2 мая 1994 года. Ясный солнечный день над итальянской Имолой, где проходит очередной этап чемпионата мира «Формула 1». Десятки тысяч зрителей на трибунах и сотни миллионов фанатов за экранами телевизоров наблюдают за розыгрышем «Гран-при Сан-Марино». Обстановка нервная: день назад произошло то, чего не случалось 12 лет, во время квалификации погиб австрийский гонщик Роланд Ратценбергер. Стоящий на первом месте стартового поля Аиртон Сенна прячет под комбинезон австрийский флаг. В этом сезоне ему пока не везёт, но он твердо намерен выиграть, и на подиуме, рядом с бразильским, развернуть знамя в честь погибшего парня. Старт! … Никто во всем мире не знал, что трехкратному чемпиону мира, Аиртону Сенне по прозвищу «Волшебник», оставалось жить меньше десяти минут. Что если бы вас попросили рассказать о великом человеке тем, кто никогда не видел его при жизни? Как бы вы объяснили, почему, по многочисленным опросам, лучшим гонщиком планеты признают не Шумахера или Феттеля? Как так случилось, что бразильцы называют самым знаменитым соотечественником не Роналдо или Пеле? Какой личности футбольная сборная посвящает свою победу на мировом первенстве? Возможно ли, что публичный человек тайно жертвует десятки миллионов долларов на благотворительность? Кто он вообще такой – Аиртон Сенна? Создатели фильма, перемежая воспоминания коллег и друзей Аиртона кадрами кинохроники, ведут нас по этапам его жизненного пути, благо жизнь Сенны проходила под постоянным прицелом телекамер. Вот 1984 год и гениальный прорыв Аиртона с 13-го места на второе в залитом водой Монако, прорыв, после которого 24-х летний Сенна завоёвывает своё первое прозвище - «Человек дождя». Вот 1988 год и светлая-светлая улыбка нового чемпиона мира. Журналисты называют стиль вождения Сенны «волшебным», а Аиртон получает ник, закрепившийся за ним навсегда. 1991 год – Сенна радостно вскидывает руки вверх, только что он стал чемпионом мира в третий раз. Великий бразилец счастлив, ведь столько всего ещё впереди! 1992 год – на «Гран-при Бельгии» Сенна, заметив вдребезги разбившийся автомобиль впереди, останавливает машину и, рискуя жизнью, бежит вытаскивать из обломков коллегу по пелетону… 1994 год. 2 мая. На седьмом круге гонки, на скорости 310 километров в час Аиртон Сенна входит в бетонную стену. И уходит в вечность. Когда смотришь фильм, то не можешь оторваться от глаз Сенны. Такое ощущение, что в них, в его взгляде, дикая, неуемная жажда жизни. Фильм завершается кадрами, на которых Аиртон улыбается. «Ничто не сможет отлучить меня от любви Божией» - фраза из интервью Сенны, цитата из Нового Завета, теперь выбита на его могильной плите. Но ты запоминаешь не похороны и могильную плиту, а эту улыбку. Человек жив, пока жива память о нем. Посмотрите фильм «Сенна». Пусть Аиртон живёт у вас в памяти.
«On a given day, a given circumstance, you think you have a limit. And you then go for this limit and you touch this limit, and you think, 'Okay, this is the limit.' As soon as you touch this limit, something happens and you suddenly can go a little bit further. With your mind power, your determination, your instinct, and the experience as well, you can fly very high.» Азиф Кападиа и Мэниш Пандеу сделали документальный фильм о величайшем гонщике «Формулы-1» и великом человеке Айртоне Сенна. К этой затее многие относились скептически ровно до того момента, как фильм был в первый раз показан на большом экране, чем сразу заслужил место в программе «Sundance», безграничную любовь зрителей и статус образцового документального фильма. Период в 10-то лет (1984-1994 г. г.) умещается в три часа экранного времени. От дебюта в Гран-при Бразилии до последнего старта в Сан Марино. Документальные хроники и монологи тех, кто знал Айртона – вот все, что есть в этом фильме. Но в тоже время он содержит что-то еще, что-то что заставляет в полной мере почувствовать каким особенным был Сенна, как много он значил для всего мира. Каждый интервьюируемый являет собой свидетельство того, что Сенна был в первую очередь человеком с большим сердцем, а уж потом великим спортсменом. Даже вечный его соперник Ален Прост признает, что встречать кого-либо лучше Айртона ему не доводилось. Сенна – это одновременно герой вечный и герой ушедшей уже эпохи. Для него была важна та метафизическая, незримая победа, несвязанная с подиумом и коммерцией. В конце концов «Формула-1» все же стала тем мощным маркетинговым механизмом, каким является в настоящее время. Меры безопасности, которые не смогли тогда уберечь бразильского гонщика, достигли почти 100%-ной защищенности, но что-то ушло. Наверно, ностальгия по тем временам вкупе с масштабом личности Айртона Сенна, спустя десятки лет после его гибели, обеспечивают ему первое место в рейтингах лучших пилотов. Пилот, чей болид так и не преодолел один из поворотов трассы Сан Марино, навсегда остался лучшим. Как резюмировать этот документальный фильм? Достаточно того, что это просто лучший из всех, которые вы когда-либо видели. Кападиа и Пандеу не только идеально сконструировали свою работу с технической точки зрения, но самое главное – они искренне восхищены своим героем. Айртон Сенна для них не просто известное, а что-то очень личное, к чему они относятся бережно и восхищенно. Не пытаясь оказывать давление на зрителя, они просто рассказывают историю… историю, которая возможно заставит вам заплакать. Даже если вы не знаете, кто такой Айртон Сенна и, возможно, имя этого человека не говорит вам совсем ничего, все равно увидеть эту документальную работу стоит. Не только потому, что она очень хороша, но главное потому, что фильм познакомит вам с этим удивительным бразильцем, что был горд и честен, который любил окружающих, занимался благотворительностью и стремился помогать тем, что был обделен судьбой. Человеком с глазами кофейного цвета, который мечтал мчаться быстрее всех. Айртон Сенна повлиял не только на развитие «Формулы-1», он оказал влияние на весь мир, став одним из величайших гуманистов нашего времени. Говорить о нем в прошедшем времени нельзя, это преступно, потому что Сенна все еще здесь, просто он ехал так быстро, что мы потеряли его из вида. «If I ever happen to have an accident that eventually costs me my life, I hope it is in one go. I would not like to be in a wheelchair. I would not like to be in a hospital suffering from whatever injury it was. If I’m going to live, I want to live fully, very intensely, because I am an intense person. It would ruin my life if I had to live partially.»
