Земля изобилия: отзывы и рeцензии

Joseph Mon
Joseph Mon28 октября 2007 в 08:56

Снова возвращаемся к 11 сентября. Это вечная тема для мыслей и чувств. Здесь можно так много о чем угодно говорить и на саму тему и о фильме, но, думаю, это лучше оставить для каждого человека и относительно фильма для каждого зрителя. Вим Вендерс всегда снимает Америку. Если кому-то понятна эта фраза, а я считаю она довольно понятна, несмотря на свою пространность. Он снимает страну в срезе людей, которые в ней живут и которые с этой страной в тесной связи. В этот раз это люди после 11 сентября. Два человека, в которых отражается два взгляда и два отношения к произошедшему, два поколения людей и в какой-то степени две группы, которые по-разному живут после 11сентября. Эти люди были и до этого дня, но после разница между ними стала более заметна. Вендерс исследует разные вопросы – от того, с чем связано такое поведение этих групп до вопроса вины самой Америки. Для некоторых из нас эти вопросы уже решенные, кто-то всерьез изучал все это, кто-то следил за точками зрения и уже разбирается в понимании причин произошедшего. Вендерс всего лишь перенес это на экран и выразил точки зрения через своих героев и через объектив своей камеры, сняв Америку и ее людей. Что это за две группы. Поколение людей, прошедших Вьетнам и те, кто видели другие страдания и знают, что выход не в войне, а в понимании, которого так недостает людям. Одни видят во всем напряжение и в каждом подозревают террориста, что вполне нормально, тем не менее, а другая группа, стремится беспокоиться о других вещах, о заботе о тех, кто не имеет ничего. И эти две группы в лице девушки и ее дяди Вендерс сталкивает перед образом такого вот человека, с одной стороны подозрительного, а с другой ничего не имеющего арабского бродяги. Однако, основным вопросом режиссер оставляет глубинную причинность произошедшего с точки зрения причастности самой Америки к этому. И опять же, сначала, показав, насколько страна не заботится и не печется о малоимущих гражданах, о том, что внутри дела ее интересуют меньше, чем за ее рубежами, Вендерс переносит снова проблему на отношения между дядей и его племянницей, который долгое время не хотел иметь с ней и родственниками отношений, занимаясь своими делами. Отличное кино, заставляющее поразмышлять на досуге даже тех, кто все для себя давно разрешил.

Николай Таранцов
Николай Таранцов15 мая 2014 в 13:17
Иногда нужно, во что бы то ни стало остановиться и подумать, в правильном ли направлении мы движемся по жизни

Итак, фильм Вима Вендерса «Земля изобилия». Непростой фильм об истоках человеческой ненависти. Попытка анализа себя в большом этом мире, а так же попытка покаяния и прощения. Америка, после падения башен-близнецов 11 сентября. Молодая ещё девушка Лана возвращается из-за океана на землю своих предков. Из родственников у неё здесь только родной брат матери Пол, служивший когда-то во Вьетнаме и получивший там тяжёлую психологическую травму. Лана работает волонтёром в приюте для бездомных, а дядя Пол занимается вроде бы как, поиском террористов. Вроде бы как, потому как те террористы, которых он ищет не более, чем плод его обид и воспалённого воображения. И может, продолжались бы безобидные игры и дальше, да рядом с приютом зверски убивают араба,… А далее у каждого всё та же своя война и свои победы и поражения. Непросто жить на свете. И земля изобилия, а жизнь то не в радость. Непросто найти общий язык не то чтоб с иноземцами, тут и в своей семье не всегда разберёшься. Жизнь наслаивает дни на дни и обиды на обиды. Да так, что со временем и не разберёшься, кто прав, кто виноват. А жить то надо. Я уже не говорю о человеческом счастье, просто жить, сосуществовать рядом, не убивая друг друга за обиды прошлых времён. Да не такая она простая, как видим жизнь. Кто-то должен сделать этот тяжёлый шаг, безоговорочно простить всё что было. Что-то было ошибкой, что-то подлостью. Но это было и осталось в прошлом, а жить надо будущим. Иначе не найти выхода. Всё повторится снова и снова.

