Это было бы смешно, если б не было так грустно. Вот так можно начать разговор о фильме «Темная лошадка». Центральный персонаж - 35-летний большой ребенок. Зовут его Эйб, живет он с родителями и коллекционирует игрушки. Но однажды наступает момент, когда наш герой решает выпорхнуть из родительского гнезда и обзавестись собственной семьей. Он влюбляется в «слегка ку-ку» девушку, которая уже давно утонула в проблемах личного характера и не помнит, когда в последний раз улыбалась. Сценарий режиссер Тодд Солондз написал быстро. Он, вообще, один из таких мастеров, которые разрешают своим актерам импровизировать. Так что исходный материал, к слову, который был немного суховат, отличается от того, что в итоге получилось.. А получилась печальная черная комедия о том, что молодость не вернешь, а время неумолимо несется вперед. И его, увы, не остановить. Однажды во время интервью Солондза спросили, захотел бы он перевести стрелки часов назад и изменить свою историю. На что режиссер ответил, что всем доволен, даже трудностями, и рассказал сценарий своей собственной жизни.. .. Тодд Солонз - выходец из еврейской семьи. Его потомки эмигрировали из СССР в начале столетия. В детстве Тодд хотел быть музыкантом, но родители видели сына только раввином. В итоге Солонз стал режиссёром, хотя никогда всерьёз кинематографом не болел. Его дебютная полнометражная лента «Страх, тревога и депрессия» (1989) была снята на деньги его родни, заложивших, по этому поводу, собственный дом. Но, комедию о лузере, его роль сыграл сам Тодд, который ищет любовь в большом городе, увы, не удалось продать ни одной студии. Тогда Солондз потерял веру в себя, ушел из кинематографа и целых шесть лет работал курьером в Гильдии сценаристов. Но потом, слава Богу, одумался и вернулся. Следующая его картина «Добро пожаловать в кукольный дом» уже понравилась суровым критикам с кино и была удостоена нескольких престижных наград. Тодд Солондз – перфекционист. Свои фильмы он снимает раз в три года и приглашает только лучших актеров. На роль Эйба голливудские продюсеры советовали взять известного и раскрученного, но Тодд хотел кого-то особенного. И однажды, прогуливаясь по коридорам студии, он увидел его: высокий, с пивным животом Джордан Гэлбер стоял, облокотившись о подоконник. Гэлбер пришел в кино из театра и еще не успел занять свою нишу, но после фильма «Темная лошадка» в нем увидели талантливого актера. Сэльма Блэр, которая сыграла Миранду, уже работала с Солондзом на фильме «Сказочник». И так как режиссер знал ее как трудолюбивую и многогранную актрису, роль отмороженной девице отдал ей без проб и кастингов. Во-первых, хочется сказать: «Браво, Сэльма». В свои 40 лет играть 25-летних дамочек – это большой риск, который требует таланта. У Блэр его с избытком. Во-вторых, ее героини веришь, так прекрасно Блэр справилась со своей ролью. И после просмотра фильма хочется плакать крокодильими слезами: «Неужели все так плохо в ее судьбе?!» В фильме так же сыграла звезда американского кино Миа Фэрроу. Слава пришла к актрисе в 68 году после выхода на экраны картины Романа Полански «Ребенок Розмари». Потом Фэрроу на протяжении нескольких лет была музой и любовницей Вуди Аллена, который снимал ее практически в каждом своем фильме и писал сценарии только под нее. Последние годы Миа Фэрроу на экране появляется редко, практически все свободное время проводит с детьми (их у нее десять) и внуками. И чтобы актрису заинтересовать, нужна по-настоящему хорошая история. Солондзу удалось заполучить эту звезду. Героиня Фэрроу, мамаша Эйба, целыми днями смотрит телевизор, а по вечерам играет с сыном в нарды. И так изо дня в день. Ее жизнь скучна и неинтересна. Она счастлива, что ее младший ребенок стал известным врачом и ей совершенно плевать, что ее старший так и «пропел все лето и молодость». Поэтому, когда Эйб заявляет, что хочет изменить свою жизнь, она воспринимает новость равнодушно. Ни то она не верит, что что-то может измениться в его жизни, ни то ей на столько до лампочки судьба человека, причем родного человека. Отца Эйба, владельца небольшой фирмы, где и работает главный герой, играет Кристофер Уокен. За его плечами «Криминальное чтиво», «Поймай меня, если сможешь» и еще более сотни работ в кино. Герою Уокена хочется дать по морде (именно морде!) и спросить: «Что же ты делаешь? Как так можно вести себя с собственным сыном?» К чему я это говорю, вы поймете из фильма. И вам тоже захочется, как следует отдубасить такого отца. Самое грустное во всей этой истории, что Эйб, по мере развития сюжета, понимает – он совершенно один в этом мире, он никому не нужен. Ни родному отцу, ни матери, ни брату. К сожалению, родственники поймут и осознают свое поведение, но будет уже слишком поздно. Фильм, однозначно, стоит смотреть только ради того, чтобы, наконец-то, начать ценить каждую минуту этой жизни..
