Я бы не стала писать отзыв об этом фильме, если бы не желание восстановить справедливость. В аннотации, расположенной выше, написано, что в замке погибает одна из подруг Ливии (Фанни Ардан). Так вот, ничего подобного! Погибает вовсе не ее подруга и вообще не женщина, а муж Ливии. Такие ошибки удивляют. А писать об этом фильме я бы не стала, потому что признаюсь: мне непонятна его глубина (если таковая есть). Фильм, как матрешка, состоит из трех слоев, один из которых - события современности (начало 80-х), второй - годы после Первой мировой войны, а третий - вообще какая-то фантасмагория, напоминающая замок Нойшванштайн и 'сказочного' короля Людвига с его мечтами о Лоренгрин и прочих легендах. Эти сказочные сцены вплетаются в сюжет как интерлюдия, но смысл их остался для меня нераскрытым (возможно, я не очень старалась его раскрыть). Сцены послевоенных лет пронизаны мистикой, но я бы не назвала ее пленительной или завораживающей. Фанни Ардан, ради которой я и разыскала этот фильм, большую часть фильма или недоумевающе взирала, или обворожительно улыбалась. Да, у нее прелестная улыбка, но хотелось чего-то большего. Что же касается современных сцен, то порой они меня просто раздражали. Кучка педагогов, собравшихся на семинар, посвященный поиску наиболее передовых методов обучения, и, словно насмешка над ними, четыре ребенка, всего четыре! Четверо воспитуемых на толпу разглагольствующих о методах воспитания. Наверное, это и есть ирония автора фильма. Если определить жанр этого фильма, то, на мой взгляд, это не комедия. Драма? - Возможно, но тогда очень скучная, все время хотелось, чтобы она побыстрее закончилась. Мюзикл? Тоже не годится, во всяком случае, пение там довольно условное. Наверное, это авторское кино, которое не нашло лазейку ни в моем сердце, ни в сознании. Советовать к просмотру не буду, хотя, разумеется, это абсолютно субъективное мнение.
Следя шаг за шагом за фильмографией Алена Рене, прихожу к выводу, что это первая слабая работа мастера. Сюжет направляет нас в странный средневековый замок, который фактически переделан в пансион. Посетители проходят курсы повышающие их самоощущение. Они погружаются в детство. На мой взгляд, последующее развитие интриги в этом фильме не просто не раскрыто - оно просто провалено. Достаточно хорошие актеры, к которым я отношу Витторио Гассмана и Фанни Ардан, разыгрывают ожидаемую от Рене фарсовую постановку, которая переходит в гротеск. Мне эта картина напомнила 'Создания' Аньес Варды. Впрочем, совсем не идеальные 'Создания' на фоне 'Жизнь-это роман' выглядят настоящим шедевром. В итоге: стилистически Ален Рене решил вернуться к 'Провидению', однако недостаточно проработанный сценарий и сумбурная концовка не помогли мне оценить режиссерский замысел. Один из самых слабых фильмов Алена Рене 4 из 10