжет проходит нарратив: в 90-е выживали конкретные. Инженер Генрих, не способный повысить голос, сумел перестроиться и стал спекулянтом. А молодой поэт Родион себя не нашел. Принципиальный Виктор мог убить беспринципного Петра и жить спокойно, но не сумел пойти против своей морали. Тема отцов и детей в сюжете тоже важна. И здесь очень интересен образ Флоры. Ее изобразили героической женщиной, но все же грехов не лишили. Главный – голова в песке. Живя так, она пыталась не замечать время, за что в итоге и поплатилась сыном. Очень интересны образы интеллигентов и их поиска. Родион в какой-то мере противопоставляется Юре, который в отличие от него был любимым сыном у матери и сумел найти еще близкого человека, откликнувшегося на его зов, несмотря на суровость времени. Роде так не повезло. Много критики вызвал герой Славы Копейкина: уж очень бесит зрителя такой молодой и совсем небоевой гангстер. Нереалистично, мол. Но ведь именно таким и хотели показать Петю. Таковой и была задумка авторов. Перед нами парень, который думает, что кожанка и власть над головорезами, делают его взрослым. На самом деле, он остается слабым мальчиком, не способным понять и обуздать себя и робеющим перед собственной матерью. Очень понравились цветовая палитра и работа с камерами. Особенно в той самой сцене с Виктором и Петром в 6-й серии. Стоит поблагодарить авторов и за некоторую небанальность сюжета. Например, когда в живых остается последний спортсмен, кажется, что дальше сериал будет развиваться вокруг его мести. Но нет, эта тема вышла короткой. И, наоборот, в некоторых моментах авторы настолько перемудрили с драматургией, что не в пример себе стали слишком предсказуемыми. По взгляду отца Петра в 4-й серии легко угадать финал. Как легко его было угадать и с актрисой в 7-й серии. В этих моментах сценаристы (а скорее режиссер) немного разочаровали. Сериал заслуживает внимания. Жаль, что он вышел на фоне успеха «Лихих» и всего через год после «Слова пацана», на сравнения с которым несправедливо напросился.
Когда-нибудь миллениалы вырастут и состарятся, и, может быть, тогда медиахолдинги перестанут штамповать кинохроники 90-х под соусом нуарных криминальных драм, навесив плашку social impact content. До тех пор мы вынуждены отсматривать десятки версий 'переосмысления' того времени, где те или иные создатели сериалов ностальгируют по своей молодости, вкладывая минимум смысловой нагрузки и какой-то культурной ценности в свои произведения. Ничем иным кроме как попыткой поймать остатки славы 'Слова пацана' 'Дети перемен' не являются, как бы громко не называли продюсеры эти выстраданные восемь серий. 'Семейная сага на изломе времен' тянет как минимум на 'Унесенных ветром', а на поверку оказывается очередным смакованием и романтизацией ОПГ. Флора Борисовна, мать трех сыновей от трех разных мужчин, таксует, ой, водит троллейбус для души - в деньгах она не нуждается; спасибо щедрым алиментам и деятельным сыновьям. Постоянно лавируя между окружающими её горе-любовниками, она, святая простота, не замечает, что сыновья давно пошли по кривой дорожке. На этом воспитательная функция в сериале заканчивается. 'Дети перемен' не смогли снискать популярности пацанят и вряд ли даже на половину приблизились по совокупным просмотрам. Не помогло даже привлечение в каст Славы Копейкина и Льва Зулькарнаева. В целом, сериал изобилует таким количеством мискастов, что иногда я начинала думать, что смотрю пародию на трагедию; чего стоят только осипший мафиози Михалыч и актер Валера, который в перерыве между 'Дядей Ваней' развлекает братков и преподает актерское мастерство в местном борделе (может ли Яценко хоть иногда играть не мямлю?). Очень много недоработок, именно непроработанных сцен/персонажей/сюжетных линий; слишком много страданий подаются в лоб. Заботливые сценаристы разъясняют неразумному зрителю, что вот сейчас, в этот напряженный момент, кого-то убьют или вот тут все веселятся, а нужно плакать. Мне хочется верить, что если бы за сценарий взялся Крыжовников, то получился бы отличный сиквел 'Слова пацана' уже про 90-е, но по итогу мы получили 'Фишера 2' про мафиози местного разлива под бодрое диско, Иванушек и Таню Буланову. Чипсы с Петей/Юрой/Русланом на прилавках Пятерочки мы не увидели: если в 'Слове пацана' уже сформированные, отлично проработанные герои были помещены в конкретную эпоху, то здесь 'Дети перемен' просто плыли по течению, смешавшись с хаотичными рынками, перестрелками, борделями и богемными квартирами. Чернуха ради чернухи без целостного сюжета и с множеством оборванных линий, где единственная мораль - братки рано или поздно получают по заслугам, а окружающие их люди непременно страдают, и ничего больше.
