Синий бархат: отзывы и рeцензии

Эль ЧуПанебрей
Эль ЧуПанебрей31 июля 2011 в 17:19
«Синий бархат»

Дэвид Линч любит смешивать в своем творчестве голливудский мэйнстрим и артхаус. 'Синий бархат' - один из самых показательных его фильмов в этом плане. Главной целью режиссер поставил перед собой показать всю подноготную таких маленьких городков как Ламбертон. Все - в прологе фильма, который начинается с панорамы белых заборчиков, ярко-красных цветов и приветствующих оператора жителей, а заканчивается пикированием камеры по направлению к земле и копошащемся в ней насекомым. То, что следует дальше можно посчитать завязкой обычного мистического триллера - парень Джеффри находит в траве человечье ухо и несет его в полицейский участок. Позже новоиспеченный детектив выходит на местную певичку Дороти и пытается пробраться в ее жилище... После загорается лампа кинопроектора и начинается 'фильм Линча'. В описании этот «фильм» совсем не нуждается, а нуждается в полноценном про(пере)смотре. С творчеством Линча я начинал знакомиться в хронологическом порядке. После тяжелого и совсем недоброго 'Головоластика' последовали более смотрибельные 'Человек-слон' (удачная стилизация под кино 40-50-х) и 'Дюна' (довольно-таки неплохая фантастика). 'Синий бархат' - фильм, в котором можно сказать родился Линч, родился его стиль. На главную роль Дэвид взял актера дебютировавшего у него в 'Дюне' - Кайла МакЛоклена, а на роль его подружки свою будущую музу - Лору Дерн. Лора Дерн здесь играет девушку Сэнди, олицетворяющую собой городок Ламбертон. Она - его лицо. Дороти же (в исполнении Изабеллы Росселлини) представляет собой 'внутренности' этого города. Белый хлопок и синий бархат - весь фильм построен на этих двух контрастах. Дэннис Хоппер играет в фильме злодея Фрэнка Бута - главного в этом мрачном царстве террора на троих. Пожалуй, это самый интересный персонаж из всех, к тому же Линч так и не раскрывает до конца все карты, сохраняя общие настроения фильма и позволяя зрителю додумать все самому. В финале картины Линч выпускает из клетки малиновок и все уже хорошо. Но даже сквозь умильную финальную музыку пробивается '... and i still can see blue velvet...'. Таким образом, даже после финальных титров фильм продолжается. Но уже в тебе... 'Синий бархат' - может быть и не самый совершенный фильм Линча, потому что, снимая, его он только опробовал свой стиль, но из всех его работ - эта - моя самая любимая. Дэвид чередует эпизоды, словно воспроизведенные из какого-то старого фильма с крупными планами, делающими акцент на безобразное в прекрасном или на прекрасное в безобразном. Еще в 'Бархате' намешано множество жанров, но самым лучшим определением к нему будет 'фильм Линча'. И то, каким будет ваше отношение к этому фильму - зависит напрямую от вашего отношение к творчеству этого режиссера в целом. 10 из 10

coreball
coreball27 октября 2022 в 15:16
Бархатный сон

Писать о «Синем бархате» в 2022 году пошло и нелепо. Кажется, что этот фильм уже исследовали вдоль и поперек, особенно на Западе. Однако автору чисто по-человечески хотелось бы высказаться. В нашу эпоху, когда уже ничего оригинального высказать нельзя, само желание вставить свои пять копеек уже само по себе является достаточным основанием, чтобы эти пять копеек потратить. «Синий бархат» снят в жанре неонуар, однако сама детективная линия, как это было бы в классическом нуаре, не является основной. Расследование скорее служит проводником, этаким Гермесом, в тот второй мир, который прячется за привычным, обыденным, видимым. Недаром подарком Меркурия служит именно ухо: слух дарует совсем дает совсем иное восприятие реальности чем зрение, на которое мы обычно опираемся в городской среде. Люди до XVI-го века в основном прослушивали информацию. Не трудно понять, как сильно отличается литература времен Гомера от современных романов Пелевина. Звуку в фильме отведена важная роль – здесь много места отведено песням. Так же расследование необходимо для того, чтобы герой пришел к осознанию того, с кем из женщин следует быть. Основной мотив фильма прост – любовь побеждает зло. Понять это нам помогает сон Сэнди о малиновках, символизирующих любовь. В конце фильма в идиллической обстановке полной света прилетает та самая малиновка, что в клюве держит жучка, символизирующего зло (в начале нам показывали, как насекомое роилось в темной холодной земле). Само зло заключено в насилии, что снится в кошмарах Джеффри. Фильм Дэвида Линча прекрасно выполнен стилистически. Пусть неизвестно точно какой год на дворе в «Синем бархате», однако можно предположить, что это начало 60-ых. Стильные машины, костюмы, платья, барная атмосфера с живой музыкой. Впрочем, 60-ые проявляются не только в вещности, но так же в подобранном саундтреке, структуре повествования и роли женщины (стоит заметить, что мачо злодей выглядит смешно и выставлен импотентом, благодаря этому мы не можем назвать кино сексистским). Все элементы фильма работают на общий стиль, в чем проявляется мастерство Дэвида Линча как художника, прекрасно понимающего, что он хочет показать. «Синий бархат» полон разных символов. Один из любимых режиссера – дорога. Скорее всего, в фильме шоссе значит не только вечное странствие, метафору индивидуальной жизни, но и путь в другие миры, там, где царит мрак, а привычные формы поведения перевернуты. В «Синем бархате» бандиты ведут себя странно: один чрезмерно вежлив и отлично поет, другой готов накрасить губы и поцеловать своего врага. Порой картина Дэвида Линча превращается в какое-то травести шоу, балаган, костюмированную постановку внутри фильма. Другая вещь, о которой стоит сказать – синяя бархатная лента, которая является не только куском ткани, но также песней и пивом («Blue ribbon» переводится на русский как «синяя лента»). Сама нить служит синей тряпкой, что привлекает внимание главного героя и ведет его к цели – к любви. Завершая разговор о фильме, можно сказать, что «Синий бархат» из-за своего символизма затрагивает что-то в глубине нашего бессознательного, ведь недаром герои понимают, что такое добро и что такое зло именно во снах. 8 из 10

