Сериал «Аутсорс» мог стать культовым и гениальным. Центральный персонаж Костя Волков — это заявка на героя… нет, не конца 90-х, а эпохи нынешней, со всей её философией компромиссов и пресловутых сдержек и противовесов; эпохи, жаждущей личностей, но робеющей перед личиной. Костя — архетипичная фигура, пришедшая на осмысление на смену Даниле Багрову. Где-то неподалеку прогуливается желчный и тревожный Гоголь. В сериале отсылки и к «Ревизору», и к «Мертвым душам». Только на ревизию прибыл не Хлестаков, а кое-кто посерьезнее, и души покупаются еще живые, не элитка, а рядовые обыватели. Почти все не лишены интеллекта, понятий морали, рефлексии, мечты. Не окостеневшие. Пока не появился Костя. Блестящая по замаху, по плотности и одновременно лаконичности первая серия. Передо мной определенно не детектив, не социальная драма, а философский суд над временем и народом. - Где это, Кимры? - Лучше не знать. Титры и хоровая музыка напрямую отсылают нас к античной драматургии. Появление Кости сродни deus ex machina, но не в развязке, а наоборот. Дайте нам тот же уровень — рока и мифа — в финале! Костя должен исчезнуть, чтобы появиться в ином месте, которого лучше не знать. Потому что это не Костя Волков, а герой нашего времени. Ему еще жить и жить в послеельцинскую эпоху. Он и сейчас с нами. Финал другой. К моему глубокому сожалению, кино, имеющее все шансы стать знаковым, к середине стреножит себя ходульной сюжетной суетой на грани категории Б, потом передвинется на уровень повыше и останется в итоге очень неплохим сериалом с убедительным и живым актерским ансамблем, надмирной авторской музыкой, прекрасно подобранными треками из 90-х, с замечательными изобразительными решениями, несколькими великолепными сценами и тонкой нелобовой иронией. Однако безнадежно скатится к суду авторов над героями и развлекаловке для зрителей. И как же становится кисло и обидно, что создатели фильма выбрали эффектность поворотов ради эффектности поворотов. Мол, что, не ожидали? А мы вот чего напридумывали. Из серьезных промахов и недостатков сериала: 1. Анна Козлова показывает женскую долю, и она, доля, ожидаемо беспросветна. Актрисам — браво, так как играть застывшие образы крайне сложно. 2. Смазанная причина конфликта в коллективе. Просто нужно, чтобы Костя и остальные вошли в конфликт, они и входят. Здесь была отличная возможность показать, оголить устроение внутреннего кодекса и концепции главного героя. У Шварцевского Ланцелота была такая, у Воланда была, а тут мы ее не дождались, и ее сильно не хватает. Самая слабая линия в сериале. Откровенно неудачная, хотя и центральная 3. Концовка. Здесь ясность развязки и неожиданность сюжета боролись, и победила вторая. В наличии также: Крючки ради крючков. Переборы ради раскрашивания. Лишнее, например, персонаж Ольга. Несколько эффектных концовок, и все хочется показать, ни одну не упустить Однако, неважны ляпы, нестыковки, недоговоренности, если есть честное и смелое исследование идеологии грядущей эпохи. Притча — не драма! — позволяет делать допущения, срезать детали. В притче явлен был инженер-философ, в драме выявлен всего лишь изворотливый ловкач. Жаль. 7 из 10
Я вот тут подумал: а почему у сериала нет слогана. И какой вообще слоган мог бы ему подойти? Может быть что-то вроде: вертухаи не извиняются, дичь на Камчатке. Но оставим этот творческий позыв, перейдём к сути. А суть у нас вырисовывается печальная. Ещё в первой серии я заподозрил что-то неладное. Некоторые сцены и диалоги как-то не очень мне зашли, какие-то они были ненатуральные. Потом, где-то до середины, смотрелось не без огрехов, но, в целом, сносно, а вот 7 и 8 серии – знатная чепуха, которая разрушила вообще всё. Теперь конкретнее. Уважаемая сценаристка Анна Козлова справляется тогда, когда нужно рассказывать какие-то женские истории. Например, в «Кеше». Но когда дело доходит до того, о чём она имеет смутное представление, то тут уже, как говорится, тушите свет. Постараюсь без спойлеров, максимально завуалировано. Вот был у нас по ходу действия персонаж, который пал от руки другого. И что? И всё. Персонажа никто не ищет, никому до него нет дела. Замочили, утилизировали и добрый вечер. А он, между прочим, играл немалую роль в развитии сюжета. Так почему его линия наглухо обрубилась? Главный герой – это какой-то непонятный микс. То он за всё хорошее против всего плохого, то злодействует с непроницаемым лицом, то он любящий отец, то безжалостный абьюзер. Так кто ты такой? Философия у него какая-то дешёвая. Остаётся только хмыкнуть и пожать плечами после его, так сказать, нравоучений и наставлений. Весь сериал грешит отсутствием последовательности. А если она и есть, то слишком уж примитивная. Сцены читаются. И, что ещё грустней, они не несут какого-то смысла и нагрузки. Сцена ради сцены. А дальше-то что? Слишком много неоправданных суицидников, которые после неудачной попытки свести счёты с жизнью вдруг обретают новые силы и решают двигаться дальше. Такая типа «ну, не получилось повеситься – больше пробовать не буду, верёвки какие-то непрочные пошли». Если допустить, что все персонажи конченые отморозки и просто дебилы, а на дворе лихие 90-ые, то тогда это оправдывает всю дичь, творящуюся на экране, за которой ничего толкового не следует. Герои то бьют друг другу морды, то целуются взасос, то посылают друг друга на три буквы, то мирятся. И всё это в каком-то диком рандоме. Можно продолжать, приводя примеры, и не останавливаться. Жаль, что нельзя спойлерить. Кринжовых сцен тут с запасом! «Медиатор», кстати, от той же сценаристки – аналогичный нелогичный бред. Во все эти «хитросплетения» «Аутсорса» невозможно поверить, они не выдерживают никакой критики, выглядят банально. В последней серии вроде как нужно было напрячься, шокироваться, местами заплакать. Я откровенно смеялся. В общем, хочу сказать, что поступки и слова персонажей смотрятся крайне неубедительно. Невозможно их оправдать и понять. Нет никакой логической подводки и объяснения. Нечто случается, потом забывается. Почему это случилось? Для чего? Ответа нет. Много брошенных линий, непроработанных. Всё повествование – сплошной сумбур, какая-то кинематографическая помойка, достигающая апогея к финалу. Развязка вообще без комментариев. С таким же успехом могла обвалиться крыша, могли прилететь инопланетяне, напасть крысы-мутанты, все могли отправиться тюремной баландой – выбирайте любую концовку, подойдёт всё! Короче говоря, получилось плохо. И плохо, я уверен, из-за сценария. 4 из 10 За красивые виды Камчатки.
Сериал «Аутсорс» (2025) — это не просто атмосферная драма на фоне 90-х, а сильная и болезненная история, которая оставляет мрачное послевкусие. Мне сериал понравился: он цепляет — и актёрской игрой, и нестандартной темой, и ощущением, что наблюдаешь не за вымышленным сюжетом, а за реальными моральными дилеммами. Но после просмотра остаётся тягостное чувство — будто прикоснулся к чему-то слишком настоящему, слишком неуютному. Именно в этом, пожалуй, и его сила. Интересно, как точно сериал перекликается с пьесой Горького *«На дне»*. Обе истории происходят в замкнутом пространстве — ночлежке или тюремной системе, где герои существуют на границе человеческого и звериного. Общество их уже списало, и они остались одни — со своей болью, с виной, с попытками хоть как-то сохранить остатки человечности. Саша Рыбкин — один из самых светлых персонажей сериала. Он мучается, он сомневается, он ищет в происходящем хоть какие-то смыслы. В нём чувствуется тот самый «луковский» взгляд на человека: попытка верить, что внутри каждого ещё что-то живо. Если Лука в пьесе приносил утешение словами, то Саша пытается сохранить тепло в поступках, даже находясь в системе, где за тепло не платят, а наказывают. Его внутренняя неустойчивость — не слабость, а последняя точка сопротивления. А вот Волков — скорее Сатин: умный, проницательный, даже в чём-то обаятельный, но уже окончательно прожжённый. Он всё понимает, но больше не верит. Его философия — оправдание для действующего зла. Савельев — наивный Барон с мечтами о жизни вне грязи. Врач Кулаков — усталый, выгоревший наблюдатель, отчасти напоминающий Луку внешне, но не по сути: он больше не сочувствует, он просто фиксирует. А Наташа — это Настя, женщина, цепляющаяся за любовь как за спасение, даже если это самообман. «Аутсорс» не предлагает лёгких решений. Он не даёт надежды и не говорит, что всё будет хорошо. Но он точно заставляет задуматься — о выборе, об ответственности, о том, что мы называем правдой, и где проходит грань между справедливостью и жестокостью. Сериал тяжёлый, и именно потому — честный. Он не отпускает. И остаётся с тобой — как горькое, но важное послевкусие.