Представление о 90-ых у тех, кто их не застал, формируется во многом благодаря кино. Культовые Бригада, Жмурки и Бандитский Петербург стали классикой и своеобразным мерилом того, как должны выглядеть девяностые. Дети перемен не вписываются в эти рамки “классики” и показывают 90-ые с другой стороны. Это как минимум интересно, если смотреть с точки зрения ухода от канона. А как максимум справедливо, потому что это время оценивать однозначно нельзя. Главный герой сериала - бандит Петя (Слава Копейкин), который только начинает криминальный путь. Личность впрочем неоднозначная: для души он занимается оперным пением, а для финансового благополучия - кошмарит людей. Его дерзость однако не распространяется на близких, он старается быть любящим братом и сыном. О важной для себя покупке первой сообщает матери, надеясь, что та будет рада. Вписывается за младших братьев в разборки, которые в общем-то серьезными и не считает. Во многом, мне кажется, его сформировало не только время, но и семья. Если посмотреть на братьев Пети (а все они рождены от разных мужчин), становится очевидной их разность. Яблоко от яблони недалеко падает. Нас формирует не только социум, в который попадаем во взрослом возрасте, но и тот, откуда мы выходим. В случае с Петей влияние оказал отец - тоже преступник, который сына в банду и привел. В этой связи стоит упомянуть Флору (мать) - основной женский образ сериала в правдивом исполнении Исаковой. Кажется, именно благодаря ей в сыновьях остается человечность (даже в Пете). Забота, доброта, любовь, одинаковое отношение ко всем детям - то, на чем их семья и держится. Сцена со собравшимися за столом в день рождения Флоры сыновьями и их отцами подчеркивает объединяющее начало ее образа. Как минимум то, что на передний план в сюжете выходит семейная тема и женский образ - уже отличает Детей перемен от канонических картин на тему девяностых. Но, конечно, и бандитский мир в сериале показан. Надо отдать должное сценаристам, которые не пытались каким-то образом сделать героев грубыми, злыми или чернушными. Например, Михалыч (Трибунцев) это собирательный клишированный образ криминального авторитета, который мы видели в Жмурках: малиновый пиджак, пунктик на неприемлемости к меньшинствам, а также быстрое решение вопросов щелчком пальцев. Его поведение скорее веселит, чем пугает. Все герои как будто выкручены на максимум в своих индивидуальных настройках: эмоциональных и чувственных. И именно это отличает картину от тех, с которыми сейчас принято сравнивать Дети перемен. Каждый герой живет в своем мире: подстраивается под действительность или противится ей настолько, насколько возможно. Моральные и ценностные перемены героев цепляют и заставляют смотреть дальше.
