Развод Надера и Симин: отзывы и рeцензии

ginner
ginner1 марта 2012 в 12:40

Всегда интересно смотреть неголливудское кино, кино из некоего 'того' мира, о котором мы так мало знаем. Это относится к азиатскому кино, это относится и к иранскому фильму. Такого не увидишь в американском кинематографе - он другой. Фильм при бюджете $ 800 тыс. уже собрал $ 11 млн. и собрал вполне заслуженно. Он взял Оскара как лучший иностранный фильм, Золотой глобус, несколько наград Берлинского кинофестиваля и другие - и тоже вполне заслуженно. В этом фильме первостепенна религия, вера. В кадре ни разу нет алкоголя и сигарет, совершенно отсутствует какая-то явная реклама, которой пестрит нынешний кинематограф. Если бы этот фильм снимали в России или США - его назвали бы, мне кажется, авторским, малобюджетным. История, которая развивается с, кажется, довольно простой вещи - развода двух людей - приводит к страшным последствиям. Режиссер поднимает в фильме и проблему веру, ответственности перед своим богом. И проблему выбора - как поступить, если ты знаешь, что человек соврал, но эта ложь во спасение? И проблему выбора дальнейшей судьбы - остаться с отцом в своей стране, жить, как привык - или же уехать с матерью? В фильме многие вопросы преподносятся так, чтобы зритель как бы сам их сопереживал, а на некоторые и сам придумал ответ. Здесь нет абсолютно положительных героев среди взрослых - каждый так или иначе несет частицу отрицательности в играемом им образе. Единственные, чьи образы можно назвать положительными, чистыми - это двое детей, девочки. Они из разных семей, которые вынуждены бороться друг с другом, но им трудно понять эту вражду. И режиссер в одной из сцен очень точно передает их настроения, их чувства - они понимают то, о чем говорят их родители, но - им трудно это принять, они не хотят враждовать друг с другом... И - длинная пауза в конце фильма, когда родители ждут решения дочери. Возможно, главного решения ее жизни. Ждут по разные стороны коридора, режиссер намеренно противопоставляет их - как противопоставляет их мнения, их взгляды на дальнейшую жизнь. И зритель ждет вместе с ними - какой же выбор сделает девочка... Финал фильма, мне кажется, единственно верный - именно так, и никак иначе он должен был завершится, за что хочется аплодировать режиссеру!

ars-projdakov
ars-projdakov8 января 2013 в 09:45

Для меня, думаю, как и для многих, иранский кинематограф – это нечто непостижимое. Суть заключается не в том, что фильмы какие-то чересчур философские или вообще с непонятным сюжетом, просто эта загадочная страна так отгородилась от окружающего мира, что мир просто незнаком с ее кинематографом. Какое же удивление и восхищение последовало после выхода на экраны потрясающей семейной драмы «Развод Надера и Симин». Сюжет Сюжет разворачивается вокруг семейной пары Надера и Симин. Симин решает уехать вместе с семьей из Ирана заграницу. Однако Надер категорически против переезда из-за больного отца. Симин, не желающая вести спор, подает на развод. Вскоре Надер нанимает сиделку для отца. Однажды, вернувшись домой, он застает отца без присмотра и практически при смерти, из-за чего в порыве ярости выгоняет сиделку из дома. Оказывается, сиделка была беременна и обвиняет Надера в выкидыше. Надер пытается разобраться, что же произошло на самом деле. Игра актеров Кто бы мог знать, что одной из отличительных особенностей иранского кинематографа будет талантливая игра актеров. Пейман Моади сыграл Надера, строгого мужа, который после ухода жены вынужден взять на себя все главные задачи семьянина. Особенно запомнилась роль Лейлы Хатами, сыгравшей роль Симин, которая, несмотря на уход от мужа, все равно продолжает активно помогать ему в доказательстве его непричастности в гибели еще не родившегося ребенка сиделки Разье. Режиссура Асгару Фархади удалось снять восточный фильм по западным меркам, то есть он снял фильм таким образом, что в нем понятно все. В нем отсутствуют всякие философские изыскания и прочие никому ненужные проблемы. В целом он снял фильм так, что его можно сравнить с классическим триллером Альфреда Хичкока. Интрига настолько беспокоит ваш, что вы не можете оторвать от экрана на всем протяжении фильма, пока не открывается долгожданная правда. Сценарий Сюжет фильма, на самом деле, гениален. В нем заключена не только линия, связанная с разводом, но также эта загадочная интрига, связанная с выкидышем. Зрителю с течением времени действительно становится интересно, а что же произошло на самом деле. А вдруг эта сиделка чего-то недоговаривает, вдруг она что-то скрывает? Когда открывается правда, ты понимаешь, что эта сиделка не такая скромная и тихая, какой она предстала в начале фильма. Итог «Развод Надера и Симин» - один из самых поразительных фильмов, увиденных мной. Его интригующий сюжет, талантливая игра актеров, поразительная атмосфера привлекли к себе столько внимания, что хочется смотреть этот фильм снова и снова. Ценителям настоящего искусства настоятельно рекомендую, а простым зрителям просто советую фильм к просмотру. 10 из 10

Arbodhy
Arbodhy10 марта 2012 в 21:20
Неразрешимые противоречия

Чуть более тридцати лет назад Иран был достаточно демократичной светской страной, возглавляемой шахом Мохамедом Резой Пехлеви, который прославился тем, что устроил так называемую «Белую революцию», направленную на деисламизацию и вестернизацию республики. В 1979 году в ходе реакции – «Исламской революции» - Пехлеви изгнали, приняли новую конституцию и передали всю власть в руки духовенства. Сегодня об Иране говорят лишь в контексте его ядерной программы и «тоталитарного» режима Махмуда Ахмадинежада, названного правительством США одной из «осей зла». Является ли это вопиющим социальным регрессом или особым путем, Иран закрылся внутри себя, и кино стало одним из немногих окошек, позволяющим заглянуть внутрь. Причудливая смесь теократического тоталитаризма и демократических институтов нашла отражение в работах целой плеяды замечательных режиссеров из этого уголка мира. Аббас Кияростами, Мохсен Махмальбаф и Джафар Панахи стали визитной карточкой Ирана, но каждый из них представлял свою страну так, чтобы самому не попасть за решетку и, вместе с тем, снять достойный фильм. В свое время рецепт нашли советские постановщики, замкнутые в те же тиски - одухотворенные философские картины о мудром, добром и вечном, маленькие истории способные обогнуть рифы цензуры. И иранское кино, следуя этому нехитрому правилу, обрело репутацию одной из лучших национальных кинематографий. «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади, ставший триумфатором Берлинале и Оскара, фильм несколько иного рода. Он смог пробить брешь в убаюкивающей персидской истоме, и вне всяких фильтров, с помощью такой же локальной, но абсолютно реалистичной истории, приоткрыть занавес над повседневной жизнью современной Исламской Республики Иран. Развод как таковой здесь является лишь зачином психологического детектива, разворачивающегося на вербальном уровне непонимания, недомолвок и откровеной лжи. Симин (Лейла Хатами) состоит успешном браке с Надером (Пейман Моади). Причина их расставания для любви кажется несущественной, но в широком контексте, практически неотвратимой. Женщина хочет эмигрировать на Запад, забрав дочь, полагая, что в Иране у нее нет будущего, а Надера в Тегеране держит больной отец, за которым необходим регулярный уход. Не найдя веских оснований, суд приостанавливает бракоразводный процесс, и сердитая Симин съезжает на квартиру родителей. Тем временем, Надер подыскивает для отца набожную сиделку Разие (Саре Байат), которая в первый же день звонит в специальную религиозную службу, чтобы выяснить может ли она поменять немощному старику белье. Погруженная в собственные заботы, да еще и беременная, Разие допускает преступную оплошность, привязав больного к кровати. Впрочем, именно реакция Надера приводит героев на скамью подсудимых. Не предвещающая ни беды, ни лихо закрученного сюжета, доведенная до совершенства драматургия Асгара Фархади строится на мощном фундаменте, за которым нужен глаз да глаз. Никто, естественно, не станет обращать внимание на детали, и режиссеру это только на руку. Как часто это бывает: вполне очевидное событие становится совсем не очевидным, когда другой начинает доказывать собственную точку зрения, обвиняя вас во лжи. Тут уже и собственному зрению перестаешь верить – а вдруг померещилось? Именно так и поступают герои «Развода», все, за исключением дочери Надера и Симин, чья роль в фильме чуть выше, чем у правосудия. Сутяжничество и склоки превращаются в основной двигатель сюжета, пара кадров подвергается бесчисленным интерпретациям, мотивы каждого из подсудимых и свидетелей множатся, еще больше взвинчивая накал страстей. У Асгара Фархади работает каждая деталь, как и в жизни. Многие ведь ловили себя на мысли, что все не случайно. Ценность «Развода Надера и Симин» далеко не в пресловутом 'хичкоковском саспенсе'. Нечто подобное всегда происходит с нами, нашими друзьями или соседями, и обычно мы привязываемся не столько к конкретной личности, а к той атмосфере, что пропитала воздух, культуре, берем выше, цивилизации. Охватывая множество социальных слоев и явлений – средний класс, низший, бюрократию, религиозную мораль, коммуникации – Фархади детально прорисовывает Иран сегодняшнего дня, не таинственную страну, где ходят в парандже и публично вешают на площадях, а сообщество близких нам людей. Оказывается, шариат не делает их иными до мозга костей. Если присмотреться, некоторых он душит, а для кого-то становится смыслом жизни и источником позитивных сил. В какой-то момент мы понимаем, что разводятся не только Надер и Симин, но и вся нация друг с другом. Иран, к сожалению, здесь не уникален. Ту же самую тему поднимает и Андрей Звягинцев в «Елене». Вспоминается извечный упрек, что Москва к Тегерану ближе, чем к Вашингтону. А, собственно, никто и не сомневался.