Коллаборация одного из лучших современных российских режиссеров Душана Глигорова, самого проницательного продюсера Александра Цекало и популярнейшего отечественного стримингового сервиса Okko в очередной раз дала закономерный результат – признанный победителем и самым ожидаемым сериалом 2025 года, «Аутсорс» с готовностью встает в стройный ряд тяжелых, как будто беспросветных криминальных историй Глигорова, повествующих о другой, мрачной стороне жизни России (понятно, что речь идет в первую очередь о «Хрустальном» и «Трассе»), с той лишь разницей, что готические южные пейзажи сменились на зимнюю глубинку Камчатского края света и постсоветский мороз на пути к вожделенной демократии. Да, «Аутсорс» - это еще один представитель «кина о девяностых» с той поправкой, что это не гангстерский фильм, и в отличие от тех же блистательных «Лихих» или «Бригады» (вдохновленных, очевидно, Копполой и Скорсезе), здесь нет места бандитским разборкам. «Аутсорс» - это именно кино о приметах времени, причем значительно более удачное, чем недавний провал Wink «Дети перемен», даже несмотря на целый веер киноляпов и нестыковок (касается прежде всего саундтрека). Девяностые здесь сквозят везде, начиная с диалогов, одежды, интерьеров, и заканчивая операторскими решениями, а именно кадра формата 4:3, словно отсылающего к советскому кинематографу. Пожалуй, про работу любимого оператора Глигорова Батыра Моргачева стоит сказать отдельно. Помимо непривычных рамочных решений картинки Моргачев словно специально берет максимально некомфортные, местами вычурные и угловатые ракурсы, искажая изображение, добавляя ему сюрреализма, даже превращая привычные советские панельки в некие готические замки сил зла. Морозные холодные тона заснеженных улиц, мрачное затянутое небо, аскетичные интерьеры квартир и пустынные тюремные камеры со свистящим сквозняком – все это словно передается с экрана зрителю; зритель сам все это чувствует, проникается этой атмосферой одной сплошной тюрьмы, в которой пребывают не только страшные маньяки-убийцы, но и их надзиратели, и просто люди, которым не повезло жить на этом самом дальнем краю света. Эта атмосфера, создаваемая искусной операторской работой, словно озвучивается в речах персонажей, мечтающих перебраться из этих заснеженных застенок куда-нибудь в более комфортное для жизни место. Сюжетно «Аутсорс» выходит далеко за рамки в целом ясной идеи о торговле казни преступников. Здесь сразу несколько действующих лиц помимо основного протагониста (или антагониста?) Кости, и у каждого свои, максимально страшные, безысходные и отвратительные проблемы, которые не исчезают, а только множатся по мере их решения, но тем интереснее это кино смотреть. И тут действительно стоит похвалить в первую очередь потрясающего Ивана Янковского, реабилитировавшегося за провал «Преступления и наказания» и сыгравшего свою, возможно, лучшую роль. Его герой – словно ангел смерти, демоническая версия Раскольникова, рассуждающая о «праве имеющих», сама наделяющая их правом на возмездной основе, но с четким следованием самолично придуманному кодексу на основе собственных извращенных принципов, возведенных в культ. Казалось бы, местами герой вызывает симпатию, ведь озвучивает довольно много правильных и справедливых мыслей, наставляет других персонажей на путь истинный, но дьявол кроется именно в его бесноватой ледяной улыбке и бесстрастном взгляде. Такие герои Янковскому удаются великолепно, поэтому именно в образе Кости артист максимально раскрывает свой врожденный талант. Хочется отметить звезду «Трассы» и «Мажора» Карину Разумовскую в довольно нетипичном второплановом образе. Карина Александрова из «Контакта» наконец заявила о себе как о способной актрисе. Эльдар Калимулин из «Химеры» все того же Глигорова здесь составляет достойную партию Янковскому (вместе они проводят большую часть экранного времени). Мила Ершова («Плейлист волонтера») продолжает развиваться как актриса. Наиболее точно «Аутсорс» можно охарактеризовать как симбиоз махрового Балабанова и раннего Быкова под влиянием философии Достоевского. Из этого описания зритель должен был понять, что «Аутсорс» - это максимально тяжеловесное, но при этом очень русское кино, настоящее произведение кинематографа. Смотреть ли его – решать вам, но такие полноценные художественно состоятельные картины на наших экранах появляются не часто, поэтому я бы его все-таки рекомендовал. 9 из 10
Каждое хорошее произведение начинается с вопроса 'А что если'. Так вот, в данном случае таких вопросов несколько. И все они вокруг персонажей. Разумеется, заглавным среди всех выступает вопрос о реальном воплощении Ницшеанского Сверхчеловека, который не связан никакой общественной моралью, а определил для себя моральные законы сам. Такой заглавный персонаж прибыл из неизвестного места (намеренно созданный флёр загадочности). Начинает помогать заключённым, дескать чтобы не страдали (покупает лекарство в аптеке, казнит быстро, дабы не мучился). И если показалось, что он добряк... то это не так (для Ницшеанской философии отсутствуют понятия о Добре и Зле, идёт деление на господ собственной морали и рабов морали, тех чей ресентимент направлен против них самих). Он хладнокровно убивает сначала бандита, который угрожал человеку, который ему стал интересен (кстати, тут уже можно задуматься, а откуда у него обрез). Затем не менее хладнокровно убивает другого человека, просто потому что он ему мешал и отходить не хотел. Ницше писал, касательно вопросов детей, что дальше себя мы должны строить (то есть наши дети должны быть лучше нас). Он играет с дочерью в шахматы, при этом в качестве жены у него филолог (будет неудивительно, если супругу он выбрал, не столько их любви, сколько их прагматичных соображений научить ребёнка тому, чем не владеет сам). Вместе с тем, по его жене видно, что она несколько побаивается его (ооо, он бесконечно далёк от истерики, пугает именно его хладнокровье). 'Говори, лепеча: 'Это мое добро, каким я люблю его, каким оно всецело мне нравится, и лишь таким я хочу его.'' - это про него. Следующий персонаж - молодой парень, у которого ещё не сошли юношеские усы. Собственно, как юноша он и показан. Мечтательный, но несколько истеричный. Человек, который старательно сам себя разрушает. 'Человек есть нечто, что должно превзойти; и оттого должен ты любить свои добродетели - ибо от них ты погибнешь.' Далее идёт врач. Человек который себя уже разрушил. Когда-то стремился к лучшему, но упал с каната. У него много завоеваний, но и их ему суждено потерять, так как нельзя было остановиться - тогда теряешь равновесие. 'Но самым опасным врагом, которого ты можешь встретить, будешь всегда ты сам; ты сам подстерегаешь себя в пещерах и лесах.' Прокурор персонаж довольно простой - честный, да с ужасной женой. 'Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для неё цены. Пусть мужчина боится женщины, когда она ненавидит: ибо мужчина в глубине души только зол, а женщина еще дурна. Кого ненавидит женщина больше всего? -Так говорило железо магниту: 'я ненавижу тебя больше всего, потому что ты притягиваешь, но недостаточно силен, чтобы перетянуть к себе' Почему же выбраны декорации тюрьмы, да ещё и с таким контингентом? А чтобы показать, чем человечишка, да ещё и даже тварь дрожащая, что себя возмнил чем-то прекрасным и большим отличается от Сверхчеловека (словно Раскольников, доказавший сам себе, что он тварь дрожащая). Что благие намерения ведут к ужасным поступкам. 'Вот они ужасные, что носят в себе хищного зверя и не имеют другого выбора, кроме как вожделение или самоумерщвление. Но и вожделение их - тоже самоумерщвление. Они еще не стали людьми, эти ужасные; пусть же проповедуете они отвращение к жизни и сами уходят! '
«Аутсорс» - это яркий и провокационный сериал, который смело погружает зрителя в суровые реалии 1990-х годов, где на фоне экономического упадка и социальной нестабильности рождаются крайне неоднозначные решения. Сюжет вращается вокруг работников тюрьмы особого назначения, решивших доверить исполнение смертных приговоров родственникам жертв. Такой ход становится поводом для глубокого осмысления моральных дилемм и вопросов справедливости, заставляя зрителя задуматься о цене человеческой жизни. События сериала разворачиваются в 1996 году, когда мораторий на смертную казнь еще не введён, а жизнь в провинциальном городке напоминает жестокую реальность, где нормы морали часто уступают место банальной жестокости. Режиссер Душан Глигоров использует формат 4:3 для усиления ощущения клаустрофобичности и неизбежности судьбы героев, словно заключённых не только физически, но и морально. Тщательно подобранная цветовая палитра и холодные, монохромные кадры создают атмосферу замкнутости, отражая внутреннюю пустоту общества. Центральную роль в сериале исполняет Иван Янковский, воплощающий образ Кости Волкова - персонажа, сочетающего в себе черты харизматичного лидера и безжалостного манипулятора. Его образ многогранен: с одной стороны, он вызывает симпатию своей решимостью и интеллектом, а с другой – его поступки заставляют зрителя задуматься, насколько тонка грань между справедливостью и жестокостью. Второстепенные герои – надзиратели, прокурор и тюремный врач – демонстрируют различные стороны человеческой натуры, подчеркивая, что даже в самых темных условиях человек способен на как добрые поступки, так и на предательство. Сценарий, написанный Анной Козловой, умело сочетает элементы триллера, драмы и черного юмора, создавая динамичное и насыщенное повествование без излишнего пересказа сюжета. Режиссер Душан Глигоров, опираясь на свой опыт создания мрачных и атмосферных проектов, превращает каждую сцену в художественную композицию, где даже мелкие бытовые детали становятся символами судьбы и нравственных испытаний героев. «Аутсорс» - это не просто криминальная драма о смертной казни, а глубокое кинематографическое исследование моральных компромиссов, заставляющее зрителя задаваться вопросами о границах человеческого выбора и ответственности. Сериал умело сочетает элементы трагедии и иронии, превращая насилие и безысходность в мощный эмоциональный катарсис. Если вы готовы окунуться в атмосферу безжалостных 90-х, где каждая минута наполнена напряжением и сомнениями, этот проект станет не только увлекательным зрелищем, но и поводом для серьезных размышлений о сущности справедливости. 9 из 10
