Спешащий человек: отзывы и рeцензии

jakor
jakor25 мая 2009 в 13:42
Невозможно отстать - обгонять только это возможно

Пьер Ниокс (Ален Делон) работает антикваром, то есть он и его помощник только и делают, что охотятся за теми или иными произведениями искусства, покупают их, внутренне ликуют и начинают охоту. Ни секунды отдыха, каждый момент - движение, ведь остановка в мире Ниокса невозможно и является страшнейшим преступлением перед миром и самим собой... Эдуард Малинаро известен скорее, как комедиограф ('Оскар', 'Замороженный'), но в нагнетении саспенса и передаче романтического образа Делона ему вероятнее всего нет равных, вплоть до того, что эта роль на полном серьезе может претендовать на звание лучшей роли актера. Этот фильм увиденный стал для меня некоторой консистенцией, каким я хочу стать, когда стану взрослым... Разумеется, не стал...Все таки невозможно быть героем Делона. При этом это абсолютно мужской фильм. Попытка пересказать этот фильм кому-либо из моих знакомых девушек всегда встречала одну и ту же реакцию- ярость и разве что не ненависть к главному герою... То ли их не устраивало, что в роли такого мужчины у женщины никогда не может быть основной роли, то ли они пытаясь 'одеть' этот фильм на себя возражали против финала фильма, который с моей точки зрения является самым четкой и последовательной реализацией мифа о романтическом герое и том, как он должен себя вести. 10 из 10

Голубяка
Голубяка10 ноября 2007 в 15:14
Как догнать собственную смерть

Эдуар Молинаро широко известен как постановщик ярких комедий - таких, как 'Оскар' и 'Замороженный' с Луи де Фюнесом, 'Налево от лифта' с Пьером Ришаром, а его дилогия 'Клетка для сумасшедших' с Мишелем Серро - это вообще отдельный разговор. Впрочем, не менее, чем комедии, ему удавались и драмы, и 'Человек, который спешит' - один из ярчайших тому примеров. Я бы рискнул назвать Пьера Ниокса лучшей ролью Алена Делона вообще, если бы не тот эмблемный образ, что он создал в 'Самурае' Мельвилля. Но если выразительности в 'Самурае' Делон добивался минимальными средствами, то здесь он выступает во всём многообразии своего актёрского мастерства. Также Пьер Ниокс - это уже сыгранный ранее в 'Расе господ' Жюльен Дандье, но с исправлением некоторых ошибок и добавлением свежих красок. Своего рода апгрейд уже сыгранной ранее роли, ибо и в 'Расе господ', и в 'Человеке, который спешит' персонаж Алена Делона живёт одной целью, ради которой жертвует всем остальным, включая и самое дорогое. Пьер Ниокс - азартный коллекционер антиквариата, готовый преследовать цель, где бы она ни находилась. Для него не проблема, если нужно выкупить старинный особняк где-то далеко в горах, вырвав завещание из рук умирающего владельца, вызвать для этого личный вертолёт. Также если для приобретения старинных масок требуется незамедлительно вылететь в сомнительную африканскую страну - пожалуйста, никаких проблем. Главной же целью Пьера является старинная Эльтрусская ваза, при виде которой у него буквально замирает сердце. Перед нами, по сути, одержимый чудак, знающий вкус жизни, испробовавший многое из того, что она успела предложить ему в его 40 лет, но не собирающийся останавливаться на достигнутом, поскольку его цель всегда недостижима. Он всё делает на бегу: знакомится с девушкой и женится на ней - тоже. Этот бег по жизни стал его основным стилем, ибо в движении к цели видит он истинный смысл, а не в достижении её. Достигнув чего-либо, он уже теряет всякий интерес. Как хотел он иметь сына, как мечтал о скорейшем рождении его, а когда сын родился, как он бежал по коридору, чтобы скорее увидеть его, а добежав уже до самой двери... остекленели его глаза, вмиг потерял он интерес к существованию ещё одного Ниокса, поскольку эта мечта теперь потеряла для него прежнее очарование, став банальной реальностью. Впрочем, кульминацией фильма станет сцена на аукционе, где Эльтрусская ваза - самая главная мечта Ниокса - будет разыграна. И решающий удар молотка, и фраза 'Продано!' объявят финал не только мечте Ниокса, но и его столь стремительной и по большому счёту бессмысленной жизни. Дышу к данному фильму неровно, поскольку он потряс меня с первого просмотра в 1996-м, потрясает и до сих пор. Действительно очень качественное кино, и лично я не вижу в нём никаких недостатков, поэтому смело ставлю ему наивысшую оценку. 10 из 10

фандорин
фандорин14 января 2017 в 09:32
Безвластный властелин, князь призрачного царства...