Драматическая комедия от Тодда Солондза, в духе арт-хауса с черным юмором. Не смотря на жанр и имя режиссера, работа за зря лишена внимания. Картина о том, что мир населен несчастными, недоброжелательными и полными страданий злыми людьми. Это новый и наверно не совсем сознательный взгляд на человеконенавистничество. История фильма о взрослом ребенке из богатой семьи, который до сих пор живет с родителями. Он имеет рабочее место в компании отца по управлению недвижимостью, где не делает ровном счетом ничего, только просиживает положенные 8 часов за офисном столом. Главный герой - мужчина с выраженным лишним весом и залысинами, несчастный, ленивый, злой, плаксивый и бесцельный человек 35 лет. На одной из вечеринок парень, если его еще можно так назвать, встречает Миранду, тонкую и депрессивную молодую девушку, которая, как он считает, может изменить его жизнь. Далее следует эпопея, после которой реальность и фантазии главного героя волшебным образом переплетаются и границы, в конечном счете, совсем размываются. Солондз оригинально выставляет человеческую природу, показывая конфликты внутренней жизни героев. Как люди склонны винить окружающих в своих неудачах и недостатках, как заниженная самооценка давит личность, разрушая моральные ценности. А необычный состав актеров, между тем мастерски передают атмосферу, весь ужас и абсурд жизненной ситуации.
Фильм «великого и ужасного» Тодда Солондза «Темная лошадка» вызвал такую реплику одного критика: «Мир, по Солондзу, плох настолько, что сочувствие в нем может вызвать даже малоприятный лузер, если в нем есть хотя бы что-то живое». Что же живого и неживого в этом фильме. Как сохранить в себе первое? И можно ли победить второе? А такой ли уж лузер Эйб? Ведь сам Солондз признался журналистам на фестивале в Каннах, что испытывает большую нежность к своему «умственно отсталому» герою. Почему-то первым придумался заголовок. В уютном кошмаре. А второе, что промелькнуло в голове, - образ Чацкого! Возможно, мы переборщили с литературными примерами и реминисценциями из русской классики на обсуждении в клубе, и все дело в этом. Но знаете, в свое время Белинский сказал о Чацком, что он «идеальный шут» и «всего лишь мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади». Спорная трактовка. Но герою Солондза она подходит даже больше, чем грибоедовскому смурному лишнему типу. Всего лишь мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на Хаммере, и думает, что папа выбрал его в работники на основании справедливого отбора. А. С. Грибоедов (не случайно все же он открыл и напитал собой всю жесткую сатиру 19 века) очень много внимания уделил созданию ауры, скажем так, неадекватности своего героя, абсолютно выписывающей его из системы тире среды. Неадекватность эта положительно заряженная для тогдашних продвинутых умов: начитанность, образованность, умение красиво говорить и писать, потребность служить делу, а не лицам, достоинство, измеряемое не чинами, золотыми мешками и карьерами, а честью, долгом, индивидуальностью, патриотизмом взахлеб… Неадекватность Эйба – в подростковой одежде и подростковой же ревности к брату, ярко желтом цвете Хаммера, сдвинутой невесте, увлечении кубиком Рубика и прочими игрушками, проживании в детской и т.