С творчеством студии «Мельница» я знакома уже давно. Ещё с детства помню впечатливший меня мультик «Карлик нос», который видела около десятка раз. Позже мы с удовольствием смотрели всей семьёй цикл о Трёх Богатырях. А сейчас вышел новый мультфильм «Крепость: щитом и мечом» режиссёра Фёдора Дмитриева. Это совершенно другой уровень, на порядок выше. Эта работа не просто имеет глубокий смысл, а еще и напоминает о трагических событиях русской истории – обороне Смоленска в 1609 году от поляков под предводительством короля Сигизмунда Третьего (Евгений Стычкин). То есть его можно считать историческим. Здесь нет места таким современным и немного глуповатым шуткам, как в цикле о Богатырях, однако, доля юмора тоже присутствует. В центре сюжета – история Сашки (Елена Шульман) – обыкновенного мальчика, который в силу своего возраста не годен в солдаты, но очень хочет помочь в защите города. Он лепит самодельные бомбы из теста и вместе со своим другом Федором (Екатерина Гороховская) из-за всех сил старается стать помощником воеводе Михаилу Шеину (Пётр Фёдоров). По воле случая Сашка постоянно оказывается свидетелем шпионажа со стороны врага, а также заговоров. Перед ним становится очень ответственная задача – донести эту информацию до воеводы и предотвратить захват крепости. На его пути встречается немало трудностей, требующих бесстрашия, мужественности и смекалки, но великая цель не даёт герою уступить им. Как и другие мультфильмы «Мельницы», «Крепость» отличается яркими, сочными красками. Все детали чётко прорисованы. В полной мере представлены исконно русские образы, одежда героев. По внешнему виду персонажей сразу можно понять их характер, это выражается и в голосе. Воевода Михаил Шеин отличается лидерскими качествами, он твёрдо и уверено отдаёт приказания, командует войском. Речь доброго старца мягкая и приятная, она успокаивает. Весёлый и звонкий голос Сашки говорит о его непосредственности и оптимизме, он все события в какой-то мере воспринимает как игру. Музыкальное сопровождение тоже соответствующее, сразу передаётся настроение той или иной сцены. Мультипликационный фильм учит патриотизму, добру и взаимовыручке. Зритель убеждается, что только сплотившись и действительно желая победы люди смогли защитить свой город. В первую очередь мультик ориентирован на детскую аудиторию, но и взрослым скучать не придётся. Несомненно, он идеально подходит для семейного просмотра. «Крепость» не только поможет заглянуть в историю нашей страны, но и доставит огромное удовольствие от самого действа на экране. Хотите в этом убедиться? Тогда приятного просмотра! 9 из 10
Студия 'Мельница' так прославилась и до такой степени увлеклась своей 'богатырской' франшизой, что уже начинало казаться, будто приключения Алеши, Ильи и Добрыни в различных царствах-государствах не закончатся уже никогда. Ан нет - этой осенью студия решила удивить своих поклонников военно-историческим комедийным блокбастером с элементами фэнтэзи и шпионского детектива. За основу была взята широко известная в узких кругах осада Смоленска, ставшая большой победой русского народа в войне с польско-литовскими войсками и большой бедой самого города. Оставшиеся без поддержки из Москвы защитники города бились с захватчиками до последней капли крови, и пусть Смоленск в итоге пал, но вражеская армия была обескровлена и не смогла продолжать эффективное наступление. Но такова история, а в мультфильме 'Крепость' мы видим не крупное историческое событие, а конкретных людей. Отважный воевода Шеин - реальный исторический персонаж, отважно оборонявший город от захватчиков, пусть и незаслуженно мало кому известный. Но реальными 'двигателями' сюжета становятся двое мальчишек, сирота Сашка и поповский сын Федька, всеми силами рвущиеся поучаствовать в защите крепости. На них держится как большинство комических моментов 'Крепости', когда в начале они по-детски отчаянно стараются попасть на войну, так и детективный сюжет, когда именно вездесущие непоседливые мальчишки нападают на след вражеского шпиона, а также драматический и патриотический пафос картины. Дети на войне - конечно, тема довольно-таки старая, и тем приятнее, что создатели картины не пытаются на ней спекулировать, не передавливают ни с трагизмом, ни с героизмом, ни с патриотизмом. Мультик смотрится очень естественно и ровно, несмотря на очевидные натяжки в виде комичных поляков и откровенно сказочного огненного защитника города. Зато нельзя не отметить, что согрешив против историзма, создатели 'Крепости' прекрасно потрудились с детализацией: здания, доспехи и прочие нюансы того времени отрисованы просто замечательно. Так что пусть этот мультфильм и нельзя назвать 'образовательным' или 'познавательным', но свою основную задачу, а именно 'пробудить интерес' он выполняет на ура. Да и в целом на фоне традиционного для конца октября засилья различных ужастиков и кошмариков 'Крепость' смотрится крайне выигрышно.
Мульфильм явно рассчитаны на более юную аудиторию. Здесь и сюжет попроще и побанальнее, и герои не такие глубокие и продуманные, они прямолинейны и открыты, как книга, и по ним сразу всё можно сказать. Они не мучаются тяжёлым моральным выбором между тем или иным вариантом. В картине вообще не увидишь сцен с длинными и сложными монологами о патриотизме или о других философских темах. Сразу видно, что всё разложено по полочкам, дабы маленьким наблюдателям было понятно, что происходит. Но это ни в коем случае не делает картину хуже. Приятно, что такой мультфильм не стали затягивать по времени. Всё происходит быстро и без лишних задержек. Позабавил своим поведением священник, который ведёт себя, как хитрый лис, постоянно пытающийся войти в полное доверие к королю. Как-то так Я себе всегда и представлял их в основе своей. Картинка приятная и красивая, красочная и не напрягающая. Даже лица воинам попытались как-то разнообразить: кому-то усы подрисовали, кому-то бороды, цвет волос изменили. Это, между прочим, очень даже здорово, потому что у многих компаний появляется какая-то странная тенденция рисовать массовку абсолютно однотипной, что разрушает ощущения от просмотра. Здесь не будет страшных, запугивающих своим внешнем видом волшебников или грозных воителей. Опять же, не на ту аудиторию рассчитан мультфильм. Довольно интересно было наблюдать за сражением, но, Я повторюсь, не ждите ничего жестокого – это детский фильм. Из непонравившихся моментов: 1) Я всё понимаю, дабы детям картина лучше запомнилась и вызвала больший восторг, сделали эту завершающую сцену со сражением светлого богатыря и тёмного рыцаря. Но мне это лишь испортило ощущение, потому что фильм сразу стал слишком сказочным и нереальным. 2) В принципе не запомнил музыкальное сопровождение. То ли его не было, то ли такое сливающееся с атмосферой. Поэтому не могу определиться хорошо это или плохо. Но вот что мне точно не понравилось – это рэп в конце. Мне кажется, что такой стиль музыки абсолютно не подходит к этому жанру. Даже не стал дослушивать. Итог: мультфильм хороший. Я бы даже сказал, что его однозначно стоит показывать подрастающему поколению. И самому заодно посмотреть. 8 из 10
