Литературным источником данного фильма явился роман Фелисьена Марсо 'Кризи'. Апрельская же 1974 года премьера снятой по этому роману драмы 'Раса господ' совпала с траурной неделей, пришедшейся по случаю смерти президента Франции Жоржа Помпиду, и фильм прошёл практически незамеченным, несмотря на присутствие в нём Алена Делона, в ту пору - популярнейшего европейского актёра. В центре картины одержимый жаждой власти молодой политик Жюльен Дандье, депутат какой-то немыслимой партии социалистического толка. Находясь всего в двух шагах от портфеля министра, он неожиданно даёт течь: разлад с любимой девушкой Кризи, угрожающей наложить на себя руки, если только он не проведёт с ней обещанную неделю где-нибудь за пределами опостылевшего ей Парижа, выводит Дандье из делового равновесия. Разрываясь между жаждой власти и осознанием её смехотворности, он никак не может определиться, что ему дороже: любимая девушка, или министерский пост. Сегодня, пересматривая эту картину на видео и DVD, становятся очевидными как объективные промахи ленты, так и бесспорные её достоинства. И в противоречии обективных 'за' и 'против' видится мне основная сложность адекватной оценки данного фильма. Самый заметный недостаток, на мой взгляд, - в образе главной героини, той самой Кризи, описанной в литературном первоисточнике. В исполнении Сидни Роум она - не более чем красивая капризная кукла, и если ради такой имело смысл сходить с ума, жертвуя воистину заманчивыми перспективами, то нам проблем главного героя уж точно не понять. Засиделась девица в Париже - подумать только! Ещё кое-что. Неудачно выбрали пацана на роль сына Дандье. Какой-то он низкорослый и несимпатичный, и рядом с Аленом Делоном выглядит, как будто от соседа родился. Мелочь, но досадная: можно было бы её избежать. Наконец, финал. Самый сокрушительный заключительный удар - это крайне неудачная финальная сцена, на корню перечёркивающая все достижения режиссёра и остальной съёмочной группы. Если Виталий Вульф, называя Делона 'бездарным актёром' имел в виду именно финальную сцену 'Расы господ', то я вынужден с ним согласиться: Делон с финалом не справился совершенно. И эта его плаксивая гримаса, напоминающая больше попытку удержаться от смеха, чем нюни главного героя, - она совершенно не в тему. И он поспешно выходит из кадра, как будто в штаны наложил, и фильм заканчивается ни к чему не обязывающей джазовой музыкой. А ведь всё могло быть так замечательно! Где как не в 'Расе господ' Ален Делон наконец-то снова раскрылся как замечательный драматический актёр, после всех этих своих бесконечных однообразных гангстерских эпопей! Роль Жюльена Дандье предложила ему, наконец-то, новые актёрские возможности, и он с блеском справился с ними. Воистину, Делон ведёт весь фильм от и до, хотя конечно же нельзя не отметить Жанну Моро, составившую ему отличную пару. Её роль невелика, но она использует своё экранное время с достоинством, и её героиню, стареющую правительственную шлюху, невозможно забыть. Очень неплохая в целом мизансцена, интригующее развитие, накал страстей, всё по большому счёту замечательно и можно простить даже главную героиню Сидни Роум, если бы только не финал... И всё же, и всё же. Являясь большим почитателем именно актёрского мастерства Делона, не могу не отметить его старательное погружение в образ. Да, он облажался в последней сцене, но сцена эта длится лишь около минуты. Остальное же экранное время он великолепен, а потому я решительно ставлю фильму шестёрку, возлагая вину за провал фильма исключительно на плечи режиссёра, а не Делона и Моро, они были великолепны. 6 из 10
Для статичного и маловыразительного Пьера Гранье-Дефера этот фильм оказался неожиданным глотком свежего воздуха. Такое стало возможным благодаря находящемуся в прекрасной форме Алену Делону и лаконичному сценарию, загоняющие героев в строгие временные рамки. Отсюда и получается чуждый для творчества Гранье-Дефера динамизм, оживляющий ленту. Сюжетная линия вышла совсем простой - конвульсивные потуги молодого политика стать министром. Он готов стремительно давать обещания и идти на новые союзы. Важно не прогадать свои шансы. Однако все мысли нашего кандидата заняты большим бюстом Сидни Ром. Он влюблен в нее, понимая, что роман бесперспективен. Наличие многочисленных флэшбеков в романтической линии неожиданно сближает картину с 'Мелочами жизни' Клода Соте. Правда, прошу учесть, что прямолинейная Сидни совсем не Роми Шнайдер, а явление куда более простое. В кадре с Делоном у них не получается никакой 'химии чувств', впрочем, возможно таковой и была задумка режиссера. Делон же не сделав ничего выдающегося, своим талантом и профессиональным подходом вытягивает картину на вполне смотрибельный уровень. Хотя меня здорово раздражал напыщенный осуждающий тон осуждающий скрытую продажность левацких лидеров. 'Кто бы мог предположить, что все имеет свою цену', - только и могу сказать я на подобные ходы. 6 из 10