Полина на пляже: отзывы и рeцензии

Constantine Baidan
Constantine Baidan28 июня 2015 в 12:37
Полина на пляже — приквел Летней сказки

Полина на пляже – это своеобразный приквел «Летней сказки» от режиссера Эрика Ромера, которая могла быть названа «Полина на пляже -2», если бы Ромер не был самим собой. Повзрослевшая Аманда Лангле в «Сказке» действительно ни чем не отличается от своей Полины в одноименном фильме 1982 года выпуска, разве что еще стала более мудрая, рассудительная и терпеливая. Сюжет, как всегда, донельзя прост и лаконичен: несколько героев объединены любовными узами, но без страсти, ревности и мести. Интерес представляет каждый персонаж, благо в фильме их немного и можно перечислить по пальцам одной руки. Вначале мы видим Полину (Аманда Лангле) – виновницу торжества, главную героиню, которая весь фильм остается как бы в тени, но при этом является ключевой фигурой, вокруг которой разгораются «страсти». Полина приехала вместе со своей старшей кузиной Марион (Ариель Домбаль) отдохнуть от душного Парижа в Нормандию, поймать последние дни лета. Кузины Полины Марион – стройная, статная, с идеальной фигурой и лицом мальчика (это особенно хорошо видно, когда актриса без грима) женщина, специалист по айдентике и фирменному стилю, выражаясь современными терминами. Отправляясь на пляж Жуллувиля, Марион встречает своего давнего приятеля Пьера (Паскаль Греггори) – жудкого зануду, который разговаривает с женщинами на языке логики, отчего становится невероятно смешных со стороны. Все его усилия влюбить в себя Марион обречены. Полина в нем видит лишь только друга. Инфантильный интроверт, постоянно рефлексирующий по своей безответной любви к Марион – Пьеру, не удалось бы обольстить даже маленькую дочку Анри (Федор Аткин) – писателя, который жил долгое время в Океании с этнологами, а теперь вернулся на родину в Жуллувиль, где у своих братьев выкупил дом. Вот уж кто демонстрирует искусство соблазнения без надрыва – естественно и непринужденно; он уже устал от великих страстей и любви, поэтому просто развлекается. Марион быстро вешается ему на шею (в прямой и переносном смысле), переспав в первую же ночь знакомства, чем еще больше вызывает ревность обезумевшего Пьера. Нашлось место для любовной интрижке и самой Полине, которая встречает на пляже паренька своего возраста Селивана (Симон де Ла Бросс), однако, вопреки ожиданиям многих – эротической инициации подростка так и не произошло. Полина – не набоковская Лолита; для нее важно хорошо узнать человека; и трехминутного танца с Селиваном оказалось явно недостаточно. Тем не менее, сиськи Полине паренек помял. В картине мы увидим еще и Розетту, которая у Ромера играет всегда саму себя, только на этот раз ее почему-то зовут Луизетта, и она продавщица конфет на пляже. Луизетта и станет тем камнем преткновения, от которой сюжет картины, напоминающий гладь озера превратиться в бушующий Ла-Манш во время прилива, но совсем на чуть-чуть и понарошку.

Александр Попов
Александр Попов16 мая 2021 в 15:04
Эрик Ромер, кинематограф этического максимализма (часть 11)