Mumble
Mumble5 октября 2007 в 12:05
Бедность и паранойя Америки

С Вимом Вендерсом я знаком только как с сценаристом по фильму «Город ангелов». Как режиссёра я вижу его впервые, а значит позор мне за то, что мои глаза, по сей день, не узрели «Небо над Берлином». Фильм «Земля изобилия» рассказывает о двух жизнях, подробно рассказывая об их прошлом, и о настоящем. Две истории. Первая про либеральную девушку, которая прилетела в Лос-Анджелес, как визитёр и как курьер к одному человеку, которому нужно доставить письмо из его прошлого. Вторая история рассказывает про её дядю, ветерана войны, служившего во Вьетнаме и, по сей день, своими силами пытающийся защитить свой город от взрывов, которые могут повториться после одиннадцатого сентября. Из актёров я встретил знакомое лицо из «Столкновения», Шона Тоуба, а так все для меня оказались безымянные, но так же не плохими актёрами. Я бы не сказал, что это «драма», если только внутреннее, а внешне то «роад-муви», то «путешествие». Судя по этой картине Вим Вендерс очень любит приукрасить свои фильмы красивыми пейзажами, это ему лучше всего удалось. И не смотря на режиссёрские «манёвры» и весь сюжет, с одинокими героями, в которых присутствует свой внутренний мир и свои ценности и свои взгляды на мир, выше всего в фильме воспринимается не суть того, что происходит, а красота, окружающая героев: Лос-анджелесские улицы, пустынные пейзажи Троны. После слов Вендерса: «В нём нашло отражение всё, что в это время беспокоило меня в жизни Америки: бедность, паранойя, патриотизм» становится ясно, что этот фильм в какой-то степени отражает его прошлое. Тем самым этот фильм является для него важной частью его жизни, когда обычному зрителю интереснее смотреть на красивые пейзажи, которые практически затмили фильм с лёгким смыслом. 6 из 10

слон
слон31 мая 2006 в 15:55

Сразу скажу, фильм мне понравился. Вендерс (поздний) реабилитировался в моих глазах после омерзительного отеля. (Подпишусь под словами Гибсона.) Сюжет, конечно, какой-то странный, ну любит Вими Америку, тут ничего не поделаешь. И не мне его судить, притом я и сам довольно положительно отношусь к США. -)) Прежде всего фильм понравился, тем, как он снят, очень красиво, даже восхитительно. Несмотря на то, что Земля изобилия в первую очередь это политическое кино, смотрится она легко. А музыка от группы «Die Toten Hosen» просто 'цензурная'. Так же стоит отметить Мишель Уильямс. Такая тонкая, хрупкая, задумчивая девушка, слегка мальчиковатая, но абсолютно естественная и натуральная. Хороша, короче. Честный, но глупый, приятный, но неоднозначный фильм. 7.5 из 10

