Я ничего не знаю, но скажу все : отзывы и рeцензии

Боб
Боб5 декабря 2010 в 16:00
Скоморох трагический

Как известно, в 60-е гг. в комический гений Пьера Ришара верили немногие. И немногие из немногих решались пригласить его в свои фильмы. Видимо, просто время его еще не пришло - за исключением нескольких эпизодов и более-менее заметной роли второго плана в 'Счастливчике Александре' два первых десятилетия кинокарьеры выдающегося комика успешными не назовешь. Поняв, что ждать своего счастливого случая можно еще очень долго, 36-летний актер решил отныне сам обеспечивать себя работой: вышедший в 1970-м году 'Рассеянный', в котором Ришар выступил в качестве актера, сценариста и режиссера, стал хитом и раскрыл зрителям, критикам и кинематографистам громадный потенциал, копившийся долгие годы в этом нескладном вихрастом блондине. Сам создав свою маску, Ришар, став знаменитым буквально в одночасье, входит во вкус и выпускает следующий фильм - 'Злоключения Альфреда', созданный в том же ключе, что и 'Рассеянный', ну, а там уже подоспел Ив Робер со своим 'Высоким блондином' и Ришару с той минуты можно было не беспокоиться о свой карьере и непостоянстве своей славы. В принципе, дав такой мощный толчок своей карьере, Ришар мог бы остановиться и больше не снимать 'под себя' фильмов - от предложений и сценариев, написанных 'специально для Ришара' не было отбоя, но тут к актеру пришло осознание того, что расти в так удачно найденной комической маске ему не дают, до Вебера и качественно новой 'Игрушки', поднявшей актера на небывалую ступень эволюции, было еще далеко, а хотелось уже не просто насмешить забавным трюком или смешной гримасой, но и говорить об интересующих тебя проблемах, об актуальном, жизненно необходимом, волнующем. В 'Я ничего не знаю, но скажу все' Ришар пытается нащупать золотую середину между социальным и эксцентрическим, что получается, у него, как у режиссера, пока лишь местами. Фильм, оставаясь на почве дурашливых и легких комедий, активно стремится к сатирическому и манифестному началам, но зачастую пробуксовывает, въезжая на незнакомую ему территорию и далеко не всегда выполняет свое плакатное назначение, будучи при этом отличным развлекательным фильмом, который, пожалуй, никто так и не принял всерьез. Безусловно, в этом вина Ришара-режиссера, не сумевшего четко сбалансировать смешное с трагичным и умное с глупым, выбравшего для разговора с публикой не совсем правильную форму и не совсем то время, и толком не разобравшегося, чего он хочет больше - рассмешить или заставить задуматься. В лучшем виде это у него начнет получаться лишь через пару лет и лишь под чутким руководством гениального Франсиса Вебера. Стихийные фарсы, беззаботные и непринужденные, были в то время честно и с большим трудом завоеванной территорией Пьера Ришара, и в моментах, где он возвращается в 'землю обетованную' - он просто фонтанирует. Вообще в этом фильме Ришар берет на себя роль площадного скомороха или королевского шута, который, пользуясь клеймом дурака, может бесстрашно говорить правду в лицо грозным и беспощадным правителям. Другие бы за это жестоко поплатились, а Ришару можно - что взять с дурака? Всегда стоящий на левых позициях, Ришар, поднимая тему во многом автобиографическую (родители Пьера были состоятельными аристократами, которые отказали своему отпрыску в финансировании, узнав о том, что он хочет стать актером), разводит костер, на котором, по его мнению, должны сгореть 'сильные мира сего', но при этом не стесняется и самоиронии, показывая в собственном образе - неловкого простофили, безуспешно пытающегося проникнуть в стан классовых врагов и быть там своим человеком - французскую интеллигенцию времен 'пражской весны', агонизирующую от полной неспособности что-либо предпринять и изменить, оставляя себе право наблюдать за происходящим со стороны и рефлексировать, пытаясь понять причины происходящего. Ришар приводит много метких символических моментов, почти страшных: это и семейственное единение поставщиков оружия со странами-покупательницами и с религиозными деятелями, и слабые попытки сочувствующего интеллигента Пьера объединиться с рабочим классом, и полный крах этого предприятия, и поднимающаяся до хорошей сатиры сцена на бирже труда, и, безусловно, истерический смех главного героя в финале, где все происходит само по себе, почти без участия так активно стремящегося изменить ситуацию Пьера. Именно такой и и только такой могла быть концовка в фильме хиппующего социалиста Ришара, уверенного, что милитаризм, бюрократия, лжедемократия и т.д. должны изжить сами себя. А 'слабым' и 'сочувствующим', но так и не определившемся в выборе своей роли в этом конфликте, вроде Пьера, остается лишь смеяться - так громко, чтоб никто не заметил слез. Кроме того, Ришар активно поднимает исконную проблему отцов и детей, противопоставляя поколение 'детей цветов' и эпохи 'Забриски пойнта' - канонически укрепившемуся в позиции 'сильные всегда правы' старшему поколению, прошедшему войну, оккупацию и живущему совсем другими категориями. И уже не в первый раз приглашает для создания этого контраста маститого актера 'старой школы' Бернара Блие, даже сама манера игры которого резко дисгармонирует с манерой игры Ришара. В сущности, Ришар в чем-то пытается проникнуть на территорию Годара и других мэтров 'новой волны', но попытки эти примерно так же успешны, как и попытки его героя слиться с пролетариями. Кроме того, Ришар сам иногда путается в многообразии собственных мыслей и часто низводит их до бездумного фарса, отчаянно комикуя и перемежая отличные сатирические эпизоды, не лишенные стиля, вкуса и тонкости, буффонными номерами в духе немого кино и группы 'Шарло', которая, кстати, в полном составе появляется в одном из эпизодов, видимо, отдавая дань близкой фильму Ришара по духу и теме картине 'Новобранцы идут на войну', более легковесной и зубоскальной. Безусловно, для Пьера Ришара этот фильм был шагом вперед, попыткой отступиться от намертво приклеившейся маски 'рассеянного' и 'высокого блондина' и донести до зрителя через смех серьезное и глубокое. Нельзя сказать, что получилась полноценная пощечина, скорее - легка оплеуха, лишь частично достигшая цели. С другой стороны, режиссерское искусство Ришара к тому времени не было столь высокого уровня, чтоб создать полноценное сатирическое кино, да и страсть Ришара к клоунским эскападам уж больно велика, и отступиться от нее, будучи полноправным создателем фильма, он оказался не в силах. Ришар-актер в этом фильме переиграл Ришара-режиссера и манипулировал им, не всегда в лучшую для последнего сторону. Многие стремления пропадают втуне, и Ришар так и остается, как и в названии фильма, 'ничего не знающим, но говорящим все'. Между смешным и трагичным нет баланса. Дисбаланс, однако, не фатален. Да и вообще ришаровский юмор, запоминающаяся музыка и провокационная тема заставляют зрителей смеяться, любить этот фильм, местами задумываться и даже испытывать состояние глубокого, хоть и мимолетного счастья. 10 из 10