Попробую выразить свою любовь к этому сериалу не общими фразами. Кто-то видит в 'Детях перемен' только Славу Копейкина или Лёву Зулькарнаева, вариацию на тему 'Слово пацана'? Или противопоставляет 'Дети перемен' сериалу Юрия Быкова 'Лихие'? Нет ребята, всё не так, всё не так ребята! Это творчество совсем другого жанра. И 'Слово пацана', и 'Лихие' - это сериалы широкой аудитории (не буду говорить, что попсовые и хайповые). 'Дети перемен' - сериал авторский. Здесь нет душка нетфликса, нет подражания западной сериальной синтетике, нет стремления кому-то угодить. Здесь герой Славы Копейкина поначалу ничем не примечательней остальных персонажей. Но постепенно невидимая рука двигает его на первый план, и обаятельный парняга становится главным злом всей истории. Подобно Ди Каприо в 'Убийцах цветочной Луны'. Слава справляется с этой ролью на ура. Здесь Артём Быстров, которого можно смотреть параллельно с 'Лихими', но в противоположной роли. Что само по себе интересно. Здесь Виктория играет простушку-маму, которая на самом деле сильнее всех мужиков вместе взятых. Она стержень всей мужской семейки. Здесь гениальный Сергей Гилёв играет не отморозка, не страшного силовика, а скромного интеллигента (лучшего со времен Басилашвили). Александр Яценко играет, практически, камео. И много, много кого можно перечислять. Трагикомедия или драмеди - это высший пилотаж режиссуры. Но сейчас любая драмеди выглядит банально. 'Дети перемен' - другая история. Мысль которая приходит на ум при просмотре этого сериала - это не просто зрелище, это искусство. Когда пофиг на чьи-то оценки. Когда ты смотришь и уверен, что эта волна - твоя. А теперь о саундтреке. Уже заглавная тема - это синти-поп наложенный на стихи Пастернака. Очень пронзительный трек. А песня 'Не плач', которая нитью проходит сквозь весь сериал. А темы композитора Игоря Вдовина. Блин, ну, это реально в точку. Очень гармонирует с тем, что происходит на экране. Главный совет в моей сумбурной рецензии. Не ждите от сериала реализма и глубокой истории, морали, выводов. Это клип, играющий на струнах души. Весь его смысл в отдельных историях, которые связаны общими нитями. Это зрелище, которое можно пересматривать только потому, что хочется повторно испытать знакомые эмоции. Есть сериалы интересные, актуальные, конъюнктурные - их много. А есть сериалы культовые - их единицы. И Дети перемен - один из них. 9 из 10 Лучший сериал 2024 года.
Хотел посмотреть что-то стоящее от наших режиссеров с современным молодым актерским составом. Мне порекомендовали сериал Дети Перемен. И вот, по истечении 6 серий, что хочется отметить. Начнем с плюсов. Сюжетная линия довольно интригующая. Такие разные персонажи, контрастные характеры, актерская игра, которой хочется сказать - верю. По поводу мрачности картин, о которых так часто здесь отзываются - это есть. Лично у меня достоверность описанных событий в целом не вызывает отторжения. Это определенный взгляд определенного человека, для которого 90-е выглядели именно так. Этот период нашей истории я застал ребенком, однако уверен, что реалии времени были таковы, что либо ты продолжаешь работать на заводе, получая нестабильную зарплату в ожиданиях скоро закрытия производства, либо пускаешься в пучину коммерции, как в дикие джунгли. Вокруг творится хаос и правила игры поистине жестоки. Еще нет законов и механизмов регуляции для последствий иглы западного капитализма, так ловко и безжалостного проткнувшего ментальность советского человека. Теперь к обратной стороне медали. Предполагаю, режиссер хотел погрузить нас в реалии того времени. Так вот, около 70 процентов отснятых сцен и антуража не соответствуют картине того времени. Если сцена в троллейбусе, обстановка в квартире Флоры, ремонт в школе - близки к правде, то скажем, дом авторитета Сергея Михалыча больно режет глаз. Совершенно непонятно, как человек, проведший большую часть жизни в местах заключения, может обладать изысканным вкусом к интерьеру. Можно предположить, что он занял чей-то дом, убив предыдущего владельца, но камон. Откуда вообще взялись такие дома, еще 4 года назад вокруг был советский союз с хрущевками. Где венцом инженерного творения были дачи академиков, похожих на дачу героини Анны Снаткиной. И судя по региону на номерах авто, действия происходят даже не в столице и не Питере, а во Владимирской области. У меня есть яркие воспоминания из моего детства на периферии. Очень круто тогда смотрелись стены обшитые вагонкой, камин из красного кирпича и шкуры медведя на стенах или полу. Далее пройдемся по герою Славы Копейкина - Петру. Не соответствует его милой личико, красивая прическа и живая мимика тому зверю, который был бы способен занимать эту нишу. Далее возьмем ресторан, впоследствии сожженный бандой Жигалинских. Слабо верится в подобный дизайнерский подход. Еще сильно бросилась в глаза женская эмансипированность. 30 лет назад женщины вели себя совершенно иначе. Скажем, возьмем сцену, в которой Умка фоткает братков в заброшенном помещении. В реалиях того времени, молодой девушке только в самом страшном сне могло присниться оказаться в такой обстановке. Участь ее была бы предопределена и максимально печальна. Строящий бандитов Петр ради хобби объекта своего внимания, за гранью воображаемого. Далее возьмем выставку с фотографиями. Сложно представить себе Владимирский бомонд 95-го года, увлекающийся подобными вещами. Продолжать не стану, думаю ход мысли понятен.
