Фильм Карена Шахназарова поразил. Несмотря на военную тематику, 'Белый тигр' не является классическим фильмом про войну. Стиль фильма напомнил 'Мертвеца' 1995 года Джима Джармуша. В обеих случаях антураж и события являются фоном, а не основной темой. А основная тема - это то, что находится между строк, за кадром. Зрителю предлагается задуматься над происходящим на экране. Основная информация передается не непосредственно, а через эмоции, паузы, образы и настроение. Не случайно темп фильма неспешный. Многие эпизоды обладают каким-то мистическим и гипнотическим эффектом, погружая зрителя в состояние транса. Это скорее напоминает философскую притчу, а не кино про взрывы и выстрелы. Радует то, что Шахназаров не вываливает на зрителя спецэффекты и не стремиться 'поразить' его 'уау эффектами'. Режиссер уважительно относится к зрителю, предоставляя ему возможность думать и чувствовать. 'Белый тигр' - это кино про символы и про большие явления. И Белый тигр, и Найденов - это символы. А вот что они символизируют, предстоит решать самостоятельно. В фильме есть намек на один из возможных смыслов. Квинтэссенцией фильма является его финал, к которому режиссер умело готовит зрителя. Речь появляющегося в конце персонажа выражает ужасающую и, при этом, совершенно не удивляющую правду о том, что обычно принято скрывать в Европе. Шахназаров решается сказать миру то, что пытаются скрывать, прикрывают красивыми словами и фразами про экономику, свободу, демократию и борьбу с тиранами. И эта правда объясняет многое из того, что происходило и происходит в мире. Удивительно, что фильм вышел в 2012, а не в 2022, где ему бы было самое место.
Очень неожиданный фильм о Второй мировой войне, философский и психологический. Он выражает взгляд не на исторические события, а на архетипы, воплощённые в противоборстве двух загадочных порождений войны. Только русские, не забывшие ужасы последней бойни человечества, могли придумать танковую версию «Летучего голландца» - танк-призрак Второй мировой войны, который появляется казалось бы из ниоткуда, устраивает бойню в советских танковых подразделениях, а затем исчезает в тумане. Мистическому порождению войны противостоит Неизвестный солдат - русский танкист, который чудесным образом выживает после смертельного обгорания, но не помнит, кто он, и возрождается со способностью общаться с танками и танковым богом. Поклонение танковому богу говорит о состоянии искалеченной души воюющего человека. Может ли танкист «почувствовать» то, что чувствует танк? Может быть добро или зло стать настолько сильным, чтобы воплотиться в физических телах? Фильм весь наполнен скрытым смыслом. Заставляет задуматься о многом даже скромная красота родной природы, уничтожаемая в огне военных действий. Операторская работа вкупе с военной техникой и другим подлинным реквизитом того времени великолепно передают неприглядные и отталкивающие свойства примет войны, мощь и реализм в сценах танковых боёв. Кинематография превосходна, игра задушевна, партитура кинокартины богата вдохновенной музыкой Вагнера. Существенно продвинута военная мифология. До появления кинокартины «Белый тигр» больше, чем о зомби-нацистах да ещё о рейхсфюрере СС в Аду человечество не смело мечтать. Но та мистическая реальность, где укроется «живой» танк, чтобы воскреснуть через 10, а может быть через 100 лет, и куда на его поиски уйдёт «мёртвый» герой, та странная и самая страшная реальность, в которой Гитлер даст интервью Дьяволу, сработана серьёзно и тонко, потому суть её — не попкорновое зрелище. Она и по сей день часть ноосферы нашей планеты.
В советские годы было много классных фильмов о Великой отечественной войне. 'Батальоны просят огня', 'Они сражались за Родину', 'В бой идут одни старики', 'Иди и смотри', 'Живые и мёртвые' и многие другие. С распадом СССР, наше военное кино по сути попало в полосу затяжного кризиса из которого так и не смогло выйти. Вышло много фильмов и сериалов, в которых война показывалась с таким набором штампов, что даже доктор Геббельс бы поразился такой лжи. Заградотряды стреляющие в спину наступающим, войсковые разведчики совершающие подвиги которым позавидовали Бэтмен и Супермен, хотя известно, что во фронтовой разведке, бойцы жили 3-4 вылазки за линию фронта, штрафбаты в которых воевали осужденные энкэвэдешники и священники, пьяные генералы приказывающие взять высоту просто так и прочие глупости. Лишь два фильма, выбиваются из этого ряда - это 'Брестская крепость' и '28 панфиловцев'. В этот ряд вполне мог попасть и 'Белый тигр', но... Впрочем обо всём по порядку. Итак. Весна 1944 года. Красная армия рвётся на запад, добивать вермахт. Тяжёлые бои, потери и в людях и в материальной части. Ещё у немцев появляется уникальный несерийный танк 'Тигр', который расстреливает чуть ли не батальоны наших танков и САУ. Но при этом он живучий, выдерживает прямые попадания и постоянно исчезает с поля боя, в самый разгар боя. Вот здесь в ленте Шахназарова возникает первая неувязочка. 