dad708500
dad70850015 декабря 2014 в 17:33
Во имя Бога.

'В наши дни распадается столько браков, потому что люди боятся задать для себя достаточно высокую планку: вступая в брак, они одним глазом косят в сторону пожарных выходов, вместо того чтобы принять его как состояние, из которого отступать некуда.' © Робертсон Дэвис 'Мятежные ангелы'. Что мы знаем об Иране? Это не только страна, в котором нередко происходили различные террористические акты. Нет. Современный Иран — индустриальная страна, являющаяся крупнейшей экономикой Среднего Востока с высоким уровенем образования и науки. Так же, это страна в котором живут весьма талантливые режиссёры, актёры и прочие люди из мира кинематографий. 2011 год стал знаменательным для Ирана. Ведь его детище, снятая Асгаром Фархади, унёс на родину и Оскара, и Золотого Глобуса, и прочих известных кинопремии за лучший фильм на иностранном языке. Надо сказать вполне достойно. 'Когда дело доходит до раздела имущества, оказывается, что между мужем и женой очень много общего!' © Кащеев Евгений Немного о сюжете фильма. Супруги Надер и Симин разводятся. Причиной тому является отказ Надера уехать из родины в поисках лучшей жизни, решив остаться рядом с отцом, страдающим болезнью Альцгеймера. А Симин, в свою очередь, хочет, что бы их дочь росла в других условиях, и даже готова бросить мужа ради всего этого. Но проблема в том, что без разрешения супруга Симин не имеет права забирать дочь за границу. Надер не даёт разрешения. Вердикт суда оказывается не в пользу супруги. А дочь, в свою очередь, не теряет надежды на воссоединение родителей. Концепция фильма состоит из правды и лжи исходящих от одних и тех же людей. То есть режиссёр нам показывает, что безгрешных людей не бывает. Каждый герой прав и не прав в некоторой степени. На что готов сын, ради больного отца? На что готова мать, ради беспечной жизни дочери? На что готов муж, ради пострадавшей жены? На что готова жена, ради благополучия мужа, который и так не в лучшем положений? Острая социальная драма о мусульманской семье, рассказывает о том, что даже в самой набожной семье могут совершаться грехи. Главное во время осознать это и остановиться, вопреки всем желаниям. 'Признавай свои ошибки прежде, чем кто-то их преувеличит.' © Марио Андретти Подводя итоги, хочется сказать, что фильм хоть и о мусульманах, но понятный всему миру (ведь не зря же взял Приз экуменического (христианского) жюри (конкурсная программа) Берлинского кинофестиваля), благодаря тому, что режиссёр затронул одну из главных проблем семей: развода, который происходит сплошь и рядом, и большинство из них из за гордости и страха сделать первый шаг, признать свою ошибку. Хочется особо отметить великолепную режиссуру и блистательную игру актёров, благодаря которым, действия на экране выглядит настолько живым, что кажется, что всё происходит в живую. 9 из 10

cyberlaw
cyberlaw31 августа 2013 в 03:26
2011. Jodaeiye Nader az Simin

Название этой картины здорово вводит зрителя в заблуждение. Перед просмотром этой ленты ожидаешь встретить иранскую современную версию 'Крамера против Крамера'. После первых десяти минут к этим ожиданиям добавляется еще и неожиданно острая отсылка на 'Любовь' Ханеке. И вот тут появляется ложная ясность - зритель расслабляется, поняв, что попал на очередной социальный фильм. Однако, поп-корном запасаться рано. Прямолинейная манера повествования; отсутствие постановочных изысков; бытовой характер рассматриваемых проблем - заставляют зрителя успокоиться. Но, перед нами глубокая философская притча о современной жизни. Перед нами раскрываются два человеческих характера, столкновение которых неизбежно. Один - уверенный консерватор, упрям. Он стремится исполнять принятые на себя обязательства, не жалуется на сложности, трудолюбив и честолюбив. Другой характер - более прагматичен. Оппортунист. Склонен идти на компромиссы и принимать наиболее выгодные для себя решения. Думаете - общие слова? Но, мнения людей с такими установками кардинально расходятся в вопросе эмиграции из Ирана. Вскоре их характерам придется еще раз столкнуться друг с другом - странное и кажущееся надуманным обвинение в адрес одного из них заставит проверить свои жизненные установки. Конечно же, это и есть Надер и Симин. Однако, если вдуматься, то фильм совсем не о супружеской жизни. Это фильм о выборе сюжета существования. Консервативная уверенность или соглашательская глобализация, упрямство или коммуникабельность? Именно в таком разрезе я вижу противоборство главных героев. Символично, что их дочери придется постоянно делать выбор о том, с кем она хочет жить. Думаю, очевидно, что таким образом режиссер показывает, что народу, молодежи приходится принимать подобные решения. Природа данного конфликта проста и очень похожа на происходивший в 19 веке в России противоборством западников и славянофилов. Как завершающий аккорд - упоминание о религии. Асгар Фархади показывает нам верующих и истинно религиозных людей не сатирическими фанатиками, а простыми, но более ответственными людьми. Людьми, которые имеют дополнительные нравственные барьеры. Хотя, справедливости ради, Асгар не выдает оценок. Не случайно, практически каждому из персонажей в его фильме не удастся выйти незапятнанным из своего персонального испытания. Лгут или познают горечь клятвопреступления практически все. Так что, перед нами глубокое в своей простоте кино с замечательными актерскими работами Пеймана Маади и Лейлы Хатами. И то, что фильм снят в Иране еще ничего не означает - подобный конфликт мог произойти в любой стране, как в ЮАР, так и в США. По праву - один из лучших фильмов 2011 года. 9 из 10

girl_in_black
girl_in_black2 июля 2012 в 18:58

Удивительно, как обманчивы иногда бывают ожидания. Прежде я никогда не видела иранского кино, поэтому от фильма я ждала экзотики. Однако я была поражена тем, что необычным для меня в фильме оказалось лишь присутствие хиджаба на голове каждой женщины и исламской религии как таковой. В остальном же кино необыкновенно реалистично, в нем показана сложная жизненная ситуация, которая могла случиться где угодно. В ленте Асгара Фархади развод Надера и Симин - лишь одно из центральных событий картины, ключевое условие, ставшее началом переплетения нескольких трагических историй. Что касается героев картины, то и здесь я была приятно поражена. Сценаристу и по совместительству режиссеру картины удалось изобразить персонажей так, что осуждать их за их совсем неположительные поступки просто невозможно. Каждому их действию можно найти оправдания, отыскать смягчающие вину обстоятельства. Картина вполне заслуженно получила Оскара как лучший иностранный фильм 2012 года. И несмотря на весь трагизм этой истории, я рада, что прожила ее вместе с героями картины.

MaJIb-ok
MaJIb-ok14 марта 2012 в 17:21
В Иране тоже живут люди и если их уколоть - разве не пойдет у них кровь?

