Как известно, в 60-е гг. в комический гений Пьера Ришара верили немногие. И немногие из немногих решались пригласить его в свои фильмы. Видимо, просто время его еще не пришло — за исключением нескольких эпизодов и более-менее заметной роли второго плана в «Счастливчике Александре» два первых десятилетия кинокарьеры выдающегося комика успешными не назовешь. Поняв, что ждать своего счастливого случая можно еще очень долго, 36-летний актер решил отныне сам обеспечивать себя работой: вышедший в 1970-м году «Рассеянный», в котором Ришар выступил в качестве актера, сценариста и режиссера, стал хитом и раскрыл зрителям, критикам и кинематографистам громадный потенциал, копившийся долгие годы в этом нескладном вихрастом блондине. Сам создав свою маску, Ришар, став знаменитым буквально в одночасье, входит во вкус и выпускает следующий фильм — «Злоключения Альфреда», созданный в том же ключе, что и «Рассеянный», ну, а там уже подоспел Ив Робер со своим «Высоким блондином» и Ришару с той минуты можно было не беспокоиться о свой карьере и непостоянстве своей славы. В принципе, дав такой мощный толчок своей карьере, Ришар мог бы остановиться и больше не снимать «под себя» фильмов — от предложений и сценариев, написанных «специально для Ришара» не было отбоя, но тут к актеру пришло осознание того, что расти в так удачно найденной комической маске ему не дают, до Вебера и качественно новой «Игрушки», поднявшей актера на небывалую ступень эволюции, было еще далеко, а хотелось уже не просто насмешить забавным трюком или смешной гримасой, но и говорить об интересующих тебя проблемах, об актуальном, жизненно необходимом, волнующем. В «Я ничего не знаю, но скажу все» Ришар пытается нащупать золотую середину между социальным и эксцентрическим, что получается, у него, как у режиссера, пока лишь местами. Фильм, оставаясь на почве дурашливых и легких комедий, активно стремится к сатирическому и манифестному началам, но зачастую пробуксовывает, въезжая на незнакомую ему территорию и далеко не всегда выполняет свое плакатное назначение, будучи при этом отличным развлекательным фильмом, который, пожалуй, никто так и не принял всерьез. Безусловно, в этом вина Ришара-режиссера, не сумевшего четко сбалансировать смешное с трагичным и умное с глупым, выбравшего для разговора с публикой не совсем правильную форму и не совсем то время, и толком не разобравшегося, чего он хочет больше — рассмешить или заставить задуматься. В лучшем виде это у него начнет получаться лишь через пару лет и лишь под чутким руководством гениального Франсиса Вебера. Стихийные фарсы, беззаботные и непринужденные, были в то время честно и с большим трудом завоеванной территорией Пьера Ришара, и в моментах, где он возвращается в «землю обетованную» — он просто фонтанирует. Вообще в этом фильме Ришар берет на себя роль площадного скомороха или королевского шута, который, пользуясь клеймом дурака, может бесстрашно говорить правду в лицо грозным и беспощадным правителям. Другие бы за это жестоко поплатились, а Ришару можно — что взять с дурака? Всегда стоящий на левых позициях, Ришар, поднимая тему во многом автобиографическую (родители Пьера были состоятельными аристократами, которые отказали своему отпрыску в финансировании, узнав о том, что он хочет стать актером), разводит костер, на котором, по его мнению, должны сгореть «сильные мира сего», но при этом не стесняется и самоиронии, показывая в собственном образе — неловкого простофили, безуспешно пытающегося проникнуть в стан классовых врагов и быть там своим человеком — французскую интеллигенцию времен «пражской весны», агонизирующую от полной неспособности что-либо предпринять и изменить, оставляя себе право наблюдать за происходящим со стороны и рефлексировать, пытаясь понять причины происходящего. Ришар приводит много метких символических моментов, почти страшных: это и семейственное единение поставщиков оружия со странами-покупательницами и с религиозными деятелями, и слабые попытки сочувствующего интеллигента Пьера объединиться с рабочим классом, и полный крах этого предприятия, и поднимающаяся до хорошей сатиры сцена на бирже труда, и, безусловно, истерический смех главного героя в финале, где все происходит само по себе, почти без участия так активно стремящегося изменить ситуацию Пьера. Именно такой и и только такой могла быть концовка в фильме хиппующего социалиста Ришара, уверенного, что милитаризм, бюрократия, лжедемократия и т. д. должны изжить сами себя. А «слабым» и «сочувствующим», но так и не определившемся в выборе своей роли в этом конфликте, вроде Пьера, остается лишь смеяться — так громко, чтоб никто не заметил слез. Кроме того, Ришар активно поднимает исконную проблему отцов и детей, противопоставляя поколение «детей цветов» и эпохи «Забриски пойнта» — канонически укрепившемуся в позиции «сильные всегда правы» старшему поколению, прошедшему войну, оккупацию и живущему совсем другими категориями. И уже не в первый раз приглашает для создания этого контраста маститого актера «старой школы» Бернара Блие, даже сама манера игры которого резко дисгармонирует с манерой игры Ришара. В сущности, Ришар в чем-то пытается проникнуть на территорию Годара и других мэтров «новой волны», но попытки эти примерно так же успешны, как и попытки его героя слиться с пролетариями. Кроме того, Ришар сам иногда путается в многообразии собственных мыслей и часто низводит их до бездумного фарса, отчаянно комикуя и перемежая отличные сатирические эпизоды, не лишенные стиля, вкуса и тонкости, буффонными номерами в духе немого кино и группы «Шарло», которая, кстати, в полном составе появляется в одном из эпизодов, видимо, отдавая дань близкой фильму Ришара по духу и теме картине «Новобранцы идут на войну», более легковесной и зубоскальной. Безусловно, для Пьера Ришара этот фильм был шагом вперед, попыткой отступиться от намертво приклеившейся маски «рассеянного» и «высокого блондина» и донести до зрителя через смех серьезное и глубокое. Нельзя сказать, что получилась полноценная пощечина, скорее — легка оплеуха, лишь частично достигшая цели. С другой стороны, режиссерское искусство Ришара к тому времени не было столь высокого уровня, чтоб создать полноценное сатирическое кино, да и страсть Ришара к клоунским эскападам уж больно велика, и отступиться от нее, будучи полноправным создателем фильма, он оказался не в силах. Ришар-актер в этом фильме переиграл Ришара-режиссера и манипулировал им, не всегда в лучшую для последнего сторону. Многие стремления пропадают втуне, и Ришар так и остается, как и в названии фильма, «ничего не знающим, но говорящим все». Между смешным и трагичным нет баланса. Дисбаланс, однако, не фатален. Да и вообще ришаровский юмор, запоминающаяся музыка и провокационная тема заставляют зрителей смеяться, любить этот фильм, местами задумываться и даже испытывать состояние глубокого, хоть и мимолетного счастья. 10 из 10
Очередная комедия Пьера Ришара, которую он выстрелил из своего «пулемета комедий» в 1973 году. Попытка поднять тему коррупции, человеческого невежества, алчности и других не менее популярных качеств «идеального создания». И снова не то, что бы неудачно, но… Умеете ли вы шутить быстро? Шутить так, что бы вал курьезов и смешных ситуаций просто валил с ног окружающих. Пьер Ришар поставил перед собой цель — сделать себя чемпионом в этом нелегком противоборстве количества с качеством. Шутка повторенная дважды смешна вдвойне? К сожалению количество это не та грань, за которой скрывается абсолютный ключ к успеху. Должно быть еще и смешно. С этим у фильма «Я ничего не знаю, но скажу все» некоторые проблемы. Идею раскрыть все подноготную человеческих недостатков в картине реализовать практически не удалось, в чем виноват наверное французский менталитет и стиль подачи истории. Фильм напоминает некого доброго дурачка… и не смешно, но и не совсем глупо. Весь фильм проходит в подобном ключе. Ссылка на набор опыта режиссером. Совершенно невменяемая концовка, в которой мы наблюдаем море глупости и псевдо-смешных моментов. События, которые не имеют ничего общего со здравым смыслом. И впечатления соответствующие. Однако любителям Пьера Ришара этот фильм должен понравится. Здесь есть его фирменный стиль, его неглупый подход к режиссированию и незабываемое умение быть веселым чудаком. Тем не менее фильм это не спасает. Моя оценка — 4,5 из 10 Оценка для «Кинопоиска» — 4
И хочется кричать на всю планету: Не допущу военного огня! Я сына так люблю, Пускай мой сын переживет меня! Удивляюсь. Каждый раз. Насколько же ловко французам удается укатать в комедию социальные проблемы. Смотришь, смеешься. Смеешься по-настоящему, от души. И ведь действительно очень смешно. А если сделать паузу и призадуматься — так грустно, аж плакать хочется. Столько социальной грязи сразу вытащено на свет, и так умело обсмеяно, что душа радуется. Иными словами, « Я ничего не знаю, но скажу все» — это смех сквозь слезы. И при этом смех невероятно глубокомысленный, продуманный, одушевленный. Например, есть в фильме сцена, когда герой Пьера Ришара рассказывает покупателям отца, что такое базука. Наблюдать ее просто покатываешься от смеха, а потом вдруг понимаешь, что все, что говорит Пьер — правда, и