azcrespo
azcrespo21 июня 2014 в 14:24
Ночная драма

После неоднозначной высокобюджетной «Дюны», которая была хороша визуально, но провальна в плане сценария, Линч решил снять менее бюджетный, но более глубокий фильм. Но даже в контексте множества нелепых с точки современного зрителя кинокартин 80х, «Синий Бархат» кажется несмотрибельным. Однако, это только на первый взгляд, вернее, на первые полчаса фильма, так как происходящее на экране кажется не мистическим триллером, а сном в летнюю ночь подростка с бурным воображением. Главный герой Джефф находит на пустыре отрезанное человеческое ухо, и начинается его собственное расследование. В определённый момент наступает точка невозврата, и обычного старшекурсника втягивает в водоворот мистики-триллера-эротики. В плане содержания, я думаю, что этот фильм — настоящая находка для психолога-фрейдиста, да и вообще любого. Здесь затрагиваются многие страхи, комплексы, сексуальные и поведенческие девиации. Эдипов комплекс просматривается в том, что герой был пай-мальчиком до попадания отца в больницу. Никакой предыстории, описания характера, контекста, с чем сравнивать. А тут его прямо прорывает – настаёт время приключений, расследование, появление девушки и герой совершает ещё один поступок, увидев который вы сами поймёте проводимую параллель. То есть, отец как сдерживающий фактор был значителен для Джеффри, хотя в фильме не показано, что они с ним были врагами. Далее, вуайеризм, к которому склонны абсолютно все, хоть мало кто это признаёт. Тайное желание подсмотреть что-либо здесь утоляется сполна, мы глазами Джеффри через щель в шкафу видим вещи, которые одновременно и жуткие и возбуждающие. Садомазохизм, влечение к более старшим женщинам, уже указанные отклонения — всё это вшито в сюжет, который, по сути, про психологию и криминал, а совсем не про эротические похождения студента-детектива. И всё соединено так органично, что не видно никакой грязи и непристойностей, ни разу не появляется желания промотать или даже выключить, каждое оголение главной героини, скажем так, мотивировано и не имеет целью раздевание ради раздевания, чтобы смутить зрителя и от чего-то его увести. Даже не знаю, есть ли другой такой фильм, в котором все материалы 18+ сделаны под знаком искусства, а не пошлости. Говоря всё время про эротико-мистику, ни в коем случае не стоит забывать про криминальный компонент фильма и главного антогониста, который внушает ужас и омерзение плюс желание посадить его на электрический стул — Фрэнка. Этот маньяк-убица запомнится вам постоянным матом и непредсказуемым поведением, а единственное, что в нём понравится — его музыкальный вкус, любимая песня этого подонка возможно войдёт и ваш топ, как прочно вошла в мой. Нельзя не сказать про актерскую игру. МакЛоклен создал уже тогда архетип спокойного задумчивого парня, который ввязывается в приключения и блестяще в них действует, ему не нужно кривляться, наносить фунты грима, набирать 10 кг или сбрасывать столько же, пробовать себя в мюзиклах и т.д. И дальше, в Твин Пикс, он будет актёром своего собственного амплуа. Росселини смело сыграла эту непростую роль, которая могла быть провальной при неправильной реализации, именно от неё зависело цельное восприятие картины и она справилась со всем. Фрэнк получился внушающим ужас и отвращение — то есть настоящим злодеем, чьё поведение было не шаблонным, с пафосными речами про свою крутость, а безумным распространением насилия, куда бы он ни ступал. Показав на контрастах и ассоциациях всю глубину плохих, и казалось бы простых, вещей и явлений, Линч не церемонится со зрителем. Он показывает рваные сцены без цензуры и не показывает ни одного шаблонного характера, все в Синем Бархате по-своему спятившие. И лишь упрямое вмешательство Джеффри ворошит это гнездо безумия одних и безразличия других в этом небольшом городке, являющимся аналогом тысяч подобных по всему миру…

haigmolly906904
haigmolly90690415 апреля 2025 в 12:08
фильм, в котором тьма шепчет из-под обоев.

