На телеэкраны вышел авторский проект российского журналиста Владимира Владимировича Познера «Тур де Франс». Рецепт проекта прост: люди путешествуют и представляют зрителю то, что видят. Однако изысканных пряностей в этом случае автору не занимать. Проект был создан по аналогии с «Одноэтажной Америкой», где Владимир Познер в компании с Иваном Ургантом колесят по всем штатам США, следуя маршрутам, некогда положенным Ильфом и Петровым. Исходной точкой путешествия, стал, безусловно, Париж. Париж… Город, где родился Владимир Владимирович, где был крещён в Соборе Парижской Богоматери и где прожил часть своей жизни. Перед героями открываются любые двери: великого собора Нотр-Дам де Пари, святая святых Каннского кинофестиваля – кабинета жюри, подвалов Вдовы Клико или старейшего парфюмерного дома Герлен. Они общаются с плеядой выдающихся французских деятелей, с прохожими, заходят в гости к коренным французам и эмигрантам, встречают соотечественников и прочее-прочее. Каждому собеседнику Владимир Познер задаёт ключевой вопрос: «для вас что значит быть французом?» И не важно, кто будет отвечать: рабочий виноградников, потомственный парфюмер Жан-Поль Герлен, друг и владелец музея Эдит Пиаф, эмигрант из Алжира или знаменитый актёр Жан Рено – всё равно. В каждом ответе ты будешь слышать слова любви. Слова любви к своей стране, к своим традициям, к своей культуре. «Искусство жить» — вот та светская идея, витающая над Францией множество лет. В одной из серий, когда путешественники на велосипедах приезжают в Бургундию, родину великолепного, знаменитого и дорогого бургундского вина, их встретил один из собственников лазы. Съёмочная группа проекта «Тур де Франс» была первой, кого пустили на эту территорию. Когда Владимир Владимирович поинтересовался «не собирается ли он впустить сюда французское телевидение? Он ответил резко и решительно: «их пустим в последнюю очередь». Надеюсь, вы теперь понимаете, насколько эксклюзивно это кино, целиком и полностью пропитанное мудростью, корректностью и связями весомой фигуры во всё мире – Владимира Владимировича. Перемешивая всё это с львиной долей истории и искрометным юмором Ивана Урганта, получается фантастический симбиоз приятного и полезного. Понять крылатую фразу о великой культуре вина: «Французское вино лучшее в мире. Бургундское вино – лучшее во Франции», увидеть то самое французское искусство жить, пронестись по фактам истории, о которых знать не знал, влюбиться в французское кино, постичь «французский парадокс» и навечно влюбиться в Прованс – всё это истории «Тур де Франс». Для тех, кому интересна Франция, для тех, кто знаком с поездками этой парочки, для тех, кто, в конце концов, уважает и любит творчество Познера, «Тур де Франс» станет приятным собеседником на долгие вечера. 10 из 10
У меня довольно противоречивое отношение к Франции: я симпатизирую их кинематографу в целом (и очень люблю каких-то отдельных персонажей, вроде Франсуа Озона и Луи Де Фюнеса), я ценю французскую литературу, но не могу назвать себя ее поклонником, а французский футбол и главную сборную этой страны я откровенно не люблю. Таким образом, у меня изначально не было того восторженного ожидания от цикла этих передач, как от турне Познера по любимой моей Италии. Я люблю вдумчивую и неторопливую манеру говорения Познера, его очень интеллигентное и сдержанное обитание в кадре. При этом мне близок и шебутной, пусть и отпускающий порой откровенно пошлые шуточки, Ургант. И этот их творческий союз мне, естественно, тоже близок, потому что есть между ними то, что американцы в игровых видах спорта любят называть 'химией' (какая-то особая связь, интуитивное чутье, умение дополнять друг друга). И вот 'Тур де Франс' (хоть и с нарушением хронологического порядка) стал для меня уже четвертым фильмом-путешествием Познера-Урганта после крутейшей Одноэтажной Америки (2008), солнечной и увлекательной Их Италии (2012) и откровенно слабой Германской головоломки (2013). 