Чувствуется, что для своего времени это был зачетный полицейский триллер-детектив. Развитие сюжета, как и сам главный герой в роли Джина Хэкмена, напоминает собаку-ищейку: сначала неторопливо обнюхивает, что необходимо, но когда берет след — тогда держись и поспевай. Вторая половина прям держит в напряжении, выглядит все реалистично и достойно, сцена с разборкой Линкольна — смакота, а погоня «Попая» (хотя в том переводе, что я смотрел, его почему-то называют «Шпинат») за убийцей и вовсе входит во все киноучебники как знаковый киноэпизод. И куда ж без классического голливудского приема — пользуясь жетоном, забрать у проезжего его машину, чтобы потом красиво вдребезги ее ушатать. Атмосфера соблюдена: конец 60-х, вывески повсюду, все грязное, ветхое, замусоренное, наводненное наркотиками и бродягами — мало чем отличается от наших 90-х. Повсюду широкие кадиллаки, линкольны и т. д., как словно если бы по нашим дорогам ездили исключительно Волги. Джин Хэкмен, ИМХО, отыграл здоровски. Его герой — полицейский от и до. Да, он может и любит прибухнуть, затащить какую-нибудь девицу в кровать, но в целом есть только он и преступный мир — никаких более интересов, а посторонние и прохожие не более чем обычная уличная шпана, которую можно и растолкать, и вытащить из поезда по необходимости, и просто не обращать внимания. «Попай» брутален, цепок и как тот бульдог — если уж вцепился, то уже вряд ли отпустит. Но при этом является классическим типажом копа, которого так любили изображать ведущие писатели «крутых» детективов (Чандлер, Хэммет) — они крепкие, неуступчивые (hard-nosed), физически сильные, с развитым чувством нюха, но с большим недостатком в виде отсутствия интеллекта. А в данном случае, учитывая какая крупная рыба может попасть в сети и какая крупная игра затеялась, именно интеллект крайне необходим. Все это вылилось в весьма непредсказуемую, но от этого не самую лучшую концовку. Фильм в свое время получил 5 Оскаров. Оскар за главную роль и Оскар за лучший монтаж — вполне оправданны. С остальными можно поспорить. Но в целом фильм понравился.
Прекрасная история о двух полицейских, пытающихся накрыть поставку наркотиков из Франции в США. Благодаря реалистичному сюжету, блестящей актерской работе дуэта Хэкмен-Шайдер и кинематографически интересной подаче данная картина считается одной из наиболее значимых в жанре полицейского кино, став тем самым несомненным эталоном. Однако первая половина фильма кажется невероятно медленной и в некоторых фрагментах проглядываются явные пробелы, что с лихвой восполняется в заключительной динамичной фазе ленты.
Искренний, честный, простой, но в то же время захватывающий триллер. Прорыв для своего времени, обаяние которого до сих пор приковывает внимание. В чем секрет? А черт его знает! Наверно, огромный талант всех, кто приложил к этой картине руку. Знаете, когда говорят, что классика не устаревает, то это на 100% относится к этому фильму. Свыше 40 лет Фридкин доказывает, что можно снимать отличное кино при скромном бюджете. Блистательная актерская игра, постановка сцен, нагнетаемый саспенс выводят эту картину вперед среди прочих фильмов на подобную тематику. Ну а внимание режиссера к деталям вызывает созерцательный экстаз. Французский связной — законодатель моды, пусть он чуть и запылился на стеллажах Голливуда. Сделан фильм качественно — и это главное. За шарм 70-х, о которых все чаще снимают современное кино, за добротную постановку полицейского триллера/детектива — заслуженное «твердое хорошо». 8 из 10
Детектив из Нью-Йорка Джимми Дойл — хулиган и расист, терроризирующий негров, больше напоминает мелкого воришку, нежели служителя порядка. Он всё время носит дурацкую шляпу с загнутыми полями, достойную украшать голову кретина. Да и прозвище у него — Попай, тоже из разряда незавидных, заимствованное то ли у морячка одноимённого мультсериала, то ли у одного из героев Фолкнера. Однако именно он, Попай, с настойчивостью одержимого идёт по пятам банды наркоторговцев, чьи следы уходят во Францию… Экранизация документального очерка Робина Мура, рассказывающего об изъятии нью-йоркской полицией большой партии героина, прибывшего из Европы, оказалась в американском кино главной сенсацией 1971-го года. Фильм получил 5 «Оскаров» и стал вехой не только для жанра поляра, но и для мейнстрим-кино в целом. Он сделал 32-летнего Уильяма Фридкина главным голливудским триумфатором сезона, стремительно взлетевшим на вершину олимпа, но так же стремительно скатившимся оттуда к середине десятилетия. По сути, его хватило только на 2 фильма (второй — «Экзорцист»), правда, каждый из них наделал столько шума, сколько другие режиссёры, как ни стараются, не могут наделать за всю свою жизнь. Уже в 17 лет Фридкин начал работать на телевидении, где иногда за одну рабочую смену ему приходилось готовить по несколько сюжетов. Сотрудничая с программой новостей, он научился упаковывать разрозненный материал в короткие отрезки времени. За восемь лет напряженной работы на ТВ Фридкин принял участие в производстве более восьми тысяч передач. Затем он ещё 3 года занимался документальным кино. Всё это приучило его к бешеному производственному ритму, что нашло своё косвенное выражение во «Французском связном». Поэтому к 29-ти годам, когда он начал снимать игровое кино, у него уже был 11-летний режиссёрский стаж. И если четыре первых игровых картины оказались проходными, то в пятую Фридкин, вложив весь свой талант и опыт, максимально использовал навыки документалиста. Он снимал на натуре: в дешевых забегаловках для цветных, в вагонах метро, прямо на многолюдных улицах, задействовал в эпизодах реальных людей — нариков, шлюх, копов, барменов… В результате с экрана буквально хлынула не павильонная, а будничная узнаваемая жизнь, что произвело тогда неизгладимое впечатление, как на академиков, так и на рядовых зрителей. Новая эстетика стала ещё и следствием бюджетного дефицита: на выделенные $1,8 млн. можно было снимать только такое — всамделишное кино. Убойному эффекту в немалой степени способствовали резкие повороты сюжета, и как результат, стремительное переключение действия: тишина одним монтажным стыком сменялась грохотом погони. Более того, эффект значительно усиливала наэлектризованная звуковая дорожка, которая доводила до стрессового состояния ещё непривычных к этому зрителей. Ранее кино не умело и не отваживалось так активно и кардинально менять настроение в кадре. И оказалось, что реальная жизнь может нести в себе не меньшее, а даже большее напряжение, нежели сконструированные в павильонах триллеры. Главной натурной площадкой стала не размалёванная выгородка под тёплым калифорнийским солнцем, а дождливый, промозглый Нью-Йорк, за которым в начале 1970-х начала закрепляться слава лучшей американской площадки для съёмок фильмов. Достаточно назвать в подтверждение такие картины как «Полуночный ковбой», «Клют» и «Паника в Нидл-парке», снятые в Большом