До вчерашнего вечера мне никогда не приходилось сталкиваться с иранским кинематографом лицом к лицу. Поэтому подобно тому, как юноша испытывает волнение на первом свидании с девушкой, я боялся, что не пойму всех хитросплетений фильма основанного на не очень близкой и понятной мне культуре Ирана, я приготовился выдержать 2 часа ради Оскара, потрясающего рейтинга на IMDb и повышения своего культурного уровня. Но вот два часа подходили к концу, а единственной мыслью было, только бы он не заканчивался! Фильм Иранского режиссера Асгара Фархади с первых минут полностью захватил меня и не отпускал до финальных титров, два часа на одном дыхании. Сюжет кто-то может назвать банальным, однако это будет весьма поверхностным утверждением. Развод лишь повод чтоб показать, на что способны обычные люди в необычно тяжелых обстоятельствах. Сюжет напоминает необыкновенно сложную, но абсолютно идеальную конструкцию, в ней нет ничего лишнего и все подчинено единому замыслу творца. Просто поразительно учитывая тот факт, что кино снималось в тоталитарной стране, но в картине совершенно нет политики как таковой, как класса, да и ислам присутствует лишь как часть жизни общества, в котором существуют главные герои, не более того. Для восприятия очень важно то, что в фильме действуют люди такие же как мы с вами, в них нет надуманной, неясной и таинственной восточной специфики, их мотивы понятны и объяснимы. Теперь перейдем к актерским работам. Они здесь просто великолепны! Надер (Пейман Моади) на первый взгляд ничем не примечательный, скромный и сдержанный тихоня. Однако когда приходит время выясняется, что внутри у него есть стальной стержень, он будет биться до конца, если считает что, правда на его стороне. Сыгранно просто потрясающе, Моади сумел показать обычного человека, на которого обрушивается лавина бед, однако она не ломает его, а только делает сильнее. Его жена Симин (Лейла Хатами) присутствует на экране значительно меньше времени, но ей удается создать яркий образ женщины, которая приняла решение о разводе и желает только одного забрать их четырнадцатилетнюю дочь Термех (Сарина Фархади) к себе. К слову Сарина играет не по детски взросло, передовая сомнения, неуверенность и страх ребенка, который впервые сталкивается с жестоким циничным и лживым миром взрослых. Еще два центральных персонажа, без которых мой обзор будет неполным это семейная пара Разех (Шахаб Хоссейни) и Ходжат (Шахаб Хоссейни). О боже, сколько же ненависти они вызывали во время просмотра, а вместе с тем это не суперзлодеи мечтающие уничтожить весь мир, а обычные люди, которых мы встречаем каждый день. Ходжат неуравновешенный муж, он не боится не тюрьмы не сумы именно с таким человеком хочешь встретится на улице меньше всего. Его жена Разех тихая и богобоязненная женщина, оказывается способна на очень жестокие и низкие поступки. Они стоят друг друга, прекрасно передовая два очень разных, но одинаково отталкивающих характера. Режиссер, он же сценарист Асгар Фархади сделал блестящий фильм, который без сомнения является лучшим фильмом 2011 года. Как бы я повел себя в подобной ситуации, не сломался бы, хватило бы мне сил и терпения вести себя так же достойно, над такими вопросами невольно задумываешься на неспешно идущих титрах. P.S. Очень жаль, что в России он вышел всего в 5 копиях, я считаю, что это просто преступление. 10 из 10

ampelon
ampelon16 ноября 2018 в 11:27

'Развод Надера и Симин' -- сложная семейная драма, которая придётся по душе далеко не каждому зрителю. Она не интригует, но поднимает важные вопросы о семейных взаимоотношениях и ответственности, поднятые с помощью демонстрации быта и темперамента иранцев. История рассказывает о семейной паре, у которой есть дочь одиннадцати лет. Симин (её мать) настаивает на переезде в другую страну ради будущего дочери. До истечения виз осталось сорок дней, а ведь они готовили их полтора года, потратили много времени и денег. Но Надер отказывается, потому что за этот период у его отца проявилась болезнь Альтсгеймера, и теперь он не может бросить того одного Он любит свою жену, но чувствует ответственность за больного родителя. Главное герои переживают внутренний семейный кризис, который обостряется из-за неудачливой сиделки, нанятой Надером, чтобы та ухаживала за его отцом. История персонажей заставляет постоянно задаваться вопросами о том, как бы ты сам поступил на месте главных героев и было ли бы твоё решение верным. Создаётся впечетление, что правильный ответ плавает на поверхности, но это далеко не так, потому что его и вовсе нет. В 'Разводе...' прекрасно продемонстрирован вопрос ответственности не только за родных и близких, но и за свои поступки и слова. Этот фильм несёт в себе большую моральную ценность. Актёры были выбраны максимально удачно, хотя, возможно, на мою положительную реакцию сказывается то, что это было моё первое знакомство с иранским кино, и я не видела их ранее. Но всё же каждый смотрелся в своём образе очень и очень гармонично. Никто не переигрывал, все находились на своих местах и демонстрировали настоящие эмоции, которым хотелось сопереживать, ведь главные герои не такие уж и плохие люди. Этот фильм демонстрирует нам то, что мир не делится на 'белое' и 'чёрное'. Все люди действуют исходя из своих интересов, потому что такова реальная жизнь. 'Развод..' выделяется среди других фильмов своей натуральностью и жизненностью, потому что я не удивилась бы, если подобная ситуация возникла в реальной жизни. В целом, повторюсь, этот фильм далеко не для каждого зрителя, потому что он может показаться странным и скучным. Но если вы цените глубокие семейные драмы с отсутствием юмора, максимально приближенные к реальной жизни и по быту главных героев, и по стилю съёмки, то этот фильм придётся вам по душе. 7 из 10

Nema
Nema12 августа 2013 в 12:55
Они были людьми

Наверное, я безбожно отстал от жизни. Ожидал увидеть застенчивую девушку в парандже, которая проявляет эмоции лишь грустным опустошённым взглядом, в тот редкий миг, когда её глаза видят свет. Но попал на мину. И вот, после просмотра обнаруживаю себя на полу. Чувства раскурочены и вывернуты наизнанку. С губ срывается горькое дыхание. Вытекают эмоции. На душе прескверно. Хоть выбрасывайся в окно. А всё почему? Потому что заглянул под паранджу, где извечно звенит сталь на полях сражений, где ни на миг не стихает борьба. Я всегда твердил: искусство, которое ничего от нас не требует – всего лишь фикция. Мы должны пустить его внутрь, ибо только там оно расправит крылья, станет частью огромного мира, свершит революцию. «Развод Надера и Симин» не позволяет остаться безучастным свидетелем. Чадо иранского кинематографа закидывает дилеммами, каждая из коих бомба, способная всколыхнуть застоявшееся спокойствие, приютившееся в твердыне закостенелого безразличия; ставит вопросы, оголяющие нервы; сжимает раскалённой рукой сердце, чтобы ощутить биение. Но не ждёт слёз. Всего-навсего вещает устами персонажей: «Если ты начнёшь плакать, я тоже расплачусь». Получившийся симбиоз поражает. Впечатляет, огорошивает и нашпиговывает непередаваемыми чувствами, обнажающими скудность языка. Любого. Кроме языка любви. Бытовая драма погружается в битое стекло реализма и, кровоточа, направляется к выходу, оставляя тягучие размазанные следы. Судебная тяжба оборачивается колючей проволокой едва ли не детективной истории. Бесподобные диалоги осколками вонзаются в податливое сознание, накатываясь волнами эмоций. Здесь можно найти всё! И бессилие дочки, разрываемой на части расставанием любимых людей. И беспощадность системы, служащей Фемиде и апатично наблюдающей за рушащимися судьбами. И дикое напряжение, словно вот-вот все выхватят холодное оружие, и начнётся безжалостная резня за давно погибшие и позабытые идеалы. И ошеломляющая человечность, толкающая в спину с всего одной растерянной мыслью: «Как же так, я же всё сделал правильно…». И человечность, но уже с позиции страхов, упёртости и злости, накручивающая на свою дрожащую от волнения руку нить обстоятельств, будто аналогии с нитью Мойр будет достаточно, чтобы… И этого в киноленте через край – потрясающей искренности, переходящей все дозволенные грани. В том числе и грань экрана. Можно сидеть на месте и вжиматься в мягкую спинку, будучи не в силах пошевелиться или вздохнуть, чтобы не выдать себя, чтобы они не обнаружили твоё присутствие. Можно давать негромкие подсказки, надеясь – действительно надеясь! – что фильм возьмёт и изменится только из-за твоего желания; или просто совпадут замыслы. А можно вскочить и столкнуть лбами двух упрямцев, множество этих пар, крича как сумасшедший: «Какого хрена вы делаете?!! Вы слепые?!! Вы успокоитесь?!! Подумайте о ком-то ещё кроме себя!!! А ты подумай о себе, а не только о других!!!». Но не получается, понимаете? Действительно не получается! Они живы, но замирают, стоит только нажать на паузу. Они честны, но лгут сами себе. Они там, а ты… Вот и приходится мирить других двух упрямцев – себя и мир, упираясь разгорячённым лбом в холодную бесчувственную стену. Неправых нет. Просто порой так складываются обстоятельства, когда падение одного элемента влечёт за собой крах другого, и в итоге рассыпается целая вселенная. Кто-то хочет выехать из страны. Кто-то желает остаться с больным отцом. Кто-то оказалась зёрнышком меж двух неумолимых жерновов. А кто-то смотрит со стороны и поражённо шепчет: «Я никогда не буду таким, никогда…». Шепчет и понимает, что лжёт. Понимает, какие все мы дураки. Понимает, но изменить ничего не в силах. Потому что сценарий написан. Более того, наш сценарий. А всё почему? 10 из 10

