Коротко отрицательные и положительные впечатления, дабы не противоречить заголовку. Главное. Да, автор показал, что у каждого свой образ жизни, правила, устои и путь к Богу. Да, мы все такие разные и все такие похожие друг на друга. Да, мы любим, верим в Бога, но истребляем наш мир и убиваем друг-друга. И все это можем делать одновременно. Но что во всем этом нового? И еще. Не нашел отличия от телевизионных каналов для психически неуравновешенных людей, где также показывают птичек, водопады, бегущие облака и т.д. Но, преклоняюсь перед операторами. Картинка очень качественная.
Режиссёр Рон Фрике работал когда-то оператором на съёмках документального фильма Годфри Реджио ‘’Кояанискатси’’, вышедшем в далёком 1983 году. Его новую работу ‘’Барака’’ трудно не начать отождествлять с ‘’Кояанискатси’’. Всё те же кадры, всё та же демонстрация потоков людей, спешащих на работу и по срочным делам, безобразное отношение человека к природе, летящие над горами облака, панорамные пейзажи, образование волн, наскальная живопись и всё прочее в таком же духе. В ‘’Барака’’ География съёмок обширная. Создатели картины побывали в двадцати четырёх странах и потратили немало времени на съёмки и монтаж фильма. Конечно, прежде чем смотреть ‘’Барака’’, желательно ознакомится с картиной Годфри Реджио ‘’Кояанискатси’’. Реджио – человек, который не может не заставить относиться к нему с уважением. Ушёл в четырнадцатилетнем возрасте в монастырь. И проведя там, будучи монахом, последующие четырнадцать лет в молитвах и безмолвии, вернулся и, окунувшись в творчество, загорелся идеей снять фильм в новом стиле. Разница по времени между двумя фильмами всё-таки десять лет. Естественно, что картинка в работе Рона Фрике лучше и покачественней в плане цветопередачи, но не в этом суть. Различия между ‘’Кояанискатси’’ и ‘’Баракой’’ есть, но не столь существенные. В принципе, тема, показанная в фильме Фрика, преподносит человека также как и в работе Реджио. А именно как главного на планете Земля. Мчащиеся по дорогам и днём и ночью машины параллельно со звуковым эффектом, напоминающим дыхание, как - бы показывают безостановочное движение, посредством которого мегаполис будто оживает, заставляя зрителя начать сравнивать его с огромным, невидимым и не способным к нападению монстром. Люди, чья многочисленность и мельтешение с высоты многоэтажного дома напоминает муравейник. В других эпизодах городские бездомные кутаются в тряпки, в попытке согреться. Это всё чередуется с эпизодами, в которых совершаются молитвы, обряды и ритуальные танцы африканских племён. Всё смотрится очень красиво. Можно сказать, что ‘’Барака’’ – не что иное, как продолжатель концепции ‘’Кояанискатси’’, который, в свою очередь является первой частью трилогии ‘’Катси’’. А у ‘’Бараки’’ есть своё продолжение под названием ‘’Самсара’’. 8,2 из 10
Недавно посмотрел выложенный на Youtube короткий мультфильм под названием 'MAN' продолжительностью 3 минуты 36 секунд. Там перед нашими глазами показан идущий во времени и пространстве человек, в маечке с надписью 'Welcome' и висящим пузом, самодовольный и свято верящий в своё превосходство над окружающим миром. В итоге он оказывается на вершине гигантской кучи мусора, а с неба прилетают инопланетяне, у которых от местного пейзажа разом портится настроение... Почему я заговорил об этом мультфильме? Дело в том, что он пронизан пессимизмом и отвращением к человеческой цивилизации, той её стороне, благодаря которой, собственно, и создаётся парадная картинка высокого уровня благосостояния, подающаяся как достояние всех людей, а в реальности - прерогатива лишь той небольшой группы, которая обладает положением в обществе, деньгами, властью или связями - так называемой элиты. Остальные выживают как могут, в зависимости от того, куда их забросила судьба. И тут я смотрю фильм 'Барака' - и снова чувствую этот пессимизм, и снова это отвращение к обратной стороне человеческой цивилизации, только уже на целый час тридцать шесть минут! Красиво, стильно, профессионально - такими эпитетами безо всяких сомнений можно наградить этот фильм, но чего нельзя сделать - это испытать какую-то радость, позитив от самого просмотра. Наоборот - чувство опустошения, безысходности, бессмысленности бытия нарастает с каждой увиденной минутой. И в конце фильма ты задаёшься вопросом: зачем я всё это глядел?!.. До этого уже посмотрел 'Дом. История путешествия', фильм 2009-го года режиссёра Яна Артюса-Бертрана, идеи которого в главном перекликаются с 'Баракой', затрагивая, говоря коротко, социальные и экологические проблемы современного общества, причём в совокупности. Но если в 'Доме' больше пейзажей, красивых видов, то есть взгляда с высоты во всех смыслах, то 'Барака' практически весь посвящён неприглядной стороне жизни: катастрофической нищете, превращению людей в биороботов, исполняющих какую-то востребованную обществом, зачастую машинальную и не требующую интеллекта работу - будь то сборка микросхем или производство сигар, так и торговля собственным телом. В итоге осадок после фильма остаётся весьма неприятный. Я не могу назвать фильм 'Дом' лёгким, но 'Барака' - ещё более гнетущий и тяжёлый. И самое главное, чем он плох - фильм не отвечает на вопрос: как с этим со всем нам быть?! Как и многие творцы, авторы фильма, показав на кучу дерьма пальцем, считают свою миссию выполненной. В 'Доме' по крайней мере есть голос автора фильма, предлагающего свою точку зрения, с которой можно соглашаться или нет, но она по крайней мере в фильме присутствует! Если