iwoodmac
iwoodmac2 февраля 2010 в 14:44
'Пулемет комедий'

Очередная комедия Пьера Ришара, которую он выстрелил из своего 'пулемета комедий' в 1973 году. Попытка поднять тему коррупции, человеческого невежества, алчности и других не менее популярных качеств 'идеального создания'. И снова не то, что бы неудачно, но... Умеете ли вы шутить быстро? Шутить так, что бы вал курьезов и смешных ситуаций просто валил с ног окружающих. Пьер Ришар поставил перед собой цель - сделать себя чемпионом в этом нелегком противоборстве количества с качеством. Шутка повторенная дважды смешна вдвойне? К сожалению количество это не та грань, за которой скрывается абсолютный ключ к успеху. Должно быть еще и смешно. С этим у фильма 'Я ничего не знаю, но скажу все' некоторые проблемы. Идею раскрыть все подноготную человеческих недостатков в картине реализовать практически не удалось, в чем виноват наверное французский менталитет и стиль подачи истории. Фильм напоминает некого доброго дурачка... и не смешно, но и не совсем глупо. Весь фильм проходит в подобном ключе. Ссылка на набор опыта режиссером. Совершенно невменяемая концовка, в которой мы наблюдаем море глупости и псевдо-смешных моментов. События, которые не имеют ничего общего со здравым смыслом. И впечатления соответствующие. Однако любителям Пьера Ришара этот фильм должен понравится. Здесь есть его фирменный стиль, его неглупый подход к режиссированию и незабываемое умение быть веселым чудаком. Тем не менее фильм это не спасает. Моя оценка - 4,5 из 10 Оценка для 'Кинопоиска' - 4

O Lesya
O Lesya21 апреля 2009 в 16:41
Любимый фильм

Для меня загадка, почему никто не понимает этот фильм. Для меня Je sais rien mais je dirai tout - это - Потрясающая песня Les Gentils, les Méchants - Тонкий юмор, неисчислимые цитаты - альтернативный взгляд на нашу национальную проблему отцов и детей. И прав у французов, в отличие от нашего 'Тараса Бульбы' (суть конфликта похожа до смешного), сын. И проигрывает отец, нечаянно разбомбив собственный завод. И в гомерическом смехе Пьера звучит надежда, что с уничтожением камня преткновения отношения между ним и отцом станут лучше... - Потрясающей красоты французский язык Но фильм понимаешь не с первого раза, он необычный и не массовый, это да.

holloway777
holloway7773 июня 2009 в 02:29
Говори всё, не уступай ничего!..