Чеширский пес
Чеширский пес3 августа 2013 в 02:05
Запад есть запад, восток есть восток

Маленький полигональный человечек в смешных белых шароварах бегает по подземелью, полному опасных ловушек. Время от времени он подпрыгивает, руками пробуя потолок на прочность. Иногда ему удается разбить над головой плиту, открывая себе новый путь. Это — принц Персии. Он торопится. Спешит. У него всего час, чтобы преодолеть подземелья, одолеть прихвостней злого визиря и победить его самого. И спасти принцессу. Все — во имя любви. Подобно арабской вязи замысловато извивается сюжет фильма. Обозначенный в первые кадры титульный «Развод Надера и Симин» через несколько минут уходит на второй план, потом на третий, а затем вообще теряется в череде обыденных мизансцен. Удручающая повседневность вторгается в дрожащую в руках оператора камеру и царит в кадре, царит, направо и налево расточая уныние. Памятуя об ультимативности начального разговора, зритель ждет развития событий, грустных и печальных, но их все нет и нет. Вместо этого его зрительскому взору вдруг предстает совсем не то, чего ожидал он увидеть. Акцент резко и без предупреждения смещается на домработницу Надера, которую тот вынужден нанять ввиду развода с женой. Поворот немножко обескураживающий, ведь фильм как бы не про то. Но чуть погодя становится ясно на примере этой самой домработницы: Симин сбежала из квартиры, как из темницы, где больной Альцгеймером отец Надера является её своеобразным надзирателем и вынужденным наказанием. Казалось бы, сейчас и будет подниматься социальная проблематика, но и тут режиссер удивляет. Фильм ударяется оземь и оборачивается… нет, не красным молодцем, а совсем даже наоборот, — детективом. Интрига, хоть и далека от лучших образчиков жанра из загашников леди Агаты и доктора Конан Дойля, но пробуждает любопытство одним фактом своего наличия в столь непредназначенном для нее фильме. К её, интриговой, чести следует признать: она проявляет чудеса живучести, выживая даже когда герои «дают драмы», вспомнив о жанре и острой фестивальной направленности. И разрешается она таким изящным финтом, используя людские слабости, что доктор Хаус съел бы от зависти свою трость, сдобрив её викодином. А потом история вместе со своим ручным оператором (хотелось бы отметить, что съемка «с плеча» не столько дань моде, сколько вынужденная бюджетная мера), история возвращается в ту же самую комнату, где началась. Уроборос дотянулся до своего хвоста и укусил его. Цикл завершился. И замер, в преддверии нового начала. Ловушки давно остались позади. Последний приспешник пал. А теперь у ног принца лежит визирь. Главный враг. Он побежден. Принца обнимает принцесса. Она спасена. Сказка закончена. Рассказчик удаляется на покой, чтобы ненароком не разбить очарование момента. Потом — завтра, послезавтра, — будет совсем другая жизнь. Романтика приестся, на её место придет обыденность. Принцесса будет обнимать принца машинально, в силу выработанной привычки. Такова жизнь, она отличается от сказки, которою вовремя закончили. Фактически, в фильме идут две параллельные сюжетные линии. Вынесенный в заглавие развод, формально являясь движущей силой, лишь обрамляет историю бедной домработницы, несчастной из-за финансовых проблем мужа. За несколько дней её жизни перед зрителем предстанет целый ворох социальных и моральных проблем: от религиозных нюансов ухаживаний за больными Альцгеймером людьми до морально-этической стороны лжи, от личных трагедий до проблем общественного мнения. Все эти вопросы мелькают в кадре, на некоторые даются ответы, на другие ответов нет в принципе. Но не они главные. Главное здесь — пресловутый развод, послуживший катализатором всей цепи. Вспоминаем строки Редьярда Киплинга «Запад есть запад, восток есть восток» и применяем их на предмет обуждения. Что получается? А получается вот что: Симин — преподавательница английского языка. Прямым текстом это не говорится, но наблюдательный зритель догадается. У неё есть стремление уехать на ПМЖ в другую страну, чтобы дочь росла в других условиях. Можно предположить, что она училась где-то за рубежом, в англоязычной стране, где другие нравы. Даже выглядит она, по сравнению с другими женщинами в фильме, очень по-европейски: как в чертах лица, так и в фасоне одежды. И она активно стремится к своему личному счастью, не боясь бросить семью, мешающую достичь его. Надер, напротив, — консервативен. Он чтит традиции и не особо хочет уезжать. Возможно, из-за нетранспортабельного больного отца. Возможно, не желая покидать привычный мир, к которому привык и кроме которого ничего не видел. И вот в лице Надера и Симин сталкиваются запад и восток, игнорируя заветы дедушки Киплинга. Верность вековых традиций патриархального Надера разбивается о феминистическое свободолюбие Симин, желающей воспитывать дочь в обществе, лишенном устоявшихся предрассудков. Мировоззрение запада, постоянно эволюционирующее, а оттого — вечно молодое и наглое, сталкивается с древнейшей культурой, зажатой в строгие религиозные рамки. Эдакая проблема «отцов и детей» на уровне не людей, но культур. Но чем все закончится — бегством к новой лучшей жизни или торжеством устоявшихся традиций, — неведомо. Ни нам, ни режиссеру. Оттого финал получается открытым: молодое поколение в лице их дочери принимает за кадром судьбоносное решение, а Надеру и Симин остается лишь ждать… Как и тому, что они олицетворяют, — Западу и Востоку. Иногда принц любит сбегать из дворца перед самым закатом. Он забирается по отвесной стене на крышу минарета и сидит там, свесив ноги вниз. Он любуется закатом. В одиночестве. В алых лучах он словно слышит голос сквозь время, который ведает ему о том, чего принц не знает и знать не может. Нужно лишь внимать. Многие годы спустя, когда Персии уже не будет, а на её песках вырастет совсем другое государство, принцессы сами смогут о себе позаботиться. Они больше не станут покорно ждать спасения в комнатах на вершинах башен. Они самостоятельно будут сбегать оттуда. Принцы измельчают, им некого будет спасать. И слова, сказанные герою совсем другой истории по завершении его пути, полного опасностей, ловушек и врагов, словно подведут черту под целой эпохой: «Извини, Марио, но твоя принцесса в другом замке».