Ну вот и конец истории... историй мужчин, женщин, немного даже и детей. Историй выдуманных и закрученных, перекрученных настолько, что-то где-то гайки да и лопнули. Ещё я не помню сериала, даже из 90-х, где портрет Ельцина столько светился бы. В этот кинококтейль запихнули столько всего, что бессмысленно перечислять. От этого он к концу и стал совершенно бессмысленным сюром, но связным (в отличие от другого недавнего и примечательного сериала с Янковским). Но конец всё равно узнать хотелось. Тут люди убивают по разным причинам, они мстят, они бьют, пьют, гуляют до одури, предают, находятся под чем-то злым, испытывают плачевную страсть к деньгам, шмоткам классным, сексу, тачкам и наслаждению эйфорией - тьмы настоящей тут выше крыши, как и ностальгии по чему-то, чего, как кажется теперь, никогда и не было. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. (1-е Коринфянам 2:12-16). Но отдадим людям должное. Они мучаются, то ли от совести мук, то ли от осознания того лишь, что воздаяние за зло существует. И это приводит их к парадоксальному: если бы они не мучались, то и не загоняли бы себя в угол, но сама их совесть или как бы совестливые мысли их и наказывают, заставляя совершать ошибки глупые. Парадокс. То есть, получается, если бы не мучились совестью и мыслями о том, что делают злое, то и воздаяние их не настигло бы (по крайней мере при жизни). Но кто способен совладать с такими мыслями или самой совестью? Но, возможно, что если убедить себя, что твоё зло - это добро на самом деле (как и происходят с настоящим главным героем картины), то и совесть не будет мучить и мысли будут не затуманены, а потому Волков умён. Волков умный мужик. Ум делает нас совестливыми, очищает разум от глупости. Посему умные люди достигают большего, по крайней мере в рамках этой жизни, этого мира, но суд Божий над миром, над умами человеков. Ум мирской и ум Христов, как говорится - это субстанции немного разные, разного измерения, совершенно их невозможно даже сравнивать. Человек неплохо может прожить в этом мире своим умом, но это не означает, что дорога в условный рай не будет для него под невскрываемым замком. В остальном бабы тут просто прелесть. На любой вкус и ментальность поведения. Приятное разнообразие. И ещё: привет демократическим 90-ым! И пока...
Снято хорошо, проблем с этим не было. Актерская игра ничем не примечательна — в принципе, для сериала с такой задумкой трудов вряд ли могло возникнуть. В большинстве городов и так инфраструктура не меняется с советских времён. Картинка приятная, атмосфера есть — хоть какая-то. К счастью, я в то время не жил, но не трудно понять, что люди, хоть и жили не без труда, положительные моменты у них тоже были. В самом сериале такие позитивные моменты — это найти деньги своего муженька и потратить их на алкоголь либо же купить очень дорогую вещь. Так как ни у одного псевдогероя/героини нет мозга хотя бы подумать о том, что любой человек может сложить 1 + 1 и понять, что что-то не так. В самом сериале толком положительных моментов-то и нет — даже малейших. Все просто ссорятся. Я понимаю, что это сделано, чтобы передать безысходную атмосферу того времени, но с этим переборщили раза в два. Сложилось такое ощущение, что солдаты на фронте больше улыбаются и хоть как-то шутят, чем здесь. Самая главная проблема сериала — это логичность. Просто много дыр, которые никак не объясняются. Тот же герой Янковского, который вроде как пытается проявлять хоть какие-то эмоции первые 30 минут, после становится полнейшим социопатом, будто тюрьма его сразу переклинила (что за волшебство?). О характерах персонажей, в общем, тоже не скажешь многого. Описать можно так: социопат, сопля, безхарактерный (буквально), терпила, сексоголик. В именах не нуждаются — и так всё поймёте. Весь сюжет строится на том, что каждую серию показывают, как трудно же живётся семьям в такое непростое время. И главное — нужно по десяток минут каждую серию поплакать: какая же трудная жизнь! Даже когда после первой казни все получают по доле — всё равно нужно быть принципиальным и говорить: «Зачем мне эти кровавые деньги?» (когда у тебя муженёк работает в тюрьме особого режима, и ты об этом прекрасно знаешь). Все пять персонажей просто непригодны для работы в таких условиях. Сама концепция сериала была неплохой, о чём можно порассуждать. Ведь наши псевдогерои дают возможность казнить заключённого за деньги, тем самым отомстить за своего близкого родственника. Вроде всем эта идея понравилась, все стали жить лучше. Но антигерою Янковского нужно начать философствовать в духе Лорна Малво из «Фарго». Посмею сказать, что самого персонажа и взяли из американского сериала: манера речи, философия, отсутствие эмпатии. Особенно в последней серии, в начале — в речи Янковского сразу прослеживается копирка. Всё это у двух героев идентично было бы, но у Янковского персонаж просто будто плохо прописан. Так скажем, нет харизмы — просто человек сумасшедший. В то время как у американского антигероя был куда больший спектр эмоций, хоть он их и имитировал для достижения своей цели. Более брутальным получился, конечно, Лорн Малво, но более реальным — Янковский, у которого персонаж менее героизирован. Думаю, это можно отнести к плюсу самого сериала — что нет героизации персонажей. Всех их можно назвать так же, как и подполковник называл — «мрази», хоть сам и не отличался от них. Насчёт развязки столь «захватывающего сюжета» — возникло ощущение, что школьник пересказывал стих, забыл концовку и решил дополнить её от себя, просто чтобы посмеяться. Вот такая развязка и получается. Сериал, кроме раздражения и смеха, ничего такого не вызвал — ни сожаления кому-либо из «мразей», ни какой-либо симпатии. 4 из 10
Возможно, одна из лучших свежих российских криминальных драм. Клубок из критических психологических ситуаций, которым подвержены все участники сериала. Фильм больше не о самой сквозной теме, а о семейных несчастьях. Сквозная тема задаёт тон и диктует действия, внося конкретный криминальный элемент, в остальном мы видим жёсткие бытовые семейные проблемы. Абьюзивные отношения с психопатом, хейт-лов перерастающий в контроль, через насилие, виктим-шейминг жертв изнасилования и заражённых ВИЧ, сексоголизм, проблемы сепарации взрослого мужчины. Все эти явления связаны с главными героями сериала и толкают их на путь преступления. Актёрский состав подобран очень хорошо, хотя, прям известных особо нет. Ну, наверное кроме Ивана Янковского, который мне не очень нравится, но и тут ему отлично подошла роль психопата манипулятора. Атмосфера у сериала тяжёлая и мрачная. Самое неожиданное - это финал. Я думал, что будет что-то логичное в исторических рамках, но создатели внезапно включили Тарантино. Мне такое, скорее понравилось. Отдельная тема - общение персонажей с заключёнными убийцами, очевидно образы которых связаны с реальными прототипами. Хороший ход в сторону популярного тренда тру-крайм. Сюжет. 1996 год город Елизово на Камчатке. Начальник тюрьмы приводит нового сотрудника в отделение, где сидят смертники. Небольшой коллектив, в обязанностях которого, в том числе приведение в исполнение смертного приговора. Начальник абстрагируется от участия и сваливает всё на прокурора и трёх работников. Новый сотрудник с явными психопатическими наклонностями и задатками лидера придумывает схему заработка. Вернее схема сама находит антигероев фильма, а они её уже развивают. Идея в том, чтобы за деньги делегировать исполнение приговора родственникам убитых заключёнными убийцами. При этом, у героя Янковского выстраивается и какой-то внутренний моральный устав, скорее вредящий общему делу. При этом, у всех персонажей острые личностные и семейные проблемы. Не просто, какие-то разлады, а прям всё очень плохо и жёстко. Ну и понятно, что вся эта ситуация ничем хорошим не закончится. Сама по себе она сомнительная, а тут ещё и психологически крайне нестабильные участники. В фильме можно найти, какие-то сюжетные дырки и странные моменты в логике поведения и происходящего. Опять же, нет действительно яркой актёрской игры. Ну, может быть некоторые второстепенные роли вышли более сильно. Но в целом и в частности, тяжёлых огрехов нет. Всё или хорошо или отлично. И сериал воспринимается великолепно. Сложная и очень качественная работа. Если не боитесь чернухи, то рекомендую.