тезисно: нас становится слишком много, мы слишком много потребляем и выбрасываем, нам нужны экологические производства. Что реального предлагает нам 'Барака'? Затянутые статичные планы? (Прекрасный ход - думайте сами!) А может возвращение в джунгли, к набедренным повязкам, котекам, головным уборам из перьев райских птиц - к первобытной радости? (Ну если даже гипотетически все побегут в джунгли - последние просто порубят на дрова, а всё зверьё сожрут - ну а потом мы почти все умрём от голода, а кто не умрёт - жутко озвереет с таких раскладов.) А может обращение к буддизму, к опыту Индии?.. (Кстати, об Индии. Подруга моей мамы, любитель путешествий, человек жизнерадостный, невероятно энергичный, неприхотливый, гибкий, способный приспособиться как к культурной поездке, так и к диким походным условиям - недавно побывала в Индии. Как она рассказала потом, был момент, когда она там даже плакала. Если знать её лично - будет понятно, что это экстраординарный для неё случай. Поэтому если вы хотите пробить на жалось, найти картинки ужасающей нищеты - Индия к вашим услугам!) И вот в то время как золотой миллиард наслаждается если не богатством и роскошью, то по крайней мере обеспеченной, защищённой социальными гарантиями жизнью, пользуется широкими возможностями для собственного развития и роста, достижениями науки и техники - всеми теми благами, созданными в конечном итоге руками нищебродов - последние едва сводят концы с концами. Зачем первым придумывать и внедрять дорогих роботов, работающих на электроэнергии, когда есть, грубо говоря, миллиард китайцев, миллиард индийцев, голодное население других бедных стран третьего мира, которые за копейки будут делать то, что скажут?! Зачем задумываться об убогих картинах жизни быдла, зачем заботиться об экологии, если обеспеченные люди живут и отдыхают в других местах, а в крайнем случае - зажмут нос и перешагнут, как обычно делают все белые люди?! Как решать все эти проблемы с точки зрения гуманизма? Многие возникающие по ходу просмотра вопросы 'Барака' оставляет без ответов, предлагая вместо них уже упомянутые затянутые статичные планы: пейзажи, строения, люди. Причём людей, смотрящих на тебя будто в ожидании: ну придумай что-нибудь! Но думать обо всём этом некому: 'неудачникам', 'лузерам' некогда думать - они живут и трудятся в полуавтоматическом режиме, а 'золотому миллиарду' думать незачем - у них и так всё хорошо. Вот и получается, что вся надежда, как ни парадоксально, на парящуюся в горячем источнике обезьяну из начала фильма, которая в свою очередь с надеждой смотрит на небо - может оно снизойдёт до нас?!.. Если рассматривать все три описанные мной произведения: фильмы 'Барака', 'Дом' и мультик 'MAN' - то на данный момент времени 'Бараку' я бы посоветовал смотреть в последнюю очередь. Несмотря на качественную, профессиональную работу, она оставляет тяжёлое, гнетущее впечатление безнадёжности. Это фильм, посвящённый крайне сложным проблемам человечества, на которые до сих пор история давала лишь один ответ - война. Война за ресурсы, война за более качественную жизнь, война за жизнь как таковую. Несмотря на разговоры о толерантности и равенстве - расизм и национализм никуда не ушли из современной жизни. Достаточно вспомнить, как теракты во Франции сотрясли весь цивилизованный мир, в то время как точно такие же теракты в Ираке, Сирии, Ливии, Тунисе и т.д. для большинства - сухая статистика. Потому что собственные, шкурные интересы стран гораздо важнее заботы о каком-то мифическом общечеловеческом благе. И в этом горе бедных, слабых, побеждённых... Тем не менее, так как фильм 1992-го года, я не могу не сделать на это скидку. И если вы ещё не смотрели 'Дом. Свидание с планетой' - начните с 'Бараки'. Возможно, тогда этот фильм понравится вам больше, чем мне.
Удивительный фильм. С первых же минут зрителя ждет полное погружение в красоты, неоднозначности, противоречивости пейзажей и видеозарисовок, которые режиссер и его команда отсняли в 24 странах мира. Некоторое из увиденного поражает воображение, что-то заставляет задуматься и переосмыслить свои взгляды на тот или иной аспект человеческой жизни, иной пейзаж мотивирует немедленно паковать чемоданы и ехать-ехать в место съемки, дабы воочию, в реальном, так сказать, времени лицезреть эту красоту... Порой проникаешься трепетом от того, что показывают место, где ты уже была, но которое так и не смогла разгадать и куда мечтаешь ещё вернуться... Так было со мной, когда показывали Варанаси, мистический город, пропитанный тайнами так же сильно, как пропитывается одежда сладковатым запахом сжигаемых на гатах усопших... К сожалению, хоть работа съемочной группы и была титанической, но очень жаль, что достойного материала об одном из моих любимейших городов на планете, Гонг Конге - не достаточно. Гонг Конг очень изменился с 90-х годов, аэропорт перенесли из центра города на окраину, непостижимый Коулун снесли и выстроили на его месте парк... Мне жаль, что я не смогла побывать в Гонг Конге 90-ых и жаль, что в 'Бараке' образ этого необычного города тех лет не смогли раскрыть сполна, лишь обрывки образов, визуальные намеки... Но это лишь один ма-а-аленький недостаток и то, конечно же, я понимаю, очень и очень субъективный. В остальном - фильм шикарен. И шикарен, кстати, не только безупречной операторской работой и превоходным монтажом, но и самой идеей - отсутствием вербального контекста. Ко всем, кто еще по каким-то причинам не видел фильм, у меня большая просьба - обязательно посмотрите этот минишедевр!