'Тигр' мало похож на самого себя. Ну не выглядели так Pz-VI Aus E, как их официально называли. Создатели картины, вы вообще видели немецкую бронетехнику? Может вам книжку подарить о бронетехнике Второй мировой? Может мемуары Отто Кариуса дать почитать? У меня есть. Это во-первых. Во-вторых: 'Тигры' никогда не использовался в одиночку. Подчёркиваю, НИКОГДА. Да и на открытой местности. Только в засадах по несколько машин, в обороне и в наступлении на самых тяжёлых участках. В-третьих: ну не может такого быть, чтобы один танк пусть и тяжёлый, расстреливал роты Т-34-85 прямой наводкой. Такого даже в онлайн-играх быть не может. Да и советские танкисты в 1944 году были на порядок выше своих немецких визави и не боялись немецких кошек. Да и Т-34 образца 1944 года, был мощной машиной, кою пробить в лоб, надо было постараться. Да и тактика была следующей: один Т-34 отвлекал 'Тигра', а второй используя огневую мощь и подвижность бил по уязвимым местам. Да и удельная мощность двигателя на тонну веса была минимальна 11,6 л. с на тонну веса. Это при мощности майбаховского двигателя в 700 л. с, самого мощного в панцерваффе. Таким образом, 'Тигр' имел 100-мм лобовую броню, 88-мм пушку 56 калибра, которая была одним из лучших танковых орудий в панцерваффе и слабый двигатель. Обратите внимание на зимний (!) камуфляж весной. Это выглядит крайне странно. Как наши танкисты, не могли его заметить на тёмном фоне? В-четвёртых: почему экипаж танка Найдёнова был не из 5, а из 3 человек? С одной стороны, в танковых войсках стран и антигитлеровской коалиции и стран Оси, проблема некомплекта танковых экипажей стояла особо остро. Но, с другой стороны, не может быть, чтобы для внесерийного Т-34-85 командование не могло собрать полный экипаж из 5 человек. Это довольно странно. Главный недостаток фильма, в том, что создатели решили списать все эти неувязочки для того, чтобы кино можно было интересней смотреть. Смотрится зрелищно, интересно, но нереалистично. Хотя бы Артёма Драбкина прочитали. Он собрал три книги воспоминаний ветеранов-танкистов сражавшихся на тридцатчетвёрках. Рекомендую. Бросается также в глаза, что Карен Георгиевич вдохновлялся романом Мелвилла 'Моби Дик', где главный герой был одержим погоней за китом, как младший лейтенант Найдёнов за танком-призраком. Сюжет фильма тоже к сожалению хромает. Действие переходит от боевых действий к капитуляции Германии, сопровождается разговорами ни о чём. Что касается литературной основы сценария - романа Ильи Бояшёва 'Танкист' - это достаточно сильное произведение, автор которого имеет достаточное представление о тактике танковых подразделений РККА и вермахта, технико-тактические характеристики боевых машин, приказы Ставки и другие интересные вещи. Конечно, понятно что всю книгу в 110 минут экранного времени не вложишь, но в сценарии этого не оказалось. Теперь перейдём к плюсам картины. Во-первых: Война показана без приукрашиваний. Война показана как тяжёлая работа, с кровью, страданиями, обгоревшими трупами и прочими ужасами. Известно что Карен Георгиевич использовал в фильме воспоминания отца, партийного деятеля и фронтовика в прошлом. Да и консультанты явно постарались. Не исключено, что создатели вдохновлялись также и воспоминаниями танкистов собранных Артёмом Драбкиным, за что ему самый низкий поклон. Во-вторых: актёры фильма. Здесь нет каких-то слишком известных актёров, за исключением Владимира Ильина в роли главврача госпиталя, Дмитрия Быковского и Виталия Кищенко. Впечатлил и мехвод Найдёнов. Командующий танковой армией имеет реального прототипа - командующего 1-й гвардейской танковой армией Михаила Ефремовича Катукова. Генерала Смирнова в фильме так и зовут - Михаил Ефремович. В-третьих: идея фильма о том, что война как процесс никогда не заканчивалась и не закончится, потому что такова человеческая природа. Здесь есть некая отсылка к психологам Эриху Фромму и Конраду Лоренцу, которые исследовали природу человеческой агрессии и вопросам происхождения войны. Монолог Гитлера в конце фильма раскрывает суть картины. Он по сути самое сильное место в фильме. Подытожим: 'Белый тигр' - фильм неплохой с одной стороны, но довольно слабый сценарий сводит на нет, сильные стороны картины. Повторюсь, 'Тигры' в 1944 году оставались сильными противниками, но за счёт многих факторов (вооружения, кадров, военной экономики рейха, в конце концов) перестал быть машиной смерти перед которой у наших бойцов был страх. Вообще, миф о неуязвимости тигров был создан в советском кинематографе ещё в 70-ые годы. И к сожалению, он один из самых устойчивых штампов советского и российского военного кино. Но надо признать, что фильм Шахназарова не так уж и плох. Если сравнить его с дилогией Михалкова, напичканной всякой клюквой в которую многие верят и по сей день, то 'Белый тигр' - добротный и качественно сделанный фильм. Не более того. 5 из 10
В наш век скоростного Интернета и такой же жизни нет места недосказанности. Материальное должно существовать в принципе и тот же танк, если его видели, и даже остались следы от гусениц никак не мог исчезнуть с глаз или уехать после десятка попаданий снарядов. В отличие от капитана Миллера, сумевшего 'подбить' Тигра в аналогичной ситуации и положить свою жизнь на алтарь Победы, Найденов промахивается снова и снова. Чудесное спасение от смертельного 90%-го ожога приносит с собой проклятие - обречение на вечное противостояние с врагом - с немцами... китайцами... американцами. .. инопланетянами, превращает его самого в 'Зеленую тридцатьчетверку' с мертвым экипажем. Ему нет дела, до генералов, для которых позорная капитуляция и клубника со сливками - хуже расстрела, и до солдат, для которых Победа ограничивается голодной колонной пленных немцев в Берлине. Ему не грозит раскаяние на пороге каминного Ада с попыткой объяснить свои поступки желанием насадить насильственный Рай. Вся его жизнь - война, вечная погоня за 'Белым Тигром'. Только майору, как и зрителю - человеку из плоти и крови, остается смотреть вслед исчезнувшему в болоте танку и сожалеть что где-то начинается другая Война. В этой истории нет ни плохих, ни хороших. Есть только люди, уставшие от войны, погрязшие в честолюбии и те, которые, все потеряв, без нее жить не могут - они и есть война. 'Белый Тигр' Шахназарова - взгляд на весь этой ужас со стороны, или как скажут геймеры - 'от третьего лица'.