Яблоке как раз в то время. Документально заснятый Нью-Йорк автоматически избавлял от фальши картонных улиц с домами-декорациями, и, как результат, способствовал стремительному взрослению американского кино и обновлению его эстетики. Кроме того, Фридкин задействовал тут ряд других, ещё не апробированных приёмов. Так, например, в одной из сцен зритель видит двух беседующих полицейских, вдруг камера резко поворачивается, и на экране возникают жертвы автокатастрофы (из-за которых, собственно, и прибыла полиция) но которые, как выясняется, не имеют никакого отношения к происходящему на экране. Отвлекая внимание зрителя с помощью таких вставных «лишних» сцен, Фридкин выстраивал слагаемые принципиально нового изложения сюжета. Но даже на столь непривычном фоне едва ли не главным украшением остаются образцовые погони, на долгие годы определившие эстетику action: ритм, монтаж, внутрикадровое напряжение, сложность трюков… Эти сцены вошли в историю мирового кино на равных правах с такими хрестоматийными аналогами, каковыми принято считать преследования в «Дилижансе» или «Буллите». А погоня Попая за поездом метро до сих пор с переменным успехом цитируется в кино (один из последних её отголосков можно обнаружить во втором «Спайдермене»), при этом надо учесть, что Фридкин, в отличие от сегодняшних постановщиков, не использовал тогда спецэффекты. Кроме того, фильм окончательно избавил представителей правопорядка от присущего им «налёта» романтики. День за днём суровые будни: многочасовые операции по слежке за подозреваемыми, порою с переодеванием в самые нелепые костюмы, даже в Дедов Морозов (привет французскому «Такси»!). Но Фридкин идёт ещё дальше: мы видим на экране не типичных голливудских рыцарей без страха и упрёка, а тех самых ментов с улицы разбитых фонарей, не слишком щепетильных по отношению к букве закона (тут помимо расизма есть и неоправданная жестокость, и коррупция). Не нужно сильно присматриваться, чтобы вообще не увидеть здесь хороших парней, даже Попая можно запросто причислить к бандитам. И хотя в фильме многое определяет захватывающая динамика внешнего действия, по факту у Фридкина получилось кино с двойным дном. За насыщенным событийным рядом скрывается нечто непреднамеренно-опасное: поведение преступников и копов одинаково агрессивно и как бы отчуждено от всех остальных. Оно больше напоминает двустороннее сражение, не всегда поддающееся объяснению с позиций здравого смысла… Появившееся через четыре года продолжение снял уже Джон Франкенхаймер, а сам Фридкин вернулся к своему герою только через 15 лет, поставив для ТВ в 1986-м году сериал «Попай Дойл». Но это было во всех отношениях уже совсем другое кино…
Первая неожиданно принесшая широкую известность нью-йоркскому режиссеру Уильяму Фридкину лента «Французский связной» оказалась горячо встречена восторженными критиками и зрителями, 29-кратно превысив свой бюджет в 1,8 млн долларов в прокате, и удостоившись 5 премий «Оскар», включая «лучший фильм». На самом деле, это очень удивительное явление для малоизвестного режиссера, собравшего команду из таких же почти неизвестных сценаристов, оператора, продюсеров, особенно если учесть, что в 1971 году у этого фильма были сильные конкуренты, такие, как «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика и «Последний киносеанс» Питера Богдановича, ныне не уступившие этому фильму в гордом звании киноклассики. Фильм оказался новой точкой отсчета для последующих картин жанра полицейского триллера, которые заимствовали отсюда многие приемы. Молодой Уильям Фридкин ювелирно выполнил свою работу, взяв за основу реалистичный сюжет о перехвате полицейскими поставки героина из Франции, качественно проработав характеры персонажей, которые словно перешли на экран из реальной жизни шумного Нью-Йорка тех лет (исполнители главных ролей Джин Хэкмен и Рой Шайдер даже перед съемками в течение месяца работали патрульными полицейскими для лучшего вживания в роль). Этот поистине увлекательный фильм, как целостная композиция, грамотно выстроен и проработан до мелочей, затягивая в свою реалистичную атмосферу с сопутствующим напряжением и четкой фокусировкой, которые не дают скучать даже в статичных моментах. Персонажи Джимми «Попай» Дойл и Бадди Руссо, которых живо и достоверно воспроизвели на экране Джин Хэкмен («Оскар» за лучшую мужскую роль) и Рой Шайдер («Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана), словно обошлись без сценарных корректировок, придя уже готовыми из реальной жизни. Главный герой, кстати, имеет прозвище одноименного мультипликационного персонажа — моряка Попая, с которым у Джимми Дойла, на поверку, оказывается много общего. Тот же боевой настрой, несгибаемое стремление довести начатое до конца, и другие характерные особенности. К слову о сценарии — он, основанный на реальном событии, блестяще адаптирован несколькими сценаристами («Оскар за лучший адаптированный сценарий»), которые продемонстрировали детальный подход к делу, отладив сюжетные нюансы и уделив внимание характерам персонажей. Вкрапление в это неторопливое, но живое и увлекательное детективное повествование в виде сцены погони на авто за электричкой, ставшей легендарной, и сейчас смотрится адреналиново, особенно если учесть, что она выполнена без спецэффектов. Начинающий оператор Оуэн Ройзман блестяще передал атмосферу беспокойного и криминального большого города с его грязными улицами, органично дополнив режиссерский замысел качественной съемкой и нужными ракурсами. Увы, Уильям Фридкин, в союзе с оператором Оуэном Ройзманом, продемонстрировал чудеса своей тонкой и ни на кого не похожей естественной режиссуры с безукоризненным монтажом, стремящейся охватить все детали, лишь в двух работах — в этой и последующей экранизации романа Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» (1973). После последней режиссер уже не так блистал, но этими работами он сделал себе имя и они точно не затеряются в истории мирового кино. В двух словах: Атмосферный полицейский триллер 70-х высшего образца. 9 из 10
Двое приятелей — полицейские с отделом по поимке наркотиков, не дают скучать своему нью-йорскому городу. Но однажды Попай случайно втягивается в одно дельце, более крупное чем ранее и вместе со своим другом-напарником будут пытаться дойти до истины. Фильм замечательный! Смотрится на одном дыхании, 5 премий «Оскар» абсолютно заслуженные! Мне нравится тот факт, что киноакадемия отдала приз в категории «Лучший монтаж», ведь специалисты просто качественно все выполнили, показав на все 100% интригу, которая сопровождается чуть ли ни через каждую минуту, показали полностью каждые эмоциональные настроения героев и их тактику по ловле своих «клиентов». Заслуженный «Оскар» для Уильяма Фридкина, который сумел сочетать три жанра в 100%-ом качестве: триллер, криминал, боевик. Эта картина всегда будет интересна зрителям, аудитория просмотра которых через каждое десятилетие меняется!