«Барака» – фильм, о котором не хочется говорить; о нем хочется молчать. Молчать и смотреть так же выразительно и пугающе-пронзительно, как его герои. Почему-то кажется, будто в словах истины нет, а есть только ложь – и мысль изреченная звучит глупостью и пошлостью. В «Бараке» слов нет, но они и не нужны, все понятно и без них – впрочем, уже здесь я вру: по сути, в этом фильме непонятно почти все, но в то же время оно почему-то кажется само собой разумеющимся и ясным. Странное чувство – ты будто бы выпадаешь из реальности, реальность переворачивается, становится дикой и чуждой – и во всем видятся метафоры и образы. Конвейер-люди-конвейер-люди – кадры сменяют друг друга, и ты невольно поддаешься ощущению собственной бессмысленности и абсолютного бессилия. А потом думаешь, выйдя на воздух – какого черта, ведь все не так! Режиссер рисует сказку. Он показывает жизнь – и она одновременно абсолютно, удивительно правдива и зачаровывающие, обманчиво сказочна. Женщины в храме, беззвучно и оживленно открывающие рты под медленную тягостную музыку, долго и статично смотрящие на тебя с экрана дети – все это только иллюзия, но иллюзия мощная и пробирающая насквозь. И ты уже не знаешь, где правда и что правда – и что тебе делать после. «Барака» – фильм абсолютно неоднозначный и так непохожий на большинство других, что, посмотрев его, совершенно теряешься: что это? что хотел сказать автор? почему именно так? Жизнь и смерть, время и бесконечность, достаток и нищета здесь прочно переплетены друг с другом, галопом проносятся мимо, оставляя на языке странный терпковатый привкус непонимания. Непонимания фильма, мира, самого себя.
Начну с того, что по моему нескромному мнению, Барака – безусловный шедевр кинематографа, неподражаемая авторская работа и один из моих самых любимых фильмов. Сразу хочу отменить, что это не просто видовой фильм, а много большее, чем рядовая документальная лента. Куда лучше характеризует фильм википедия – это скорее философское эссе, в котором куда больше вопросов, чем утверждений и морализаторства. И художественные средства - блестящий союз операторской работы и музыки, прекрасно обходятся без вербального компонента. Подобная манера не заключает зрителя в рамки авторского высказывания, а позволяет найти большее, задавать себе из раза в раз главные вопросы и возможно, с течением времени, даже получить различные ответы, кто знает. К чему слова, когда мы знаем, как легко они могут ограничить, омертвить блестящую работу. Имя, которые необходимо запомнить, - Рон Фрике, оператор и режиссер картины. За ним стоит узнаваемая манера, почерк, который выделяет его фильмы на фоне прочего. Барака предшествовали грандиозная картина Годфри Реджио – Кояанискатси 1982 г. (еще одна глыба в своем роде), а также короткометражка Хронос, 1985 г. В этих двух работах разрабатывался тот же творческий метод, что позже был применен и здесь. Оба эти фильма обязательны к просмотру тем, кому, обладая созерцательной натурой, посчастливилось понять Барака. Не буду подробно останавливаться на них, скажу только, что Кояанискатси во многом задает те же вопросы, только с несколько иными акцентами, а концепция Хронос как нельзя лучше отражается в названии. Фильм был снят широкоформатной камерой (65 мм), а в 2007 году он подвергся уникальной процедуре реставрации и оцифровки. http://en.wikipedia.org/wiki/Baraka_(film) Результат феноменален. Могу вас заверить, что картинка просто вводит в экстаз. Короче говоря, я не пожалел денег на родной блюрей. Кроме того, диск содержит фильм о съемках. Звуковое сопровождение достойно высшей оценки. Я уверен, что каждый, кто смотрел фильм, запомнил фрагмент, который начинается с груженой повозки, запряженной чахлыми осликами, и в котором звучит известная композиция Dead Can Dance – The Host of Seraphim. Ведущую интонацию фильма можно обозначить словом «священный». Об этом говорят сами создатели. Потребность в духовной пище, наряду с другими человеческими потребностями, присуща нам как виду. Как это выражается в разных культурах, видоизменяется, растет и угасает. Где та граница, между «старым» мироощущением и «новым»? Что уходит, а что остается? Извечные вопросы. Что есть жизнь в конце концов. Но не только это. Фильм определенно не для всех. Конечно, чтобы его понять, в него нужно погрузиться, уйти с головой. Но он обладает невероятным магнетизмом и красотой. Обогащает духовно. Фильм – попытка нащупать, уловить нечто первостепенное. Попытка блестящая. Если вы не созерцательная натура, то не беритесь, а то в лучшем случае заснете. Если же это ваше, то фильм запомнится на всю жизнь.