Кольцевые гонки - это скучно... У многих людей представление о кольцевых гонках на автомобилях ограничивается лишь добрым десятком ребят, которые с визгом носятся по асфальтовой трассе круг за кругом, истирая покрышки, и так до клетчатого флага. Дай бог, будет несколько красивых обгонов или вылетов. Казалось бы, что смотреть на такое однообразие событий - скучно. Но... если копнуть чуть глубже, то можно открыть для себя целый мир, полный сложных механизмов, схем, машин, людей и подковерных интриг. Данный фильм открывает нам дверь в этот мир нараспашку. Он рассказывает о жизни величайшего гонщика в истории Формулы-1. Да, статистика говорит, что Шумахер лучше, но стоит узнать бразильца поближе, и ты сразу понимаешь, почему он должен занимать первое место на старте. Какой мальчишка не мечтал в детстве стать гонщиком? Какой мальчишка не мечтал в детстве стать гонщиком, какой мальчишка не играл в детстве в машинки? Не смотря на первоначальные недовольства родителей, и их неодобрительное отношение к увлечению сына, мальчику все же дают сесть за руль. Двухтактный двигатель, крохотные колесики, руль и трасса, ничего больше. В последствии Айртон отзовется об этом: 'Pure driving, Real racing. That makes me happy'. И если талант и невероятное чутье при управлении техникой дает ему Бог, то своим умом, воспитанием и интеллектом он обязан родителям, подарившим ему дорогу к мечте, осуществив которую, он навсегда вписал себя в историю мирового автоспорта. Сочетание характерных качеств и факторов рождает перед нами личность, которая становится все ярче и ярче в общем пелотоне гонщиков. Картинг, Формула-3, Тоулман, Монако, дождь...Невероятно! MP4-4 И вот после 'карнавальных танцев' на Лотусе перед нами бело-красные болиды МакЛарен под номером 11 и 12, ярко желтый шлем против бело-синего, 15 из 16 гонок сезона! - самый успешный гоночный автомобиль в истории Формулы-1, самая драматичная борьба между товарищами по команде, которые, как ни в каком другом спорте, при всем этом являются самыми главными соперниками. Телетрансляции гонок по телевизору показывали нам лишь круги, а Азиф Кападиа дает возможность лицезреть эту борьбу на другом уровне. Политика и расчетливость против романтики и любви... Imola 1994 И вот вершина под ногами, пик карьеры. Нужно идти вперед! Но, чем выше поднимаешься, чем ярче становишься, тем больше возрастает сила, пытающаяся тебя отправить обратно вниз. Новые компьютерные технологии, которые, казалось бы, должны упростить нам жизнь, приводят к тому, что победа в гонке теперь зависит от таланта гонщика все меньше и меньше. Наступают тяжелые времена, за которыми следует череда из непростых решений. А затем все обрывает 'Черная суббота', забирая из нашего мира гения. И ты, сидя со слезами на глазах, думаешь, что, наверное, это даже хорошо, что он ушел именно так... Документалка со слезами на глазах... Фильм о гонщике и человеке с большой буквы. Фильм, который повествует нам историю жизни чемпиона, настолько настоящего, что даже если он не был бы им на самом деле, его смело можно было бы так окрестить! P.S. Считаю, что данный фильм будет интересен не только любителям автоспорта. Порекомендовал посмотреть его своей Маме. Ей понравилось. 10 из 10
«Человек может умереть благородной или подлой смертью, точно так же, как может прожить благородной или подлой жизнью». Бунш Квроль. Автоспорт. Автобиография. Айртон Сенна. Какая бессмысленная жизнь, какая глупая смерть… За свои 25 лет я ни разу не слышала о таком человеке. Случайно на Кинопоиске по цепочке перепрыгнула на этот документальный фильм и прочитала «Сенна». Мне стало интересно, как проходит жизнь в гоночном спорте. Я бы не сказала, что Сенна прожив 30 с небольшим лет, вовсе не сделал за свою короткую жизнь ни одного благородного поступка. Да, он вкладывал свои выигранные деньги в благотворительную деятельность, в развитие социальной сферы Бразилии, но этого мало. То есть, это менее важно (ну, эт я так считаю; простите меня поклонники и фанаты Айртона Сенны, если что!). Но и не сказала бы, что Айртон прожил подлой жизнью. Хотя, кто знает? Не те ли девушки, которые вертелись возле него? Меня тоже раньше захватывали гоночные машины, гонки, ралли, автоспорт (однако странно то, что я не умею водить не то чтобы машину, а самый элементарный велосипед!) Хотя не понимаю, почему мне нравиться скорость, дрифт, движение и вращение колес, рев двигателя и пыль дорог… Но потом, прочитав особую литературу на тему типа «ценный дар – жизнь», и пересмотрев свои взгляды на опасные виды спорта, я перестала вовлекаться в автоспорт. Айртон Сенна утверждал, что в некие минуты с ним был Бог, что он даровал ему победу! Он был точно уверен в этом? Да не смешите меня! Самоубийство – это грех. Но вы скажете, что он не шел на смерть. А куда же тогда? На небеса что ль? Он что не выдел смертельных аварий в этом виде спорта? Вы уверены, что он перед тем как садиться за руль, не принимал никаких наркотических или психотропных лекарств? Он был в здравом уме, психически здоровым человеком? Конечно, техника была слаба, не выдержала и все таки однажды дала знать о себе. Что ж тут поделаешь, такое бывает. Мол, неисправность машины с играла свою роль. Они будут его помнить. В Библии записаны такие слова в Притчах 22:3: «Предусмотрительный видит бедствие и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются». Но наказывает не Бог, а неопытный [глупый] сам себя за свои ошибки. И еще такие слова – в Притчах 16:25: «Есть путь, который кажется человеку правильным, но в конце его – пути смерти». А вы скажете: «Так всех же нас в конце пути ждет смерть!» Нет, смотря какой путь человек изберет! Так что выбирайте и не ошибитесь. А на счет этого парня, можно сделать вывод, что рядом с Сенной был бог этой системы вещей (не буду говорить кто это, надеюсь вы сами догадаетесь). Но все эти слова вызывают негодование у религиозных людей. Но если все выше изложенное, допустим, возможно, опровергнуть и перечеркнуть, то тот факт, что Сенна не думал о своих родителях и о том, что они будут чувствовать, когда будут стоять возле его гроба на похоронах, утверждает о его, простите, глупости и эгоизме. Я даже не говорю уже о его безнравственной жизни. Хотя все считают сейчас это нормой, порядком вещей, что-то само собой разумеющееся. А его родители? Они пытались воплотить его мечту в реальность и поэтапно обеспечивали ему путь к смерти. Если верить словам Алена Проста, то можно еще даже поспорить, кто был мастером в этом виде спорта. Спасибо, ребята, что постарались помочь увидеть жизнь в автоспорте. Как говорил Айртон Сенна: «это политика». Сомневаюсь, что модераторы или фанаты Сенны дадут мне зеленый свет.
