В общем-то, фильм действительно схож с «Эпохой героев» британского производства. Та же Норвегия, та же неофициальная операция, которой официально, вроде как, нет, тот же старший военный, у которого проблемы с семьёй и выживаемостью. В общем-то, пересмотрев «Эпоху героев» не один раз, я стал относиться к этому фильму лучше, невзирая на явные ляпы. Не знаю, опирались ли создатели «Границы» на упомянутый выше фильм, но, так или иначе, косяков, допущенных в нём, они не допустили: персонажи передвигаются по снегу на лыжах в форме, действительно соответствующей зимним условиям, то есть, она способна согреть и скрыть от посторонних глаз. Используются даже отдельные мази, разогревающие при ходьбе в лютый мороз. Единственное, что не совсем понятно: самолёт. Двигатель забарахлил или таки кто-то удачно в этот самый двигатель угодил, упал он уж очень удачно на пути бравых шведских пограничников. Ну и поведение старого партизана Эгеля возле школы: не очень-то он торопился уходить в укрытие, прекрасно видя то, что в него стреляет где-то с пяток стволов. Или нам просто хотели этим сказать, что он хотел лишь только умереть там же, где и его сын, но уже на руинах этого проклятого места? И ещё немного неясно то, что ни один швед ни разу в жизни, будто бы, не видел немецкого солдата. Ведь Швеция до самого сорок третьего года осуществляла транзит Вермахта через свою территорию до самой Финляндии, откуда нацисты уже шли на Ленинград… Собственно, это — действительно неясные места в фильме. Из плюсов отмечу же: отлично проработанные характеры героев, особенно, главного героя, на котором повисла ответственность чуть ли не за каждую секунду развивающихся событий: тут тебе и семья, и брат где-то далеко в нацистском тылу, и собственный отряд, постепенно редеющий. Не отстают и его друзья: тут и наивный коллаборационист, быстро пожалевший о сделанном выборе, и смелый сорвиголова-младший брат, пытающийся спасти и раненого перебежчика, и боевого товарища, и бывалый ветеран с бельмом в глазу. И всё это разворачивается в рамках противостояния патриотичного младшего офицера и военной бюрократии, не желающей уходить с официальной государственной позиции, то есть, собирающейся и впредь потакать нацистской Германии и обеспечивать транзит немецких войск через границы. Отличный фильм для тех, кому понравилась «Эпоха Героев» и, наверное, любителям «Спасти рядового Райана» тоже не помешало бы взглянуть. 9 из 10
Вот и шведам не дают покоя лавры Спилберга, им тоже необходим свой рядовой Райан. Не так давно смотрел норвежский фильм про Вторую мировую, там гораздо меньше экшена, да и не удивительно, то был байопик про реального героя Норвегии-Британии, но свой след в душе смотрящего он все-таки оставлял. Здесь история, наверное, вымышленная и фильм скорее всего не запомнится так надолго, как потрясающий Райан, но работа крепкая, два часа пролетают незаметно, есть кому сопереживать. С головой погружаешься в снежную, суровую, северную атмосферу, забывая о времени. Самое смешное, что в оценках фигурирует множество единиц, но у фильма хороший рейтинг из-за обилия десяток. 'Единичников' можно понять: авторы намеренно выпячивают антинацистский посыл в картине, главный злодей с мерзкой физиономией в очках-велосипедах уж очень карикатурен и похож на плохиша из первого 'Индианы Джонса', а в команде шведов есть один, говорящий, что между Сталиным и Гитлером выбрал бы второго (но чуть погодя хапнул от тех самых немцев по полной программе). Перебор случился и со сбитым неизвестно кем (норвежскими партизанами?) самолётом с наисекретнейшим планом нападения Германии на нейтральную Швецию. Также заметна намеренная слёзовыжимательность в отношениях главного героя и его невесты, усугубляемая беременностью. Но по мне, это всё - набор обязательных элементов жанра, ничуть не портящих происходящее и зацикливаться тут не стоит. В общем, если устали от голливудских физиономий и хотите скоротать вечерок за просмотром боевиково-драматического европейского кино - этот фильм для вас. 9 из 10