Слово «Барака» в переводе с арабского означает «благословление», а руководствуясь суфийским учениями - «дыхание жизни». И то, и другое однозначно вписывается в тему фильма. Фильм Барака – это что-то необычное. Дело вовсе не в том, что отсутствуют актеры, слова, действия – привычные нашему восприятию вещи для кино. Вся необычность этого произведения в его смысле. Ведь нередко встречается фильм, который, можно сказать, бросает упрек зрителю в бессмысленности его жизни и даже ее паразитизме. Попытаться описать какие-то кадры из фильма – было бы глупой и недостойной затеей. Но я с самой большой уверенностью, которую могу себе позволить, заявляю – смотреть надо безоговорочно. Вся суть вот этого вот визуального повествования, выражается общим смыслом сравнения того, как люди носятся, словно мухи на белом сияющим рафинаде и как величественна, неподражаема природа во всем своем взаимодействии и согласованности. Человек показан великим, великим в своей ничтожности при попытке создать что-то такое, что смогло бы поспорить с этим неоспоримым гением всего живого. И все его попытки весьма обдуманны и причесанны со вкусом, но пропитаны излишним эгоизмом и оттого не вписываются в целостную гармонию окружающего ландшафта. Режиссер Рон Фрике, такую картину снимает не в первый раз (до этого были картины Chronos (1985) и Sacred Site (1986), а ещё ранее — в «Коянискацци») и мастерство передачи отточено немыслимым образом. Изображение затягивает в повествование, которое в несоизмеримых пропорциях информативнее любого другого фильма с актерами и диалогами. Музыка передает настроение, в отдельных моментах, настолько живое, что мгновенно осознаешь глубину своего распада и низости перед природой. Каждый момент, каждый кадр работает на эту идею и гармоническая целостность это кино, еще раз подтверждает его статус гениальности и высшей формы искусства. Этот фильм затронет ваши самые сокровеннейшие изгибы сердца и заставит задуматься о природе своих действий. 10 из 10
В 'Бараке' нет слов. В 'Бараке' длинные, медленные кадры. Эти кадры дают возможность обдумать то, что ты видишь, в отличие от других фильмов. 'Бараку' вообще нельзя назвать фильмом. Выгляни в окно - и ты увидишь тот же 'фильм'. 'Барака' - это трансляция мира. Казалось бы, каким-то сценам можно было уделить меньше времени, а какие-то - не показывать вовсе. Но как? Как можно? Все это - неотъемлемая часть нашей жизни. Это наш мир. Все это: монументальное, мгновенное, вечное, хрупкое. Смотря этот фильм, я размышляла о многом. 'Почему люди, считая себя великими, разрушают планету, которая так добра к ним?'. 'Почему мы не замечаем той красоты, которая окружает нас? Мы воздвигаем стены проблем и сами пытаемся вырваться из них'. Я думала о себе - я живу пару десятков лет, и еще, быть может, проживу столько же, может, больше. А природа вокруг меня будет неизменной тысячи лет. Мне стыдно за свою ничтожность перед Вселенной. Стыдно за свою мелочность, за свои надуманные трудности, за рамки, в которые я добровольно себя загоняю. Но я часть этого удивительного мира, наполненного такой красотой, такими чудесами, которые нам показывает 'Барака'. Даже не показывает, а тихонько напоминает об их существовании. 'Барака' не заставляет думать. 'Барака' дает вечность на размышления. 10 из 10
И действительно текст бы только испортил этот фильм. Вообще в последнее время такие фильмы тянут: Дом, Океаны, BBC: Планета Земля и сейчас – Барака. Во мне что-то изменилось. Всё же невозможно представить то, что в этих фильмах показывается. Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, а лучше всего – увидеть несколько раз! С другой стороны всё равно не только Я но и (если не 100 то 99%) зрителей таких фильмов всё равно продолжат покупать разнообразные дары природы! Но хотя бы если 1% зрителей будет поступать иначе, чем в том случае, если бы не смотрели Бараку, то картину с уверенностью можно считать успешным! Сначала фильм показался скучным. Ждал «ну когда же прозвучит хоть словечко?». Но постепенно фильм входил в свои русла и уже не хотелось слышать какой-либо текст. Волей-неволей вспоминается Michael Jackson – Man In The Mirror (c) As I turn up the collar on A favorite winter coat This wind is blowin` my mind I see the kids in the street With not enough to eat Who am I to be blind Pretending not to see their needs Я поднял воротник Своего любимого зимнего пальто - От этого ветра у меня выносит мозг. Я вижу детей на улице, Которым нечего есть... Кто я такой, чтобы закрывать на это глаза, Притворяясь, что не замечаю их нужд... 10 из 10
Это гениальное и удивительное творение просто пропитано идеей единства всего человечества. В него заложена истина! Реальная картина мира, хоть и печальная. Но там есть и надежда, путь к гармонии! Независимо от того, где мы живем, какого цвета наша кожа, на каком языке мы разговариваем, нас объединяет одно - вера! И то, что все мы люди! Люди, жизнь которых происходит по одной схеме и ничего не меняется. Все мы, как один работаем на заводах, предприятиях, каждый день выполняя однотонную работу. А время идет, проходят дни, а картина не меняется. Мы как курицы, несущие золотые яйца нашим хозяевам. Но есть чтото, что идет по жизни рядом с нами, это чтото звонит в колокольчик. Но мы не слышим этого звона, не видим реальной картины и мы несчастны. Мы вынуждены рыться по помойкам, торговать собой, чтобы выжить. А в это время сжигается нефть, просто сжигается, уходит в никуда. Богатства земли, которые должны принадлежать всем людям, находятся во власти наших хозяев. А мы воюем друг с другом, убиваем своих братьев, сестер, не понимая, что воюем за эту нефть. В результате этих войн нами уничтожаются ценнейшие артефакты, памятники, культура, нами же созданная. Но, несмотря на всю эту печальную картину, мы можем все это изменить. Для этого нам нужно очиститься, обратиться к нашему духовному началу и затмение исчезнет. Мы увидим свет. Мы увидим настоящую реальность. Мы поймем, что все мы живем под одним небом (под одной крышей) и нашу планету окутывает один космос, в котором также есть много других похожих, населенных другими цивилизациями, планет.