п. И эта неадекватность – словно остановка роста. Нежелание дальше расти, становиться частью взрослого (насквозь бледного и насквозь мертвого) мира. И нежелание это можно вполне расценить как его собственный (инфантильный, возможно) бунт против реальности. Ну, вот Обломов лежал диване, и это был бунт – демонстративное неучастие в мире суетящейся пустоты, тактика трех обезьян – не вижу зла, не слышу зла и не скажу зла… Да, инфантилизм буквально выпирает из каждого угла в фильме Солондза. Но именно то, что он практически все время бьет по глазам, заставляет усомниться, что это послание для режиссера главное. Если по-набоковски сравнивать искусство с шахматной партией автора и читателя, то не всегда ж выигрывать читателю, автор вправе и не подыгрывать ему, и мухлевать, и сбивать с толку, и прятать фигуры, и заметать следы, и выигрывать, наконец. Солондз не на поверхности. И диагнозы, которые ставит его, безусловно, «диагностическое» кино, кино-диагноз, может, и мелкие, но не поверхностные. И очень больные. Не хочется множить банальности, но правильно кто-то сказал, каждый в этом кино увидит свое. И тут, разбирая какие-то смысловые детали, я скажу о том, чего сама сильней всего боюсь. И, наверное, да, займусь самодиагностикой. Потому что прав Илья, герой (Эйб) очень похож на нас! Похож. И никакие не натяжки – примеры из русской классики, звучавшие на обсуждении. В нем – и Акакий, и Мармеладов, и Обломов, и чеховские футлярные люди и недотепы отыщутся в легкую… Маленький. Маленький. Маленький. Бесконечно и безнадежно маленький мирок – хотений, дел и интересов, жизнь, суженная до размеров детской, стиснутая поза – под крылом родителей, под их приплюснувшей крышей. И даже мечты крошечные, как квадратики в кубике Рубика. И цвета их отдают кислотным ядом. Линейка роста заклеена давным-давно. Роста нет. Так, шажки по протоптанной отцом дорожке. И всего боишься. Дрожишь. Дрожишь… Так уж повелось, что страхов в обществе безопасном и цивилизованном до мозга костей (т. е. до идеального потребления) в разы больше, чем «в диких условиях»: живешь – дрожишь, любишь – дрожишь, мечтаешь – дрожишь, умираешь - дрожишь, лишь бы не лишиться своей куцей и спеленатой жизни, где и дышишь короткими, как чек, глоточками и живешь так же. Как и романтик Сэм Мендес («Красота по-американски», «Дорога перемен»), в своей трагикомедии Солондз тоже сказал: в этой реальности, чтобы изменить… чтобы измениться, надо умереть. Смерть – революция (или бунт) против уютного кошмара реальности, дорога от нее, бесповоротная, страшно свободная, одинокая, прямая, как выбор. В этом мире герою было так тесно, так страшно, так неуютно, так подконтрольно, так брошенно, что его финал одарил омывающим чувством свободы и очищения. Он ушел из мира мертвых душ, мира Ничто, не став мертвой душой, или, как выражался его папа – «полноценной личностью» (помните его убивающую своей уверенностью реплику: «собственность делает тебя полноценной личностью»?). Весь фильм герою кажется, что он может умереть, на самом деле это чувство настигает любого в пустыне безлюдья – страх превратиться в прозябающее существо, получеловека, нелюдь… Старая добрая безнадежная пустота… Сколько уже режиссеров и сценаристов пропели ей гимн с жизнеутверждающим припевом «Не хочу, не буду». И в «Красоте по-американски», и в «Дороге перемен», и в «Бойцовском клубе» и т.д., и т.