«Это странный мир». С этих слов начинается один из самых тревожных и красивых фильмов 80-х — «Синий бархат» Дэвида Линча. И это заявление — ключ к пониманию картины. Мир, в котором всё выглядит аккуратно, зелено и улыбчиво, на самом деле полон шепота, насилия, одержимости и сексуального ужаса. Фильм начинается как воспоминание о детстве: газон, белый забор, красные розы… А заканчивается там, где не должно оказаться ни одно воспоминание. Линч, лично для меня, архитектор бессознательного. «Синий бархат» — ночное откровение. Красивое. Страшное. Манящее. Как прикосновение бархата — мягкое, но вызывающее мурашки. Кинополотно о двойственности нашего мира: о соблазне зла; о том, как легко человечность теряет форму, если присмотреться; о взрослении — как о потере иллюзий. Деннис Хоппер играет Франка как боль, которой дали тело. Он кричит. Шепчет. Пьёт газ из баллона. Насилует. Рыдает. Смеётся. Он не просто злодей, а воплощённый надлом, бездна, в которую заглядывает не только герой, но и зритель. «Синий бархат» — как если бы Хичкок снял нуар в дурном сне: медленные тревожные проезды камеры, гипнотический свет, контраст между дневной реальностью и ночной галлюцинацией и ощущение, что всё, что кажется нормальным — на самом деле лживо. Что скрыто под бархатом? «Синий бархат» в качестве приглашения. Вглубь. Вниз. В себя. Стоит ли смотреть? Если ты хочешь простой сюжет и понятные ответы — нет. Если ты готов к тому, чтобы выйти из зоны комфорта, почувствовать тревогу и задуматься, что скрывается под уютной поверхностью твоей реальности — да. Безусловно. Итак, «Синий бархат» не показывает монстров. Он шепчет, что монстр — внутри. И задаёт лишь один вопрос: Что ты готов увидеть, если поднимешь занавес реальности?

AltRomantic
AltRomantic26 января 2019 в 08:55
Подслушано в шкафу

К 1986 году Линч уже стал заметным режиссером, но он все еще метался между разными форматами: стартовав с фундаментальной для себя картины «Голова-ластик» в 1977 году, позже Дэвид снял мощный байопик «Человек-слон», а также хоть и провальную, но красивую и обворожительную экранизацию культового романа Фрэнка Герберта «Дюна». Вместо того, чтобы продолжить заниматься коммерческими проектами, Линч потихоньку начал возвращаться к своим корням, для того чтобы снимать более рискованное и авторское кино. «Синий бархат» стал одним из ключевых фильмов в карьере Дэвида Линча. Именно в нем сформировался образ тихого маленького городка, в котором начинает происходить ужасающая, но загадочная и мистическая дичь. Позже эта формула вовсю раскроется в «Твин Пиксе» и «Малхолланд Драйве», а пока мы наблюдаем за попытками Линча погрузить зрителя в совершенно безумный мир. Пока у него это получается не всегда хорошо, так как местами фильм передергивает или наоборот не дотягивает по части раскрытия истории, однако просмотр «Синего бархата» — крайне занимательный и необычный опыт. Сама же история фильма крутится вокруг юноши Джеффри Бомонта (Кайл МакЛоклен), который вернулся в свой родной город Ламбертон к заболевшему отцу, и девушки Сэнди Уильямс (Лора Дерн)— дочери местного детектива. Джеффри случайно находит чье-то отрезанное ухо, в результате чего он с Сэнди решил разгадать то, что на самом деле скрыто за всем произошедшим. Все это приводит к соблазнительной певице Дороти Валленс (Изабелла Росселлини), а также к странным ситуациям и сюжетным поворотам, в которых Линч отразил наши тайные и коварные желания к запретным плодам и тому, что обычно скрыто от наших глаз. Актерский состав «Синего бархата» заслуживает отдельного внимания: Кайл МакЛоклен (или Маклахлен, кому как удобнее), ранее сыгравший главную роль в «Дюне», и Лора Дерн впоследствии стали «первыми» лицами фильмов Линча, без которых уже невозможно полноценно представить его картины, а для Изабеллы Росселлини — дочери актрисы Ингрид Бергман и режиссера Роберто Росселлини, роль в «Синем бархате» стала одной из самых заметных и ярких. Нельзя не упомянуть Денниса Хоппера, который крайне эффектно и вызывающе исполнил роль главного антагониста фильма; образ его персонажа стал одним из главных достоинств картины. Музыка в «Синем бархате» занимает особое положение, ведь фильм назван в честь одноименной песни Тони Беннетта 1951 года, дух которой ощущается на протяжении всего хронометража (хотя основной версией для вдохновения стал кавер Бобби Винтона 1963 года, он же звучит в самом фильме). Немаловажную роль в создании нуарной и пикантной атмосферы сыграл композитор Анджело Бадаламенти. Изначально Линч его нанял в качестве учителя пения для Росселлини для исполнения в фильме того самого «Синего бархата», однако позже их сотрудничество достигло совершенно иного уровня. Позже музыка Бадаламенти стала одним из неотъемлемых элементов и визитной карточкой фильмов Дэвида Линча, а также источником для вдохновения многих музыкантов. Думаю ни для кого не станет откровением, что «благодаря» своему непростому содержанию и формату «Синий бархат» не стал коммерческим успехом и изначально не был обласкан критиками. Годы спустя, разумеется, справедливость восторжествовала и сейчас картина считается одной из самых влиятельных в 80-х годах, открыв дорогу более рискованным проектам. Сам Линч стал куда более уверенным и востребованным режиссером, и именно благодаря выходу «Синего бархата» стало возможным рождение такого эпохального творения как «Твин Пикс». Лично я не сразу проникся «Синему бархату», поэтому фильму, как и многим другим примерам авторского и артхаусного кино, стоит дать шанс, если в первый раз что-то пошло не так. Такие фильмы нуждаются в том, чтобы их пересматривали и находили в них ранее незамеченные моменты. 7 из 10