'Тур де Франс' дает зрителю все то, чего он и ожидает. Этот фильм-путешествие рисует традиционную в понимании каждого Францию - свободолюбивую страну сыров, вин и архитектурных памятников, люди которой умеют работать, но и умеют жить красиво и легко. Вместе с тем благодаря трепетному отношению Познера к Франции зритель порой попадает в какие-то скромные и интересные местечки, любимые самим вдохновителем этой поездки. Эта какая-то интимность что ли придает дополнительных красок сериям. Личные воспоминания Познера были интересны, хотя иногда и довольно жестоки. Помимо традиционной Франции, Познер и Ургант не стесняются показать и обозначить острые социальные конфликты в стране, сильно страдающей от притока эмигрантов, которые, как правильно, не то чтобы очень уверенно и охотно адаптируются и ассимилируются. Немало внимания уделено и передовым технологиям - космической отрасли, авиации, - которые совершенно (и в этом большая заслуга французов) не ведут к забыванию корней, дивной и славной истории страны и народа. Моя любимая серия в этом цикле - номер 5 (нет, нет, это не про Chanel No. 5, про духи - в другой серии). Здесь главные герои - Канны, Ницца, Сан-Тропе. Примечательна эта серия, конечно, не только рассказом о красивой и богатой жизни миллионеров, но и кинозарисовками. Выставляя оценку, не могу сказать, что поездка Познера и Урганта пленила меня больше всех остальных, но это и не самая слабая передача, конечно. Вероятно, если бы я был безумно влюблен во Францию, то выше оценил бы этот достойный внимания цикл передач. 8 из 10
На этот фильм я «набрела» почти случайно и посмотрела гораздо позже, чем он был выпущен. После ужасных событий в Париже начала января нового 2015 года, смотрится не просто с интересом, но с каким-то оттенком сочувствия и житейского любопытства. Не могу похвастаться, что знаю о Франции много: мигранты из Африки, д’Артаньян, вино, кинематограф… После просмотра чувствую, что как сказал философ «чем больше я знаю, там больше я НЕ знаю». 13 серий фильма, несут массу информации и о стране, и о людях, ее населяющих и населявших когда-то. Например, среди прочего упоминаются нюансы истории второй мировой войны, о которых у нас знают не многие, да и как я поняла, в самой Франции говорить не принято. При этом авторы не дают ответов и не предлагают собственного мнения, а только задают вопросы к размышлению «Что тогда случилось с парижанами и что изменилось за пять лет?» Из не понравившегося, - встречающееся сопоставление увиденного во Франции с увиденным в США. Народы и государства устроены по-разному исторически и имеет ли смысл сравнивать? Тем не менее я бы выделила в фильме несколько отдельных моментов: Сценарий. Места и сюжеты подобраны таким образом, что зритель узнает страну с очень разных точек зрения – виноделие, наука, искусство, религия, образование, море, война, политика, иммиграция, социальные вопросы, сельская и городская жизнь и пр. Удивляет подбор фактов, казалось бы, простых и в то же время не случайных и вполне уместных действий как, например, участие Владимира Познера в кулинарном соревновании. Работа операторов. Прекрасные кадры – виды Парижа, берегов Луары и не только. Мастерство ведущих. Можно как угодно относиться к политическим взглядам Познера, к его работе в советские времена или его религиозным взглядам, но сложно переоценить его опыт как журналиста и телеведущего. Спокойный, разумный рассказ зрелого человека об интересных и симпатичных ему местах, вещах и людях. И о не симпатичных то же. Дуэт с Ургантом получился своеобразным дружеским противопоставлением людей совершенно разных поколений, представлений и направлений на телевидении. Выглядит как путешествие мудрого учителя со своим внуком или учеником, иногда Познер даже отвлекается на озвучивание своих представлений об образе жизни, «может быть через минуту у меня остановится сердце и ничего больше не будет…» 9 из 10
Прекрасное дополнение ко всем остальным многочисленным документальным фильмам о Франции. Что интересно, каждый фильм имеет свою тему, которая рассказывает о той или примечательности, необычности жизни французов. А тема выбирается, исходя из города, в который попадают наши ведущие. Каждая местность чем-то прославилась, с каждым уютным городком возникают ассоциации или воспоминания. Все это мы видим изнутри. По ходу просмотра складывается ощущение, что нет никакой передачи, съемок, интервью...Мы просто путешествуем вместе с Познером и Ургантом. Поэтому замечаем и их настроение, эмоции, знаем их мнение. Спасибо этому фильму, а точнее его создателям, за легкость просмотра, за беззаботное и веселое настроение от посещения самых укромных уголков Франции.