Лента «Французский связной», режиссера Уильяма Фридкина вышедшая на экран в 1971 году, по праву, считается одной из лучших картин 70ых годов. Интересно, что многие кинокритики, сравнивают ленту «Французский связной» c «Крестным отцом» Копполы. Критики отмечают, что если «Крестный отец», это лучший гангстерский фильм, то «Французский связной», это лучший фильм про полицию. Одно, одно только сравнение в положительных тонах с фильмом Копполы, ко многому обязывает, и здесь нужно отдать должное Фридкину, его картина, действительно является своего рода, этапным фильмом для последующих фильмов про полицию. Здесь мы видим колоритных персонажей, хороший сюжет, эффектные сцены погони. Главную роль в фильме, исполнил Джин Хэкмен, он сыграл американского полицейского Джимми Дойла, по-прозвищу «Папай» (в честь героя мультсериала). Хэкмен блистательно сыграл свою роль («Оскар» за лучшую мужскую роль). Вообще, картина получила целых пять «Оскаров», в том числе, как лучший фильм, а Фридкин получил золотую статуэтку как лучший режиссер. Кроме Хэкмена, особенно стоит выделить Роя Шайдера, исполнившего роль напарника Хэкмена (номинация на «Оскар» как лучшему актеру второго плана). И Фернандо Рейа, исполнившего роль наркоторговца. В фильме очень хорошо (для начала 70ых) показаны сцены погонь на автомобилях. Лента очень динамична, и не даст заскучать даже самому привередливому зрителю. Итог: интересная, и во многом стилеобразующая лента Уильяма Фридкина, недаром получила свои пять «Оскаров». Интересный сюжет, хорошая игра актеров, динамичность повествования, все это делает картину «Французский связной» одним из лучших фильмов в своем жанре. 9 из 10
Иногда смотришь фильм и не понимаешь, за что ему в своё время дали «Оскар». «Французский связной» — не тот случай. Он действительно заслужил все те пять статуэток, которые получил. У него действительно гениальный монтаж и хороший адаптированный сценарий. Он полностью заслуживает звания «Лучший фильм года». Джин Хэкмен блестяще исполняет роль Дойла, сотрудника отдела по незаконному обороту наркотиков по прозвищу Попай. И конечно больше всех награду заслужил режиссёр Уильям Фридкин. Он так всё снял, что обычное локальное расследование превращается чуть ли не в дело важности мирового масштаба. История настолько незаметно притягивает внимание, что даже когда в первые десять минут внезапных перемещений действия между Марселем и Нью-Йорком становится ясно, что это всё проверка на «вшивость», то будет поздно выключать фильм — желание узнать, чем всё закончится и натуральная игра актёров, пересилят какие-либо позывы. Почувствовав свою власть, Уильям Фридкин продолжит играть со зрителем, испытывая его терпение, заставляя почти целый час смотреть как матёрые копы следят за подозреваемыми так, чтобы те их не заметили. Терпение будет вознаграждено эффектом неожиданности, когда французский наркодилер Арнье весьма хитроумным способом уйдёт из-под наблюдения Дойла — этот момент вызывает приступ странной радости. После. события будут настолько стремительно развиваться, что предыдущая неспешность будет забыта. Покушение на Дойла; потрясающая погоня за снайпером, включающая в себя поездку на автомобиле за поездом; находка спрятанной наркоты; захват преступников — слихвой компенсируют томительный первый час. Всё это будет продолжаться вплоть до самого конца, который наступит так неожиданно, что в целом фильм оставляет после себя какую-то незавершённость. А что можно было ещё при таком раскладе ожидать? Это Уильям Фридкин, и к этому надо просто привыкнуть. 8 из 10 Не фильм, а учебник по киноискусству. Обязателен к просмотру всем, кто хочет стать частью кинобизнеса и уметь правильно манипулировать чувствами зрителя.
«Французский связной» Уильяма Фридкина. Без сомнения, один из этапных фильмов в истории кинематографа, давший необходимое направление в демонстрации настоящих полицейских боевиков. В 2005 году фильм был отобран для хранения в Национальном реестре фильмов Соединенных Штатов Америки как являющийся «культурно, исторически или эстетически существенным». Обладатель 5 премий «Оскар» в главных номинациях за лучшие фильм, режиссера, главную мужскую роль, адаптированный сценарий и монтаж (это уже второстепенная номинация). Регалии у фильма много. И вполне, стоит отметить, заслуженно. Но все-таки я окажусь солидарен во мнении о фильме с пользователем под ником Tacito. После просмотра я никак не мог понять, во-первых, по какой причине киноакадемия решилась объявить лучшим фильмом именно «Французского связного». Причин, должно быть, присутствовало немало. По моему мнению, был весьма сильнейший конкурент в виде «Заводного апельсина» Стенли Кубрика. Да и фильмы «Скрипач на крыше», «Последний киносеанс», «Николай и Александра» не стоило сбрасывать со счетов, учитывая какие маститые режиссеры были у этих картин. «Заводной апельсин», кажется, обделили вниманием по причине откровенного насилия в кадре и чересчур неголливудского стиля режиссера фильма. Проще было отдать статуэтку вполне корректному во всех планах боевику с присутствием в нем элементов драмы. Да и Джин Хэкмен сыграл крепкого мужика в отличие от Малкольма Макдауэлла. Во-вторых, у фильма нет крепкого сценария. То, что происходит по сюжету, «вырвано» из рабочих будней следователей, которые на всё готовы ради неослабевающей слежки. Ничего толком неизвестно о главном герое по кличке Попай. Да, коп из него отличный и вполне неуступчивый (меня впечатлил эпизод, когда он с упрямством требовал полного осмотра автомобиля с наркотиками). Но откуда он? Каким был он в прошлом? Почему он стал полицейским? Сюжет также не предусматривает демонстрации плохих парней в требуемом ключе. Честное слово, от таких «наркобаронов» не дождешься изысканных ходов по обману правосудия. Скорее полицейские умудрялись давать им постоянную фору. Встретятся, подымят сигарами, посмеются над плоскими шутками, а потом и разойдутся. Думаю, правде нужно смотреть в глаза. А правда такова, что «Французского связного» снимали, такое ощущение, ради показа той самой погони, которая давно уже стала эталонной для жанра экшн. Не верите? На этом сайте написано 17 рецензий к фильму. И, хоть немножечко, но каждый упомянул о легендарной погоне. Да чего уж там рецензенты, когда сам Говард Хоукс посоветовал Уильяму Фридкину снять хорошую погоню, чтобы второй сделал это лучше, чем кто-либо до него. Конечно, с моей стороны это читается кощунственно, чуть ли не являясь оскорблением в сторону культового фильма. Но всё же. Не шибко сильно переиначив знаменитое выражение, можно написать: говорим «Французский связной» Уильяма