После распада Советского Союза центральная власть в России ослабла. Постсоветское пространство наводнила волна организованной преступности. Государство, погрязшее в экономических и социальных проблемах, было не в состоянии адекватно ответить растущему рекордными темпами криминалу. Почувствовавшие свободу и безнаказанность молодые любители лёгкой наживы стали сколачивать дерзкие банды, а прежде скованные страхом преступники-одиночки выползли из тёмных закоулков, чтобы творить свои грязные дела… Достаточно известный документальный проект Дэвида Гамбурга «Криминальная Россия» отправляет нас назад в дикие послеперестроечные времена. Фильм посвящен извечной борьбе правоохранительных органов с преступностью. Созданный в середине 90-х, за многие годы своего существования, он вобрал в себя самые резонансные и уникальные уголовные дела, начиная с конца советских 80-х и кончая нашими днями. Криминальные разборки, неуловимые банды, грандиозные аферы, необычные преступники, печально известные маньяки-убийцы – фильм предлагает полный набор криминала, которым так богата современная Россия. Повествование ведётся в форме оперативной разработки от момента совершения преступления до его полного раскрытия. Анализ фактов и улик, допрос свидетелей, построение версий, разработка и реализация мероприятий по поимке преступников – в таком духе проходит каждая 25-минутная серия. Документальные съёмки на месте реальных событий и показания его участников чередуются с грамотными художественными постановками. Особенность сериала в том, что авторы противопоставляют оперативников и преступников, рассматривая первых исключительно как героев, а последних – сугубо как моральных уродов и подонков без всяких «но». Действительно, сериал показывает, что милиция – это не только «менты» и «оборотни в погонах», но и талантливые оперативники, которые способны проявлять исключительную смекалку и упорство в раскрытии преступлений. Несмотря на популярную для документальных фильмов тему, «Криминальная Россия» выгодно отличается от большинства подобных проектов, которых в избытке сейчас на российском ТВ. Прежде всего, благодаря своей бескомпромиссности и честности в освещении преступного мира и натуралистичной манерой показа преступлений. Да, «Криминальная Россия» - это по большому счёту негатив. После просмотра некоторых эпизодов данного сериала (особенно жестких ранних серий из свободных 90-х) большинство триллеров кажутся детским лепетом. К тому же незабываемая музыка вместе с бледными тонами в цветовой гамме картинки создают угнетающую мрачную атмосферу, которая наделяет саспенсом каждую даже не очень кровавую серию. Но с другой стороны, расследование преступлений и оперативная работа в фильме показаны очень увлекательно, а уникальные уголовные дела по-настоящему интригуют. А из некоторых серий фильма можно почерпнуть исключительно полезную информацию о том как действуют матёрые преступники, которая впоследствии может помочь избежать крупных неприятностей, а то и спасти вам жизнь. Наконец, посыл проекта Гамбурга достаточно позитивный: каждое преступление должно быть раскрыто и каждый преступник должен понести суровое наказание за свои деяния.
Я люблю смотреть эту передачу, так как это действительно увлекает и показывает насколько люди могут быть животными. Я имею ввиду маньяков. Почему я решил посмотреть? Я ведь же никогда не мечтал стать работником правоохранительных органов, не детективом, вообще работать в этой сфере. Мне просто стало интересно узнать о, прости господи, ЧИКАТИЛО. Это совершенно потерявшее всю человечность человекоподобное существо, которое заслуживало тех мучений, которые оно причиняло другим людям. Я прочитал статью в Википедии, но этого было недостаточно. И вот в самом низу я увидел фильмы и передачи, в которых он упоминался. Среди них естественно была 'Криминальная Россия'. Это очень серьёзный проект. Конечно, они там всех тайн следствия не раскрыли и о многом умолчали, но в общих чертах они донесли до нас (телезрителей) то, что наша милиция не бездействует. Там работали действительно профессионалы, коих сейчас дефицит. Например, следователь по делу Ивана Продана. Валерий Ковалёв вроде бы. Он всегда фотографировал, что ему помогало, но в случае с 'Упырём' (кличка Продана) у него случился курьёз. Тот, кто смотрел, тот поймёт. Но речь не о курьёзе, а о самой идее. Гениально же. Ну там и сам маньяк был в какой-то степени простофиля, но следователь сработал чётко. Вернёмся к Андрею Романовичу. Да, он тоже ошибся, когда выходил из леса в листве и с кровью на щеке, но дежуривший на станции это не проглядел и выполнил свою работу. Он его не задержал, так как не было основания для ареста, но написал рапорт, не поленился, что потом помогло следствию, причём очень сильно. Не хочется отдаляться от темы, но Чикатило действительно феноменальное существо. Как можно было совершать такие преступления в течении 10-12 лет? В этой телепередаче есть кое-какой контекст, а именно то, что маленькая ошибка может привести к смертям людей. Откуда у меня появилось такое предположение: в серии про Спесивцева ('Сибирский потрошитель') он