AmeLi 47
AmeLi 478 августа 2017 в 22:10
Иногда сигара — это просто сигара

Первый фильм Линча, который я посмотрела был 'Дикие сердцем' на языке оригинала, случилось это 2 года назад. Во время сеанса внутри все сжималось и боялось расслабиться - психологический дискомфорт. Выйдя на темную улицу и направившись к метро, я с нетерпением ждала друга, чтобы не держать накопившиеся внутри гадость и шок, видимо от большой впечатлительности, меня потрухивало, а в голове ощущалось шевеление, будто мой мозг вынули, прополоскали и перевернув, поставили на место, эти чувства сопровождались некими расширениями внутренних границ и личного восприятия мира - вот чем мне понравился режиссер. И, пожалуй, надо написать рецензию к этому фильму, поскольку для меня 'Синий бархат' явился схожей блеклой картиной на фоне 'Диких сердцем', своеобразной пробой пера и дозревания, и переосмысления, подготовки к более 'Линчевскому', атмосферному и авторскому. Строго говоря, я не любитель выставления подобных(фильму) фантазий на всеобщее обозрение. С психологической точки зрения 'такое' не может понравится и уж тем более не может восхищать. Всегда задаюсь вопросом 'где проходит та грань, великий художник - человек с нездоровой фантазией? почему определенные аномалии мы возводим в ранг гения, потворствуем им и принимаем, а не освистываем и пресекаем?' И тем не менее, заинтересованность творчеством и внутренним миром Дэвида Линча остается на высоком уровне, особенно возрастает она после недавно вышедшего документального Дэвид Линч: Жизнь в искусстве. Для более полного восприятия его картин советую ознакомиться с монологом мастера, также искусно представленного в фильме.

kosyakman
kosyakman8 мая 2017 в 13:46
Тебе это снится?

Пересмотрел ранее виденную лет 10 назад кинокартину Дедушки Линча. Описывать сюжет и распинаться на тему того, как Линч завораживает зрителя, особого смысла не имеет. Отличный фильм с запоминающимся видеорядом (по части визуальной эстетики Дядюшка Дэвид знает толк в извращениях) и цепляющей музыкой. Есть определенные нарекания к героям Кайла Маклоклена и Лоры Дёрн, возможно только лишь потому, что на фоне Дэнниса Хоппера они выглядят не столь ярко. Особый шарм фильму придаёт ощущение лёгкой упоротости всего происходящего на экране, как если бы основные события оказались сном главгероя. В картине можно уловить то особое настроение ('реальность сна'), которое впоследствии активно эксплуатируется Маэстро в других работах, а в любимейшем мной 'Маллхолланд Драйв' и вовсе достигает своего апогея.

goshavip
goshavip11 августа 2015 в 17:41
Strange world.

«Мы живём в странном мире». Эта фраза не раз повторяется по ходу действия картины «Синий бархат» Дэвида Линча. Естественно, герои имеют в виду, что мир полон загадочных и удивительных вещей, порой сваливающихся на головы людям из-за обыкновенного стечения обстоятельств. Не странно ли, что молодой парень Джеффри, мирно гуляя по поляне, находит человеческое ухо и в результате оказывается втянут в круговорот напряжённой криминальной истории? А вообще Дэвиду Линчу не привыкать иметь дело со странными, порой необъяснимыми вещами. Герои его картин живут будто бы в другой реальности: сюрреалистической, необъяснимой, порой пугающей, но такой притягательной… Вот и Джеффри, блистательно сыгранный совсем молодым и обаятельным Кайлом МакЛокленом (который вообще нередко снимается у Линча), мечется как бы между двумя «мирами». Первый – где его ждёт Любовь в лице милой и добродушной Сэнди, а также безопасная и спокойная жизнь. Второй «мир» - тот, где он по ночам встречается с красавицей Дороти, такой страстной и желанной. Такая жизнь таит в себе много опасностей, ведь Дороти страдает от угнетения психом Френком, чей потрясающе безумный образ воплотил на экране Деннис Хоппер, и надеется найти утешение и спасение в своём новом любовнике – Френке. На самом деле, Линч сотворил потрясающую смесь мелодрамы и гангстерского триллера. Так, чувственные любовные сцены чередуются с на редкость напряжёнными эпизодами с бандитами. И после довольно жестокой и, опять же, напряжённой развязки, следует светлая и счастливая концовка. Но в ней всё выглядит настолько светло и радужно, что невольно задумываешься: Линч намеренно сделал финал именно таким, чтобы у зрителя возникли сомнения в его правдоподобности. 10 из 10