д. прямо по-чеховски сказано: «земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь». И что: Мы почти не говорим друг с другом. Но умудряемся лгать даже молчанием. Мы прагматики. И совсем разучились мечтать. Мы сыты и равнодушны. Наши мечты не больше кочки. Не живее чучела чайки. Мы с легкостью меняем их на уверенность и успех. Наши души не летят к невозможному. Потому что невозможное невозможно купить. Мы слишком хорошо знаем, куда идем и придем. А в другие маршруты не верим. Старая добрая безнадежная пустота… Для нее нет разницы – 6-го или 7-го. Страховка все покроет. А собственность сделает полноценным человеком. И да. Чек, пожалуйста! P.S. Солондз дал фильму доброе, дающее надежду и тем контрастирующее с содержанием, название. Темная лошадка - это загадочная фигура, от нее неясно, чего ждать. Она не похожа на победителя. Мало кто на нее поставит. Но ей, несмотря на неказистость окраса (долгое время темные лошади считались слабее светлых), подчас удается удивить, шокировать, умыть тех, кто в нее не верил. В мире выигрывающих, успешных, в мире победителей (эту тему ведут отец и брат героя), в мире безукоризненно правильном и потому неживом – ее дело жить. И пусть в этом кино Эйб жил лишь считанные минуты, но он жил: сомневался, боролся с собой, миром, конфликтовал с родителями, братом и внутренней секретаршей (подавляющий голос взрослого контроля), менялся, пробовал, начинал, падал, бился лбом о стену… он жил. И умер как живой.
В американском независимом кино часто попадаются такие вялые, медитативные истории. Этот фильм нельзя назвать бессюжетным, но и захватывающих событий здесь ждать не стоит. Рекомендовать его можно только любителям жанра, они то получат настоящее удовольствие. Тягучесть повествования можно назвать фирменной чертой Тодда Солондаза. Ещё в своем первом фильме он последовательно рассказывает историю с одним центральным персонажем, которого же сам и играет. Позже, режиссер начинает множить действующих лиц в своих картинах, создавать целые монументальные полотна, соединяя воедино несколько сюжетных линий. В одной из последних своих картин он представляет одного персонажа целым хороводом актеров разного возраста, пола и расы. Это удивительная концентрация на персонаже, молчание которого, как правило, говорит больше, чем прописанные реплики, заметна и в «Темной лошадке». Главный герой - зрелый толстячок Эйб живет в одной и той же комнате с рождения, работает в офисе у папы, разъезжает всюду на ярко желтом хаммере, коллекционирует игрушки. Сейчас таких называют модным словом «кидалт», то есть ребенок-взрослый, тот, кто так и не смог стать самостоятельным. Эйб вдруг решает жениться, со свойственной ему инфантильностью, принимает это решение мгновенно и просто. Но фильм совсем не о трудных отношениях отцов и детей, для Солондза это было бы слишком мелко. Чуть меньше, чем за полтора часа становится ясно, что инфантильный Эйб ничем не лучше и не хуже всех остальных обитателей этого мира. Что жизнь человеческая состоит из рутин и повторений, но есть те, кто придает этому смысл и те, кто хочет оставаться в мире своих фантазий и желаний. И те и другие ужасно далеки от чего-то высокого и нужного, чего то такого о чем Солондз тактично умалчивает. Сцены следуют одна за другой, постепенно повышая градус абсурдности, давление на персонажа начинает расти, жизнь вставляет палки в колеса, вдруг оказывается, что он толстый, ленивый, тупой, у его невесты гепатит, а жить им придется все в той же комнате заставленной коллекционными фигурками. После просмотра ещё долго ничего не чувствуешь, замираешь в оцепенении, как секретарша из заключительной сцены. Чувствуешь себя не человеком, а предметом, запущенным в калейдоскоп событий, смыслов и понятий, где все одинаково неправы, а тебе даже желтого хаммера в утешение не дают.