официально числился в Орловской психиатрической больнице, а на самом деле он уже как 2 года был в Новокузнецке, поэтому оперативники о нём даже и не вспоминали. Может быть это 'официальная' версия, чтобы не было вопросов к милиции, мол, почему вы допустили, что меньше чем за год он смог совешить лишь 19 доказанных убийств, а вообще подозревается в 82? Может быть. НО! Это уже, наверное, я себе накручиваю, и он действительно числился в той лечебнице, так что здесь стражи порядка ничего поделать не могли. У меня спрашивают, почему я интересуюсь этими маньяками? Да потому что мне нравится смотреть именно сам процесс, как их ловили. Мне очень понравилось про Продана, там и с юморком есть моменты. И интересуюсь я не маньяками, а людьми, которые действительно заслуживают уважения (следователями). Моё отношение к милиции было отрицательными или негативным, это уж как вам угодно. А когда я посмотрел, что там действительно есть профессионалы с большой буквы, то моё отношение резко изменилось. Я не спорю, что есть 'оборотни в погонах', но не стоит обобщать. Давайте возьмём в пример футбол. У нашей сборной нет стабильных результатов, нет звёзд экстра-класса, но есть ребята очень способные и которые могут 'выстрелить' в нужный момент. Их, естественно, не вся команда, но они есть и мы надеемся на хорошие результаты. И даже если будет матч Испания-Россия, то мы будем болеть за наших соотечественников, хоть и их соперники завоевали все главные трофеи на уровне сборных за последнее время. Так давайте же поддерживать нашу полицию также, как и сборную по футболу. Если отношение к полицейским будет лучше и будет не зазорно при всех носить погоны на плечах, то и раскрываемость и другие признаки профессионализма наших правоохранительных органов поднимутся, и тогда наш народ не будет бояться ни Чикатил, ни Муханкиных, ни кого бы то ни было... Я удивляюсь, что сколько бы я не смотрел эту программу и заставку в начале, но меня ужасно пугают кадры убийств или 'экспериментов' (как их называл сам убийца), которые снимал Сливко. Это ужасно. Повешенные пионеры, расчленение их... Ужас. Ну и хотелось бы написать что-нибудь красивое в конце этой рецензии: я не отрицаю выше сказанного про полицию, но будьте бдительны, ведь в каждом человеке дремлет Джек-потрошитель, как хорошо не работала бы полиция... 10 из 10
В суровом и беспощадном, лишенном эмоций и сантиментов УК РФ все-таки присутствует понятие «срок давности преступления». И только человеческая память не способна взять и стереть шокирующие воспоминания о поломанных и отнятых жизнях, особенно если счет идет на десятки, сотни и тысячи. Непревзойденный по силе своего воздействия документальный сериал обозначал более-менее четкие временные рамки, но криминал существовал у нас всегда. Да и как его могло не быть в сталинской стране Гулагии? Об этом стали забывать, но даже институт воров в законе был создан всесильной системой ОГПУ и НКВД как еще один, глубоко внутренний инструмент управления. Развал Союза предоставил небывалые возможности для всеобщей криминализации ошалевшего населения. И если за прошедшее с тех пор время криминальные группировки все же сошли с газетных полос, то выводок советских, а после – российских – маньяков, серийных убийц, каннибалов, некрофилов, патологических извращенцев и прочих ублюдков, на чьей совести сотни зверски замученных жертв, забыть невозможно. Любой зритель, хоть немного знакомый с жанром ужасов, хотя бы раз задумывался о составлении рейтинга таких картин. Жутких фильмов со всеми их смачными, кровавыми и выворачивающими наизнанку подробностями известно немало. Но никакие «Кладбища домашних животных», «Омены», «Изгоняющие дьявола» и «Ночи живых мертвецов» не сравнятся с «Криминальной Россией», ошеломляющей с первых же кадров заставки. Под заупокойные мотивы, сменяющиеся продирающими аккордами, в экран буквально вламываются омоновцы, лишенные по чьей-то милости спокойного дежурства. Мы видим кадры оперативной работы, фотонарезку трупов без намека на цензуру, слышим обреченные крики, сквозь зубы процеженные угрозы, а довершающая увертюру панорама тюремного коридора призвана навсегда лишить каких-либо иллюзий относительно того, какие ужасы могут скрываться в реальной жизни. «Криминальная Россия» стала символом не только своего жанра, но и независимого телевидения в целом. И хоть иногда авторы сериала не забывали предупредить о зашкаливающей жестокости очередного эпизода, но общего морока показанного это нисколько не смягчало. Один лишь детальный, двухсерийный разбор похождений Чикатило гарантировал проекту долгую жизнь, а ведь самый чудовищный маньяк в истории СССР «художествовал» не в одиночестве! От камер режиссерской бригады не скрылся ни один из знаменитых отечественных душегубов. И если до просмотра вы каким-то чудом не слышали о Ряховском, Головкине, Муханкине, Сливко, Спесивцеве и прочих «героях» – сериал легко исправит это упущение. Расследование каждого дела подано в столь мрачной, сколь и захватывающей манере. Доживи до наших дней Клузо с Хичкоком, и они бы наверняка одобрили подачу материала, тем более речь шла о событиях, печальная