Кассиус “Мухаммед Али” Клей - “Я не буду таким, каким меня хотят видеть, и я не боюсь быть самим собой и думать так, как хочу”. Вряд ли найдется человек не знающий Мухаммеда Али или хотя бы раз не слышавший имени этого великого человека. Майкл Манн в сотрудничестве со своим давним приятелем Эриком Ротом решили показать зрителю историю нелегкой жизни знаменитого боксера, начиная повествование со знаменитого боя, тогда ещё Кассиуса Клея против Сонни Листена, в результате которого Клей стал чемпионом мира по боксу в тяжелом весе всего в двадцать два года. Перед каждым боем, показывая невероятную агрессию, очевидную враждебность, и где-то даже позерство, играя на публику и умея завести толпу, Кассиус в тоже время оставался прирожденным бойцом. Черный мусульманин, он был приверженцем религиозной организации афроамериканцев “Нация ислама”. После победы получив имя Мухаммед Али и став народным чемпионом, что принесло ему немало проблем в будущем. Майкл Манн, находя много схожего с предыдущими своими картинами, в своей излюбленной манере берется за работы, рассказывающие не только о знаменитом или очень популярном человека, но в первую очередь о сильной личности, бросившей вызов системе. Этот биографический фильм подробно и ярко рассказывает о жизни Али и о всех трудностях и препятствиях, которые ему пришлось преодолеть, став популярным. Опасаясь вспышек шовинизма в черных кварталах, власти “объявляют охоту” на ставшего любимым и уважаемым у народа Али, который никогда не скрывал и не боялся резких высказываний насчет системы, основанной на несправедливости и беззаконии по отношению к афроамериканцам, расовых конфликтов и борьбы за права “цветных”. Его влияние на людей стали приравнивать к уровню политических фигур. Уклонившись от службы в армии и поездки во Вьетнам, начинаются долгие судебные тяжбы, в результате которых его лишают боксерской лицензии, дают запрет на выезд за границу, освобождают от исполнения исламских обрядов и обычаев, и самое главное он может сесть в тюрьму. Лишая его те самым денег, любимого дела и веры, прижимают достаточно жестко, но Али остается самим собой, выдерживая самые трудные и порой невыносимые испытания, не подвластные обычному человеку, повторяя себе: “Такое со мной уже бывало, хочется собрать вещи и уйти. Но нет, сейчас главное выстоять”. Али шел до конца в любом деле, поэтому и добился многого. Майкл Манн умело обыгрывает и показывает это зрителю, говоря что в те нелегкие времена его противником были именно власти, а не Сонни Листен или Джо Фрезер. Но выдержав все, являясь прирожденным бойцом, Али вернулся на ринг в борьбе за титул чемпиона в легендарном боксерском поединке против Джорджа Формана. Прозванный “Грохотом в Джунглях” (Rumble in Jungle), этот бой состоялся 30 октября 1974 года Заире и считается одним из величайших боксёрских поединков XX века, завершившийся победой Мухаммеда Али. “Али” это естественно в первую очередь спортивная драма, но в самом фильме даже не так важны боксерские поединки, как жизнь и становление Мухаммеда. Хотя видно, что абсолютно все бои сняты не только классно и на высочайшем уровне, но главное очень реально и правдоподобно, придерживаясь фактов. Манн, готовясь к съемкам, явно изучил не один бой Али, что всегда отличало этого режиссера, кропотливая работа и внимание к мелочам и деталям. В который раз подтверждая, что как никто другой умеет работать с актерами, Манн раскрывает и Уилла Смита. Ведь именно после этой роли его начали рассматривать не просто как замечательного актера экшен-боевиков, но и как мастера драмы. Уилл вышел на новый уровень, недаром первая номинация на Оскар (который ему не достался, но который у Уилла думается не за горами). По мимо всего прочего, тут и преображение до неузнаваемости Джона Войта и отличный персонаж Джейми Фокса в роли секунданта Али. Выдерживая уже в который раз знак качества, Манн после “Схватки” и “Своего человека”, вновь снимает очень мощное кино в эмоциональном плане, которое затягивает с каждым кадром и зритель погружается в ту неповторимую атмосферу Америки 60-70х годов, создаваемую режиссером. Несмотря на в целом большой хронометраж, картина смотрится с большим интересном, и ты не можешь оторваться ни на секунду. Хотя Манн многое и сокращает, так как и за три или четыре часа полностью рассказать о таком человеке, как Али, не возможно. Отмечая великолепную работу режиссера, стоит упомянуть, естественно, и отличное операторское искусство Эммануэля Любецки, который прекрасно передал в первую очередь атмосферу боксерских поединков, как глазами зрителей и судьи, так и самого Али. Снимать бокс так, чтобы зритель поверил, всегда было непросто, об этом могут поведать многие знаменитые режиссеры и операторы, но Любецки удалось это сделать на высочайшем уровне. Ему хочется подражать, на него хочется ровняться, его несгибаемым характером можно восторгаться, человек легенда, пробивший себе путь к славе и богатству, человек не согнувшийся под тяжестью нависших проблем и трудностей, когда у него был, мягко говоря, разлад с властями и Нацией Ислама, человек которым восхищались тогда и восхищаются до сих пор – мистер Мухаммед Али. “Руки работают, видят глаза, Порхай как бабочка, жаль как пчела. Бей противника, парень, бей… ”.
Муххамед Али. Что значит это имя для каждого из нас? Поклонники бокса видят, прежде всего, блистательного боксёра, чья скорость, реакция и выносливость не раз заставляла падать на ринг в изнеможении его соперников. Люди далёкие от спорта скажут, что Али – это, безусловно, добропорядочный человек, хороший оратор, защитник угнетённых. Но, наверное, нет таких, кто ничего бы не слышал про выдающегося афроамериканца. Вот и Майкл Манн – автор замечательного фильма “Схватка”, знал многие перипетии жизни великого боксёра. Именно он и взялся за экранизацию такой сложной и насыщенной событиями жизни Муххамеда Али. Предлагаю вам разобраться в самых интересных моментах картины. Итак, Раунд 1. Первые мгновения - и сразу же замираешь от мощнейшей атаки режиссёра сотоварищи. Превосходно выстраивать кадр Манн умеет как никто другой (достаточно вспомнить “Схватку” и последующего за “Али” “Соучастника”), и здесь это подтверждается в превосходной степени. Лёгкий блюз, антураж ретро: пытаешься сопротивляться, но у тебя ничего не выходит – легко и непринуждённо режиссёр ловит тебя в расставленные им сети. Но сюрпризы не заканчиваются. Когда пред нашими очами предстаёт Уилл Смит, он же Кассиус Клей, он же Кассиус Икс, он же Муххамед Али, испытываешь необычайное уважение к этому актёру. Как признавался сам Смит, роль Али была для него одной из самых сложных в карьере. От себя хочется добавить, что она стала и одной из самых лучших его ролей. Раунд 2. Вступление Манну явно удалось. Здесь мы видим первый успешный бой тогда ещё Кассиуса. Манн ненавязчиво показывает нам ближайшее окружение боксёра. Далее Манн более сосредотачивается на проблемах того времени, которые тем или иным образом больно ударили по Муххамеду Али. Борьба с расизмом вступила в свою решающую фазу (в одном из эпизодов мы становимся невольными свидетелями “закадрового” убийства Мартина Лютера Кинга – это придаёт фильму объёмность, дополнительную глубину и заставляет окончательно поверить в реальность происходящего). Война во Вьетнаме внесла раздор в американское общество. Отголоском раскола в общине ислама стало убийство брата Али. Всё это показано таким образом, что совершенно не отвлекает от неспешного повествования (фирменный почерк Манна) о жизненном пути Али. Раунд 3. Немалую долю в фильме занимает отношение Али с женщинами. Как и любой гений, он был влюбчивым человеком. Но все женщины, которые были им любимы, неизменно пользовались уважением Муххамеда. Одну из его женщин сыграла реальная жена Смита – Джада Пинкетт Смит. Именно в эпизодах с Джадой более всего чувствуется та самая неосязаемая “химия любви”. Раунд 4. Отдельных слов похвалы заслуживает слаженный актёрский ансамбль. О Смите сказано уже слишком много. Повторюсь лишь, что фильм стал его подлинным бенефисом. Великолепен в роли журналиста и друга Али Джон Войт, сыгравший также у Манна в “Схватке”. Впечатляет и Джейми Фокс, один из любимых актёров Манна. Добрых слов заслуживают актёры, исполнившие роли противников Али на ринге. Впрочем, за постановки боёв следует сказать огромное спасибо всей съёмочной бригаде во главе с Майклом Манном. Раунд 5. Но все же Манн сосредоточен, в первую очередь, на других проблемах. Он показывает нам, насколько важен был Али для простых людей. Для людей, устрашаемых властями, ненужными войнами в пользу чьих-либо меркантильных интересов. Его победы на ринге были символичными для народа – в их глазах он сокрушал не боксёров, а расовую дискриминацию, агрессию в обществе, “злых правителей”. Очень символичен в этом смысле финальный бой картины. Бой в Африке. Бой на “чёрном континенте”. Бой за “чёрных”. Бой, в котором шансы Али на победу, а, следовательно, и справедливости, были минимальны. Но он победил. Да как! Под градом ударов Формана, под завораживающе прекрасную музыку Салифа Кейты (африканского же певца) и под изумляющее превосходной съёмкой оператора картины. Али победил. А заодно и Манн – он послал своего зрителя в нокаут, показав стиль и качество. Показав главное, без чего не может обойтись ни одна успешная картина - цельность, идейность своей постановки. Великолепная операторская работа вкупе с блестящей работой режиссёра, монтажёров и актёров обеспечили несомненный успех ленты. Если в кассовом отношении фильм выступил не совсем удачно, то у киноманов “Али”, безусловно, встал в ряд киношедевров начала двадцать первого века.