Попытка подойти к данной картине с позиции сознания, воспитанного обществом потребления и знающего только о том, что у него есть права, но упорно забывающего о коррелирующих с правами обязанностях, изначально обречена на провал. Карен Шахназаров не тот режиссер, от которого стоит ожидать поп-корнового блокбастера. И 'Белый тигр' очень непростой фильм, потому что режиссер не предпринимает ни малейшей попытки разжевать свою философию, сделать ее плакатной и простой, и это есть хорошо, поскольку она перестала бы быть философией. Дуэль двух танков, 'Тигра' и 'Т-34-85', и, одновременно, дуэль чего-то большего, нежели просто схватка двух единиц тяжелой боевой техники, существующих в единственном экземпляре. Белый тигр - это миф и реальность: он появляется из пустоты войны и в ней же и исчезает, практически бесследно. Тигр - неуловимый призрак, безжалостный как сама смерть, холоднокровный мясник, методично уничтожающий советские танки, машина, внушающая страх и врагам, и союзникам. Химера есть, и в целях равновесия Вселенная рождает Беллерофонта. Танкист без имени и прошлого, выживший там, где выжить было практически невозможно. Созданный мирозданием фактически с одной целью - уничтожить Белого Тигра и получивший для этого несколько мистических способностей. Хотя здесь стоит задать вопрос - это дарованные ему способности или они всегда есть у человека, просто носитель сам не знает об этих талантах. Ведь идея того, что у машин тоже есть души и личности известна философам и фантастам. Белый тигр мертв, потому что он несет смерть, он создан только для разрушения, только для уничтожения. Он как древний Бог войны, безжалостный и беспощадный, как древнее существо Кинга, получившее от писателя имя 'Оно', и так же, как у Кинга ему противостоит что-то, кажущееся слабым, таким же, как и Черепаха, но на деле Найденов оказывает Тигру достойное сопротивление... Что такое Белый Тигр? Самый совершенный в мире танк? Или аллегория на нацистскую Германию, на саму идею фашизма? Появляющуюся из болота и в болоте же прячущуюся, разбитую, и как выясняется, недобитую? Идею зла из эфемерного становящегося реальным и снова возвращающегося в призрачное состояние? Здесь уже как водится - suum cuique: кто-то философию поймет, проникнется ею и скажет 'Спасибо' Карену Георгиевичу, а кто-то скажет, что кино скучное, неинтересное и затянутое. Ваше право. К сожалению, общество потребителей к самому простому анализу, как правило, оказывается неспособно. С кем, например, говорит в последних кадрах картины Гитлер? Кто его таинственный собеседник с укрытым тенью лицом? Я, как и многие, полагаю, что это сам Мефистофель. И еще, для справочки: Associated Press и Le Figaro в прошлом году опубликовали краткие результаты журналистского расследования. США на настоящий момент продолжают выплачивать пенсии нацистам, эмигрировавшим в них. 'Белый тигр' скрылся в тумане болота, он был ранен, но не был побежден. Как сказал в конце Найденов: 'Пока 'Белый тигр' не уничтожен, война не закончится. Он готов ждать двадцать лет, пятьдесят, сто, но он обязательно появится вновь и нанесет удар'. Тигр зализал свои раны, и снова заурчал его двигатель, залязгали траки гусениц, разбрызгивая засохшую грязь, а башня с бездонным черным оком орудия начала вращаться вокруг своей оси, выискивая новые мишени. Найденов, твой враг вернулся...