Это мой любимый проект дуэта Позднер-Ургант. Самый жизнерадостный, размеренный, жизнеутверждающий, легкий и интересный из всей серии их творений. Жизненный опыт, образованность и осведомленность практически обо все Владимира Позднера, легкость, юмор и задор Ивана Урганта делают этот проект очень интересным и познавательным, заставляющим полюбить Францию. Авторы начинают свое путешествие с Парижа и открывают зрителю невероятную красоту страны, ее отдаленных уголков, внутреннее богатство ее жителей, их сущность, пытаются ответить на вопрос 'Что значит быть французом?'. Как и во всех аналогичных проектах, Познер и Угрант показывают устройство общества, положительные и отрицательные стороны жизни жителей страны, проблемы миграции, берут интервью у интереснейших людей, складывая из таких кусочков образ невероятно самобытной, с чем-то дружелюбной, в чем-то традиционной богатейшей страны. Для меня фильм создал образ француза, как человека, имеющего возможность наслаждаться жизнью и заниматься традиционным для своей семьи ремеслом, жить в месте, любимом ему, будь то центр Парижа, другого городка или живописная сельская местность. А главное - быть от всего этого невероятно счастливым, бескорыстным, дружелюбным. А еще настоящий француз - истинный эстет во всем: в еде, одежде, искусстве, творчестве. Настоящий француз - человек, твердо знающий что такое 'Art de vivre' ('Искусство жить') - уметь наслаждаться абсолютно всем от еды, работы и увлечений до самой жизни. Конечно, такое счастье доступно не всем французам, но акцент сделан на вековые традиции, которые с радостью поддерживают потомки, с большим желанием занимаются продолжением дел предков (мануфактуры, сыроварение, виноградники, лаванда, парфюмерия и т.д.). Франция открылась мне, как прогрессивная страна во все времена, с огромным духовным, культурным богатством, самобытностью, удивительно красивой природой, тонко чувствующими людьми, находящими точные компромисы, нередко спасающие народы этого государства. 9 из 10
Это передача из цикла путешествия Урганта и Познера по разным странам. На этот раз объектом рассказа стала Франция. Вступительными словами программы были 'В чем тайна Франции для русских?', об этом нам и рассказывает картина. Начну с плюсов, коих здесь не мало. Главным плюсом для меня является то, что создатели сумели показать страну с разных сторон и затронуть как можно больше тем и сфер жизни в Франции. Очень хорошо был передан и неоднократно подчеркнуть колорит государства. Помимо интересных рассказов об известных и не очень достопримечательностей также затрагиваются проблемы, с которыми сталкиваются жители. Так, например, поднимается вопрос миграции, который неоднозначно воспринимается в обществе. Также неотъемлемым плюсом являются ведущие. Ургант как всегда вносит свою лепту легкой наивность и разбавляет серьезность повествования. Но на этот раз, на мой взгляд, его затмевает Владимир Познер. Для Владимира это родная страна, так как он здесь родился. В одной из серий нас даже познакомили с местом, где он родился. Из-за чего его рассказы слушать как никогда интересно, ибо он обладает впечатляющий багажом знаний и по-настоящем восхищается страной. Несколько слов о подготовке. Видно что над проектом хорошо поработали. Было отснято множество интервью с разными людьми из разных отраслей от поваров до солдат. Не скудна программа также на красивые виды, удалось запечатлеть множество красивых творений людей и природы. Из минусов я выделю следующее. Лично мне показалось, что повествование немного монотонное и больше рассчитано на более зрелую и заинтересованную аудиторию. Возможно это зависит от страны, где происходит место действия, но я считаю, что случайному зрителю, особенно молодого возраста будем местами скучновато смотреть передачу. Вердикт: Рекомендую к просмотру тем, кому нравятся передачи из этого цикла путешествий и для тех, кто любит культуру и историю Франции. Если же вы обычный зритель, то смотреть тоже можно, однако местами ваш проект может утомить. 7 из 10