Фридкина, подразумеваем знаменитую и эталонную погоню по улицам Нью-Йорка. При всей имеющейся иронии все равно стоит отметить, что некоторые художественные находки вполне могут понравиться внимательным зрителям. Например, эпизод убийства в Марселе. Композиция такова: жертва испуганно смотрит на орудие убийства — орудие убийства смотрит в ответ жертве — далее жертва поднимает глаза на обладателя орудия убийства (убийцу) — убийца дарит ответный взгляд. Следует выстрел. Без лишних слов и движений. Только глаза выдавали энергетику данного эпизода. Моменты со слежкой за преступниками тоже привлекают своими безмолвностью и сосредоточенностью. А промах снайпера, когда он попал в женщину с детской коляской, получился невероятно реалистичным. Вот по отдельным кусочкам, думаю, можно найти сильные плюсы картины. Когда в 1972-м году 36-летнему тогда Уильяму Фридкину вручили премию «Оскар» за режиссуру, вручали ему академики и огромный аванс на будущее с самой премией. Ведь после такого успеха его ждали еще более значимые успехи. И ведь так произошло после «Французского связного», когда из под его режиссерской руки вышел в прокат пугающий до сих пор всех и вся «Изгоняющий дьявола»! Но что потом? А потом как отрезало. По инерции продолжая выпускать свои фильмы, не имевших той же волны популярности, что два главных его хита, режиссер потихоньку начал исчезать с радаров Голливуда. Как можно заметить, не всегда получение «Оскара» может послужить беспрекословным подспорьем для безоблачного будущего, когда кажется, что каждый твой фильм будет иметь колоссальный успех. Тот же Стивен Спилберг до своего первого «Оскара» снял столько значимых для американского кинематографа лент, что можно разглядеть в этих случаях с известными режиссерами некий парадокс. Картина «Французский связной», по моему скромному мнению, отличная и имевшая весьма значимое влияние на последующие фильмы в подобной тематике. В этом сомневаться даже не хочется. Но вот касаемо того, что фильм является чуть ли не шедевральным и эпохальным… В этом я уже своего согласия показывать не стану. Ведь убери Джина Хэкмена и автомобильную погоню, то даже новаторский стиль кинодокументалистики не спас бы фильм от клейма «посредственный». Концовка, которую я ожидал с большим нетерпением (и не столько из-за утомленности, сколько из-за здравого любопытства), огорошила меня и оставила в полном недоумении. Разве такая концовка требовалась эталонному кино? Не стоит забывать, что творение Уильяма Фридкина было выпущено в 1971 году. Сей факт говорит о том, что хотя бы разок в своей жизни вы обязаны уделить свое драгоценное время просмотру данного «кино для подражания». Безо всяких шуток. Все равно фильм заслуживает подобных почестей. 7 из 10
В Нью-Йорке ожидается крупная поставка героина из Франции. Полицейские -напарники Дойл (по прозвищу Попай), и Бадди Руссо выходят на след «французского связного». Горячего Дойла пытаются «убрать». Но он не унимается, и вступает с нарко-торговцами в смертельную схватку… «Французский Связной» — частично основан на реальных событиях. Этот фильм получил аж 5 премий Оскар на церемонии 1972-ого года, в категориях: Лучший фильм, Лучший сценарий, Лучший актер, Лучший режиссер и Лучший сценарий! Одного этого впечатляющего списка наград уже достаточно, что бы обратить на картину Уильяма Фридкина внимание. Ко всему прочему, не смотря на свой внушительный возраст (как не как а уже целых 42 года), этот полицейский триллер все еще весьма бодро смотрится. Есть разумеется некая архаичность (пленка выцвела, драки слегка неестественны, некая апатичность, как всегда в подобных картинах 70-ых), но вся она искупается первоклассной операторской работой и весьма резвым монтажом. И если сравнивать «Связного» с тем же «Грязным Гарри» (вышедшим, к слову в том же году), то первый гораздо динамичние и увлекательней. И если фильм с Иствудом держится в основном на игре самого Иствуда, то картина Фридкина интересна за счет работы монтажера и оператора. Особенно впечатляет (даже сегодня) сцена погони героя Джина Хекмена на машине за уезжающим по длинному мосту, поездом метро. От экрана оторваться невозможно! Могу даже предположить, что снимая своего «Безумного Макса» Джордж Миллер держал в памяти ленту Фридкина, и эту сцену в частности. Хороша в картине и музыка. Если Уэйн Райзман (оператор) и Джералд Б. Гринберг (монтажер) — сердце постановки, то Дон Эллис и Джимми Уэбб (композиторы) -ее пламенный мотор. Фильм сильно потерял бы в градусе, если бы не эта запоминающаяся, нервная и напряженная музыкальная тема. Еще вносит свою лепту и наэлектризованная игра Джина Хекмена. Его «Попай» Дойл горячий и крутой коп, который готов сутки напролет вести слежку, догонять, играть в кошки мышки с преступниками, подчас рискуя не только здоровьем но и жизнью (как в этом деле), но готовый довести расследование до победного конца, чего бы это не стоило. Про таких парней говорят строки стиха -«Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!» А сколько в фильме запоминающихся моментов (за это особая благодарность сценаристам Робину Муру, Эрнесту Тайдимэну и Ховарду Хоуксу)? Одна сцена в метро, когда нарко-торговец под кличкой «Барадач» лихо обводит Дойла вокруг пальца, уходя от преследования, и его реверанс ручкой из уезжающего вагона поезда чего стоит! Или момент когда снайпер с крыши стреляет в Попая и убивает прохожую женщину, а все крича разбегаются. Как реалистично поставлена эта сцена! Если «по чесноку», то у триллера Уильяма Фридкина (создателя «Изгоняющего Дьявола), всего один недостаток. А именно — это злодеи. Ну не кажутся эти выглядящие как джентльмены, мужчины похожие на «битлов» — опасными преступниками. Даже тот киллер, что устраивает перестрелку в поезде, на вид — обычный «белый воротничок». Хотя возможно все дело в моде, и лет через 30—40 нынешние крутые кино — бандиты, покажутся будущим (еще не родившимся зрителям) такими же не серьезными, как и преступники из ленты Фридкина… В свое время «Французский Связной» оказал огромное влияние на развитие остросюжетного кино. И был так популярен, что обзавелся пару лет спустя сиквелом и ТВ- сериалом, снятым про «Попая» Дойла (но уже без Хекмена). Правда не один из них так и не смог превзойти оригинал, вскоре ставший классикой… Смотреть всем любителям боевиков, полицейских триллеров и старых Голливудских картин. «Французский Связной» вас (если попадаете в одну из этих групп зрителей) не разочарует, и даже оставит после себя как выдерженное, хорошее вино — приятное послевкусие… 8 из 10 P.S Если бы не такой, чуть «скомканный» финал, я поставил бы все 10.