вот тут становится страшно и как-то душевно больно. И ты в одно мгновение становишься необыкновенно солидарна со всем миром, где люди протестуют против войны. Сказать, что фильм откровенно антимилитаристический, значит, будет сказать о нем ПРАВДУ с большой буквы. И в то же время, я еще раз повторюсь, сказав, что это еще и очень смешная комедия. Но есть здесь и момент, во время которого я всегда плачу. Это когда отец и дяди заставляют маленького Пьера играть в войну, и стреляют в плюшевого медвежонка, которого мальчик держит на руках. Вот тут я не то чтобы плачу, я буквально вою. Вот так. В конце-концов, французы всегда умели снимать стоящие фильмы, где каждый может найти что-то для себя, и унести частичку фильма в своей душе. Навсегда. Любимый фильм. Дальше — без комментариев. 10 из 10
В этом замечательном комедийном, да к тому же и французском кинофильме есть всё, что только душе зрителя угодно — и шутки, и смех, и неугомонное веселье, сопровождающее просмотр ленты, а также наделяющее Вас приподнятым настроением и ощущением лёгкости на неограниченно долгое время… По крайней мере, каждый раз, смотря и пересматривая эту ленту, я всё более убеждаюсь, что фильм является достойным представителем французской комедии, классики иностранного кино. Более того, в картине главная роль отведена одному из великих и ярких комиков 20 века — неподражаемому и очень весёлому Пьеру Ришару, который находит способы и методы, дабы держать зрителя в непрерывной агонии смеха, радости и ликования от увиденного на экране. … А всё начиналось, как обычный семейный разговор: «Кем быть, кем стать, и кем работать сыну оружейного барона?» Ну конечно, излишни вопросы, если отец трактует своё видение будущего сына, однако, если сын, которому — ни много, ни мало — перевалило за 30, тоже начинает спорить, не избежать противостояния. Однако, не такого жестокого, как могут предположить зрители, — противостояния, полного смеха, неожиданных и комичных ситуаций, до боли смешных и исполненных смысла. В итоге выходит, что никто не вправе навязывать чужое мнение другим, даже своим близким — человек сам по себе волен, и принудить, к чему-то заставить и приучить — дело практически бесполезное. Но это зависит ещё и от человека, от степени его стойкости и возможности противостоять напору извне. Сильным, стойким и самоуверенным оказывается сынок оружейного магната, не желающий ни под каким предлогом продолжать бизнес отца, который так хочет, чтобы его отпрыск пошёл по его стопам! Но не тут-то было… Да, вечная проблема отцов и детей, так замечательно раскрытая в одноименной повести И. С. Тургенева, тема, которую раскрывал в своё время Н. В. Гоголь, создавая роман про известного ныне Тараса Бульбу. Что интересно, то это тема вечная — одни хотят одного, смотря на мир своими глазами, а другие — совсем иначе, даже не представляя, как можно реализовать или воплотить в реальность мысли других. И так всё время, когда возникает камень преткновения, проблемный вопрос, который, к сожалению, не решишь отмахнувшись. А вот прихождение к взаимному соглашению, тому самому консенсусу, как это ни странно, бывает редко, хотя… Как говорится, в мире есть вещи, которые недосягаемы ни физически, ни духовно, однако и их можно одолеть при правильном подходе. Невозможное — возможно, в конце-концов!.. Вот и этот фильм ярко, живительно, с огоньком и юмором преподносит актуальные и важные мысли, выставляя знакомые каждому человеку ситуации в таком неожиданном свете и под таким углом, что, порой, смех опережает мысль на довольно долгое время, и этому радуешься, это воспринимаешь с улыбкой и энтузиазмом. Проще сказать, фильм этот несёт в себе всё то необходимое, чтобы, посмотрев его вместе со своей семьёй, где-то простить, где-то прийти к общему решению, а где-то просто помириться, если находитесь по разную сторону баррикад. Это несложно, потому что фильм к этому как нельзя располагает!.. Гениально, великолепно, выше всяких оценок!..
Для меня загадка, почему никто не понимает этот фильм. Для меня Je sais rien mais je dirai tout — это - Потрясающая песня Les Gentils, les Méchants - Тонкий юмор, неисчислимые цитаты - альтернативный взгляд на нашу национальную проблему отцов и детей. И прав у французов, в отличие от нашего «Тараса Бульбы» (суть конфликта похожа до смешного), сын. И проигрывает отец, нечаянно разбомбив собственный завод. И в гомерическом смехе Пьера звучит надежда, что с уничтожением камня преткновения отношения между ним и отцом станут лучше… - Потрясающей красоты французский язык Но фильм понимаешь не с первого раза, он необычный и не массовый, это да.