Прошлогоднее «Слово пацана», моментально обретшее культовый статус и народную популярность, мгновенно спровоцировало очередной «бум» на криминальные драмы о постперестроечной эпохе заката Советского Союза — начала «демократической» России. Хотя подобная тема никогда не уходила из сферы внимания отечественных кинематографистом, такое повышенное внимание к эпохе бандитских девяностых можно было лицезреть даже в начале нулевых, когда выходили легендарная «Бригада», «Жмурки», «Бумер», и даже «Бой с тенью» в части касающейся оглядывался на них. Нечто подобное происходит и сейчас: еще не известно, продлят ли «Слово пацана» на второй сезон (объективно не особенно и нужный), как Wink в отчаянных попытках повторить собственный успех вооружается рядом второстепенных артистов ленты Крыжовникова, парой режиссеров Тарамаев-Львова (ответственных за отличных «Фишера» и «Черную весну») и снимает так называемую семейную сагу на сломе эпох (как громогласно авторы сами окрестили свой свежий проект) — «Детей перемен». Возможно, все было бы у нового продукта Wink не плохо, но зрителю, к сожалению, есть с чем сравнивать. Я даже не берусь вспоминать про криминальное кино и сериалы начала нулевых вроде «Бандитского Петербурга» или «Бумера», ну или неоднократно упомянутой пресловутой «Бригады». Еще свежо в памяти «Слово пацана», на которое постоянно кивает данный проект (с первых кадров бросается в глаза визуальное подражание Крыжовникову), словно специально вызывая ассоциации как визуальным рядом, так и мелькающими лицами. Еще грустнее становится, когда видишь, что буквально параллельно продолжается трансляция «Лихих» Юрия Быкова, написанных и снятых на голову выше, качественнее, злее и бескомпромисснее. Никакого сгущающегося мрака, по-доброму умеренной «чернухи» и «развенчивания бандитской романтики» как у Быкова, здесь нет и в помине. «Дети перемен» скорее походят на пародийную комедию на весь жанр в целом. Это ни в коем случае не слепок и не портрет эпохи, это именно ее кривое зеркало, неумелая пародия, пытающаяся строить серьезную мину при плохой игре. Все клише на лицо — обязательно в кадре появится толпа в кожанках, малиновый пиджак и парочка тридцать четвертых «бэх». Одна-единственная сцена перестрелки, показанная во втором эпизоде, кроме недоумения и смеха никаких чувств не вызывает. Нет того драматизма, который по-балабановски пробивали Крыжовников с Янковским-младшим во второй половине «Слова пацана» или той кровавой, но по-страшному реалистичной жестокости Быкова из «Лихих», где такие же «братки» стреляют более метко и с ледяным взглядом бездушных убийц. Главная сюжетная линия, повествующая об одной отдельно взятой семье звучит любопытно, но реализована крайне посредственно: от типичной проблемы «безотцовщины» авторы предсказуемо скатываются еще дальше к теме «яблока и яблони». Подобная тема отцовства и ответственности аналогично затронута в «Лихих», но там представлена действительно драматично и неоднозначно. Кстати, если уж речь зашла о сценарии, можно пожаловаться на уровень местной драматургии — куча бессмысленных диалогов, создающих ненужное провисание, а также крайне нелогичные мелкие сюжетные детали в поведении как ключевых, так и второстепенных персонажей. И только во избежание спойлеров не стану объяснять в чем именно. Но самый главный провал сериала — Слава Копейкин. Едва вылезший из образа школьного хулигана Турбо (а временами как будто застрявший в этой роли навсегда), Копейкин с его откровенно детским смазливым личиком и звонким голоском абсурдно выглядит в роли старшего сына в семействе и по совместительству авторитетного бригадира у местного вора в законе. В эпизодах, где он «базарит с пацанами на стрелках», Копейкин абсолютно не вывозит своего персонажа и больше походит на школьника, который насмотрелся «Бригады» и решил поиграть в Сашу Белого. Я уже молчу о нелепых сценах, в которых