Фильм ужасный. Многие ситуации, показанные в нем, просто абсурдны, не правдивы и мерзки. Человек который не имеет ни малейшего представления о мире неслышащих, решил представить свое мнение как единственно верное. Чушь полная и абсолютная. Ни одной правдивой сцены. Кроме того, не было понятно ни одного жеста (кроме слов учителя труда). Жалко потраченного времени. На премьере был полный кинотеатр неслышащих людей. И ни одного положительного комментария. Люди выходили посреди фильма. Просто вставали и уходили. Раз уж человек снимал фантастику, так в жанре фильма так надо было и написать. О таких людях и так практически ничего не известно. Потому что они закрыты в своем собственном мире. Так еще и фильмы снимать, которые демонстрируют такую ложь это просто унизительно, больно и обидно для людей о жизни которых хотел якобы 'поведать' режиссер.
Каннское поощрение этой картины, при всём доверии к похвалам, не слишком торопило меня к её просмотру, путь к которому пролегал через сомнения, которые едва не придавили меня обречённостью после открывающего её предупреждения о том, что действующие лица общаются между собой исключительно на языке жестов, никакого перевода нет и субтитров тоже не будет - то есть, вот вам картинка - она всё расскажет и покажет тож. Не знаю, было ли преимущество у московских слабослышащих, которые на две трети заполнили мой кинозал, но я поначалу тщетно пытался читать с экрана жесты разговаривающих между собой людей из специального заведения, где живут те, кто иначе общаться не может, тщась понять текст речи, что было просто невозможно, но его быстро перешёл к считыванию ситуаций, развивавшихся в по известным схемам «говорящего» кинематографа, типичность которых заменила здесь звуковую человеческую речь. Это уж потом я узнал о признании режиссёра Мирослава Слабошпицкого о целенаправленном клишировании сценария, позволяющего читать не по губам, а по манёврам участников событий, через короткое время уже свободно определяя их место в деле и характер взаимоотношений между собой, приобретая в моём восприятии вид и вес известного набора игральных карт, имеющих своё значение и силу, выложенные вместе, составляющие комбинацию событий и перспектив, иногда позволяя даже заглянуть чуть вперёд, но в этой «читабельности» и виден успех визуальной конструкции, делающей говорящим видео без слов. К абсолютному совершенству можно причислить поразительную работу, как было рассказано в интервью, совсем не профессиональных актёров с теми самыми «ограниченными возможностями», от которых режиссёр сумел добиться обманывающей неподдельности эмоций, темперамента и характерной определённости, из чего вскоре становится ясно положение вещей и расклад внутри школьной криминальной корпорации, которая в определённый момент встанет против личных чувств одного из её участников. Так и есть, Слабошпицкий, отстраняясь от напускной идейности, воссоздаёт в своём фильме состояние окружающей среды, такой, какой она есть в стенах и за стенами этого заведения, где кто-то кого-то продаёт или покупает, торгуя побрякушками, совестью или живым товаром, невозмутимо, со знанием дела и даже находя в том уклад обыкновенной жизни, в котором из-за влюблённого парня случился романтический сбой с разрушительными последствиями, на пути к которым оказалось немало человеческой искренности, боли и красоты. Поглощающие постельные сцены без постели и доводящий до остолбенения домашний абортарий с рукодельной акушеркой - одинаково долгие и столь же насыщенные физиологией и атмосферно наполненные, так что просто не отвести глаз от шокирующей откровенности обоих актов, подвигнувших впереди сидящую девушку направить на экран предательски выдавший её пиратские намерения Айфон. Ключевым моментом вспоминается начало, когда, стоя у стекла закрытой двери ты следишь за осенней торжественной линейкой учителей учеников, поздравляющих друг друга с началом нового учебного года, и дальше оставаясь наблюдателям за этим стеклом, слышишь лишь доносящиеся из-за него органические звуки безнадёжной истории, полной смерти, даже тогда, когда все они ещё были в живых.
Фильм охватывает широкое поле проблем, с которыми сталкиваются как глухонемые (глухие) люди, так и те, кому со здоровьем повезло больше. Ничто из показанного в фильме не чуждо миру слышащих и говорящих. Вот только нюанс заключается в том, что, как правило, мы не хотим ни слышать, ни говорить о проституции, абортах, мошенничестве, жестокости по отношению к изгоям и так далее. По этой причине фильм не стоит смотреть людям, которые склонны не замечать зла, что творится вокруг. В этом плане картина беспощадно ломает розовые очки всем их любителям. Но если жестокость и 'слишком' откровенные сцены в кинематографе не новы (вспомнить хотя бы 'Сука-любовь', 'Хулиганы', 'Нимфоманка' фон Триера), то с точки зрения подачи материала я считаю этот фильм открытием. В нем нету саундтрека, герои общаются на языке жестов (без субтитров для зрителя), мы не слышим ни слова - только обыденные звуки. Наше восприятие возможно только благодаря зрению. Режиссер, оператор, актеры - вся съемочная команда показывает нам историю. И эта история впечатляет (всех по-разному, но все же впечатляет). Настолько ограничив методы и средства воздействия на зрителя, создателям удается донести простые, но такие актуальные идеи. Многие спрашивают: а не скучно смотреть фильм без музыки, без диалогов? - Нет, не скучно. Если вы настроитесь на восприятие истории. Хотелось бы сказать и об актерах. Несмотря на то, что большинство из них не являются профессионалами, фальши в картине нет. Я не заметила каких-то серьезных огрехов. Мирослав Слабошпицкий сделал такое кино, на которое мало бы кто решился. И за это - отдельное спасибо. 9 из 10