Крепость: щитом и мечом. Вышел очень атмосферный и увлекательный мультфильм. Я шёл на него уже в предвкушении той же эйфории, которую я испытал при просмотре Князя Владимира. Меня очень порадовало, что ещё одна студия взялась за мультипликацию с реальной исторической каймой. Так что начнём, пожалуй с сюжета и исторического периода, в котором разворачиваются события. Смутное время - нет на Руси единой власти. Одни цари сменяли других в угоду боярам. А города на Руси остались практически сами по себе. Отчего Русь стала лакомым кусочком для многих соседей. В том числе и для поляков. Осада Смоленска - одно из наиболее значимых вех того периода истории. Что само по себе вызывает интерес к данной интерпретации событий. Зритель наблюдает за событиями глазами сироты подростка - Ваньки, столкнувшегося с реальными опасностями, интригами и всеми силами старающегося стать полезным для своего города в столь тёмные часы. В мультфильме нашлось место и толики юмора, настольгии и драмы жизни, которая заставляет сердце то замирать, то биться в бешеном ритме, испытывать всю массу чувств. В чем немалую роль сыграли харизматичные персонажи, от польского ставленника Сигизмунда, до главного героя Ваньки. Правда, как мне показалось, немного не хватило времени для полного раскрытия их характеров, большая часть времени отдается именно действию, событиям, которые довольно емко и красочно рисуют нам картину происходящего. Пару слов о анимации и музыкальном сопровождение- она как всегда на высоте - всем давно знакомый студийный стиль Мельницы, яркая картинка прекрасно передающая атмосферу и нежная музыка, способствующая полному погружению в происходящее (к слову, без всякого там 3д-погружения). Также, впервые за долгое время, во время сеанса я не разу не вспомнил про такие прелести как попкорн и прочие прохладительных напитки, коими я запасся перед просмотром. Так что их даже пришлось тащить домой. Что со мной давно не случалось. Ну и под конец стоит упомянуть про некоторую мистическую, фольклорную нитку, которую красиво вписали в повествование - смотрите и предвкушайте прекрасный финал, ищите чудеса в мелочах. Всем советую сходить на это произведение Российской мультипликации, которая вошла в мой личный мультипликационный топ лист, наряду с творениями как российских, так и зарубежных мультипликационных картин. 9 из 10
Смотреть красивый, качественный продукт мультипликации и притом понимать, что создан он силами русских людей - приятно. Мне же было также вдвойне приятно и поддержать подобный проект своей скромной материальной лептой. Данный мультфильм заставляет вспомнить, что искусство рисованной анимации ещё отнюдь не мёртво. Нет. Да, его картина не столь ярка, как в той же компьютерной 3D-графике, но ведь дабы передать смысл и идею истории внешнее оформление касательно именно яркости не так важно, особенно в данном случае, где преобладающая серая, бледная гамма как раз-таки лучше всего отвечает за атмосферу того времени, что продемонстрировано нам. Это создаёт необходимый настрой, это погружает в историю и во многом это даже красиво и оригинально, ибо подобное в последнее время мало где встретишь. Однако я вернусь к идее. Знаете, в данном случае говорить, что фильм создан теми, кто в ответе за франшизу о Трёх Богатырях - это не лучший способ привлечь аудиторию. Во-первых: сама история не подразумевают под собой юмористическую подоплёку - оборона Смоленска в 1609 году, где в битвах при стенах неприступной крепости склонило свои головы немало воинов. Во-вторых: авторы сами не пытались шибко придерживаться этого фирменного стиля смехотворных моментов, созданным былинными персонажами - ситуация нам показывается та, что имела место быть в действительности, посему и каких-либо снисхождений касательно смертей людей тут нет. То есть всё довольно жёстко и правдиво. Однако жёстко - это не жестоко. Нет. Ни капли крови здесь не присутствует, в кадре вас с подобным ни в коем случае не ознакомят - в первую очередь фильм для детей. И будь то житейские ситуации или баталии - всё показывается с такого ракурса, который будет приемлем для ребёнка и понятен ему, в то же время оставаясь быть интересным и взрослому зрителю. К слову, в этом я вижу ещё один плюс: картина рассчитана под все возраста. Она учит или напоминает о таких немаловажных вещах как патриотизм, вера в чудо, ценность дружбы и бережливость отношений с дорогими тебе людьми. На примере разнообразных персонажей, - начиная от непоседливого мальца (желающего стать не героем, а просто достойным сыном своей родины), да заканчивая взболомутным, эгоистичным, избалованным шляхтичем, не ставящим ни в грош чужие интересы, - мы видим смысл тех или иных ситуаций с разных сторон, а также основополагающие для героев ценности, что они проявляют при, опять же, тех или иных ситуациях. И уже на примере сих кадров взрослые могут воспринять некоторые истины иначе, что-то для себя вспомнив или получив. А дети же осознают, как следует поступать и как поступать не следует. В общем. 'Крепость: щитом и мечом' - это один из лучших русских анимационных проектов последних лет. Он серьёзно относится к своим зрителям, не предлагая на рассмотрение правдивую трагическую историю со специально шутливым настроем. Нет. Он показывает её такой, какой она могла быть по-настоящему: со своими героями и предателями, со своими победами и поражениями. Да, минусы есть, например не совсем удачный операторский ход с камерой, которая показывает в некоторых сценах лица героев в анфас, ввиду чего видна недоработка касательно мимики, или же заметна рассинхронизация звука и видео-ряда: чувства, выраженные голосом, не совсем совпадают с выражением лица. Но это случаи единичные и буквально 'просвечиваются' на долю секунды, почему как слишком большой минус я их рассматривать не могу. Также ещё и потому, что уже после неописуемо красивых сцен сражений я об этих недочётах позабыл: столь крупного эпика в баталиях от нашего мультфильма я никак не ожидал - каждый кадр прорисован, каждый прямо лучится своим размахом и запоминается на отлично, а ввиду обозрения битв с разных сторон (то бишь и с ракурса недругов, и с ракурса защитников) изредка нет-нет да невольно про себя я сравнивал эти столкновения с атакой на Минас Тирит из 'Возвращения короля'... Да, настолько я был впечатлён. И надеюсь, что будете впечатлены в лучшую сторону и Вы. По крайней мере сходить на данный мультфильм я уж точно советую - отличное перенесение реальной истории на 'рельсы' мультфильма, с неоднозначными персонажами, где сплетаются воедино и волшебство, и вера, и воля, и хитрость, и предательство, и доблесть. Для меня ознакомление с 'Крепостью' от небезызвестной компании 'Мельница' стало приятным итогом эксперимента выбора кинокартины 'в слепую', а также подтверждением того, что наши мультипликаторы ещё способны делать взаправду достойные вещи. P.S. Спасибо за внимание.