мальчик Слава командует взрослыми и реально напоминающими бойцов ОПГ мужиками. Если в «Слове пацана» парню удалось создать как минимум заметный второплановый образ, то в последующих «На автомате» и теперь «Детях перемен» он только разочаровывает. Рано ему еще таких персонажей играть. По моему мнению, тот же Кологривый (вспоминая его Кащея) куда фактурнее и органичнее смотрелся бы здесь в центральной роли. Потрясающий актер Тимофей Трибунцев в роли того самого вора в законе в малиновом пиджаке выглядит не смехотворно, но пародийно. Его персонаж — концентрат всех известных клише о российских криминальных авторитетах, причем вычурный, не смешной, а скорее противно пародийный. К этому персонажу невозможно отнестись серьезно, он не вызывает чувства опасности или угрозы — он именно удивляет и не адекватными поступками. Его сиплый голос вызывает ненужные ассоциации то ли с Марлоном «Крестным отцом» Брандо, то ли с уркаганами из второсортных НТВшных сериалов, которые также замахивались на великое наследие Копполы, то ли вообще Михалыча — Никиты Михалкова из «Жмурок». Причем с героем балабановской комедии местного бандита роднит не только тембр голоса и малиновый пиджак, но и даже кличка — чтобы зритель сразу понял, откуда «списали» главного антагониста. Софья Лебедева выглядит как на тематическом утреннике — разумеется, черная кожанка, вульгарный макияж, эдакая «интер-девочка». Но зритель-то помнит, как она хорошо работала в «Бывших» и «Последнем министре». Правоохранительный блок здесь представляет молодой милиционер Кузьма Котрелев (главная роль в «ЮЗЗЗ») — и по сравнению с парой фактурных силовиков Месхи и Харитонова из «Лихих» выглядит совсем не убедительно. Сергей Гилев тоже ничем не впечатлил, хотя в «Контакте», «Черной весне» и «Триггере» показал себя шикарно. Смысла в присутствии персонажа Александра Яценко я вообще не увидел. Можно похвалить в фактически камео-роли продажного милицейского начальника Артема Быстрова, параллельно блистающего в главной роли в «Лихих» — здесь снова отрицательный персонаж, и снова потрясающе сыгранный. Виктория Исакова, оказывается, одинаково правдоподобна и в ролях интеллигентных леди, и в образе труженицы среднего класса. Здесь простую русскую бабу из глубинки играет не хуже, чем роковых красоток в других проектах, да и вообще — талантливая актриса, одинаково рад ей в любом проекте, даже если кино проходное. В совокупности сериал абсолютно не впечатлил, следить за развитием истории нет ни малейшего желания. Всему виной — не доработанный, а может даже инфантильный сценарий с наивными сюжетными ходами и глупыми диалогами, абсолютное непопадание большинства актеров в свои роли, средненькая операторская работа, дисгармония между визуалом и музыкальным сопровождением. В общем-то, «Дети перемен» — это ни в коем случае не портрет эпохи, а ее кривая пародия. И уж точно перед нами не «минимум третий „Крестный отец“ и не „максимум „Лицо со шрамом“, как писали о премьере в редакции КиноПоиска. Далеко этому сериалу до «Крестного отца 3». 3 из 10
Сюжет «Дети перемен» сосредоточен на жизни матери с тремя сыновьями, которые пытаются адаптироваться к стремительным изменениям в стране. Сюжет Первым, с кем нас знакомят, становится Флора (Виктория Исакова). Показывают ее очень даже жизнерадостной на фоне кучи мужиков-заводчан, которых она везет со смены на своем троллейбусе. Сразу же в этой сцене нам дают понять, что у нее есть три сына, и растит она их одна. Старший – Пётр (Слава Копейкин) втихую выполняет поручения местного авторитета (но при этом любит оперу), средний – Юра (Макар Хлебников) художник афиш и тонкая натура, а младший - Руслан (Хетаг Хинчагов) прогуливает школу, чтобы ходить по хатам и предлагать людям всякое китайское. Очевидно мы столкнемся с трудностями взросления, на фоне нестабильности в стране, проблемы поколений, вопрос морального выбора… От чего мы