Интеллектуальная кинокартина о желании понять. '- Понять - не значит простить! Но понять должен каждый, кто хочет разобраться' - слова Ханны Арендт в переполненной аудитории после публикации её скандальной статьи, разделившей общество на тех, кто старается понять и тех, кто довольствуется поверхностным прочтением. Вот уже много десятилетий ученые, философы, писатели, а с ними и всё человечество пытается понять феномен коренного, фундаментального зла, который приобрел особенно страшные формы в середине XX века. Ханна Арендт - немецко-еврейская эмигрантка, спасшаяся из Гюрса, профессор, философ, сильная женщина, в которой желание 'понять' превозмогает боль воспоминаний и побуждает отправиться в Иерусалим, где происходит судебный процесс над Адольфом Эйхманом. '- Эйхман - не Мефистофель, - возражает Ханна Арендт в споре своему другу'. Действительно, тот мистический ужас, который испытывали узники концлагерей перед нацистскими лидерами, отраженный даже в том, что на судебном заседании Адольфа Эйхмана содержат в стеклянной клетке, оборачивается осознанием 'банальности зла'. Самые страшные деяния совершаются самыми ничтожными посредственностями. И именно здесь выступает фигура знаменитого философа Мартина Хайдеггера, рассуждавшего о способности мыслить. 'Дыхание человеческой мысли - это не просто знание, это умение различать добро и зло, красоту и уродство. Наконец, это возможность совершить выбор, когда на карту поставлено всё'. Именно выбор и способность мыслить присущи человеческому существу. Люди мыслят потому что способны мыслить. Как только человек отказывается мыслить, отказывается быть личностью, он становится уязвим для того зла, которое вершители Холокоста для себя оправдывали приказами и делом чести. Особенность поиска Ханны Арендт в целенаправленном желании осмыслить происходящее и именно мысль, познающая и критичная, вне зависимости от национальности, от пережитого опыта, от социального давления и осуждения, именно мысль как производное способности мыслить может отразить действительность. 'Зло всегда поверхностно и только в добре есть глубина'. Фильм о духовной силе, о человеческом достоинстве в условиях абсурда и попыток уничтожить человеческое в человеке, фильм о храбрости, выраженной в намерении смотреть правде в глаза, какой бы она ни была, в конечном счете фильм о присутствии 'чего-то такого, что сильнее нас'.
Байопик о немецко-еврейской женщине-философе, педагоге, журналистке Ханне Арендт. История трех лет жизни Арендт, в течение которых она пишет серию статей для журнала Нью Йоркер и книгу о суде над пойманным Моссадом бывшим эсэсовцем Эйхманом, который обвиняется в истреблении тысячи евреев вовремя Второй мировой войны. Бывшая узница фашистского лагеря Ханна едет в Израиль, чтобы присутствовать на суде над Эйхманом. Она возвращается из Израиля коробками документов о судебном деле Эйхмана. Вопреки тому, что редакция журнала, друзья в Израиле и Америке ожидают от Ханны обличительной статьи о жестокостях бывшего эсэсовца, Ханна пишет философский трактат, в котором на основе дела над Эйхманом, пытается выяснить для себя и передать читателям природу зла. Она приходит к выводу, что зло – банально. Человек становится оружием в руках злодея, когда он теряет самое главное в своем мышлении – диалог с самим собой. Он как бездумная машина выполняет отданные приказы, даже не вникая в их суть. Эйхман даже утверждает, что не является антисемитом, лично сам ничего против евреев не имел. Он, будучи военнослужащим, дал клятву и согласно ей выполнял приказы. Ханна также в статье допускает возможность сотрудничества еврейских лидеров с нацистами. Этот пункт вызывает взрыв протеста со стороны не только незнакомых, но и ближайших друзей. Редакция журнала, зная на какой риск идет, печатая статьи Ханны, все же решается на их публикацию. В итоге, Нью Йоркер получает сотни звонков, а Ханна сотни писем, дышащих ненавистью. Даже ближайшие друзья отворачиваются от нее. Ханна же, несмотря на всеобщую ненависть и неприятие ее статей, не отрекается от своей позиции. Режиссер Маргарита фон Тротта сняла визуально очень красивый фильм. Серо коричневые цвета создают уют в картине. Немало кадров смотрятся настоящей фотографией. Тем не менее, режиссеру не удается заставить зрителя (по крайней мере, меня) сопереживать героям. Как бы близко камера не находилась от героев, ей все таки не удается войти во внутренний мир героев, включая и Ханну. Есть какая-то недоговоренность. Как бы режиссер ни пыталась показать Ханну в разных отношениях – Ханна-муж Генрих, Ханна- подруга, писательница Мари, Ханна –помощница Лотте, Ханна-друг Курт, Ханна – студенты, все же Ханна не полностью раскрывается. Возможно недостаточно диалогов Ханны с вышеупомянутыми или же существующие диалоги не глубоко отражают внутренний мир Ханны. Да и других героев. Есть ощущение, что смотришь на героев сквозь стеклянные стены будки, вроде той, что содержала в себе Эйхмана. 7 из 10