Есть мнение, что Российский кинематограф сейчас переживает не самые лучше времена, многие скажут, что это из-за недостатка опыта, специалистов, огромных бюджетов. Но так ли это? Сколько слёз было пролито на наших фильмах, сколько переживаний было прочувствованно, сколько людей с задумчивым видом выходили из кинотеатров. И все эти переживания и слезы с мыслями возникают у нас после просмотра именно тех жанров, которые нам, как жителями страны с огромной и великой историей, с традициями, уходящими в тысячелетия, не надо выдумывать. Нам не надо пытаться подстроиться под старушку Европу, или крутых скаутов за океаном. У нас есть свой менталитет, свои предки и свои жанры, такие как история, драмы, биография, фильмы, основанные на рассказах наших Великих писателей. Хорошие специалисты, бюджеты и опыта у нас достаточно, что бы создавать что своё, родное, то, что поймёт и примет каждый из нас. Почему наш кинематограф переживает 'не лучшие времена'? Наверное, потому что пытаются снять, то, что нам чуждо. Дурацкие комедии, которые берут у 'друзей' за границей, глупые ужастики и 'крутые' боевики. И нацелены лишь на огромные кассовые сборы, но не на душу и качество кино (в принципе сборов то и нет, дай бы бог окупить эту нелепость). Эти жанры были созданы странами, у которых кроме как придумать что то, больше ничего нет, ни истории, ни традиций. Их жанры основаны на юморе и горестях и нельзя сказать, что они плохие и неинтересные, нет, напротив, это то, что они «вырастили» сами и это их фишка. И то как это у них получается действительно бывает интересно, но чего то у них не хватает….души. Мультфильм «Крепость: щитом и мечом» тяжело даже назвать мультфильмом… это нарисованный фильм. В нём собрано, всё лучшее, что есть у нашего народа, всё то, что было пережито и прочувствованно, всё то, в чём наш кинематограф действительно силён. При его просмотре, возможно, каждый из «нас» прочувствует, то, что называется эффектом живого кино, когда ты чувствуешь, переживаешь и буквально становишься частью всего там происходящего. Это мультфильм, у которого есть душа. Он основан на истории осады Смоленска, это было смутное время, и многое нам в действительности не известно, но его создатели смогли показать нам всё то, что пережили люди, живущие в то время, это и страх и храбрость, это предательство и честь, это горе и радость, это смятение и вера. Для меня русских кинематограф всегда велик в том, что не надо придумывать, а надо показать и дать возможность прочувствовать. И я благодарен создателям этого «маленького шедевра», за то, что они показывают снова и снова, что мы сильные не только в фильмах, но и в создании мультфильмов, и надеюсь они и дальше будут радовать нас столь удивительными и «живыми» проектами. 10 из 10
Итак: Действие происходит в 1609 году. Первые кадры фильма. Пацанёнок Санька из теста для белого хлеба вылепил 2 'бомбы'. Потом одна упала в печку и взорвалась через несколько секунд. Первое: На Руси 1601-1603 год был жуткий голод. Только в Москве умерло 127000 человек. Хлеб подорожал в 100 раз. Крупное восстание Хлопка. Годунов даже открывал царские житницы. Второе: Как я знаю, даже в начале прошлого века ситный хлеб считался лакомством, и в деревнях делался на далеко не каждую неделю. Вопрос: Пацан далеко не из богатой семьи, похоже безотцовщина, через несколько лет после этого пускает тесто на забаву. Рискует вылететь с работы, которая его кормит, при этом. Да если бы блокадник в году так в 1949-50 из хлеба всякую чушь лепил, а не ел его, и не сушил в запас - его товарищи бы просто убили. Третье: 'бомба'. Откуда Санька знает состав взрывчатой смеси, и где он может раздобыть ингредиенты? Это не наше время. И, кстати, может он сделать в качестве запала только фитиль. 'Фитиль представляет собой хлопчатобумажную верёвку, пропитанную раствором ацетата или нитрата свинца. Скорость горения его лишь 1 см за 2-3 минуты.' Однако что в печке, что позже в мультфильме сгорание происходит секунд за 15. Приблизительно из теста торчит 3-5 см. Минут 5 гореть минимум. И ацетат Санька в подполе хранит. Само название 'бомба' тоже корябало слух. Не было тогда такого слова. Это из эпохи террористов революционеров. Тогда, кстати, и делать их научились более-менее. Следующий момент напряг: на кладбище, обнаружив бивак, ночью в темноте, с полутораста метров Санька с ходу определил - Поляки. Как? Каким образом он это вычислил? А потом обрадовался, война началась, пойду в солдаты. Я не понял - кем же он хочет стать? Ибо слово солдат тогда на Руси если и присутствовало, то означало наёмника. Цитата: ' Впервые название солдат появилось около 1250 года в Италии, где так называли воинов-наёмников, получавших жалование за военную службу. В России оно получило распространение с 30-х годов XVII века в полках «нового строя» (Войска «Нового строя») (с заимствованием западных войсковых порядков полки, учреждённые при Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче по иностранному образцу с иностранными офицерами, были названы солдатскими.' А кстати в войско он не попал бы в любом случае. Ибо войско состояло в то время из стрелецких полков (пожизненная служба, набор из своих же детей), поместное войско (дворянская конница). Цитата: 'Поместное войско — обобщающее название дворянской поместной конницы, составлявшей ядро Вооружённых сил Русского государства (Русское войско, Рать) в конце XV — первой половине XVII веков. Комплектовалась всеми служилыми людьми в государстве, московскими и городовыми, которые несли военную службу лично и бессрочно, составляя поместную дворянскую конницу '. Кстати, там, помимо дворян, были и их боевые холопы. Далее были городские казаки (не путать со служилыми) и, в случае войны - ополчение. Вот в ополчение он мог попроситься. Не знаю, правда - кем? Гранатомётчиком? Ибо сын полка - это уже из отечественной больше. Очень порадовал момент, когда Санька со своей самодельной гранатой бежит к полякам. Я долго ломал голову, у него Bic. или Zippo? Иначе чем он в глухом лесу фитиль поджёг? Шведские спички ещё не изобрели. Ну и напоследок. Санька прибегает в Смоленск, и рассказывает воеводе Шеину, что своей гранатой разметал ' пару взводов'. Цитата: ' Слово «взвод» произошло от команды «взводить» оружие, и заменило использовавшееся ранее иностранное слово «плутонг» (производная от французского слова XVII века peloton, обозначавшее небольшое подразделение солдат), введенное в армии Петром I. Изначально взвод рассматривался как подразделение для ведения стрельбы, а не как организационная единица. Считается, что система была разработана шведским королем Густавом II Адольфом в 1618 году. ' Напомните, в каком году там дело происходит? В нашем войске самой малой структурной единицей тогда был не взвод, а копьё. И это косяков упорото за первые 10 минут мультика. Далее я не осилил. Ну нельзя так, господа, издеваться над историей. 2 из 10
После бесчисленного количества 'богатырей' и 'Иван-царевичей', в 2015 году кинокомпания 'Мельница' дарит россиянам новый полнометражный мультфильм - 'Крепость. Щитом и мечом', посвящённый обороне Смоленска. Я с историей (какой бы то ни было), к своему стыду, на 'вы', поэтому на страничку из прошлого, ради собственного развития, посмотреть было интересно. В последнее время российская анимация выходит на новый уровень, успешно конкурируя на рынке с мировыми производителями мультфильмов. Во всяком случае, в России. И если предыдущие творения 'Мельницы' и 'СТВ' были посвящены сугубо сказочно-былинным персонажам, то исторический военный мультфильм - априори прорыв для нашего кинематографа. На фоне событий начала XIX века мы знакомимся с главным героем мультфильма - пацанёнком Сашкой, который с молоком матери взял в себя такое качество, как патриотизм. Хотя сам, наверное, этого не понимает. Как мне показалось, для Сашки военные действия - это всего лишь очередная игра, в которой он хочет выйти победителем и наказать нападающих - польскую армию во главе с королём Сигизмундом III. В этом ему помогает его закадычный друг, который впоследствии оказывается пропавшим без вести. Сюжет интересен и нацелен на сопереживания пацанёнку в его приключениях. Правда, к моему сожалению, я проникнуться печальными событиями российской истории не смог. То ли сыграло свою роль моё незнание исторических событий об осаде Смоленска, то ли я ожидал от мультфильма чего-то более выдающегося, то ли мультфильм сам по себе не выдал той глубины, которую я хотел из него почерпнуть. Финал мультфильма вызвал огромную кучу вопросов. Нет, то, что случилось с Крепостью Смоленска - это можно прочесть и в учебниках истории, а вот финал для большинства героев привёл меня в ступор. Нужно было или заканчивать на неоднозначной ноте и обходиться без эпилога, либо не придумывать 'оригинальный' ход вообще. Кто посмотрел - знает, о чём я говорю. Тем не менее, несмотря на мою нейтральную позицию к самому мультфильму, благодарю создателей за идею проекта. Создание исторического проекта - очень сложный процесс (видимо, поэтому он долгое время находился в производстве), и они с ним справились превосходно. Графика - отличная, идея - отличная, озвучка - отличная (особенное 'ура' любимому голосу Елены Шульман). Моя позиция в данном случае не имеет никакого значения. 6 из 10