Ilan Thorn
Ilan Thorn27 ноября 2011 в 20:57
Обыкновенное сочувствие

Международные кинофестивали вольно или невольно, но все равно удивительно точно сформировали для современного мирового зрителя три «иранских» периода. Причем периоды эти связаны между собой тонкой причинно-следственной вязью, изяществом не уступающей персидским коврам. Конец XX века прошел под знаком поэтических фильмов Аббаса Киаростами. В середине 90-х на съемках картины «Сквозь оливы» его ассистентом выступил 34-летний телережиссер Джафар Панахи, который уже в следующем году положил начало собственной кинокарьере и на рубеже веков сменил мэтра, совершив рывок от поэтики к политике и сняв ряд остросоциальных картин. Как и следовало того ожидать, в 2010 году правительство страны сочло кинооппозиционера слишком опасным и наказало Панахи шестилетним тюремным сроком и двадцатилетним запретом на создание фильмов. Судебное решение вызвало острейшую реакцию мирового культурного сообщества: практически каждый западный кинематографист высказался в поддержку режиссера, по инициативе Пола Хаггиса была запущена онлайн-петиция, осуждающая арест, а в жюри Берлинского кинофестиваля 2011 года для Панахи было оставлено символическое пустое кресло. И на том же фестивале главный приз и международное признание завоевал его соотечественник Асгар Фархади с фильмом «Развод Надера и Симин». История продолжается… С Фархади мировой кинематограф открыл для себя настоящее третье поколение иранской новой волны: продолжая общую гуманистическую традицию национального кинематографа, «Надер и Симин» равно далеки и от поэзии Киаростами, и от активной гражданской позиции Панахи, взамен предлагая стиль, который приблизительно можно описать как «сочувствующий реализм». Фархади погружает зрителя в каждодневный быт простых иранцев, жизнь которых разворачивается в самой конкретной и знакомой обстановке (квартиры, трущобы, магазины, больницы, суды) и подчиняется общечеловеческим страстям, страхам и предрассудкам. Для героев картины политика начинается и заканчивается на стремлении решительной рыжеволосой женщины средних лет Симин уехать с дочерью из Ирана, чему противится ее муж Надер, не желающий бросать больного Альцгеймером отца. Не менее важные вопросы религии поднимаются столь же по-бытовому: в терзаниях наемной сиделки, ради хотя бы минимального заработка вынужденной тайком от мужа приходить домой к брошенному женой Надеру и в его отсутствие заботиться о старике. Эти два совсем не примечательных бытовых сюжета у Асгара Фархади удивительно органично, будто случайно и незапланированно сплетаются, наслаиваются друг на друга и вдруг формируют настоящую детективную интригу, которая в своем развитии не раз удивляет, в финале поражает, а в общем поддерживает напряжение в кадре на столь высоком уровне, что некоторые критики даже осмелились называть «Надер и Симин» «социальным триллером». Тем не менее, по сути своей драматургии и идейной направленности Фархади близок совсем не Хичкоку, но скорее Антониони – весь внешний детектив приводит в действие обыкновенная человеческая неконтактность. Впрочем, у иранского режиссера под этим словом подразумевается не зияющая эмоциональная пустота героев итальянского классика и не их неопределенность в жизненных потребностях. Обе представленные в картине семьи не стесняются своих эмоций, искренне любят своих близких, желают семейного и материального благополучия себе и родным, а в действиях руководствуются вполне определенными принципами, которые они не стесняются отстаивать по мере жесткости своего характера. Хорошие, в общем и целом, люди. Но почему-то они не могут между собой договориться, таскают друг друга по судам, выдвигают друг против друга обвинения, боятся и ненавидят друг друга, отчаянно не находя выхода из эмоционального конфликта. Почему? Ну, так получилось – как, собственно, в жизни получается всегда. И заканчивается фильм также самым обыкновенным (при всей неожиданности развязки) образом: все оказываются виноватыми… и невиновными. Опять же, не стоит считать упоминание Антониони указанием на возможную амбивалентность концовки «Надер и Симин»: закрученную с виртуозным мастерством интригу Фархади, подтверждая свой талант сценариста, выводит на предельно понятный финал, один только эпилог оставляя в оглушающей напряженной незавершенности. Но общий эффект неоднозначности достигается за счет того, что, рассказывая запутанную и противоречивую с точки зрения морали историю, режиссер максимально растворяет свое авторское «я» и занимает будто бы наблюдательную позицию, никого не обвиняя и не оправдывая, но всех при этом понимая и всем сочувствуя, ведь две семьи в центре сюжета, как уже было сказано, состоят из, в общем-то, хороших людей. Фархади, будто судья в первой сцене, находится за кадром и, выслушивая споры и причитания разводящихся героев, не находит ничего лучше, чем сказать «Живите дальше». Равной беспристрастностью обладает и камера оператора Махмуда Калари (который, к слову, до этого снимал «Оффсайд» Панахи и трижды сотрудничал с Киаростами – еще одна профессионально-наследственная связь поколений): продолжая взятый иранским кино на рубеже веков курс на документальную стилистику, изображение в «Надер и Симин» выстроено так, чтобы ни на секунду не разрушать реалистичность мира на экране. Подобно человеческому глазу, камера большую часть времени следит за персонажами, в особо драматичные моменты чередуя крупные планы и всматриваясь в напряженные лица, но вдруг нет-нет, да остановится на разноцветных чашках в раковине и бельевых веревках на балконе, при первом знакомстве с квартирой позволит себе ненавязчиво оглядеться, а в кабинете у усталого следователя неожиданно остановит внимание на кипе рабочих бумаг, за каждой из которых скрывается схожее «дело». И в эти редкие моменты на мгновение может показаться, что у Асгара Фархади есть тяга к обобщениям, к выводу частных проблем на уровень если не человечества в целом, то хотя бы социальной системы, в которой судья, следователь, закон, Коран и даже теща – никто не способен помочь хорошим людям разрешить свои противоречия. Вполне возможно, что и закольцовывающая фильм дилемма дочери-подростка Надера и Симин (остаться с отцом и дедом на родине или бежать вместе с матерью) располагает к трактовке самой себя как невозможности выбора между прошлым и будущим. А иные события позволяют задуматься о прочтении фильма как противостояния мужского начала с женским. Но нет: для таких пространных заключений Фархади слишком конкретен в бытовых деталях, а его актеры создают по-настоящему ярких, живых и обладающих редкой индивидуальностью персонажей. Так что все трактовки, все суждения и все умозаключения фильм оставляет на совести зрителя; режиссер же берет на себя обязанности проводника, умело вовлекающего его в мир фильма. Первые пятнадцать минут он часто прибегает к помощи юмора, чтобы как можно быстрее расположить зрителя к себе, потом резко и неожиданно шокирует трагедией, дающей начало развитию интриги, а в дальнейшем, пока событие следует за событием, переживание за переживанием, недомолвка за недомолвкой, а одна не обязательно плохая ложь за другой, отпускает «синхронизированного» зрителя в свободное плавание - или это сам зритель перестает ощущать режиссерскую хватку на своем плече. Фархади почти исчезает как режиссер и лишь ненавязчиво поддерживает на экране эмоциональную искренность, сопереживая своим героям, для которых всё просто так получилось.

Dmis
Dmis10 февраля 2012 в 12:12

'Развод Надера и Симин' - первое знакомство с иранским кинематографом. Да и случилось оно только благодаря номинации этого фильма на Оскар. Фильм рассказывает нам о двух семьях, каждая из которых сталкивается с определенными проблемами. В первой муж (Надир) и жена (Симин) не могут договориться о долгожданном выезде за границу, в результате чего решают разводиться. При этом их дочь (Терме) теперь стоит перед трудным выбором с кем ей жить дальше, а ее дедушка находится в тяжелом состоянии, борясь с болезнью Альцгеймера. Вторая семья с трудом сводит концы с концами, муж погряз в долгах, жена (Разие) цепляется за любую работу, таская при этом с собой маленькую дочку и находясь к тому же на 4 месяце беременности. Эта нужда в деньгах и приводит ее в дом к Надиру, который теперь нуждается в домработнице после ухода жены. Однажды, вернувшись с работы по раньше, Надир обнаруживает своего отца без сознания, привязанного к кровати. Разозлившись на Разие, он выталкивает ее из дома. На следующий день он узнает, что у Разие случился выкидыш, и ему теперь грозит от одного до трех лет тюрьмы. Весь фильм заключается в поиске виноватых в ходе судебного процесса. Не получается, как это обычно бывает, найти хороших и плохих героев, тех, кто точно прав, а кто виноват. Ты переживаешь за всех персонажей, потому что они честные, порядочные люди, просто у них были объективные причины совершить тот или и иной поступок. Сам режиссер не оценивает кого-то из героев, он просто наблюдает за всем происходящим. В итоге и в финале никто не оказывается победителем. Фильм обладает великолепным сценарием, потому что я просидел 2 часа, не отрываясь, несмотря на то, что здесь нет никаких красивых спецэффектов, зрелищных погонь, выстрелов. Каждую секунду он держит тебя в напряжении. Ты пытаешься предугадать финал, но у тебя ничего не получается, так как он насколько неожиданный, настолько и опустошающий. Еще хотелось бы отметить тот факт, что я первый раз видел всех этих актеров. Мне кажется, это помогло мне глубже погрузиться в эту историю, поверить им, так как на их игру не откладываются отпечатки от их предыдущих работ, как это часто происходит в случае с известными актерами. Конечно, 'Развод Надера и Симин' - фильм не для всех, фильм, который не прокатывают в большинстве кинотеатров, потому что немногие готовы смотреть двухчасовой фильм с субтитрами об иранских семьях, решающих свои проблемы. Я надеюсь, что этот фильм получит Оскар, и после этого его посмотрит как можно больше людей, потому что это блестящее грамотно выстроенное социальное кино с великолепной сюжетной линией и персонажами, за которых хочется переживать.