Лента Мирослава Слабошпицкого «Племя» – немая, однако вопиющая история парня с недостатками слуха, который стремится, попав в специализированный интернат, найти все то, что ищут обычные люди: любовь, уважение и самореализацию. Но в такой среде существуют свои, отличные от обычного мира правила – законы племени, которым и пытается противостоять главный герой. Фильм снят в документальном стиле свободного созерцания, а роли исполняют непрофессиональные актеры – это придает картине большего реализма. Откровенные, жёсткие и даже жестокие сцены могут представлять для зрителя определенное отвращение, но именно они не только дополняют такой стиль, а еще и лучше раскрывают особенности той реальности, в которой находятся герои. Это своеобразный фильм-эксперимент, ведь в кинопроизведении вы не услышите ни саундтрека, ни даже хотя бы единого слова. Но это вовсе не мешает понимать их переживания, чувства, страхи, желания и другие человеческие интенции, известные для всех. В каждой школе есть определенная иерархия со своими альфами, бетами, гаммами, омегами и эпсилонами. Но если у резидентов обычных средних учебных заведениях существует определенный контроль, как и со стороны родителей, так и со стороны учителей, которые пытаются удержать несовершеннолетних от опасностей взрослого мира, то в школе-интернате лишен этого контроля подростковый максимализм, синтезированный с присущей таким детям жестокостью, вседозволенность и жажда достичь всего, сразу и любыми методами на лезвии ножа граничит с возможностью навсегда упасть в пропасть маргинального будущего. Следуя идее кинопроизведения, оказавшись в таком закрытом сообществе, выход найти почти невозможно. Атмосфера фильма вводит в состояние беспомощности, где зритель, словно связанный, катится по колючей и болезненной спирали или на самое дно, а в лучшем случае – на самое её начало, чтобы повторить этот цикл снова, обратно – в племя. 9 из 10
Моё личное мнение, но думаю многие с ним согласятся, этот фильм - изнасилование зрителя во всех смыслах этого слова. Его авторы собрали все пороки современного общества и заставляют нас принять эту черноту и в неё поверить. Данное 'произведение' не несёт ничего полезного, возвышенного, ничего не воспитывает и ничему не учит. Скорее наоборот, вызывает страх и отторжение по отношению к физически неполноценным членам нашего общества. Данный фильм является полным отражением, квинтэссенцией всей современной 'культуры' в целом и кинематографа в частности. Количество полученных наград скорее показывает не культурную ценность ленты, а дискредитирует сами награды и их вручающих. Истинная задача данного фильма скрыта в его насыщенности откровенными сценами с участием несовершеннолетних. Для её понимания рекомендую посмотреть фильм 'Окно Овертона'.
Заранее прошу меня простить. Текст ниже - результат отвлеченных размышлений во время просмотра украинского фильма 'Племя', полностью снятым на языке глухонемых. Начну говорить с того, что Украина имеет право на независимость, государственность. Украина доказала, что имеет собственное суверенное этническое самопознание. Менталитет украинцев разнится с российским менталитетом. В их повестке другие проблемы. Они существуют в иных масштабах. Это сближает их с восточной Европой. Дальше скажу, что у российской государственности есть шанс прекратить существование в качестве псевдоимперии и преобразоваться во множество таких маленьких Украин. И, возможно, что у одной из цивилизаций, которая зародится на обломках самовластья, будет возможность вступить в новый век полноправным участником. У Украины такого шанса нет. Зато у Украины есть потрясающая музыкальная индустрия и самобытный кинематограф. Фильм 'Отторжение' я до сих пор жажду посмотреть, но не могу достать его. Обсуждение фильма “Племя” в таком ключе объясняется не просто тем, что меня волнует судьба постсоветских стран, но тем, что испытывает общество такой страны, создающее самобытное кино, и как обобщенные чувства в своих фильмах отражает. На этом можно закончить отзыв о фильме. Это обычная социальная подростковая драма, каких многие десятки. Призвана сделать что-то с негативными элементами общества, искоренить несправедливость, обличить зло и прочая-прочая. Ещё одна история, которая кому-то придётся по душе, а кому-то нет. Единственное отличие этого фильма от всех других в том, что он снят на языке глухонемых. P.S. Необузданная энергия молодости и сексуальности так и хлещет через экран. Соррентино есть чему поучиться у коллеги.
'Племя' - не мой фильм... Он чужой мне по причине совершенно определенной - я считаю, что в нашем мире достаточно уже мрачных цветов и разнообразия ради хорошо бы привносить в него больше яркого, светлого, позитивного - посредством кинематографа в том числе. Но так случилось - посмотрела под натиском противоречивых отзывов (и упрёков и похвал), - когда твои знакомые обсуждают новинку, а ты в сторонке и слова вставить не можешь, поневоле цепляет - что же там такого необычного, что мог придумать соотечественник, неужели наконец ожила мёртвая материя, сплав 'Красного жемчуга любви' и 'Дикая любовь' родили жизнеспособное дитя, которое способно задержать внимание дольше нескольких минут. Сказать, что я разочаровалась будет нечестно. Да, впечатлил способ подачи, да, очень правдиво нарисованы реалии Мира и Города. Очень жаль неопытное молодое сознание, барахтающееся в мутной жиже того, что оставляет современное Общество своим изгоям - без будущего, без надежды на лучшую жизнь, без возможности когда-нибудь отрегулировать звук. Но ничего нового я для себя не нашла тут, к сожалению - простая констатация того, что это есть, не делает из фильма шедевр. Гораздо хуже после просмотра очнуться и понять, что да... этот фильм - о детях, которых наш мир недостоин. Дети-упрёк и дети-вызов, дети-балласт на фоне рекламы натуральных соков и популярных рингтонов, дети, которые никогда не вырастут и никогда не совершат ничего достойного, потому что с самого начала им отказано в этом праве. Потому что есть взрослые люди, которые без зазрения совести пользуются их телами, их душами, которые безучастны к их боли и безжалостны к их проступкам. Страшно жить в таком обществе, в котором ничьи собаки, дети и прочие ИНЫЕ сбиваются в стаи и племена, чтобы выжить, такое общество недостойно называться цивилизованным. И ничего не даёт сюжет, в котором лазерной указкой тычут в проблему, а потом просто оставляют наедине с ней. 6 из 10