В России гонки Формулы-1 начали транслировать в 90-е годы - время становления и расцвета Михаэля Шумахера, поэтому большинство наших гоночных энтузиастов считает его самым великим гонщиком. И действительно, цифры говорят за него: 7 чемпионских титулов, 91 победа, 68 поулов. Практически все рекорды Формулы-1 принадлежат Шумахеру. Но вот вопрос: делает ли это его величайшим гонщиком? Если вы прагматик, то для вас это очевидно - у кого больше цифры, тот и лучше. Но почему тогда подавляющее большинство прагматичных европейцев (а гонки как вид зародились именно в Европе) считает величайшим Айртона Сенну? Трудно дать на такой вопрос четкий ответ, но Азиф Кападиа очень постарался и сумел это сделать лучше, чем кто-либо. Итак, в чем же феномен Айртона Сенны? Ведь было и есть много быстрых гонщиков, но никто из них так и не удостоился лавров бразильца. Уравнение его величия складывается из нескольких переменных. Скорость. То как он управлял машиной, было феноменально. Лучше всего это видно в начале его карьеры, когда Сенна гонялся на слабых машинах. Ему не дали выиграть Гран-При Монако на безнадежном Toleman'е, но все были поражены его скоростью. После той гонки его стали бояться как огня, а пресса прозвала Волшебником. Даже великий Ален Прост, который и сам по себе гонщик уникальный, с большим трудом мог тягаться с Айртоном. А под дождем Сенна вовсе был неудержим. Таким виртуозным обращением с машиной никто не обладал ни до, ни после него. Упорство. Он не сдавался даже когда всё было откровенно против него. Ален Прост, его главный соперник, был француз. Французом был также тогдашний президент мировой федерации автоспорта - Жан-Мари Балестр. Эти два факта создали Сенне множество проблем в его гоночной карьере, но даже когда с ним играли без всяких правил, он всегда продолжал бороться. У него отбирали заслуженные победы, но он не сдавался. Даже когда у бразильца отобрали гоночную лицензию, он вернулся и доказал всем, что он лучший. Честь. Несмотря на то, что перед ним поклонялись миллионы людей, Сенна всегда оставался скромным человеком. На мой взгляд это самая удивительная его черта. Достаточно взглянуть на сегодняшних пилотов - ни один из них не стоит и мизинца Айртона, но звездная болезнь у большинства - запредельных масштабов. Стоит отметить очень яркий отрывок, где Айртон посреди гонки увидев разбитую машину, остановился рядом, чтобы помочь гонщику выбраться из болида. Можно ли сегодня представить такое? Это одна из главных причин, по которым мне жаль, что таких как Сенна больше нет. Любовь. В Бразилии он и сейчас почитается как святой, что неудивительно - в безумно трудное для страны время он своими победами давал людям повод для радости. Но его любили также далеко за пределами Бразилии, потому что Сенна творил настоящие чудеса на трассе, он сеял в людях веру в простую истину, что всё возможно если никогда не сдаваться. Для того чтобы оценить значимость его фигуры взгляните, что творилось на его похоронах. Правду говорят, что о делах нашей жизни объективно можно судить только после смерти. Скорбь миллионов людей об Айртоне была искренней и нестерпимой. Простой гонщик, даже чрезвычайно быстрый не смог бы обрести такую народную любовь, и в этом заключается величие Сенны. Он вдохновлял людей, давал миллионам болельщиков немножко веры своими подвигами как на трассе, так и вне нее. Он был лишь гонщиком, но для своей страны, а возможно и для всего мира, он сделал больше, чем все политики вместе взятые. Смерть. Как доблестный рыцарь всегда считал за честь погибнуть на поле боя, так и он, величайший гонщик погиб на трассе. Многие говорят, будто именно трагическая смерть во время Гран-При сделала Сенну столь почитаемым. Это конечно же не так - даже если бы он не погиб тогда в 94-м, он всё равно остался бы величайшим гонщиком в истории. Ранняя смерть лишь усилила эффект от его дел. Тем не менее - история не знает сослагательного наклонения. Как бы больно это не было, но Бог забирает к себе лучших из нас - и случилось именно так. Мы навсегда запомним его молодым и непобежденным. Я снимаю шляпу перед стараниями Азифа Кападиа. Отдельное спасибо за последние сцены - наиболее сильные по эмоциональной нагрузке. Фильм хоть и документальный, но захватывает гораздо сильнее любого художественного. На то есть одна простая причина: жизнь гораздо драматичнее даже самого изощренного сценария. Без раздумий 10 из 10
Перед просмотром фильма я не знала буквально ничего об Аэртоне Сенне, кроме того, что он был выдающимся гонщиком. В результате у меня сложился отчетливый образ человека, который навсегда вписал свое имя в историю гонок, запечатлев там себя совсем молодым. Повествование построено таким образом, что зрителю удается познакомиться с разными точками зрения на фигуру Сенны. Очень здорово, что фильм в основном состоит из видеоматериалов с интервью самого Сенны, что позволяет услышать историю из его уст, узнать, как он оценивал те или иные события в его жизни, да и вообще посмотреть на то, как выглядел и как себя вел великий гонщик. В то же время мы узнаем его историю из многих других людей. Высказывания его соперника, Алана Проста, комментаторов, журналистов и людей, которые с ним работали, которые были вовлечены в мир Формулы-1 того времени, позволяют вписать его в контекст борьбы на гоночной трассе и истории гонок в целом. С другой стороны, слова обычных бразильцев о том, каким был Сенна, и что он для них значил, помещают его в национальный и исторический контекст. Он не становится изолированным героем, он живет в реальном мире. На самом деле, фильм немного затянутый, поэтому имеет смысл разделить просмотр на несколько частей: так он получится и более информативным, и в каком-то смысле можно провести больше времени с Аэртоном Сенной. После просмотра фильма у меня сложился такой портрет Сенны: это был человек, бесконечно преданный своему делу и погружающийся в него с головой, это был человек несколько жесткий во время гонки со своими соперниками, особенно когда подозревал их в ущемлении своих прав, но при этом искренний и скромный за пределами трассы. Это был красивый брюнет с влажными темными глазами, способный упрямо идти до конца невзирая на препятствия и невзгоды (что его и погубило), протянуть руку помощи нуждающемуся в ней (как сопернику, пострадавшему во время гонки, так и бедным бразильским детям), щедрый и неудержимый. В общем, он был настоящим героем, насколько об этом можно судить по фильму, не лишенным, разумеется, и своих недостатков.