shaixe
shaixe3 мая 2015 в 07:34
Лучший фильм Дэвида Линча

Дэвид Линч - весьма своеобразный режиссер, с собственным уникальным видением того, каким должно быть кино. Лично я не являюсь фанатом его фильмов - многие из них мне кажутся скорее странными, чем хорошими. И 'Blue Velvet' ('Синий Бархат') - пожалуй, единственный фильм Дэвида Линча, который мне очень понравился. Дело в том, что я - большой поклонник нуара. К сожалению, многие более-менее современные фильмы, которые считаются неонуаром, не имеют, на мой взгляд, к настоящему 'черному кино' никакого отношения. Исключений совсем не много и 'Синий Бархат' - одно из них. Не смотря на то, что здесь нет основных приемов фильмов-нуар вроде циничных детективов и долгих расследований, с первого кадра можно понять, что перед нами - один из лучших представителей неонуара. Сценарий фильма - это невероятное переплетение множества сюжетных линий, в котором нашлось место и странному роману подростка с замужней женщиной, и его взаимоотношениям с местной шпаной, и жестоким бандитам, привыкшим получать от жизни все, что они хотят... Следить за развитием сюжета этой картины - с одной стороны жутко, с другой - очень интересно. 'Синий Бархат' в состоянии удивить даже искушенного зрителя неожиданными поворотами и весьма откровенными сценами... К тому же фильм показывает больше, чем кажется на первый взгляд. Он заставляет задуматься... Над тем, какой сложной и запутанной порой бывает жизнь, над тем, что далеко не все поступки людей можно однозначно считать хорошими или плохими... О том, что все не так просто, как кажется... Из артистов прежде всего хотелось бы отметить Изабеллу Росселлини - ей досталась очень сложная роль потерявшегося в жизни человека и она справилась с ней на 'отлично'. 'Синий Бархат' - один из лучших представителей неонуара за всю историю и лучшая работа Дэвида Линча на сегодняшний день. 9 из 10

Julianne_Rose
Julianne_Rose1 февраля 2015 в 19:23
А ведь правда, в странном мире мы живем

Сразу хочется сказать, что в этом фильме меня больше всего впечатлили отрицательные персонажи, а в особенности герой Денниса Хоппера, в последнее время часто смотрю фильмы с его участием. Так же интересный персонаж получился и у героя Дина Стокуэлла, немного странный, но интересный. Конечно, ему уделили мало время в фильме, но за это небольшое время меня впечатлила его харизма. Но смотрела я этот фильм, как ни странно, из-за Дэвида Линча и актера Кайла МакЛоклена (недавно посмотрела Твин Пикс, его игра меня там впечатлила). Заметила, что раньше Линч часто снимал МакЛокена. Но вернусь к фильму. Сюжет впечатляет, начало интригует. Молодой парень приезжает с учебы домой из-за болезни отца. Вдруг, идя домой (или просто гуляя) он обнаруживает... человеческое ухо. Непонятно, что с ним делать. Разумно отнести его в полицию. Так персонаж МакЛоклена и делает. Но к сожалению, местный шериф не хочет рассказывать главному герое о продвижении дела. Но парню любопытно, а дочь шерифа, героиня Лоры Дерн, помогает ему и рассказывает кое-какую информацию. Динамичное продолжение, походу собственного расследования героя МакЛоклена, нам так же любопытно его продвижение. Середина фильма впечатлят харизматичными злодеями. Как я уже упоминала, герой Дениса Хоппера, отвратительный персонаж. Но игра актера меня ужасно впечатлила. Вспомнить даже момент, как на него влияла песня Роя Орбисона 'In Dreams', а так же то, как он издевался над бедной героиней Изабеллы Росселлини, у которой помутился рассудок и не может жить без причинения ей боли. Персонаж МакЛоклена получился обычным, так же как и Лоры Дерн. Но актеры они хорошие, Дерн особенно меня впечатлила в 'Дикие сердцем'. Хотя мне понравилась их совместная сцена танцующих в баре. Единственное что меня не впечатлило - это конец. Он не плохой, просто какой-то слабый... Оттого и не знаешь, какую оценку хочется поставить, либо 7, либо 8. Актеры понравились, большая часть фильма тоже. Возможно, в ближайшем будущем я пересмотрю этот фильм, и изменю свое мнение, а пока... 7 из 10 P.S. порадовал плакат Монти Клифта в комнате у героини Лоры Дерн.

Marsel EEC
Marsel EEC20 января 2014 в 18:40
Хичкок? Нет Линч.

Синий бархат. Очень странный фильм Линча на мой взгяд. Камерный триллер-детектив (видимо Хичкок оказал влиянеие на Дэвид своим умением концентрировать все внимание на саспенсе). Фильмов о природе насилия в истории кино довольно много, и есть абсолютные шедевры например мистер Кубрик в лице Макдауэлла изобразил это именно так. Линч изображает природу насилия как необратимость, как чудовищную форму проявления искренних человеческих чувств, от которых ты не как не можешь избавиться сам. И только кто-то посторонний может тебе помочь. Фильм с лихим сюжетом, с динамичными сценами, интригующий. Синий бархат цепляет сразу своей формой (эпизод с частью тела вошел в учебники киноискусства в этом даже не сомневаюсь), работой оператора и гениального саундтрека прекрасного Анджело Бадаламенти. Фильм все равно чем-то напоминает старый добрый голливуд того же Хичкока, Орсона Уэлса немного раннего Скорсезе и европейца Ингмара Бергмана. Великолепный актерских состав, просто блестящие роли всех без исключения. Лора Дерн в образе молоденькой, глупенькой, влюбчивой девочки с периферии, которой интересны приключения, азарт, удовольсвия. Кайл Маклахлен в роли следователя любителя, алчного искателя «сокровищ», с некоторой демонической, мистической силой, спрятанной глубоко внутри. Великолепный маньяк-убийца-наркоторговец со всем набором психических отклонений, известных врачам нашего мира, в исполнении Денниса Хоппера. И конечно та на которой взгляд магическим образом удерживается всегда Изабелла Бергман. Просто потрясающая роль, возможно лучшая в ее карьере, многослойный, противоречивый характер, да еще и певица просто ВАУ и так далеко от реальности. Не понял почему такой ажиотаж у критиков вызвала именно эта работа Линча, которую постоянно включают в различные списки лучших фильмов. На мой взгляд достойно большого художника но не более того. 8 из 10