Вообще-то очень глупо применять слова к фильму, который без этих самых - привычных до банальности, затасканных до потери смысла СЛОВ — обошёлся. Была бы возможность, я послал бы всем авторам и участникам «Племени» ответный взрыв эмоций. Но такой возможности нет, и мне придется использовать разжалованные фильмом слова... «Племя» - это безоговорочный прорыв. Это только кажется, что уже ничем не удивить, не открыть ничего нового. Режиссёр Слабошпицкий открыл новый киноязык, создал уникальное художественное произведение, соединив жёсткость реальности с хрупкостью притчи. Удивительно: ни одного слова, никакого музыкального оформления, никаких субтитров, зрителю ничего не разжёвывается, никак не помогается — а всё понятно! Потому что в этом магнитном поле глухоты и немоты сосредоточена такая бешеная энергетика, которая льётся через экран и держит вас в невероятном напряжении все 130 минут. В интернат для глухонемых извне приходит Чужой. А для него устоявшийся мир интерната чужой. И происходит взаимопроникновение двух миров: кто кого? Понятно, что Племя сильнее одинокого чужака. Понятно, что оно его поглотит-проглотит, как бесчисленное множество таких же, давно порабощённых. Возможно, так случилось бы и на этот раз. Но в этом диком племени с дикими законами чужака зацепила любовь, наполнив силой и способностью к бунту. Маленький человек пошел против сильной системы. Такая притча провоцирует к размышлениям на главные жизненные темы: любовь и ненависть, власть и рабство, тоталитаризм и свобода, насилие и чувство собственного достоинства, коррупция и бесправие, личность и толпа... Огромное количество тем и смыслов, хвативших бы на несколько фильмов, вобрал в себя один этот. Но мало поставить вопросы — их ещё надо художественно воплотить. И вот этот корень слова воплотить — ПЛОТЬ — стал ключевым в режиссёрском решении. Я уверен — иначе режиссёр проиграл бы. Но он предельно натуралистичен, и убедителен в этой натуралистичности. Я далеко не всем буду рекомендовать к просмотру «Племя», это для людей мужественных. И способных за внешним увидеть глубину. Фильм оригинально придуман, сконструирован, снят; но главное выразительное средство, конечно, актерская игра... Стоп! Совсем не игра. Автор фильма разжаловал не только слова, но и игру. Ведь в ролях глухонемых — непрофессиональные глухонемые. Они не играют. Они живут в кадре. И снова режиссёр победил. После этих невероятно правдивых людей профессионалы в других лентах кажутся искусственными, фальшивыми. Мне кажется, глухонемота как отсутствие необходимости тратить силу на слова позволяет накопить огромные запасы энергии и дает ту великую силу выразительности, которая была умело использована режиссёром. Прорыв. Событие. Шедевр. Что называется, встряхнул душу, заставил чувствовать, думать, переживать. Браво. 10 из 10
Главный герой голландско-украинского фильма с бюджетом 1 млн 300 тыс. долларов США некий неизвестно откуда появившийся Сергей, который сразу же попадает в специализированный интернета для глухонемых и слабослышащих людей, где существует какая-то банда под названием 'Племя'. Сергей, якобы, пытается занять свое место в иерархии этой школы-интерната и даже вроде бы принимает участие в нескольких нападениях и ограблениях. Он влюбляется в Анну, одну из воспитанниц интерната и наложницу Смотрящего(?), если этого человека можно так назвать и решил нарушить устои этого сообщества. Действие фильма, как я понял, происходит на Украине в 90-е прошлого века, но не в 21 веке это точно! Показана школа-интернат для глухонемых и слабослышащих детей с обшарпанными стенами, нет пластиковых окон, так называемые жители этого интерната заходят и выходят из него через потайные выходы. Преподавательского коллектива вообще нет, кроме двух каких-то упырей, которые всем и заправляют и связаны с этой преступной группировкой под названием 'Племя', которая передвигается на разбитом микроавтобусе. Криминальная банда 'Племя' состоит из воспитанников этого интерната, деятельность которых заключается в 'сдачу в почасовую аренду ' дальнобойщикам двух девочек -воспитанниц этого же интерната и организации нескольких нападений и ограблений. Награбленное- это пару бутылок пива и водка. Я так и не понял, где банда? Как Сергей попал в интернат? Где его родители? Действие фильма происходит в параллельном мире, который никак не связан с миром слышащих. Даже очередь за визами у итальянского посольства тоже какая-то немая. Еще обратил внимание на сцену аборта. Сцена аборта снята реалистично. Аборт делается в домашних условиях и тайно и дедушкиным способом; создается такое впечатление, что режиссер фильма Мирослав Слабошпицкий живет в советское время или даже в царской России или Древней Украине. Кстати, если действия фильма происходит в 90-е годы прошлого века, как я понял, то существуют много видов аборта- один из них медикаментозный, например. Этот вид аборта хорошо показан в румынском фильме '4 месяца, 3 недели и 2 дня', действие фильма происходит в социалистической Румынии, в 1987 году. Секс у глухонемых, как у всех людей - здесь особо нечего отметить- глухонемые занимаются сексом, как и все нормальные люди (кстати, мнение специалиста: секс у глухонемых играет огромную роль. Он гораздо важнее и острее, чем у обычных людей. Им важнее нужность, чем сам процесс). Резюме: Фильм без начала и без конца. Происходящее непонятно. Без слов и музыкального сопровождения. Авторы даже не позаботились, чтобы сделать перевод с языка жестов - типа, зритель, смотри фильм и понимай его, как знаешь! Людям с ограниченными возможностями приходится выживать в этом мире, особенно если вспомнить 90-е прошлого века. Авторы фильма и актеры показывают зрителю, как это происходит в действительности. Скорее всего авторы фильма пытались удержать зрителя у экрана благодаря эмоциональности сюжета и оригинальной задумки. Похожие фильмы: 'Страна глухих' (1998), 'Левиафан' (2014).