Проблема наркоторговли всегда была и, к сожалению, до сих пор остается, одной из ключевых проблем современного времени. Из-за этого миллионы людей становятся пленниками у собственной одержимости получить эту «желанную дозу». Эта одержимость имеет такую силу, что для наркомана просто уколоться — есть великая цель жизни. С наркоторговлей человечество включало разные методы борьбы, создавались даже специальные организации по борьбе с наркотиками. Об одной из таких организаций повествуется в потрясающем триллере Уильяма Фридкина «Французский связной». Сюжет Фильм повествует о двух сотрудниках Джимми и Бадди, работающих в Отделе по борьбе с наркотиками. Их профессионализм достиг такой точки, что они могут разнюхать наркотики везде, где только можно. Однако вскоре им придется столкнуться с делом, которое изменит их жизни. Назревает транспортировка крупной партии героина из Франции. Но на это раз это преступление продумано до таких деталей, что даже главным героем едва удастся раскрыть его. Игра актеров Отличительной особенностью актерской игры в этом фильме является ее живость. Когда вы наблюдаете за героями, вам кажется, что все это действительно происходит на экране, словно какое-то реалити-шоу. Особенно запомнился Джин Хекмен, сыгравший главного героя Джимми по прозвищу «Шпинат», положительной чертой поведения которого является преданность своему делу. Изюминкой фильма стал испанский актер Фернандо Рей, сыгравший одного из самых умных и хитрых злодеев в кинематографе. Режиссура Потрясающий режиссер Уильям Фридкин, подаривший миру один из самых страшных фильмов в истории кино «Изгоняющий дьявола», еще до этого шедевра проявил себя как гений в жанре криминального триллера. Ему удалось создать в фильме завораживающую атмосферу, которая не только приковывала все внимание к фильму, но также пугала. Фильм отличается мощностью саспенса, который держит вас в напряжении до самых последних секунд. Сценарий Безусловно, я всегда ценю в сюжете фильма, когда в нем присутствует детективная сюжетная линия, несмотря на жанр фильма, даже если это — комедия. «Французский связной» интригует еще и своей детективной линией. Сначала действие открывается на лазурном южном побережье Франции, где происходит убийство жандарма, выследившего того самого наркоторговца. Это убийство вас уже интригует. Затем действие переносится в Бруклин к главным героям, которые начинают раскрывать карты, приводящие к крупной сделке. Монтаж Сильная атмосфера была достигнута за счет гениального монтажа, который стал необходимой составляющей. Монтажеры шли на различные методы, чтобы достигнуть нужного результата, благодаря которому мы, зрители, не можем оторваться от экрана. Так, например, запомнилась сцены погони главного героя за киллером, пытавшимся его убить из пневматической винтовки. Во время этого эпизода кадры сменяли один другой, перемещая зрителя то в поезд, то к главному герою, то на саму дорогу, от чего становилось не по себе, но в то же время приковывало. Саундтрек Особенно мне запомнилось музыкальное сопровождение, которое отличается тем, что такой стиль уж точно не типичен для криминальных картин. Музыка скорее катила для какого-нибудь фильма ужасов. Основная музыкальная тема состояла из резкой скрипичной музыки, которая пугала с самых первых минут. Итог Есть фильмы, которые достаточно посмотреть и забыть, запомнив лишь какие-то самые значительные детали сюжета. А есть те, которые нужно смотреть и показывать другим, поскольку такие фильмы и есть настоящая классика кинематографа, каким является «Французский связной». 10 из 10
На мой скромный взгляд, фильм довольно-таки слабый. Если смотреть поверхностно на него, то он из себя представляет нечто чуть ли не документальное. Потому что помимо этих слежек и преследований больше в фильме ничего нет, ни дополнительных сюжетных линий, ни каких-то попыток раскрыть перед нами персонажа, ввести что-нибудь психологическое, драматическое, пусть даже комическое. Первые полчаса откровенно скучно. Потому что просто следят. Показывают, как ходят преступники туда-сюда, за ним по пятам ходят полицейские. Потом они сидят в машине. Потом обсуждают, кто как и с каким результатом походил за преследуемым. Потом опять ходят. Интерес проснулся, когда «Попай» преследовал главного французского наркоторговца и когда тот же «Попай» преследовал снайпера. Да и то интересно как-то получилось: с крыши увидел, как снайпер убегает, а в следующем кадре он уже гонится за ним, наступая на пятки. Как-то неправдоподобно, но режиссёр сказал: «так надо» и так стало. Ещё режиссёр, наверняка, говорил «так надо» на ярко-красную кровушку из дырочек, но раз надо, значит надо. В целом, лично для себя я не нашёл в фильме чего-то культового. Да, актёры отыграли очень убедительно. Хотя «оскароносного» я опять-таки ничего не увидел. Фильм, на мой взгляд, весьма стандартен. Два напарника, преступники, слежка, слежка, слежка… И ещё концовка, которую смотришь и не веришь, что ради неё такой и смотрел весь фильм. 6 из 10
Сегодня полицейские истории обычно приобретают все более ироничный характер, продолжая рассказ о борьбе с преступностью. А вот классические фильмы прошлого, на которые они ориентированы, представляют нам более суровую действительность, хоть, так же не лишенную юмора и очарования. В Нью-Йорке хватает своих торговцев наркотиками. Но крупные дельцы из Франции пытаются наладить импорт. Местные полицейские пытаются, во что бы то ни стало им помешать. Основная идея фильма держится на незаконном импорте наркотиков в США из Европы. Как ни странно, именно в этом слабая сторона фильма. Многочисленные диалоги между преступниками зачастую просто дают заскучать. Но это не касается самой работы полицейских на улицах города, погрязшего в преступности. Период начала 70-х получил довольно мрачное отражение. Волна наркотиков просто захлестнула бедные слои населения крупных городов. Действия происходят в многомиллионном Нью-Йорке, где у преступных организаций, видимо, было хорошее пространство для маневров. Здесь есть несколько совершенно потрясающих сцен, которые производят очень сильное впечатление. Скажем, сцена в местном баре с обыском местного контингента — культовый момент для будущих поколений полицейских фильмов. Затем, казалось бы не идущая ни в какие сравнения с современными достижениями кино, погоня улицами города. Но когда Джин Хэкмен на большой скорости преследует преступника улицами Нью-Йорка, чудом избегая трагедий, разбивая автомобиль, раз за разом, на душе теплеет. Этот фильм может не понравится с первого раза, особенно если вы не потрудитесь найти отличное качество изображения и звука. Но после повторного просмотра, лично у меня возникло желание пересматривать его хотя бы раз в год. Фильм не оставляет благовейного ощущения непреложной классики, но просмотр вызывает в душе столько ностальгического, что хватит на несколько хороших картин прошлого. Джин Хэкмен бесподобен. 7,5 из 10
На бумаге «Французский связной» Уильяма Фридкина представляет вполне себе обыденную, если не стандартную киноленту в стиле «Полицейские и воры», где практически все сюжетные ходы заранее прописаны, а концовка вырисовывается в голове задолго до появления финальных титров. К всеобщей радости, в динамике все выглядит иначе, нежели в статике, то-есть, на бумаге. В основу сюжета, повествующего о поставке крупной партии наркотиков из Франции в Соединенные Штаты Америки, лежит реальная одноименная схема, по которой наркотики поставлялись из Турции во Францию, а затем уже в Новый Свет. В центре истории детективы из Нью-Йоркского отдела по наркотикам, Джимми Дойл (Джин Хэкмен) и Бадди Руссо (Рон Шайдер). Джимми известен своим цепким характером и привычкой доводить всё до конца, за что его называют «Попаем», в честь мультипликационного персонажа. Главная цель «Попая» на этот раз задержать крупную партию наркотиков из Франции, а заодно и главного поставщика — Алана Шарниера (Фернандо Рей), являющего собой неуловимую фигуру, что наглядно демонстрирует начало фильма. Оба — мастера своего дела и не привыкли отступать от намеченной цели. Несмотря на, вообщем-то, предсказуемость в повествовании, напряжение, создаваемое умелой режиссурой и монтажом, не отпускает своих цепких зубов вплоть до финала, что при таком, довольно-таки скромном, если не ничтожном, бюджете, заслуживает восторженных аплодисментов и похвалы. Ограниченность денежных средств вынудила создателей руководствоваться принципом минимализма, отчего демонстрируемая обыденность и повседневность позволила создать эффект реалистичности происходящего. Чего только стоит сцена автомобильной погони за поездом надземного метро, которая за счет правильной постановки и ракурсов, делает возможным почувствовать себя за рулем преследующего Pontiac`a LeMаns. Это позволяет если не переплюнуть по зрелищности, то, по крайней мере, встать в один ряд с полицейской погоней из «Детектива Буллита». И это не говоря о влиянии упомянутой погони на другие виды искусства, в частности, видеоигры. Игроки со стажем наверняка припомнят игру «Driver 2», где миссия погони практически один в один повторяет «Французского связного». Что касается актерского состава, то и здесь авторы не промахнулись. Пускай ни Стива Маккуина, ни Пола Ньюмана так приобщить к участию не удалось, это только сыграло на руку Джину Хэкмену, получившему впоследствии «Оскар» «За лучшую мужскую роль». Но отнюдь не им одним богат состав. Рон Шайдер по качеству исполнения ни в чем не уступил главной роли, а единственной причиной, лишившей его заслуженного «Оскара», стала роль Бена Джонсона в «Последнем киносеансе», который, все же, немного оказался колоритней. А французского поставщика наркотиков, воплощенного Фернандом Рейем, наверняка запомнят надолго, благо изворотливость, которой его наделили авторы, очень хорошо отображена им на экране. Результатом всей проделанной работы стал, вопреки предсказаниям отдельных скептиков, огромный коммерческий успех, закрепленный впоследствии пятью премиями «Оскара», в том числе и «За лучшую режиссуру». И пускай Уильям Фридкин в дальнейшем так и не сумел повторить столь масштабный успех, «Французский связной» навсегда останется одним из самых лучших кинолент детективного жанра. И зачисление в «Национальный реестр фильмов» в 2005 году, является наиболее красноречивым подтверждением этого.
