Если фильм числится как старая добрая французская комедия - это здорово, но если там еще играет Луи де Фюнес, то фильму гарантирован успех! Персонажи его всегда похожи друг на друга. Это что-то маленькое, резкое, хитрое, скупое, ворчливое, но как это все мило сердцу! Сначала было такой радостью ловить по телепрограммам очередную комедию с Луи де Фюнесом, а теперь, в наше время, когда можно достать всё, качать эти фильмы себе в коллекцию. Ценители творчества этого замечательного французского комика согласятся со мной, что невозможно выделить какой-то один фильм из всех, или какой-либо счесть менее интересным в его фильмографии. Эти фильмы всегда очень насыщенны событиями, непредсказуемы, смешны, поэтому каждому заслуженно можно и даже нужно поставить 10 из 10
Вот бывает порой так, что посмотришь сиквел фильма, и он понравится, а оригинал потом кажется не таким интересным. Нет, «Potiche» Франсуа Озона абсолютно не является сиквелом – скорее он выглядит как «вариация на тему» или «дань уважения», хотя фактически Озон вообще не имел намерения намекать на «Склоку» – его сценарий основывался на другой пьесе. Но параллель есть, хотя даже идея у этих двух картин разная. Луи де Фюнес и Анни Жирардо в «Склоке» совершенно очаровательны: любящие и заботливые супруги, благообразные и добродушные. Луи, конечно, ворчлив и хамоват с теми, с кем считаться не обязательно; но с каждым годом обаяния у него всё прибавлялось, так что к концу жизни ему следовало бы перейти исключительно к ролям «божьих одуванчиков». Что касается Жирардо, то она здесь еще очень красива, несмотря на почтенный возраст – почти пятьдесят. То, что назревает между супругами в ходе расширения фабрики, даже не тянет на негативно окрашенное слово «склока»; скорее уж потешная перебранка и желание Бернадетт зажить, наконец, спокойной деревенской жизнью, о которой она всегда мечтала. Учитывая взаимоотношения супругов, нет никаких сомнений, что они найдут компромисс. Состояние ссоры для обоих так мучительно, что когда наступает пора выборов (а кандидатов всего два – Бернадетт и ее муж), они, официально находясь по разные стороны баррикад, голосуют друг за друга. Ведь в конечном счете, они оба желают, чтобы победила любовь… Комедийная составляющая «Склоки» по большей части связана с трудностями проживания в доме, превращенном в цех по сборке очистительных механизмов. Даже в спальне супругов круглосуточно что-то забивают, варят, пилят – правда, заботливый муж просит своих рабочих делать это потише в ночное время. Однако к зеленым питомцам жены он куда более суров: то зальет их нефтью, то заморозит. После такого ей остается только вступить в партию «зеленых» и баллотироваться в мэры, тем более что эта должность, видимо, не требует особого труда: муж уделяет служебным обязанностям всего пару часов в неделю. Среди достоинств картины еще непременно следует упомянуть операторскую работу Клода Ренуара (человек с такой фамилией просто обязан иметь художественное видение) и музыку Владимира Косма (они с Фюнесом частенько пересекались). При таком раскладе возникает вопрос, что же могло не понравиться. Да ничего. В принципе, «Склока» – представитель золотого фюнесовского фонда, в котором есть все те плюсы, которые есть в других членах этого ряда. Но – опять-таки – я вспоминаю дуэт Катрин Денёв-Жерар Депардье у Озона и думаю, что немного больше юмора могло бы сделать фильм Зиди еще лучше…