В 1996 году накануне принятия Россией моратория на смертную казнь на работу в тюрьме особого назначения выходит новый надзиратель Константин. Встретившись с отцом одной из жертв, Константин понимает, что близкие люди имеют право на исполнение наказания. Заручившись поддержкой коллег, он придумывает новый бизнес - отдавать исполнение смертной казни на аутсорс. Но очень скоро выясняется, что деньги и справедливость несовместимы. Как только появляется возможность заработать, находятся и люди, готовые поступиться любыми принципами. Ни для кого не секрет, что последние годы образовалась целая тенденция на создание различных сериалов и фильмов на тему 90-ых и оглушительный успех сериала «Слово пацана» лишь усилил эту тенденцию. Более того, на первый взгляд может показаться, что «Аутсорс» за авторством режиссера Душана Глигоровой и сценариста Анны Козловой не представляет ничего другого, кроме как очередную «чернуху про 90-ые». Однако это первичное впечатление оказывается обманчивым. Можно смело заявить, что авторы данного сериала рассказали действительно сильную, глубокую и представляющую огромный источник для размышлений историю, которая фактически представляет собой некое подобие «античной трагедии» в декорациях постперестроечной России. Параллельно основной сюжетной линии, авторы данного сериала весьма достойно развили персональную историю каждого из многочисленных героев сериала. Судьба ни одного из них не похожа на других. Но объединяет их одно – полное нежелание брать ответственность за принимаемые решения и совершаемые ошибки, ярко выраженная тяга найти «пастуха» собственной жизни как корень всех проблем, которые буквально обрастают подобно снежному кому по и приводят к наиболее подходящей «античной трагедии» концовке. Концовка получилась слегка грубой и пожалуй даже абсурдной. Более того, сохранив её направление, но подав её слегка в ином ракурсе, сериал бы от этого только выиграл. Тем не менее, именно этой абсурдностью сериал подводит финальную черту перед главным посланием сериала – так жизнь дальше нельзя и одно осознание этого уже можно считать хорошим началом. Тем более, что практически сопереживать тут просто не кому. Так как ни одного из героев нельзя назвать более ли менее хорошим человеком. Режиссер данного сериала Душан Глигоров стал для меня настоящим открытием благодаря сериалу «Хрустальный» и с тех пор каждым своим новым сериалом повышает планку качества. Не стал исключением и «Аутсорс», который определенно можно назвать одним из лучших работ Глигорова на данный момент и определенно одним из лучших сериалов отечественного производства. Создав действительно мрачную, умело сочетающую в себе элементы серьезной драмы и абсурдистской комедии и просто захватывающее произведение. По большей части подкупая тем, что именно стараниями Душана Глигорова и его постоянного оператора Батыра Моргачева, город, в котором проживают главные герои сам воспринимается одним из действующих персонажей картины и создаёт ощущение огромной тюрьмы. Но уже тюрьмы человеческих судеб. Нельзя не отметить замечательные актерские работы всей актерской команды, которая не просто сыграла, а буквально прожила своих персонажей на экране. Особенно впечатлили работы Милы Ершовой и Даши Котрелёвой, которым достались наиболее глубокие и сложные персонажи картины. Приятно удивила и Карина Разумовская, которая предстала в неожиданном для себя амплуа и в кое-то веке выдала действительно сильную и убедительную игру. 10 из 10 Аутсорс – это определенно один из лучших отечественных сериалов, что я когда-либо видел, который представляет собой «античную трагедию» в декорациях постперестроечной России. Охотно рассказывая сильную, глубокую, захватывающую и представляющую огромный источник для размышлений историю. В том числе, о уже давно крылатой фразе Фёдора Достоевского из «Преступления и наказания» - тварь ли я дрожащая или право имею.
Сюжет: на дворе 1996 год, ломка устоев. Крохотный городок где-то на Камчатке бьется в судорогах: безденежье, бесперспективность, бессмысленность существования. В городе есть тюрьма особого режима, где приводятся в исполнение смертельные приговоры: своей пули ждут маньяки, террористы, серийные убийцы. В процесс «исполнения» вовлечены несколько человек: начальник тюрьмы, тюремный же врач, пара надзирателей да городской прокурор. Все у них отлажено, все идет по рельсам. Но тут в город приезжает неведомо откуда новый надзиратель, который взбултыхивает это болотце: он предлагает отдавать казни на аутсорс, то есть позволять близким жертв убивать маньяков. Мол, и справедливость восторжествует, и нам денежка капнет. И вот тут начинается. Сразу скажу: реализмом здесь и не пахнет. Настроение «Да такого в жизни быть не может, как бы они это сделали» надо сразу спрятать в дальний ящик. Да, не может. Но это не документалка. Это фильм-фантасмагория, фильм-притча. Как Грегор Замза не мог превратиться в насекомое, так и надзиратели не могли провести в тюрьму мать убитой маньяком девушки, разумеется. Цель этой небылицы – раскрыть характеры, создать условия для того, чтобы из персональных шкафов с грохотом повалились скелеты, чтобы из нутра каждого героя выглянуло истинное лицо. Точнее, рыло. Еще одна литературная аллюзия: помните, в школе читали гоголевскую комедию «Ревизор»? Когда приличные, вроде бы, люди, степенные чиновники, в курьезной и нелепой ситуации вдруг предстают теми, кто они есть на самом деле: мелочными, слабыми, трусливыми людишками? Вот, и здесь та же штука. Кстати, напомню, что Гоголь писал вовсе не комедию для похихикать; это была его интерпретация Страшного Суда, когда с людей смывает наносное и обнажается их истинная суть, и все тайное становится явным. В данном случае новенький надзиратель (играет его Янковский-младший) оказывается тем самым Хлестаковым. Но образ у него очень интересный: до конца остается не ясным, кто он и откуда. Я, честно, ждал, что вылезет какая-то мистика. Уж очень он необычен: этакий супермен (не парень с ямочкой на волевом подбородке, носящий плавки поверх трико, а ницшеанский сверхчеловек, победивший в себе все человеческие слабости: и страх, и жадность, и сострадание с любовью), который железно придерживается своих принципов и страшно раздражает этим окружающих, потому что оттеняет их несовершенство… Кто он на самом деле, я так и не понял – думаю, оно и ни к чему, такова задумка автора. Важно не кто он, а кто все остальные, и что от этих остальных есть в каждом из зрителей. Опять же, гоголевское: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь»!
Когда три недели спустя после просмотра сериала «Аутсорс» я осознала, что все еще постоянно думаю о нем, решение написать рецензию стало очевидным. Полагаю, что из-за психологически тяжелого сценария, в содержание которого входит непередаваемое количество трудных жизненных ситуаций и дрянных поступков (убийства, тюрьма, изнасилование, избиение, аборт, алкоголизм, ВИЧ, суицид, проституция, нищета, коррупция, предательство, прелюбодеяние и так далее по списку), не каждый может осилить это кино и дойти до конца. А жаль! Кто-то в разговоре со мной о сериале высказывается: «Зачем надо было снимать такую жесть?». Мое мнение однозначное: вся эта «жесть» критически необходима, чтобы сериал мог поговорить с нами об очень тонких, глубоких и важных вещах - о выборах, которые мы делаем, об ответственности, которую мы на себя берем. Только сложные ситуации так сильно ставят человека перед выбором, настолько выворачивают его душу. Лично для меня «Аутсорс» - глубоко психологическое и философское произведение, которое побуждает человека всерьез задуматься о своих поступках, решениях и об их ценности в жизни. Лично для меня Костя Волков (персонаж потрясающего Ивана Янковского) - что-то между дьяволом и богом: высшее существо, которое спустилось на землю, чтобы в очередной раз посмотреть, обрели ли люди наконец достоинство, готовы ли они вознестись до рая в своих мыслях, чувствах и деяниях? Оказалось, что не готовы. Не знаю, это ли замышляли создатели произведения, но у них однозначно получилось! По моему мнению, сериал будоражит «думалку» наравне с классическими произведениями нашей литературы, и это первая причина данного названия моей рецензии: «Как российский сериал вознесся в ранг высокого искусства». Вторая же причина: игра актеров. Даже после второго просмотра меня все еще не покидает ощущение, что я побывала в этой истории, целиком и полностью реальной. Ощущение, что это не актеры, и это не кино - это всё взаправду. Отдельные овации Ивану Янковскому, мимика, жесты, взгляд которого - тончайший инструмент, дающий зрителю намеки, но не дает прямого ответа. Своей игрой Иван как будто взывает: «А ты подумай, а ты сядь и подумай хорошенько». Я до сих пор не знаю (и благодаря сценарию в том числе), кого сыграл Иван Янковский: парня, который заигрался в Бога, психа-маньяка или действительно дьявола, который решил навестить мир людской. Для меня, как уже было сказано, это третий вариант, но в этом то и вся прелесть его игры - каждый видит того, кого он хочет видеть. Лично мне, видимо, хотелось очень крепко подумать о жизни и о ее устройстве, покопаться в настройках души, и сериал и Янковский дали мне этого сполна. В благодарность и чтобы выразить свое признание, если бы я могла, я смело и не раздумывая, и с превеликим удовольствием выдала бы Ивану Янковскому «Оскар» за эту потрясающую роль. Третья причина названия рецензии: это не сериал, это именно искусство кино в наивысшем понимании этого слова. Сценарий, кастинг, операторская работа, саундтреки, монтаж, костюмы, планы и всё, всё, всё складывается в сгусток чистой энергии искусства. Цвета, которые выставлены в основу фильма, музыка и декорации прямо окунают нас в атмосферу этого города. «Аутсорс» и команда его создателей доказывают, что не только фильмы могут стать настоящими произведениями высокого искусства, дают отпор Чехову, который говорил «Краткость - сестра таланта». Глубина и полномасштабность тоже сестра таланта. Я очень рада, что «Аутсорс» - именно сериал, а не фильм, что нам таким образом дали время «пропитаться» им насквозь и осознать всю глубину его смыслов. Искренне надеюсь, что сериал получит признание, которого заслуживает, и пробудит во многих людях то, что пробудил во мне. Я уверена, что еще пересмотрю его как минимум в третий раз через несколько лет, и он все так же будет резонировать и побуждать думать. Еще многое хочется сказать, но всего не скажешь, поэтому я просто завершусь благодарностью и пожеланиями дальнейших успехов в творчестве всем участникам проекта.