DimMcMurfy
DimMcMurfy5 января 2011 в 11:08
Дрова

Вендерс очень часто снимал кино, попахивающее ерундой. Правда говорят, путь творца должен быть через тернии, иначе он просто захлебнется от похвалы и будет изо всех сил подражать себе. Но моя претензия к 'Земле изобилия' совсем не в этом. Дело не в самоповторах, а в совершенно чудовищном сюжете. Даже нет, не так - сюжета в фильме и нет. Дело в совершенно наглой манифестации американо-европейского либерализма, который бесконечным водопадом льется с экрана, напрочь уничтожая любое здравомыслие, рационализм, логику и самоиронию. Короче, все то, без чего сегодня можно малевание на заборе запросто называть искусством. Вендерс кроит перед нами полотно, но не столько истории, сколько, если можно так назвать, 'желаемой реальности'. Он подстраивает ее, несчастную, под себя. И в этой слегка болезненной и лицемерной фантазии можно увидеть то, о чем взахлеб мечтают либералы - мир и братство между людьми, всех рас, религий, убеждений. Где бездомные арабы - олицетворения благородства, мудрости и терпимости. Где опять ветеранов Вьетнама кроют на чем свет стоит, обвиняют их во всех грехах, ставят на них клеймо неизлечимо больных параноиков. Где белые американцы сплошь подлые убийцы, причем они часто убивают без причины. Где человек только тогда человек, когда он будет как святыню исповедовать взгляды либеральной демократии. При этом, нас убеждают, что как только наступит момент, когда ВСЕ без исключения белые начнут вести себя так, наконец-то прекратятся войны, которые, конечно же, ведут исключительно продажные правительства. А ведь их долг всего навсего накормить ВСЕХ бездомных. Где же выход из этого тупика? Выход есть. Его олицетворяет собой Лана - девушка полная вечных христианских ценностей, которая положит годы своей жизни, как Джон Уэйн в 'Искателях', чтобы сделать какую-то ерунду, ненужную на земле, но явно угодную Небесам. Что меня удивляет? Что многие режиссеры (почему-то европейцы, снимающие на американский манер), будь-то Форман, Вендерс, позже Полански, полезли в социальную сатиру, причем довольно нелепую. Нелепость строится на прямых оскорблениях режиссерами действительности. И все это под лозунгами 'Вы не слишком демократы! Надо больше демократии!' А куда уже больше? 0 из 10

electro-choc
electro-choc25 июля 2009 в 12:31
«Земля параноиков» или «Розовые очки сержанта Джеферса»

Верно было подмечено выше, что-то непреодолимое тянет Вима (Вендерса) в американское захолустье. Дай бог, прославит Трону, скромный городишко в Долине Смерти, ведь это уже не первый его фильм, снятый там (см. «На десять минут старше: Труба», эпизод «Двенадцать миль до Троны»). Вполне закономерно, что «Земля изобилия» появился именно в послужном списке Вима Вендерса. Немецкий режиссёр много, даже слишком много внимания уделяет тому, что происходит в мире. В его карьере уже было несколько подобных «Земле изобилия» фильмов - не в плане сюжета, но родившихся в похожих условиях: «Комната 666», отражавшая страх режиссёра перед телевидением, Конец насилия (страх перед тотальным государственным контролем), Лиссабонская история (страх перед новыми течениями в кино), также список можно продолжить картинами «Американский друг» и Отель «Миллион долларов» - все эти фильмы в той или иной степени основаны на страхе человека перед внешними вторжениями. На сей раз, в качестве «актуальной темы» был избран терроризм и сопутствующая ему паранойя. Главный герой картины, окончательно лишившийся на вьетнамской войне рассудка, заявляет на полном серьёзе «Во Вьетнаме мы (американцы) победили!». В компании этого довольно странного типа, зрителю и предстоит провести весь фильм. Пол подозревает всех и вся, везде ему видятся заговоры, ну а если уж на улице Лос-Анджелеса он повстречает бомжа в тюрбане, то точно, сочтёт что этот несчастный голодранец – ни кто иной, как член террористической группировки! Наш герой непременно найдёт тысячу бредовых подтверждений в пользу своих бредовых предположений, и конечно, посвятит всё своё время поискам этого несчастного пакистанца. Но тут, внезапно, откуда-то с Ближнего Востока, приезжает его племянница. Пол удивлён - ещё бы, ведь он давным-давно и безо всякой причины порвал все отношения с семьёй. Тут всё ясно - режиссёр попытался столкнуть две натуры, совершенно противоположные друг другу. Жаль настоящего столкновения не вышло. Например, мои симпатии изначально были на стороне здравомыслящей Ланы, нежели на стороне оставившего во Вьетнаме солидную часть мозга сержанта Джеферса. Пол - озлобленный на жизнь старик, слепо верящий в им же придуманные догмы, которые, к тому же, ежедневно, ежечасно его подводят. Я так понимаю, фильм снимался исключительно для американцев, в таком случае, немного «перегнувший палку» сержант получил бы оправдание в глазах зрителей. Мне, же, как человеку абсолютно постороннему и в бедах американского народа не особо заинтересованному, герой Джона Дила не показался сколько-нибудь интересным. А вот Мишель Уильямс, в роли Ланы, напротив, понравилась. Её юная героиня, сочетающая в своём характере милосердие, доброту и искренность, действительно, впечатлила. Но вернёмся к теме самого фильма. Довольно смутной теме. Вендерс на сей раз не морализирует и не философствует (как обычно), не вкладывает пространных реплик и в уста главных героев. В чём же должно быть главное достоинство фильма? В том, что картина показывает реальное положение дел, паранойю и истерию американцев, их жажду мести за 11 сентября и погоню за призраками терроризма, в большинстве своём, вымышленными больным разумом таких рьяных защитников отечества, как сержант Джеферс? Пожалуй. Но всё это мы уже знаем. Нет ничего скучнее - смотреть такое вот «кино идей» о том, что уже давно не является секретом. Интересно, знают ли это сами американцы? А вообще, всё это можно было сделать куда чётче, конкретнее. Да и к чему этот наигранный патриотизм и звёздно-полосатые флажки в каждом кадре. Вендерс, ведь, немец... 5 из 10