переходим к Персонажи Первые серии раскрывают личные истории, мечты и разочарования. Нас просто привязывают к персонажам, потому что буквально для любого человека здесь есть «прототип» его мамы\папы\друзей\дять\теть и прочее. Персонажей хоть и много, но ты их запоминаешь, они хорошо прописаны и интегрированы в сюжет. От наивных мечтателей до прагматиков — все они сталкиваются с вызовами времени и учатся справляться с ними. Актерская игра выше всех похвал, новое поколение актеров хорошо справляется, но мой глаз зацепился за Михалыча в исполнении Тимофея Трибунцева, его сиплый голос, манера речи, все пошло на пользу образу главного «Кабанчика». Что по визуалу? Сериал великолепно передает атмосферу 90-х: музыка, мода, повседневная жизнь — все это создает ощущение ностальгии. Опенинг «под пленку», цветокоррекция а-ля сепия, конечно же кожаные куртки и плащи – все работает так, чтобы ты окунулась в свою молодость или детство. Темы и послание Как мне показалась, тема семьи здесь преобладает над всем. Все абсолютно разные, растут без отцов, мать пропадает на работе, «все как у все», проблемы, есть нечего и денег нет. Но мне нравится, что среди всего этого, есть юмор, любовь, дружба. Кажется, у сериала есть шансы не пойти по пути «Лихих» и «Слово пацана», где нам показывают, что выхода нет… Заключение Это не просто история о 90-х, это внимательное рассмотрение человеческих отношений и борьбы за лучшее…в любое время и в любых обстоятельствах. Буде следить за этой семейкой, у меня на нее большие надежды.
Очередной взгляд на лихие 90е. Понимаю, что ничего радикально нового не придумаешь, да оно и не надо, все истории придуманы до Вас. Бери, изменяй и адаптируй под сериалы. И конкретно задумка сериала неплохая, показать разные пути развития молодых ребят в то турбулентное время. Но что-то пошло не так... Тут вроде бы и актёры серьёзные есть (правда, есть и совсем несерьёзные). И несерьёзные - это как раз те самые, которые из пацанят + Хлебников, Хинчагов, Котрелёв. Ну не тянут они главные роли. И вот не пойму, то ли диалоги так плохо прописаны и сюжет так разорван на куски, то ли актёры все-таки халтурят. Думаю, правда где-то посередине, как оно часто и бывает. Но ведь и признанные актёры ситуацию не спасают (Исакова, Гилёв, Яценко, Быстров). Трибунцев в своей роли ещё более-менее убедителен (одновременно и комично, и противно). Из положительного - только хорошо подобранная музыка той эпохи, которая удачно ложится на картинку. Да и к операторам каких-то претензий нет. Но режиссёрской работы не видно, а про диалоги и сценарий повторяться не буду. Ну не верю я этим историям, не раскрыты они. Не предыстории вам, не развития отношений между героями. Яркий пример - отношения Юры и Саши Лебедь. И так примерно с развитием отношений между всеми героями данного сериала. Ловил испанский стыд примерно каждые 5 минут просмотра. И как итог: сюжет не цельный, диалоги картонные, актёры не органичны в своих ролях. Не рекомендовал бы тратить своё время. Есть гораздо более качественные картины на данную тематику, если уж очень захочется вспомнить то время. А вот плейлист из сериала можно под подходящее настроение поставить. 3 из 10
Довольно прилично задуманный и складно сделанный сериал, который можно посмотреть за день, не отрываясь. Есть здесь и неплохая актерская игра, и сюжетные твисты, и саспенс. Нет старательно переданных примет времени. Зачастую сериал проваливается в какую-то карикатурность, что забавно, но не работает на атмосферу. Из плохого, как обычно, сценарий. Во-первых, сценарист придумал столько героев и линий, что ты две первых серии просто пытаешься разобраться, кто там кто и что там почему. Герои так друг на друга похожи, экспозиция такая скупая, что сразу вникнуть не получается. Второе, что напрягает — это очень слабый психологизм. Герои не раскрываются, они просто выполняют то, что придумал сценарист. Во