Желание улучшить свою жизнь и получить больше, чем имеешь сейчас, абсолютно понятно и не вызывает никаких вопросов. Это вполне закономерный и логичный ход вещей, а потому, когда мы получаем возможность заработать больше денег, то зачастую без раздумий за неё хватаемся, ведь такие шансы нельзя упускать. Да только далеко не всегда внезапно открывшиеся перспективы способны принести нам настоящее счастье. В сериале Душана Глигорова Аутсорс очень хорошо раскрываются эти мысли, и я считаю, что это именно та интригующая и глубокая история, в которую стоит вникнуть и сделать соответствующие выводы. Сюжет сериала разворачивается в 1996 году в небольшом провинциальном городке близ океана, где находится тюрьма особого назначения. Здесь отбывают срок опасные преступники, которых необходимо держать в стороне от прочих заключённых, а также осуждённые на смертную казнь. Это мрачное, холодное и депрессивное место, и именно сюда перевёлся главный герой этой истории — Константин Волков. Будучи новым надзирателем, он постепенно узнаёт здешние порядки и то, как здесь всё устроено. И нельзя сказать, что ему нравится, как обстоят дела. Волков отказывается мириться с тем, что к осуждённым относятся как ко второму сорту людей, и пытается понять, можно ли это изменить. Своим примером он показывает прочим надзирателям, что выбор есть всегда и в любой ситуации можно поступать по совести. Однако жизнь — вещь сложная, и делить её на чёрное и белое точно не получится. Поэтому, когда Константин обнаруживает возможность быстрого и лёгкого заработка на смертной казни, его жизнь, а также судьба коллег, которым он может доверять, меняется раз и навсегда. Среди героев сериала, которые мне запомнились, хочу отметить тюремного надзирателя Сашу. Он собирается жениться, но его что-то постоянно гложет, и он сам до конца не уверен, правильный ли это поступок. Казалось бы, решение принято, однако непростая в моральном и физическом плане ситуация с его невестой Наташей, сложившаяся незадолго до бракосочетания, приводит Сашу в ещё большее замешательство. Без помощи Кости, у которого всегда найдётся подходящее слово или нужное действие в правильный момент, ему точно не обойтись. Весьма интересно развиваются события в семье Андрея — прокурора, который, как и Костя с Сашей, работает в тюрьме. Его сложно назвать счастливым человеком. Будучи честным и принципиальным, он живёт от зарплаты до зарплаты, что совершенно не устраивает его супругу. Она стремится к роскошной жизни и ни во что не ставит принципы мужа. Это накладывает на него свой отпечаток, и каждый новый день становится для Андрея тяжёлым испытанием. Наконец, ещё один из ключевых героев истории — тюремный врач Пётр. Он выполняет свои обязанности словно на автомате, так как не видит смысла в том, чтобы помогать маньякам и убийцам, которые, по его мнению, и так слишком долго засиделись на земле. Казалось бы, отраду Пётр может найти дома, где его ждут любящая жена и ребёнок, однако он то и дело ищет любовные приключения на одну ночь, и справиться с этой зависимостью ему крайне сложно. Таковы ключевые герои этой истории. Большинство из них мне понятны, их жизненные истории прекрасно раскрываются уже в первой серии. Мы видим, что их волнует, из-за чего они переживают и о чём втайне мечтают. Однако для меня пока что остаётся загадкой Костя — главный герой сериала, которого играет Иван Янковский. Видно, что он человек чести, старается поступать по совести, у него свой особый кодекс поведения, который порой пересекает грани закона. Мы точно не знаем, перевёлся ли он в тюрьму по собственному желанию или его направили туда специальным приказом. Поэтому будет интересно узнать о нём больше — персонаж Янковского явно что-то скрывает и впоследствии сыграет куда более важную роль, чем просто надзиратель. В сериале хорошо показано, как люди не просто жили, а выживали в 90-е. Возможность подзаработать лишнее для них однозначно становится спасением. Это может избавить их от одних проблем, но когда заигрываешь со смертью и криминалом, необходимо понимать, что тебя ждут необратимые последствия. Аутсорс заинтриговал меня с самого начала, и этот сериал определённо стоит внимания. Это напряжённая и мрачная история, в которой далеко не всё так однозначно, как может показаться. Ждём новых серий. 8 из 10
Про «Аутсорс» не написал только ленивый, ведь сериал поистине удался на славу. Такой провокационный, необычный и интригующий сериал ещё нужно было придумать и снять. Это прекрасно вышло у режиссёра Душана Глигорова, который известен зрителю другими своими работами – «Трасса», «Хрустальный», «Химера». В главных ролях «Аутсорса» – Иван Янковский, Эльдар Калимулин, Данил Стеклов, Виталий Коваленко, Дмитрий Сумин, Леонид Тележинский. При анализе «Аутсорса» важно учитывать тот факт, что ничего подобного не могло происходить в реальной жизни по определённому ряду причин, поэтому следует рассматривать сериал не в контексте реалистичности, а в том, какой смысл заложил режиссёр в своё произведение. Ведь самое интересное в сериале – вопросы, на которые должен ответить зритель. «Аутсорс» поднимает ряд важных тем, о которых почему-то редко говорят в кинематографе. Все эти темы связаны с человеческой натурой, такой непостоянной и противоречивой. Главная тема сериала – значимость человеческой жизни. Кто в праве решать, чья жизнь более важна? Здесь мы приходим к теме смертной казни. Почему в целом кто-то может решать, кого можно убить? Главные герои рефлексируют о том, почему им на работе можно убивать людей, а в обычной жизни это считается страшным преступлением. Главные герои – это вообще самое интересное, что есть в сериале, ведь Душан Глигоров представил российскому кинематографу принципиально новый тип главного героя – трикстера. До этого подобные персонажи могли быть только второстепенными героями, за счёт которых раскрывается поведение всех остальных (самый идеальный пример – это конечно же Локи из вселенной Marvel). Однако «Аутсорс» показывает, что главный герой необязательно должен быть понятен зрителю. Константин Волков (Иван Янковский) – настоящая загадка для зрителя. Мы не знаем о нём ровным счётом ничего. Почему он приехал? Какие отношения у него с женой? Можно ли ему вообще доверять и почему все люди, попадающие в его окружение, безоговорочно делают это? Он тонкий психолог, который знает, как манипулировать людьми, или же просто психопат, который из-за невозможности сопереживать говорит всё, что думает? Полная противоположность Волкова – Александр Рыбкин (Эльдар Калимулин). Он наивный и доверчивый, им крутит как хочет мать жены (невероятно харизматичная в этой роли Карина Разумовская) и в целом люди относятся к нему не очень серьёзно. Именно из-за этого контраста и происходит невероятная химия между Рыбкиным и Волковым. С персонажем Калимулина происходит, относительно остальных, небольшое развитие. Казалось бы, ситуация с женой Наташей (Мила Ершова) должна была заставить его начать принимать взрослые решения, однако, имеем, что имеем. Несмотря на это, мне понравилась работа актёра в этом сериале, уж очень органично и непринуждённо он выглядит (в целом нежные чувства к Калимулину зародились во мне после фильма «Год рождения», где он играет похожую роль). Если говорить про огромные внутренние метаморфозы, то здесь самым кричащим примером станет персонаж Дмитрия Сумина Андрей Михайлов – честный прокурор, который хочет, чтобы его жена Катя (Карина Александрова) наконец увидела в нём мужчину. Ветка его героя начинается довольно банально – он не берёт взятки, идёт против начальства, ведь всё должно быть по закону, он спорит с родителями, ведь те не понимают, как сильно он любит Катю. Поэтому я не ожидала много от маленького человека, но что с ним происходит по мере развития сюжета… Что творит с человеком его неудовлетворённость в жизни? Остальные персонажи развиваются достаточно последовательно. Тюремный врач Пётр Кулаков (Леонид Тележинский) зависим от секса, он плохой человек и прекрасно об этом знает. В рамках его истории мы видим, что иногда наши слабости могут быть сильнее нас. Интересен каждый женский персонаж в сериале. Мы видим женщин, оказавшихся в очень трудных ситуациях, но каждая из них ведёт себя по-своему. Катя – девушка, которая хочет красивой жизни, она может на многое закрыть глаза, если показать ей несколько зелёных купюр. Она хочет быть своевольной, но в глубине души понимает, насколько зависима от обстоятельств. Наташа – девушка, которая никогда не принимала самостоятельных решений, ведь этим всегда занималась и продолжила заниматься после переезда девушки к мужу её мама. Наташа становится самостоятельной, но для этого пришлось заплатить большую цену. Нина (Даша Котрелёва) – жена Волкова, мы про неё не знаем ничего, кроме её образования и любви к бульварным романам. Её линия развивается, пожалуй, интереснее всего, но здесь мы обойдёмся без спойлеров. На этом интересные персонажи не заканчиваются, ведь я даже не рассказала про Романа (Данил Стеклов) и его мать – женщину очень верующую и при этом суеверную. Просто поверьте, что про каждого героя в «Аутсорсе» можно очень много писать и рассуждать об их личностях, но у нас здесь не психологический разбор, поэтому остановимся на этом. Остальное смотрите сами. Отдельный герой «Аутсорса» – Камчатские пейзажи – суровая погода и невероятные виды. Когда смотришь сериал, постоянно задаёшься вопросом, как можно жить, окружённым такой красивой природой, и при этом собственными руками загонять себя в грязь. Огромный диссонанс вызывают страшные действия, совершённые в таком красивом месте. И это ещё один приём, который делает сериал поистине уникальным. Мы смотрим сериал про 90-е, убийства и жестокость, но при этом на фоне играет барочная музыка, а в титрах изображены рисунки-маргиналии. Отдельного внимания заслуживает концовка сериала, поистине тарантиновская, всё выполнено в духе маэстро. Обилие крови и фарс, который как нельзя лучше показывает, что на любое зло найдётся нечто пострашнее. Подводя итог, хочу сказать, что очень советую посмотреть сериал «Аутсорс». В нём не стоит искать ностальгии по ушедшим временам, имея основанную на реальных событиях историю (всё-таки мы говорим про реальный период в истории России). На выходе мы получаем оригинальный продукт, который не имеет аналогов. Смотрите «Аутсорс», чтобы хоть попытаться разгадать загадку человеческой природы и ответить для себя на вопрос, могут ли пахнуть деньги.