Меня с натяжкой можно назвать страстным поклонником бокса. Хотя, как и любой нормальный мужик, время от времени люблю посмотреть на красивый мордобой. Самое печальное, что в наше время действительно красивый и толковый бокс встретишь если не редко, то, по крайней мере, не так часто. И в действительности, общепринято (да и я с этим полностью согласен), временем большей части поистине легендарных и одарённых боксёров можно считать вторую половину XX века. Мохаммед Али как раз один из тех, кто начал творить историю бокса в 60-х, человек-легенда. Хотя я его поклонником не являюсь и не считаю таким уж великим боксёром (ну не нравится мне его манера ведения боя, извините!). Он, возможно, был не столько отменным боксёром, сколько харизматичной и неординарной личностью. И именно этой линии придерживается Майкл Манн в своей картине. Если Вы ожидаете увидеть в картине становление Али, как боксёра и спортсмена – будете разочарованы. В фильме скорее показано формирование его личности. В жизни этого человека были как стремительные взлёты, так и не менее стремительные падения. И, несмотря на то, что все эти события накладывали определённые, а порой и весьма губительные, отпечатки на его жизненный путь, он остался самим собой и сохранил собственное «Я». Это, пожалуй, и есть главная мысль фильма. Человек, который остался верен себе, несмотря ни на что. Он был и остался Кассиусом Клэем. Тем не менее, повествование фильма мне показалось несколько рваным. Где-то 2/3 фильма создатели в подробностях описывают политические перипетии с участием Али, его проблемы с законом, отношения с семьёй и собственным окружением. Когда как оставшаяся треть фильма целиком и полностью посвящена его спортивным достижениям, а именно матчу с Джорджем Форманом в Заире. Такой стиль, лично мне показался несколько не гармоничным. Потому как несколько устаёшь либо от полного отсутствия действия на экране, либо от его постоянного присутствия, тем более, если взялся смотреть картину именно ради бокса. Но, несмотря на это, фильм подкупает своим качеством, причём во всём. Начиная с атмосферы того времени и операторской работы, заканчивая игрой актёров. Такого количества темнокожих и не только талантов в одном фильме увидишь крайне редко. Особенно хотелось бы отметить, конечно же, Уилла Смита, Джейми Фокса, Марио Ван Пиблза и Джона Войта. Образ, созданный последним, так и вообще запомнился больше всего, хоть и экранного времени у него не больше 10-15 минут. Как итог могу сказать, что приступать к просмотру данного фильма нужно с правильным настроением и ожиданиями. Ещё раз повторюсь, если хотите увидеть спортивную драму о великом боксёре – будете разочарованы. Данная картина – биография, за просмотром которой можно насладиться качественной профессиональной постановкой и не менее качественной актёрской игрой. 7 из 10
Мне нравятся фильмы о достигаторах – людях, добивающихся своего несмотря ни на что. Они вдохновляют, подают надежду на то, что и ты сможешь выдержать все удары судьбы и чего-то достичь. Если фильм сильный, то после его просмотра хочется взяться за все отложенные дела, ты полон решимости идти до конца. «Али» возымел на меня несколько иной эффект: пробудил сильное желание заняться бегом, утром или вечером, если не в оба раза. Иными словами, создатели фильма не дотянули и даже затянули. «Али» начинается так, что с первых кадров вспыхивает интерес, предвкушение нестандартного фильма, снятого профессионалами, считающими кино искусством, а не способом сколотить состояние. Увлекает манера съемки, отличная музыка, динамика. Первый бой заставляет сопереживать герою. Так как фильм только начался, то ты не знаешь, победит герой или проиграет. Чаша весов качается, играя с нервами зрителя, а потом… кульминация! Да, уже в начале фильма. Вот здесь и кроется одна из главных ошибок режиссера. Человек так устроен: спрыгнув с парашютом с тысячи метров, вряд ли взволнуется на краю крыши сарая. Фильм может состоять из множества кульминаций, но сила их воздействия на зрителя должна возрастать, иначе воздействия не будет совсем. В «Али» самая волнительная, сильная часть – это начало. Развитие сюжета идет ровно, порой даже нудно. Окончательный бой проигрывает по всем параметрам вступительному. К тому же вызывает вопросы и недоумение, а его исход предсказуем. Понравилось то, что многое в этом фильме не говорят, а показывают: возрастом ли ребенка или вычленяя из цельной картины главные детали. Легкий пронзающий джаз и африканский хор гармонично вплетаются в картину. Знакомят с персонажами нас вскользь, отчего они не больно-то и запоминаются и не вызывают участия. Речь идет обо всех, за исключением главного героя. Даже о его семье нам толком не рассказывают. Кстати, о семье. Семья – основа всего, говорит Али. Семью он ставит превыше бокса. На словах. На деле же он отказывается от своего имени, отцовской фамилии, ибо она «рабская». То, что его новое имя навязано извне, дано, как кличка – собаке, героя не смущает и аналогий с рабством почему-то не рождает. Дальше – больше. Мухаммед Али предает другую семью, уже самим построенную: своих жену и дочь. Стоило на горизонте появиться молодой красотке, как боксер забыл о долге отца и мужа. Вообще, герой кино довольно противоречив. Постоянно колеблешься, как к нему относиться. То он проявляет волевой характер, стойкость, необычайную выносливость, смелость, искрит остроумными шуточками, то ведет себя слишком самоуверенно, как выскочка, эгоистично, примеряет на себя маску рэпера или бабника. Как таковой борьбы с жизненными препятствиями мы не видим. Герой только кричит, что хочет драться, что он – чемпион. Его спасали от суда, ему подкинули бизнес-идею в кризисные годы и развили ее, опять же без участия Али. Мухаммед только сидит дома, смотрит боксерские бои и беснуется. Его бывшие друзья отказываются от него и присваивают все его накопления. Боксер без гроша в кармане даже и не думает устроиться куда-нибудь, более того – женится и заводит ребенка. Самые тяжелые дни Али скучны, как деловой отчет. Мухаммеда Али называли народным чемпионом. Почему? На протяжении фильма главный герой борется только за себя, за собственную славу и почет. Да, раз он недовольно поправляет собеседника, когда язык его африканских фанатов называют неправильно. Вот и все участие к ближним. Итог. Фильм неплох, но подобных ему множество. В этом множестве есть зарекомендовавшие себя, по-настоящему сильные картины. К примеру, годами позже Уилл Смит снова примерил на себя роль достигатора в замечательном фильме «Погоня за счастьем». «Али» снимали старательно, с толком и умом, но драматургическая составляющая в нем слаба, харизматичных актеров нет, как и запоминающихся кадров, сюжет и персонажи недостаточно проработаны. «Али» схематичен и забывается на следующий же день, однако и возмущения о потраченном времени не вызывает. 7 из 10
Я думаю, все помнят криминальную драму 'Схватка' с Алем Пачино и Робертом Де Ниро в главных ролях. Именно эта картина прославила уже довольно зрелого на тот момент режиссёра Майкла Манна. 'Схватка' стала классикой мирового кинематографа. Следующий шумящий фильм господин Манн выпустил аж через 6 лет. Шумящим он стал, в первую очередь, благодаря человеку, необычную историю которого, он, собственно, повествовал. На сей раз главным героем стал никто иной, как один из величайших боксёров за всю историю Мохаммед Али. 'Порхать как бабочка и жалить как пчела' доверили уже прославившемуся на тот момент блокбастерами 'День независимости' и 'Люди в чёрном' актёру Уиллу Смиту. Уилл усиленно тренировался в течении года, сам занимался боксом, и, что примечательно, за его тренировками наблюдал сам Али. Картина вмиг стала самой ожидаемой премьерой года, а Смит получил за неё номинацию на 'Оскар'. Вообще, Мохаммед Али - персона очень неординарная, и мне всегда была интересна его биография. Главным достоинством фильма стало то, что в нём личность Кассиуса Клея (родное имя Мохаммеда) была показана не только со спортивной стороны, но ещё и со стороны его политических взглядов, страстных религиозных убеждений, и, безусловно, характера в целом. Это же стало и главным его недостатком, поскольку некоторые моменты, в которых как раз-таки и пытались раскрыть личность Али, были ну о-о-о-чень затянутыми. А простому зрителю хотелось посмотреть как можно больше сцен боёв, пресс-конференций и тренировок. Поэтому картина немножко скучноватой, чего я, собственно, и боялся, узнав, что его продолжительность составляет больше двух с половиной часов. Скажем прямо, Манну не удалось держать меня застывшим перед экраном на протяжении всего фильма. Зато с информационной точки зрения он получился очень даже познавательным. Как человек, в какой-то степени увлекающийся биографией Мохаммеда Али почерпнул для себя много интересного. После я смотрел ещё несколько документальных фильмов об этом великом боксёре, и честно сказать, много нового не усмотрел. Хотелось бы сказать спасибо режиссёру и людям, проводившим кастинг за то, что удачно подобрали актёров на второстепенные роли. И Джо Фрейзер, и Джордж Форман, и жёны Али были, в общем-то, похожи на себя. А Уилли Смит, он хоть и не сильно смахивал, на своего персонажа, затмил это своей блистательной актёрской игрой. Да, именно блистательной. Перед нами предстал не прости агент Кей из 'Людей в чёрном' в образе какого-то американского боксёра. Перед нами предстал именно Мохамед Али! Но в том году золотая статуэтка перешла в руки Дэнзела Вашингтона, который также блистал в криминальном триллере 'Тренировочный день'. Но это не так важно. Итог: я считаю, можно было снять шикарное кино. Получился просто очень хороший фильм с отличной актёрской игрой, довольно-таки зрелищными поединками, но со слегка затянутыми сценами. 8 из 10