многие вещи просто не получается верить. Хороший пример — это абсолютно все любовные линии в сериале. Они все непонятные и искусственные. Водительница троллейбуса в возрасте, которая отбивается от внимания сразу трёх своих прошлых мужей, хозяйка стрип-клуба, которая влюбляется в нищего художника, а он ещё и младше неё на десяток лет, богемная журналистка, западающая на безработного инженера, которого попёрли с завода, про любовь в больнице для слепых я вообще не говорю. Потом эта Умка снова делает финт ушами, не объяснимый вообще ничем. Это всё красиво и по-киношному, но верить в это просто невозможно. По наполнению этот сериал ближе не к 'Слову пацана', с которым его сравнивают, а к какому-нибудь сериалу 'Восьмидесятые', где посмеяться важнее, чем проникнуться. Да, это интересно смотреть, но в итоге не остаётся ничего. Потому что сопереживать здесь вообще некому. Но и хорошее в сценарии есть. Вот эта идея — убивать абсолютно всех положительных героев. Это хорошо и свежо. В какой-то момент ты начинаешь чувствовать этот вектор, и даже хэппи-энд тебе больше не нужен. В общем, посмотреть стоит, но далеко не шедевр. 6 из 10
В детстве все одинаково верят в сказки, но по мере взросления то ли человек грубеет от суровый действительности, то ли окружающая действительность становится грубее от людей. Так и в девяностые годы 20-го века в России настал период взросления страны. Исчезла юношеская наивность, на смену высоким идеалом пришло умение приспосабливаться самому или приспосабливаюсь под себя других. Такая трансформация страны и общества показаны в миниатюре на примере семьи, в которой присутствует представители криминального мира, интеллигенции, рыночных торговцев-челноков, а также рабочие сословие. Сериал получился очень лирическим и душевным. Внимание акцентируется не на разборках банд или борьбе за выживание, а на взаимоотношениях людей, которые подчас выстраивать сложнее, чем криминальную империю. Удачно проведена параллель между сыном криминального авторитета и пушкинским Германом из 'Пиковой дамы'. Жизнь по принципу 'Что наша жизнь - игра', фатализм, декаданс, ощущение быстротечности жизни и неистовое желание ловить её моменты полной грудью. Это и облик эпохи, и её героев, удачно дополненные музыкальным сопровождением – мрачными песнями Агаты Кристи и разбавленные лёгкой безысходностью современные мотивы, имитирующие безвозвратно растворяющийся в серых многоэтажках силуэт старой страны. 9 из 10
Плохие парни выбирают хороших девчонок. Саша Белый женится на скрипачке, Марат из Слова пацана влюбляется в отличницу в пионерском галстуке, Петя в Детях перемен, что называется западает на странную девчонку с фотоаппаратом в руках. Сегодня хочу порассуждать, чем зацепила Умка Петю и можно ли это назвать любовью? Посмотрев 6 серий, пришла к выводу, что тут целая совокупность факторов. Во-первых, Петр увидел в Умке прототип Пушкинской Лизы из Пиковой дамы, а с этим произведением у него связано глубокое эмоциональное переживание в детстве. Во-вторых, Петру приятно, что Умка не судит его за криминальную деятельность, хотя и относится к этому с некой иронией. Когда выбранный путь не поддерживают родные, а друзей настоящих попросту нет, принятия хочется найти в девушке. Именно в Умке Петр видит свое спасение и свой шанс на обретение любви и понимания. В-третьих, Умка не кокетничает и не навязывает себя, она живая естественная и непосредственная. Не крутится на шесте, не мечтает найти богатого мужчину, не продает себя. Если ее образ подкупает зрителей, то как удержаться молодому парню? Возможны ли между этими такими разными людьми отношения показал финал. Спойлерить не имею права, а рекомендовать сериал к просмотру более чем могу. С 6 серии сериал раскрывает неожиданные повороты, а финал оказывается непредсказуемым. Ответ на вопрос, заявленный в заголовке, я получила. Но интригу раскрывать не буду!