Когда кино снимается не потому, что хочется 'что-то снять', а потому, что... нельзя его не снять! Перед просмотром фильма, я не читал его описания, никаких отзывов о нем. Был большой интерес познакомиться с еще одним творением украинского кино. Столько слов в голове о фильме, в котором никто не молвил ни слова, даже музыки за кадром не было. Когда желание донести мысль точно и коротко, сильно. Когда на тебя наезжает грузовик, когда рядом с тобой кого-то убивают... 'Страна глухих'? Мир глухих? Нет, это Племя. История разворачивается в условиях откровенного социального дна, где нету 'я', нету 'хочу' или 'нельзя', а есть только 'надо' и 'должен', есть только Племя. Надо украсть, надо убить, должен получить, должен отомстить. В интернате глухих новенький, его зовут Сергей (честно говоря, имя узнал только потом, из описания к фильму), он не вчера родился и знает законы своего мира, но чтобы отвоевать место под солнцем, он 'должен' доказать, что чего-то стоит. Параллельно с этим, между Сергеем и еще одной воспитанницей интерната Анной вспыхивает страсть, и может даже, любовь. Смотрю и думаю, или это я такой умный и все понимаю без слов, или это универсальный язык кинематографа? Ведь на деле, ни я, ни большинство зрителей, язык жестов не понимают. Но! Когда он проходит тоннель режиссерского видения, синтезируется с глазом кинокамеры, органичностью актеров (между прочим, не профессиональных!), возникает... чудо, если хотите. Я все понимаю, и все всё понимают! Абсолютно! Тут смотришь десятиминутный монолог или диалог и ни черта не понятно, а когда все молчат и действуют - понятно. Ключевое слово 'действуют', по-настоящему. Актеры действуют по четко поставленной режиссером задаче. И, о чудо, оказывается, если есть талант и мастерство - всем все понятно. Нету разных 'мой гений не поняли потому, что сами глупые'. Да любого прохожего в кинотеатр заведи, фильм этот покажи - поймет. Понравится, не понравится - дело второе, но ведь поймет! Безусловно, это лучшее, что случалось с украинским кино за последние двадцать пять лет. Да что там говорить, за последние пятьдесят лет (со времен 'Тени забытых предков'). Впечатления от этого фильма такие сильные, что даже говорить ни с кем о самом фильме не хочется. Боюсь, что если кто-то решится со мной поспорить о его шедевральности, дело не закончится одной лишь полемикой, и перерастет в драку. Хотя, скорее всего, я решу, что мой оппонент просто дурак. Мирослав Слабошпицкий сотворил большое кино. И он - украинец. В конце я расплакался... И драматическая коллизия довела, и понимание того, что украинцы умеют снимать кино, умеют быть профессионалами. Такое снять тяжело в нашей стране, и в этом плане режиссеру повезло найти людей, готовых спонсировать съемки. Но, разумеется, дело не только в везении, дело в том, что если кино снимается не потому, что хочется 'что-то снять', а потому, что нельзя его не снять, тогда рождаются шедевры. 10 из 10
«Для любви и ненависти слова не нужны.» (с) Слоган фильма Главными кинособытиями стран СНГ в прошлом году стали «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Трудно быть Богом» Алексея Германа и «Племя» Мирослава Слабошпицкого (хотя двое из перечисленных фильмов российский зритель увидел только в начале этого года). Про монументальный труд Германа я ещё напишу рецензию, про лучшую российскую ленту последних лет и жизненный шедевр Андрея Звягинцева сказано многое, а фильму «Племя» уделили очень мало внимания. Из всех троих, работа Слабошпицкого мне понравилась менее всех, но тем не менее, это удивительное полотно, возвращающее нас в эпоху немого кинематографа. Этот фильм всё же достоин моей краткой рецензии Начать стоит с того, что все действующие лица фильма - глухонемые. А это значит, что за всё экранное время не будет ни одного диалога. Для большинства данный факт покажется жутким минусом, потому что в наше время все привыкли к разговорам, поясняющим действия и внутреннее состояние какого либо персонажа. Но все забыли, что когда-то кино было немым, в нем не было ни единого слова. И абсолютно все зрители восторгались «Путешествием на Луну» Мельеса и коротенькой историей о «Поливальщике» братьев Люмьер. Повествования и поступки героев пояснялись только секундными титрами, и то не всегда. Вот и «Племя» нужно воспринимать как классическое немое кино, только с потрясающим попаданием в современный гипер-реализм. Этому реализму поспособствовал потенциал молодых актёров и общая атмосфера фильма. Молодёжь сыграла очень реалистично, даже следуя некоторым законам системы Станиславского. Уж больно веришь всему происходящему на экране. Серёжа, Аня, банда, чьи законы и поступки похожи на быт племени пещерных людей - психологически детализированы и построены своими актёрами. Самое приятное, что никто не 'скатывается' в гротеск, который может обрушить всю образную и даже психологическую подачу ленты. Способствует ли этому тот факт, что в фильм немой - я точно не знаю. Но могу сказать одно - Мирослав Слабошпицкий великолепно поработал с молодыми актёрами и их харизмой. Атмосфера «Племени» совпадает с духом неприятных будних дней, при этом переходя в нечто более напряженное и захватывающее. Помимо актеров и режиссера, этот дух передают сюжетные и повествовательные мелочи, работа оператора и локации. Операторская работа хоть и статичная, но тем не менее картинка в фильме очень хорошая. Построение кадров меня даже удивило своей симметрией и тем самым реализмом, о котором я упоминал ранее. Больше всего меня зацепила не явная, но всё же очень символичная параллель с жизнью древних людских племен. Это связанно не только с языком жестов, молчанием, но и с некой моралью действующей бандитской группировки в фильме. Нарушая законы братства, ты становишься не только предателем, но и ненавистным врагом. Невольно осознаешь то, что человеческие взгляды и нравы никогда не менялись. Мы продолжаем жить в мире, где люди друг другу враги, никого нельзя прощать. Этот мир держится не общими усилиями, а наоборот - все разделились на племена. На самом деле моё рассуждение - это короткий элемент, даже частичка смысловой составляющей. Фильм совсем о другом. О чем он? Я предлагаю вам самим прочувствовать и ознакомиться. Тут и вина главного героя... Провисы у «Племени» конечно же есть, они связанны с некоторой растянутостью хронометража. Лишних сцен нету, но некоторые моменты всё же до нельзя растянутые. Некоторым фильм может показаться несусветной 'чернухой' и 'провокацией', сами знаете почему. Незнающие вообще могут обозвать «Племя» плагиатом и копиркой «Класса Коррекции». Но несмотря на это, истинные киногурманы, которые знают из чего зародился кинематограф и как появилось наше современное общество, по настоящему оценят невероятно хороший фильм от Мирослава Слабошпицкого под названием «Племя». Ну а если картина вам не понравится, то я... Ладно! Ладно! Пойму вас. «А вы мне скажите, почему вы так боитесь молчания? Чуть разговор немножко иссяк, вам уже и не по себе... А разве дурно разговаривать молча?» (с) Александр Куприн, 'Молох' P.S. Премия 'Ника' за лучший фильм стран СНГ - абсолютно заслуженна!