Удар за ударом, вздох за вздохом, взмах за взмахом стоит, прижатый к канатам Али, держа защиту от беспощадных ударов его главного соперника – жизни, которая так с ним поступает с самого рождения. «Бывают моменты, когда хочется собрать вещи и уйти, но понимаешь, что надо выстоять до конца», - сказал он. Точное утверждение, с которым хочется идти по жизни. Майкл Манн в очередной раз держит марку качества. Несмотря на такой объемный хронометраж, кино смотрится на одном дыхании. Происходящие события заинтриговывают, заставляют зрителя сидеть и ждать конечного исхода и, собственно, этим всем произошедшим он подкидывает огромную пищу для размышлений. И честно – от такой пищи нос воротить не стоит. Очень удачно вышло смешение жанров. Тут и байопик, который охватывает часть основных вех жизни Мухаммеда. И спорт, который показывает процесс тренировок и последующие захватывающие схватки на ринге. И драма обычного человека, который, в буквальном смысле этого слова, пробил свой путь к славе кулаками через казалось бы непреодолимые препятствия. Самое главное – не выпячивается на самый перед линия о многовековом унижении чернокожих. Она всего лишь ненавязчиво затрагивается очень правильным монологом героя Марио Вана Пиблза или выкриками остальных. Уилл Смит удачно воплотил образ великого боксера. Если быть откровенным, то на мой взгляд, эта роль – одна из лучших в его карьере, если не самая лучшая. И показано в этой роли все – и чрезмерная самоуверенность в себе, и откровенная «игра на публику», и хвастливость своей персоной, и непреодолимое желание стереть с себя рабское пятно и стать свободным, и, конечно, сделать свободными остальных угнетаемых. Смит проделал хорошую работу, сочетая эмоции и не давая выйти им за рамки в определенных местах, сохраняя внутренний стержень главного героя, который состоит из мужества, твердости и необъятной силы воли. Конечно, Уилл фактически украл весь фильм, но и остальные актеры время от времени вставляют свое слово. Джэми Фокс вызывает смех и жалость к него персонажу одновременно, Джон Войт в своей защитной маскировке практически неузнаваем, но от этого не становится хуже, Джеффри Райт не меняет своего выражения лица, Рон Сильвер суетливо бегает и приводит Али в чувства. Кто заслуживает еще слов похвалы, так это Эммануэль Любезки, оператор фильма. Его работа сделана на высочайшем уровне. Местами просыпается любовь Манна к «зернистой» цифре. В боях камера переносит тебя непосредственно в место событий – хочешь представь себя судьей, хочешь – Уиллом Смитом, которого нещадно дубасит его соперник; вдобавок благодаря ее энергичным передвижениям файтинг смотрится живее и бодрее и от него получаешь огромное удовлетворение. Сло-мо смотрится здесь как никогда шикарно. А когда оно происходит под народные мотивы земли-матушки протагониста, то в душе начинает что-то тихонько дергаться. Цепляет. А потом жизнь устает его бить и она отходит, чтобы перевести дух. А Али неожиданно делает ей мощный нокаут. Он стал чемпионом? Да, без сомнения. И пускай его личность в чем-то одиозна, в чем-то недооценена, но это не меняет того факта, что на нем выросло не одно поколение, которое им восхищалось и восхищается. Он стал очень хорошим примером для других, стал тем, на кого стоит равняться. А это стоит дороже, чем чемпионский титул.
'Ты уверен, что всё знаешь о нем!..'. Несмотря на то, что свою популярность профессиональному боксу, согласно вновь открывающимся просопографическим перспективам, пришлось разделить с MMA, тем не менее он остается профессиональным и разумеется голливудские мастера по слаганию коллективного бессознательного не могли упустить возможность обыграть в нем 'величайшую' легенду мирового бокса Мухаммеда Али (Уилл Смит) и попутно прихватить и отправить в сферу бессознательного ряд тщательно выверенных и зарекордированных фактов из его насыщенной словами и событиями автобиографии. Что примечательно, все что требовалось от творческой группы, это лишь отобрать и склеить известные эпизоды и подать под нужным ракурсом и в нужной последовательности и эгрегор всемирного профессионального бокса, прибавив в свою копилку волевого и неординарного во всех смыслах боксерского бойца, отпечатал в пространстве, и это нельзя не заметить, очень необычную картину, и, надо думать уже успел притянуть к себе новоявленных 'Мухамедов Али' по всему миру, кому так или иначе пришлось или еще придется провести свой судьбоносный бой со своим 'Джорджем Форманом', в абстрактном африканском Заире и, в рамках своих лингвистических систем, расплавив последнего до однородной массы, обогатить ментальный мировой код вновь открывающимися обстоятельствами и перспективами. И в этом плане Мухаммед Али в спортивной драме Майкла Манна «Али» (2001), помимо волевых и бойцовских качеств, действительно походит на Пророка, а афроамериканцы времен юношества Кассиуса Клея, теперь могут менять свой цвет кожи с цветом глаз на любой, какой только пожелают их душа. Если бы только покойный Мухаммед Али знал каким образом ему удалось переписать историю мирового спорта и бокса, то верно он развеял бы последние сомнения относительно своей судьбоносной роли и жизненного подвига. Будучи игрушкой в руках судьбы и разменной монетой между Республиканцами и Демократами со всеми сопутствующими конфликтующими течениями, он не изменил принципам и остался собой и хотя жаловали его скорее первые нежели вторые, все же, все с чем ему пришлось столкнуться в жизни он обратил в свой личный успех.. Что касается сюжетного решения, с отображением значимых вех спортивной карьеры Мухаммеда Али, скорее всего, версия срежиссированная в 2001, ожидает своего продолжения и новые 'Уилл Смит' вместе с 'Майклом Манном' нас еще ждут впереди, где они расскажут новую, качественно новую историю, с добавлением упущенных деталей, к тому же технологии deepfake уже в состоянии нарисовать неотличимый с реальной личностью образ, где Мухаммед Али, в исполнении настоящего, профессионального боксера, должно быть, будет выглядеть намного реалистичнее, нежели изобразил его Уилл Смит, хотя и он сыграл вполне добротно и правдоподобно. В целом довольно качественный и содержательный фильм...
Несмотря на кассовый провал предыдущей картины «Свой человек», мастер жанра криминальных драм и боевиков, Майкл Манн продолжает снимать, так сказать, «некриминальные ленты». Как и в фильме-предшественнике, Манн снова берет историю из реальной жизни, в данном случае – биографию человека. Моххамед Али, пожалуй, самый известнейший боксер в мире. Лично я о нем знал совсем немногое, и видимо, поэтому фильм мне было еще более интересно смотреть. Сюжет картины начинает развиваться с его боя за звание чемпиона мира по боксу в тяжелом весе. И это в 22 года! Воистину, мощный был мужик. Далее Манн проведет зрителя практически через все важные события, имевшие место в жизни Али, будет показано политическое состояние Америки в те годы. В общем, режиссер в своем репертуаре – если он берется за какой-либо материал, то штудирует его от и до, чтобы быть максимально реалистичным, подмечая все те детали, необходимые зрителю, чтобы поверить в реальность всего происходящего. Несмотря на мощную динамику, все-таки есть несколько эпизодов, в которых переходы от одного временного промежутка к другому были через чур резкими, и было видно, что монтажер сильно режет отснятый материал. Тут уж ничего не попишешь, в два с половиной часа не вместить многолетнюю биографию легенды, приходилось что-то вырезать. Но получилось, на мой взгляд, чуток не аккуратно. Если бы не было этих вот самых неровностей, я бы точно поставил высший балл. В остальном, это привычный Манновский уровень. Здесь он уже начинает экспериментировать с так полюбившейся ему в будущем цифровой камерой. Цветовая палитра, визуальный ряд, атмосфера, декорации – все просто на высочайшем уровне. Бюджет конечно, у них разыгрался нехилый – 107 000 000 $ конечно малех раздутый, но как говорится, Майкл решил не экономить. Одному исполнителю главной роли небось отстегнули львиную долю общего бюджета. Отдельное слово следует замолвить за здешние боксерские поединки. Вот, друзья, что такое настоящий киношный бокс. Это вам не какой-нибудь «Бой с тенью 2: Реванш», где создатели пытаясь затереть огрехи, делают безмерную клиповую нарезку и постоянно то замедляют, то ускоряют видеоряд. Здесь же все отполирована каждая деталь. Техника боя, физическая подготовка актеров, операторская работа – все на просто запредельном уровне. Когда ты видишь, как Али в очередной раз мутузит своего противника, ту буквально сердцем чувствуешь силу кулака, общее напряжение, царящее на ринге. Достоверно и не фальшиво. Ей-богу, это лучшая боксерская постановка со времен первых фильмов франчайза «Рокки». И еще одно отдельное слово хочется замолвить за здешний саундтрек. Это действительно нечто. Манну всегда везет с композиторами. Да и с самой музыкой тоже. Она не только идеально ложится на визуальный ряд, но еще и хороша сама по себе. После просмотра у меня в голове еще долго крутилась основная мелодия Али (африканские мотивы в стиле «Гладиатора»). Саундтрек после просмотра просто необходимо приобрести. Для Уилла Смита это вторая неблокбастерная роль, где ему не нужно было спасать мир. После провала «Дикий Дикий Вест», Уилл решил уйти в драматический жанр, но увы, «Легенда Багера Ванса» тоже не снискала особого успеха, как у критиков, так и у зрителей. И хотя данный фильм не стал кассовым хитом и тоже, по сути, провалился, хвалебные отзывы зрителей и критиков признали его успешным с художественной точки зрения. Данная картина также положительно повлияла на его карьеру (полностью заслуженная номинация на «Оскар» за лучшую мужскую роль). Второплановые роли здесь тоже удались. Абсолютно неузнаваемый в гриме Джон Войт и харизматичный Джэми Фокс выдали вполне себе убедительную актерскую игру, Войт даже получил номинацию. Али – один из лучших байопиков в истории жанра, сделанный целиком и полностью в стиле Майкла Манна. Это целиком и полностью его фильм, вы это почувствуете сразу, это ни с чем не перепутать. Так что, если вам по душе стиль Манна – просмотр обязателен. Если же вы не ознакомлены со стилем Манна, то картину следует посмотреть ради шедевральных боксерских поединков и одной из лучших ролей Уилла Смита. 9 из 10