Кинопоиск
Кинопоиск27 июля 2013 в 18:05

Движение 'Арабская весна' всколыхнуло застоявшуюся социальную расстановку сил на Аравийском полуострове, а массовые акции протеста привлекли к Ближнему Востоку внимание западной общественности. Посему неудивительно, что лауреатом Берлинале в 2011 году стал представитель кинематографа этого региона, среди своих братьев Лев отличается живой реакцией на изменения в политической карте мира: свои минуты славы, пусть и горькой, получали и бывшие участники социалистического лагеря, и жертвы балканских войн. Первым языком пламени в всполохе революций стали демонстрации против результатов президентских выборов в Иране, поэтому победа картины 'Развод Надера и Симин' также вполне закономерна. Многие зрители могут презрительно сморщиться, сделав несправедливый вывод о конъюнктурной удаче, которая сыграла на руку иранскому кинематографу. Но на самом деле режиссер Асгар Фархади воспользовался выпавшей ему счастливой возможностью познакомить заинтересованного благодаря сводкам СМИ зрителя не с духом бунтарства или толерантной социальщиной, а с реальностью и ежедневным бытом Ирана, затронув тем самым более глубокие пласты внутренних противоречий. Ведь гражданские выступления- это уже вскрывшийся нарыв на теле общества, а зреет он долгие годы на благодатной почве ставшего привычным дисбаланса социума. Закованные в рамки религиозных условностей герои ленты- представители традиционной патриархальной культуры. Мужчина является хозяином в доме, обеспечивающим материальное благополучие семьи, ответственным за безопасность ее членов и взваливающим на себя нелегкую ношу в принятии решений. Однако тяжелые экономические условия в одном случае (Ходжат и Разеи) и закономерное проникновение западной идеологии феминизма в другом (Надер и Симин) вносят коррективы в казавшиеся вечными постулаты. В 'Разводе...' именно Симин и Разеи выглядят сильными волевыми личностями, пусть и по разным причинам, одна по собственной воле, другая в силу жизненной необходимости. Долженствующие же быть опорой Ходжат и Надер находятся в состоянии перманентного нервного срыва и лишь всячески усугубляют складывающиеся по ходу картины конфликты. Потерянное состояние Ходжата в современном иранском обществе очевидно: отсутствие работы ударило по профессиональной гордости, бесконечные долги и нападки кредиторов заставляют сомневаться в собственной состоятельности. Оно продиктовано суровой прозой жизни, не щадящей никого, даже чтящего все заветы религии человека. Ситуация Надера более сложна. Поступательное движение гендерных установок в Иране навстречу друг другу является благом, но в данный момент они застыли на середине пути. Свободолюбивая Симин не звонит духовному наставнику, дабы разобраться в греховности ситуации, не носит чадру, ограничиваясь лишь небрежно накинутым на голову платком, облачившись в джинсы, она лихо рассекает по городу в солнечных очках. Внешнее проявление собственного неприятия принятых обычаев логично трансформируется в желание уехать на Запад, подальше от моралистов и еще на шаг ближе к независимому существованию. Внезапно она наталкивается на стену противоречия со стороны супруга. В начале ленты героиня искренне недоумевает, ведь ничего не предвещало столько негативной реакции Надера, отчего казавшийся логичным раньше поступок становится абсурдным сейчас. Но ей всего лишь стоило бы проанализировать поведение спутника жизни, как ответ стал бы для нее очевиден. Героем движет страх потери жизненно необходимой опоры в лице железной хабибти, которая станет наслаждаться обретенной свободой за пределами иранского занавеса. На протяжении судебного следствия Надер всячески избегает необходимости делать свой собственный выбор, раз за разом перекладывая серьезность решений на окружающих его женщин. В ситуации с разводом он легко отпускает супругу на все четыре стороны, предоставляя ей возможность делать все, что ей заблагорассудится, при этом рассчитывая, что она сама же и вернется. В происшествии с сиделкой он ищет ответа у 11-летней дочери, малознакомой учительницы, пожилой соседки, только не у себя. Даже в случившемся Надер винит ушедшую из семьи Симин, которая оставила его на 'произвол судьбы', лишив тем самым ставшей столь привычной поддержки. Даже 'счастливое' для него самого разрешение конфликта двух семей обусловлено тем, что Надер вынуждает женщину, недавно потерявшую ребенка, ставить точку в споре, играя на ее религиозных чувствах. Герой Моаади- традиционалист, боящийся перемен, но в то же время потерявший непоколебимость главенствующих позиций. Таково оно, современное иранское общество «по-фархадиски». Оно дает возможность женщине для работы и самовыражения, но оставляет ее свободу мысли на полулегальном положении. Оно подготовило почву для становления среднего класса, но все еще опирается на мусульманские правовые доктрины. Фархади прекрасно анализирует бесконечную необходимость во лжи, предстающую закономерным итогом подобных двойных стандартов. Разеи вынуждена работать, лишь бы прокормить семью, но при этом лгать о ней своему супругу. С противоположной стороны Надер накручивает клубок обмана, постепенно втягивая туда не только себя, но и горячо любимую дочь лишь бы не стать жертвой законов, скорых на расправу. На этом фоне Симин, готовая в каждом возможном случае идти на компромисс, выглядит более честным человеком, так как открыто говорит о своих намерениях, не прикрываясь пустыми рассуждениями. Поэтому и так тянет ее поскорее покинуть Родину, как хочется поскорее вырваться из затхлого, душного замкнутого помещения. Благодаря прекрасной драматургии Фархади играет со зрителем, раскрывая карты в отношении персонажей постепенно, заставляя аудиторию проникнуться каждым героем и взглянуть на обстоятельства под разным углом. Безумно, до слез жалеешь забитую жизнью Разеи, понимаешь всю безысходность положения Ходжата, надеешься на то, что Надер добьется справедливого приговора, жаждешь скорейшего отъезда Симин туда, где лежит ее сердце...И, как и родители, следишь за Терме и ее выбором. Со временем становится понятно, что она главная героиня картины. Молчаливый наблюдатель, брошенный в котел конфликта между родными, девчушка, от слов которой зависит судьба ее отца, и чьих советов вместо подсказок своей уже бывшей жены ждет Надер. Останется ли она с отцом, по крупицам восстанавливая полуразрушенное привычное существование или отправится на поиски лучшей судьбы с матерью, ради чего и затевала этот переезд Симин. Фархади не дает ответа на этот вопрос, справедливо полагая, что мы, как и Терме, были свидетелями разыгравшейся драмы, видели все то же, что видела она, а, значит, вольны сами предугадать ход ее мыслей. Терме предстает перед нами олицетворением всего подрастающего поколения Ирана, которое находится между двух огней традиционного фундаментализма и прозападного либерализма. Но вспоминая, чем закончилась 'Арабская весна' в некоторых странах, кажется, что выбор Терме в пользу 'Братьев-мусульман', то есть Надера, не столь непредсказуем. 'Развод…' - лента, которая провела безжалостную аутопсию обществу Ближнего Востока, давно нуждающемуся во встряске и наконец ее получившему. Приоткрывая завесу тайны над одной из самых закрытых стран региона, съемочная группа на самом деле поставила диагноз всему традиционному укладу в постиндустриальном мире. Однако с точностью сказать, готово ли это общество к переменам, Фархади отказался, подразумевая, что история подскажет зрителю ответ сама.