'Путешествие в тишину длиною в два часа'. 'Немое кино XXI века'. 'Жестоко, аж слов нет'. Интересно звучит, правда? Во время просмотра 'Племени' в голову лезут всевозможные слоганы, каламбуры и эпитеты. Фильм знает, куда надавить, за какие струнки подергать и какую картину показать впечатлительному зрителю. За это ему плюс и грамотка (от каннских критиков в том числе). Но если копнуть чуточку глубже?.. ...Итак, в некую школу-интернат приезжает молодой человек. Зовут его Сергей, но рядовой зритель узнает это только из финальных титров. Таская сумки, переселяясь из комнаты в комнату, участвуя в драках на заднем дворе и присутствуя на уроках (в последнем не очень уверен), он вливается в весьма нехорошую компанию и со временем погружается в бездну глухонемого криминала все глубже и глубже. И погружаться, что характерно, есть куда: на выбор предлагаются воровство, грабежи, проституция, нанесение тяжких телесных и прочие забавные нарушения статей уголовного кодекса. Всю первую половину фильма невольно удивляешься и ужасаешься размаху слабослышащей мафии. Шучу. На самом деле поверить в это довольно сложно. У кинофильмы есть и вторая сюжетная линия (тесно переплетенная с первой, но все же) - любовная. Любовная с натяжкой. Назвать отношения циничной юной мечты дальнобойщика Ани и Сергея высоким чувством не получается. Девушка вполне довольна своей жизнью плюс спит и видит эмиграцию в солнечную Италию, а парень эгоистично пытается оставить ее на Украине любыми средствами. Между делом они занимаются сексом (за деньги) и выяняют отношения друг с другом и окружающими заодно. В комплекте также присутствует нелегальный аборт (привет, Мунджиу!), трагическая гибель Аниного сутенера и изнасилование. Как видите, в плане сюжета 'Племени' похвастаться нечем. Если для кого-то из зрителей все вышеозвученное стало откровением, он просто смотрел мало фильмов. Не будь персонажи глухонемыми - никаких наград, естественно, не было бы. Но они глухонемые, а потому... ...кино интересное. Переступить определенную черту и окунуться в иной, близкий и одновременно недосягаемый, мир всегда занятно. И пусть в реалистичность сюжета не верится, фильм вытягивают превосходная эмоциональная актерская игра и атмосфера общей пофигистической безнадежности. Все до единого основные персонажи - настоящие чудовища. Учителя-преступники, ученики-отморозки, девочки-шалавы, спонсоры-сутенеры сыграны с ужасающей достоверностью, и - честное слово - ни одного из них не жаль. Вишенкой на торте человеческих мерзостей красуется сам Сергей, проходящий за два часа экранного времени извилистый путь от ведомого 'гопника' до насильника и убийцы. И все понятно без слов, тут уж не отнять. Подведем итог. Если вы любите чернуху (в хорошем смысле этого слова) - смотрите обязательно. Если вам хочется нестандарта - смотрите обязательно. Если '4 недели...' уже упомянутого Мунджиу и 'Торжество' Винтерберга не вызывают в вас первобытного ужаса - тоже смотрите. Ничего принципиально нового не откроете, но и не пожалеете. Если же нет - можно пропустить ленту мимо глаз. Кино не для всех оно и есть кино не для всех. Ах да, и не вздумайте воспринимать все всерьез, только потому что это Украина. За блестящий массовый актерский дебют и путешествие в страну, которой не бывает - 6 из 10 Увы и ах, на большее пока рассчитывать не приходится.
Был просмотрен фильм Мирослав Слабошпицкого «Племя». Об этой картине и хочется сказать пару слов. Буду говорить исключительно о самом фильме. Рассказ о наградах и фестивальных приключениях оставим бюрократам. Сам сюжет повествования не бросается в глаза ни сложностью, ни новизной и оригинальностью. В интернате появляется новичок, который сталкивается с местной грубостью и безнравственностью. Оторванные от рук учащиеся занимаются разбоем, воровством, проституцией. Новичок также втягивается в эту компанию. Собственно, никакой другой компании и нет, поэтому и выбор его также очень ограничен. Он быстро привыкает к местным правилам и становится в строй этой банды. Навсегда безразлично слиться с этим миром ему мешает влюбленность. Он делает все, чтобы освободить свою «ночную бабочку». Однако, девочкам обещано путешествие за границу (или вовсе эмиграция). Естественно, провинциальной девушке больше хочется поглядеть на Италию, чем на «счастливое» будущее с соплеменником. На этом разногласии и вспыхивает драматическая концовка. В общем, история нам уже привычная. Уже довольно видели этих разоблачающих реалистичных фильмов, стремящихся правду мира сего показать. Необычное же вступает в фильм через уши, через отсутствие голосов. Это интернат для глухонемых. Все события происходят в невероятной тишине. Слышен только шелест и шум тел, их движений, но ни одного слова. Навряд автор хотел как-то отличить эту дикость в жизни глухонемых, от той же дикости в среде здоровых людей. Скорее наоборот, все, что происходит в фильме до боли знакомо и понятно всем. Не нужно никаких лишних слов для описания происходящего. Общество этих глухонемых отличается от нашего лишь масштабами. Во всем же остальном все слишком сходно. И язык жестов, и название «племя», и эти сходства приводят к общей идее, что человечество, не смотря на все свои развития и эволюции, все же добилось ничтожно мало. Да, на столько ничтожно, что, вообще, едва ли чего добилось. С точки зрения этики эволюции словно и не было. Мы остались на первобытном уровне жестокости и свирепости борьбы за выживание. Смотришь, на такое современное племя и думаешь, что развитие человечества закончилось, так и не начавшись. Как было племя, так и осталось племя. Это лишь кажимость, что мы переросли в общество. Все, как и было. Переход от человека немого к человеку говорящему, т.е. развитие речи должны бы способствовать сближению человеков. Это развитие коммуникации, обогащение выразительных способностей человека, но дистанция так и не сокращается. В чем же проблема? То, что нам слишком понятно, о чем общаются персонажи в фильме, показывает нам не только болезненную знакомость этих тем, но и то, что мы, владея более высшим уровнем связи и общения друг с другом, используем его по минимуму. Мы редко запускаем язык дальше этих больных. Поэтому изображение их мира кажется исчерпывающим даже для нашего миросозерцания. Это похоже на то, что мы не смотря на то, что изобрели машину, все так же, по прежнему, запрягаем в нее быков или лошадей. Трагедия этого фильма случилась не на самом экране, но между зрителем и произведением. Трагедия в том, что мы поняли этот фильм. Наше общение, его темы, наши чувства, о которых мы пытаемся говорить, по-прежнему столь примитивны. Трагедия в том, что слова нам, как оказалось, вовсе не нужны для понимания. И это не тот уровень понимания, когда вся широта духовного богатства может быть выражена общением глаза в глаза, лицом к лицу – радостью ликования. Наш уровень – это изобретенное средство коммуникации, но абсолютное отсутствие того, что достойно передачи.