Кинематографические деяния Шахназарова с Бородянским пусть и народны по своим установкам, выпукло сюжетны и легки в подаче, всё же не без магистральной сюрности, не без червячка на торте как оплота сущего и парадоксального. При основательном просмотре хоть заковыченно абсурдистского «Города Зеро», хоть подчёркнуто мелодраматичной «Американской дочери» в сравнения напрашивается другой маститый дуэт пророков в своём отечестве – Абдрашитов с Миндадзе. Только они мрачнее будут, в масштабах пророчеств и стилистикой чаще в предупреждениях и предостережениях в духе «оглянитесь люди, а то, как бы чего не вышло». Авторы же «Белого тигра» веселее. Не в плане оптимистичных перспектив, а чисто по духу рассказа, по взгляду на обозримое. Не зря у них и кино есть с названием «Сны» – за себя и за манеру создателей говорящее. Коллажами подсознательного и недосказанностью как попыткой понять бредовое окружающее, в котором что оглядывайся, что не оглядывайся – всё равно выходит так - как выходит. «Белый тигр» - тоже сон, отчасти. Сон о войне дедов и прадедов, но приснившийся внукам и правнукам. Иван Иванович Найдёнов практически сгорел в бою, а потом чудом восстановился, получив с новой кожей новое имя. Да и не столько имя, сколько дежурный ярлык для приличия паспортной формы. С коннотирующей фамилией легко стыкуется утрата прошлого и нежелание к нему возвращаться, мол, если похоронка пришла, то не стоит мёртвому снова в ряды живых. Этакий манкурт с душой. Теперь у него одна миссия в жизни – сжечь демоническую машину танкового подобия, которая в ответе за его вынужденное манкуртство. Теперь у него и Бог свой – танковый, на облаке обитающий и громом о себе возвещающий. Исход войны прописан азбучным легендированным шествием понурых немцев по разрушенному Берлину, импровизационной документальностью хроники с заполнением пакта о капитуляции. Всё кончено, а игра продолжается – в поддавках Жукова, в фанатичности воскресшего танкиста, в растерянности чекиста, в мефистофельском маразме Гитлера. Нет торжества победителей. Нет горечи утративших. Значение происходящего ещё предстоит осознать. А пока всё это месиво выглядит дурной сказкой, переложением Илиады, где есть человеки – дети неразумные и есть боги – на детей взирающие потехи ради и баланса для, беспардонно вмешивающиеся в сражения чудесатыми выкрутасами. То Афродита с поля боя вытянет, то Посейдон болтливого жреца пожрёт. То Арес подсобит белоснежно-призрачным танком, то Зевс смертного воскресит для равности счёта. Смесь мифологии и христианства в гомерическом смехе внезапных апорий. Немецкий фельдмаршал, с наивностью ребёнка, умиляется вкусу клубники со сливками. Французский табак служит минутным успокоением советским бойцам. За благородным прозвищем «Белый тигр» сокрыта бесчеловечная сущность машины убийцы. Отрывочно. Без начала и идеологических подоплёк. Сценарист с режиссёром придумывают нетипичную модель видения Великой Отечественной, которая в нашей культуре, как правило, неотделима от плоти и крови. Вторая Мировая уходит в закономерную абстракцию, как и Первая. Некая война на некой земле, где нет хороших и плохих, где неповоротливые танки значат больше людей, словно речь о футуристической фантастике. Это не попытка бегства от окопной правды, это и не конъюнктура в угоду актуализированной безличности. Это фиксация неизбежного. Бессознательность архетипа доминирует и самое кровавое событие 20-го века становится мифологическим полем в необратимой тенденции забытья, смешиваясь с потоком циничных восприятий. А был ли танк? А была ли война? А были ли фашисты так уж не правы? С каждым умирающим ветераном умирает и память. И никакие хроники, никакие мемуары, никакой многотонный контент мировой культуры не заставит смотреть следующие поколения на битву с фашизмом эмоциональнее очередного сиквела пандоропобного Аватара. Недокино на заданную тему уже вовсю паразитирует гадкой пародийностью («Гитлер капут!»), нелепой фантастичностью («Мы из будущего»), голливудским блокбастеризмом («УС-2»). Это и не приговор в бездушности. Варварская демагогия финального монолога фюрера эффектно обставлена типичным дипломатическим тявканьем в духе современной (в принципе, вневременной) политики двойных стандартов с размытыми физиями молчаливых (соглашательских) собеседников – благодатной почвы для становления неонацизма. Наступит утро, туман рассеется, Белый Тигр вернётся, боги займут своё место в ложах и будут смотреть новую старую историю про людей ненавидящих людей, чтобы смеяться, смеяться, смеяться.
Я посмотрел данный фильм и остался доволен. Во первых, потому что фильм исторический. Техника времён Великой Отечественной войны представленная в нём, выглядят так как и должна. Сцены с участием танков выглядят правдоподобно эффектно. А в некоторых из них, танк сам выступает в роли самостоятельного персонажа. Во вторых, фильм можно сказать высоконравственный. В нём нет пьяных генералов, матюкающихся, брызжущих слюной, и отправляющих солдат на смерть пачками. Нет крови реками льющуюся на зрителей с экрана. После просмотра фильма остаётся чувство благодарности нашим дедам, кто воевал и погибал на тех полях страшной войны, а не недоумения от происходящего в нём. Другое дело, что в фильме есть мистический контекст. Будь то, чудесное исцеление главного героя, или его способность разговаривать с танками. В конце концов, сам виновник всех этих мистификаций, Белый тигр. Машина без экипажа, способная выскочить из ниоткуда, и так же внезапно раствориться. Но разве фашистская Германия не была такой грозной машиной, которую всё же удалось разбить? Думаю о монологе Гитлера, в самом конце, никому объяснять не надо. Настали видно такие времена, когда молодому русскому бритоголовому поколению нужно открыть глаза на некоторые вещи. И видимо не только ему одному.