Когда в 2008 году по Первому каналу с успехом прошел документальный проект Владимира Познера «Одноэтажная Америка», у руководства канала возник интерес снять нечто подобное, но уже с другой европейской страной. Так, выбор нового объекта для исследования пал на Францию. И, как оказалось не случайно. Во-первых, Франция – родина Познера, а так же его матери - Жеральдин Люттен. Поэтому и отношение к данной стране у него было бы иным, более трепетным. Во-вторых, 2010 год был объявлен годом России во Франции и Франции в России в рамках взаимного культурного и экономического сотрудничества обеих стран. Неудивительно, что данный проект пришелся бы ко времени и к месту. От серии к серии (а их всего 12), от города к городу (а за время передачи съемочная группа побывала примерно в пятидесяти населенных пунктах) Владимир Познер и Иван Ургант постараются понять народ этой прекрасной страны и ответить на ключевой вопрос проекта: что значит «искусство жить по-французски»? («Art de vivre»). Лично меня поразило то, как живут французы, как они умудряются получать удовольствие вне зависимости от социального положения, или размера их населенного пункта. Что даже к кулинарии и ремеслам они относятся, как к определенным видам искусства. Но, помимо выяснения того, какой сыр вкуснее, а вино лучше, ведущими освещались и не очень приятные темы. Например, к таким темам можно отнести отношение коренных французов к мигрантам из бывших африканских колоний, к цыганам, а так же к режиму Виши. Очень интересно было слышать мнения людей, порой полностью противоположные по этим злободневным вопросам. Не стали Познер и Ургант отходить далеко от темы отношения Франции к России. И уже в самой первой серии мы увидим то, с каким успехом в Париже проходят очередные Русские Сезоны балета, а интервью ведущим дает русский солдат Иностранного легиона. Интересной мне так же показалась серия про потомков русских эмигрантов, а так же интервью с представителями французского кинематографа о русском кинематографе. Однако полностью повторить концепцию предыдущего фильма об Америке, у Познера не получилось. И виной тому стал неудачный выбор третьего участника поездки. Им оказался француз Робен Диме, слабо говорящий на русском языке и не имеющий своей точки зрения на ту, или иную проблему. И если на съемках «Одноэтажной Америки» языкового барьера между американским журналистом Брайаном Каном и российскими ведущими не было (все трое общались на английском языке), то здесь же по-французски могли разговаривать все, кроме Урганта. Поэтому Познеру пришлось еще и стать для Ивана переводчиком (с чем не мог справиться Робен). К счастью для всей съемочной группы (и для зрителей) пребывание француза было недолгим. В целом, «Тур де Франс» оставил о себе приятное впечатление. За счет того, что здесь освящаются разные сферы жизнедеятельности (искусство, социальная политика, кулинария, образование, служба на Военно-морской базе, наука), этот проект позволяет взглянуть на Францию по-новому. На мой взгляд, это достойное продолжение «Одноэтажной Америки». А наряду с другими проектами Познера и Урганта – один из лучших. 10 из 10