Вообще странный этот Венецианский кинофестиваль. Судя по тому, какие фильмы туда попадают, не совсем понятны критерии их отбора; то есть, у каждого фестиваля, каждой кинопремии есть своя определённая специфика, благодаря которой можно вывести среднее арифметическое. С Венецианским кинофестивалем такое почти невозможно - все представляемые там картины удивительно разномастны и неоднородны. Вот и 'Тёмная лошадка', казалось бы, не совсем фестивальное кино, даже несмотря на соблюдение всех составляющих, а именно - социальную критику и наличие видений, вызванных не то психотропными медикаментами, не то снами-видениями, не то ещё чёрт знает чем. Признаться честно, рецензенту до этого не приходилось смотреть фильмы Солондза: это довольно прискорбный факт, мешающий адекватному и комплексному восприятию данного кинопроизведения, но придётся плавать только от увиденного. А увиденное слишком специфично и неоднозначно, чтобы это можно было оценивать без знания о прошлых фильмах Солондза. Ох. Ну ладно. Живёт на свете толстяк Эйб, который никому не нравится - ни папе, ни брату, ни депрессивной девушке Миранде, ни продавцу в игрушечном магазине, ни самому себе... и даже мама, хотя и заботится о сыночке, делает это, скорее, из жалости, нежели от искренних чувств - так, по крайней мере, кажется самому Эйбу. Но живёт он и не накладывает на себя руки не потому, что хочет преодолеть непонимание общества и собственных родителей, а потому что влюблён. Как раз в ту самую депрессивную девушку Миранду, не то социопатку, не то старательно избегающую неказистого кавалера мадам. В перерывах между влюблённостью, истериками, скандалами с окружением и прочими забавными элементами социальной сатиры он лежит в психбольнице и видит видения... Это что-то типа экранизированной истории про мудреца, смотрящего в воду, в которую с другой стороны её глади смотрит другой мудрец, только без медитативности и с усталой зубастостью. Хотя тут было бы вернее сравнение с 'Антихристом' фон Триера - нет-нет-нет, вы не подумайте, вовсе не по тематике и эстетике, а по тому факту, что это тоже фильм, в котором режиссёр явственно выплеснул весь свой негатив, страх и ещё бог знает какие отрицательные эмоции по отношению к миру. Это вроде бы как социальная сатира, но невероятно эмоциональная, зиждящаяся, скорее, на чувствах самого режиссёра по отношению к этим людям; то же самое можно сказать и про драматические элементы и атмосферу фильма в целом. Это не целенаправленная, рациональная критика, но скорее эмоциональный выпад против всех-всех-всех-всех проблем, связанных с самоощущением человека в этом мире. Есть ли в 'Лошадке' правая сторона? Её нет. Но дело даже не в этом, - в конце концов, мир устроен так, что правота понятие относительное, - а в том, что все одинаково виноваты. Не просто «у каждого своя правда», а именно что «да все в этом мире идиоты и несчастны, даже те, кто далеко не идиот». И вот эта обречённость, этот фатализм и страх по отношению к миру... всё это, в принципе, свойственно современным произведениям. Насколько эти качества необходимы современному кино? Решать не мне, а тем людям, которым 'Лошадка' может помочь что-то переосмыслить. Я, правда, в это не очень верю, бо имею совершенно иной взгляд на необходимые современному кинематографу и, соответственному, человеку качества, но кто прав в этом мире?...