Сенну я впервые увидел в 2010 году в магазине дисков, уже тогда я хотел его купить, к сожалению я смог это сделать только через 3 года. Если честно до 'Сенны' я почти не смотрел Формулу-1,но я слышал об Айртоне, о том что он трагически погиб в Имоле, но фильм почему-то не решался посмотреть мне казалось что-это скучный 3-х часовой документальный фильм, как же всё-таки приятно иногда ошибаться. Фильм рассказывает нам о бразильском гонщике Айртоне Сенне и о его блистательной карьере в Формуле-1.Создателям фильма удалось невозможное, они сумели поместить всю жизнь такого великого гонщика и замечательного человека в каких-то 3 часа, разумеется кому-то это покажется очень мало, но в этом был весь Айртон, он гнал до предела, вся его жизнь всего лишь одна большая гонка, но именно это и есть главная награда для человека, который всю свою жизнь посветил своей мечте. Я никогда не думал, что документальный фильм, может вызвать во мне чувства, развить любовь к автоспорту и к сожалению осознать чуть ли не в слезах особенно под финальную музыку и финальную фразу 'Это были идеальные гонки...', что таких людей уже больше не делают. Айртон спасибо тебе за всё что ты сделал, спасибо за то что ты показал мне каким нужно быть человеком, как нужно идти к своей мечте и за что надо любить гонки. Лучшие уходят первыми. 10 из 10
Формула 1 любит тех, кто не боится ее. Таким бесстрашным оказался Айртон Сенна. Человек не только с большой Ч но и с буквы С. Приятно было смотреть фильм из-за того что он оказался документальным, ведь если бы картина оказалась художественной, то тогда критики в адрес создателей фильма было бы больше. Ведь кому-то мог не понравиться актерский сотав, режиссерская работа, кто-то сказал бы что болиды оказались ненастоящими. Вместо этого мы увидели документальное кино. Но для меня оно превратилось в увлекательное путешествие Айротнта Сенны. С горестями и счастьем, переживанием и гордостью. Важным плюсом картины было то, что была показана настоящая любовь между Сенной и формулой 1. Они не могли жить друг без друга, как музыка со словами, как Булгаков и Москва. Искренние чувства И дань уважения, вот самая главная опора фильма, именно это, как мне кажется, хотел показать режиссер и он это сделал. Фильм сенна стоит того чтобы его посмотреть и пусть вас не пугает продолжительность картины, поверьте, время пролетит очень быстро, так же как Сенна проходил круг у своей единственной. 8 из 10
Я не могу назвать себя фанатом Формулы 1, да, я иногда ее смотрю, но я не фанат. Я совершенно случайно вспомнила, что мне посоветовали посмотреть этот фильм. И я очень этому рада. У меня столько эмоций, что я даже не знаю с чего начать. Чувство некой несправедливости не вылетает у меня из головы, несправедливости по отношению к этому фильму, несправедливости в том, что большинство тех, кто когда-либо услышат о нем, отложат его для себя на потом или вовсе забудут. Возможно, они даже прочитают рецензию или наши комментарии, просмотрят ролик и забудут. И это неправильно. Я, знаете-ли, тоже не предполагала, что документальный фильм, тем более о спорте может быть так интересен. Но это так, он увлек меня от первой минуты до последней. И это ощущение не зря потраченного времени, эта буря эмоций и слезы на глазах- лучшее, что может дать просмотр фильма. Я даже не знаю другого такого, который можно поставить в один ряд. Да, это не современный супер блокбастер с захватывающим сюжетом, кучей героев и эффектов, но это что-то большее! Что-то большее, чем просто фильм, просто интервью или просто история. Это целая жизнь гениального человека. Я до сих пор поражаюсь работе авторов. От первой минуты до последней- на одном дыхании. Наверное, каждый отметит для себя, что за эти 2.5 часа, этот человек становится тебе ближе, чем любой другой герой фильма. Эта искренняя улыбка, эта страсть, эта гениальность, любовь к своему делу, увлеченность...все это поражает и восхищает одновременно. Мне кажется, что это своего рода 'Герой времени'. Человек, глядя на которого, понимаешь, как важно любить свое дело, как важно идти вперед и не сдаваться, как важно быть мастером в том, что ты любишь. Это достаточно сильная мотивация. Не просто слова и теории, а история! История как пример, как мотивация для абсолютно каждого человека. Глядя на таких людей, просыпается гордость за то, что этот человек жил на нашей планете. Я до сих пор поражаюсь работе авторов. От первой минуты до последней- на одном дыхании. Я слышала о нем еще маленькой, когда родители говорили, что был такой гонщик, который насмерть разбился во время гонки. Но мне очень жаль, что для многих моих ровесников это имя ни о чем не говорит, ведь этот человек действительно И, не смотря на то, что мне было всего 5 лет и я не видела, а может и не помню этих гонок, теперь я знаю точно, что это мой самый любимый гонщик, самый гениальный спортсмен и невероятный человек 10 из 10
