Молодой Карл Маркс: отзывы и рeцензии

Левон Габриелян - 4211
Левон Габриелян - 421111 февраля 2021 в 01:24
Плохой киноязык для хорошей идеи

Снимать фильм-биографию про учёного, и уж тем более про философа - это большой риск. Риск по одной простой причине - события и образы на экране отразить легко, а вот абстрактные идеи и теории - трудно. По этой причине передать историческую роль Карла Маркса - это подвиг, которого Рауль Пек не совершил. Причина проста: формат двухчасовой картины не подходит для рассказа о Марксе и о том, кем он был для мировой истории. В результате режиссёру пришлось впихивать огромные пласты событий в коротенькие сценки или даже реплики. Возникает ощущение, что фильм - это просто одна большая отсылка на реальность: названия знакомых работ, знакомые имена. Но вот они прозвучали - и больше в фильме не появятся. Именно это, например, происходит в фильме с работой 'Святое семейство'. Ну нельзя передать весь конфликт марксизма и гегельянства, просто назвав Бауэра и Штирнера 'сентиментальными берлинскими социалистами'. И тем не менее, несмотря на написанное выше, сам фильм мне понравился. Каст отличный, актёры умеют играть и играют, декорации правдоподобны, атмосфера в кадре искренняя, сама история, хоть и уплощённая, но всё равно строится интересно, кроме пары эпизодов. Понравится ли вам фильм - зависит от того, зачем вы пришли. Если вам хочется визуализации и красивых образов - это для вас. Если хотите биографически точного отражения того, каким были Карл и Фридрих - уйдёте разочарованными. Просто не ждите от фильма много. Время для монументальной работы про Карла Маркса ещё не пришло.

surrealavangard
surrealavangard8 февраля 2018 в 10:29
Марксианские хроники

В год столетия Октябрьской революции родились, как минимум, два кинематографических 'Маркса'. Британец Николас Хайтнер снял комедию 'Молодой Маркс', а Рауль Пек - драму 'Молодой Карл Маркс'. Рауль Пек родился в Гаити, жил во Франции, Германии и СШA, обучался в Берлинском университете на инженера и экономиста, работал таксистом, журналистом, фотографом, закончил Немецкую академию кино и телевидения, основал свою телекомпанию, в 1990-х занимал пост министра культуры Гаити. Фильм рассказывает о коротком отрезке жизни и деятельности Маркса (1840-е годы): знакомство с Энгельсом и Бакуниным, споры с Прудоном и Вейтлингом, основание 'Союза коммунистов'... Байопик об основателе научного социализма получился достаточно слабым, не слишком динамичным, а временами просто скучным. Фильму катастрофически не хватает новаторства, эмоциональной силы и изобретательности, здесь нет ни нового взгляда на личность и философию основателя марксизма, ни оригинальных художественных решений. Операторская работа оставляет желать лучшего: мрачные, тусклые интерьеры в сочетании с неудачными ракурсами явно не радуют глаз. Но, самое главное, кинематографические образы Маркса и Энгельса получились какими то безжизненными, плоскими, прорисовка характеров не отличается глубиной и исторической достоверностью. Так, по воспоминаниям современников, Маркс был весьма харизматической личностью: 'Сам Маркс представлял из себя тип человека, сложенного из энергии, воли и несокрушимого убеждения, - тип крайне замечательный и по внешности. С густой черной шапкой волос на голове, волосистыми руками, в пальто, застегнутым наискось, он имел, однако же, вид человека, имеющего право и власть требовать уважения, каким бы не являлся перед вами и что бы ни делал. Все его движения были угловаты, но смелы и самонадеянны, все приемы шли наперекор с принятыми обрядами в людских отношениях, но были горды и как то презрительны, а резкий голос, звучавший как металл, шел удивительно к радикальным приговорам над лицами и предметами, которые он произносил'(Анненков). В фильме же, личность Маркса представлена блекло и неубедительно, Энгельс вообще выглядит глуповато, временами напоминая Иванушку дурачка. Режиссер, придерживающийся левых взглядов, словно свел к общему знаменателю худшие черты соцреализма и голливудской эстетики: одномерность, картонность персонажей, примитивизация характеров, предсказуемая шаблонность сюжета. Во время съемок 'Молодого Карла Маркса' Рауль Пек одновременно работал над документальной лентой 'Я вам не негр', что не могло не сказаться на качестве кинокартины. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Самое лучшее, что есть в этом фильме - финальные титры.