Так сказал начальник колонии. И этот вопрос ставят создатели сериала. Мысль не нова. Новый взгляд - интересен. За кулисами - все равно безысходность. Работники колонии, оказавшись зажатыми в тиски нищеты и нестабильности 90-х, пытаются заработать на продаже смертной казни. Объединившись с коллегами, приводящими приговор в действие, они разыскивают богатых родственников пострадавших от рук пожизненно заключенных, ожидающих смертного приговора. С первым клиентом уже дело пошло не совсем так, как они себе представляли, но они соглашаются сдвинуть границы дозволенного - клиент захотел не только стрелять. А уже со второго - все и вовсе идет наперекосяк. Далее появляются незапланированные жертвы и возникают все новые и новые моральные дилеммы - как можно, а как нельзя? Что допустимо, а что нет? Почему? А если бы тебя? А с тобой как? Фильм построен на манипуляциях героя Янковского, являющимся воплощением Люцифера, который пытается поставить каждого из других персонажей перед вопросом, выбором, столкнуть с искушением и в первую очередь с самим собой. По ходу повествования градус мрака увеличивается - тебя, как зрителя, проверяют вместе в героями. А так согласишься дальше пойти? А если заплатим? А если столько? Кажется, в сериале нет ни одного положительного героя. А может 'Люцифер' и был самым положительным? А чем другие лучше? У него были хотя бы внутренние рамки дозволенного и он единственный действовал не из алчности и трусости. Апогей падения приходится на финальную серию, где первоначальное желание подзаработать по хоть каким-то правилам превращается уже в бесправный беспредел с жаждой наживы под руководством начальника колонии. Ожидаешь, что, может быть, женщины как-то сдержат своих мужчин от этой черной бездны, или хотя бы не будут являться стимулятором, но в итоге вы увидите в лучшем случае лишь молчаливое согласие. Такое счастье, конечно, не продлится долго. Ведь за все надо платить - болезнями, жизнью, счастьем, деньгами - это меньшее... Авторы не отпускают до конца и даже в финальной сцене, когда только успела появиться еще одна нравственная проблема, тебе тут же задают вопрос: а есть ли она - эта проблема? Ведь никто не спросил заключенных - а что лучше: пожизненное или расстрел? Никто из искушенных - ни женщины, ни мужчины, не прошли проверки. Может быть, только заключенный доктор с коктейлем? Очень красиво снята Камчатка! 9 из 10 за всё!
В середине девяностых, когда жизнь в стране менялась буквально на глазах, в тюрьме особого назначения на самом краю России, где томились в ожидании исполнения приговора заключённые-смертники, время как будто остановилось. Ничто не предвещало каких-либо значимых перемен. Надзиратели, особо не вникая в суть происходящего вокруг, выполняли свои нехитрые служебные обязанности по надзору за заключёнными. Утром, делая обход, раздавали зекам баланду в окошко тюремной камеры, да изредка выводили их по одному гулять в специальную прогулочную камеру под открытым небом. И, не задаваясь лишними вопросами, с определённой периодичностью, тупо и обыденно, приводили очередной приговор в исполнение в присутствии тюремного врача и местного прокурора. И пока прокурор строго следил за законностью и своевременностью исполнения приговора, врач буднично фиксировал смерть очередного казнённого зека. И надзиратели, и прокурор, и врач, все они были одинаково недовольны своей работой и жалкой, неустроенной жизнью в маленьком северном городке, мечтая, когда-нибудь, вырвавшись отсюда, уехать, как можно дальше, начав новую счастливую жизнь. Поэтому работали они кое-как, формально относясь к своим служебным обязанностям. И так продолжалось день за днём, пока в тюрьму не прибыл новый сотрудник — исполнитель приговоров Константин Волков. Вскоре выяснилось, что Костя парень рассудительный и принципиальный, со своими понятиями о добре и зле, о справедливости и гуманности. А также о том, кто имеет моральное право лишить жизни другого человека, а у кого такого права нет и быть не может. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в его светлую голову случайно пришла такая замечательная идея, отдавать смертную казнь на аутсорс. То есть не самим приводить смертный приговор в исполнение, а привлекать для этого сторонних исполнителей, готовых взяться за эту грязную работу. И этой перспективной идеей он не замедлил поделиться со своими коллегами, которые тут же, единодушно её одобрили. Действительно, зачем же самим заниматься таким богопротивным и неблагодарным делом, когда есть многочисленные несчастные родственники жертв убийств, которые жаждут собственноручно расправиться с убийцам своих горячо любимых детей, супругов, родителей. И готовы за это щедро заплатить, поскольку ими движет одно из самых сильных и благородных человеческих чувств — месть. А сотрудники тюрьмы не прочь им такую возможность предоставить, но, с одной оговоркой. Они готовы предоставить её не всем желающим, а только самым богатым и щедрым из родственников, способным заплатить за эту уникальную услугу максимально высокую цену. Вскоре это выгодное коммерческое предприятие было поставлено на поток и бизнес-партнёры, распределив обязанности, получили свои первые барыши. Но, также быстро всем участникам этой бизнес-аферы стало абсолютно всё равно и кому доверить эксклюзивное право исполнения приговора, и даже кого будут казнить, лишь бы новые исполнители хорошо заплатили. А всё потому, что смертная казнь стала для них не просто вынужденной и неприятной частью их, и без того мрачной службы, а очень выгодным и лёгким бизнесом, от которого они уже не могут отказаться, ведь от этого зависит их будущая счастливая жизнь. А ради неё они готовы на всё. В сериале поднимаются очень важные дискуссионные вопросы, по которым в современном обществе нет единого мнения. Во-первых, это вопрос о правомерности и целесообразности применения государством смертной казни, и о целях наказания вообще. Так, должно ли наказание применяться в качестве возмездия и заслуженной кары преступнику, или же его цель исправление осужденного? А, во-вторых, о правомерности легализации эвтаназии. В частности, можно ли считать эвтаназию убийством или самоубийством, или же у любого человека есть право на достойный и добровольный уход из жизни? На эти вопросы в настоящее время нет чёткого ответа. И у первого и у второго есть, как свои сторонники, так и противники, которые спорят уже не первый год. Помимо этого, затронут целый ряд проблем, актуальных для современной России. Это и профессиональная деформация сотрудников системы исполнения наказаний. И домашнее насилие. И проблема безработицы в небольших российских городах. И проблема лечения СПИДА. Приятно видеть, что создатели отечественных сериалов наконец-то вышли за пределы локаций Москвы, Петербурга и центральной части России, начав снимать в отдалённых российских уголках, показывая жизнь, в этих богом забытых местах, такой, какая она есть, без ретуши и прикрас. К сожалению не обошлось и без досадных ляпов, о которых нельзя не упомянуть. Так, в ходе сюжета мы постоянно видим на камерах заключённых таблички с указанием статей уголовного кодекса, по которым они осуждены, и кратким описанием совершённых ими преступлений. И почти везде фигурирует ст.105 часть 2 УК РФ (убийство при отягчающих обстоятельствах). При том, что по сюжету действие разворачивается в 1996г. и это последний год, когда в России ещё действовала смертная казнь. Но дело в том, что ст.105, это норма ныне действующего УК, который вступил в действие и стал применяться только с 1 января 1997г. А до этого действовал и применялся старый советский УК РСФСР. И поэтому до начала 1997г. по ст.105 УК РФ никого осудить не могли, а за умышленное убийство выносили приговор по ст.102 УК РСФСР. Дальше больше. У заключённого Сонина по кличке «расхититель», единственного приговорённого к смертной казни не за убийство, а за дачу взятки, на табличке почему то значится ст.162, что по действующему УК означает «Разбой». А по УК РСФСР — «Занятие запрещёнными видами индивидуальной трудовой деятельности». И очевидно, что ни первое, ни второе к даче взятки никакого отношения не имеют. А за дачу взятки Сонин мог быть осуждён по сюжету только по ст.174 УК РСФСР. И уж приговорить его к смертной казни за это преступление ну никак не могли, поскольку в диспозиции ст.174 она даже не предусмотрена, а максимум, что ему грозило, это 15 лет лишения свободы. Помимо вышеперечисленных, есть и другие подобные ляпы, о которых просто нет места здесь рассказать. Но, создатели сериала, по-видимому, не считают нужным вникать в такие юридические тонкости, надеясь, что большинство зрителей не обратят на это никакого внимания. Действительно, абсолютное большинство этого даже не заметит. Но тем, кто в теме, такие ляпы режут глаз, снижая в целом уровень восприятия, и доверия к увиденному на экране. И ладно бы жанр был заявлен, например, как антиутопия, но здесь то драма, что подразумевает какую-то достоверность происходящего в сериале. И непонятно, что сложного в том, чтобы открыть действующий уголовный кодекс и прочитать на первой же странице, когда он был принят и вступил в действие, чтобы не допускать подобных ляпов.