Возьмите в руки бриллиант и попробуйте как следует разглядеть его. Если нет рядом достойного размера бриллианта, просто представьте его в своем воображении. Как прекрасны переливы света, какой ангельской красотой выстроены его грани и каким приятным холодком он прикасается к коже. Воистину каждый бриллиант - это произведение искусства, дар природы, в который маэстро вкладывает свой безграничный талант и доводит его до совершенства! Таких маэстро от кино, способных создавать бриллианты, не так-то много, как в Голливуде, так и в других частях планеты. Одним из таких гениев режиссуры несомненно является Майкл Манн. Можно много говорить о его предыдущих работах ('Схватка', 'Свой человек', 'Соучастник'), однако в данной картине речь не идет о вымышленном персонаже, здесь реальная личность, глыба, человек-легенда - несравненный Мохаммед Али. Ограняя алмаз Уилла Смита (хотя тот, в свою очередь, уже не раз доказывал, что является очень талантливым самородком), Манн с трепетом и необычным вдохновением подходит к созданию кинообраза Али. Кроме того, что при желании можно об Али найти в интернете, в фильме мы обнаруживаем новые грани характера боксера, например, его отношения с женами, с друзьями, родственниками и даже врагами. Уникальность данной картины - что Манн, видимо, нисколько не переврал, не приукрасил персонаж классическими киношными хитростями. Боюсь, что в жизни Али был еще более ярким и харизматичным, чем Али в кино, а возможно, что режиссер чуть приглушил яркость характера реального героя, делая упор на 'неизвестной', некой 'домашней' стороне Чемпиона, и каждая грань характера героя, после кропотливого труда мастера, заиграла лучами и переливами света. Странно, но мне, как зрителю, почему-то западают глубже всего в душу именно те картины, которые тяжелее всего смотреть. Ты смотришь, а фильм кажется скучноватым, хочется больше острых моментов, ясности, яркости. Тут же все по-другому, и этим фильм просто великолепен. Диалогов в фильме мало, больше эмоциональных картин передают музыкальные темы. Операторское видение картины так же нестандартно: необычные ракурсы, углы кадров. Такое чувство, что Манн дал четкую установку снимать 'не по-нормальному'. Часто проступает ощущение, что ты наблюдаешь процесс глазами героя (к примеру, эпизод с убийством Малкольма Х или каждая из сцен боев на ринге). Образ Бойца по жизни - вот что сумел раскрыть Манн в данном фильме. Вы думаете, что он ушел с ринга и гниет по ночным клубам? Нет. Али бросает вызовы всем: религии, политикам, родственникам, самому себе. Даже сейчас, практически немощный и старый, кажется сломленный болезнью человек отвечает нам: 'Не беспокойтесь. Я в полном порядке, эта чертова болезнь Паркинсона - просто еще один бой'. Он тот, кто никогда не боялся быть самим собой, не боялся ошибаться, падать и подниматься. Манн несомненно мой любимый режиссер, Али -любимый боксер. Посмотрите этот шедевр. Понравиться не всем, но увидеть стоит.
Говоря о главном: Мухаммед Али… многим, кто слышит это имя, какова ассоциация сразу же приходит на ум? Чемпион. В чём, в боксе? Нет, ребята… Этот человек достиг звания чемпиона не только в боксе, но и в отстаивании справедливости, истины и права собственного выбора! Если вы не желаете, чтоб мир вас менял, а хотите менять его сами, Мухаммед Али — достойный пример для подражания. Но! Возможно ли такого человека, так же достойно отобразить в кино?.. Уилл Смит: Что нужно для хорошего биографического фильма? В первую очередь, качественный актер. В его обязанности входит изучить детали своего героя, вредные привычки - от самых мелких до самых приметных. Актер должен смеяться, грустить, ненавидеть в точности как он! Ведь очевиден тот факт, что играть реального человека гораздо сложнее, чем вымышленного персонажа. И в свои 32 года Уиллу Смиту это несомненно удалось. Именно после этой роли стало ясно, что актер способен на нечто большее, чем играть забавного копа или секретного агента, убивающего инопланетян из «дамского сверчка». Именно после этой роли он был наконец-таки признан кинокритиками и номинирован на Оскар. Отображение всех чувств, действий, движений на ринге просто превосходят самого актера. Великолепная игра, на высшем уровне! Если кто и смог бы сыграть лучше него Мухаммеда Али, то это только сам Мухаммед Али. Режиссер: Майкл Манн, режиссер по сути известен был на то время своей картиной «Схватка», в которой сыграли одни из самых лучших актеров - Аль Пачино и Роберт Де Ниро. Фильм был неплох, но, буду откровенен, таких впечатлений как «Али», он на меня не произвел. Именно этот фильм можно считать его лучшей картиной. Но для меня «Али» еще и является самой лучшей картиной о спорте в 21-ом веке. «Нокдаун» — фактически не затрагивает ни одной темы, кроме времен Великой депрессии и бокса. «Боец» - больше похоже на социальную картину против наркотиков. Тут же мы можем узнать о несправедливости в законе, беспорядках (включая гетто), о любви, славе, верности друзей, о всём, что происходило за пределами ринга! Майкл Манн преподнес самые интересные, самые важные детали и все перипетии из жизни боксера. Остальной актерский состав: Бывает такое, что в фильме, где главный актер просто превосходен, актеры второго и третьего планов могут испоганить всю картину. Уверяю вас, в этом фильме такие актеры отсутствуют. Джейми Фокс показал своё мастерство не хуже, чем в остальных картинах. А видеть Джона Войта в роли назойливого спортивного журналиста с париком на голове — очень даже забавно. Что касается Малкольма Икс, которого сыграл вместо привычного Дензела Вашингтона какой-то малоизвестный актер, то по сути так и требовалось, иначе была бы вероятность, что третьестепенный герой был бы на уровне главного героя. А основное внимание должно быть на Али. Так и вышло, что актер сыграл совсем неплохо и не слишком хорошо, в общем — балансировал. Операторская работа: Эммануэль Любецки. Вот тут ему стоит отдать должное и поблагодарить за столь прекрасную работу. Настолько великолепна та сцена с рисунками на стенах, что захватывает дух. А ракурсы на ринге позволяют наблюдать поединки во всех их прелестях. Каждый удар, наносимый Али, отчетливо виден, а не прячется где-то за головами зрителей, которые по задумке невзначай попали в объектив. Кстати, его работу мы еще наблюдали в фильме «Сонная Лощина», где он тоже поработал на славу. Саундтрек: Вот тут настоящий мастер-класс. Ни одна! Ни одна композиция, прозвучавшая в фильме, не была оставлена без особого моего внимания. Здесь задействованы различные направления от непривычного афро-попа, до классического соула. В некоторых моментах — мурашки по коже.. Итог: В этом фильме присутствуют все качества для достойного биографического фильма. Мало того, он является одним из лучших фильмов подобного жанра! Всё вышеперечисленное и есть та самая гремучая смесь, которая родила нам невероятную красоту в виде кинокартины с гордым названием «Али». Оценка: 10 из 10
Мне тут недавно сказали довольно очевидную для меня вещь, что я люблю биографические фильмы с налётом драмы. Я даже призадумался, почему же мне так близок данный жанр в кино? Решил найти истоки, уходящие в те времена, когда меня ещё не было. «Первое дыхание у всех, десятое – только у чемпионов.» Для кого-то «Али» просто хорошо снятый фильм про бокс с Уиллом Смитом в главной роли, как и Мухаммед Али для кого-то просто боксёр, хотя, как показывает практика, для некоторых даже это тайна, покрытая мраком. Вряд ли этот фильм сыщет внимание зрителя, решившего просто расслабиться после работы, скорее всего итогом такого знакомства станет скорое расставание и храп до утра, ведь фильм совсем не о боксе. Чтобы быть лучшим, надо это доказывать, каждый день, нужно полностью отдаться, стать частью этого и если ты заберёшься высоко, велика вероятность, что ты окажешься внизу, и тут наступает момент, когда ты по-настоящему узнаешь сущность окружающих тебя людей, друзей, родных, самого себя. Утонешь ли ты в этом? «Али» эквивалент всего того, что я люблю в фильмах и даже чуточку больше. Помимо отличной режиссуры, операторской работы, саундтрека, который заслуживает отдельного разговора, по причине того, что это фильм Майкла Манна, который очень кропотливо относится к операторской работе и к звуку, что делает ему честь, ведь саундтрек к фильму «Полиция Майами» я считаю лучшим в истории кино. Уилл Смит сыграл, пожалуй, лучшую свою роль, сыграл так убедительно, что сам Али так не смог бы. Присутствие и непосредственное участие таких великих деятелей, как Малколм Икс подстёгивает на разбор «полётов» после фильма. Теперь про «чуточку больше». Картина Манна это ваш пропуск в самого себя, фильм-проверка, поймёте ли вы то, что происходит на экране, выдержите ли вы то время, что идёт фильм, сможете ли понять главного героя, дать свою оценку. Фильм, развивающий, да-да, именно так, развивающий, ведь он затрагивает целую эпоху, эпоху больших перемен, историю, это всё происходило на самом деле и бокс здесь, как оружие, куда мощнее любого пистолета или автомата, бокс как надежда, вера и утверждение. Что мир запомнит об этом человеке? Что оставил он нам? Живой пример. Свой внутренний мир, где нет места слабым, мир, в котором ты должен стоять на своих двоих до последнего конца, когда ты уйдёшь, а легенда о тебе останется….навсегда. Я же запомню его, стоящего на канатах, обливаемого дождём, потом и кровью, в печатавшихся в него, ведь по-другому чемпионами не становятся.