Я не могу сказать, что очень хорошо разбираюсь в Формуле 1. В автогонках я новичок и похвастаться огромными знаниями мне трудно. Но этот фильм будет интересен как профессионалу, так и любителю, поскольку в большей части картины рассказывается об Айртоне как о личности, нежели как об одном из самых великих пилотов Ф1. Этот фильм изменил моё представление о королевских гонках. Даже не догадывалась, что в спорте может быть замешено столько политики. Айртон родился в семье богатого землевладельца, из чего многие могут сделать вывод, что именно поэтому он легко пробился в Формулу. Это заблуждение. Самую главную роль здесь сыграли упорство, настойчивость и вера в собственные силы. Нелегкий путь к славе Айртон начал с картинга. *** Айртон пришёл не в самый удачный момент: в это время в гонках на пике популярности был француз Алан Прост. Очевидно, что смышленого и талантливого паренька из Бразилии никто не ждал. Однако первый подиум к Сенне пришёл уже на второй год выступлений. Он выиграл его в дождь в погоду, когда проверяется великий ли ты спортсмен или просто хороший гонщик. Волшебник, как его называли болельщики, творил порой что-то невероятное. Вскоре он выигрывает и свой первый чемпионат. Всё было бы так хорошо, если бы не было так грустно. Французу явно не нравилось, что кто-то начинает претендовать на его титул. Перфекционист по натуре Сенна не хочет ничего уступать. Между ними начинается война. Каждая гонка с их участием подогревается высказываниями друг о друге в прессе. После одного из столкновений у Сены забирают заслуженный титул и оштрафовывают. Тем самым чемпионат выигрывает Прост. Надо сказать, что здесь не обошлось и без явного подсуживания. Федерация была на стороне француза, а Айртона даже никто не захотел выслушать. Надо сказать, что это был не последний случай подобного халатного отношения к разбору моментов. Айртон был Робин Гудом Формулы тех времён. Защищая свою честь, он помогал и другим гонщикам. Он всегда боролся за справедливость. И удача была на его стороне… До определённого момента. Но об этом позднее. А пока Сенна выигрывает титулы, ещё и ещё. Он становится любимцем публики, болельщики его обожают. Особенно на родине, в Бразилии. Тогда страна самбы и футбола считалась не самой социально развитой, но Сенна никогда не забывал, кто он и откуда. Когда другие открещивались, он с гордостью размахивал бразильским флагом. Одной из его мечт было помочь своей стране. Сенна много сделал для детей Бразилии, дав им возможность получить хорошее образование. Понимая, что если он продолжит выступать за Lotus, то у него не будет «роста» и перспектив. Тогда он переходит в McLaren, где выступает и Прост. Они по-прежнему соперники. Только теперь всё ещё в сто раз сложнее, теперь надо доказывать, что именно ты лучший в этой команде. Напряжение возрастает с каждой гонкой. Вскоре Сенна зарабатывает ещё один титул. Казалось бы, о чём можно ещё мечтать? Но для него остаётся, возможно, самый важный в его жизни этап, гран-при Бразилии. И эта мечта осуществляется в 1993 году. В 1994 году он переходит в Williams, где на тот момент самые лучшие машины. Однако ничего хорошего этот переход ему не сулил. Сенна попал в команду в кризис. Что-то непонятное творилось с машинами. Сенна злился: он не привык к такому. Айртон пришёл побеждать, а не сходить в начале каждой гонки. Именно тогда удача и перестала сопровождать Волшебника. Всё это происходит 1 мая 1994 года. За день до этого, во время субботней квалификации, на трассе разбивается Роланд Ратценбергер. Это не первая авария, случившаяся на глазах Сенны, которая закончилась летальным исходом. Он не остался равнодушен. Сенна ещё больше уверяется в том, что надо как можно скорее принимать меры по повышению безопасности на трассах. После этого его не отпускает странное предчувствие. 1 мая Сенна разбивается на трассе в Имоле. Волшебник прекрасно понимал, что играет с огнём. Формула – это не картинг. Здесь всё абсолютно другое. Возможно, он был достаточно прямолинеен в высказываниях, зато никогда никому не пытался насолить. Он просто выбрал свой путь и следовал ему. Очень жаль, что такие великие люди уходят из жизни слишком рано. Этот фильм один из лучших документальных. Интересно было услышать интервью многих людей, знавших Айртона, которые были в то время рядом с ним. Спасибо также за кадры многих его гонок. P.S. 'Nada Me Puede Separar Del Amor De Dios' ('Ничто не отберёт у меня любовь к Богу') 10 из 10
Так случилось, что мой угасший интерес к элитным гонкам, последовавший после 'поворота Тамбурелло', вернулся через случайно попавшийся на глаза документальный фильм - 'Сенна'. Я немогу назвать это повествование Азифа Кападиа о великом пилоте F1 Айртоне Сенне шедевром кинематографа, но он заставил меня рыдать... Это было недавно, это было давно. Свой первый формульный сезон я посмотрел в 92-м. Это был один из первых чемпионатов освещаемых на телевидении в нашей новой 'неряшливой' России через своего многообещающего 'русского голоса F1' - Алексея Попова. Бессонные ночи и переживания доводящие до безумства 12 -летнего пацана невозможно описать словами. Почему? Можно ли равнодушно смотреть на парня в желтом шлеме неистово ведущего свой бело-красный болид в неравный бой с 'компьютерными монстрами Фрэнка', бой за каждый сантиметр плавящегося асфальта. Можно ли безучастно наблюдать за стеной непонимания и политикой произвола, которую проводит зловонная чиновничья система F1? Нет, нет, нет! Я кричал во весь голос - 'Держись чемпион, справедливость восторжествует и ты вернёшься на вершину мира, ведь ты 'Волшебник', тебе нестрашна любая погода, ведь ты 'Человек дождя'!' И, никто не предполагал, что у этой истории другое продолжение... Моцарт и Сальери... 'Прост, совсем не прост'- этот заголовок появился в одной из спортивных газет того времени, описывая очередной триумф француза за счёт своих прагматичных манер достигать результата. Взимоотношения Сенны и Проста, их антагонизм и непримиримое соперничество, а так же боль поражений и радость побед пронизывающая большую часть их профессиональной карьеры вынуждает проводить параллели с великой историей любви и почтения, с одной стороны, ненависти и зависти с другой, величайших композиторов Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери. Очень хочется, чтобы история противостояния 'Волшебника' и 'Профессора' нашла своего Милоша Формана и получила отражение в художественном кино. Айртон Сенна да Силва - великий, бескомпромиссный чемпион, он влюбил в F1 и в свой гений - миллионы!
