'Королева красоты оказалась девушкой мафии'. 'Королева красоты променяла корону на нары'. 'Мисс Латинская Америка лишена титула за связь с наркомафией'. 'Королева красоты Мексики занимается разбоем'. 'Роман с бандитом довел мексиканскую «королеву красоты» до тюрьмы'. Такими заголовками пестрели СМИ после ареста в 2008 году двадцатитрехлетней Лауры Зуниги, которая была задержана в компании с членами известного наркокартеля в машине, заполненной доверху оружием и деньгами. Херардо Наранхо счел эту историю идеальной основой для своего фильма, которая помогла бы ему сделать то, что он хотел, а именно рассказать о человеке, вовлеченном в криминал невольно и не до конца осознающем все то, во что он ввязался. Режиссер встречался как с самой Лаурой, так и просто с членами преступных группировок, не имеющих никакого отношения к этому делу, так как хотел создать как можно более полный потрет своей страны под огнем пуль. Создатель 'Мисс Пули' вообще хорошо подготовился - если вы поищите информацию об этом деле, то узнаете что некоторые моменты он воспроизвел почти дословно, вплоть до одежды, а актрису на главную роль иногда сложно отличить от реального прототипа. Конечно, он взял части истории выборочно, но на то оно и кино, чтобы преобразовывать действительность в удобную для художника форму, не лишая ее при этом своей сути. Наранхо сказал, что 'не хочет оправдывать преступников'. Для такого фильма и его основной идеи данная точка зрения оказалась весьма полезна, ведь основная боль Мексики это непрекращающаяся война различных наркокартелей между собой и их же с полицией. Режиссер рисует живую иллюстрацию страны, в которой можно выйти на улицу с последними деньгами за хлебом и погибнуть от шальной пули, выпущенной одним из двух враждующих кланов. Рассказывая нам историю с помощью прекрасной девушки, которая просто захотела немного красоты в своей жизни, Наранхо как нельзя лучше показывает сколько невинных людей вовлечено в криминал, ради того, чтобы какой-нибудь студент колледжа в Америке мог обдолбаться дешевым героином или начинающий гангстер устроить перестрелку с помощью контрабандной пушки. Еще одна важная черта в характере героини, это то, что она обладает смелостью и чувством ответственности, но при этом у нее есть понимание того, что сопротивление бесполезно. 'Мисс Пуля/Бала' не тот фильм, где девушка будет вырубать врагов на шпильках, попутно успевая подкрасить губы. Ее реакция это простое, чистое поведение человека, не интегрированного в криминальную среду, и особенно ярко незнание девушки проявляется когда она идет в полицию, в то время как любая 'прошаренная' оторва знала бы, что такие действия ни к чему хорошему не приведут. Так же интересно и изображение мексиканской наркомафии, которое далеко от американского романтизирования криминала, где почти все торговцы, от мала до велика, от пушера до босса, являются либо глубоко трагичными личностями с болью в сердце, либо очень четкими ребятами с кодексом чести, в который обязательно включается правило не трогать миленьких девочек. У Наранхо точка зрения более европейская и менее гламурная, он как человек, который находиться по другую сторону границы и более близок к грязной стороне этого бизнеса, способен к беспристрастному изображению преступника. Поэтому его картель - грубые парни, не чурающиеся убивать и всегда готовые быть убитыми, в этом портрете просто не предусмотрена романтическая линия с исправившимся бандитом - единственные телодвижения, которых вы можете дождаться это физическое насилие, исходящее от обоих сторон. Под обоими сторонами понимается мафия и полиция, и в этом случае особенно приятно, что у создателя фильма нет иллюзий насчет вторых - они тоже способны причинять боль, если это вторит их целям. Возможно, что в 'Мисс Пуле' не хватает какой-то глубокой философии и она более насыщена событиями, чем лирикой. Но таковы современные реалии Мексики - в них нет места красивым разговорам и долгим слезам, а фильм приближает к пониманию того, почему жители страны переплывают границу с Америкой на автомобильных шинах, рискуя умереть в любой момент. Дома они и так это делают.