В этом замечательном комедийном, да к тому же и французском кинофильме есть всё, что только душе зрителя угодно - и шутки, и смех, и неугомонное веселье, сопровождающее просмотр ленты, а также наделяющее Вас приподнятым настроением и ощущением лёгкости на неограниченно долгое время... По крайней мере, каждый раз, смотря и пересматривая эту ленту, я всё более убеждаюсь, что фильм является достойным представителем французской комедии, классики иностранного кино. Более того, в картине главная роль отведена одному из великих и ярких комиков 20 века - неподражаемому и очень весёлому Пьеру Ришару, который находит способы и методы, дабы держать зрителя в непрерывной агонии смеха, радости и ликования от увиденного на экране. ...А всё начиналось, как обычный семейный разговор: 'Кем быть, кем стать, и кем работать сыну оружейного барона?' Ну конечно, излишни вопросы, если отец трактует своё видение будущего сына, однако, если сын, которому - ни много, ни мало - перевалило за 30, тоже начинает спорить, не избежать противостояния. Однако, не такого жестокого, как могут предположить зрители, - противостояния, полного смеха, неожиданных и комичных ситуаций, до боли смешных и исполненных смысла. В итоге выходит, что никто не вправе навязывать чужое мнение другим, даже своим близким - человек сам по себе волен, и принудить, к чему-то заставить и приучить - дело практически бесполезное. Но это зависит ещё и от человека, от степени его стойкости и возможности противостоять напору извне. Сильным, стойким и самоуверенным оказывается сынок оружейного магната, не желающий ни под каким предлогом продолжать бизнес отца, который так хочет, чтобы его отпрыск пошёл по его стопам! Но не тут-то было... Да, вечная проблема отцов и детей, так замечательно раскрытая в одноименной повести И. С. Тургенева, тема, которую раскрывал в своё время Н. В. Гоголь, создавая роман про известного ныне Тараса Бульбу. Что интересно, то это тема вечная - одни хотят одного, смотря на мир своими глазами, а другие - совсем иначе, даже не представляя, как можно реализовать или воплотить в реальность мысли других. И так всё время, когда возникает камень преткновения, проблемный вопрос, который, к сожалению, не решишь отмахнувшись. А вот прихождение к взаимному соглашению, тому самому консенсусу, как это ни странно, бывает редко, хотя... Как говорится, в мире есть вещи, которые недосягаемы ни физически, ни духовно, однако и их можно одолеть при правильном подходе. Невозможное - возможно, в конце-концов!.. Вот и этот фильм ярко, живительно, с огоньком и юмором преподносит актуальные и важные мысли, выставляя знакомые каждому человеку ситуации в таком неожиданном свете и под таким углом, что, порой, смех опережает мысль на довольно долгое время, и этому радуешься, это воспринимаешь с улыбкой и энтузиазмом. Проще сказать, фильм этот несёт в себе всё то необходимое, чтобы, посмотрев его вместе со своей семьёй, где-то простить, где-то прийти к общему решению, а где-то просто помириться, если находитесь по разную сторону баррикад. Это несложно, потому что фильм к этому как нельзя располагает!.. Гениально, великолепно, выше всяких оценок!..

Mabgat
Mabgat25 декабря 2009 в 09:10
«Благодаря этим богатым – мы в дерьме, благодаря этому дерьму – мы богаты» - (с).

И хочется кричать на всю планету: Не допущу военного огня! Я сына так люблю, Пускай мой сын переживет меня! Удивляюсь. Каждый раз. Насколько же ловко французам удается укатать в комедию социальные проблемы. Смотришь, смеешься. Смеешься по-настоящему, от души. И ведь действительно очень смешно. А если сделать паузу и призадуматься – так грустно, аж плакать хочется. Столько социальной грязи сразу вытащено на свет, и так умело обсмеяно, что душа радуется. Иными словами, « Я ничего не знаю, но скажу все» - это смех сквозь слезы. И при этом смех невероятно глубокомысленный, продуманный, одушевленный. Например, есть в фильме сцена, когда герой Пьера Ришара рассказывает покупателям отца, что такое базука. Наблюдать ее просто покатываешься от смеха, а потом вдруг понимаешь, что все, что говорит Пьер – правда, и вот тут становится страшно и как-то душевно больно. И ты в одно мгновение становишься необыкновенно солидарна со всем миром, где люди протестуют против войны. Сказать, что фильм откровенно антимилитаристический, значит, будет сказать о нем ПРАВДУ с большой буквы. И в то же время, я еще раз повторюсь, сказав, что это еще и очень смешная комедия. Но есть здесь и момент, во время которого я всегда плачу. Это когда отец и дяди заставляют маленького Пьера играть в войну, и стреляют в плюшевого медвежонка, которого мальчик держит на руках. Вот тут я не то чтобы плачу, я буквально вою. Вот так. В конце-концов, французы всегда умели снимать стоящие фильмы, где каждый может найти что-то для себя, и унести частичку фильма в своей душе. Навсегда. Любимый фильм. Дальше – без комментариев. 10 из 10