Если вам, как и мне до просмотра фильма, хочется схватиться за голову хотя бы от его названия, не спешите довериться этому побуждению. “Белый тигр” – не только достойный фильм, но и одна из лучших отечественных кинокартин этого года. Фильмов про Вторую мировую войну у нас много. И много будет всегда. За эту тему хватаются часто, но забывают об осторожности, с которой следует ее рассматривать. Одни лишь ужасные кровавые зрелища и гипертрофированный патриотический пафос не могут вытянуть военный фильм. Таких слишком много. Но в “Белом тигре” есть нечто такое, что позволяет ему выделиться из этого порой однообразного ряда. Центральный персонаж – танкист Иван Найденов. Он не совсем обычный человек: невероятно быстро восстанавливается после тяжелых ожогов и ранений, почти не ест, говорит с танками как с людьми, молится особому “танковому богу”, защищающему его в боях. Против не совсем обычного человека выступает не совсем обычный немецкий танк, полумифический, непобедимый и неуловимый “Белый тигр”. И это противостояние аллегорично. Белый тигр – “дух торжествующего фашизма” (не ручаюсь за точность цитаты), Найденов, отважный и умелый боец, - воплощение русской армии. И в этом контексте особенно страшно и сильно звучит финальный монолог Найденова. Война не кончится, пока я его не сожгу. Он может ждать 20 лет, 50, даже 100. И обязательно выползет. Его надо сжечь. Концовка дико затянута. Монолог Гитлера, будто бы оправдывающий его злодеяния, ужинающий клубничным мороженым и вином немецкий фельдмаршал, только что подписавший акт о капитуляции, марш побежденных фашистов по разгромленным улицам… Все бы ладно, но каждая из этих сцен растянута так смачно, что соль теряется. Зато тут есть отличная актерская игра и музыка Вагнера в качестве саундтрека. Итог: вполне достойно. Не могу сказать, что этот фильм как-то особенно сильно впечатлил меня, но, учитывая, что я готовилась к провалу, он оказался довольно таки хорошим. 7 из 10
По дороге в кинотеатр, у меня всё время в голове крутился культовый роман Германа Мэллвила - 'Моби Дик'. Когда-то я прочитал эту книжку, и она была довольно интересной. Действительно, у 'Белого Тигра' есть немало общего с 'Моби Диком'. Это и мехвод, обесчещенный гибелью родного батальона и одержимый местью, и сам монстр, который хочет сразиться именно с конкретным танкистом.. Правда в этом же кроется главный недостаток фильма - всё внимание режиссёра сконцентрировано именно на противостоянии Найдёнова с призраком. Остальным персонажам уделено недостаточно внимания. Остаётся некое ощущение недосказанности, не раскрытости. Фильм мог быть значительно глубже. В то же время, это единственное, что можно вменить фильму в вину. В остальном, это отличная философская притча, с неожиданным финалом, когда вроде бы ждёшь одной развязки, а вместо этого следует совершенно иной сценарий. Сцены танковых баталий поставлены отлично. Созданию атмосферы способствует и музыка Рихарда Вагнера, и наличие в фильме настоящих моделей танков (Т-34-85, БТ-5, 'Матильда', Т-IV), детально показанная танковая дуэль. Пиротехника - на твёрдую 'пятёрку'. В целом можно сказать следующее. У Карена Шахназарова получился хороший философский фильм, где действие не затмевает сюжет (как это в последнее время часто происходит с фильмами про войну). К сожалению из-за некоторых дыр в сюжете, фильм до шедевра не дотянул. Однако посмотреть его стоит. Очень необычный, свежий взгляд, на казалось бы уже привычные вещи... 7 из 10
После просмотра сложилось непонятное впечатление. Что хотел показать автор? Взрывы и танковые битвы? Даже если так, у автора это получилось скверно. Картина не держит перед собой - отсутствие постоянного саундтрека не нагнетает обстановки битвы, а наоборот, усыпляет. Постоянный шум двигателя, лязг гусениц и звук падающих деревьев в течении всей поездки не придает особой атмосферы. Если рассматривать баталию с точки зрения обывателя, то возникает вопрос: в кого стреляют танки? По кому работает арт. подготовка? Где авиация? Бой поставлен абсолютно неграмотно, опять же, отсутствие постоянной музыки, реплик, только звуки. Автор показывает, что хоть война и проиграна, а немецкий триумф не сломлен. Он просто побит и ждет, ждет своего часа. Из этого складывается впечатление: войну мы выиграли, но дух не сломали, и он готов вырваться на свободу в любой момент. Лично по мне, так это выглядит или как намек кому-то озлобленному, или как угнетение патриотических чувств со стороны автора. Так что смысл мной до конца не понят. Что касается плюсов: шикарная операторская работа. Качество картинки впечатляет. Съемки в утреннее время приносят свой приятный вклад. Любителям громких блокбастеров смотреть не рекомендуется.
Этот фильм не боевик. Это драма. Драма под грохот танков. Драма шепотом. Да, есть какие-то немного странные персонажи, честно говоря и главный-то персонаж не стандартный. Но, скажите честно, кто из ваших хорошо знакомых идеален? В этой-то 'нелубочности' и индивидуальности и заключается жизненность. Второстепенные персонажи добавляют жизни главному герою, которому этой жизни не хватает. Очень красивая природа. Удивительно как удалось так сочно и красиво снять бедные ольховые и берёзовые леса, и, обычно унылые, болота. В этом фильме природа наделена внутренней силой, будто невидимый дух леса и болота наделяет силой неуловимого противника, а природе той все равно кто прав, а кто виноват. Танковый бой показан очень здорово, всего несколько танков, а где-то всего два, а какой накал страстей! Кажется неповоротливые как слоны, танки танцуют точно балерины.
