Между храмами: отзывы и рeцензии

I_Am_Maverick
I_Am_Maverick18 июля 2025 в 06:20

Между храмами (Between the Temples, 2024), реж. Нэйтан Сильвер - очаровательный пример 'маленького' кино, выходящего за рамки заданного масштаба. Бен (Джейсон Шварцман, от 'Академии Рашмор' до Луны и обратно) - кантор в синагоге, переживающий кризис веры, любви и видимо всей жизни, и потерявший от этого голос. Однажды к нему на занятие по подготовке к бар- и бат-мицвам приходит его школьная учительница музыки Карла (Кэрол Кейн, от 'Энни Холл' и до 'Покерфейса' (я визжала)) и просит подготовить ее саму к бат-мицве, которой в подростковом возрасте у нее не было. Кино слов и взглядов, микро-движений, чуть заметных деталей. Кино, в котором грань между абсолютным очарованием и невыносимой неловкостью исключительно тонка. Кино, которое лепит зрителю веки на скотч, вставляет спички в глаза, всячески заставляет смотреть на историю сквозь предрассудки, смотреть открытым и принимающим сердцем. Родные и друзья Бена и Карлы не могут понять, что может связывать таких разных, не подходящих друг другу людей. Раввин не в восторге от перспективы провести бат-мицву даме в возрасте, дочери родителей-коммунистов. Сын Карлы - атеист, и тоже не понимает и не принимает желания матери. И так далее, и так далее. Каждый использует свободу, но отказывает в ней ближнему. В сущности неплохие люди со своими понятными резонами, в сущности - такие же, как мы, ломаются от того, чего не понимают, ставят все на свою, единственно правильную, карту, и мечутся, когда карта не выигрывает. Отношения Бена и Карлы проходят путь от почти неприязни до симпатии учителя к любимому ученику, до дружеской простоты, до материнско-сыновьих намеков и превращаются в любовь не столько романтическую, сколько гуманистическую: любовь одного человеческого существа к другому. Актерские работы восхитительны: герои легки и уверены в кадре. Шварцман округл, нелеп и несчастен, но рядом с Карлой обретает форму. Трогательный и очень аккуратно сыгранный персонаж. Кэрол Кейн - триггер, разогнанное в адронном коллайдере ядро. Ее специфический тембр (стоит смотреть строго в оригинале) делает героиню звонкой и в горе, и в радости, невыносимой и неотразимой. После таких эмоциональных ролей впору падать замертво (но не надо). Зернистая пленка, теплые тона, плавающая вслед за взглядом камера, ощущение документальности некоторых сцен - все это создает особую, запоминающуюся атмосферу. Я по-хорошему устала от просмотра: фильм построен на разговорах и не грешит особо буйными истерическими всплесками, но эмоции с экрана, тем не менее, бьют мощным потоком. Возможно, стоит смотреть с запасом успокоительного.

blackmaria
blackmaria5 декабря 2024 в 06:46

Авторитетные англоязычные киноиздания дружно хвалят киноновинку 'Между храмами' и даже включают в списки лучших за 2024 г. Хотя обычных зрителей этот фильм о взаимоотношениях странного еврейского мужчины и его бывшей учительницы музыки не особо впечатлил. 'Между храмами' знакомит нас с депрессивным мужчиной, роль которого исполняет Джейсон Шварцман. Он работает кантором в синагоге и занимается тем, что готовит детей к их церемониям бар- и бат-мицвы. Больше года назад его супруга скончалась и с тех пор он живет в доме своей матери. Однажды напившись в баре наш герой знакомится с пожилой женщиной, в которой вскоре узнаёт свою бывшую учительницу пения. Вместе они проведут немало времени, так как дама заявит о том, что из-за коммунистического прошлого своих родителей не прошла бат-мицву и хочет пройти церемонию сейчас. В целом 'Между храмами' - довольно забавное нагромождение странных героев, их странных поступков и не менее странных диалогов. История не выглядит реалистичной и не старается таковой быть. Но режиссеру картины Нэйтану Сильверу мастерски удается балансировать на грани, когда абсурд воспринимается как юмор, а не как глупость. Аналогично нашумевшей картине 'Трудности перевода' 2003 г. Софии Копполы этот фильм рассказывает нам историю крепкой дружбы между людьми разных поколений, которая постепенно перерастает из дружбы в настоящую любовь. Только как это водится в последние годы, гендерное соотношение изменено. 'Между храмами' сравнивают с легендарной трагикомедий Хэла Эшби 'Харольд и Мод' 1971 г. - к концу повествования этого сравнения действительно не избежать. И если вас не смогла очаровать история 'Харольда и Мод', то этот фильм точно не сможет этого сделать. Но даже если вас абсолютно не привлекает идея отношений старой женщины и молодого мужчины, 'Между храмами' вполне может вас развлечь. Это фильм с необычным ритмом повествования и погружением в непарадную жизнь нью-йоркцев. В нем легко затрагиваются вопросы смерти, жизни, религии и конечно же исследуется способность людей сопротивляться традициям и проявлять себя вразрез ожиданиям окружающих. Вам вполне могут быть неприятны и даже противны центральные идеи этой комедии, но вероятность того, что вы досмотрите еe до самого конца очень высока. Нэйтану Сильверу безусловно удалось создать мир, в который зрителю любопытно заглянуть. А Джейсон Шварцман и Кэрол Кейн блистательно воплощают своих нелепых выдуманных персонажей и делают их максимально живыми.