Нескончаемые волнения на улицах страны храбрых, унизительная расовая сегрегация в обществе, скотское отношение белых, радикальная реакция чёрных, лакированные старинные кабриолеты, Вьетнам, расцвет телевидения, Сэм Кук на сцене и по радио и театр Аполло, видимый из квартиры Мохаммеда Али в Нью-Йорке - всё это прекрасно демонстрирует ярчайшее десятилетие в истории Соединённых Штатов, протестующее и бунтарское. Люди жили в то время, когда консерватизм дал трещину, и стало не модно бравурно говорить о патриотизме и идти и убивать жёлтого человека. Отголоски эпохи ощущаются до сих пор, когда мы без устали говорим о необходимости сложить ружья. Но одна проблема если не разрешилась, то неизгладимо заявила о себе - исторический расизм в США, о чём и повествует фильм Майкла Манна. О расизме, но никак не о Мохаммеде Али - выдающемся боксёре-тяжеловесе, весь список достижений и наград которого выйдет далеко за пределы ринга и протянется ни одно десятилетие, вобрав ни одну часть общественной жизни. Да ещё и без должной толики драмы - как бы ни нахваливали критики Манна - режиссёр с остальными авторами многое упустил, что непростительно в условиях байопика итак довольно громоздкой протяжённости, чуть более двух с половиной часов, и слогана 'Ты уверен, что всё знаешь о нём!..'. Не секрет, что для Кассиуса Клея расовый вопрос был, пожалуй, самым острым в течении всей его жизни. Он боролся с угнетением различными способами: состоял в тоталитарных сообществах, открыто заявлял о истинных своих мыслях, не пытаясь утаить/соврать/слукавить. Яркий контрпример старообрядческим укладам, Мохаммед Али был феноменом своего времени, достойным звания амбассадора в миротворческих организациях. Именно поэтому вырезать десятилетний кусок из его жизни оказалось недостаточно. Нарушается стандартный закон драмы, где банально образ героя не раскрыт сполна. Одного упоминания о повешенном за колючую проволоку чернокожем мальчике явно мало, дабы понять, как у боксёра сформировалась крайне ненавистная позиция по отношению к ущемлению прав его расы. До того он пламенно плещет антибелыми памфлетами, приплетая и антивоенный настрой, что становится страшно, как бы дружба с Малкольмом Иксом не переросла в действо. А мимолётом Литтл гибнет, как и позднее Мартин Лютер Кинг от пули снайпера на втором этаже мотеля, причём скоротечно, без лишних пояснений проносясь фактом через хронологию событий. Али же продолжает бороться, мимолётно лишь выходя на бои, зарабатывая кулаками на жизнь (ничего удивительного, ведь в тот период он был отстранён от поединков за уклонение от военной службы). Но ведь не только это составляло судьбу и тяжёлое бытие Мохаммеда. Манн из-за каких-то соображений предпочёл некоторые события не показать, а вставить как бы отбивкой музыкальный фрагмент, где герой будет долго думать. И если, например, историю с первым призывом, который боксёр не прошёл из-за низкого результата теста IQ, понять можно - потому что авторы не хотели демонстрировать плохую сторону спортсмена, тогда ещё живого - то некоторые вещи достойны чуть ли не отдельного фильма. Известный факт: после победы на Олимпийских играх в Риме Мохаммед вернулся домой гордостью нации и родного города, где был торжественно встречен самим мэром. Однако, его отказались обслуживать в ресторане 'не для цветных', из-за чего раздосадованный чемпион выбросил золотую медаль в реку - она не стала путёвкой в справедливую жизнь. И через 36 лет, на домашней Олимпиаде в Атланте ему вручили точную копию награды; а сам Али зажёг олимпийский огонь на глазах заполненного стадиона, уже будучи физически больным и слабым человеком. И таких событий действительно много, но показаны одни лишь протесты. С олимпийской судьбой драма при определённых умениях могла приобрести и слёзный характер. А протест чувствам рознь, поэтому сыгранный Уиллом Смитом спортсмен редко выглядит очеловеченным героем, а не пропагандистом Нации ислама. В герое почти нет того, ради чего и надо снимать биографические картины - его и его истории. Не стоит забывать, что в первую очередь Мохаммед Али был легендарным спортсменом, оказавшим влияние на спорт в целом, а не только на бокс. И показ полной и более подлинной жизни стал бы куда более ценным решением. 'Али' мог получиться сильным, мотивирующим фильмом, с чувствами, с толком, с отдачей каждому периоду судьбы того необычного человека. А не так, как вышло - с демонстрацией какого-то агитационного антирасистского документа, где каждое закулисное, непоказное выглядит обрезанным копированием сухих строк Википедии: вот Мохаммед находит любовь, вот ещё раз, вот он кричит в лицо Джорджу Форману 'Покажи, на что ты способен!', бросается коронными, но вставленными ради простой вставки фразами. И в итоге он получается совершенно не тем, каким был реально и каким его хочется видеть. Он получается протестующей машиной и заносчивым задирой. Последнее ему неплохо так в реальности обернулось, но зритель и того не узнает. Он получается не человеком, изменившим историю мирового спорта, не человеком, давшим множеству бедных чернокожих людей надежду и бедным вообще - богатые бокс не выбирают. Да и на бою в Африке не окончилась ни великая карьера Али, ни дальнейшая жизнь, в кино заключённая до безобразия энциклопедическим упоминанием о том, что боксёр вновь сменил жену, и больше ни о чём. 'Али' - это фильм не о спортсмене и не о спорте, а о явлении давно ушедших дней. Как бы достоверно не были переданы мятежные 1960-е в судьбе Мохаммеда, они и смысла-то не имели ортодоксального в 2001 году, когда картины с Сидни Пуатье, манифесты Спайка Ли и затишье перед толерантным временем не давали повода вновь выслушивать пресловутое 'Расизм - это плохо, понятненько?'. И было бы всё равно, да вот работа всячески намекает на повествование о Кассиусе Клее: и слоганом, и постером, и трейлером с сочными вставками поединков, на деле являя очередное облизывание минувших лет. Неудивительно, что 'Али' провалился в прокате, не отбив 107-миллионный бюджет, и остался за бортом главных наград (и то Уиллу Смиту). Желая увидеть историю Величайшего, видишь покоцанные сценаристами вырезки из его жизни на фоне истории США времён Контркультурной революции. Желая увидеть последнее - не видишь ничего нового. 3 из 10
Совсем ещё юный мальчуган сжимает руку матери в практически заполненном до отказа автобусе. Читать он не умеет, но его взгляд намертво прикован к газете сидящего напротив старика - на первой полосе фото убитого чернокожего подростка, чьё лицо превратилось в кровавое месиво. Пройдут годы и шокированный увиденным мальчишка, с течением времени ещё не раз за свою юность лицезревший бесчеловечное отношение к своим темнокожим собратьям, вырастет в крепкого рослого мужчину, а длинные руки обрастут волокнами стальных мышц, с помощью которых он будет сметать своих соперников со спортивного настила, а те, замерев от бессилия, боли и злобы, ничего не смогут противопоставить восходящей звезде профессионального бокса, впоследствии ставшей легендой и имя этой легенде - Мохаммед Али. Начальные десятилетия XX века охарактеризовались массовым наплывом иммигрантов всех наций в США, это были люди вне системы, без крова, денег и уважения и бокс служил призрачным, но всё же единственно-верным для них мостиком в нормальную жизнь. Девять дней из десяти дрались боксёры из Мексики, Ирландии, Пуэрто-Рико - именно этот контингент формирует приток эмигрантов в Штаты на сегодняшний день. Чтобы заработать тогда на жизнь многим приходилось драться. И среди вышеперечисленных отщепенцев особняком стояли темнокожие - многомиллионная армия людей с черным цветом кожи, которая прошла долгий и полный презрения и несправедливости путь самосознания от «негров» до «афроамериканцев». Расизм и расовую нетерпимость, которые на протяжении столетий испытывали на себе чёрные рабы Америки, пришлось почувствовать на своей коже и молодому Кассиусу Клэю, перспективному спортсмену, быстро осознавшему что единственный путь наверх для него, как и для многих других его собратьев, в этой жестокой стране - это ринг. Буквально избив на тот момент действующего чемпиона Сонни Листона, Клэй в мгновение ока стал звездой и ошеломил всех доселе невиданной техникой ведения боя: да, у него был не самый сильный удар в своей весовой категории и грамотно защищаться он не умел, но потряс всех он совсем другим - своей невероятной скоростью и ловкостью движений на ринге, буквально обрушивая на соперника град молниеносных ударов, чья быстрота и стремительность была в диковинку среди бойцов-тяжеловесов, а своим девизом увековечил в истории знаменитое «Порхай как бабочка, жаль как пчела», знакомое сегодня даже тем, кто максимально далёк от мира бокса. Автор культовой «Схватки» и корифей структурно сложных и многогранных жанровых работ, уроженец Чикаго Майкл Манн, за основу сюжетной истории своего детища взял 10-летний отрезок жизни великого спортсмена, с 64-го по 74-й годы, венчающий собой начало чемпионской поступи Мохаммеда и его возвращение на ринг и лидирующие позиции после схватки в Заире с Джорджем Форманом, тем самым выстроив повествование по фабуле нетипичной для большинства байопиков, основная масса которых придерживается последовательной схемы демонстрации жизни героя, начиная с его рождения и до последних дней. Однако работу Манна сложно оценивать однозначно, уж очень непростая у него получилась картина. Сразу бросается в глаза претенциозность и монументальность замысла авторов - Манн пытается одновременно усидеть на двух стульях и рассказать не только частичную историю жизни Али, но и поведать нам о политической и социальной обстановке в стране в те годы. И тут кроется один из главенствующих изъянов картины: Манн просто не тот режиссёр который будет разжёвывать детали и информацию сидящему у экрана зрителю, он выстраивает рассказ из расчёта на осведомленность