Вместо предисловия (Русские в крепостях). Незадолго до событий, показанных в фильме, польские войска в купе с немцами осаждали другую русскую крепость: Псково-Печерский монастырь. В нем находились запасы продовольствия и церковные ценности, так необходимые Баторию (тогдашнему польскому королю) для взятия города Псков. Сначала обитателям монастыря просто предлагали сдаться. Но у людей Божьих были свои представления о Новом Завете. В результате на свет появились такие строки, написанные немецким аббатом: 'Тамошние монахи творят чудеса храбрости и очень сильно бьют немцев. Было два штурма и оба несчастны. Печерцы удивительно стойко держатся, и разнеслась молва, что русские или чародействуют, или это место действительно святое...'. Чуть позже другой западный летописец в своей книги 'Ливонские хроники' писал: 'Русские в крепостях являются сильными боевыми людьми. Происходит это от следующих причин. Во-первых, русские — работящий народ: русский в случае надобности неутомим во всякой опасной и тяжелой работе... Во-вторых, русский с юности привык поститься и обходиться скудной пищей... В-третьих, если русские добровольно сдадут крепость, как бы ничтожна она ни была, то не смеют показаться в своей земле... в чужих же землях они не могут, да и не хотят оставаться. В-четвертых, у русских считалось не только позором, но смертным грехом сдать крепость...' К чему я это всё... Через вот такие письменные свидетельства и оценки со стороны можно по-настоящему прочувствовать героизм и отвагу обыкновенных казалось бы людей, защищающих свою землю, свой город. В отношении Смоленска, который два года сдерживал натиск польских интервентов и сковывал вокруг своих стен значительные силы противника, трудно переоценить важность его обороны. Трудно переоценить решительность горожан защищать Смоленск даже после свержения Шуйского. Москва контролировалась польскими войсками, а власть Сигизмунда отныне являлась легитимной. Таким образом смоляне автоматически становились изменниками. И тут мы плавно переходим к главному (и единственному) недостатку мультфильма 'Крепость'. Единственный недостаток картины (субъективный) заключается в том, что я не успел прочувствовать вот этот дух, стойкость, решительность и доблесть защитников Смоленска. Патетики очень мало на, мой взгляд. Нет воодушевляющих речей воеводы, не показана ярость и ненависть к врагу, моральные и физические усилия прилагаемые для обороны города. Однако не будем забывать, что кино-то детское, и нужно ли это всё в лентах с рейтингом 6+? Не знаю. А теперь о достоинствах картины. Поcыл фильма. Мультфильм несет очень важную воспитательную функцию. Помимо любви к Родине, интереса к истории, он также говорит нам о том, что не стоит ждать манны небесной. Только упорный труд, желание двигаться вперед вознаграждается самой судьбой. Судьба, кстати, в фильме имеет вполне конкретный образ, и она лишь направляет или чуть-чуть помогает главному герою. Всё остальное он делает сам. Через весь фильм прослеживается мораль поговорки 'На Бога надейся, а сам не плошай'. Это как те монахи в осажденном Печерском монастыре, посчитали, что молитва - это, конечно, хорошо, но кипящая смола и пушечные ядра куда более практичны в сложившейся ситуации. Адаптация для детей. Еще одним достоинством картины является адаптация довольно трагичной и печальной истории под детское восприятие. А, между прочим, конец этой истории по истине впечатляет. К лету 1611 года число жителей Смоленска сократилось в 10 раз (с 80 до 8 тысяч), оставшиеся в живых дошли до последней степени телесного и душевного изнурения. Кроме того, горожане страдали из-за отсутствия соли (единственный известный консервант на то время, позволяющий хранить еду) и были поражены каким-то моровым поветрием ((с) Ю. Мухин 'Наука управления людьми'). И вот в этих условиях защитники еще отражали атаки польских интервентов, еще боролись за судьбу города, хотя прекрасно понимали, что сдача Смоленска - вопрос времени, поскольку помощи ждать было неоткуда (большинство русских городов признали власть Владислава - сына Сигезмунда). Зачем нужна была такая стойкость? Ответ вы найдете в фильме. Здесь же скажу, что в определенном смысле смазанная и чуть размытая концовка картины как нельзя лучше подходит для детского восприятия. Судьба воеводы, кстати, не менее печальна. После восьмилетнего польского плена он вернулся на Родину, чтобы через некоторое время быть казнённым боярами за измену этой самой Родине. Вместо заключения. Хочется надеяться, что маленькие граждане своей страны когда-нибудь полюбят и начнут интересоваться её историей, и вот тогда они узнают как это было, а пока вот так: ненавязчиво, мультяшно и по-детски им рассказали этот эпизод. Однозначно студия 'Мельница' справилась со своей задачей. 9 из 10
Мультфильм «Крепость: щитом и мечом» стал для меня большой неожиданностью. Наконец-то, студия «Мельница» создала нечто действительно стоящее: не глупую пародию на русские сказки про богатырей или Ивана царевича с плоскими (за редким исключением) и порой даже прошлыми шутками и не странный Карлик нос. Дело даже не в отрисовке и графике «Крепости», хотя эти стороны мультфильма сделаны на очень хорошем уровне, соответствующем последним творениям «Мельницы». Дело в складном сюжете и посыле фильма. Несмотря на то, что речь идёт о детской картине, авторы решили не заниматься клоунадой, а рассказать серьёзную историю о героической обороне Смоленска, которая была полна трагедий, подвигов и случайных смертей. Отдельного внимания заслуживает религиозный мотив, который при этом является совершенно не навязчивым. Суеверия становятся причиной больших бед, а в трудную минуту помощь оказывает некий святой старец. Особенно остро на фоне современных событий на Донбассе чувствуется трагедия оставленного один на один с врагом Смоленска в условиях разгорающейся смуты и безвластия в России. Смоленск помог отстоять независимость России, так и не дождавшись помощи Московских ратей… Мультфильм, к сожалению, кажется коротким, а концовка - немного смазанной. К недостатками также можно отнести некоторую карикатурность пары главных персонажей из вражеского стана и оставшиеся за кадром мотивы действий русского предателя. Но рядовые солдаты Речи Посполитой показаны достойными противниками, и это, конечно, прошло на пользу атмосфере мультфильма. Самое главное, что это не просто красивый, интересный и познавательный мультфильм, но и по-настоящему душевная история. Без всякого пафоса и напыщенного героизма показаны военные будни и почти обыденный подвиг русских людей в осаждённой крепости. Как ни странно, именно детскому мультфильму удалось показать, каким должно быть историческое приключенческое кино. Тем хуже для Хотиненко с его амбициозным и провальным фильмом 1612 про ту же эпоху. Не знаю, как «Крепость» заденет чувства детей, но меня он заставил прослезиться несколько раз. В общем, браво, «Мельница»! Надеюсь, мультфильм не только окупится, но и задаст новую здоровую тенденцию в нашем кинематографе и мультипликации.