Есть у меня приятельница, которая, чуть происходит преступление, привлекшее внимание СМИ, кричит: 'Пора возвращать смертную казнь, я не хочу содержать преступников на свои налоги!' Обязательно покажу ей 'Аутсорс', чтобы незамедлительно пересмотрела свою точку зрения. И правда, сериал действует отрезвляюще: в первых же сериях сразу показывается, как опасно давать людям в руки такой инструмент, как смертная казнь. Достаточно пораскинуть, кто чем может, и задать себе пару вопросов: уверен ли я, что человек заслужил смерти? Уверен ли я, что он сидит справедливо и его вина полностью доказана? Хотят ли его смерти пострадавшие и их родственники? И главное - готов ли я сам взять пистолет в руки и исполнить наказание, ведь оплата казни из налогов дает этот пистолет в мои руки? Если смотреть сериал не поверхностно, ответ на все выше обозначенные вопросы будет 'нет', потому что даже последняя жертва так называемого 'аутсорса', сидящая по некой антигосударственной статье, ставит под сомнение любую виновность, кроме виновности тех, кто исполняет приговор. Про светилу-доктора умолчу, потому что сценаристы разжевали ситуацию и положили в рот. Делать выводы о морали/аморальности преступления - дело зрителя. Я не знаю, кто из приговоренных действительно виновен (кроме одного конкретного преступника, с которого все началось), но все герои сериала (за исключением одного женского и одного мужского, не имеющего отношения к тюрьме) - преступники, маньяки и моральные уроды. И хотя сериал пытается пояснить, как нелюди докатились до жизни такой, я не могу оправдать бесчеловечность. Причем самый опасный герой для меня - Костя в исполнении Янковского. Остальных худо-бедно можно понять, в качестве оправданий своей натуры они нашли бедность, болезни, насилие. Константин же непонятен: что им движет? Конечно, деньги, но это с одной стороны, ведь в его философию о том, кто может казнить, а кто нет, совсем не вмещается то, что он делает в повседневной жизни. Более жутким персонажа делает и контраст здравой мысли с бытовым поведением героя. В моем зрительском мозгу тяжело умещались разумные слова о том, что в насилии виноват только насильник, как бы жертва ни была одета (недосягаемая истина для многих современных мужчин, кхм) и его дальнейшее поведения. Янковскому, которого, простите, не шибко люблю, в этот раз готова отписать много килограмм похвалы, потому что столько сложного персонажа ему удалось сыграть филигранно. Не менее важно, как емко в сериале показали, что насилие всегда порождает насилие. Ну не могут преступления против человечности не повлиять на всех окружающих, как бы нам ни хотелось. Показательна история изнасилованной девушки, которая против своей воли оказалась в кругу жестокости и насилия и напрочь стерла моральные ориентиры. Ее ли это вина? Конечно, но не стоит забывать о душевной травме, нанесенной во время насилия и абсолютно мерзком наследии 'совка' в виде порицания изнасилованной девушки, а не насильника. От некоторых сцен с матерью просто бросало в дрожь. Ну и наконец, об атмосфере 90-х, о которой мы периодически, по незнанию, тоскуем. В указанном 96-м году я ходила под стол пешком у бабушки в небольшом городке, но помню и тогдашние модные настенные ковры, и граненые стаканы (взрослые пили воду, я - компот), и песню 'Ясный мой свет', так что смело заявляю: атмосфера передана хорошо. Увидеть ковры было приятно для моей души, за что, как говорит молодежь, респектую, но среди ностальгии не стоит забывать, что 90-е олицетворяет больше 'карьера' аутсорсера, чем Таня Буланова. Как по мне, замечательный сериал 'на подумать', поразмыслить, возможно, поменять ценностные ориентиры. 'Аутсорс' оказался гораздо сильнее предыдущего проекта Душана Глигорова - 'Трассы' - который, хоть и был неплохой работой, но все испортил раздражающей Разумовской и нагло сворованной из одного культового фильма концовкой. Здесь же, не преувеличивая, ставлю 8 из 10
В современном российском кинематографе наблюдается одна острая тенденция - тренд на так называемую 'балабановщину'. Удивительно наблюдать какое-то расслоение культуры на две прямо противоположные составляющие - с одной стороны, зрителя потчуют самыми низкопробными и неудобоваримыми комедиями, с другой - артхаусной чернотой. Однако, если в случае с комедиями, можно не подходить к вопросу критически, то в трагическом жанре у аудитории есть шанс, как минимум, прочувствовать документальную атмосферу и вкусить терпкой аутентичности прошедшего времени. После того, как “Слово пацана” произвел эффект разорвавшейся бомбы, стали активно выпускаться похожие ретро-сериалы в антураже криминальных девяностых. Продюсеры и режиссеры безошибочно почувствовали веяние эпохи и, искусно играя ностальгическими нотками, продолжают радовать нас новыми кинопродуктами. Одним из таких стал неожиданно выдающийся не только в плане постановки, но и сюжета, сериал известного режиссера Душана Глигорова “Аутсорс”. Сразу стоит отметить, что сериал имеет все постмодернисткие черты, поэтому не стоит ожидать от него какой-то классической композиции. Согласно классическим канонам - как минимум один персонаж в повествовании должен нести в себе какие-то нравственные черты, чтобы зритель мог ему сопереживать. В “Аутсорсе” таких персонажей нет. По факту, все действующие лица, кроме одного, о котором речь будет позднее - это просто пешки, фигуры на доске времени, страстей и своей эпохи. Попавшие в эру тотальной смуты, они не могут сопротивляться ни обстоятельствам, ни своим скрытым желаниям и, в конечном счете, обречены стать теми же смертниками, за которыми сами надзирают. Сценаристка Анна Козлова аккуратно прописывает историю каждого героя, преподнося все новые и новые испытания, с которыми ни один из них не способен справиться. Стоит сказать отдельное спасибо за какую-то натуральность и шокирующую реалистичность в изображении героев. В рамках тех или иных ситуаций, ты буквально видишь, как их, так называемое “Я”, раздираемое самыми противоречивыми тенденциями, начинает таять как мороженое на солнце. В конечном счете в этих страстях тонет все - мораль, человеческие отношения, совесть, принципы. Безусловно, мы еще наблюдаем алиби каких-то нравственных понятий, которыми персонажи старательно прикрываются как лохмотьями своей человечности. Мы сознаем и сопереживаем их чаяниям и надеждам, сочувствуем их сокрушительному горю, и все же, в конце концов, нет никаких сомнений, что под этими напластованиями событий, они воистину расчеловечились. Разве можно судить людей за то, что они хотят жить, и жить по возможности хорошо, используя для этого те инструменты, которые дает само общество? Разве можно судить кого-то за то, что сам делаешь изо дня в день? После просмотра всего сериала и развития истории, понимаешь весь дерзновенный замысел Глигорова и Козловой. На самом деле, через своих персонажей они показали как быстро, бесповоротно и необратимо деградируют не только отдельные индивидуумы, но и и само общество, не охраняемое принципами и законами. Становится кровавым спектаклем, театром насилия и порока, ибо грех как вирус, мгновенно передается от одной жертвы к другой, пока не уничтожает всех. На протяжении фильма мы встречаемся все с новыми и новыми душевными уродствами, которые стремительно множатся - бессильная ненависть, похоть, измена, предательство, пьянство, алчность, честолюбие, гордыня и, венчается все, конечно, убийством, покровительствуемым самим государством. Все это обставлено в таких декорациях, появляется при таких условиях, что данное поведение представляется даже вполне логичным, по современным меркам. Однако, перестает ли оно от этого быть преступлением? При просмотре вполне законно задаться вопросом - а как бы каждый из нас поступил в этой ситуации и не пропали ли мы окончательно в пучине безнравственности и эгоизма? Если, с одной стороны, перед нами предстает целая группа персонажей, являющимися только слепым орудием в руках неумолимой судьбы, то, с другой, всем им противопоставляется некая самодостаточная, сильная, безусловно 'ницшеанская' личность. Человек самодостаточный, умный и расчетливый, употребляя выражение самого Ницше “на судьбе стоящий судьбою”, способный не только сам принимать решения и нести за них ответственность, но и ловко манипулировать другими людьми. Если все остальные герои максимально приземлены