и знания смотрящих. С одной стороны, это, несомненно, плюс, так как перед нами серьёзное драматическое кинополотно не собирающееся играть в поддавки со зрителем, с другой - многим лента покажется «сыроватой», недоработанной и недосказанной в деталях и, конечно же, это оттолкнёт публику. Так же зачастую можно поймать себя на мысли, что некоторые персонажи обозначены чрезмерно поверхностно и даже, в буквальном смысле, мимолётно - они появляются в повествовании, влияют на ход определённых событий и затем бесследно исчезают. Отчасти можно упрекнуть Манна и за скомканность и скоротечность в подаче и хронологии экранного очерка - но тут постановщик и сценаристы просто стали заложниками жанра, всё-таки сложно подробно и во всех деталях рассказать и раскрыть все жизненные перипетии человека, будучи ограниченным рамками 150-минутного хронометража. В остальном же нужно отдать должное знаменитому режиссёру: Манн с умом распорядился выделенным бюджетом и снял практически эталонную с технической точки зрения картину. Атмосфера и антураж 60-х и 70-х воссозданы очень точно и правдиво - автомобили, одежда, музыка, ламповые телевизоры, камеры и микрофоны в руках спортивных тележурналистов, сцены с массовым скоплением людей, всё это словно переносит нас в ту эпоху. Музыкальные композиции идеально ложатся на видеоряд, дополняя картинку, а проникновенная ода «Tomorrow» певца Салифа Кейты навечно врезается в память как и сцена пробежки Али по улочкам Киншасы. Конечно же, стоит отметить самую главную изюминку картины: сцены боёв - их постановка просто безупречна, максимально приближена к реальности и сам ход поединков воссоздан подробно и с соблюдением всех деталей. Во многом это заслуга Эммануэля Любецки, чья операторская работа восхищает своей филигранностью и разнообразием ракурсов: мы можем взглянуть на бои не только глазами обыкновенного зрителя, но и взором рефери, самого Али и даже его соперника, падающего на настил как подрубленное дерево. И даже кадры, снятые излюбленной цифровой камерой Манна и бросающиеся в глаза своим «зерном» выглядят органично, несмотря на своё историческое несоответствие как технического приёма. С точки зрения реконструкции событий фильм получился удивительно правдивым, хотя и затрагивающим не все бои и события показанного периода. Из актёрской плеяды, несомненно, выделяется исполнитель главной партии - Уилл Смит, бывший хип-хоп исполнитель, здесь впервые для себя воплотивший сложный драматический образ. Смит актёр неровный и тут сыграл не без огрехов, однако в целом его игра заслуживает похвалы, а в стремлении перевоплотиться в легендарного спортсмена он продемонстрировал настоящие рвение и профессионализм - Смит научился драться и двигаться в схожей с Али манере и выглядел достойно на фоне соперников, которых сыграли настоящие боксёры. Однако авторам не удалось избежать набившей в мировом кинематографе оскомины и не романтизировать главного героя, исказив тем самым его образ - в реальной жизни Али был более импульсивным и непосредственным человеком, буквально фонтанирующим энергией, совершавшим ошибки и позволявшим себе некрасивые поступки, тогда как Смит сыграл преимущественно сдержанного и лишь отчасти подверженного вспышкам гнева человека. Однако на сегодняшний день этот человек стал по праву живым олицетворением несгибаемости человеческого духа и верности своим идеалам, а история раз и навсегда увековечила его звучное имя и теперь вряд ли найдется на планете хоть один человек, который его не слышал.
«-На ринге я буду порхать как бабочка и жалить как пчела!» ( с ) Удостоится появления «байопика» о собственной персоне при жизни – разве может быть большее признание твоей исторической и культурной значимости? Подобным могли похвастаться разве, что африканский политик Нельсон Мандела и американский боксёр – чемпион Кассиус Клэй – известный всему миру под именем Мохаммеда Али. О фильме снятом про второго и пойдёт речь в данной рецензии. Итак, слоган ленты гласит – «Вы точно уверены, что знаете о нём всё?» - и это как бы вызывает зрительский интерес, делает интригу. Хотя казалось бы, чего проще – посмотреть про знаменитого спортсмена документальный фильм или прочесть его книжную биографию. Однако, вполне резонно подумать, что в картине пойдёт речь о частной жизни легенды бокса, в том числе о его романах с женщинами – ведь чернокожий мусульманин по молодости слыл тем ещё ловеласом, к тому же неоднократно женился и провоцировал большие скандалы связанные со своей личностью и отношением к службе в армии и религией. Словом, от картины ожидаешь того, что биография Али будет сделана в жанре остросюжетного боевика о сильном и волевом человеке, однако имеющим свои тёмные стороны и слабости. Однако, несмотря на то, что в фильме Майкла Манна воде бы всё это есть: сложные отношения боксёра с властями, судебные тяжбы по поводу отозванной правительством США у него спортивной лицензии, тяжёлые спарринги и изматывающие тренировки в спортзале, так же ссора с «правоверными братьями» по исламу и отношения с разными женщинами. Но, тем не менее – фильм смотрится уж больно тяжеловато, особенно если учесть тот факт, что для лучшего восприятия ленты надо как минимум прочесть историю главного героя в интернете. Иначе многочисленные исторические встречи, различные персоны и даже некоторые поединки боксёра – девальвируются, и будут восприниматься не так хорошо, как обладай ты перед просмотром хотя бы минимум знаний об личности Мохаммеда Али. В противном случае кино покажется вам скучным и затянутым, с многочисленными разговорами «не о чём». Дело в том, что Майкл Манн всегда снимает кино в собственной манере. Это выливается в чрезвычайным педантизме к различного рода мелочам. Однако, снимая картину о выдающемся боксёре, режиссёр как это не странно – вовсе не концентрируется на собственно боксе, спаррингах и тренировках. Иными словами, «Али» больше похож на «Бешеного Быка», чем на «Рокки». Потому, что здесь не будет изматывающих спортсмена как морально, так и физически тренировок с суровым тренером до седьмого пота, каких то личностных, связанных непосредственно с противниками проблем. Например – нет мощного противостояния Мохаммеда и Джо Фрейзера – ибо сражаются они только на ринге. А с другим боксёром – он вовсе чуть ли не в приятельских отношениях: с его подачи Али вышел на ринг, когда его пытались «загасить» федералы, после его публичного отказа служить во Вьетнаме. Да и сама манера повествования весьма необычна. Это не беглый пересказ всей жизни выдающейся личности – вроде фильма – биографии «Чаплин». Сюжет повествует лишь о 10 –ти годах из жизни великого боксёра, период взлёта его карьеры и самых напряжённых для него событий, случившихся с 1964 –ый по 1974 –ый годы. За это время он смог завоевать золотую медаль на Олимпиаде в Токио ( где среди прочих – побил советского боксёра Геннадия Шаткова ), стать дважды чемпионом мира и решить свои проблемы с религиозной негритянской сектой исламистов ( которая судя по всему выкачивала из него деньги, наподобие того, как это делали саентологи с Томом Крузом ), а так же с властями США, которые пытались засадить его на 5 лет за решётку за отказ от службы в армии ( свой отказ он объяснил тем, что «не один вьетконговец не называл его «ниггером» ). Большое количество времени уделяется финальному бою картины: когда в Африке, в Заире ( он же - Конго ) в 1974 –ом за звание чемпиона мира. Отношения Али с женщинами присутствуют как то фоном, причём на каждой своей новой пассии боксёр как истинный мусульманин женится, заставляя девушек ходить с покрытой головой и в длинных платьях. Каких то крупных семейных склок нет, разве, что его старший брат недоволен тем, что Али сменил имя и фамилию – считая, что так он отдалился от своей семьи и корней. Хотя сам чемпион аргументировал это тем, что не хотел носить фамилию данную когда то рабам, а имя в честь пророка ему дал духовный «учитель», когда тот завоевал чемпионский титул. Кстати, имеются ещё его отношения с лидером чернокожих – Мартином Лютером Кингом и попавшим в опалу властей и собственных же «братьев» - Малкольмом Иксом ( сильная роль Марио Ван Пиблза ). Уделено так же время и его взаимоотношениям с провоцировавшим и стебавшим его на публики журналистом Говардом Касселом ( сыгравший его Джон Войт – был совершенно неузнаваем в гриме, и даже выдвигался на Оскар! ). Но, самое главное – становление боксёра Кассиуса Клэя – нам не покажут. Нечего не расскажут о детстве и юности боксёра, о том почему он пришёл в этот «кровавый спорт» и почему обратился именно к исламу… Поэтому не могу рекомендовать фильм Майкла Манна к просмотру всем и каждому, а в особенности тем, кто нечего не знает про Мохаммеда Али. Им думаю, куда лучше будет сначала ознакомится с документальной картиной ( кстати, отмеченной Оскаром ) Леона Гаста и Тейлора Хекфорда «Когда Мы Были Королями» ( 1996 ) – в которой более подробно рассказывается о личности спортсмена, а так же о важности его поединка в Африке с Джо Фрейзером. Из этой «документалки» станет понятно почему именно Али был кумиром негров, а вот Фрейзера ( тоже чернокожего ) – африканцы за своего не считали. А когда посмотрите его, потом уже можно будет смотреть и манновского «Али» ( именно так я вчера и поступил, ибо в биографии героя был полный ноль – так как не увлекаюсь спортом )… Что же до главной звезды картины – то Уилл Смит определённо заслуживал Оскара, однако в тот год у Дензела Вашингтона была более смачная роль в «Тренировочном Дне». Однако, работа в фильме Майкла Манна не прошла для него даром – став возможностью для коммерческого артиста Голливуда поработать на серьёзном материале, доказав критикам свой актёрский талант и драматический потенциал. Да и возможность сыграть самого Мохаммеда Али – национального героя Америки, для чернокожего актёра – само по себе почётная миссия.