память о которых не способна покрыться паутиной времени. Кроме того, вряд ли надо напоминать, на какую группу людей обычно охотились выродки с ножами и удавками. Многосерийный пласт проекта был отведен под истории возникновения, развития и распада бандитских сообществ. Цикл о деятельности питерской ОПГ, тольяттинской, казанской, рязанской и курганской с особым вниманием к личности Александра Солоника смотреть увлекательно вне зависимости от количества прожитых лет. Если маньяки в основной массе своей были психопатами, то крепкие ребята в кожанках обычно не жаловались на голову, и тем интереснее наблюдать, как честолюбивые планы оборачивались сотнями преступлений разной степени тяжести, попаданиями на городские кладбища или в колонии для пожизненно-заключенных. В каждом эпизоде фигурировали следователи и оперативники, но основной упор делался именно на тех, кто и делал Россию криминальной. Нередко создатели баловали зрителей прямой речью когда-то бравых ребят, ныне примеривших арестантские робы. Понимания того, почему люди так легко шли на совершение кровавых дел, эти исповеди, естественно, не добавляют, зато картина мрачных событий становится максимально полной. Культ вокруг сериала начал формироваться довольно быстро, и способствовали этому не только сами дела, приправленные ужасающими композициями Игоря Назарука. Закадровый голос Сергея Полянского, его ровный спокойный тембр, по мере накала страстей становящийся все более четким и безукоризненно проникновенным, стал еще одним свидетельством профессионализма авторов. При этом диктору вовсе не обязательно было напрягать связки. Самые страшные вещи вполне можно сказать тихо, на выдохе – и эффект будет по-настоящему замогильным. После переезда на Первый канал в комментаторское кресло пересел Александр Клюквин, и хоть до популярности Полянского не дотянул, но добавил в объемистый список своих ролей озвучки еще одну, в полной мере яркую. В зените своей специфической популярности «Криминальная Россия» не обошла стороной и тему крупных экономических преступлений, особенно громкую аферу с чеченскими авизо. Не затерялись на общем фоне серии, посвященные пробному показу работы органов изнутри. Команда Дэвида Гамбурга явно стремилась оставить как можно меньше белых пятен на черной карте увязшей в преступности страны. Само собой, с определенного момента количество громких дел, использованных для сериала, постепенно пошло на убыль. К счастью, маньяки – не грибы, и после дождей не прорастают. Ближе к своему завершению «Криминальная Россия» переключилась на довольно унылую «бытовуху», потому и зрительский интерес стал закономерно падать. А то, что случилось в жизни уже закрытого проекта после 2010-го года, иначе как агонией и паразитизмом на былой славе не назовешь. К счастью, кому-то из думающих пришла-таки в голову мысль, что выпуск ремейков – бесперспективное занятие, и лучше оставить сериал в его давно завоеванной нише. В чем же секрет такой популярности мрачного, жестокого, нескрываемо «чернушного» фильма? В уважении к истории своей страны, как ни странно. Отказавшись от каких-либо смягчений, ретуширования и приукрашивания, создатели уникального проекта доказали, что настоящая жизнь гораздо страшнее самых смелых кинематографических экспериментов. И главный ужас кроется в осознании того, что вся облитая кровью и устланная сотнями неопознанных тел, это все еще Россия. Наша любимая Россия. Страна, которая, судя по всему, никогда не лишится негативной ауры, окутавшей ее от Калининграда до Чукотки, от Архангельска до Дагестана. Обо всех упомянутых отродьях, как и обо всех «цветах» бандитской эпохи стоило снимать кино. Не для того, чтобы лишний раз пропиарить эту публику, а чтобы в очередной раз скромно понадеяться, что такого кошмара многострадальная матушка-Россия больше не узнает. Надежду никакое зло отнять не в силах.
Этот документальный сериал информативен по части тяжких и громких дел и даёт фору многим кассовым художественным фильмам в жанре Криминал и Ужасы. Несомненно, он представляет интерес для работников правоохранительных органов. Что может вынести обычный человек из массы всей этой грязи? Cквозь годы из всего ревю запала в душу лишь одна история преступника, который мало того, что сформировался в быдло-среде, да ещё над ним бабьё издевалось, травило. Отыгрывалось за свои половые обидки на мальчике-омеге так бесчеловечно и мерзко, что это был тот самый случай, когда при вынесении приговора маньяк был достоин жалости не меньше своих жертв. А ещё есть там одна особая серия. Про то, как искали 4-летнюю девочку и нашли её растерзанное маньяком тельце в подвале на стройке. Фото непостановочное сопровождалось комментариями о том, что она умерла в момент насилования от разрыва сердца. Так растолкуйте мне, верующие христиане, отвергающие карму и переселение душ, если считать, что пути Господа неисповедимы, и она непременно должна была умереть, почему он не послал ей моментальную, чистую смерть? Да, сериал в своей натуралистичности беспощаден к мещанским вкусам, сформировавшимся в период Великой Криминальной революции. Хотя ими же и был вызван к воплощению.