mikhailzakharov
mikhailzakharov16 июня 2012 в 21:45
Развод по-ирански

Надер (Моади) и Симин (Хатами) четырнадцать лет жили вместе, одиннадцать лет воспитывали дочь (Фархади) и полтора года бились за визу, чтобы уехать из Ирана и дать дочери шанс на хорошее будущее. В решающий момент Надер решает остаться со своим отцом, который страдает от Альцгеймера. Симин, напротив, рвется прочь из страны и хочет забрать дочь с собой. Супруги решают развестись. Теперь, когда за отцом приглядывать некому, Надер нанимает сиделку (Байат), беременную и находящуюся на грани бедности. Все уйдут по своим делам, а сиделка останется с маленькой дочерью и больным стариком в пустой квартире. Старик обмочится, а сиделка позвонит за помощью: 'Не будет ли это грехом, если я обмою его?' Между Надером и сиделкой начнутся трения, а в кульминационный момент, когда выяснится, что она привязала старика к кровати, чтоб тот не упал, а сама ушла по своим делам, Надер выгонит ее прочь из квартиры. Вечером Надер узнает, что у сиделки случился выкидыш. Важно понимать: 'Развод', будучи иранским фильмом, ориентирован не на чрезвычайно узкую группу людей, любящих иранское кино, а на гораздо более широкую публику. Ввиду невероятной актуальности поднятой темы (богатые опять окажутся правы, а бедные - нет) 'Развод' будет интересен всем без исключения, а смотрится он не как нудная социальная драма, а как настоящий хичкоковский триллер с неожиданными поворотами сюжета и самым что ни на есть саспенсом. Абсолютно бескомпромиссные герои поражают своей одержимостью религией и семейными узами, а также десятками скелетов в шкафу. По сути более-менее искренних персонажей в 'Разводе' три: первый, мать Симин, на вопрос 'Что делать?' подмечает, что 'с мужем разговаривать бесполезно, а жена еще одного родит на будущий год', второй, дочь Надера и Симин, жжет раны в сердце отца ('Почему ты врешь, папа?'), а третий, дочь сиделки, смотрит на всех действующих лиц трагедии удивленными глазами и, кажется, вообще не понимает, как она здесь очутилась. Страсти творятся такие, что чувствуешь себя в средневековой Персии, а не в современном Иране. И Фархади хочется за это искренне поблагодарить, ибо вряд ли кто-нибудь сумел бы дать лучшее представления о положении дел в этой загадочной стране. 9 из 10

Danse avec le diable
Danse avec le diable29 февраля 2012 в 18:43
Простые сложности

Иранский кинематограф представлен довольно слабо, а по отношению к российскому зрителю и вовсе никак. Хоть это и не умоляет достоинств других лент, вышедших в этой стране. 'Развод Надера и Симин' хоть отчасти исправили эту печальную тенденцию - фильм, уже завоевавший немалую популярность во всем мире, приобрел к себе интерес даже здесь, в России. К сожалению, мало кто из рядовых зрителей смог по достоинству оценить по настоящему непростой фильм Асгара Фархади - а ведь со всей уверенностью можно сказать, что совсем не зря критики всего мира буквально утопили его в похвалах(а кто-то даже поспешил окрестить одним из лучших в 21 веке). На самом деле, все похвалы заслуженные - при том, что данное творение нельзя назвать ужасно страстным. Это этакий психологический, реалистично-псевдодокументальный экскурс в человеческую психологию. Чему способствует наличие неизвестных лиц на экране - что конечно не значит, что актеры играют плохо. Совсем напротив, все выкладываются на полную - перечислять имена не имеет смысла, так как вряд ли тут кто-нибудь увидит в перечне своего любимого артиста. Но как приятно смотреть на экран, когда актеры входят в раж - и выдают настоящий мастер класс. Будь то сами Надер или Симин, или даже их одиннадцатилетняя дочь - каждый хорош по своему. Сцены допроса к примеру демонстрируют нам все способности занятых в проекте людей - и никто не выделяется больше других. Сценарий как кажется будет вечно актуальным - читая сюжет, можно подумать, что это не больше, чем мастерски сделанная мелодрама. Что конечно, не соответствует истине - есть и политкорректный подтекст, который умело вплетен в сценарий, и самое главное не кажется навязчивым. Мастерски показана жизнь обычных людей в этой стране - все обычаи и традиции бережно сохранены, и показано с максимальной достоверностью. Все эти компоненты в симбиозе позволяют полностью сосредоточится на ленте - динамика, при том что темы поднимаются не такие уж и легкие для восприятия, сохраняется вполне бодрая. Хотя и есть несколько почти незаметных моментов, без которых можно было прекрасно обойтись. По сути мы наблюдаем один большой мини-социальный конфликт. Чем сценарий далеко не ограничивается - тут вам и нелегкий выбор ребенка между отцом и матерью, и решение посторонних проблем в двух разных семьях, и разумеется, сама планка напряжения между мужем и женой постоянно растет, достигая ближе к финалу своего апогея. Самое главное понять простую истину, перед тем как начать просмотр - это классический пример 'кино не для всех'. Абсолютно авторское кино - в чем-то даже слепок с самой жизни. На что навевает также саундтрек, который проявляет себя крайне редко - пожалуй, самая пронзительная нота взыграет лишь в концовке. Операторская работа в подчеркнутом стиле мокументари, даже элементарная работа со звуком и монтажем - все навевает на мысль, что выполнена практически идеальная работа. Тщательно выверенная режиссура подчеркивает, что Фархади ни кого не делает плохим или добрым, темным или светлым. С его стороны виден только бесстрастный взгляд, так необходимый именно здесь. Он не берет на себя роль судьи - он всего лишь рассказчик. Потрясающе выверенный, истинно драматический фильм, охватывающий сразу несколько волнующих аспектов - и одновременно один из лучших в 2011 году. Проникновенный от самой первой сцены развода, до великолепного открытого финала. И заслуженно получивший свой 'Оскар'. 9,5 из 10

Борис Григорьев
Борис Григорьев7 сентября 2013 в 05:17
Мама, папа, я

«Развод Надера и Симин» - уже исходя из названия можно решить, что перед нами семейная драма. Жанр, в котором сложно сказать что-то новое. На ум приходит крылатая фраза Толстого о счастливых и несчастных семьях, ряд фильмов Бергмана и, конечно, Вуди Аллена. Последний, как столп американского независимого кино, ввел в обиход скорее семейную трагикомедию или, если угодно, драмеди. И теперь редкий «Оскар» обходится без номинаций для инди-фильмов, в которых чудаковатые семьи самым необычным образом решают свои обычные проблемы («Маленькая мисс Счастье», «Потомки», «Мой парень - псих» и др.). Что есть семейная драма? Ревность, измена, развод, болезнь, смерть близкого. Универсальные темы, питающие не только мировое кино, но и, собственно, литературу и даже массовое телевидение (от шоу Опры Уинфри до «Пусть говорят» на Первом канале). Качество семейных драм определяют не темы, а исполнение. Режиссер иранской картины «Развод Надера и Симин» Асгар Фархади не стал ограничивать себя рамками семейной драмы, выбранный им путь оказался не столь прямолинейным, как можно было подумать, увидев название фильма. В «Разводе…», помимо семейной драмы, присутствуют также детективная и судебная составляющие, ненароком заставляющие вспомнить другого великого русского писателя – Достоевского. На примере одной семьи Асгар Фархади пытается говорить о своей стране в данный конкретный период времени: о социальных проблемах, религиозном факторе, об исторически сложившихся отношениях между мужчиной и женщиной, о Европе как месте, где исчезнут все проблемы. Вот только исчезнут ли?

tragicomedia
tragicomedia11 февраля 2013 в 15:49
«Никаких ошибок на самом деле нет. Что бы ты ни сделал, всё правильно. Иначе где твоя свобода»