Непобедимый боксер Мохаммед Али является великим героем Америки, кумиром всего мира, и в то же время, одной из самых недооцененных персон XX века. Борясь за гражданские права в родной стране в сложные, бурные годы, когда громкие политические и социальные события коренным образом меняли мировоззрения людей, Али защищал угнетенных и дарил людям новую надежду. История сделала его живой легендой, и теперь вряд ли найдется на планете хоть один человек, который не слышал гордое имя Али. Видимо, Майкл Манн истратил весь свой режиссерский талант на съемках «Схватки», выдав безупречный во всех отношениях фильм. В этом шедевре криминального кино Манн как режиссер выложился по полной программе, истратив столько сил, что делать его следующие фильмы настолько же качественными у него не было сил. При всем огромном потенциале биографического фильма про Мухамеда Али Манн не смог с ним справится. Хотя, начинается все довольно неплохо и на первых минутах возникают ассоциации с образцом спортивной и человеческой драмы – «Бешеный бык» Мартина Скорсезе. Но чем дальше, тем хуже. Много разговоров о религии, о угнетении прав черных, о политике и т.п. Нельзя отрицать, что этого не было, но для фильмов этих разговоров слишком много. Например, Али неоднократно говорит очень много фраз, типа «Я не буду прогибаться под систему». Да, он сильная и волевая личность, но зачем в фильме столько раз повторять такие фразы – одного, двух раз было бы вполне достаточно. Еще фильм слишком серьезный. Этот факт не всегда идет во вред картине, но в данном случае это было лишним. Там, где можно было вставить шутку, Манн предпочитает только нагнетать атмосферу все более и более серьезными диалогами и размышлениями. Мухамед Али показан в таком неприятном свете, что к его персонажу невозможно испытывать ни симпатии, ни сожаления. Сектант, который не слушает никого и делает все по своему, причиняя боль другим людям не очень-то достоин симпатии. Единственное, что вызывает к нему уважение – его настойчивость и упертость в спортивном отношении. В боксе он мастер, каких еще поискать надо, достигший всего тяжелейшими тренировками и переступанием через порог обычных человеческих способностей. Но как человек он мразь. Возможно у Манна и не было цели показать Али хорошим героем, но тогда зачем было долго топтаться на месте, когда от Али все отвернулись и он остался без гроша в кармане? Неплохо поставлены сцены бокса – возникает ощущение, что ты смотришь настоящий боксерский поединок, правда, очень скучный поединок. Как то вообще создается ощущение не того, что бьются мастера за пояс чемпиона мира, а что смотришь обычные региональные соревнования. Чрезмерно серьезное и невероятно скучное полотно про отличного спортсмена, но гадкого человека с очень скучными сценами бокса.
Фильм 'Али' к великому сожалению не оправдал моих ожиданий. Вместо интересного, наполненного удивительными событиями, жизнеописания замечательного боксера, мы увидели фальшивую кальку, слепок афроамериканского образа жизни 60-х. Режиссер по всей видимости и не думал снимать биоэпик о Мухаммеде Али, взяв лишь его персону, как повод, как призму, чтобы рассмотреть взаимоотношения в американском обществе в середине ХХ века. Идея не плохая и нужная, но зачем при этом было обманывать ожидания миллионов любителей спорта и бокса в частности? Нет, в центре сюжета именно Али, и актер Уилл Смит при хорошем освещении иногда весьма похож на него и реплики произносит тоже верные. Но при этом образ созданный актером, сценаристом и режиссером ни в коей мере не соответствует оригиналу. Начнем с того, что Кассиус Клей имел довольно низкий интеллект (78 по тестам Айзенка), и из-за этого был признан не годным для службы в армии, он очень плохо читал, и часто был вынужден просить друзей прочитать ему газеты пишущих о нем. В фильме же, нам каждые пять минут являют возвышенное одухотворенное лицо Уилла Смита (именно Смита, так как сознание напрочь отказывается воспринимать главного персонажа картины как Мухаммеда Али), а через минуту он уже произносит очередной глупый афоризм или изречение, которыми так славился Али. И сознание зрителя начинает бунтовать от такого противоречия между формой и содержанием. Помимо этого в фильме отвратительный саундтрек, от песни исполняемой чернокожим певцом в начале фильма довольно тошно и хотелось выключить телевизор до развития основных событий. Непростительно, что авторы отказались от идеи показать нам детство и юность главного героя, а ведь они по своему очень интересны, также, как и годы преклонного возраста Али, его непримиримую борьбу с болезнью, финал картины - лишь очередной штамп из многочисленных 'спортивных' лент. В целом, вывод по фильму таков - создатели не смогли найти баланс между биоэпиком и картиной о жизни общества США середины прошлого века, кидались из края в край, то представляя нам объединенный символ борца с расовой дискриминацией, то спохватившись - наполняли его уста неосмысленными репликами самого Али, в результате получив малоинтересную туманную кинокартину с невнятным сюжетом и смыслом 3 из 10
'Али' - одна из лучших спортивных драм из Голливуда, которые основываются на биографии того или иного легендарного спортсмена. Как правило, тема бокса почему-то куда популярнее всех остальных видов спорта. Наверное, это связано с тем, что на ринге проще показать волю к победе одного центрального персонажа, по сравнению с не менее популярными сюжетами про бейсбол, которых уже остнято видимо невидимо. Очень странно было увидеть в качестве режиссера Майкла Манна, у которого очень неплохо получаются криминальные драмы, да и то не всегда. Если 'Схватка' по-прежнему считается одной из лучших в своем жанре, то та же 'Полиция Майами' - нудятина полнейшая. Мне кажется, что его картине 2001 года просто очень повезло с исполнителем главной роли. Уилл Смит в драме - это был крайне интересный эксперимент того времени, учитывая его комедийную харизму и прежде участие только в развлекательном кино. Его выбор на роль великого боксера Муххамеда Али довольно необычен, даже несмотря на то, что для этого Смит набрал n-количество килограммов. Все-таки если сравнить реального спортсмена из настоящих биографических фильмов с голливудской 'звездой', общего у них найдется не так уж много. Другое дело, что Майкл Манн снимал больше не о личности Али и его мастерстве на ринге, а о некоем призыве за свободу, олицетворением которой и стал главный герой для многих афроамериканцев. Поэтому из 165 минут экранного времени под собственно бои отведено немного. Правда, надо признать, что сняты поединки очень неплохо, думаю, даже вполне реалистично (ну если сравнивать с теми же 'Рокки'). Уилл Смит демонстрирует не только отличную физическую форму, но и свой недюжинный актерский талант. Как всегда, даже в столь серьезном образе корчит рожи, вызывающе ведет себя перед каждым противником, и всеми своими действиями показывает абсолютную уверенность и правоту в своих действиях. Фильм интересен тем, как Али отстаивает свои права и права тысяч других простых людей, ради которых он, как пытаются нам донести авторы картины, и бьется против любых соперников на ринге. В боксе я не разбираюсь и не знаю, какие там правила в какой весовой категории и мог ли персонаж Уилла Смита находиться на ринге вместе со здоровяком, который на порядок крупнее и тяжелее его. Это тут не самое главное. Поставлен 'Али' таким образом, что куда интереснее в очередной раз оценить актерские возможности Уилла Смита, Джейми Фокса, Рона Сильвера, Джона Войта, Джады Пинкетт Смит. Показанный отрывок из жизни великого боксера любопытен именно благодаря им, а не каким-то там фактам, которые многие зрители и так любят подвергать сомнениям. Если же вам не по душе вышеперечисленные актеры, 'Али' может показаться довольно занудной и мрачной драмой. В которой события развиваются традиционным для Голливуда образом. Главный герой борется с жизнью, с самим собой, преодолевает многочисленные трудности, и в итоге получается вознаграждение. Не про денежно, конечно же, идет речь. Али боготворят тысячи, миллионы за одно то, как он выходит против своих соперников, как он на весь мир демонстрирует несгибаемый характер, волю к победе, желание не сдаваться несмотря ни на что. В кино это всегда выглядит чертовски привлекательно, а самое главное - познавательно. Особенно в таком. На мой взгляд - отличная биографическая драма Майкла Манна с Уиллом Смитом в главной роли.