В период с 1948-го по 1973-й гг. 80% высококачественного героина производилось в Марселе из турецкого опиума под контролем корсиканских преступных синдикатов. Президент США Никсон в 1972-м г. объявил войну наркотикам и добился разрушения существовавшей цепочки Турция (производство опиума) — Марсель (производство героина) — США (продажа героина). В результате в 1974—1975-х гг. в Турции полностью прекратилось выращивание опиумного мака. Под эгидой иллюзорно-мирных 60-х со всё ещё громоздко-квадратными технологиями и в то же время мощными социальными движениями, разразилась невидимая, но ощутимая уличная война за души и разум людей. Посредством героиновой иглы драгдиллеры принялись вербовать целые армии рекрутов-рабов, одновременно налаживая каналы поставок своего смертельного оружия и изобретая всё более изощренные схемы. Их единственный враг, полиция, тоже не дремал, безжалостно разрезая сети уличных браконьеров. «Французский связной», намекая на марсельское происхождение «внебрачного» детища Bayer AG®, рассказывает лишь один эпизод войны, в которой хорошие парни были обречены проиграть. Но пока… Два детектива, не находя особой поддержки у своего начальства, объявили джихад червю, что начал точить Большое яблоко. Пытаясь поставить шлагбаум на пути наркотической гильотины, копы буквально горят на работе, ночуя в собственной машине, давясь фаст-фудом и замерзая на холоде, а попытка расслабиться и пропустить по стаканчику в клубе заканчивается в итоге полноценной слежкой. Ради ценной информации стражи порядка готовы на любые уловки: разыгрывать «хорошего-плохого копа», наряжаться почтальонами/Санта-Клаусами, а разгромить полулегальное заведение для отвода глаз от осведомителя для этой невесёлой парочки как раз плюнуть. Когда же слежка или прослушка дают плоды, сыщики радуются словно дети, нашедшие подарок под ёлкой. И напротив, отчаянно рвут на себе волосы, когда преступники сажают их в лужу. Рискуя быть зарезанными «обдолбанным» негром в Бруклине или застреленными опытным киллером возле собственного дома, детективы умело делают свою непростую работу, согреваясь мечтой однажды увидеть преступных воротил за решёткой (но лучше мёртвыми). Тандем «голодных и злых» сыщиков уже не остановится, однажды выйдя на героиновый след. И не важно, как их зовут — Дойл и Руссо или Попай и Облачко, — напарники-детективы олицетворяют собой бескомпромиссную, доходящую до фанатизма борьбу полиции с наркотраффиком. Вспомнив нынешнее положение дел на фронте наркоторговли, понимаешь: Попая на них нет. Наверно, так и надо «давить их, выползней поганых», не жалея ни чужих, ни своих. Этапный боевик 1971 года Уильяма Фридкина входит в своеобразный треугольник отцов-основателей поджанра police action, двумя другими вершинами которого гордо возвышаются «Буллит»(1968) Питера Йетса и «Грязный Гарри»(1971) Дона Сигела. Первый кирпичик заложил Йетс своим остросюжетным детективом, запомнившимся 10-минутной погоней классических масл-каров и новым образом копа со своими правилами — он вдохновил Сигела и Фридкина на создание своих знаменитых боевиков, синхронно вышедших в 71-м. Именно от «Грязного Гарри» пошла ветвь брутального экшн с линейным сюжетом, ответственного за популяризацию эстетики насилия — его героями стали Иствуд, Сталлоне, Шварценеггер, Уиллис. Фридкин же пошёл по другому пути, представив концепцию «умного боевика с элементами драмы и реализма» (совсем не обязательно замешанного на крови и убийствах), нашедшую позже развитие в работах Франкенхаймера, Манна, частично Люмета, Ву, Скорсезе и других мастеров. Как положено полноценному боевику, «Связной» не позволяет себе излишне драматизировать, не пытается удивить завитками детективной линии, не ставит задачу полностью раскрыть характеры героев, ограничиваясь необходимым для развития сюжета минимумом. Ровно, без надрыва идёт действие, миксуя в равной пропорции слежки, погони и сбор информации. В середине происходящее напоминает изысканную охоту на хитрого зверя: капканы расставлены, гончие пущены по следу, но хищник, кожей чувствуя опасность, пытается запутать след, временно уходя от погони, но опытных охотников не так легко провести, и травля продолжается. А ближе к концу фильм взрывается сумасшедшей car chase за ускользающим вместе с ценным пассажиром поездом. Лихой и динамичный для своего времени эпизод стал визитной карточкой фильма, одновременно забронировав себе место в ТОПе лучших экшн-сцен класса «погоня». Но не всё гладко в королевстве Фридкина: после 80 минут грамотного повествования логика делает трёхминутный перекур, оставляя внимательных зрителей недоумевать, почему товар мультимиллионной стоимости ещё до сделки оказывается в руках покупателя и что гораздо нелепее, зачем опытный преступник «дарит» его копам. Напоминая грубую склейку плёнки на видеокассете, эпизод резко контрастирует с цельностью и обоснованностью предшествующих ему действий обеих сторон, а также понятием «true story» как таковым. Хотя в происхождении фильма «из жизни» как раз сомневаться не приходится, поэтому списать досадный кинобаг можно лишь на огрехи сценарной адаптации. Интересным штрихом основанной на реальных событиях ленты является распараллеливание действия с целью противопоставления роскошной жизни преступников и суровых будней сыщиков. С одной стороны шикарные виллы, дорогие тачки и красивые женщины. С другой: квартирки-клоповники, вёдра с болтами и девушки на одну ночь. Вот мы видим злодеев за столиком шикарного ресторана, тут же фокус камеры перемещается за окно заведения, где на противоположной стороне улицы окоченевший сыщик «пасёт» дельцов, а подошедший коллега неудачно подшучивает над ним: «Тебе какого вина — красного или белого?». Режиссер словно намекает: «Эй, ребята, как вас там наверху, так быть не должно. Вор должен сидеть в тюрьме, а добросовестный страж порядка жить благополучной семейной жизнью». *** Вот уже 40 лет «French connection» лежит в музее кино как некий эталонный образец action movie. Теперь понимаешь, что обласканный критиками и щедро одарённый россыпью Оскаров и Голден глобов, фильм заслужил свою порцию славы не потому, что он самый лучший, а потому, что самый первый. Первый высококачественный экземпляр нового направления кинематографа. После него курс на экшн был успешно взят.