Видели ли вы, как из мертвенной поверхности дремлющего кратера пробивается на свет огненная влага? Как пар, сочащийся из земли, на пути к небесам обращается в облака, чтобы по прошествии многих дней разбиться о вершины горного монолита? Как солнце, укрощенное горизонтом тропических болот, восстает из пучины буйного моря, пробуждая к жизни безлюдное побережье? Видели ли вы утреннее убранство восточных храмов, молчаливую собранность дацанов, древнее спокойствие леса и суетность людских городов? Это – «Барака», фильм, который поражает воображение. Первые же мгновения приоткрывают для нас двери традиции востока: именно через ее призму должно воспринимать происходящее, именно она – ключ к видению Рона Фрике, режиссера, сценариста, монтажера и оператора картины. Неторопливое повествование проводит нас по эпохам и культурам, граням нашей реальности, устремляется ввысь, расходится по воде кругами. Здесь время и пространство, соединяясь в единой точке, приковывают к себе внимание, все без остатка. Кадр за кадром влечет за собой плавный танец сменяющих друг друга сцен в мир, где важны вдумчивое наблюдение, и концентрация, и покойное созерцание. Музыка – постоянный, но изменчивый спутник этого путешествия, она сопровождает нас всюду: то едва слышна в гомоне уличной толпы, то органично обрамляет изображение, то становится центральной частью композиции. Музыка – стержень ленты, вокруг которого с поразительной точностью собран видеоряд, перечень событий жизни нашей планеты. Событий, свидетелями которых мы были, и тех, что безнадежно ускользнули от взора. В фильме нет места для слов, для действия, для сюжета. Но есть четкое послание: идея, с любовью выношенная и безукоризненно реализованная, авторская попытка поделиться взглядом на скрытое многообразие, которое таит нам привычный мир. Технические стандарты, соответствующие воплощению задуманного Фрике, оказались столь высоки, что вынудили к изобретению специальной компьютерной системы, для получения нужного эффекта. Подробнее аспекты создания картины возможно изучить в открытых источниках, но это знание в контексте понимания произведения абсолютно ничтожно. Важнее то обстоятельство, что, даже спустя два десятка лет, в визуальном отношении лента все еще актуальна: на протяжении полутора часов кропотливо подобранные в единственно верной последовательности кадры вызывают восторг и поражают воображение зрителя, их выверенность и красота – безупречный выбор автора – близки к совершенству. Ограниченный рамками концепции произведения режиссер использует оригинальные методы для раскрытия собственных идей. Музыкальный ряд, имеющий с одной стороны четкую основу, но меняющийся, исходя из контекста повествования, – с другой, подчеркивает ту или иную сцену, усиливает наше погружение в происходящее. Однако в умелых руках этот простой прием выполняет и другую задачу: оставляя неизменным звучание, режиссер кардинально меняет происходящее на экране, объединяя, отождествляя меж собой не имеющие, как кажется, точек соприкосновения эпизоды. Здесь ритмы ритуальных танцев аборигенов соответствуют динамике мегаполиса, а фон тлеющих полей нефтяных скважин соотносится с мелодией театральных выступлений. На этом – крайне важном для понимания картины – методе основана и нарочитая похожесть в композиции кадров динамичной живой природы, рукотворных памятников человеческой цивилизации, быта и культуры удержавших хотя бы часть своей аутентичности народов мира. Таким сходством автор не просто показывает разнообразие жизни на планете, он объединяет ее под лозунгом: человек – часть природы, и то, что создано им так же относимо к ней, как вековые горные пики или бескрайние пейзажи прерий. Все сущее планеты Земля – едино: таково основное послание фильма. Так что же такое «Барака»? Сотканный из тысячи тысяч лоскутов-строчек гимн гармонии изменчивого постоянства нашей планеты. Путешествие, которое мало кто из нас решится совершить самостоятельно. Путешествие географическое, культурное, эстетическое, духовное. Путешествие, способное открыть через окружающее великолепие нам нас самих.
