Взялся за просмотр фильмов с Канн-2024. Этот фильм уже четвёртый после 'Течения', 'Собачьего дела' и 'Чёрного пса' (победитель в номинации 'Особый взгляд'). Признаюсь, не ожидал от фильма про Индию чего-то действительно стоящего и был немало удивлён по мере развития сюжета. Фильм повествует о девушке по имени Сантош, чей муж погиб при выполнении должностных обязанностей. Волею обстоятельств она сама оказывается на должности мужа. И вот тут начинается интересная детективная история. Не буду вдаваться в подробности, в сюжет нужно вникать, пропустить всю эту историю через себя, чтобы оценить всю дикость происходящего. Если убрать индийские декорации, то легко можно поверить, что такая история могла бы произойти практически в любой стране мира. И это оставляет довольно мрачный осадок на душе. Режиссёр Сандхия Сури очень хорошо передала на экран проблемы современной Индии. Это и абсурдное деление на касты, и отношение к мусульманскому меньшинству, ну и, конечно же, отношение к женскому полу. Исполнительница главной роли Шахана Госвами сыграла довольно прилично. Глядя на её Сантош, веришь, что она неожиданно оказалась в полиции и не совсем готова к тому, что там происходит. Широко раскрытые глаза от удивления, сутулые плечи, чтобы не выделяться, ну и понимание того, что лучше не раскрывать рта лишний раз. При этом она, конечно же, не белая и пушистая и в ходе фильма проявит себя и с полицейской стороны. Ловили себя на мысли, что когда мы слышим о фильмах про Индию или индийских фильмах, первое, что приходит нам на ум - это танцы, музыка, пёстрые наряды? Этот фильм лишён всего этого. У него совершенно свой особый мрачный стиль. 'Сантош' мне понравился больше, чем победитель в номинации 'Чёрный пёс'. Тем не менее, моя рецензия серого цвета. Он оставляет осадок на сердце, так как здесь довольно своеобразный хэппи-энд. Такие фильмы тяжело рекомендовать к просмотру. Весь фильм снят в мрачных серых тонах, и цвет моей рецензии будет под стать. 6 из 10
'Сантош' трудно было обойти стороной - этот фильм триумфально прошелся по кинофестивалям, собрал коллекцию наград, получил восторженные отзывы и был включен в многочисленные списки лучших фильмов 2024 года. Итак, о чем фильм? 'Сантош' начинается со знакомства с женщиной, которую так и зовут - Сантош. Мы встречаем ее в момент переживания горя - ее муж полицейский был убит. И пока родители супруга вместе с родителями Сантош определяются где ей лучше жить и была ли она вообще хорошей женой своему супругу, мы погружаемся в неожиданные аспекты жизни современной Индии. Без сомнения эта лента получила признание во всем мире вовсе не благодаря сюжету, а благодаря реалистичному знакомству с нюансами кастовой системы индийского общества и своеобразия правоохранительной системы в стране. Наша героиня получает работу в полицейском участке своего супруга и становится констеблем. Ей и ее женщинам коллегам поручают дела связанные с девушками, подвергшимися насилию. Но с самого начала Сантош и мы понимаем - тема сексуальных домогательств тут имеет весьма извращенные трактовки. Любая девушка может обвинить парня в насилии и его жестоко покарают. А полицейские могут привлечь к ответственности любого парня, который милуется с девушкой, даже если та совсем не против. Но в центре внимания 'Сантош' оказывается вовсе не харассмент, а убийство. В колодце с водой нашли тело 15-летней девочки. Над ней надругались, прежде чем лишить жизни. А расследование всерьез усложняется тем фактом, что эта девочка из касты неприкасаемых. Соответственно, мало кто хочет вообще копаться в обстоятельствах этого преступления. Наша героиня сначала кажется исключением - она кажется эмпатичной и преданной делу. Женщина выясняет, что у убитой был тайный возлюбленный и именно он становится главным подозреваемым в этом деле. В целом 'Сантош' рассказывает довольно простенькую полицейскую историю, где новобранец погружается в тайные аспекты правоохранительной системы, узнает о ее тотальной несправедливости и никак не может принять заданные правила игры. Но культурное своеобразие превращает эту банальную повесть в настоящее сокровище. Вряд ли вы видели в индийском кино настолько ярко выраженную историю о социальном неравенстве, как в 'Сантош'. Тотальная зависимость прав и свобод от богатства и социального происхождения тут довлеет не только над неприкасаемыми и осужденными, но и над самой представительницей закона Сантош. В начале 'Сантош' выглядит как очередной феминистский фильм о том, какие женщины бедные-несчастные, как ими помыкают мужчины и управляют устаревшие глупые традиции. Но затем он эволюционирует в куда более глубокую и правдивую историю о том, что бедными-несчастными являются не только женщины, а все, кто не обладает властью и материальным состоянием. Пол оказывается вовсе не важен. И не только мужчины превращают в своих жертв женщин, но и женщины легко могут превращать мужчину в жертву. И они запросто делают это, если в их руках оказывается такая возможность. Режиссер этой ленты рассказывает, что вдохновилась на ее создание, когда увидела кадр женщины, плюющей в лицо женщине констеблю во время протестов по делу об убийстве и изнасиловании девушки. В 'Сантош' этот плевок не воспроизводится. Но весьма отчетливо ощущается. Полиция плюет на свои обязанности защищать нищих неприкасаемых и вместо этого защищает богатых 'неприкасаемых'. Что с этим делать никто не знает... Но героиня этого фильма нашла выход по крайней мере для себя самой.