В «Полине на пляже» зрителю приходится распутывать целый клубок психологических проблем, предлагаемых режиссером. Во-первых, это специфика существования подростка в климате эротизированного общения полов, который автоматически превращает девочку в нифметку. Во-вторых, это душная атмосфера самооправдания тотально развращенных людей, в силу своей греховности неспособных к моногамии. В-третьих, это трудная сочетаемость женской изворотливости и мужской прямолинейности в амурных делах. «Полина на пляже» - первый фильм Ромера, в котором присутствует обнаженная натура (но постельных сцен все рано нет), что неудивительно, ибо важные герои фильма – пляж и лето. Задолго до Абделатифа Кешиша с его «Мектуб, любовь моя» но с куда больше чувственной сдержанностью Ромер рассказывает историю, где все друг друга хотят, но при этом не могут быть честными даже с самими собой, ибо постоянно оправдывают свою развращенность и поиск амурных приключений. Как всегда, чтобы его не считали ригористом, режиссер делает все от себя возможное, чтобы последствия поступков героев логично вытекали из их слов. Фраза Кристиана Де Труа, ставшая отправной точкой для «Полины на пляже», выражает одну из максим ромеровского кинематографа в принципе: вербальное общение полов есть суррогат секса, впервые со всей очевидностью заявленная в «Моей ночи у Мод» и «Колене Клэр» в этой картине она выражена с наибольшей глубиной. Хоть сублимации здесь и нет, а есть скорее дополнение вербального телесным, но в деле приобщения подростка к тайнам пола герои заходят очень далеко. «Полина на пляже» не случайно получила приз католической ассоциации в области кино, ибо кинокритики-христиане разглядели в этой ленте мощную нравственную проблематику, удивительным образом обособляющую эту ленту от других в цикле «Комедии и поговорки». «Полина на пляже» - точно уж не комедия, а скорее трагедия взросления ребенка в тотально развращенном окружении, звучащий в фильме набат моральной проблематики роднит ленту скорее с циклом Ромера «Шесть нравоучительных историй», чем с «Комедиями и поговорками». Даже хэппи-энд со спасительным толчком ноги Полины не должен вводить в заблуждение: долго эта новоявленная Лолита не протянет, ее невинность обречена погибнуть до наступления совершеннолетия, если она не сменит круг общения. «Полина на пляже» - лишь внешне беззаботный фильм, сложный любовный многоугольник, показанный в нем, в который втянута не только девочка, но и мальчик-подросток (Ромер охватывает проблему развращения детей с обеих сторон), обречен на разрушение – никому в нем случайные связи не принесли радостей (разве что кратковременные). Блуд, соблазнение, разврат увлекают своей легкостью и безответственностью, но в результате не оставляют полам ничего кроме горечи разочарования друг в друге – вот неутешительный вывод мастерски выстроенного и логичного фильма «Полина на пляже», лишь внешне кажущегося абсурдным нагромождением амурных проблем.

semenlisitsyn
semenlisitsyn1 марта 2024 в 03:04
Полина на пляже- гиперболизированная метафора 'любви'

'Полина на пляже' - выдающаяся работа Эрика Ромера, который при относительно небольшом бюджете смог сделать красивую пленочную картинку с невероятно искренним сюжетом, достойным разбора внимательного зрителя. С первых минут автор погружает нас в игру между сестрами, старшая из которых, по понятным причинам раскручивает интересующую ее идею настоящей любви. Девушка считает, что никогда не испытывала истинных чувств к кому-то, но твердо уверена и откуда-то знает как они проявляются... Все персонажи органично подобраны, их характер полностью проработан (есть мысль, что сценарист списывал сюжет с похожего поведения кого-то очень ему знакомого), именно поэтому получилась живая иллюстрация тех игр, что так любит психоанализ. В фильме видно, как герои сами плетут сети, в которые сразу же и попадают. Мы можем замечать, как сказанные слова персонажа, в которые он неосознанно играет противоречат его истинным мотивам и поступкам, например когда кузина Полины Марион просит Пьера не ревновать, можно заметить, что посыл этих слов идет из желания девочки действительно иметь побольше бегающих за собой парней, которых можно будет подразнить, а отдаться же при этом тому, кто априори любить ее не будет. Может поэтому ее брак был не удачным? Куда же она смотрела, когда ее муж в себя насильно влюбил? И такими удивительными моментами, способными раскрыть в нас мысли относительно своего личного опыта, фильм буквально пропитан. За это произведение Эрик Ромер в 1983 году на Берлинском кинофестивале получил заслуженного 'Серебряного медведя' за лучшую режиссуру.