Смотрел картину дважды. Пришел к выводу, что сценарист и режиссер Асгар Фархади — настоящий гений, поскольку умело замаскировал, по сути, диссидентское кино под социальный триллер. И даже если вы не знакомы с политической ситуацией в Иране, вы получите удовольствие от жанра драмы, но если все же слышали что-либо, получите вдвойне. Настолько мастерски всё снято и завуалировано, что даже цензоры исламской республики ни к чему придраться не смогли. А на экране жизнь, жизнь современного Ирана. Отдельное спасибо оператору Махмуду Калари, реализовал задумку режиссера на все сто. Благодаря своей манере съемки, почти документальной, он зрителя втянул в сюжет. И немудрено, что эмоциональность происходящего на экране закрывает глаза на «незначительные» детали. А случайного там нет. Начну с того, что затраты на борьбу с Альцгеймера одни из самых высоких в мире. Болезнь характеризуется расстройством памяти, афазией и общим самоустранением от дел по мере затухания сознания. Лекарства от Альцгеймера не существует. Итак, «под маской» больного старика, отца Надера — не кто иной, как сам рахбар Ирана, высший руководитель Али Хаменеи. Из истории известно, что на него было совершено покушение, пострадала правая рука. Также некоторое время находился в коме. Согласно принципу исламского шиитского духовенства, который лежит в основе иранского государства, ни одно решение не вступает в силу, не будучи одобренным рахбаром. Идем дальше, сам Надер — это Махмуд Ахмадинежад, президент Ирана, протеже рахбара. Хаменеи и Ахмадинежад, азербайджанцы по происхождению, оба выходцы из Корпуса Стражей исламской революции. В последние годы отношения между ними обострились, однако, на предположение о разногласиях, президент в интервью государственному телевидению сказал, что Хаменеи ему «как отец». Режиссер, так или иначе, на это намекает. Приход к власти Ахмадинежада привел к остановке большинства процессов общественно-экономической либерализации и сворачиванию на путь безусловного и буквального следования Корану. Также ускорилось развитие иранской ядерной программы. На первый взгляд бытовая сцена заправки машины на бензоколонке перекликается с квотированием бензина в Иране, которое было введено указом президента Ахмадинежада. А короткая сцена в лифте указывает на введение раздельных лифтов для мужчин и женщин. По инициативе президента женщины были значительно ограничены в своих правах. В рамках образовательной реформы была проведена «чистка» в университетах, которая, прежде всего, коснулась именно женщин. Закрыто большинство газет, СМИ, запрещена трансляция западной музыки. В частности, в картине не случайно упоминается Мохаммад Реза Шаджариан, который известен как «голос Ирана», всемирно признанный певец. А как Симин рвется на Запад? Даже сочный красный цвет ее волос в картине неспроста! В ее лице все женщины Ирана олицетворяют, прежде всего, свободу. А он всё с отцом носится (Али Хаменеи, к слову, очень гордый человек). Даже такой интересный факт как то, что Ахмадинежад принципиально не носит галстук, нашел себе место в фильме. Также из истории известно, что на президента было совершено покушение, кортеж забросали бомбами, несколько человек было ранено, однако он не пострадал. Весь фильм, по сути, своеобразная игра в пазлы, портрет не сразу виден. Однако, занятие скажу вам, увлекательное. Если вам интересна теневая роль сиделки Разие и ее мужа Ходжата, а также почему «Во имя Бога», можете покопаться в политической истории молодой Исламской Республики Иран. Деталей, символичных кадров, диалогов в картине очень много и тем более велика заслуга сценариста-режиссера Асгара Фархади в том, что он замаскировал их под общечеловеческую драму. Браво! Финал шикарный, он возвращает нас в начало истории, к выбору между неизлечимой болезнью Альцгеймера (и всем тем, к чему она приводит) и Свободой. Там, в начале, очень символична сцена, в которой ребенок играется с кислородным баллоном старика. Вот и в концовке, под великолепную музыку Саттара Ораки, выбор остается за Термэ…

abolox
abolox4 января 2013 в 22:20

Здесь вы не увидите ни одного знакомого лица, но не проходите мимо этой картины. «Золотой медведь» в Берлине и «Оскар» за лучший иностранный фильм 2012 года – всего лишь две из многочисленных его наград. Наград вполне заслуженных. Самое лучшее здесь – сценарий, меня он восхитил чисто профессионально, давно не встречалось такого вдумчивого, психологичного, детального и глубокого текста, лежащего в основе фильма. Идеально выверенная композиция. А сюжет обманчиво прост: обычная житейская ситуация – жена разводится с мужем. Она хочет уехать за границу, лучшая жизнь зовёт. А он поехать не может, так как у его отца прогрессирующий альцгеймер. Между супругами буфером несчастное существо – ребёнок. Жена уходит, муж нанимает для отца няньку-сиделку. И тут запускается череда событий, обозначающих и социальные, и религиозные, и нравственные проблемы. Документальность стилю изложения придаёт некоторая заземлённость персонажей. Что делать, если происходит несчастье, а никто не виноват? Или виноваты все, но понемногу, и у каждого есть своё оправдание? Да, артхаус, не для всех, но трудно сказать, понравится эта лента вам или нет, фильм не совсем обычный: не попробовав – не узнаешь. 8 из 10 Было бы 9, если бы не трясущаяся камера.

freemen1980
freemen19801 марта 2012 в 10:03
Бога не обманешь, он все видит...

Крепкая психологическая драма. Фильм получился авторским, очень камерным и драматичным, показывая нам историю из жизни одной иранской семьи на пороге развода, где замешаны ложь, чувство вины, ответственность и религиозные мотивы. В фильме обыграна ситуация халатности одного человека, чуть не приведшая к трагедии и последующая за ней цепная реакция, где у каждого имеется своя правда, свои мотивы, свои принципы. Героям придется через многое пройти, их ждет очень сильное испытание верой и правдой, в первую очередь перед самим собой, пока все не выльется наружу. Часто в иранском кинематографе большая роль в кино отведена ребенку, показан мир и семейные проблемы через его глаза, вот и в данном фильме ребенок оказывается между двух огней, во время развода и постоянных ссор родителей и как бы ему не хотелось, что бы родители были вместе, все же придется выбрать одну из сторон, а случившееся только утвердит правильность выбора... Рекомендую к просмотру

сакен
сакен20 октября 2013 в 10:42
Уродливая правда, сладкая ложь

Надер и Симин, долго спорив о выезде из страны, решили подать на развод. Дело не в том, что они в браке несчастливы, а скорее есть причина, почему Надир не уехал бы из страны. Отец Надера болен Альцгеймером, Надер и Симин не могут решить у кого останется их дочь. С тех пор как, я, в данной группе пишу рецензии о фильмах, мне всё время хотелось написать о данном шедевре. Долго думал и решил больше не молчать. Никогда не думал, что буду восхищаться и гордиться тем, что просмотрел иранский фильм. Все мы знаем о мусульманских законах и традициях, которых ни в коем случае нельзя нарушать. Но, в данном фильме грешат абсолютно все. Тяжелый фильм для просмотра, за которым интересно следить и узнать чем же кончится весь этот сумбур. Фильм о ценности семьи, невозможно сдаться и быть поражённым, если главная награда в нём - твоя дочь и отец, который находится при смерти. Слегка покажется, что Надер сволочь, но если бы мы были на его месте, что сделали бы мы? Актёрский состав 'О котором нельзя молчать!'. Пейман Маади сыграл отца семейства - Надера. После сыгранной роли им заинтересовался Голливуд, скоро он сыграет в фильме, в которой главную роль играет Кристен Стюарт. Надер очень хороший отец и добрый, любящий муж. Но, с тех пор, как его отец болен, он занимается ухаживанием только одного члена семьи. Но, чтобы обеспечивать его, он работает в банке с утра до вечера, и занимается дочерью, которую нужно отвезти в школу. Весь этот процесс отбрасывает из него столько нервов, как будто отсос пыли пылесосом. Фильм держится на его блистательно сыгранной роли, невозможно было оторвать от него глаз ни на секунду. Лейла Хатами сыграла жену - Симин. Ей досталась внимание Берлинского кинофестиваля. Симин красивая, любящая жена, которой надоела вся эта житейская суета и хочется побыстрее уехать и забыться. Но, когда Надер отказал ей, она начала суетиться и всё время приковывала внимание дочери, чтобы уговорить её уехать с ней. Понимая, что дочь не бросит отца ни в коем случае, она начала думать, может ей остаться. Всю эту проблему Лейла передала феноменально. Женщины, за просмотром фильма, её героиню будут поддерживать, а мужчины же, в свою очередь, подумают 'Как бы вела себя моя жена в данном случае'. Саре Байат сыграла Разие. Ей также досталось внимание Берлинского кинофестиваля. Разие - женщина целомудренная, которая следит за всем мусульманским запретом. Она нанялась нянькой в данную семью, чтобы обеспечить свою семью. Делает всё для того, чтобы её семья была святой, но муж пьяница и бьёт её не попади случай. Кстати, она ещё и беременна на большом сроке. Саре сыграла просто гениально, каждое её слово заставит нас сочувствовать и жалеть, от её плача разорвётся сердце. Второстепенные актёры. Шахаб Хоссейни заслуживает уважения, а Сарина Фархади заслуживает, в свою очередь, звания 'Лучшая мировая восходящая звезда'. Создатели. Асгар Фархади режиссёр, сценарист и оператор данного фильма. Просто мастерски проделанная работа, от каждого кадра невозможно оторвать глаз, а от сюжетной линии остается следить в одно дыхание за два часа. Придётся присмотреться, и не упустить каждое слово, ведь фильм построен именно на нём. Фильм, который получил заслуженный Оскар в номинации 'Лучший иностранный фильм года'. Так и хочется закричать, когда я пишу о данном фильме 'Шедевр, и никак иначе'. 10 из 10