'Тёмная лошадка' получилась очень мейнстримным произведением. И это я говорю о работе одного из мощнейших психологов всея кинематографического мира, который из фильма в фильм врезается в человеческое естество. У меня складывается такое ощущение, что именно к этому и шёл режиссёр всю свою жизнь. Кино, уже не показывающее что-то гадкое, а лестно отзывающееся о величайших бедах человечества - глупости, идиотизме и смертельных болезнях. Конечно, свой стиль Тодд сохранил, но вместе с тем, он передал доступную всем и каждому историю, мораль которой напрашивается сам собой - ЖИВИ, человек!!! А как всё это было обставлено - просто загляденье. Обычная семья, с разочаровавшимся в одном сыне, и гордившимся другим отцом; любящая мать; типичные работники в загонах; средних лет женщина, окончательно плюнувшая на свои амбиции. Разве может быть что-то более наглядным, нежели кусочек жизни большинства из ныне живущих?! Все герои в картине должны были достичь одной точки - смирения. Люди должны быть такими, какие они есть - пердеть, кашлять, засовывать карандаши себе в ноздри, достигать высот, принимать наркотики либо создавать такие вот фильмы. Это тоже мораль. Говоря о том, что Солондс шёл к этому проекту всю свою карьеру, я имел в виду и то, что получился у него образцовый полный проект с ярко-выраженным одним героем, которого он сопроводил абсолютно логичной историей, а точнее даже он придал ему жизнь, логично, в итоге, закончившуюся. Эйб получился типичным весёлым толстячком, понимающим свой статус, но всё же отталкивающим его. Он плевал на все потуги, способные изменить его (не раз ему говорили заняться спортом). В итоге, оказавшись не готовым к решению проблем собственных, с Эйбом произошло то, что произошло. Ещё раз повторюсь - это полная история, рассказанная от начала до самого конца. История, познакомившая нас с жизнью неудачного, но в то же время, хорошего парня. Это красивая история, способная пронять. Этой мейнстрим, детка! Возможно Солондсу нужно предлагать зрителю больше импульсивности и рефлексии, дабы захватить людей в свои лапы, как то сделал, например, Малик со своим 'Древом жизни'. Но кажется мне, что, не смотря на 'голливудскую' драму, задача у режиссёра стояла та же, что и в предыдущих работах, а именно - я не знаю. Вот так вот. Да и это не так важно. И да, человек, если ты не сочувствовал главному герою, то ты не человек вовсе. Или человек, со льдом вместо крови. И это лучше чем сопереживать. Очередная остросоциальная работа автора, любящего преподносить зрителю всё социальное и всё острое. И всё-таки – хотелось бы видеть именно арт-хаус.
Эйб, тридцатилетний маменькин сыночек с хорошо заметным лишним весом и уже четко обозначившейся лысиной, коллекционирующий супергероев из детских игрушечных наборов, и всем видам спорта предпочитающий броски пустых банок в мусорные корзины, знакомится на вечеринке с меланхоличной брюнеткой-интеллектуалкой. У девушки взгляд с поволокой, отчего Эйб вдруг решает, что больше ему не следует быть одиноким… Поэтому и начинает делать несвойственные для себя вещи - добиваться её руки. Получается у него не очень, но девушка использует его несуразную настойчивость как шанс для того чтобы самой выйти из очередной депрессии. В общем, парочка намечается та ещё… Мы говорим «Солондз», подразумеваем «Счастье» (1998) - одно из самых беспардонных едко-сатирических творений в истории кино, направленных против общества потребления. Спустя 13 лет Солондзом, похоже, окончательно завладели человеконенавистнические настроения, поэтому «Темная лошадка» оказалась едва ли ни самым мизантропическим фильмом года. Вроде бы, это кино об инфантильности тридцатилетнего неудачника, но главной мишенью здесь становятся родители Эйба - настоящие живые мертвецы, которые доживают свой век, сидя у телевизора за ежевечерними просмотрами каких-то бесконечных шоу. Честно признаться, столь отвратительных персонажей мне давно не приходилось видеть. Я не знаю, что сделал Солондз с Кристофером Уокеном и Миа Фэрроу, играющими отца и мать Эйба, но обе звезды представляют собой настолько жуткое зрелище, что я бы на их месте потребовал компенсацию за моральный ущерб. Глядя на них, мысль о бессмысленности человеческого существования уже не выглядит пессимистичной, а предстает чистым ужасом, не имеющим никакого отношения к жанру хоррор. Мир, где в будущем для тебя уготовлено место «тихого зомби», видимо, не очень вдохновляет и самого Солондза. Но ничего позитивного такой перспективе он противопоставить не может, поэтому главный герой всё время проваливается в ирреальность, где и начинает проводить все больше времени, пока не остается там навсегда. И если в реальной жизни Эйба вроде как хоронят после неудачного столкновения на дороге, то это ещё совсем не значит, что он перестает функционировать в параллельном измерении (хорошо, если в своём, а не коллеги по работе). Фильм оставляет некоторые загадки для ума, но при этом совершенно не заботится о чувствах зрителя. Не знаю, как вы, а я фильмы воспринимаю и на физическом уровне, поэтому во время просмотра «Тёмной лошадки» у меня случилось что-то вроде расстройства желудка. А в таких случаях обычно не бывает острого желания разгадывать предлагаемый авторами ребус: кто, где, когда и почему, собственно?.. Подогреваемые мультимедийными сказками, американцы (как и мы) охотно верят в чудо, а когда понимают, что ждать его собственно неоткуда (лузеру - лузерово), либо берутся за оружие («Боже, благослови Америку»), либо уходят в мир грёз, откуда не собираются возвращаться («Тёмная лошадка»). Ещё пару десятков таких лент и в продолжающейся холодной войне с Америкой мы выйдем безоговорочными победителями, одолев «империю зла» её же собственными руками (фильмами).