mikhailzakharov
mikhailzakharov8 октября 2011 в 11:26
Bluuue velvet…

Удивительно, но в середине 80-х можно было снять такую красоту. Смотришь - и глаз не нарадуется - из-за бархатных занавесок появляется Изабелла Росселлини и начинает петь под аккомпанемент Анджело Бадаламенти, сделавшего исключение и снявшегося в крохотной роли пианиста. С этого момента влюбляешься в 'Синий бархат' окончательно и бесповоротно. Один из самых знаковых фильмов 80-х, 'Синий бархат' использует нуар-эстетику, чтобы рассказать увлекательную детективную историю. Каноны жанра соблюдены - присутствуют femme fatale (Росселлини), жуткий злодей, покрытый завесой тайны (Хоппер) и глуповатый главный герой (МакЛоклен). Конечно, влияние Линча чувствуется во всем - фантасмагорическое начало, находка отрезанного уха, сцена в квартире Дороти, ну, и, конечно, знаменитое исполнение Дином Стоквеллом песни 'In dreams' Роя Орбисона (ныне сцена считается культовой классикой). 'Синий бархат', на первый взгляд обычный нуар-триллер, прямо на глазах расцветает и превращается во что-то совершенно новое. Благодаря безумству и мистике, которые Линч вводит в картину, фильм приобретает свое звучание, собственный голос. Уникальная попытка совместить эстетику нуара со сюрреализмом определенно удалась. 'Синий бархат' - самый простой для понятия и восприятия фильм Линча (если слово 'простой' вообще подходит), так что если вы желаете окунуться в мир невероятных картин режиссера, начинать, думаю, стоит именно с него. 9 из 10 Красивый, превосходно срежиссированный, сочный триллер, снятый по всем канонам жанра. Вместе с этим - гора новых идей, которые впоследствии получили развитие в 'Твин Пиксе' и 'Малхолланд Драйв'.

Хорват
Хорват9 февраля 2011 в 08:05

Вот один из примеров, когда мне не совсем понятно, почему фильм получает столько номинаций и наград. Я не то чтобы против этого, нет, я не собираюсь гневно кричать 'за что?!'. Я искренне не понимаю. То есть, то, что разглядели члены жюри, оценили, я не сумел ни разглядеть, ни тем более оценить. Мне фильм показался достаточно затянутым, вялотекущим. Я не очень много смотрел полнометражных фильмов Дэвида Линча, но всё, что смотрел оцениваю на высший балл, так как эти фильмы не просто хороши, они действительно потрясающи, интересны, мудры, безупречны. При том, что Линч не Джон Ву и он удерживает внимание зрителя не перестрелками и взрывами. У него своя магия кино, не позволяющая отвлечься от экрана. Но в 'Синем бархате' почему-то уже не так. И как минимум первые полчаса фильм скучен. До появления Денниса Хоппера, по большому счёту, удерживать внимание к фильму с каждой минутой всё сложнее и сложнее. Кстати, о Деннисе Хоппере. Ходит информация, что его герой Фрэнк занял такое-то место в списке ста лучших злодеев, такое-то место в каком-то другом списке. Я не знаю, насколько достоверна эта информация, с источником не знакомился. Но если она достоверна, то опять мне это непонятно. Не увидел я в этом персонаже чего-то такого архизлодейского, что позволило бы ему занимать место в этой сотне. Ну что в нём такого? Он матерится и в бешенстве вращает очами. Ну неужели в кино такой бедный выбор злодеев, что Фрэнка Бута поместили в сотню. Ну давайте включим туда же каждого противника Стивена Сигала, кто так же матерится и в ярости выпучивает глаза. Давайте отнесём к этой сотне каждого противника Брюса Ли, Ван Дамма, Шварценеггера и всех маньяков из триллеров. Нам ведь показали типичного больного на голову маньяка, в котором, на мой взгляд, нет никакой изюминки. Данная работа Линча мне не понравилась. Я не отрицаю, что она наполнена чем-то таким, что позволяет номинировать её на премию, вручить какие-то призы. Но это удел кинокритиков. Я же, как зритель, откровенно проскучал полфильма. 5 из 10

Жульен Сорель
Жульен Сорель10 октября 2010 в 19:46
Этот красивый синий бархат...

У меня появилась привычка, в последнюю неделю я смотрю фильмы которые старше меня. Проводя параллели между кинематографом того и нашего времени я понимаю, что современникам еще много чего придется выучить что бы достигнуть уровня классиков. 'Синий бархат' является вариантом классического триллера в понимании Дэвида Линча. Мне нравится как снят этот фильм, поначалу идеалистическая картина городка, красные цветы на фоне голубого неба и преступность - в последствии чего отрезанное ухо. Ну и конечно синий бархат - то самое платье на загадочной женщине. Главный герой Джефри возвращается домой дабы проведать отца, который лежит в больнице после сердечного приступа. Конечно, найденное отрезанное ухо не то, что он хотел обнаружить но и замешательства, а в следствии ужаса на его лице я не увидела. Не странно, что потом мы узнаем, что Джефри любит тайны. Во всей этой истории ему помогает дочь полицейского... в которую наш герой и влюбляется. По ходу этого странного расследования все ниточки ведут к загадочной женщине, певице... Между Джефри и ней возникает какая то нездоровая любовь. Как оказывается у нее есть муж и сын, которых похитил человек со слабой психикой (это еще мягко сказано). Какая же картина, а главное триллер без злодея который пытается погубить чью-то жизнь и убить кого то доброго. Но не забываем наш любитель тайн тоже не промах. И в конце та же картина - цветы на фоне голубого неба: А вообще что-то происходило?. P.S. Малиновки таки прилетели. 10 из 10

R9snick
R9snick20 августа 2010 в 00:00
A candy coloured clown they called the sandman...