Каждый раз, когда на негативную критику такого рода кино отвечают, что мы, зрители, просто не готовы к серьезным картинам или не разбираемся в искусстве, то мне становится грустно от того, что создатели таких шедевров и их поклонники полны необоснованно высокого самомнения о себе. Возможно, именно с таким преувеличенным ликованием своей личности, режиссер создавал эту картину. Наверняка, он полагал, что откроет что-то новое, что это будет гениально, и действительно покажет нам мир глухонемых людей. Но он ошибался. Потому что его идея не является открытием. Глухонемых людей, на самом деле, много вокруг нас. Из личных наблюдений могу итак сказать, без киновизуализаций, что они ничем не отличаются от нас, кроме того, что имеют много трудностей из-за врожденного нарушения голосового аппарата, и того, что могут на расстоянии общаться. Я их часто вижу на улицах, я их вижу в церквях; я знаю, что некоторые из них неплохо зарабатывают в странах Европы, содержат семьи и у них рождаются здоровые дети. Но Слабошпицкий решил нам показать их «другими». Является ли это жаждой обратить внимание на эту социальную группу либо это банальное желание сорвать статуэтки фестивалей, где последние 10-15 лет ценится эпатаж во всех его проявлениях? Не знаю. Но глядя на темно-синюю, серую, мрачную картину, я сразу вспоминаю простой, кинематографический (и не только) прием: 'Не можешь создать живую и сильную драматургию, чтобы зацепить зрителя? Используй «план B» – зацепи его агрессивной брутальщиной. Иногда даже она будет не ясна, что только на руку режиссеру, и вполне отличный кормом для зрителя, который пытается отыскать на экране жемчужину.' Таким образом, всё, что должен знать зритель об этом фильме – это насилие, угрюмый трах, поза 69, аборт и изнасилование. Касательно сценария и вздохов вокруг него, отмечу, что, к примеру, сцена изнасилования девушки, которая, по понятным причинам не может закричать, не должна являться кладезем мыслительных и креативных потугов профессионального режиссера и сценариста. А ведь такое впечатление, что на всём этом фильм и держится. Одни киношники стараются показать пороки молодежи среди здоровых людей, другие – через глухонемых, а затем пойдут цыгане, гомосексуалы, слепые, чёрнокожие и другие. Эти истории, безусловно, смотреть можно и нужно, но они вполне могут вложиться в полтора часовой фильм, а то и в короткий метр. Поэтому, мне не понять, зачем было тянуть ленту целых два часа. Вспоминая бесплодные разборки создателей фильма «Племя» с другим украинским режиссером за место в одном голливудском кинофестивале, куда, в итоге, никто из них не прошел, создается впечатление, что всё-таки борьба за статуэтки, в ещё развивающемся украинском кинематографе, существует. Но фестивали проходят и уходят, а есть фильмы, которые навсегда откладываются в памяти и имеют хороший осадок. Именно таких успехов я желаю режиссеру. Моя оценка «4» не за состоявшуюся картину, а за отличный эксперимент в украинском кинематографе.
Прочитав столько восторга от молодых зрителей и после такой всеобщей эйфории сложно высказывать иную точку зрения. Узнав о существовании этого фильма, я приготовился увидеть глубокую драму. Сразу чувствуется, что над этим фильмом долго работали, все продумывали, чтобы снять оригинальную ни на что не похожую драму, и мы видим неординарный дебют режиссера Мирослава Слабошпицкого. Но мне его фильм не понравился, и я постараюсь объяснить почему. Мы видим главного героя Сергея, который попадает специализированный интернат для слабослышащих. Здесь все глухие и разговаривают языком жестов. Сергей сразу попадает в молодежную, здешнюю банду, которая называет себя «племя». Они занимаются ограблениями, их мир жесток и держится исключительно на насилии. У Сергея появляются чувства к одной проститутке этого «племени», и они заводят тайный роман… Идея у этой драмы, безусловно, оригинальная, но фильм носит фальшивый характер. Если создатели снимают драму с жестокими, шокирующими сценами, то они должна быть очень реалистичны, чтобы зритель все ощутил и прочувствовал, тогда драма и несет в себе что-то. В этом же фильме много шокирующих сцен, но все они настолько наигранны, что просто слов нет. Все сцены насилия (драки) неправдоподобны, и все смотрится со смехом. Я не знаю, как такое пустили в кино, неужели создатели не видели фальши. В картине есть долгие, эротические сцены главных героев. Когда снимают такие долгие сцены в фильмах, они всегда снимаются с чувством, зритель должен чувствовать, что все происходит на самом деле. В этом же фильме сцены секса такие смешные и фальшивые, что даже смешно. Весь антураж на заднем плане также неправдоподобный. При просмотре я не верил в происходящее. Станиславский сказал бы этому фильму: нет, не верю! Повторюсь, что идея была, но кино не получилось. Гран при поддержало начинание этого режиссера за оригинальность, но фильм, как кинематографический продукт ни какой ценности не имеет. Его история полна драмы и шока, но сцены не реалистичны, и все покрыто фальшью. Даже если взять сцену аборта. Этой сценой режиссер хотел еще больше обескуражить и шокировать зрителя, но все снова выглядела неправдоподобно. В американских драмах и французских такие сцены хорошо продуманны, и они сняты так, чтобы не оскорбить зрителя. В этой же драме была попытка показать все долго и как это дело происходит, но затея была провальная. Смотрится она с отвращением, да еще неправдоподобно. Молодые актеры старались играть убедительно, но в некоторых моментах в их игру просто не веришь. Я снова говорю о сценах насилия. Все выглядело фальшиво. Даже сцена, когда героя ударили бутылкой по голове, видно не вооруженным взглядом, что она ударилась об кран, а не по голове. Даже было смешно. Как такие фальшивые сцены могли допустить в кино? Чувствовалась яркая рука дилетанта. «Племя» - криминальная, дебютная драма Мирослава Слабошпицкого 2014 года. Идея у фильма была интересная, но кино не получилось. Оно все покрыто фальшью. На пятнадцатой минуте уже становится скучно, на двадцатой хочется уже перемотать, на тридцать пятой уже хочется выключить. Этот дилетантский фильм внимания не достоин. Такой бездарности и фальши я уже давно не видел. Теперь можете рвать мою рецензию на части, кто повелся на эту фальшивую так называемую «драму».