«Французский связной» — классическая полицейская драма 70- годов ХХ столетия. Весьма незамысловатый сюжет, известные актеры, эффектные сцены погонь, перестрелки — в общем, подобных лент в то время было огромное множество, однако именно эту картину хочется выделить прежде всего, если речь заходит о подобном жанре. С творчеством Уильяма Фридкина я лично познакомился благодаря «Изгоняющему дьявола». Велико было мое удивление, когда я узнал, что именно Фридкин снял «Связного», все же разброс жанров здесь на лицо, при чем разброс очень сильный. Однако это не помешало режиссеру создать, на мой взгляд, одну из крепчайших и эффектнейших (если не самую) полицейских драм за всю историю мирового кинематографа. Сюжет картины строится вокруг противостояния американских полицейских и французской мафии. Все здесь по стандартному сценарию. Одни пытаются провезти товар и сбыть его на территории США, другие же пытаются этих нарушителей поймать, прибегая к всевозможным методам. Казалось бы, из подобного синопсиса ничего нового извлечь невозможно, однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Фридкину и его команде удалось создать стилистически очень грамотную, напряженную, увлекательную и безумно интересную полицейскую историю, время за которой летит незаметно. На протяжении свыше полутора часов режиссер показывает будничную жизнь западного копа 70-х, на протяжении ста минут мы перемещаемся чуть ли не по всему Нью-Йорку, оказываясь то в перестрелке, то на оживленной улочке, на которой ведется погоня: чего-чего, а экшена этой картине не занимать, да и еще какого экшена. Ну а как все это снято. Что меня больше всего в этой картине зацепило, так это великолепная режиссура и фантастическая работа оператора. Согласитесь, совершенно не тот жанр, где подобное должно выделяться, но тут случай иной. Режиссер не чурается крупных планов, многократное использование зума, постоянное скольжение камеры по действующим лицам — все это сделано с душой, изящно сделано. Чуть ли не треть фильма заполняют слежки, что, казалось бы, должно быть немного скучно, но не в этом случае. Опять же благодаря режиссуре и неповторимой напряженной атмосфере. Ну а как красиво снята главная погоня фильма — загляденье. Ну и как же оставить без внимания потрясающую игру актеров этой картины, хотя честно говоря, режиссер в данном случае своих подопечных немного «переигрывает», ну да ладно. Рой Шайдер — что можно сказать об этом актере: звезда «Челюстей» как обычно очень и очень неплох. Весьма яркий герой, неплохие диалоги в его исполнении, но не он здесь главный. Главный же Джин Хэкмен, который сыграл полицейского так, как его и надо играть. Хэкмен держит в кадре, во многом заслуга эта принадлежит сценаристам, ибо достаточно неплохо прописан его персонаж, ну а талант у Хэкмена имеется, поэтому вариант беспроигрышный. Хэкмен к слову за эту роль получил множество наград, включая и «Оскар», что в полной мере заслуженно, но повторюсь, для меня «Французский связной» — кино режиссерское. «Французский связной» — это классика мирового кинематографа, которую на мой взгляд все-таки можно назвать шедевром в своем жанре, а может даже и больше… И несмотря на сорокалетнюю выдержку данной картины, смотрится она по-прежнему свежо, и лишь единицы за это время смогли с этой картиной в этом жанре конкурировать. 9 из 10
Реальная история произошедшая в начале 60-х годов в Нью Йорке. Бесспорно эталонный полицейский боевик, преследования, погони, перестрелки, различные ухищрения. Всего этого здесь предостаточно. Первая половина слегка утомляет, но вот дальше, когда сюжет разворачивается, когда преступники уже на мушке, начинается интересное и захватывающее зрелище. А сцена погони за электричкой поражает зрелищностью и эффектом присутствия, вот откуда берут корни все сцены погонь в американских боевиках 80-х и 90-х. Сцена с разбором линкольна во время поисков в нем героина, так же очень интересна. Если и современному зрителю Французский Связной может показаться банальным детективным боевиком, то это только потому, что сотни фильмов снятых позже в этом жанре очень многое у него позаимствовали. Нелегка и неблагодарна работа полицейского в отделе наркотиков, довольно ироничный конец и то, что история произошла на самом деле это очередной раз демонстрирует. Фильм был включен в список 100 самых лучших американских фильмов по версии Американского Института Кино (AFI) в 1998 и 2007 годах. А Джимми «Попай» Дойл, блестяще сыгранный Джином Хэкменом, по версии все того же AFI был включен в список 100 самых культовых геров американского кино (AFI`s 100 Years… 100 Heroes and Villains) 8 из 10
Неприятно разочаровал фильм, который, как я думал, не случайно взял 5 «Оскаров», 3 «Золотых глобуса, и 2 премии «Британской киноакадемии». Фабула фильма очень проста: некий французский богатый наркоторговец решает ввезти в США крупную партию наркотиков. Для этого он использует в качестве средства их транспортировки машину, которую в Америку (а именно в Нью-Йорк), должен будет доставить ничего не подозревающая французская телезвезда Анри Деверо. Дело остается за малым — выйти на покупателя, и «толкунуть» товар. И тут, как всегда, выходит на сцену товарищ Нонетуттобыло в лице двух местных ньюйоркских детективов… Не смотря на то, что фильм представляет собой сочетание криминального боевика, драмы и детектива, сюжет картины оставляет желать лучшего, хотя, по идее, должен быть сильной стороной подобного рода картин. Что же не так? Стоит начать с того, что преступный мир, с которым борются представители власти, представлен очень скупо: 2 француза (собственно босс и его помощник-киллер), и 2 американца (местный босс Джоэл Уайнсток и мелкая сошка Сэл, мечтающий попасть «в дамки»). И всё. Явных антагонистов больше нет. С одной стороны, они олицетворяют организованную преступность, а с другой стороны, мы не видим саму преступную организацию. Нет масштаба, что ли. Не чувствуется, что героям противостоят силы зла в лице преступных гениев и их прихвостней, либо обычная мафия. Просто 4 человека которые как бы сами по себе. Главные же герои фильма — детективы Дойл и Руссо. Дойл (по прозвищу «Папай») — средних лет, довольно грубый коп «старой закалки», который не гнушается лишний раз врезать преступникам по физиономии мотивируя это тем, что из-за таких как они погиб его предыдущий напарник. Не дурак выпить. Особой красотой, шармом и обаянием не отличается (однако это не мешает ему в середине фильма переспать с молодой девушкой, которая однажды просто ехала по одной с ним дороге на велосипеде). А вы думали фильм обойдется без этого? Размечтались! Голые женские прелести добавляют фильму еще пару «звездочек», даже если сцены сними совершенно неуместны). Напарник Дойла — Руссо ничем особым не отличается. Он больше похож на второстепенного персонажа, помогающего настоящему главгерою. Про бочку дёгтя и ложку мёда. Бурю негодования вызвали у меня действия, произошедшие в конце фильма, потому как логики во всем происходящем не было ни капли. Поясню: с какой-то стати, Сэл берет машину в которой спрятаны наркотики, и едет на ней какой-то запущенный преступный ньюйоркский район, где он ее благополучно оставляет и уходит. Во-первых, каким это образом Сэл берет машину, на которой разъезжал Анри Деверо, и в которой спрятаны наркотики Шарнье (фр. босс), которые последний и должен был продать Сэлу? Во-вторых, зачем он везет ее в преступный район, где и бросает? (кстати, машину почти украли местные бандиты, но вмешался Дойл, который следил за всем этим). Раз уж машина у Сэла, не проще ли просто взять себе наркотики и послать куда подальше француза, тем более что с собой из Франции он не притащил «крепких ребят на всякий случай». А наркоты ведь на 32 млн.