Что я не видел и не слышал, не живя во времена, когда для 'цветных' были отдельные прачечные, места в общественном транспорте и пр.? Это будут знаменитые выстрелы в Даллесе, Ливерпульская четвертка, множество знаменитостей тех лет, Холодная война, причудливые (теперь уже) вспышки фотоаппаратов и среди всего этого прошедшего, но все еще не забытого, нас знакомят с Али, Мухаммедом Али. Ну, или, по крайней мере, с киношным 'Али'. Раз уж это не документальный или же псевдодокументальный фильм о тех годах. Фильм идёт... Временами, где-то рядом бродит призрак Мартина Лютера Кинга, а также заговора (правительственного, естественно) и посреди всего этого, небольшого хаоса, я вижу Али (Уилла Смита), юношу с амбициями, со своими взглядами на буквально все. Так все знают, что был такой человек. Но этот фильм не об его победах на ринге. Это кино об его главных победах, победах над 'системой', над тем, что хочет сравнять все и вся до единообразной массы 'вольных' рабов. Таким я увидел то, что показал мне DVD-плеер однажды.
Хочется что-то сказать об этом фильме, сказать сильное, но соригинальничать не получается, а говорить банальные вещи не тянет. Все потому, что фильм чем-то затронул, зацепил, доставил удовольствие, заставил задуматься. Буду писать, как могу. Вроде идея фильма и ее воплощение в сюжете – еще одна из многих историй вида «из грязи в князи». Человек рождается и умирает. Между этими двумя самыми главными событиями проходит время, которое называется жизнью. И человек отличается от остального живого мира тем, что у него есть выбор: прожить жизнь (извините за тавтологию) и добиться чего-то высокого большого, успеха, процветания, славы, свернуть горы, совершить поступок или просуществовать ее, как простая зеленая трава, не принести пользы, не стать чем-то большим… В этом фильме такой человек – Мухаммед Али, он же Кассиус Клей. Известный во всем мире боксер. И в фильме – его жизнь. Не вся конечно, а небольшой ее отрезок. Но этот отрезок стал одним из самых насыщенных в его жизни. Помимо непростых боев с соперниками на ринге, он смог выдержать все нелегкие удары судьбы: раскол в общине ислама и последовавшее за ним убийство брата Али, война во Вьетнаме, за отказ от службы и скорее всего последовавшем участии в этой войне – отлучение от бокса на три года и лишение титулов. Под влиянием этих событий он и сформировался, как человек, как личность и стал чем-то большим, стал кумиром, образцом для подражания других. Прежде всего потому, что остался верен принципам: не сдаваться, быть самим собой и поступать по-человечески… Помимо главной темы есть еще некоторые: «Чем ты искреннее, тем более лжив мир вокруг» и «Когда ты популярен – друзья рядом. Но когда у тебя проблемы – пропадают». Темы про настоящую дружбу, истинную, не за деньги, про зависть и подлость недругов или людей, лишь прикидывающихся друзьями, про подхалимов и т.п. В общем, разных тем не мало. И все они подчеркивают характер Али, как бойца, выдерживающего и физические и моральные удары, не сдающегося в трудных ситуациях, не прогибающегося под тяжестью будней и как человека, ставшего примером для других. Роль Мухаммеда Али великолепно исполнил Уилл Смит. Как многие говорят, и я с ними, пожалуй, соглашусь, эта роль – одна из лучших в его карьере. Непростая, многогранная, как и сам персонаж – и талантливый, самоуверенный боксер, уверенный в своих силах и победе, а потому заранее хвастающийся и работающий на публику, и человек, отстаивающий свои интересы, не сдающийся под натиском обстоятельств, и борец с несправедливостью, и простой человек из народа, ставший кумиром для таких же простых людей. Конечно, раз фильм – история одного человека – Али, остальным персонажам уделено не так уж много времени. Но все равно хочу отметить запомнившиеся хорошие роли, которые исполнили актеры: Джейми Фокс и Джон Войт. Вроде скучный жанр байопик, но фильм смог стать захватывающим. Тут помимо отлично поставленных боев, за которые отдельное спасибо оператору, еще драма героя, его поступки и желание стать, быть кем-то значимым и в тоже время самим собой. И как я уже говорил, множество непростых моральных общественных проблем: война, унижение представителей другой, в частности «черной» расы, религиозные расколы, а также и семейные, удачно вплетенные, в смысле, нужно, понятно для многих, цепляющее, но в то же время не навязчиво, в основную историю Мухаммеда Али, человека, сумевшего стать кумиром, образцом для других, достигшего многих побед, в том числе главной – победы над судьбой, став самостоятельным творцом жизни. 9 из 10
Бог забрал своего чемпиона. /Майк Тайсон/ 3 июня 2016 года – черная дата в истории мирового спорта. В этот день одна из ярчайших страниц чемпионской летописи получила траурную окантовку – не стало Мохаммеда Али. Лучший боксер всех времен отошел в мир иной тихо и буднично, словно боец, заслуживший полноценный отдых. О нем и при жизни были написаны книги, снимались фильмы, проводились исследования, но и всего обилия такого материала недостаточно для осознания феномена, которым являлся Али. Щедро одаренный природой, он всю жизнь словно издевался над собственными способностями, доказывая, что к славе можно идти различными путями. При этом бокс оставался привычным занятием, которое сам Мохаммед сравнивал с полетом птиц и волнами, омывающими песок. Не был он и фанатиком, хотя это религия была ему настоящей матерью, а не смертная женщина. Лучший в своем деле человек просто жил и делал то, что считал важным и безусловным для себя лично. Не образец высокой морали, он умел быть примером, и орава мальчишек со всего света, посвятившая себя боксу, стала для Али самым главным титулом. Разумеется, стандартные кинематографические рамки слишком малы для воссоздания всей биографии урожденного Кассиуса Клея, но по основным ее страницам одноименная лента пройтись поможет. В 2001-м мир уже был в курсе тяжелой болезни великого спортсмена, и хорошо, что Майкл Манн сфокусировал свой взор именно на его восхождении. Тогда еще и Уилл Смит не был испорчен обилием бессмысленных коммерческих постановок, лишь подточивших его талант. Образ оказался прекрасным. Дерзкий, самоуверенный, взбалмошный, несокрушимый – таким Али в жизни и был. Даже без ранга чемпиона он внушал страх более могучему противнику, вынуждая того идти на хитрости. Одержав победу, без обиняков и ненужной скромности Кассиус Клей провозгласил себя величайшим и королем мира. Этот самый мир лишь изумленно взирал на то, к каким высотам способна вознести человека сила, помноженная на характер. Конечно, странностей в его жизни хватало всегда – некоторые примеры фильм как раз и демонстрирует. Влияние религиозной организации «Нация Ислама», дружба с Малкольмом Иксом, неразборчивость в интимной жизни – ну не был святым кумир миллионов, однако и пыль в глаза никому не пускал. Склонность к позерству, желание постоянно мелькать на экране, выпады в сторону американских властей, оскорбления соперников – все эти поступки как нельзя лучше пришлись по нутру как герою, так и сыгравшему его актеру. В наиболее драматические моменты нет и тени сомнения – на экране единая личность со всеми ее характерными особенностями. Людей, знакомых с биографией знаменитого боксера, фильм способен разочаровать своей предсказуемостью. Ровным счетом ничего неизвестного картина не сообщает, в то же время, бравурной напыщенности нет и в помине. Детально подходя к ключевым поворотам жизни, Манн концентрируется на неоднозначности их восприятия. Поцелованному Богом человеку ничего не давалось легко, а когда дело дошло до отказа служить в армии и отлучения от титула, то становится по-настоящему понятной та цена, что заплатил Али за свои убеждения. Впрочем, жизнерадостный по натуре Смит и героя своего избавил от тягот депрессии, давая почувствовать целительную энергию бокса. Как только касались ноги Мохаммеда ринга, как только включался знаменитый порхающий стиль боя, то простой смертный уступал место пророку, чьи помыслы доносились кулаками. Превосходная операторская работа Эммануэля Любецки позволила в мельчайших подробностях передать удивительную ловкость, фантастическую стойкость и неутолимую жажду победы. Гениальный боксер имел на счету несколько нокаутов, терпел поражения, но всегда находил силы бежать дальше. Именно бежать, как это хорошо видно в ходе подготовки Али к бою, известного как Грохот в джунглях. Сотни нищих африканских мальчишек пожирали глазами своего пророка, они понимали его гораздо лучше, чем промоутеры, женщины и собратья по организации. «Ali bomaye» - надпись, предписывающая убить, красовалась на стене одного из заирских домов, и здесь не идет речь о готовящемся преступлении. Убить – предрассудки, несправедливость, страх, лицемерие. Этим он и занимался, помимо расквашивания носов, и этим же запомнился больше, чем своими регалиями. Чемпиону доводилось поваляться и на самом дне. В обращении с дорогими ему женщинами он был далек от идеалов джентльменства, да и про своеобразное отношение к исламу Манн также напомнить не забыл. На экране все-таки не какой-нибудь небожитель, а лишь спортсмен, сумевший однажды поверить в себя и свое особое предназначение. Что интересно, уже завершив карьеру, Мохаммед не упускал возможности поглумиться над своими преемниками, в частности Тайсоном, которому он, мол, откусил бы голову. Словом, с ним не было скучно, и точно так же как нескучно вновь видеть его молодым и полным задора. Затертая фраза «падал, но поднимался» не отражает суть жизни Али. Уместнее сказать, что он просто не умел сдаваться, даже когда весь мир был настроен против него. В этом и состояла его личная религия. Отказавшись от «рабского» имени, он все время ощущал правильность собственного пути. Это чувство не изменяло ему и при совершении очевидных ошибок. Широкая правозащитная деятельность, пропаганда спорта и записи боев, вошедших в историю, легко перевешивали весь имевшийся негатив. Этот человек прожил жизнь, за которую ему не было стыдно, а лучше всего о себе сказал он сам: «Я не буду скучать по боксу. Но бокс будет скучать по мне». К этому теперь и добавить нечего. Вечная память