«Крепость» — мультик, снятый как кино: нет волшебства, говорящих животных, нежданно залетевшего на воздушном шаре императора Византии и прочего сюрреализма и сказочности, присущей почти всем произведениям не только студии «Мельница», но и в целом детским мультикам всех времён. Такое ощущение, что создателей вконец достала неоднозначность и символизм, зачастую прикрывающие откровенно слабые сценарии. «Историческая драма» — выбор такого направления ещё больше сужает рамки, не позволяет произвольно менять события, накладывает ответственность за освещение исторической действительности. Итак, наши уважаемые создатели сами себе поставили очень трудные условия съёмок, при которых легко запустить цепь порождающих друг друга ошибок. Первая возможная ошибка всех исторических картин: односторонность и чёрно-белость. Злая Речь Посполитая нападает на погрязшее в Смуте Русское государство. Вот тут бы выехать на ура-отчизнолюбии, всосаться в плохих поляков и хороших русских, сделать ещё один нудный заказной рассказ. Но нет! Отрицательные персонажи есть как на стороне русских (пекарь Филимон, Алексей Иванович, бояре), так и среди поляков (Сигизмунд III, кардинал, поляк-головорез). Не могу согласиться с тем, что «придурковатость» Сигизмунда III чуть ли не в корне портит русско-польские отношения, как утверждают некоторые польские критики. К слову, он не такой уж и придурковатый, просто показан заносчивым, нетерпеливым и самолюбивым. Целенаправленного высмеивания и унижения польской верхушки не наблюдаю. Смех есть, но не злой. Он очень кстати разбавляет напряжённость и возвышенность боевых событий. Гетман так и вовсе показан деловитым парнем. В случае же с Сигизмундом III надо помнить, что поход был захватнический, начатый по желанию правительственной верхушки, а не рядовых граждан. Король во многом противопоставляется простым полякам: слёзы наворачиваются от печальной музыки во время разгрома неудачного приступа поляков, смерти сотен людей. Это при том, что они шли брать мирный город и сами готовы были вырезать сотни русских! Считаю, что очернения противника почти не присутствует. При этом то, что поляки — враги, ясно всем. Вот это попадание в точку! Нет ни перегиба к «нашим» («28 панфиловцев» при всей их отрешённости и реализме косят немцев как мух), ни перегиба «чужим» (рассуждения о «хороших фашистах» вкупе с унижением русских). Вторая возможная ошибка исторических видней — беспросветная скука, которую не спасают никакие причуды далёкого прошлого, никакая народная или летописная красочность. А всё потому, что нам показывают действительность без жизни, без переживаний и всего того, чем нас может взволновать движущая картинка. Да, уклад прошлого на некоторое время забавляет и держит внимание, но недолго. В «Крепости» этот вопрос тщательно решён. Действие держится на приключениях главного лица повествования — Сашки. Конечно, мальчик только и делает, что пытается помочь русскому войску. Но это уже не голый историзм, это живая жизнь, приобщающая нас к происходящему. Нрав мальчишки-сироты, умеющего больно кусать схватившую его руку и легко придумывать самые невероятные байки, прописан исключительно ярко (другие действующие лица тоже раскрыты глубоко!). Это не только историческая, холодная и отрешённая драма. Это личная драма Сашки — он переживает её всем сердцем и мы через него сопереживаем происходящим событиям. Не во всех летописных постановках удаётся достичь подобного вовлечения зрителя в действие. Но одновременно «Крепость» не становится закрытой личной драмой — она продолжает оставаться исторической, народной: перед нами развёртываются не только потрясающие поля сражений, но и многочисленные яркие народные представители с обеих враждующих сторон. Метко и быстро выхватив образ яростного поляка-вояки, убитого пулей русского стрельца, пришедшего в ужас польского юноши-знаменосца, лукавого мужика-воришки, создатели рисуют живую многостороннюю картину происходящего, используют те приёмы, которые наиболее подходят в данном месте и в данное время. Третья ошибка — расчленёнка, натурализм боя. «Крепость» — сугубо военный фильм. Всё строится на войне. Ограничение по возрасту 6+, а ведь сколько людей гибнет на протяжении непрерывных штурмов Смоленска! Но расчленёнки нет, натурализма нет, кровь обозначена исключительно образно, а не живописно. Ранения изображаются не достоверно, а образно, и даже синяк у Сашки во время его неудачной вылазки из колодца выглядит выразительнее боевых ранений стрельцов. Можно ли с детьми говорить на такие вопросы и показывать им подобные мультики-боевики? Наш мир полон опасностей, отголоски тех самых битв мы читаем даже на устах современных критиков этого мультфильма из разных стран, не говоря о настоящих военных столкновениях. С детьми нужно и должно говорить о войне и о том, как на ней тяжело и неприятно. Считаю такой реалистичный, исторический подход чище и цельнее для детского восприятия, чем неуравновешенные Том и Джерри, принимающие очертания предметов, которыми дубасят друг друга. Вроде, нет убийств и крови, но от них исходит ненависть и безысходность. От происходящего в «Крепости» — живое сострадание действующим лицам (как русским, так и полякам!). Отдельно хочется отметить качество прорисовки: на высоте как постановки огромных боёв, так и красивые живописные задники природы, хорошо подобранное смоленское зодчество. Бодрый монтаж, увлекательные полёты камеры. Изюминка — общая выдержанность в серо-коричневых тонах, создающих подходящее прошлому настроение. Хоть видень и полнометражный, но во многом является авторским: сценарист Александр Боярский давно мечтал сделать фильм о своём дальнем предке — воеводе Михаиле Борисовиче Шеине. Личная увлечённость — мощнейшее средство сделать не на показ, а на совесть, сделать так, как не сделает большой киносостав за большие деньги. Немного сбил конец. Весь видень шло живое человеческое достоверное развитие, а тут вдруг сказочность и волшебство. Однако это воспринимается именно как сон, а не как очередное сюрреалистическое украшение. Поэтому очень даже к месту. Послесловие (последние кадры) меня поначалу смутило, но смысла повествования это в корне не меняет. Если не вкладывать в слово «шедевр» чего-то запредельного, а обратиться к его значению как «образца», то «Крепость» — безусловный шедевр. Этому мультику в своём роде нет подобных. Учитывая то, сколько ошибок сумели избежать его создатели, я могу только поклониться им. Мульт окупил лишь треть затрат, хотя на его создание было потрачено скромных 3,5 млн.$ (а не 200, как на некоторые вышедшие американские мульты). 10 из 10
Несмотря на то, что доверие к российской мультипликации подорвано, как и к нашему же кинематографу, иногда на экраны жалуют достойные картины, как снятые, так и рисованные, жаль только, что не все таковые получают положительные отзывы, а только творения 'проверенных' режиссёров. После 'богомерзкого', как выражается один из моих друзей на Кинопоиске, мультика 'Кукарача', за который, я считаю, нужно просто убивать, многие решили, что 'российская мультипликация умерла, прощай детство', а такие 'ленты', как 'Савва. Сердце воина' и 'Крякнутые каникулы' поддерживают этот низкий статус российской анимации, и попросту позорят её, но есть ещё талантливые мастера детской анимации, рисующие настоящие сказки без пошлятины и наркоманского лексикона, а добрые, умные и порой смешные истории. В мультфильме, о котором пойдёт речь, юмора нет от слова 'совсем', но есть отличная мифическая интерпретация эпизода нашей истории, скорее для детей постарше, а для тех, кто сейчас проходит по истории Смутное время, вообще идеально подойдёт. Им будет рановато смотреть исторический боевик '1612. Хроники Смутного времени', в силу натуралистичных спецэффектов, а 'Крепость. Щитом и мечом' отличное пособие по истории - конечно, не заменит учебник, но отличное совмещение приятного с полезным. Главные герои мультфильма - два мальчика эпохи Смутного времени, которые мечтают