Оказался я на этом фильме совершенно случайно-просто надо было убить время. Понятно что я не ждал чего то особенного от данной картины. Но то что увидел... Есть конечно такой жанр- мистического психотриллера, с очень сложным и неоднозначным сюжетом, когда мозг зрителя закипает в попытке понять происходящие. .а потом вуаля и гениальный конец, расставляющий все по своим местам. Такие фильмы могут и на Оскра претендовать. К таким отношу 'Запрещенный прием'. Есть взрывающие мозг фильмы, которые при этом доставляют позитив! Прекрасный образец такого кино 'Скотт Пилигрим против всех ' А есть шизофренические фильмы. Когда в воспаленном мозгу режиссера складывается такое, от чего зрителю плохо. Данный фильм явно из этой категории. Начался фильм очень обнадеживающе, показалось даже что это будет романтическая комедия. Пару неплохих шуток, красивая героиня...неудачник... Затем происходили просто непонятные вещи...Сюжетная линия настолько разорвана-что я просто не понимал что хотел показать Солондз. То что главные герои типичные пациенты психотерапевта и неудачники по жизни-это все поняли уже к 10 минуте фильма. Но зачем было приплетать сюда какие то фантазии..галлюцинации главного героя, когда зритель не понимает что реальность, отражающая жизнь инфантильного молодого мужчины, сидящего на шее у родителей, а что плод больного воображения пациента дурдома. И вот в концовке вроде бы все становится на места..но тут Солондз снова окунает нас в волну шизофрении и логичная вроде бы концовка превращается в нелепость...фарс...бред пациента псих лечебницы. Что в этом фильме забыла Сэльма Блэр вообще не понятно. Достаточно известная актриса просто скомкала о себе все хорошее впечатление, оставленное когда то в моем юношеском воображение во время просмотра Хелбоя. Честно сказать-этому творению можно было бы поставить пару баллов хотя бы за попытку сделать что то новое и необычное. Если бы не одно но..Фильм грузит...напрягает...во время просмотра мне было очень не комфортно. И на лицах рядом сидящих я увидел аналогичные эмоции. Выходил из зала раздраженным и с чувством того что вот вот сойду с ума. Где то с час приводил в порядок свои мысли. Ни одного человека которому бы понравился этот фильм я не увидел. За что эта картина претендовала на главный приз Веницианского фестиваля-малопонятно. Не ходите в кино на сие творение, не покупайте этот фильм, не скачивайте и не смотрите в интернете. Просто пожалейте свою психику. Поставил бы минус 10, но нет такой оценки. 0 из 10
'Dark Horse', последняя работа известного, в определённых кругах, режиссёра Тодда Солондза производит довольно неоднозначное впечатление. Хотя герои сразу не вызывают никакой симпатии, по началу внимательно всматриваешься в происходящее, так как картина кажется весьма сложной и не лишённой идей. Увы, идеи постепенно растворяются в неприятном отталкивающем сумбуре, который Солондз выдаёт за острую сатиру; и фильм становится не более чем 'позой' режиссёра, который верит в то, что если в его воспалённом сознании всё так плохо с родом людским - то эту истину непременно должны прочувствовать и зрители. Эйб (Джордан Гелбер) в сои чёрт-знает-сколько лет живёт с родителями, коллекционирует игрушки, и ни в чём, собственно, не нуждается, разъезжая на ярко жёлтом Хаммере, купленном на родительские деньги. Да, у него есть работа - в фирме отца, где он, правда, не может справится