Описать 'Бараку' непросто. Да и как описать фильм, на всём протяжении которого тишина так и не будет потревожена ни единым словом? Всё это время перед завороженным зрителем захватывающий визуальный ряд и необыкновенное звуковое сопровождение. 'Барака' -- это возможность ознакомиться с множеством удивительнейших уголков земного шара, почувствовать их непередаваемую атмосферу, прикоснуться к Тайне, ощутить Невыразимое... Словно калейдоскоп цветных картинок, перед взором зрителя пролетят, как одно мгновенье, неприступные горные выси Гималаев и чудные городские улочки Непала, таинственные леса дикой Африки и бескрайние просторы Австралии... Приближаясь к мистическому, Вы проникнитесь одухотворённой тишиной монастыря дзэн в Японии и увидите иудейские синагоги Израиля, ритуальное кружение суфийских дервишей и неистовые пляски шаманов африканских племён, чтение священных мантр тибетских лам и возвышенную литургию православной церкви. Нет, 'Барака' -- это не 'Вокруг света', не 'В мире животных' и даже не 'BBC'. Задача фильма -- не просто поразить зрителя красотами и неповторимой атмосферой самых различных стран мира, хотя, конечно, и со всем этим фильм справился просто прекрасно. Всё же этот фильм несет в себе нечто большее. 'Барака' каждым кадром своим будто бы просит, советует нам... остановиться. Замереть. Хоть ненадолго прекратить этот ежесекундный безостановочный бег. И тогда, в тишине и спокойствии собственного сердца, мы увидим, наконец, красоту и многообразие Жизни, почувствуем её биение, глубину и наполненность каждой секунды. Будто бы пелена спадает с глаз, и мы впервые можем насладиться каждым мгновением... А ещё это фильм-предостережение, предостережение всем нам. Слишком мало осталось на земле таких мест, где время никуда не спешит, а секунды идут медленнее, и человек чувствует себя причастным к чему-то Высшему, к чему-то большему, чем он сам, где жизнь его наполнена непреходящим значением, смыслом, где ещё жива нераскрытая Тайна, где Чудо ещё возможно. Фильм противопоставляет современную западную цивилизацию (в самом широком смысле), с её основными атрибутами -- макдоналдсами, гамбургерами и кока-колой -- первозданной тишине и умиротворению тех немногих уже мест на земном шаре, куда не добралась ещё цивилизация западного человека. Это края, где на первом месте стоят не 'общечеловеческие' ценности гуманизма и капиталистической демократии, а вековые традиции и гармония с Природой. Где старость -- это скорее мудрость, нежели никчемность и бесполезность. Где смерть принимают как часть Жизни, не пытаясь замаскировать её под слоями грима, или спрятаться от неё, убежать. Где Жизнь, принятая полностью, во всех её проявлениях, -- богата в своей чистоте и проста в своей естественности. P.S. Фильм создан Роном Фрике (Ron Fricke) и Марком Мэджисоном (Mark Magidson), большая часть музыки написана Майклом Штерном (Michael Stearns). Само слово 'барака' в переводе с арабского означает 'благословение','благодать'. Съёмки фильма проходили в 24-х странах мира. @NiMa
На этот фильм я попал абсолютно случайно: по экологическому праву попросили принести какой-либо хороший фильм о природе. И, вы знаете, посмотрев этот фильм, получаешь нечто большее, чем от простого обычного фильма о природе с красивыми картинками. Есть много разных фильмов, но этот отличается кардинально от массы серых и порой многобюджетных фильмов. На то он и экспериментальный. Зритель начинает это понимать уже с первых же кадров, когда вниманию предлагается обезьяна в холодной воде зимой и думает о чём-то явно высоком и не повседневном. А теперь, на минуточку, нужно вспомнить научную теорию происхождения человека и Чарльза Дарвина. Бесспорно, фильм привораживает с самого начала. И фильм без единого слова ты смотришь с упоением. А ведь там и слов не надо - и так всё понятно и добавлять что-либо было уже лишним. Этот фильм смело можно отнести к так называемым 'философским' фильмам. У каждого своя философия, и каждый почерпнёт что-то своё с 'Бараки'. В фильме делается упор на контраст между совершенно дикой природой, 'дикими' людьми, их обычаями и современной, 'развитой' цивилизацией. Вопрос в том, кто на самом деле 'дикий', а кто - 'развитый'. Мы, жители больших и маленьких городов думаем, что мы самые 'продвинутые' и 'развитые' в то время как совершенно изолированные природой племена и народности живут своей, возможно, даже более счастливой жизнью, чем жители мегаполисов. Тогда, когда мы являемся звеном в конвейерной беспрерывной цепи, они просто выполнят обряды и традиции, которые утвердились ещё их далёкими-далёкими предками. И эти племена далеко не выглядят какими-то несчастными и постоянно встревоженными, несмотря на то, что им есть порой нечего, одевать своих детей не во что, родные и близкие умирают от очередной болезни. Фильм заставляет задуматься о человеческом счастье, о настоящей красоте как натуральной (пейзажи разнообразной и совершенно удивительной природы), так и искусственной (древние дворцы, памятники архитектуры, скульптуры, оставленные нашими далёкими предками). И поднимается страшный вопрос о том, как нынешние поколения небрежно относятся к природе, к истории и к тому, что не касается их лично, как они думают. Фильм смотреть стоит каждому, хотя, если говорить о минусах, то мне местами было откровенно скучно и в некоторых моментах можно было, как мне казалось при просмотре, сделать по-другому. Но это уже дело режиссёра. Операторы - огромный плюс! (и при том это 1992 год!) Смысл - плюс. Музыка - плюс/минус. Сценарий - плюс/минус. 5 из 10