'Синий Бархат' стоит отнести к тем фильмам, которые просто не разберёшь по частям - вот тут у нас сюжет, здесь - игра актёров, а вот тут стоит рассказать до чего красиво взял план оператор. Да, общая канва невероятно классическая - есть злодей, есть смелый главный герой, есть прекрасная дама, есть крепкий элемент драмы, детектива, триллера. Но всё это облачено в такой кокон, что начиная его распутывать, можно полностью оказаться в паутине. Можно, например, начать анализировать финал истории, который несмотря на кажущийся счастливый конец совсем непрост, ох как не прост и может означать что угодно - как безумный сон главного героя, так и нарождающегося нового Фрэнка Бута в лице Джеффри. Запутаться и ввести самого себя в заблуждение очень легко, а вот увидеть истину... в прочем, это вряд ли возможно, если только вы не сам Линч. Другой вариант умственных исканий - пытаться изучить цветовое кодирование картины, которое наблюдательным людям так же принесёт много интересной информации. Синий, голубой, тёмный, почти чёрный, жёлтый, ярко красный - иногда это говорит больше, чем сами персонажи. Наконец, можно приняться копать в характерах самих героев. Из которых, впрочем, один настолько одиозен, что затмевает тщательно проработанные все остальные. Конечно же, это Фрэнк Бут в исполнение Денниса Хоппера, который сделал из своего героя настоящего дьявола, классическое, хаотично-направленное Зло. Зло, которое впечатляет, поражает и прямо-таки парализует своей натурой. Но делать такие вот странные и искусственные анализаторские вивисекции просто не хочется. При просмотре фильма ты просто наслаждаешься безупречностью каждого кадра, каждой сцены. Такой, например, как исполнение другом Фрэнка Бута песни Рея Орбисона In Dreams. 10 из 10 Один из самых любимых моих фильмов.

Hottie
Hottie30 июля 2010 в 15:09
'She wore blue velvet...

...bluer than velvet were her eyes.' Американское общество - штука своеобразная. Идеальное снаружи (вспомним шаблоны типа 'американской мечты'), и такое раздираемое противоречиями изнутри. Один из самых загадочных режиссеров современности Дэвид Линч не мог не обойти эту тему в своем творчестве. 'Синий бархат' - это фильм контрастов: идеальный чистый спокойный городишко и беспокойная преступная жизнь в нем, идеальная американская девушка-паинька и томная певица, ставшая любимой игрушкой бандита-извращенца...'Blue' - это ведь и синий и голубой, и страстный-демонический, и ангельски-чистый - Линчевский символизм, которым буквально пронизан каждый кадр. Главный герой, достаточно неплохо сыгранный Кайлом МакЛокленом, затевает расследование по делу найденного им уха, и с каждой минутой расследования все больше погружается в чуждый идеальному мир. Порочный мир и его порочная и прекрасная обитательница, сыгранная Изабеллой Росселини (жертва обстоятельств или наслаждающаяся ими?), манят героя - сильнее, чем 'хорошая', 'правильная', 'спокойная' жизнь, составляющая внешний облик городка... Линч виртуозно играет на контрастах, чаще всего за счет визуальных образов, пейзажей, динамики. 'Синий бархат' - красивый и атмосферный фильм, где мистицизм перекликается с некоторой наивностью, порочность - с сентиментальностью и чувственностью. Герои Кайла и Изабеллы - противоречивы и прекрасны, и в конце концов каждый находит свое счастье. Идеальное. Люблю этот фильм. Поэтому 10 из 10

kr_sangerin
kr_sangerin6 июня 2010 в 12:33
Текстиль от Дэвида Линча

Позволю себе поспорить с утверждением, что в «Синем бархате» Линча все уж так непонятно. Не более чем в его же пост-твинпиксовском «Огонь, иди со мной», который просто переполнен символами. Хотя и здесь символики немало. Копошащиеся жуки (омерзительно меткая метафора, надо сказать) олицетворяют скрытые темные деяния, жуткие тайны, в которые и заглядывать-то не хочется. Также интересно противопоставление двух женских образов: наивной и простенькой Сэнди и загадочной роковой незнакомки Дороти. Соответственно, и у героя они вызывают различные чувства. Первая пробуждает невинную влюбленность и нежную привязанность, вторая разжигает порочную страсть. Надо отдать должное любимчику Линча Кайлу Маклахлану, его герой, помещенный в идиллическую американскую картинку с ее потребительской мечтой, не выглядит среднестатистическим мещанином. Даже когда Линч откровенно потешается над этой американской идиллией в финале картины, Маклахлан как-то положительно выбивается из общей «кукольности». Какие же ценные наблюдения сообщает нам Линч своей картиной? Во-первых, мотивом его творчества (и в частности слоганом этого произведения) стала идея, что мир – странная штука. Мир полон загадок, порой жутких и опасных. Это просматривается во всех его работах, так или иначе связанных друг с другом – отдельными символами или целыми сюжетными линиями. И еще одна прекрасная, привлекательная идея конкретно этого фильма – тот, кто отважится распутать клубок пугающих загадок, разворошить жучье гнездо, должен обладать изрядной смелостью, находчивостью и благородством, чтобы довести начатое дело до конца.

erofeeva
erofeeva8 мая 2010 в 12:02
Что прячут тяжелые шторы?

