Идиот: отзывы и рeцензии

Элдерлинг
Элдерлинг20 августа 2012 в 12:53
Камни

... и была пустынная планета, планета смерти, где живые умирали, и мертвые были счастливее живых. В стране пожелтевших листьев более нет ничего. Привычные звуки навеки пропали для несчастных потребителей, оставив после себя сладкие воспоминания и пустую бутылку одуванчикового вина. Яркие цвета потухли, и старинная лампа совсем уж тихо отошла в пределы Ангрии, забрав с собой последнюю капельку тепла. Жизнь кончилась. Осталось только подбить ее итоги, попутно посматривая в мелькающие картинки различных телевизионных утопий, в надежде отыскать хоть что- то новое. Документальные кадры всеобщей разрухи, пепелища человеческих надежд и чаяний всунуты в один стеклянный шар с механической деятельностью Империи одноразового счастья, которая, как и все недолговечное, требует все большего количества жертв и ритуальных приношений со стороны всякого последователя. В «Идиоте» же Макото Тезуки можно встретить таких ярких персонажей как взбалмошная и жестокая богиня синего экрана Гинга. Или красивая девушка, которая одновременно является отражением спящего в недрах сюжета божества и мнимой идиоткой для жителей трущоб. Ну и, конечно же, главный герой – Изава. Можно более чем уверенно утверждать, что Макото Тезука не стал особо заморачиваться и попросту создал один из самых сильных и проникновенных фильмов за всю историю кинематографа. Практически полностью позабытая сатира сумевшая вобрать в себя абсолютно все, что только может вообразить несчастный зритель приготовившейся к очередному незамысловатому собранию прописных и предварительно разжеванных истин. Используя в качестве основного катализатора желание Изавы заглянуть за изнанку и показать всем и вся реалии пира во время чумы, режиссер не забывает о прозаичных и самых простых чувствах, следующих за немногими персонажами, которые сумели сохранить в себе крошечную частичку искреннего, настоящего безумия. Попытка же описать некоторые повороты этой истории, их значение, подтексты или само течение всевозможных сюжетных линий неизбежно натолкнется на боязнь забрать у зрителя радость и восхищение от просмотра столь удивительного по своей природе кинополотна, что, пожалуй, не нужно этого делать. Стоит разве что в очередной раз достать из пыльного чулана сачок для ловли солнечных лучей. Да, тот же, которым пользовался автор этих самых строк во время написания рецензии на «Серебряно- желатиновую любовь» Kurigami и попытаться проглотить им целую луну. Маленькое небесное светило, парящее над призрачными снами режиссеров всего лишь раз в столетие. Ну и, конечно же, пожелать приятного просмотра фильма, который не сумеет вас разочаровать.