Херардо Наранхо снял жесткий, почти документальный фильм строго концентрирующийся на одном эпизоде непрекращающейся войны между торговцами наркотиками и полицией в Мексике. В центре внимания простая девушка, которая случайно оказалась вовлечена в преступный бизнес одной из группировок. Кстати, немногочисленные крупные планы будут направлены лишь на главную героиню. Режиссер прекрасно показывает процесс вовлечения - все будет весьма просто, настойчиво и буднично. Девушке просто стоит сказать, что мечтает участвовать в конкурсе, как ее желание стремятся исполнить сделав ее королевой красоты Нижней Калифорнии. Важно, что режиссер не стремится морализировать. Наранхо создает типично католическую картину мира, хотя символика в фильме присутствует в весьма скромных дозах. Зато тема контакта с криминалом прорисована едва ли не в эстетике сделки Фауста с Мефистофелем: настойчиво навязанная сделка-получение преимуществ-неумолимая расплата. Не буду вдаваться в тему взаимодействия хрупкой девушки и мексиканских гангстеров, но они показаны весьма крутыми и деловыми ребятами. Странно, что российские кинематографисты еще не сняли 'бандитский' байопик - посвящение одной из пострадавших за своих возлюбленных королев красоты. Стилистически фильм находится где-то посередине 'Патти Херст' и 'Траффика'. Сам по себе сюжет, основанный на реальной истории, интересен и по-своему драматичен. Стефани Сигман - молодая красивая и никому в мире особо не известная актриса, с легкостью справилась с весьма непростой ролью. Так что, ленту вполне можно считать годной к просмотру. 7 из 10
Война между властями Мексики и преступными наркокартелями сродни войне двух государств, одну битву из которых попытался показать мексиканский режиссер в своей картине «Мисс Бала». Хотя, если быть точнее, стоило бы назвать картину «Мисс Баха», от испанского слова и названия мероприятия в сюжете картины «Баха Калифорния». Главная героиня картины, возомнив себя внеземной красавицей, пытается попасть на конкурс красоты в своем регионе, но в преддверии этого конкурса оказывается в ночном клубе, где происходит убийство нескольких полицейских организованной преступной группировкой. Там она приглянулась главарю группировки, который своими связями собственно и дарит главной героине победу на конкурсе красоты позже, и в тот же момент подключает ее в свою организацию. Очень интересно режиссер Херардо Наранхо связал в своей работе две нити, одна из которых служит фоном и показывает всю мощь и возможности преступников, а во второй – показывает жизнь главной героини. Причем делает это, мне показалось, с каким-то сарказмом, отождествляя поступки героини с какими-то нелепыми и глупыми женскими решениями, которые в конечном итоге в противостояние с преступниками окажутся явно не в ее пользу. Сюжет картины «Мисс Бала» интересный, события разворачиваются последовательно, но ровно настолько, чтобы держать зрителя в напряжении. Мексиканцы сняли картину на такую проблематику, о которой лучше знать только им, и стоит признать ввести в курс дела о своих серьезных проблемах в стране им удалось. 8 из 10
Кино не произвело на меня особого впечатления. Однако отборочная комиссия Каннского кинофестиваля со мной не согласна - фильм принял участие в программе 'Особый взгляд'. Это история 23-летней Лауры Герреро из приграничного штата Тихуана, девушки из простой семьи, которая очень хочет принять участие в конкурсе красоты 'Miss Baja' (от 'Мисс Нижняя Калифорния', baja=нижняя, Н. К.- это штат в Мексике). Случайно став свидетельницей перестрелки в ночном клубе, она попадает в лапы бандитов из самого влиятельного в городе наркокартеля. В постоянном страхе за свою жизнь и жизнь своих родных Лауре приходится выполнять задания главаря банды - Лино. Попутно наркоторговцы используют свои связи, чтобы Лаура победила в конкурсе красоты - хотя она уже и думать забыла о победе, лишь бы выбраться живой. Так что настройтесь на триллер с элементами боевика, в котором можно будет полюбоваться на утонченную красоту исполнительницы главной роли. Мне в этом фильме не хватало раскрытия характеров, взаимоотношений. Как оказалось, режиссер не делал этого сознательно: «Мне не интересно понимать психологию этих людей, я не хочу показывать их человеческие черты. Самое главное – это взглянуть на вещи со стороны». В общем, если вам интересно взглянуть на вещи со стороны - смотрите фильм. И кстати, насилия там не так много. Фильм основан на реальной истории мексиканки Лауры Суниги, которая стала победительницей конкурса 'Мисс Латинская Америка'. В декабре 2008 года ее задержали вместе с членами наркокартеля 'Хуарес' в Гвадалахаре и арестовали за незаконное хранение оружия (через месяц выпустили, так как не удалось доказать участия девушки в преступных действиях. Наркоторговцы же провели в тюрьме всего 38 дней) Исполнительница главной роли в 'Miss Bala' и прототип похожи как родные сестры. Пройдусь еще по поводу названия. Не знаю, ждет ли фильм российский прокат, но на русских кинопорталах (и на сайте Каннского фестиваля) он переводится на русский как 'Мисс Бала'. Что, мягко говоря, глупо - как будто девушку зовут Бала или что это такая Наташа Ростова - мисс бала. 'Bala' - это пуля; Лаура участвует в конкурсе 'Мисс Baja' (см. выше), поскольку она попала к бандитам, фильм назвали 'Мисс Пуля' (в оригинале - игра слов). Кстати, исполнительными продюсерами фильма были Гаэль Гарсия Берналь и Диего Луна. 6 из 10