оказаться на войне и убивать ненавистных поляков, в чём им, разумеется, отказывают воеводы, а отец наказывает младшего сына. Мальчик ещё не дорос до боевых действий - он делает бомбы из теста и наряжается нечистью, чтобы напугать незнакомца, но духом он уже на поле боя. Ему удаётся обнаружить поляков около города, о чём он тут же сообщает воеводе, и вскоре начинается сражение, но кто-то портит порох, и воинам не удаётся атаковать поляков. Нетрудно догадаться, что этому мальцу, которого народ подозревает в демонической сущности из-за того, что он якобы украл глину, пригодную для изготовления ядер, удастся помочь воинам в их опасном деле. Ему же предстоит оказаться в смертельной опасности, ведь он не знает, кто в родном городе служит полякам... На самом деле в мультике нет нечисти, о которой сказано в описании, за исключением сцены с битвой ангела против демона в небесах, которая выглядит совсем сказочно. Нечто подобное мы видели в голливудском фэнтэзи-боевике 'Война богов. Бессмертные', раскритикованного из-за извращения мифов древней Греции, здесь же отступление от ещё более важного - истории - ещё более велико, ведь это превращение истории в сказку, но народ принял как должное, благодаря добротной русской обстановке. Мультфильм довольно интеллектуальный, это не стёб над классикой, а фэнтэзи-интерпретация реальных фактов, что выполнено на должном уровне и в сюжетном плане, и в визуальном, а потому непонятно, почему этот мультик сняли не в 3D, хотя битвы смотрелись бы ещё эффектнее в этом формате. Отличный проект, заслуживающий похвалы. 8 из 10
Современный мультик странный. В основном это дебильные пародии на богатырей или других сказочных персонажей. Действительно смешные и интересные по началу, сейчас скатывающиеся в современные реалии, точнее в самые пакостные современные реалии. Но есть самородки. Гениальные, которые бьют не по глазам или ушам, а напрямую в душу. Таким был Князь Владимир. А теперь и этот вот. Фактически, это очень детская версия Князя (не по сюжету, а по духу). Отсюда и все недостатки, но и отсюда плюсы. Молодое поколение тоже же надо воспитывать. Там, где для нас персонажи слишком ярко выраженные либо хорошие, либо плохие, где политический заказ будет торчать белыми ушами над экраном, ребёнок увидит, а точнее прочувствует то, что нужно. Родину, героизм. Замечательно показана глупость обычного народа, верящего любым, самым глупым побасенкам (привет либералам). Показана суть бояр, читай - чиновников. На таких простых, понятных и хорошо вписанных в сюжет вещах и должен формироваться нормальный маленький россиянин. Создавала Крепость также Мельница, которая прошлась по Богатырям. Такие же дурацкие движения персонажей, наигранные эмоции с голливудскими улыбочками и убогая рисовка всего живого. При этом просто шедевральная рисовка всех без исключения фонов и предметов! Великолепные фоны и типично-карикатурное всё живое режет глаз, но не забываем, что мульт для детей. Для взрослых есть Князь Владимир. Сюжет хороший, но всё же детский. Взрослый, например, сразу поймёт, кто предатель. Но увлекает даже взрослых. А уж слезу пустить в конце святое. Концовка великолепно сделана и напоминает гениальные старые, настоящие мультики про богатырей, князей и как Русь от врагов защищали. Отличная музыка. Мелодия, правда, одна (так кажется, по крайней мере) и не всегда к месту, но действительно хорошая. А уж там, где к месту... у-ух! Есть юмор, есть драма, есть эпичные моменты, есть грустные и есть героические. Много всего и замешано, надо сказать, весьма неплохо. Тянулась уже рука поставить 9 (минус за детскость, если бы делали серьёзно, то пробрало бы намного сильнее), но во время титров зачем-то зазвучал идиотский репчик. Кстати, ещё один большой плюс хождения без очков. Можно спокойно, не боясь их разбить, делать 'рука-лицо'. Давно мечтал, а тут такой повод. От шлепка даже шиншилла проснулась. Потом ещё подумалось, что в кадре не было церквей, а крест был один - у предателя. Неправильно это как-то, всё таки православие хоть и было навязано нам извне, однако прижилось так, что стало наиболее искренней и чистой формой христианства. Нельзя этого забывать. 8 из 10 Смотреть всем!
Многие рецензенты написали, что мультфильм якобы исторический и учит детей истории. Увы, ничего подобного, к реальной истории события мультфильма не имеют почти никакого отношения. Начнем с того, что в начале 17 века Смоленск вовсе не был русским в современном понимании этого слова городом. Смолян относили к белорусам (в документах 17 века белорусцам), а сам город уже более 200 лет был предметом шедшего с переменным успехом спора между Москвой и Литвой, причем среди населения города имелись сторонники и одних и других, однако преобладали скорее последние... В 1609 году после спровоцированного Василием Шуйским начала польско московской войны Смоленск изначально берут в осаду литовские (сиречь белорусские) войска во главе со Львом Сапегой, которые хотят вернуть захваченный почто столетием раньше Василием 3 город. Сигизмунд появляется под городом позднее ну и разумеется взять мощьнейшую крепость наскоком никто не расчитывал. Не планирoвася в тот момент и поход на Москву и еще меньше захват России. Да и называли поляки и литвины эту страну Московией. За время осады происходят события отраженные лишь появлением в городе 'бояр предателей', которые сообщают о свержении царя 'Васьки Шуйского' и требуют сдать город. В реальности, город надеялся на помощь от лучшего в тот момент московского военноначальника Михаила Скопина-Шуйского - дальнего родственника царя. Однако он был отравлен (царем или его братом). Армию вместо него возглавил бездарный брат царя Дмитрий Шуйский. Сигизмунд возпользовался моментом, послал часть своей армии во влаве с гетманом Жолкевским (вероятно невыразительным гетманом в мультфильме) навстречу московскому войску. В битве под Клушино Жолкевский наголову разбивает минимум впятеро превосходящего противника, после чего Василий Шуйский и теряет корону, которую вместо него предлагают польскому принцу Владиславу... Однако заключенный мирный договор не удерживается, осада Смоленска продолжается, пока город не падет уже в 1611 году. После 1612 удача на время оказывается на стороне Москвы, однако все попытки отвоевать Смоленск, разумеется не отданный некому 'графу Новицкому', а немедленно получивший самоуправление по Магдебургскому праву, проваливаются. В 1618 году город остается за Литвой. В 1632-33 году Москва делает еще одну попытку вернуть город в так называемой 'Смоленской войне', которая оканчивается трагически для героя мультфильма воеводы Шеина. Его осаждавшая город армия была окружена пришедшими на помощь уже польскому гарнизону войсками Владислава, и вынуждена была капитулировать. Шеина же сделали козлом отпущения и казнили в Москве 'за измену'. Это причина упоминавшейся 'малоизвестности' данного исторического персонажа. Так что при том, что оборона города под руководском Шеина в 1609-11 году реально была героической, она была не 'отражением захватчиков', а эпизодом длительной борьбы за спорную пограничную территорию. Эпизод при правдивом его изложении мало подходящий для 'патриотического кино' да и слишком сложный для детей младше старшего школьного возраста. В отрыве же от истории, сюжет мультфильма очень напоминает сюжет большинства приключенческих/фантастических романов 30-50 годов прошлого века, с 'хорошими нашими', 'плохими ненашими', обязательным шпионом и (или) изменником и так далее... Как говорится новое это хорошо забытое старое... Хотя есть и странности - главные плохие в мультфильме как и положено по жанру карикатурны, но вот неглавные то как положено злобные и страшные, а то вполне себе ничего, что как то необычно... Ну и концовка (перед эпилогом) особо доставляет... Общее качество добротно, но каких то запоминающихся находок, которых хватает в других не 'исторических' мельничных мультиках здесь нет, так что за вычетом 'патриотизма' мультфильм скорее неудачный.