Кинопоиск
Кинопоиск4 ноября 2010 в 06:31
Соединенные Штаты Евразии

Антиутопия сегодня - довольно редкий жанр кино в сравнении со всеми остальными. А снятая японскими кинематографистами, она и по эстетическому восприятию, и по художественной форме сильно отличается от европейской. Этот фильм представляет собой совершенно обособленную историю о долгой войне, где черно-белые эпизоды перемешаны с яркими красками, руины перемешаны с роскошью цветов телестудии, где работает главный персонаж фильма - помощник режиссера, молодой человек по имени Изава. С первых кадров нам показывают разбомбленную землю и плачущего ребенка. Изуродованная войной Япония напоминает о реальной войне только лишь намеками на какое-то определенное время. С другой стороны, молодой человек, мечтающий снять правду о войне и о жизни в целом. Его голосом нас ведут по узкой улочке, где, теснясь, живут люди, пережидая войну. Парень работает на телестудии помощником абсолютно невыносимого человека и все работники этой телестудии преклоняются перед стервозной дивой по имени Гинга. Здесь яркие краски, красивые костюмы ничего не напоминают о войне. Фильм насыщен диалогами и отсылает нас к современности. С одной стороны война, с другой - пир во время чумы, где красочность, невыносимая Гинга и пляшущие вокруг нее работники телестудии, исполняющие любые ее прихоти. Фильм настолько актуален своими частыми отсылами к современному телевидению, не отражающему ничего, кроме своих прихотей. Это своего рода роль средств массовой коммуникации и информации в современном мире. Кажется, что все происходит сегодня и сейчас. В фильме очень много символики. Здесь и социальная порочность 'Заводного апельсина', и апокалиптическое государство 'Бегущего по лезвию бритвы', да и собственно, сам 'Апокалипсис сегодня' буквально в каждом кадре присутствует. Основная структура фильма строится на болезненности, дикости войны как явления; изуродованный травмами ребенок, который вырастет и из его уст мы будем слышать рассказ о войне и его глазами смотреть на мир. Это и фильм о любви, которой есть место в этом ужасном мире. Символика фильма и в том, когда Гинге приносят на блюде голову юноши - это отсыл к древности, своеобразное прочтение истории Саломеи. В фильме много музыки, но Япония - эстетская страна, здесь красивое может быть ужасным, а ужасное - красивым. Красивая бомбардировка Японии, под музыку Мусоргского взрываются бомбы, а взрывы от них выглядят, как современные праздничные фейерверки. Умереть, чтобы возродиться. Убить, чтобы появилось что-то настоящее, красивое. Страшно. И красиво одновременно. В этом эстетика концовки фильма. Изава, мечтающий снять фильм о войне и о жизни на войне, берет свою возлюбленную и под падающими бомбами они бегут, пытаясь спасти этот мир, бегут к новой жизни в неизвестное время. Ирреальность некоторых моментов в конце фильма оставляет место для раздумий. Кадры из хроники очень часто вплетаются в канву фильма, а сам фильм заполнен большим количеством второстепенных персонажей, которые бок о бок живут и желают скорейшего окончания войны. Изава все-таки снимает на камеру все, что видит вокруг себя: горы трупов и разгромленную, горячую от огня землю. И вдруг он видит ребенка, вспоминает, как сам кричал возле трупа своей матери, не выдерживает и бросает камеру с огромным отвращением. Дальше они пробираются с Сэйио к реке, выводящей из города и проходят сквозь лаву огня, оказываясь в том месте, которое Изава снимал на камеру: среди зеленой травы и деревьев. Изнеможденные, они садятся и отдыхают. Очень символичен щит, который Изава с девушкой встречают на своем пути. В самом начале фильма нам показывают девушек-моделей, фотографирующихся. Здесь же на щите Изава видит увядших моделей с того фотоснимка. Никто и ничто не спасется от войны, война разрушает человека, его душу и его сознание. Также древнеяпонским символом является богиня, которая появляется, когда Изава и Сэйио достигают пропасти. В Древней Японии существовала вымышленная богиня, которая и появляется в фильме. В блестящем цвете, как царица возрождения, она пробуждает многочисленных богов природы, которые восстанавливают из пепла руин природу, землю, небо, воду. Она смотрит сверху вниз на маленького мальчика, у которого в глазах уже есть готовый ответ, чего бы он хотел от нее и что он может дать новому миру. Изава и Сэйио умиротворенно любуются закатом. ...В комнате, засыпанной книгами, журналами, беспорядок. Измученный автор сочиняет последние перипетии своей истории и пристально смотрит в залитые солнцем окна. 'Я думал, мы поиграем в войну' - говорит он.

Diana304
Diana30422 июля 2012 в 22:56
Мы всего лишь камни с лицами

Редко мне выпадает счастье посмотреть что-нибудь 'атмосферное'. Когда гоняешься не за сюжетом, а за чувствами, эмоциями, ощущениями, цветом и звуком, трудно найти что-то твое. Посмотрев фильм 'Последняя жизнь во Вселенной' тайского режиссера Пен-Ек Ратанаруанга (не уверена точно, склонять это имя или нет), я надолго 'упала' во всевозможные раздумья. Мне понравился актер, неповторимый Таданобу Асано, понравилась та самая атмосфера, аура, называйте как хотите. И я уже примерно год искала нечто подобное, что-нибудь эдакое, но не совсем абстрактное, а то ведь бывает - посмотришь фильм, и не поймешь, зачем вообще ввязался в это - сплошной бред наркомана. Фильм явно дублирует 'Идиота' в сценах с попыткой самоубийства, интересно, Асано пригласили туда отчасти из-за них, или это волшебное совпадение? Ничего о сюжете писать не хочу, это не такой фильм, в котором важен итог (на этой мысли поймала себя где-то на середине, мол все равно, чем кончится, это потрясающе!). Так называемая 'идиотка' - можно ли считать неполноценной такую, как она, когда вокруг одни...идиоты (ну, пристало слово и все)? Ставится под вопрос ценности человека, опошленная интерпретация искусства. В самом начале показывают сцены после бомбардировки - мальчик плачет у сожженных трупов земляков, может, и родственников, семьи, а совсем рядом отшлифованные нарядные модели фотографируются на необычном фоне. Очень сильный и интересный кадр. Такие фильмы стоит культивировать, стоит показывать. Зачем? Не знаю. Может быть, просто для того, чтобы люди продолжали задумываться о ценностях, жизни и смерти, мире и войне. Могу дописать еще тонну банальностей вроде 'фильм глубокий, стоит посмотреть, оригинально' и т.д. Но я на 100% уверена, что посмотрела фильм не зря. 'Хотя бы ради эстетического наслаждения' посмотрите, ценители азиатского кинематографа. 10 из 10