и реалистичны, то протагонист Ивана Янковского, очевидно, создают вокруг себя какую-то мистическую ауру. Кажется, что он является аллюзией на безымянного гостя из фильма Пазолини “Теорема”. Оба героя - не от мира сего, некие ангелы смерти и разрушения, которые призваны, чтобы не подчинить людей, но разбудить в них нечто, что заставит самих прийти к гибели. Для него характерны искуснейшие манипуляции, мефистофелевское видение всех глубин человеческой природы, последовательности и зловещая логика даже в самых страшных вещах, касающихся убийств. Это ангел воздаяния, срывающий все маски. Но в то же время и простой человек, старающийся прозреть смыслы бытия, подчиняющийся судьбе и обстоятельствам там, где заканчивается его власть - поэтому так показательны его отношения с женой, где он став тираном, сознает это и решает разорвать все связи. В конечном счете, он, конечно также не положительный герой, а возможно, даже самый отрицательный, но от прочих его отличает чувство ответственности за свои действия и роковая последовательность. Более того, будучи инициатором всего предприятия по смерти на продажу, он понимает, что его логика и “новая мораль” потерпела сокрушительное поражение перед неумолимой злостью “униженных и оскорбленных”, которые, последовательно нарушив все договоренности, создали собственный падший мир. Удивительно, но на протяжении всех восьми часов беспроглядного ужаса, только эти немногие положительные качества протагониста и будут являться слабым кровавым лучом света в темном царстве, в коем все мы успешно продолжаем существовать. Таким образом, сюжетную часть можно только похвалить, отметив, решительную твердость и волю сценаристки и постановщика в постановке (а) моральных проблем. Что же касается режиссуры - кажется, она на самом высоком уровне. Наши сериалы в принципе славятся отменным качеством съемки и “Аутсорс” не исключение - постановка каждой сцены, музыкальное сопровождение, игра актеров, искусная игра светотеней, буквально все выполнено на самом высоком уровне и способно вызвать только уважение. К сожалению, есть сюжетные дыры, логические нестыковки и перегиб с серостью атмосферы, что особенно заметно в первых сериях. Но постепенно, благодаря глобальности задумки и мастерству режиссера ситуация выправляется, а финал и вовсе выглядит единственно верной развязкой всех сюжетных линий. Таким образом, Аутсорс, безусловно, можно рекомендовать как сериал из категории близких к большому искусству. Возможно, не все в нем придется зрителям по душе, но глубина поднимаемых нравственных проблем, а также “человечность” персонажей заставят многих задуматься о собственной жизни и мире вокруг. Ведь совсем не исключено, что кто-то из нас уже включен в чей-то бизнес план и просто ждет исполнения приговора, даже не подозревая об этом.
На сериал я вышла посмотрев интервью Саши Сулим с бывшим заключенным, которого приговорили к смертной казни в 90х, однако в связи с ее отменой участи удалось избежать. В интервью так же мы видим несколько мнений от адвоката, журналистки, следователя, криминолога на тему смертной казни. А сценарист и автор идеи Анна Козлова рассказывает как возникла тема сериала и многое другое. Что меня всегда увлекает, так это наблюдение за трансформацией героев. Когда появляется возможность наживаться, на что люди готовы закрыть глаза и переступить через постепенно растворяющиеся принципы и совесть? А были ли они? Могли ли они быть в то время? Заметьте, как мало любви в этой истории. К супругам, родителям и даже к детям. Маша, дочь Кости и Нины, подстраивается под обстановку в доме и в какой-то момент принимает решения как взрослая. Ребенок Пети и Юли страдает от занятости родителей своими проблемами Несколько раз звучит фраза «так принято». Принято отвечать «нормально» — когда спрашивают «как дела?». Принято подавать свинью на свадебном столе. Принято быть «при муже». Не принято говорить о насилии. И вообще, будто в то время было принято не видеть проблем других людей. Всем до лампочки, что у тебя происходит, включая врачей и милицию. Герои. Костя Волков. Умный, продуманный и противоречивый. У него есть стержень, он знает свои принципы и не пойдет против них, за что вызывает уважение. Однако для меня некоторые его мотивы оказались непонятны. Например, его последний диалог с Ниной (женой), чего он хотел добиться своим решением или это было искренне? За Нину я искренне рада, что она берет все силы в кулак и неожиданно для самой себя идет на крайние меры. Саша Рыбкин — будто ребенок в теле взрослого. В нем мелькает что-то чистое и наивное. История, случившаяся с Наташей, заставляет взрослеть, радикально действовать, причем быстро и необдуманно. Кстати, Наташа для меня проходит самую интересную трансформацию. Сцена в баре, когда она рассказывает правду о случившемся, прекрасна. Аплодирую и героине и актрисе. Роман Савельев «в тюрьме» и дома с матерью, и на работе. Для меня самый бесхребетный персонаж, так как за всю историю он просто был. Андрей Михайлов. Имеет синдром маленького человека. Через наживу он решает (нет) проблемы с требовательной женой и внутренними потребностями быть важным. У Кати похожие нужды. Эта пара стоит друг друга. Петр Кулаков. Человек, который честен с самим собой, признает, что он м*дак. Если бы не его зависимость, можно было бы сказать что хотя бы в семье всё в порядке, так как мы видим хорошую коммуникацию с супругой. Юля как светлый луч в этой истории, однако и её принципы уйдут на второй план. Моменты, которые я не поняла. 1. Кто такой Олег? Реально, просто Олег, как он себя и называет. Не ясен его мотив и кем он приходится Андрею Васильевичу. 2. Проблема Пети. Тема до конца не раскрыта. 3. Странно, что первого убитого не искали его друзья, потому что судя по всему он был не последним человеком в городе. Про визуальную составляющую. Отметила периодически мелькающий ракурс съемки сверху, будто герои находятся под камерами видеонаблюдения как заключенные. В интерьерах квартир, больниц, тюрьме и других локациях сплошные клетки. Интересно рассматривать цветовые и световые решения. В основном прослеживается контраст оттенков синего и оранжевого. Отдельно выделю вступительные титры, оформленные греческими фигурами/скульптурами. Красиво! Наверное создатели закладывали какой-то смысл в эти графические элементы. А мне просто красиво. Правильно выверенный темп не дает заскучать, однако длительных крупных планов достаточно много, разумеется с убедительной игрой актеров. Понравилось использование композиций оркестровой музыки, она усиливает эмоциональный фон. Не предполагая чем всё закончится, финал порадовал. Катарсис наступил.
Сериал следовало бы назвать «всё, что есть в печи — всё на стол мечи». Достаточно посмотреть лишь часть, чтобы увидеть солянку из героев всех фильмов, которыми, видимо, вдохновлялся режиссер. Янковский здесь — живой прототип Данилы Бодрова. Ну чем не герой «Брата 2»: открытый, честный, да — решает свои собственные вопросы: но зато как — только в интересах общества. Народный концентрат с поправкой на демократические ценности. Из Дмитрия Сумина (прокурор в «Аутсорсе») режиссер решил сделать версию Николая Лаптева (тот самый «честный инспектор ГИБДД» из «Нашей Russia»), только со звездами подполковника (глубокое переосмысление автора как-никак). Остается только неясным: каким фильмом Paramount вдохновлялся доблестный творец (возможно, только заставкой: не зря же в первых кадрах сериала нам показывают высокую заснеженную гору, где вместо надписи «Pictures» — загадочное «1996 год»). Отбросим в стороны наши сомнения при виде странных элементов того самого «1996 года», вроде неоновой вывески «Кафе Дельфин» в ночном клубе (здесь источником для великого режиссера, вероятно, стала какая-нибудь арбатская кофейня, где и продумывались смыслы «Аутсорса») и заметим, что пейзажи, северные виды и образы тюрьмы получились красиво. Причина, наверное — что к творениям природы и российской архитектуры создатель сериала отношения не имеет (и всё же – кинооператоры потрудились хорошо). Остается надеяться, что прекрасный актерский состав нашел в «Аутсорсе» больше смыслов, чем зритель, и в последующих сериях мы увидим, как они спасают положение. Иначе все надежды снова упадут на плечи прославленных экспертов, которым ещё предстоит найти тут следы Достоевского и Шекспира.