Такси до Тобрука: отзывы и рeцензии

cyberlaw
cyberlaw2 мая 2021 в 09:46
Тобрук - такси в один конец

Прокатимся по пустыне? Постараемся нарушить все правила и подружиться с захваченным пленником? И ничего, что он фашист. Рискнем? Проедем сквозь колонну фашистских войск не зная толком немецкого языка? Пройдем сквозь минное поле? Дени де Ла Пательер раскрывает нам один день из жизни нескольких военных. Они отбились от своего подразделения и пользуются случаем, чтобы вкусить свободы. Это скучно и очень далеко от тех зарисовок войны, которые нам рисуют голливудские фильмы. Но война - это ведь не только сражения. Это привалы, отдых, шутки, дружба и нелепые смерти... Дени де Ла Пательер похоже и не собирался снимать увлекательное кино. Он хотел шокировать людей отсутствием действия, боев, перестрелок, злости. Вместо этого хронометраж был заполнен самыми обыденными экзистенциальными моментами: перевернулась машина, заканчивается топливо... А потом, когда зритель был уже умиротворен он был действительно 'уничтожен' сокрушительным финалом. Крюгер, Вентура, Азнавур и другие тут лишь 'винтики' в замысле режиссера. Без сомнения они украшают этот фильм, но никак не 'тянут одеяло на себя'. На мой вкус все вышло слишком резко. В сравнении куда более гармоничным выглядит 'Уикэнд в Зюйдкоте', возводящий сходную смысловую конструкцию. К сожалению первая половина ленты Дени де Ла Пательера оказывается смазанной. Несмотря на наличие эффектных сцен и хорошие актерские исполнения - все это рассказано слишком скомкано, сбивчиво, а потому лишено увлекательности. И это в большей мере определяет оценку фильма 6 из 10

Зритель С
Зритель С3 ноября 2018 в 12:34
Большая прогулка по ливийской пустыне

1941 год, Северная Африка, войска союзников ведут боевые действия против гитлеровской армии. Во время ночного боя убит офицер, четверо французских солдат на пикапе отстали от своих и пытаются просочиться через вражеские тылы в занятый союзниками порт Тобрук. При просмотре сначала становится интересно, затем возникает чувство досады на создателей фильма: из любой трагической темы французы сделают мушкетёрский фильм о галантной войне. Едут четыре мужика по пустыне к своим, берут в плен немца. Никуда друг от друга им не деться, поэтому постепенно между французами и немцем устанавливается взаимопонимание на человеческом уровне. Так и кажется, что герои картины - из того же искусственного мира, где фашизм победили не миллионы погибших солдат и офицеров и не герои войны, а красавица Бабетта. Тем не менее, при дальнейшем просмотре это поверхностное впечатление постепенно рассеивается. Есть в фильме эпизоды, явно навеянные фронтовыми ветеранскими байками, которые заставляют отнестись к фильму не как к африканской версии 'Большой прогулки'. Действие развивается неторопливо, однако отдельные эпизоды (встреча с немецким патрулём в пустыне, встреча с пленными, переезд через минное поле) создают напряжение, и поэтому фильм смотрится с интересом. Прибавьте к этому хороший актёрский ансамбль (Лино Вентура, Шарль Азнавур, Морис Биро), мастерски переданное тягомотное ощущение от переезда по пустыне, ощущение морока от собственно боевых действий (попробуй разберись издалека, чья там колонна впереди в песках - своя или немецкая, или попробуй выживи на территории противника под обстрелом собственной артиллерии). Конечно же авторы явно находились под впечатлением от недавних для тех времён событий войны в Алжире, поэтому фильм они снимали не о борьбе с фашизмом, не о защитниках Родины, а о европейцах, волею судьбы заброшенных далеко от дома на колониальную войну. По сути получился фильм о жестокости войны как таковой. Не самая лучшая картина в творческой карьере Лино Вентуры и Шарля Азнавура, но и не проходная. Минусы фильма (кроме фирменной французской галантной легкомысленности в трактовке военной темы) - провисания драматургии, некоторая затянутость. Хочется написать, что героям по ходу действия уж очень сильно везёт, но если вы досмотрите фильм до конца, то поймёте, что этого упрёка авторы картины не заслужили.

ancox
ancox13 апреля 2016 в 13:21
Зачем мы здесь?

Черно-белый, опаленный солнцем пустыни фильм о бессмысленности мировой бойни, в которой порой друзья так похожи на врагов, и наоборот. Фильм начинается флэшбэком. Канун Рождества 1941. Немецкий капитан Людвиг фон Штегель оставляет свою семью в фамильном замке в Померании, чтобы отправиться «на очередную войну». Чемпион Европы по боксу Тео Дюма встречал рождество в Лондоне, мечтая о собственном бистро на окраине Монмартра. Франсуа Жансак прощался с бабушкой, отправляясь в Лондон «в поисках себя». На борту лодки Самуил Гольдман покидал Францию, опасаясь антисемитских преследований. Приговоренный к смерти Жан Рамирес готовится к побегу из тюрьмы. Все они встретятся в африканской пустыне перед сражением при Аль-Аламейн. Четверо французских солдат потеряют офицера и окажутся предоставленными сами себе. Немец – их случайный пленник. Впятером они отправятся неизвестно куда через зыбучие песни, минные поля и германские лагеря для военнопленных. Странная история, где очень тонкие и драматичные моменты (встреча с таким же потерявшимся в песках подразделением противника) сочетаются с черным юмором (еврей надевает немецкую фуражку, чтобы не быть узнанным плененными друзьями). Безусловный плюс фильма – выразительная игра актерского ансамбля, в котором солирует Лино Вентура. Минус – избитость и банальность сюжета. Не помогает даже поправка на год создания: в это же время тема бессмысленности войны занимала многих европейских кинематографистов. 6 из 10