Формула-1 началась для меня в возрасте 12 лет - на Гран При Бельгии-2001 - началась с убедительнейшей победы Шумахера, и страшной аварии Лючано Бурти - его Prost, с подломленным передним антикрылом вылетел с трассы по прямой в повороте Blanchimont - машина на скорости за 300 воткнулась в отбойник из нескольких рядов старых покрышек - молодой бразилец получил трещину в черепе, контузию и почти месяц в госпитале, получил финал своей очень недолгой карьеры в Ф-1 - но остался жив. Всего семь лет назад было по-другому. В роковой уик-энд в Имоле рядов старых покрышек не было ни в повороте Villeneuve - куда боком на скорости за 320 км/ч в бетонную стену влетел австриец Ратценбергер; ни в роковом повороте Тамбурелло - куда, по невыясненным до сих пор причинам, так и не повернул Williams Сенны, их не было и в помине - отношение к человеческой жизни в глазах функционеров ФИА и менеджмента Формулы-1 оставалось в 60-70ых годах, когда гонщики гибли практически каждый год - расшибаясь о деревья на обочинах старой Спа и Нордшляйфе; сгорая заживо в своих перевернувшихся машинах с пробитыми пластиковыми баками; умирая от травм в душных машинах скорой помощи с деревенскими санитарами в роли врачей - до Ратценбергера и Сенны последней смертью на Гран При была гибель итальянского новичка Риккардо Палетти в объятой пламенем его Osella на старте ГП Канады 1982го года - и чуть раньше, на ГП Бельгии - в квалификации разбился обожаемый миллионами Жиль Вильнев; не считая этих случаев, в 1986ом году на тестах Braabham BT55 разбился Элио де Анджелис - самая низкая в истории Ф-1 машина на тестах в Поль-Рикар вылетела с трассы, перевернулась, загорелась - и итальянский аристократ задохнулся в клубах дыма - но та авария произошла в глухой провинциальной Франции, произошла далеко от видеокамер, прямых эфиров и вездесущих репортеров - и потому осталась в глазах общественности лишь парой абзацев в некрологах. С Сенной все было по-другому - кумир миллионов, икона Бразилии разбился в прямом эфире прямо в гонке - Ф-1 была в глубочайшем шоке, и именно эти события заставили людей шевелится - в итоге приведя уровень безопасности королевских автогонок к тому, что мы имеем сейчас. Но это было скорее предисловие к моей рецензии - пусть короткой, но искренней. Перед режиссером фильма я снимаю шляпу и кланяюсь ему в пояс - это второй фильм о Формуле-1, который я вообще признаю (после классического 'Гран При'), фильм, сделанный с пугающей искренностью и реализмом - огромная заслуга режиссера в том, что ему удалось показать, показать в самой полной мере - что Формула-1, прежде всего, спорт, невероятное противостояние личностей, а не технические упражнения - даже столь искушенного в формульной истории человека, как я, фильм пронял до мозга костей - в некоторых моментах реально наворачивались слезы - настолько мощно передана атмосфера тех событий, настолько ярко понимаешь, каково было тогда тем, кто сейчас смотрит на тебя с экрана... Шедевр, однозначный шедевр - я очень сильно сомневался, что у кого-то получится снять хороший фильм о Сенне - Айртон был настолько неординарной и яркой личностью, что стандартные подходы к этому просто неприемлимы, что, как мне кажется, мои опасения были оправданными; и я очень рад, что у автора все получилось - данную картину могу порекомендовать к просмотру абсолютно всем - фанатики первой формулы будут с наслаждением внимать каждому слову и кадру; далекие от этого люди могут насладиться стопроцентно честными эмоциями и характерами героев - чистая документалистика, никаких приукрас. Суперсезоны Проста и Сенны до сих пор, спустя 20 с лишним лет, бросают в дрожь - это стоит того, чтобы на них посмотреть. 100 из 10, именно сто.
Я не являюсь фанатом Формулы 1, да и гонок в целом, Однако про такого феноменального гонщика, конечно же, слышал. И не раз. Перед нами документальная лента, которая расскажет зрителю историю спортивной карьеры этого замечательного гонщика. Человека с большой буквы. Человека, на которого молилась вся Бразилия – его родная страна. Эта картина, в первую очередь, удивительна тем, что, на мой взгляд, заинтересует даже тех людей, которые далеки от гонок. И, в этом смысле, это точное попадание. Именно такой и должна быть документалка – интересна каждому человеку. В этом фильме здорово всё. Здесь собраны бесконечно интересные документальные съемки с трасс Формулы 1. Даже люди, которые далеко не являются актёрами, высказывают свои мысли настолько чётко и интересно, что диву даёшься. Почти три часа пролетают у экрана незаметно. Зритель словно сам, рядом с Сенной, проходит его карьерный путь от самого начала до пика популярности.
История о неповторимом «Волшебнике» — Айртоне Сенне. Я не поклонник формулы 1 в целом, но я поклонник великих, добрых, отзывчивых людей, к которым я и отношу Айртона Сенну. Люблю автомобили, и в том числе, некоторые болиды. За что? Из-за их невероятных технических возможностей. В данном документальном фильме я более близко смог познакомится с системой гонок, с их проблемами и интересами в спорте и вне него. На удивление съемки такого класса заслуживают самых высоких оценок, т. к. монтажникам приходилось работать много со старым материалом, но на экране мы видим качественную работу без лишнего изъяна. Конечно, в первую очередь я смотрю этот фильм не от того, что б увидеть как быстро и бесстрашно гонщики того времени могли ездить на своих болидах формулы 1, а потому что я вижу уникальную возможность познакомится с лучшим из всех. Кто-то скажет, что лучший гонщик это Шумахер или еще кто-нибудь, но в этом фильме рассказывается о том, почему именно Айртон был №1, и чем он смог заслужить такое звание не только у себя на родине, а во всем мире! После просмотра этого фильма каждый будет под впечатлением, только потому, что все любят нарушать правила, а именно Айртон Сенна был не исключением, чем и мог заслужить этот невероятный интерес публики. Он мог любить то, что многие называют безумием и был прав. Так же речь идет и о его таланте быть нужным своей стране. О его пожертвованиях неблагополучным семьям в Бразилии. Мне кажется, что после просмотра этого фильма, каждый увидит, кем нужно быть для общества в целом, Айртон смог это показать через спорт и благотворительность. Можно много говорить о таких людях, но разве не лучше увидеть их труд в жизни? 10 из 10