Почитал много отрицательных отзывов и решился оставить свой. Я считаю, что фильм получился великолепный, и вот мои доводы ЗА: 1. Потрясающие костюмы и декорации. Меня бесит когда современные фильмы показывают солдат линейных частей в новой чистенькой форме и в блестящих сапогах. В этом фильме все так как должно быть. 2. Реалистичность танков. Этот факт привел просто в восторг, даже малые детали были учтены, не говоря о том, что дополнительные баки в бою отсоединили. 3. Зрелищность. В фильме много отснято в старых деревнях и хуторах, отлично показана весенняя распутица. Но есть и неточность... Эти деревни и хутора по внешнему виду белорусские, а сюжет разворачивается весной 1945, т.е. это скорее всего Висло-Одесская операция. Тем не менее атмосфера передана очень хорошо. 4. Игра актеров. К игре актеров замечаний практически нет, есть лишь отдельные моменты и некоторые персонажи которые явно переигрывают. 5. Глубокий смысл фильма. Собственно это и есть то, ради чего этот фильм появился. Конечно, у каждого свое видение, но я усмотрел следующие вопросы, которые режиссер затронул. - Война убивает тело и душу в людях как хороших так и плохих. Убивает не только физически, но и духовно, делая людей живыми мертвецами, которым не нужны плотские утехи, вино, они не чувствуют вкус еды (главный герой, которому и хлеба достаточно, и немцы с клубникой в конце фильма). - Мертвым не место среди живых. - Плохие мысли, порождают жестокие идеи, а идеи поглощают без остатка будь то фашизм или жажда мести. - Все возвращается... Начиная смотреть этот фильм, расчехлите мозг.
Борьба за существование стран, народов, цивилизаций с появлением ядерного оружия, компьютерных систем, самонаводящихся ракет, роботизированных боевых комплексов и прочее, прочее, прочее не закончена, а перешла лишь на более высокий технологический уровень. И непонимание Русской цивилизации, Российской государственности, Русского самосознания вызывает у запада страх. И естественное желание избавиться от животного страха приводит к мысли о необходимости уничтожения Русской цивилизации. Но этот же самый животный страх и опыт предыдущих поколений заставляет запад призадуматься, не торопиться с осуществлением своих человеконенавистнических идей. Белый тигр не уничтожен, он лишь отполз на ремонт и ждет, ждет своего шанса, когда Россия вновь будет слаба, когда в руководителях нашей страной вновь окажется бездарный фантазер, дурак, запойный алкоголик, маменькин сынок или маниакальный садист. И тогда вновь у белого тигра появится шанс расправиться с Русской цивилизацией, по примеру предшественников этого белого тигра, которые смели с лица земли сотни великих цивилизаций. Шанс такой может предоставиться, все зависит от нас, каждого в отдельности и всех вместе. 10 из 10
Замечательный военный фильм-аллегория с небольшим фантастическим уклоном. Война подходит к концу, но именно в этот момент начинается настоящая дуэль добра со злом. На полях сражений из клубов дыма внезапно появляется немецкий «Тигр», и прицельным огнем уничтожает один за другим советские танки и, при этом, советским солдатам никак не удается подбить этот «Тигр». После того, как «Тигр» методично уничтожает советские танки, он так же неожиданно исчезает, растворяясь в клубах дыма. Белый «Тигр», явно одушевленная сущность. Кто он или что он? Откуда он взялся? Что его породило? И, главное, как с ним бороться? В то время, как советское командование безрезультатно пытается найти способы уничтожить этот немецкий «Тигр», солдаты спасают обгоревшего танкиста Найденова. Он так сильно обгорел, что уже нет никакой надежды на то что он выживет. Но Найденов не только выживает, но и быстро восстанавливается и, кажется, именно он способен противостоять мистическому «Тигру». Так что же породило двух главных героев картины - «Тигра» и Найденова? Скорее всего сама война. И почему остался живым Иван Найденов, кто или что возродило его к жизни и для чего? Что будет, когда закончится война; исчезнет ли «Белый Тигр»? Если да, то надолго ли? Может быть он снова воскреснет и выйдет на поля сражений, когда начнется новая кровавая война? Но, скорее всего, уже в другом обличье. Но появится ли Найденов? Фильм, который заставляет зрителя задуматься, задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Фильм сделан настолько шикарно, его хочется пересматривать. Моя оценка — безоговорочно 10 из 10
Фильм несколько раз пересматривал но мнение свое публиковать не спешил. У кого что приходит в оценке - как говорится лишь бы не во вред. Но?! Боевые действия в Донецке, Луганске по всей Малороссии и то что происходит с возрождением фашизма в Европе? Можно по всякому оценивать игру актеров, давать свою трактовку историческим событиям. Даже философию приплести к месту или так просто поговорить.3 года спустя и идея фильма очень актуальна! И танки есть и война самая настоящая и сожженные города и деревни... Кому то может мистики не хватает. У любого произведения есть свое предназначение и сила воздействия. Еще Ленин говорил что из всех искусств важнейшим является кино- поэтому этот фильм не для развлечения, его нельзя смотреть жуя попкорн. К сожаленью война давно у порога и не замечать это значит быть слепым. Оценку давать не буду, только советую всем иметь в душе веру в лучшее, как у героев этого фильма.