Племя - люди, которые живут среди нас. Люди, которые окружают тебя каждый день. Этот фильм становится новой страницей в украинском кино. Не смотря на то, что это арт-хаус, этот фильм должен смотреть каждый. Да, фильм выворачивает на изнанку. Ты хочешь плакать и скручиваешься в кресле от жесткости происходящего. Тебе становится не по себе от шума, фона, шума, фона и снова шума и фона. Тебя дезориентирует, что ты просто смотришь, что ты не можешь услышать привычные тебе слова. И это поражает. Той дикостью, той натуральностью и правдивостью. Теми чувствами и силой. Рассматривать фильм, как описание украинского народа - сумасшествие. Этот фильм - искусство. Как и кинематограф в целом. Это история, которая покажет тебе, что есть за пределами твоей жизни. Как могут жить другие. Как живут они, и каким законам должны подчиняться, чтобы выжить. Фильм настолько тяжелый, что нутро женщины не сможет просто выдержать все то, что видит на экране. Потому что это чувствуется. Каждым сантиметром кожи и вдохом, который заставляет сердце сжаться. Не каждый поймет этот фильм. И не будет однозначной реакции на него. Но он действительно шедевр. Шедевр, который открывает украинскому кино мир европейского кинематографа.
Очень странная лента, конечно. Быть может, это я что-то не поняла? Но примерно к середине у меня создалось впечатление, будто на меня вылилось ведро помоёв. Я люблю необычное кино, андерграунд, пересмотрела много того, над чем ставили клеймо 'чернуха', однако даже в самых обсуждаемых картинах я находила плюсы и минусы. Да, режиссер хотел показать, что и без слов можно понять друг друга, но мне кажется герои - нелюдимое быдло без страха и упрека. Хотела увидеть что-то неожиданное, интересное, того, что не видела. Но увидела что-то противное, неприятное мне. Может кто-то разглядел в сцене занятия любовью среди труб что-то трогательное, у меня же это вызвало отвращение. Как ни странно, фильм бы смотрелся гораздо легче, если бы были хоть какие-нибудь субтитры. А так вышло тошно, тошно до реализма. Конца не знаю, но конец предсказан. Если за такое дают награду на фестивалях, то неудивительно, что подобной чернухе, да и фильмам из разряда 'Сербского фильма' будут давать награды. Печальны и низменны запросы мирового кинематографа. Наверное, мы возвращаемся к тому, от чего уходили: насилия, грязи, первобытной дикости.
Прощай, речь. Жгучей слюной скопилась она в кончиках пальцев, что экстатично, ошпаренно взбивают воздух в неуемной жажде выразить каждый нюанс сочетания букв, слов, фраз. Эти энергичные жесты кажутся мощнее всех вместе взятых пинков, толчков и оплеух, на которые не скупятся особи этого Племени. У них свои интернатские джунгли, за стены которых они опасливо выбегают и куда организованно стекаются, закрыв за собой дверь на замок, ибо каждый - зубастое колесико этой чудовищной машины-микромира, вне которой существование даже не обсуждается. Охота на припозднившегося прохожего, маневры за гаражи и строжайшая иерархия, где слабый питается харчками, а сильный - сворованным шампанским. Тут есть и наглый вожак, и самки, что в коммунистическом порядке раздвигают щуплые ляжки. Первый собственнолапно сколоченный молот обрушится на голову замешкавшегося учителя, пока покосившийся набок мерзко-сизый Ситроен, Эребова упряжка, развозит по практическим занятиям товар, обреченный на путанский экспорт в романскую лакшери. Прибьешься к их берегу - они выловят, примнут лапой, проверяя потроха на тонкость, и втиснут в нужную ячейку. Попробуй дернуться, но все в западне: и ты, юный, славный сердцем Ромео, и она, твоя Джульетта в денимном мини. И никому ведь не расскажешь, хоть кисти рук вывихни: сверху припечатало задом сытое начальство, только что чмокнувшее в светлую макушку глухонемого первоклашку с букетов угнетенных первым сентября астр. Собственно, подобный видеоряд мог бы быть на той кассете Самары, после просмотра которой самого тянет нырнуть в колодец и безо всяких телефонных напоминаний. И дело не в эффектном садизме школьной субординации - Гай Германику уже жевали-переживали, спасибо. Здесь на экране люди - они одеты, они внимают про Евросоюз на уроке географии и смирно стоят на школьной линейке. Но вот звенит звонок - для глухонемых это мигание зарешеченной лампы, и звери распускаются цветами зла, привычно раскручивая рутинные жернова криминала в зудящей тишине. Класс коррекции и неприглядный быт инвалидов - по ту сторону цивилизации, прошлогодний сеанс, а это архаика, коллективное бессознательное, инстинктивное, первородное, ожившая инсталляция из Дарвиновского музея, только в абибасе вместо шерсти и шкурок. Они - другой вид, они чужы и чужды нам; рассматривая их сквозь прутья решетки и разгадывая их странный язык, ты вдруг проваливаешься к ним в пещеру, и с твоей гуманностью, высокоморальностью и эстетикой пощады не жди. В неторопливом течении сцен рэкетира в туалетах, мордобоев в подворотнях, по-мясницки хладнокровного выскабливания матки на краешке холодной ванны режиссер вставляет распорки в глаза и просто оставляет корячиться от невозможности оторваться от экрана. Он молча терроризирует этим племенем - шумно жестикулирующим, глухим к мольбам, немым к просьбам и, может даже, слепым к тому, чью морду они сейчас квасят битой - своего или чужого. Впору припомнить триерову догматичную тряску-свистопляску о заигравшихся фриках, тоже эксперимент, но здесь в 'Племени' операторская работа чрезвычайно стильная, аккуратная и бездушная. Ты не участвуешь, ты наблюдаешь, как на сафари: идеально выверенные кадры держат особей на расстоянии, не выпуская из виду их руки, как готовые пырнуть ножи; словно животных, запирают их между стенами коридора, между кузовами фур, отопительными трубами. И даже с высоты своего цивилизованного созерцания сложно с налету сказать, о чем этот первый полнометражный манифест Мирослава Слабошпицкого. Про любовь и ненависть в Львовегасе? Допустимо, но не самоцель. О социально-политической ситуации на Украине? За уши притянуто. Очевиден упрёк в порочности системы, которую невозможно разворошить изнутри, не хлебнув горя-дерьма и сохранив огонек здравой индивидуальности, так сказать, жестяная иллюстрация аристотелевского 'общественного животного'. Это фильм ужасов, вязкая топь молчания и действия, где привычно включаемая эмпатия становится электрическим стулом, сайлент хилл с рефреном сонного бессилия вместо воздушной тревоги. Но сквозь омерзение и тошноту, кажется, пробивается новый киноязык, хлещущий наотмашь по зрительному нерву без какого-либо привычного воздействия через медовую жалобность саундтрека или софизм тщательно выверенных диалогов. Это свежее слово, и не в социальной проблематике, а в искусстве, обильно политое чернухой для большего аппетита и скорейшего усвоения. Но боже упаси потерять бдительность, ведь в любой момент грузовик может дать задний ход и запросто задавить, несмотря на затихающие хлопки ладонями по бамперу.