«Барака» - один из самых красивых документальных фильмов в истории кинематографа. В частности именно поэтому в 2008 году была проведена полная реставрация картины. Благодаря этому, фильм 1992 года выглядит так, словно был снят вчера. Качество изображения дает в полной мере возможность насладиться удивительными красотами природы, сказочной архитектурой и техническим прогрессом человечества. «Барака» снималась в 24 странах мира, а если попытаться сосчитать все локации, то их окажется куда больше сотни. Кроме того, «Барака» не просто завораживающее зрелище для любителей путешествий или же фанатов виртуозного монтажа и выдающейся операторской работы, но и этакое философское эссе, заставляющее задуматься зрителя о разрушительной сущности человека и его месте в мире. Само же слово «барака» в переводе с арабского языка на русский означает «благословение», «благодать», «небесный дар», а в суфизме, и вовсе — «дыхание жизни». Режиссером, оператором и одним из сценаристов этого необыкновенного фильма выступил Рон Фрике, до этого сотрудничавший с первооткрывателем подобного жанра кинематографа режиссёром Годфри Реджо над известной картиной «Кояанискатси». Скорее всего, не будь «Кояанискатси», где Фрике был оператором и одним из сценаристов, не было бы и «Бараки». И в какой-то степени «Бараку» можно назвать вторичной. Тем не менее, на мой взгляд, картины такого рода, где самое главное зависит от визуального изображения, должны и режиссироваться самими операторами. К тому же Рон Фрике для создания этого фильма чуть ли не сам мастерил специальную камеру и всевозможное программное обеспечение для съемок удивительных, растянутых по времени кадров. Кстати, совсем недавно Американское общество кинооператоров в честь своего 100-летия составило список из сотни самых знаковых для киноиндустрии фильмов, в котором оказалась именно «Барака». Ко всему прочему нужно упомянуть и нашего с вами великого соотечественника, Дзигу Вертова и его документальную работу «Человек с киноаппаратом», которая весьма высоко ценится на западе и частенько входит в различные списки выдающихся фильмов, и, которая, безусловно, повлияла на творчество самого Годфри Реджо. Дзига Вертов и его брат, оператор Михаил Кауфман были одними из первых, кто в 20-е годы прошлого века пытался запечатлеть на пленку кинокамеры окружающую действительность без использования сценария, актеров и декораций – застать врасплох саму жизнь. Создать кино-симфонию. У Рона Фрике получилось создать необычайно увлекательный фильм, несмотря на то, что в нем нет ни единого слова. Лишь музыка, да изображение. Причем то, как Фрике рифмует некоторые кадры друг с другом (например, работу заводов, конвейеров, птицефабрик с нескончаемой толпой пассажиров подземки или желтыми Нью-Йоркскими такси), заставляет прилипнуть к экрану на все полтора часа хронометража. 9 из 10
Барака. Документально-постановочная лента снятая в двадцати четырёх странах мира, шести земных континентах и отраженная в неисчислимом количестве небесных светил. Здесь нет диалогов и нет повествования. Единственный и главный актер здесь — Планета Земля. Она вращается перед зрителем во времени и пространстве со скоростью двадцати четырёх кадров в секунду, а каждая секунда вольна парить здесь танцем собственного настроения. В одно мгновение камера замирает на ребре утреннего луча в каменной раме полуистлевшего Танзанийского монастыря, в другое кадрами абсурдной мешанины мегаполиса стирает долой привычные понятия «скорости». Только в «Бараке» взгляд обезьяны сидящей в горячем пруду равен всем глубинам холодного космоса, а танцы аборигенов синхронны движениям леса, черное перестаёт быть черным, а белое раскрывается веером радуг. Легко и ненавязчиво за руку ведут нас от алтаря к мечети и от креста к луне. Желтая роза поэта и астролябия географа, зевок младенца и слепота старика, тень праха и вечность любви… Барака… Твоё эхо в словах…
В этом фильме совсем нет слов. Совсем. Только музыка и песни различных племён, живущих в отдалённых уголках нашего мира. Этот фильм очень напомнила мне фильм Янна Артюс-Бертрана 'Человек'. По атмосфере, наверное. Но всё же есть одна разница. Что, конечно, моё сугубо субъективное мнение. 'Человек' нацелен на рассказ о разных абсолютно людях, у которых у каждого своя жизнь. 'Барака' же показывает всё наше сходство. Ход с отсутствием слов необычен, но понятен. На одном сайте в комментариях я прочитала фразу 'Собственные мысли и есть озвучка.' Так и есть. Во время просмотра появляются новые мысли, которые сменяются одна другой. Концепция. Да, именно концепция. Я считаю, что в документальных фильмах именно концепция, а не сюжет по большей части. Нам показывают пейзажи и жизнь людей в очень далёких от нас странах в сопровождении музыки, напоминающей какие - то индейские мотивы и мотивы различных племён. Какие же мысли приходят во время просмотра? Всем разные, наверное. Я думала о том, насколько мы - люди - разные, но в то же время, как мы похожи вне зависимости от того, где мы живём и чем занимаемся. Я думала о том, как красива наша планета. В моменты, когда показывали различные племена, я думала о том, как они там живут вдали от прогресса и цивилизации. Знают ли о том, как далеко ушли человеческие достижения. В фильме была ускоренная съёмка того, сколько людей переходит через один и тот же переход, и я подумала, что люди словно муравьи, город словно муравейник. А ещё у меня появилась мысль о том, что мы считаем эти страны находящимися в отдалённых уголках, но, скорее всего, они также думают о нас. Думаю, всем стоит посмотреть, хотя бы для того чтобы расслабиться и просто подумать. 7 из 10