Пришло время супергероев в российском кино о Великой отечественной войне. Обожженный танкист восстанавливается как росомаха, на что советское командование и врачи реагируют довольно флегматично. Вермахт применяет чит-код и отправляет на восточный фронт танк-альбинос с бесконечными патронами, телепортом и искусственным интеллектом. Вялый экшен между двумя антагонистами родил мышь. Фильм закончился. В послесловии внезапно заговорил головой Гитлер. Суть его речи – основной принцип внешней политики России начала XXI века: Европа – наш вечный враг, у них есть белый танк, не надо расслабляться. В итоге имеем набор символов. Унизительный для русских: самовоспроизводящийся, плодящийся, несгибаемый народ, бросающийся с пистолетом на танк. Почётный для просвещённой Европы: промышленно-развитый, практически непобедимый конгломерат. Убогий сюжет, убогая концепция, убогое кино. Единственный положительный момент лично для меня заключается в следующем. В фильме танкист-экстрасенс рассказывает о том, что подбитые танки попадают в некий свой потусторонний мир и беседуют там о чём-то запредельном. В ответ на это у меня в голове родилась своя концепция конца света. Наряду с «танковым раем» существует место, куда отправляются «души» утилизированных или не подлежащих ремонту машин марок отечественного проиводства. Их там должно накопиться уже довольно внушительное количество, и становиться всё больше. Собираясь вокруг самого первого автомобиля «Fiat-124», своего прототипа, они говорят с ним о вечном и скоротечном, хлопая крышками капота. Согласно теории вероятности, миллион обезьян, беспорядочно ударяя по клавишам печатной машинки в течение достаточно долгого времени, смогут набрать текст «Войны и мира». Аналогично должен наступить момент, когда лязгающие вразнобой крышки капотов захлопнутся одновременно. И когда это событие произойдёт… Вот тут-то и будет сказочке конец.
Эстетически крайне неровное кино, постоянно не равное самому себе. Здесь мастерская операторская работа со стедикамом, который почти никто не использует в российском кино (чаще предпочитает ручную камеру, либо вообще статика), которая может напомнить длинные сложносочиненные планы из фильмов Брайана де Пальмы, например, соседствует с безобразно плохо снятыми батальными сценами, где только первое появление 'Белого тигра' под Вагнера вызывает непроизвольную ухмылку. А сценарий напоминает ворох сцен разной степени продуманности и уместности, которому сильно не хватает очистки от натужного символизма и большей двусмысленности, неопределенности, многомерности, но вместо этого он просто подбрасывает эпизоды, которые вообще не понятно зачем сняты. Сама же Вторая Мировая война давно стала жертвой всевозможных идеологических подтасовок. То гитлеровская армия якобы пыталась очистить Европу от скверны, реализуя скрытые комплексы каждого европейца, то советская армия показывала, что такое истинные ценности гуманизма. Вообще кровавая жестокость войны породила ореол мистического вокруг неё. Вот и материализовались из бездны небытия идеологические противники - Бог и Дьявол военного времени: пресловутый 'белый Тигр' с экипажем не отступающих идейных нацистов, и погибший, но воскресший человек без прошлого, простой русский антифашист Иван, который помнёт ему бока, но не добьёт. Призрак фашизма всё ещё веет над Европой и никакие акты о капитуляции его не истребят. Готовьтесь к сиквелу лет через 100.
Слишком много противоречивых мыслей и желаний попытался втиснуть в 'Белый тигр' Шахназаров. Фильм слеплен за 3 мес. за 11 млн. д. Не было написано сценария, не было военного консультанта. Большинство зрителей до сих пор блуждают в потемках в тупиках шахназаровских мыслей. С одной стороны - философский аллегорический фильм. С другой стороны - фильм о торжестве германского духа, о чем и говорит в сцене допроса немецкий пленный. Полно сцен, показывающих тупость советских командиров и солдат. Один 'Тигр', летающий над болотами и стреляющий пушечными очередями, сжигает половину армии Катукова. В конце длинный пафосный монолог рыжего фюрера, восхваляющий нацизм. Говорящий хорошо прожаренный шашлык из Найденова и рыжего Гитлера я с трудом мог воспринять, хотя сообразил, что 'т34-85' и 'Тигр' - это просто символы добра и зла. Зло в конце концов отступает, но может вернуться. Мне думается, Шахназаров хотел получить 'Оскара' на поприще ставшей привычной обструкции советских времен. Не удалось. И в российском прокате провал. Полная несостоятельность режиссера в военной истории, в правилах ношения наград, репликах, военной технике, просто поражает. Ведь десятки ляпов, которые оправдать мистической составляющей картины нельзя, просто убивают более подготовленного зрителя. 'Т34' - символ добра, но лучший в армии экипаж таковым не назовешь: алкаш-мародер, бабник-сифилитик, больной-зомби. Русская деревня с православной церковью в глубине Польши - нелепость. Там же, в поле Польше, в 1944 г. стоят подбитые танки, якобы, с 1941 г. Как там оказалась 'Матильда' и 'Т4 ланг' уму непостижимо: они появились на полях боя СССР не в 1941 году, а позже. Все долго перечислять, но я согласен полностью с С. Садальским - фильм абсолютно пустой во всех смыслах. Эдакая 'Саллада о болдате'.