С миром Формулы 1 я познакомилась сравнительно недавно. Это было в 2005 году, мне было 10. Как-то раз, проходя мимо комнаты, в которой папа что-то смотрел, мне стало интересно, и я присоединилась к нему. Это было гран-при Бразилии, я досмотрела его до конца и даже определилась с фаворитом. Им стал испанский гонщик Фернандо Алонсо, за которого я болею до сих пор. Следующую гонку я снова сажусь смотреть, а потом еще одну, и чемпионат 2005 года заканчивается… Алонсо – чемпион мира. Я с нетерпением ждала следующего сезона. А потом, как-то раз во время гонки, комментатор упомянул имя Айртона Сенны. Я сразу же спросила у отца, кто это? На что он мне ответил: «Гонщик, который разбился на трассе во время гонки». Спустя некоторое время я стала больше интересоваться жизнью Сенны. Перечитала множество статей, пересмотрела несколько трансляций гонок, несколько фильмов, рассказывающих о его жизни, в том числе и этот, и, конечно же, гран-при Италии 1994 года. Теперь Сенна для меня не просто гонщик, разбившийся на трассе во время гонки. Детство. С самого детства отец Сенны прививал в нем любовь к автоспорту. Поэтому, уже в 4 года Айртон впервые сел на руль карта. А в 13 он участвовал в своих первых соревнованиях, он стартовал первым, несмотря на то, что в списке участников было много более опытных гонщиков. Во время одного из поворотов, кто-то врезался в него сзади, и он сошел. В 1980 году он перебирается в Европу, выступая там под девичьей фамилией матери. В 1982 году он выигрывает европейский и британский чемпионаты Формулы-Форд 2000. В 1983 году участвует в Формуле – 3, в которой безоговорочно выигрывает титул. 1984 год – начало карьеры в Формуле 1. Формула 1. За время участия в гонках Формулы 1, Сенна выступал за 4 команды. Самой первой была команда «Toleman», за болидом этой машины, он дебютировал. Эта команда была небольшой, по сравнению с другими, но, несмотря на это, дебют в Ф1 принес ему 9 место в общем зачете. Следующие три года он выступал в составе команды Lotus. Что принесло ему два четвертых и одно третье место в общем зачете. В 1988 году Сенна оказывается в McLaren, напарником пилота становится Алан Прост. Борьба Сенны и Просто не прекращалась до самого конца его карьеры. По итогам этого сезона, Сенна завоевал первый чемпионский титул. А в 1989 он становится лишь вторым, чемпион – Прост. А потом два чемпионских титула подряд. Алан - единственный пилот, у которого я еще чему-то могу научиться. Опытнейший, превосходный партнер - и опаснейший соперник на любой трассе в любую погоду. Совершенный гонщик, лучший в сегодняшнем цирке. Это величайший вызов и большая честь для меня - соперничать с ним (с) Айртон Сенна Смерть. Гран-при Сан-Марино. 1 мая 1994 года Айртон Сенна участвовал в третьем заезде в лице новой команды, он снова стартовал с поула, но гонка для него так и осталась незаконченной… После аварии, случившийся между Педро Лами и Юрки Ярви Лехто выпустили машину безопасности и до 6 круга включительно гонщики были вынуждены ехать за ней. А на 7 круге Сенна на огромной скорости врезается в бетонную стену… Один известный журнал несколько лет назад провел опрос, дабы узнать самого лучшего гонщика за всю историю Формулы 1. Большинство опрошенных назвали имя Айртона Сенны. Он был назван лучшим и получил прозвище «волшебник». Таким он и был. Поэтому, если у меня спрашивают, кто на твой взгляд лучший гонщик? Я отвечаю Сенна. Ни к одному из гонщиков я не отношусь с таким уважением. Ни одна другая победа Айртона не была столь вызывающе красивой. Нет в этом мире другого человека, который бы мог побеждать в гонках на машине, абсолютно для этого не приспособленной (с) Алан Прост Что же касается фильма, я долго не решалась, стоит ли писать отзыв, но, в конце концов, решила что стоит. Азиф Кападиа замечательный режиссер. Отчасти потому что решился на создание подобной картины, и отчасти, потому что он ее создал. Я бесконечно благодарна ему за этот фильм. Это невероятная картина, позволяющая с головой окунуться в мир формулы 1, а в частности, в мир Айртона Сенны. Великолепное творение Азифа Кападиа заслуживает аплодисментов, поэтому я аплодирую стоя. Очень интересная и безумно трогательная картина. Мир потерял лучшего гонщика, таких как Сенна уже не будет. И, как я уже сказала, Сенна всегда был и останется моим любимым гонщиком, несмотря на то, что он умер за год, до моего рождения. Великий гонщик. Великий человек. 10 из 10
Великолепный документальный фильм, замечательный тем, что он не о главном герое - в данном случае великом гонщике, симпатичном человеке, патриоте своей стране Айртоне Сенне, а об универсальных ценностях, таких как взаимоотношение с Богом. Как вера помогала герою чувствовать свою бессмертность, несокрушимость, храбрость, уверенность, быть лихим на трассе, не бояться рисковать, преодолевать несправедливость коррупции в формуле-1, бороться с последней своей машиной Уильямс, лишенной из-за правил всех технических преимуществ, связанных с электроникой. Многое остаётся за кадром этого кино, что интересно: личная жизнь, специфика автогонок, политика, но главное - источник силы гонщика показан во всей его величественной красоте. После просмотра таких лент, понимаешь важность религий для очень многих людей в информационном обществе XXI века.
Сегодня погибло бразильское солнце...(с) - эти слова скажет обычная женщина, которая придет на большое прощание бразильцев с гонщиком по имени Айртон Сенна. Не испытывала никогда любви к документальным фильмам, но по неведомой мне причине я села смотреть этот фильм о человеке имя которого ранее даже не слышала. И гонками никогда не интересовалась. Но я ни капли не жалею о потраченном времени, скорее наоборот, я очень рада, что посмотрела этот фильм. Айртон Сенна прожил к сожалению достаточно короткую жизнь, всего 34 года. Он погиб на трассе во время Гран-при Сан-Марино в 1994 году. Смерть бразильского гонщика заставила задуматься руководство гонок Ф1 и внести ряд изменений (допустимый объем двигателей, трассы, отбойники, краш-тесты и другое). Данный фильм соткан из архивных записей семьи Сенны, а так же интервью с людьми знавшими его лично и конечно же съемок с тренировок и гонок. Казалось бы, что тут может быть интересного, но на самом деле всё это на столько грамотно смонтировано и снято, что невозможно оторвать взгляд от экрана. Создатели не пытаются показать Сенну как очень веселого и позитивного любимчика страны и мира, они стараются максимально показать реального Айртона Сенну. В архивных записях четко видно насколько молодой человек порой задумчив, угрюм и серьезен, но при этом иногда весел, счастливы и добр. Множественные интервью раскрывают его разносторонний характер и серьезный подход к своей деятельности. Главное — оставаться собой и не позволять людям сбивать тебя с пути, менять тебя. А люди хотят именно этого.© Айртон Сенна До просмотра этого фильма я не знала кто такой Айртон Сенна, после просмотра этого фильма я узнала, что это был человек со стальным характером, который очень сильно любил своё дело и свою страну. Он приносил счастье бразильцам, они в ответ его любили и всячески поддерживали. А в мире гонок он по праву может считаться Номером один.