$. И эти 32 миллиона лежат в богом забытом бандитском районе. В дорогой машине. Ночью. Без присмотра. Никаких пояснений этой ситуации в картине нет. Я посмотрел фильм раз десять в 3 разных переводах, и так и не понял ЧТО ЭТО БЫЛО. И только потом я осознал, что эта глупая сцена только для того, чтобы Дойл догадался, что машина с «начинкой», ведь по ходу фильма на это ничего не указывало. После того, как полиция удостоверилась, что наркотики в машине, они решили устроить засаду во время сделки по их продаже. Но сделано это было так нелепо, что только диву даешься. Вся финальная сцена это такой абсурд и издевательство над здравым смыслом, что писанины тут еще на несколько страниц хватило бы. 5 «Оскаров» говорите? А причина успеха картины очень проста — фильм почти полностью состоит из погонь и слежек за подозреваемыми, что держит зрителя в постоянном напряжении. Причем, примечательна сцена, когда Дойл находится на крыши девятиэтажного здания, и видит как из его подъезда внизу выбегает, киллер, за которым он гнался. И в следующую же секунду нам показывают как Дойл магическим образом выбегает из этого же подъезда, а киллер находится на расстоянии 15—20 метров от него. Логично? Нет, зато будет красочная погоня, вошедшая в историю кино. Видимо, преступник курил, пока Дойл с 9 этажа спускался. Вот вы скажите, что я придираюсь к мелочам, а этих самых мелочей в фильме пруд пруди, и вместе они образуют картину, в которой на главное место ставится зрелищность, в ущерб здравому смыслу. Да, красивые погони (для тех лет), но где раскрытие характеров персонажей, где показ внутреннего мира главных героев? Не обязательно развернуто, превращая экшн в какой-нибудь унылый арт-хаус средней руки, но хоть пару минут можно было бы вместить. Ведь задатки этого есть в самом начале картины. Но Руссо как был, по сути, обезличенным персонажем в начале, таким и остался в конце, а весь характер Дойла я полностью описал выше. Смысл жизни главных героев этой художественной ленты — искать преступников, и больше ничего — ни личной жизни, ни хобби, ни вообще свободного времени, только работа, прерываемая стандартными вечерними попойками в баре. Печально всё это. Напоследок Техническая составляющая фильма тоже не идеальна, режиссерская работа не может смотреться в отрыве от сценария, хотя сцены погонь, перестрелок и слежек удались на славу. Игра актеров на уровне, но на «Оскар» совсем не тянет, впрочем, есть и вполне удачные моменты. Саундтрек добротный, а главная тема по-прежнему узнаваема многими киноманами. Операторская работа приятно удивила. Фильм изобилует интересными разноплановыми ракурсами. В итоге же получился довольно неоднозначный фильм, с интригующим началом и провальной концовкой, который, несомненно, вам всё же понравится, ибо классика жанра, высокий рейтинг критиков, давление большинства, бла-бла-бла, и прочее. P.S: хмм.. интересно, вот если бы ВЫ были наркоторговцем, вы бы поехали на самоубийственную сделку по продаже наркоты на 32 млн.$, зная что вас при этом «пасёт» полиция? То-то и оно… А теперь докажите обратное сценаристу.
Эта, безусловно, этапная для американского кинематографа лента может показаться безумно знакомой, а все потому, что многие приему (в том числе великолепно выполненные монтажные склейки, которые особенно впечатляют во время блестяще снятых сцен погонь) были растасканы различными режиссерами в последующие фильмы. Но ни один из них даже близко не смог подобраться к той планке, которую установила данная картина. Незримый дух тревожности и азарта, столь мастерски воссозданный режиссером Уильямом Фридкиным, а также благодаря накаляющей атмосферу до предела музыке и работе оператора, чья камера «дотошно» преследовала героев, искренне гипнотизирует, не позволяя уже ни на секунду оторваться от экрана. Также, безусловно, важный вклад вносит главный актерский дуэт в блистательном исполнении Джина Хэкмена и Роя Шайдера, чей взлет, между прочим, начался именно с этого фильма. Они добавляют в ленту «полемический заряд», и их образы простых людей, даже «антигероев», сотканы из импульсов и противоречий. Особенно выделяется Хэкмен. Джимми «Попай» Дойл в его исполнении — это неистовый и фанатичный безумец, которого именно поэтому знают и боятся наркоторговцы. Недаром актер был отмечен целым ворохом премий — начиная от премии Британской киноакадемии и заканчивая Оскаром.
Примечательно в фильме то, что снял его режиссер-дебютант в большом кино, но у него это отлично получилось. В свои 35 лет Уильям Фридкин снял неплохую картину, которая сразу же припала к сердцам многим киноманам. В 36 лет он становится одним из самых молодых победителей в номинации на Оскар как Лучший режиссер. Моложе него только Норман Таурог, который удостоился этой престижной премии в 1931 году в возрасте 32 лет , сняв замечательный фильм «Скиппи». Этот фильм снят полностью в духе 70-х, так что после просмотра нескольких частей Грязного Гарри Калахана я решил увидеть картину «Французский связной». Так что можно почти с уверенностью сказать, что фильм смотрел с объективной точки зрения глядя в прошлое, в 70-е. Но фильм выявился довольно таки скучным. Никакого особого страха за чью-то жизнь, ни переживаний в картине нет. Есть некие моменты, но это лишь малая горсть против огромной кучи. Несмотря на то, что фильм удостоился 5 наград, это не делает его интереснее. Джин Хэкмен получил Оскар за Лучшую мужскую роль, как ни странно, его игра никак не впечатляет и не восторгает. Единственное, что запомнилось и понравилось — так это ситуация с переправкой наркотиков автомобилем и с дальнейшим поимкой этой машины. Второе, это конечно, съемки погонь на автомобилях. Гонять по улицам города не просто и очень сложно, но тем оно и примечательно. Такие элементы поражают ракурсами съемок и реалистичностью. Режиссура и монтаж действительно не поддаются сомнению. 7 из 10