Смертельно спешащий Пьер Никос (Ален Делон) стремиться обогнать всех вокруг – партнеров, конкурентов, любовниц – всех! Словно устройство жизни Пьер хочет превзойти неиссякаемой энергией и волей, будто саму смерть возжелал он затмить и победить! Покупая один антикварный товар, стоящий несчетное количество миллионов, он тут же стремиться приобрести другой, забывая о первом. Жизнь для него означает владение, а жить - значит бежать, овладевая. Мчаться без оглядки. Вот Пьер находит древнеримские развалины, прилетает туда на вертолете и лично зарывает их бульдозером. Влюбляется в женщину, невероятно страстно и поразительно упорно борется за нее, а после достижения желаемого переключается на ее сестру. С испепеляющим нетерпением ждет рождение сына, умоляет ускорить роды. И вот после появления ребенка на свет, Никос мчится на машине в больницу через весь город, бежит в предвкушении прекрасного по коридору, готовится открыть дверь (!), но… Слышит плачь ребенка, который тут же перестает его интересовать и переключается на другую цель. Ведь остановиться нельзя. Стоит только сделать это – и ты уже дал слабину перед двумя главным и очень разными конкурентами Пьера – жизнью и смертью. Складывается впечатление, будто тем самым он пытается вывести себя за рамки человеческого мироустройства. Однако, как писал Теодор Драйзер, «сколько не борись со смертью, она все равно тебя победит». По ходу просмотра фильма Никос больше напоминает не сверхчеловека, а умирающего от сильного приступа астмы, который сквозь хрип и кашель, бьется о землю и лихорадочно пытается вдохнуть в себя воздух. Но он этого не понимает и продолжает бежать. Целью его жизни становится невероятно дорогая ваза, ради получения которой он отдает все свои силы. В ходе поразительно продуманного плана он-таки добивается своей цели. «Да славится обладатель несметных богатств! Ты будешь возвеличен в веках!» - написано у Теодора Драйзера. Но эти слова являются обманом. Там же он дополняет: «К славе его примешался тлен от плодов Мертвого моря - разум, неспособный возгореться желанием, насытиться великолепием; сердце, давно уже утомленное житейской многоопытностью; душа, холодная, как месяц в безветренную ночь. Привет тебе, безвластный властелин, князь призрачного царства!» 8 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск11 июля 2012 в 09:29

L`homme pressé est déjà mort - 'Те, кто спешат, уже мертвы' (марокканская пословица) Он не входит – он стремительно врывается. Он не ест – он торопливо глотает. Он не гуляет – он суетливо бегает. Он не живет – он все время движется к новой цели. Для Пьера Ниокса очередной вершиной для покорения может быть все, что угодно. Старинный особняк, возведенный на развалинах древнеримских строений. Красивая женщина, очаровавшая его своим спокойным упорством. Хрупкая этрусская ваза, которую стремятся заполучить крупнейшие музеи мира. Жизнь 40-летнего авантюриста и богача подчинена непрекращающемуся поиску того, что может придать новый импульс его порывистой деятельности. И Ален Делон с удивительным проворством перемещается по экрану, убеждая зрителей в том, что именно в этом непрерывном рывке вперед заключен смысл существования его героя. Среди привычных для него ролей неуловимых гангстеров или несгибаемых полицейских образ импульсивного страстного коллекционера, скупающего раритетные вещи только ради секундного чувства триумфальной победы в азартной игре, столь же непривычен, сколь убедителен. Пьер в исполнении Делона получился взрослым капризным ребенком, топающим ножками и размахивающим ручками, кричащим и требующим себе новую дорогостоящую игрушку, которую он непременно должен получить. Крепко стоящий на пике своей популярности и к моменту выхода фильма в 1977 году уже имеющий за плечами несколько престижных номинаций Ален Делон демонстрирует новые грани таланта, которые были скрыты в ослепительном блеске его предыдущих работ. Но с режиссером Эдуаром Молинаро его творческий путь пересекся всего раз, и для обоих этот опыт стал неожиданным успехом, в том числе – коммерческим. Молинаро известен, пожалуй, в первую очередь как талантливый комедиограф, подаривший миру несколько уморительных комедий с Луи де Фюнесом. И 'Спешащий человек' неуловимо проникнут легкой, почти воздушной иронией, игриво балансирующей на грани между изящным гротеском и намеренной карикатурой, в которых отражены порой действительно смехотворные пороки современного общества. Но фоном для этой тонкой пародии выступают эпохи, ушедшие в далекое прошлое, немыми свидетелями которых стали старинные вазы, нерушимые классические колонны и застывшие в хитрой усмешке золотые маски африканских шаманов. Эта непоколебимая древность манит современного человека своим молчаливым покоем, заставляя его забывать обо всем на свете, проживая свой недолгий век в постоянных перелетах и телефонных переговорах. Поль Моран, автор одноименного романа, на основе которого был снят фильм, с беспощадной и чуть завуалированной прямолинейностью рассуждает о кризисе буржуазного общества, который был столь очевиден для него уже в начале 1940-х годов. Тридцать лет спустя этой намечающийся декаданс не только не утратил своей резкости, но, напротив, стал еще более заметен в обществе покупки, продажи и потребления. И Пьер Ниокс воплощает в себе не только постоянно растущие аппетиты любого представителя такого социума, но и добавляет к этому образу жутковатую уверенность в том, что абсолютно все можно получить, если этого просто захотеть. В какой-то момент своей похожей на вихрь жизни Пьер вспоминает о том, что неплохо бы приличия ради завести жену и ребенка. Новая цель достигается за несколько дней. 'Скоропостижный' брак заключается буквально на коленке, где-то в привокзальном туалете проходит бурная первая брачная ночь, и вскоре любящая супруга с загадочным блеском в глазах сообщает ему, что через девять месяцев в их семье ожидается прибавление. Но девять месяцев – слишком долгий срок для Пьера. Семь месяцев – это то, что нужно. Потому что он так хочет. Потому что это его сын. Такая поистине детская непосредственность в какой-то момент уже перестает забавлять, особенно, когда радостный взгляд летящего в больницу Пьера тускнеет при звуке плача родившегося первенца. Потому что именно в этот момент появляется пугающее понимание скоротечности современной жизни, в которой человек, получая желаемое, сразу теряет интерес к этому, предпочитая не наслаждаться приобретенными благами, а попросту собирая их у себя в большом и светлом углу. В этом механическом процессе человек перестает быть венцом природы, утрачивает ощущение реальности происходящего, теряет связь с близкими ему людьми, забывает о том, что значит жить и дышать полной грудью. Потому что каждый новый вздох предваряет некая новая призрачная и эфемерная цель, погоню за которой может остановить только смерть - внезапная и неумолимая.