Перед тем как написать собственную рецензию я прочел уйму других, как положительных, так и отрицательных. И большая часть отрицательных сводится к нескольким простым тезисам: 'Конец непонятный', 'Фильм не доснят', 'А где смысл?', 'Ничего не понятно', 'Бред какой то' и в том же духе. К сожалению таких мнений большинство. Но всё это лишь от того, что современный зритель привык видеть то, что показывают и ничего более, что ему всё разжёвывают и кладут в рот, всё расставляют по полочкам. А о том, что иногда нужно думать и анализировать зритель забыл, от того и столько негативных мнений. Просто разучились включать мозги, отвыкли. И раз уж многие не увидели смысла в фильме, то в своей рецензии я бы хотел поговорить именно об этом. Белый тигр - это гениальный философско-метафорический фильм о войне. Главный герой (Найдёнов) - это символ русского духа, порождение войны, погибший и воскресший солдат, в каком то роде символ добра, его цель - уничтожить Белого Тигра и бороться со злом. Белый Тигр (мёртвый танк) - это символ немецкого духа, порождение войны, сгусток зла, его цель - уничтожить Найдёнова и сеять хаос, разрушение. Чтобы понять это стоит всего лишь вспомнить, что говорили о Белом Тигре оба пленных немца на допросах. И что говорили о Найдёнове его командир и врачи. Тогда всё встанет на свои места. Ведь диалоги в этом фильме имеют глубокий смысл, ни одного слова не проронили просто так. В этой картине не всё так просто как может показаться на первый взгляд. Тигр это не просто танк, а Найдёнов не просто танкист. Но чтобы понять это, нужно не глупо пялится в экран и ждать когда тебе всё объяснят, а немного подумать самому. В кульминации фильма происходит дуэль добра со злом (сражение около церкви в разрушенной деревне), Найдёнов и Тигр сражаются 1 на 1. После чего сильно раненый, но недобитый Тигр скрывается, уползает зализывать раны... Зло оказалось недобитым, хотя и покалеченным. В заключительной сцене происходит диалог некоего чёрного человека и Гитлера. (Причём происходит он уже после Победы, что наводит на мысль о том, что это была беседа умершего фюрера с Дьяволом на том свете). В ходе этого диалога Гитлер излагает свои мысли о том, что теперь его и Германию обвинят во всех смертных грехах, а ведь он хотел лишь решить две проблемы, которые всегда заботили европейского обывателя: уничтожить евреев, которых всегда все ненавидели и Россию, которую всегда все боялись и презирали. Олицетворением этих жутких идей и войны был Белый Тигр. И смысл фильма в том, что эти идеи, война, это первородное зло, недобиты, не уничтожены (ведь Найдёнов лишь подбил Тигра, но не сжег.) И рано или поздно, как говорил главный герой, через 20 лет, через 50 или 100 лет, они вновь возродятся и всё повторится. Людям нужно добить, убить 'Белого Тигра' в самом себе, чтобы избежать повторения той, самой страшной во всей истории человечества, войны... 10 из 10
Именитый режиссер, сценарий, имеющий литературную основу, история противостояния советского и немецкого танков. Казалось бы, что еще нужно, чтобы провести пару часов за просмотром хорошего кино. Но не все так просто... Во-первых, настораживает уже то, что фильм снят при поддержке популярной on-line игры. Само по себе это не плохо, однако сомнение по поводу глубины сюжета закрадывается. Во-вторых, фильм оказывается не таким зрелищным, как можно предположить. Большую часть времени таинственный 'Тигр' безнаказанно уничтожает советские танки, а наши ищут способ его поймать и победить. Сделано качественно, глаз не режет, но оказывается, что история противостояния не сводится к погоням и перестрелкам. Есть и командование, которое предпочитает растягивать обсуждение тактических вопросов (к подобному затягиванию диалогов склонный и другие герои). Иногда при просмотре возникало желание перемотать слишком затянувшуюся сцену на более интересное место. В-третьих, не до конца мистическая история. Есть танк-призрак, уничтожающий нашу технику. Есть танкист, чудом выживший, для того, чтобы этот танк уничтожить. Но человек этот кажется, настолько сильно травмирован, что потерял не только память, но и эмоции. Возможно, создатели хотели показать, как человека травмировала ужасная война, убила в нем все человеческое, но этот герой не вызывает необходимого сочувствия, иногда он кажется просто уставшим от работы актером с измученным взглядом. Не верится, что он всей душой желает истребить ненавистный танк, он будто делает нечто крайне скучное. Однако самый большой вопрос вызывает финал. Не понятно, чем закончилась основная история, и зачем вообще все это было показано - это касается, эпизода с пленным немецким командованием и, в первую очередь, финальной речи о необходимости войны и ее спасительной миссии. У меня при просмотре появилось чувство, что немецкую агрессию создатели таким образом оправдать попытались, хотя, может, я чего-то не понимаю. 'Белый Тигр', таким образом, относится к тем фильмам, выхода которых ждешь с нетерпением, а потом смотришь и не понимаешь что, а главное, зачем происходит на экране. Вроде и есть определенный смысл, но вот какой...