«Сантош» повествует о 28-летней вдове, которая, воспользовавшись государственной программой «сострадательного назначения», занимает место покойного мужа в полиции и оказывается вовлечена в расследование убийства 15-летней девочки-далитки, постепенно теряя свои моральные ориентиры. Недавно овдовевшую Сантош (Шахана Госвами) без колебаний отвергают родственники мужа. Ее близкие спорят о том, где ей теперь жить, поскольку никто не желает брать на себя бремя вдовы. Сантош молча стоит на коленях у их ног, в то время как голоса за кадром решают ее судьбу. Это эффективный способ передать ее бесправие в обществе, которое видит в ней не столько личность, сколько проблему, требующую решения. Ее муж погиб во время службы, проработав в полиции недостаточно долго, чтобы получить достойную пенсию. По иронии судьбы, должность мужа в полиции предлагают Сантош. Не имея других средств к существованию, она соглашается на работу и оказывается в центре неукомплектованного, коррумпированного и некомпетентного полицейского управления в небольшом городке на севере Индии. В один из рабочих дней она случайно сталкивается с мужчиной из низшей касты, чья дочь пропала без вести. Полиция не проявляет интереса к исчезновению девочки, пока ее тело не находят на дне колодца несколько дней спустя. Общество справедливо обвиняет полицию в кастовой дискриминации, и, чтобы сохранить репутацию, полиция привлекает женщину-детектива Гиту Шарму (Сунита Раджвар) для расследования. Гита Шарма представляет собой интригующее исследование двойственности. Она – фигура, достойная восхищения, стремящаяся к вершинам карьеры в обществе, где доминируют мужчины, но в то же время вызывающая немало подозрений. Гита рассуждает о борьбе за справедливость, о реформировании полиции и привлечении большего количества женщин в профессию. Однако, когда Сантош становится ее правой рукой, эта внешняя праведная мишура начинает рушиться, и становится ясно, как на самом деле работает Гита, ожидающая от своих подчиненных беспрекословного исполнения приказов. Главным подозреваемым в деле Гиты и Сантош становится молодой мусульманин. Они преследуют его, будучи уверенными в его виновности, несмотря на отсутствие каких-либо улик. С этого момента фильм скатывается во все более скользкую моральную плоскость и чем дольше длится расследование, тем неуловимее кажется истина и тем меньше она имеет значения. По мере развития событий складывается впечатление, что акцент смещается не на раскрытие преступления, а на необходимость скорейшего завершения дела, при этом жестокие пытки подозреваемых воспринимаются как оправданное средство для достижения результата. Госвами мастерски передает внутренние сомнения главной героини через напряженный и порой почти съежившийся язык тела, отражая постоянное противоречие внутри Сантош – желание подвергнуть сомнению идеологию и методы расследования коллег, но невозможность сделать этого из-за стремления к их одобрению. Она настолько очарована возможностью творить добро, что сама становится участницей насилия и лицемерия, с которыми пыталась бороться. Этот краткий обзор кастовой системы и существования на самом низком уровне социальной иерархии удручает и проливает свет как на мрачную реальность неприкасаемых в Индии, так и на неприкасаемость высших каст. Режиссер диагностирует проблему, слишком глубокую для решения одним благонамеренным молодым констеблем, вовлекая зрителя в лабиринт скомпрометированной этики и полицейского произвола. «Сантош» предлагает иной взгляд на криминальный полицейский триллер, основанный на жизни весьма специфического сообщества в Индии. Фокус на женщинах-полицейских делает его еще более уникальным, поскольку им часто приходится иметь дело с преступлениями, направленными именно против женщин. Вместо того, чтобы превращаться в гневный трактат об абсурдности кастового угнетения в Индии, фильм остается тихим и наблюдательным исследованием характера и показывает, как легко увязнуть в запутанной паутине кастового угнетения, религиозной нетерпимости и патриархального насилия в стране.
Женщина неожиданно становится сотрудницей правоохранительных органов. В итоге она переходит в подчинение очень опытной наставницы. От системы каст и условий женитьбы и особенности работы местной полиции в условной глубинке – мы тут многое видим. – Это странное кино. Мы тут видим другую культуру. И это иногда дико воспринимается в разуме. Конечно, фильм нарочито снят с перегибами. Акцент установлен на предрассудки, насилие, высокомерие, безальтернативную безысходность, нищету. Кажется, что центральный персонаж – женщина. Но это уловка. Кто-то просто использует её, чтобы усилить эффект разоблачения чего-то. Бедную овечку посадили в самое пекло. Она вроде и хочет бороться, но не может превозмочь то, что укоренялось десятилетиями, а то веками. Минус фильма в том, что тут слишком явно что-то критикуется. Без иносказательности и попытки объективности. Хотя и есть попытка объяснить злодеяния тех, кто по идее должен творить добро. Добро, как мы знаем, понятие в рамках этого мира субстанция своеобразная. И в этом фильме как раз этот момент удачно показан. В остальном довольно спокойная лента. Занятный колорит иной для нас жизни.