Являюсь жителем г. Смоленска, поэтому сходила на премьерный показ. Было очень приятно, что студия «Мельница» сняла фильм про наш город. Из хорошего — приятная рисовка, отлично подобранная музыка, могучие бородатые и усатые защитники, одним словом – мужество и доблесть! Показали Смоленск в кино (ура!), при этом никакой явной крови, хотя сцены битв были. Впечатление хорошее, но портят его несколько моментов. Вот, во-первых. Нам буквально по часам показали первую неделю. Причем не историческую часть, а мысли на тему. Дети, самодельные бомбы, шпионы в маске черта… Т.е. художественная фантазия на тему: «а как могло быть?». Стороннему человеку нельзя получить представление об исторической эпохе, равно как и узнать, что именно происходило во время осады поляками нашего города-ключа. Нельзя понять важность этого стратегического пункта и узнать, почему эта защита была важным историческим событием. А почему? А потому что герои половину фильма гоняют черта, половину – строят/рушат козни. И лишь в самом конце, будто между делом, закадровый голос говорит: «После этого город защищался 2 года». Мы увидели завязку истории и начало осады. Но почему не показали, как страдали горожане зимой? Почему не показали, что Москва отказалась помогать в защите? Почему не показали, что пройдя Смоленск, поляки вышли бы прямо на столицу и взяли бы её голыми руками? Почему не сказали, что на момент 17 века наша крепостная стена была лучшим фортификационным сооружением во всей Европе? Во-вторых, авторы интересно обыграли подземные ходы. Они на самом деле были, но сложилось впечатление, что в любой момент любой человек взял и беспрепятственно перешел в любое место города. Это было не так, авторы намеренно приукрасили этот момент, но это я придираюсь, как человек знающий историю. Огромное спасибо за сохранение местных историй. В-третьих, семибоярщина. В мультфильме её показали как горстку бояр, которые приходят, говорят: «А сдай город», на что воевода Шеин отвечает: «Не сдам, идите лесом», и все, линию закрыли. С исторической точки зрения – неверно. На самом деле после отставки царя и начала семибоярщины защита города велась без поддержки Москвы и даже без поддержки смоленских дворян. Длилось это довольно долго, и как поступок главы города это многого стоит. Я считаю, что забыть эти вещи показать или посчитать несущественным — преступление против истории. Четвертое. Роль маленьких детей и мистики в обороне города. У меня и у многих сложилось впечатление, что основную роль в обороне города сыграли преимущественно бродячие дети и добрые сущности. Под доброй сущностью я подразумеваю дедулю-банника, который на самом деле легенда всей Руси, «Огнем и мечом город спас». Но мы-то знаем, что оборона держалась на реальных взрослых людях два года. Пятый момент. После всех неурядиц, после битвы света и тьмы, показанной нам в самом конце, мы наблюдаем победу светлой сущности и встречу главных героев. Зрители объединяются в порыве гордости за свою историю, думают о высоком, одухотворены победой… И нам сухим голосом архивариуса говорят, что это не конец, что город страдал еще 2 года. Такой резкий переход от духовности к сухим фактам неприятен и портит впечатление. Резюмирую. Многими людьми (и мною в том числе) фильм ожидался как исторический. А получилось очередное «по мотивам», когда берут период, читают википедию, придумывают героев и сюжетную линию, и ставят на поток в кинотеатры, люди посмотрят. Грустно. Обидно. И за историю, и за город, и за кинематограф, в том числе мультипликацию. Но если подумать, даже многочисленные «Богатыри» страдают от этого. Мы все видели глуповатого Алёшу Поповича вместо хитрого и сметливого, каким он был в былинах. В целом, патриотическая направленность и желание показать, что Русская история не хуже зарубежной – очень и очень похвальна. И мультипликация у нас хорошая. Могли бы быть на достойном уровне, не хуже иностранных студий.
Вот уже десять юбилейных лет как в царcтве-государстве 'Российская Федерация' празднуется День народного единства. По всей стране весьма и весьма скромно проходят различные мероприятия, митинги, марши и тому подобное. Четвёртому ноября, несмотря на судьбоносные для России события четырёхвековой давности, к сожалению, пока ещё не удалось из дополнительного выходного превратиться в истинно народный праздник, что соответствующим образом нашло своё выражение и в кинематографе царства-государства. За десятилетнюю историю праздника ему было посвящено всего лишь две кинопостановки, надо сказать, более чем сомнительного концептуального умысла, - художественная Хотиненко и мультипликационная Дмитриева. Причём последняя стала чем-то вроде анимационного ремейка первой: сюжетная линия обоих фильмов так или иначе основана на обороне крепостей русскими, хотя, как мы помним из школьных учебников, начало ноября 1612 года памятно событием кардинально противоположным - сдачей иноземными интервентами кремлёвской крепости. Кинематограф царства-государства категорически отказывается снимать картины, посвящённые героическому освобождению Кремля от вражеских оккупантов русским ополчением, и вместо этого ко дню русской победы приурочивает премьеру полнометражного мультфильма пускай и про доблестную, но всё-таки павшую оборону Смоленска, по результатам Смуты присоединённого к Речи Посполитой и возвращённого в состав России едва ли не по прошествии половины столетия. Где Минин, Пожарский, Сусанин, патриарх Гермоген? Не русские ли, в конце концов, брали крепость, а не наоборот? Смысл подобных кинорокировок достаточно понятен, вот только убежишь ли от предсказаний прозорливейших тайновидцев, большинство пророчеств которых сбылось? Сам же по себе мультфильм получился вполне сносным и колоритным. С первых же минут просмотра мне сразу же захотелось сделать главным героем благовоспитанного и смиренномудрого Федьку, а не дерзкого авантюриста Сашку, который своею бравадою невольно напомнил того самого забавного мальчугана со знаменем и в морионе, поучаствовавшего в неудачном штурме крепости. Недосказанную концовку успешно компенсирует проникновенный саундтрек.
Между проектами о трёх богатырях студия «Мельница» выпускает военную драму про оборону Смоленска от польского короля Сигизмунда Третьего. Мультфильм заметно отличается от сказочного посыла силушки богатырской. Это совершенно другой уровень: тут смерти, предательство, военная тактика и красивая анимация битвы. Сюжет затрагивает двух друзей Сашку и Фёдора, которые по-разному смотрят на мир. Сашка – весь пылкий, энергичный, жаждущий сражений. А Фёдор больше пацифист, которому не нужны передряги. Режиссёр Фёдор Дмитриев сразу окружает зрителя атмосферой приближающегося сражения. Рисовка у мультфильма местами анимационная, местами карандашная, поэтому можно насладиться кадрами города: посчитать избушки, оценить жителей города, почувствовать разницу между Сашкой и другими людьми (в плане рисовки). На обратной стороне этой битвы выступает польский враг – король Сигизмунд Третий. Он мне напомнил немецкого посла в Киеве в «Три богатыря: Конь на троне». Энергии у Сашки хоть отбавляй, мальчик делает акцент на родне и при этом жаждет быть в гуще военных действий. Воевода Михаил Шеин предстаёт перед нами, как знающий стратег и тактик, поэтому его видение боя впечатляет военными хитростями. Дальше мультфильм включает шпионаж, случайных свидетелей, предательство. Сашка вечно оказывается не в то время не в том месте, хотя рвению паренька можно позавидовать – он жаждет доказать, что, не смотря на столь юный возраст, паренёк готов бить неприятеля. Фёдор же отходит на второй план. Неожиданно для авторов и в целом для студии – мультфильм переходит в жёсткую драму. Зритель остаётся в неведении от происходящего, потому что враг близко, враг у ворот, а среди смоленского народа ходят определённые слухи. За происходящим приятно наблюдать. Мы видим хитрости врагов, поэтому переживаем за ответные действия союзников. Мультфильм за 70 минут хронометража умудряется держать интригу до последнего момента, чтобы в итоге дать полякам огромное преимущество. Чем может ответить воевода? Нас очередной раз поражают стратегические умения и жертвенность. В итоге, мультфильм заканчивает события, чтобы финальными титрами провести урок истории. На фоне первых работ студии про Изумрудный город, на фоне богатырской франшизы «Крепость: Щитом и мечом» кардинально отличается по рейтингу, по драме и жестокости. Мультфильм интересный, интригующий и трагический.