Дэвид Линч всегда мог делать хорошую картинку с пустыми комнатами и глухим светом. Кашу маслом не испортишь: тем более картина хороша, когда по полу комнаты ползет депрессивная, потерянная и еще молодая Изабелла Росселини в черном белье, и зритель не может понять – то ли она слишком сексуальна, то ли слишком жалка. Между тем за поползновениями певицы Дороти (Росселини), из одежного шкафа следит Джефри – доморощенный следователь Мак-Лахлэн. Дальше – больше. Певица замечает его, вытаскивает из шкафа, пугает ножом и заставляет раздеться догола. Плотские утехи нервных людей – еще один способ пощекотать психику, которым Линч успешно пользуется. Хотите веселья? Проберитесь в квартиру истеричной любительницы синего бархата, поройтесь в ее вещах, слегка попсихуйте, а как явится, немедля соблазните ее, пока на дворе 1986 год, и она еще не стала играть руководителей рекламных агентств во второсортных мелодрамах. Лора Дерн в «Синем бархате» большими шагами прокрадется по фильму бесприметной школьницей со старомодной прической. На мой взгляд, она проиграет Дороти (Росселини) во внешности, но далеко не в актерской игре. Школьница, которую играет Лора, влюбляется в красавчика Джефри именно тогда, когда он начинает ошиваться в постели певицы и, сложив бровки домиком, бить ее по лицу во время секса, потому что она «так хотела сама». «Синий бархат» - тайна, которая скрывает себя не за тонкими кухонными занавесками или деревянными жалюзи, а за тяжелыми шторами. Старик Линч это дело любит – и шторы, и тайны, и интересные лица, которые то ли загадочно улыбаются, то ли скалятся в предвкушении. Возможно, это триллер-детектив, где, зажмурившись от страха, бьют женщин по лицу и стреляют в головы злодеям. Однако всё делается не шаблонными методами, а исключительно узнаваемо - по-линчевски. Иначе и быть не может.

Inverter
Inverter14 сентября 2009 в 19:01

Этот фильм обладает уникальной атмосферой, погружающей зрителя вязкую, тягучую текстуру повествования. Трудно оторваться от экрана даже на несколько секунд, не хочется терять ощущение погружения в события. Вначале вызывают некоторое раздражение совершенно бездумные поступки главного героя, основанные на его любопытстве, но приходится привыкать(видимо, такова его натура - лезть во всякие неприятности). По ходу фильма это качество сохраняется и следующие шаги Джеффри можно предсказать. Чего нельзя сказать о Фрэнке, поступки которого претендуют на полную непредсказуемость. Мешает воспринимать происходящее как одно целое некоторая дистанция между всеми основными героями. Практически все время они действуют сами по себе, не задумываясь о совместных планах. Есть несколько моментов, заставляющих вздрогнуть, а почти все остальное время, особенно вторую половину фильма чувствуется растущее внутреннее напряжение. Но оно обладает некой статичностью и к концу фильма не покидает зрителя. Поэтому после просмотра остается чувство опустошенности, тяжести, нависшей темной тучей в душе (от которой хочется избавиться), несмотря на конец, предполагающий, что тучи должны рассеяться. Сильное впечатление производят моменты, в которых так или иначе показываются психические отклонения главных героев. Сумасшествие Фрэнка в картине обрисовано максимально точно, местами даже слишком натурально. 7 из 10

Zoso
Zoso11 июня 2006 в 06:28

Самый лучший фильм Дэвида Линча, из всех! Отличная режиссура, отличный сценарий, отличная актёрская игра и самое главное куча гениальных кино – моментов. Перечислю 3 моих любимых момента: 1. Друг Дениса Хопера, ни с того, не с сего решил спеть песню Элвиса! Лучший режиссёрский момент во всём фильме, и вообще момент, который просто отказывается уходить из моего подсознания, гениально снято, снимаю шляпу! 2. Мак Лохлан одним пальцем крутит вертушку на музыкальной шапочке её сына, а она подбегает и говорит: “Когда-то меня она смешила” 3. Отличная финальная сцена! Фильм - лучше не бывает! Всё снято как-то магически, гениально и потрясающе! Линч никогда ранее и позже не снимал фильм такого уровня, потрясающее зрелище. Действие фильма происходит неторопливо, весь фильм выглядит как чей то красивый сон, сам фильм это как картина художника, не даром Линч на него и учился! Особенно превосходно играют Дэнис Хопер и Изабелла Расселини. Дэнис Хопер – это вообще отдельная тема, слова, которые он употребляет, и то, как он их употребляет (с какой интонацией) достойны наивысшей оценки! Сам по себе фильм - это самое лучшее творение восьмидесятых. Фильм очень красивый, и из него не хочется убирать не единого кадра, это шедевр, одна из лучших режиссёрских работ в истории кино! Один из пяти моих самых любимых фильмов, шедевр, это надо видеть. 10 из 10