Досмотрел фильм 'Сенна' про знаменитого бразильского автогонщика, трёхкратного чемпиона Ф1, который погиб в 1994-м году. Из фильма создаётся впечатление, что Айртон Сенна был более живым человеком, чем современные пилоты и другие спортсмены, которые в интервью и на пресс-конференциях (особенно в теннисе) произносят из раза в раз одни и те же слова. Повторюсь, это наблюдение я сделал только по фильму, так как время Сенны закончилось до моего осознанного увлечения автогонками. Сердце замирает, когда смотришь кадры записи событий тех дней на автодроме Имола. Сначала показали удар о стену другого бразильца, Рубенса Баррикелло на тренировке. Кстати, были кадры до этой аварии, и могу сказать, что раньше я не видел Рубиньо таким молодым, улыбчивым.. На следующий день в квалификации разбился насмерть Роланд Ратценбергер из незнакомой мне команды Sintec. Было даже не обязательно показывать эти лица в паддоке после этого, сказался мой собственный лёгкий шок. Ну а потом - преследование Шумахером Сенны и его вылет в скоростном повороте после затяжного разгона. Ах, да, на старте той гонки ещё была страшная авария, когда набирающая из задних рядом ход машина врезалась в заглохшую. По мне, так аварии Баррикелло и эта стартовая выглядели просто чудовищно. Обратила на себя внимание дружба Сенны с Роном Деннисом, владельцем команды McLaren и врачом FIA Сидом Уоткинсом. Какое-то тёплое ощущение было от показанного.. Ещё мне понравилось изложение истории Сенны одним из двух рассказчиков - Ричардом Уильямсом. То, какие слова он говорил, и какие интонации выбирал, мне было очень близко. Благодаря чему я удерживался у экрана при просмотре двух третей фильма (на последней трети события развивались уже драматически, шокирующе). Мне не хотелось давать объективную оценку этому фильму, и здесь я не стал писать о многом другом, что было в нём показано. Без комментариев. 6 из 10
Я из тех, кто с ума сходил от просмотра этапов 'Формулы 1' в середине 90-х. И мое мнение, конечно, притянуто за уши. Но этот фильм стоит просмотреть каждому, кто хоть немного желает узнать о гонщиках, о жажде скорости, о стремлению к победе, о добром сердце и чести. Практически сразу начал болеть за Сенну: переживал, когда его машина ломалась, не выносил Алана Проста, скрежетал зубами, когда у 'Вильямса' появилась новая мощная машина. Потому что Сенна был просто великолепным гонщиком, даже когда казалось, что уже ничего не выйдет - он боролся. Он не сдавался, выезжал из боксов и гнал. Гнал не нагло, как Мэнселл, не классически, как Алези, он ехал с присущей ему грацией и уверенностью. Так как умел только он. И я помню тот ужасный заезд, когда его вынесло в повороте, я даже, кажется, вопил на всю квартиру 'Остановите гонку! Там Сенна!'. А потом, гораздо позже, в новостях сказали, что он погиб. Я не прекратил смотреть 'Формулу' после его гибели, но той страсти гонки, которая была с ним больше не стало. Стало скучно: Хилл, Шумахер, в кои-то веки Хаккинен, прочие хорошие и отличные гонщики... Но не Сенна. Любой, кто посмотрел бы заезд Сенны под дождем, сказал бы: 'Волшебник'. Волшебником он и остался навсегда. Фильм открыл те грани Айртона Сенны, которые до сих пор я не знал. Видимо даже интуитивно людей тянет в первую очередь к хорошим людям, раз даже не зная о его широкой душе я заочно, с первых минут гонки выбрал его навсегда в качестве кумира. Данное кино раскрыло глаза на нутро самих гонок, стало немножко противно и мерзко. Сцены встреч с руководителями федерации вызывают желание плюнуть им в лицо, а живой Ален Прост, комментирующий весь фильм, заставляет остро чувствовать нехватку Сенны. Но старые съемки живого 'Волшебника', обратная сторона его жизни, семья и друзья, его неоценимый вклад в свою родную страну. Я просто восхищен, что такие люди бывают на нашей планете. Спасибо, Сенна, что ты был!
Хочу начать с того, что я родилась в 1994 году и, к сожалению, мне не довелось жить с ним в одно время, наблюдать за его блистательным выступлением в Формуле-1 и болеть за него. Но этот фильм помог мне узнать, понять и полюбить Волшебника. Я смотрю Формулу-1 с 2006 года и конечно знала, кто такой Сенна и как трагически он погиб, читала различные материалы, видела некоторые гонки, в том числе и Имолу 1994... Но посмотреть этот фильм решилась только сейчас, спустя 19 лет после его гибели...И не капли не пожалела!Фильм тронул меня до глубины души - вторую половину я плакала не переставая. Было очень интересно послушать людей, которые его знали, послушать самого Айртона, увидеть минуты его триумфа и почтить память этого Великого человека! Не хочу обсуждать отношения Сенны с Простом - слишком там все запутанно, но очевидно одно - они невероятно уважали друг друга! То, что мне помог понять этот фильм - таких гонщиков больше нет!Для него гонки не были хобби, работой или увлечением - они для него были жизнью!И жизнь его оборвалась с гонкой...Его гибель - это огромная трагедия, но невольно задумываешься, что он ведь так и ушел Первым, лидером гонки. Он ушел Победителем, но слишком рано...Этот Черный уикенд будут помнить всегда и все, кто любит Формулу-1. Айртона Сенну будут помнить, как Волшебника, Человека дождя, Великого чемпиона и человека! Всем, кто хочет 'прикоснуться' к этому Велекому бразильцу, советую обязательно посмотреть этот фильм!Он на многое открывает глаза и открывает душу, впуская туда Айртона Сенну навсегда! Покойся с миром, Айртон Сенна! 10 из 10