Тяжёлый и мрачный был день, навалились даже те проблемы о которых в ближайшее время не планировал думать. Вечером хотелось расслабиться, отвлечься от скопа мыслей. Даже не зная о существование данного фильма, абсолютно не запланировано и случайно, попал именно на него. Предварительно спешно прочитав аннотацию, устроившись по удобнее, приступил к просмотру. Племя: С первых минут, отсутствия звукового сопровождения, заставляет полностью погрузиться в картину, хотя и некоторое время доставляло некий дискомфорт, так как уже привык смотреть фильмы со звуком и закрывать глаза на долгих скучных монологах, или переключаться на телефон, зная что не чего особо не пропустишь. Отсутствие субтитров и не знания языка жестов заставляют глубже изучать эмоции персонажей и атмосферу происходящего. 'диалоги это скучно' так как фильм нам рассказывает о детях живущих в интернате, и навряд ли мы бы услышали что-нибудь полезное (не стоит искать перевода), абстракции вполне достаточно. Фильм показывает социальные проблемы. Интернат в ужасном состоянии, безразличие государства, корыстные взрослые в следствии и жесткость детей. Проституция, Гоп-стоп. Удивительно что не смотря на данную проблему, режиссёр обошёлся без чернухи, Ведь на самом деле (я не имею в веду именно Украину, Россия в том же числе ) всё более хаотично и жёстко. Но всё же это не документальное а художественное произведение. Так же хочу отметить отсутствие крупных планов, с помощью которых актёры нам показывают глубину своих эмоций, виртуозно напрягая мышцы лица. Тут всё эмоции персонажей скрыты в себе, так как для выживания в дынных условиях, проявления их посчитают слабостью. Невольно ставишь себя на место персонажей, и начинаешь сопереживать им. Фильм получился, эмоциональный, пугающий (в первую очередь реалистичностью, все мы знаем о проблемах в подобных социальных учреждениях, но не когда серьёзно не задумывались на эту тему ), атмосферный и мрачный, до конца вечера мне не отпускала от размышлений, напрочь позабыв о текущих проблемах. Так же хочу сказать немного о сюжете, Это не один из тех фильмов со смысловой нагрузкой, где каждый предугадывая повороты сюжета, чувствует себя умнея сценариста, и бранит фильм за то что он такой умный и всё в заранее узнал. Тут это абсолютно не нужно, здесь вас не собираются удивлять невероятными поворотами, и цепочками случайных событий наложенных толстенным слоем друг на друга. Всё довольно жизненно. Постарался писать без спойлеров, на случай если не смотрели сам фильм.
В Нижнем Новгороде состоялся специальный показ украинского фильма 'Племя', что собирает награды по различным фестивалям и покупается охотно для проката по всему миру. Картину нижегородцам представил актер Александр Сидельников. В зале аншлаг. Более 300 зрителей. За три минуты до начала сеанса очередь у кассы. В окошко показывают клочки бумажек с номером ряда и места, на которые хотели бы купить билет. Или протягивают смартфоны - на экране номер заказа билетов через интернет. В холле шумное ожидание, но молчаливое. Практически все зрители сегодня глухие и слабослышащие люди. Фильм 'Племя' рассказывает историю подростка, который попадает в школу-интернат для глухих и сразу сталкивается с жесткой иерархией: есть смотрящий, есть помощник; бойцовская бригада, что держит в страхе интернат и ближайший район, промышляя гоп-стопом; малыши зарабатывают в электричках и поездах, продавая безделушки; девушки каждую ночь отправляются на стоянку дальнобойщиков. И вот тут главному герою придется выживать и сделать выбор с 'племенем' ты или нет. В фильме только интершум и окружающие нас в миру звуки. Нет музыки. Снят на языке жестов. Именно поэтому сегодня зритель особый. На экране разговаривают полностью на их языке, наверное, впервые. Но как предупредил актер Александр Сидельников перед показом, фильм 'Племя' не специально или только для глухих. Он в первую очередь для обычного зрителя. И самое главное, что фильм не о глухих. Действительно так: перенеси сюжет в любое другое специальное заведение или страну, дай героям привычный язык - сюжет и мотивация персонажей не изменится. 'Для любви и ненависти слова не нужны' - слоган картины. Картина умолкает для обычного зрителя намеренно - это проверка: считываешь ли ты происходящее по эмоциям персонажей и активности их жестов или нет. Поверьте, там все понятно. Язык жестов - это лишь инструмент в этом фильме. 'Племя' - кино жесткое, откровенное. Конъюнктурное местами, но, правда, неординарное. Не показ сегодня был, а будто акционизм. Я понимаю, что происходит на экране с героями, но впервые мы поменялись местами с глухими людьми. Они понимают что говорят персонажи и реагируют: смеются, удивляются, обсуждают между собой. А меня сегодня лишили слуха и слов. Я сегодня был 'ограничен', я сегодня 'инвалид', я был два часа 'неполноценным'. Я даже не понял понравился им фильм или нет. И вот за этот, если можно так сказать, оглушающе немой вербатим и стоило сегодня идти в кинотеатр на 'Племя', что не хуже и не лучше остальных реалистичных картин. 7 из 10