Студия «Мельница» хорошо начинала свой путь: «Приключения в изумрудном городе», «Карлик Нос», первые мультфильмы про богатырей. Но затем эта студия застряла в нише пародийных сказок, высмеивающих нашу реальность. Те же последние части «Богатырей» стали жертвой конвейера, и не представляют собой ничего интересного, кроме как унылой сатиры на современность. Но вот с «Крепостью» совершенно иной случай. Сперва нужно отметить, что этот мультфильм не является очередной «типа сказкой с современными шутками» вроде «Ход конем». Этот мультфильм реалистичный, и не просто реалистичный, а исторический. «Крепость: щитом и мечом» рассказывает о длительной осаде Смоленска в 1609 году поляками. В центре истории- обыкновенный мальчик Саша, который в силу возраста не годен в солдаты, зато полон патриотизма и отваги. Он пытается помочь воеводе Шеину и своим собратьям защитить город от поляков, и ради этого юный герой готов пойти на риск. Сценарий к мультфильму писал Александр Боярский, достаточно плодотворный представитель студии «Мельница». Он является сценаристом чуть ли не всех мультфильмов студии, и он весьма неоднозначный автор. Он в одиночку написал сценарии «Карлика Носа» и «Трех богатырей на дальних берегах». И тут проблема: «Карлик Нос» весьма хорош, в то время как «Дальние берега» стали самой худшей частью из «Трех богатырей». И поэтому я не знал, чего мне ожидать от «Крепости», учитывая, что Боярский один написал к нему сценарий. Но опасения не оправдались. Сценарий получился не просто на уровне «Карлика Носа», а даже превзошел его. Это говорит о том, что Боярскому хорошо получается писать разноплановые истории, в которых есть и приключения, и трагедия, и юмор. А во всяких «комедийных» мультах, где юмор является основной составляющей, Боярскому лучше писать с соавторами. Но могу точно сказать, что «Крепость»- это действительно большая творческая удача Александра Боярского как сценариста. Он сделал эпическую историю о том, как простые, самые обыкновенные люди становятся героями. Да, мультфильм получился увлекательный. С историческими событиями нашей страны, с долей убедительного вымысла, с интересными поворотами сюжета и с хорошим смыслом. У «Крепости» органично переплетены эпические, грустные и веселые моменты. Персонажи получились живые, каждому из них хочется сопереживать. Да, тут есть условное деление на «хороших» и «плохих», но в какой-то момент становится жалко даже «плохих». Например, в сцене с юношей, несшим флаг впереди вражеского войска, я немного сочувствовал «неприятелям». И я сопереживал главному герою Сашке, который проходит непростой путь становления обычного мальчишки в настоящего воина. Мне был интересен воевода Шеин, которого харизматично озвучил Петр Федоров. И местами забавлял главный антагонист, польский король Сигизмунд, прикольно озвученный Евгением Стычкиным. Мультфильм нарисован очень качественно и приятно смотрится. Рисовка ближе к «Карлику Носу», чем к «Богатырям» и кое-где органично приплели 3D-графику, особенно в батальных сценах. Сражения смотрелись впечатляюще, и при этом рукопашные бои старались показать так, чтобы их мог смотреть маленький зритель. Герои рубят друг друга мечом, падают замертво, но проливающуюся кровь и увечья нам не демонстрируют. Музыкальное сопровождение эмоциональное, и саундтрек достаточно эпический. Студия «Мельница» реабилитировалась и сделала, на мой взгляд, самый лучший свой мультфильм. Особенно если учесть, что режиссер мультфильма- новичок в анимации, Федор Дмитриев, то его можно поздравить с удачным дебютом. И будет очень обидно, если этот мультфильм провалится в прокате, в то время как скатившиеся «Три богатыря» собирают миллионы. Ведь «Крепость: щитом и мечом» стоит того, чтобы его посмотрело как можно больше людей. Все-таки видно, что этот мультфильм сделан с душой. А значит, у студии «Мельница» все не так уж и безнадежно.
Полностью согласен с мнением о низкой художественной ценности данной картины, поэтому не буду пересказывать исторические неточности картины. Она на мой взгляд полностью искажает представление школьников о настоящих исторических фактах и направлена только лишь на укрепление 'духовных скреп', понятия возникшего в начале 21 века в России (думаю, что не на очень длинное время). Фильм скорее всего вредно, чем полезно показывать школьникам старше 12 лет, когда они должны оперировать более менее достоверными сведениями, без разного рода идеологической мишуры начала 21 века. А ее в фильме хватает с избытком, начиная от разделения героев на 'наших и ненаших', 'русскости' как самой великой нации, Царь всегда от бога, а бояре - воры, отдай за Родину и царя жизни душу, человек - ничто, нация - все. Ну и т.д. Т. е. все очень напоминает по стилю мультфильмы для детей, создаваемые в наше же время в Палестинской автономии, Иране и других развитых странах, преследующих при этом вполне 'взрослые' цели. Да и судя по прорисовке картины делалась она быстро, бюджетно, иногда прямолинейно (скажем грубо) как обычно и бывает с заказанным материалом, когда Заказчик преследует только одну цель - освоить выделенный бюджет.
'Крепость: щитом и мечом' - отличный пример совмещения приятного с полезным. Полезное - это, конечно, тематика: Смутное время, когда иноземным захватчикам противостояли всем миром, от мала до велика. Даже я, человек бесконечно далекий от истории, заинтересовалась. А приятное - все остальное, от динамичного, действительно лихо закрученного сюжета до последнего кирпича крепостной стены, нарисованного с душой и с любовью. Во многом 'Крепость' похожа на то, что студия 'Мельница' делает уже десять лет - мультики про богатырей. Но 'богатырская' серия - это скорее комедии, с музыкой, прибаутками, карикатурными персонажами. 'Крепость' куда серьезнее - тут все настоящее, и противник - реальный, а не сказочный. Очень здорово сделан основной сюжет, про двух детишек. Лично я была тронута буквально до слез! И хотя мультфильм безусловно детский, думаю, он любого взрослого впечатлит, как меня. Если сравнивать с другой отличной работой, вышедшей в этом году, 'Тайной Сухаревой башни', 'Крепость' гораздо лучше проработана - и характеры, и диалоги. Про рисовку я уж не говорю - без всякой компьютерной анимации и трехмерной графики Смоленск выглядит совсем как настоящий. И не только Смоленск - каждый персонаж буквально оживает в кадре. Что ни говори, художники у нас в стране очень талантливые! Российские мультики, к сожалению, редко добираются до большого экрана, и 'Крепость' - это настоящее событие. Она оставляет примерно такое же впечатление, как старые добрые рисованые мультики, которые все мы смотрели в детстве - шедевры от Диснея, например, или был еще отличный мульт про испанского рыцаря Сида. Не могу сказать, что сейчас мультики стали хуже, но прежние были как-то душевнее, что ли. Именно такой оказалась и 'Крепость'.