с элементарными задачами, а когда отец (отличная роль Кристофера Уокена) пытается вразумить его - Эйб называет его козлом, мудаком, и винит во всех мыслимых и немыслимых грехах. Откровенно говоря, сценарий оставляет в тени то, является ли Эйб действительно умственно отсталым, или же вся проблема в его элементарной лени и избалованном воспитании. Сам Эйб чувствует себя весьма свободно, ни перед кем не комплексует, однако, не применит возможности лишний раз обвинить в своих неприятностях окружающих, горделиво прикрываясь ярлыком лузера и упиваясь этим, дескать, я тупой и это не моя вина; а вы все умные и я ненавижу вас за это. Последнее относится, в первую очередь, к его брату, который получил хорошее образование и весьма успешен по жизни. В общем-то, большую часть фильма Эйб брызжет слюной, говоря что 'его все достали', дрейфуя в вакууме своего эгоизма но не слишком представляя, что ему делать по жизни и как вообще жить в этом мире (и это учитывая его возраст!). В этой связи, даже его знакомство с Мирандой (Сэльма Блэр) и, якобы, чувство к ней лишь в большей степени подчёркивают его изоляцию и недалёкость. Кто делает девушке предложение на первом свидании? У Миранды тоже 'не все дома'; она сидит на таблетках, также, кстати, живёт с родителями, и, судя по всему, обладает массой психологических проблем. Но не думайте, что нам предлагают историю о том, как двое 'не таких как все' находят своё счастье - Солондз куда как более жесток и циничен, и лишь посмеивается над глупостью своих героев. Да и вообще, Миранда, всё же, отходит здесь на второй план перед эгоизмом и необоснованной самоуверенностью Эйба; он говорит, что любит её, хотя очевидно, что он не понимает значения этих слов. Он не чувствует никакой ответственности, просто хочет удовлетворить своё желание быть более похожим на 'обычных' людей. Чем дальше продвигается хронометраж, тем больше дискомфорта вызывает просмотр. Курс, взятый режиссёром выглядит весьма невнятным и сомнительным; он не берёт чью-то сторону - он делает так, чтобы мы видели историю глазами Эйба, и вроде как, поняли его характер и прониклись ситуацией, но в тоже время злорадствует над ним, и при всём при этом пытается выставить его родителей виноватыми в том, что они вырастили такого сына. Герои достаточно карикатурны, но не настолько, чтобы всё это выглядело легко. Создается впечатление, что Солондз сознательно глумится над своими персонажами, не давая им ни единого шанса на реабилитацию, и при этом плохими здесь оказываются абсолютно все. Здесь есть только ошибки, глупость и невежество, но нет того, что должно идти в противопоставление им. Постановка мечется между диким стёбом и слезоточивым драматизмом, а общее настроение никогда не выходит за рамки полного уныния. Режиссёр винит главного героя-дебила в том, что он дебил, его родителей в том, что они сделали его дебилом, общество в том, что оно не любит дебилов, а зрителя в том, что он смеётся над дебилами. То есть, режиссёр надеется, что зритель будет смеяться. Однако, мы его разочаруем: смеяться над слабоумными - последнее дело, любой здравомыслящий человек это понимает. По сему, «Dark Horse» практически невозможно смотреть. Весь социальный подтекст лежит на поверхности, и он не настолько сложен, чтобы так издеваться над персонажами, а в последствии, и над зрителем, показывая ему лишь тёмную сторону без какого-либо просвета. 4 из 10