VasekVVV
VasekVVV13 декабря 2006 в 20:39

Синдром 11 сентября сильно запал в голову мировой общественности, включая и создателей фильмов, поэтому за 5 минувших лет было снято не мало материала о тех событиях. Вот и в фильме «Земля изобилия» Вима Вендерса речь идёт о свихнувшемся отставном сержанте военных сил США, воевавшим ещё во Вьетнаме. События 11 сентября вернули ему патриотические чувства за свою страну, что он даже стал участником тайной организации пытающейся отыскать террористов среди бедных арабских эмигрантов. За показанный низ современной Америке спасибо Вендерсу, который не постеснялся построить свой фильм вокруг приюта для бездомных, ветерана-параноика и бедных эмигрантов с Ближнего Востока. Можно даже вспомнить «Столкновение», но «Земля изобилия» совсем не такой серьёзный и сильный фильм, несмотря на указанный жанр – драма. Мне фильм больше показался сатирой, на серьёзную тему. Конечно, нет конкретного издевательства над представлениями ветерана-параноика, но всё же его охота за бедным Хасаном Ахмедом была забавна смешной, надо сказать, что кроме варианта он террорист, в голове у героя ничто не рассматривалось и Джон Дил убедительно доказал свою состоятельность в этой роли. Снимай этот фильм чистокровный американец, может, и получился бы он более серьезным, но Вим Вендерс таким и не является, к моему удивлению кстати. До этого видел его фильм «Входите без стука», где помелькал Тим Рот, так в этом фильме американская глубинка показана очень убедительно, так как будто бы коренной американский деревенщина показал свои родные ранчо, и поселения в дали от больших городов. В «Земле изобилия» помимо бедного района Лос-Анджелеса и красивого общего плана центра этого города показан небольшой городок в 180 км от Лос-Анджелеса, напомнивший городки из «Входите без стука», тянет чем-то Вендерса на такие места, но у Стоуна получилось лучше («Поворот»), хотя у того в распоряжении был сам Шон Пенн. Здесь же вся надежда на Дила и Мишель Уильямс, до этого о ней не мало слышал (номинация на Оскар тоже о многом говорит), но практически не видел на экране и надо сказать неплохая актриса, хотя внешне неприметна как Зельвегер, например... будущее у неё есть «Землю изобилия» они вытаскивают, так как сам фильм не тянет, как я уже отметил, кроме небольшой сатиры на американские реалии в нём пустота. А ещё фильм сильно затянут, события разворачиваются медленно, зачем, скажем, встречу героев Дима и Уильямс нужно всё время отсрочивать всем ясно по синопсису, что действовать они будут вместе, но задачи и вправду у них разные. Героиня по доброте душевной хочет помогать, не зря работает в приюте для бездомных, а герой-параноик только и думает, как стать Брюс Уиллисом и спасти Америку от всемирного зла в лице террористов. И тем, что всех арабов он воспринимает, как террористов не красит его и всех американцев в его лице, не секрет, что недалекому американцу всё равно где правоверный, где террорист. В общем, фильм достойный внимания: для себя можно открыть хороших актёров, лучше узнать режиссёра Вендерса и послушать неплохую музыку из фильма, музыкальные композиции сильно друг от друга отличаются и поэтому они запоминаются, а я частенько музыку из фильмов быстро забываю. Но фильм объективно слабый.