Рекомендую прочитать 'Знаете ли вы, что...' и добавлю пункт - Знаете ли вы, что этот фильм буквально первый документальный эко-фильм? Задумайтесь, это 1992 год. Фильм не стандартный, не совсем документальный. Он затягивает, смотрелся на одном дыхании, словно книга, он и восхищает, и нагоняет страх. Цивилизация с обществом или единая природная система? Кто сильнее? Ответ очевиден. Природа возьмёт верх и пока что человечество не насчёт идти на компромисс с планетой в целом, оно всё больше копает яму себе же. Это отлично показано в фильме он даёт желание унестись отсюда, из четырех стен, на необъятные просторы и вздохнуть свободно. Вне общества. Смотреть фильм советую одному, без компании, без разговоров, без еды, без света и внешних раздражителей. Вашей компанией станут персонажи фильма, разговор заменит музыка из фильма, еду заменит сюжет, свет не нужен - это лишний раздражитель. Насладитесь наедине этим шедевром. Первым. Первым шедевром в эко-сфере. 10 из 10
Главное и, возможно, единственное достоинство данного проекта – его оригинальность. Это не фильм, это даже не документальный фильм, это – видеоряд. Без слов. Без смысла. Без субтитров. В этом его уникальность и ради этого его стоить увидеть хотя бы один раз. Я, конечно же, понимаю, что автор хотел многое сказать своей работой и снял её не просто так. Более того, я уверен, что любой критик найдёт в ней больше десятка подтекстов и скрытых смыслов. И говоря, что смысла здесь нет, я имел ввиду немного другое. Любой документальный фильм носит прежде всего познавательный характер – он не только показывает что-то, но и рассказывает об этом. Здесь же зритель оставлен один на один с изображением на, всего-то, полтора часа. Некоторые фильмы ругают за затянутость, так вот, это видеоролик, растянутый на 96 минут, это синоним слова «затянутость». Впрочем, некоторые визуальные аналогии мне всё же чертовски понравились, особенно сравнение людей с цыплятами. Кроме того, я бы не сказал, что от просмотра всё время получаешь эстетическое удовольствие. Да, некоторые кадры выглядят невероятно захватывающе, и смотреть на них очень приятно, в основном это дикая природа. Но есть и неприятные или безразличные лично мне моменты. Удовольствие на протяжении всего экранного времени можно получать только в одном состоянии, но т. к. лёгкие наркотики являются запретной темой в России, то я воздержусь от подробностей. В целом о просмотре не жалею, но пересматривать, скорее всего, не буду. Если же говорить о том, что сразу бросается в глаза, то европейская цивилизация, со всем её техногенным мусором и другими недостатки в любом случае будет для меня и ближе, и дороже диких африканских племён, как бы близки к природе эти самые племена не были… 6 из 10 P.S. рекомендую смотреть с субтитрами на названия мест и не за один раз, а отрывками минут по 20-30 - впечатление значительно улучшается.
Обнажать все ступени сегодняшней людской жизни, и так плавно переходя с одной на другую, это заслуживает открытых ртов, скажу я вам. Ron Fricke показал мир, который поймет каждый, и именно по своему, и именно так, как он может. Для недалекого неандертальца из глубинки он будет самым скучным на свете, а для старика читающего древние рукописи просто пустым занятием. Красота, гармония, и просто люди. Он так искусно смог показать все наши грани, возможные и мнимые. И глаза всех тех людей будет довольно сложно мне забыть. Он простыми вещами, банальными до невозможности, показал нам нас самих же как олицетворение красоты и силы, и в тот же момент как уродства и бесцельности. Эти завораживающие аналогии, простые и в этот же момент захватывающие личные открытия. Мне кажется просматривая этот фильм в 10-ый раз, любой из нас будет смотреть его как первый. Какие умные слова сейчас не скажешь, но все же передать эмоции не удастся, поэтому просто садитесь, выключайте свет, и погружайтесь в мир, который у вас уже и так есть, только научитесь ловить его.
Если вам в руки попали четыре миллиона долларов, то вы можете позволить себе купить дом на Лазурном берегу, или совершить кругосветное путешествие на роскошном лайнере, а потом наслаждаться всю жизнь достатком. Можно купить на аукционе антикварный спортивный кар и держать его в гараже, любуясь обводами и красотой кузова. Можно создать фонд помощи неимущим или построить школу. А можно снять Бараку. Чтобы создать такой тонкий, словно сшитый из шелка фильм, в котором нет постановочных кадров, нужно держать всю идею в голове изначально, и знать, чего искать, и найти это. И режиссер находил искомое, и фотографировал, снимал, должно быть представляя, как позже будет монтировать получившееся воедино. Наблюдатель мира побывал в самых разных уголках планеты и показал нам всю красоту, которую только смогла запечатлеть его камера. Будь то Большой каньон, или перенаселенная бразильская фавелла, или берега реки Ганг, или буддистский храм на вершине Гималаев, или огромный кишащий Токио - всюду ловил он кадры, независимо от изображенного прекрасные, которые останутся теперь с человечеством навсегда. Возможно, когда мы вытопчем последнюю траву на зеленых лугах и когда дорубим последние вековые деревья, Барака останется как учебник по созерцанию мира. Мира, в котором даже беспокойному и глупому человеку есть место среди вечных скал, на берегу огромных морей. Поэтика Бараки в созерцании. И расслабляющая музыка только способствует погружению в медитацию. Рон Фрик прожил эти кадры, ощутил Гармонию, иначе пленка не была бы настолько пропитана ею. Поживите эти полтора часа гражданином планеты Земля. А когда зрелище закончится, вам захочется вздохнуть. И какое-то щемящее чувство останется в сердце. Ненадолго или на дни, или на годы - не знаю. 10 из 10