Александр Попов
Александр Попов1 января 2016 в 10:28
Земля изобилия

В картине Вендерса «Земля изобилия» главная героиня возвращается в США после трагических событий 11 сентября, совсем другую страну, чем та, которую она раньше знала. Дух подозрительности, настороженности ко всему Другому, всегда имевшее место в американской действительности, теперь обострилось и проявилось самыми неприглядными сторонами. Это настроение воплощает дядя главной героини Пол, проводящий время в выслеживании сомнительных с его точки зрения личностей. Ветеран Вьетнама, настоящий американский «ястреб», воинственный антикоммунист и ксенофоб, этот человек до сих пор переживает последствия американской империалистической внешней политики как личностную травму. Однако не этот исторический и одновременно злободневный фон интересует Вендерса. Вновь в центре его фильма – путешествие, понимаемое по-прежнему как онтологическая метафора странствия в поисках истины и самоидентификации. На этот раз, это еще и расследование убийства, превращающееся в иносказание о поиске виновного в трагедии Америки. Пол и его племянница воплощают две противоположные черты американского характера: воинственность, нетерпимость и ксенофобия с одной стороны, набожность, милосердие и внимание к каждому человеку - с другой. Они постоянно конфликтуют, спорят о путях развития Америки, лишь в финале приходят к примирению, узнав о тщетности своих поисков. Развертывая свой фильм как ложный детектив в духе своего кинематографического учителя Антониони, Вендерс показывает бессмысленность поиска виноватых, духовную опустошенность одержимых паранойей о террористической угрозе. Все эти поиски оборачиваются лишь эскалацией насилия, не принося удовлетворения тем, кто творит возмездие. Безусловно, такой взгляд не лишен мифологизированного идеализма, который вошел в кровь многих поколений американцев, однако, Вендерсу, как европейцу, снявшему такие духовно трезвые фильмы о тщетности американской мечты как «Париж-Техас» и пагубной роли Голливуда в современном кинопроцессе как «Положение вещей», это вряд ли простительно. В последнее годы Вендерс продолжает развивать свою тему путешествия как онтологического поиска с гораздо меньшей убедительностью, чем в 70-80-е, это вызвано, прежде всего, исчерпанностью пафоса о преодолении межнациональных границ в современном глобализированном мире. Вендерс – один из родоначальников современного артхаусного кино, поставторского, постмодернистского подхода к рассматриваемым темам и сюжетом, его кинематограф, лишенный национальных черт, пример первого в своем роде космополитического киноискусства, однако, его актуальность отходит на второй план перед лицом молодой поросли кинематографистов, выпустивших свои первые фильмы в конце 80-х, таких как Триер, Джармуш, Ханеке, Линч, также лишенных традиционной веры в авторский кинематограф. Для Вендерса же, уже начиная с «Алисы в городах», главной целью дороги оказывается стремление к другому человеку, преодолению барьеров, как психологических, так и географических, во имя экзистенциальной близости, обретения себя через Другого. В этом его фундаментальное отличие от Херцога, для которого встреча с Другим всегда сулит гибель, столкновение с бездной онтологического ужаса, той глубиной, что во много раз превосходит личность путешественника и поглощает ее без остатка. Именно такое путешествие навстречу своей смерти, негативный, деструктивный поиск Вендерс и называет в своей картине «ложным движением», когда люди остаются глухи друг к другу, движимые лишь своими деструктивными маниями. Как это не парадоксально, но кино Херцога тоже в своем роде космополитично, в том смысле, что этот художественный мир не признает значимыми никакие темы, кроме онтологических, сводя на нет всякую национальную конкретику.